Внеклассное мероприятие «Человек есть, то что он ест!»
Внеклассное мероприятие по здоровому образу жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внекласное мероприятие | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КИРОВСКОГО РАЙОНА г. ВОЛГОГРАДА
«Человек есть то, что он ест».
Работу выполнила: учитель химии
Токарева Наталия Владимировна.
Конспект внеклассного мероприятия по теме:
«Человек есть то, что он ест».
— способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни, к правильному питанию;
— расширять представления учащихся о химическом составе пищи, о полезных и вредных его компонентах;
— показать значение химических знаний для правильного выбора продуктов питания.
Мероприятие проходит в виде телепередачи «О самом главном».
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники и гости нашей студии! Говорят здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться сам. Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% определяется наследственностью, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.
Один из главных факторов, определяющих наше здоровье, — это питание. Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне: «Человек есть то, что он ест».
Вот мы говорим: правильное питание, рациональное питание. А зачем вообще нужна пища? ( Вопрос к аудитории ) Для ответов на этот вопрос я хочу предоставить слово учёному – биохимику.
Учёный биохимик: Организм человека – это уникальный « химический комбинат », в котором протекает множество разнообразных химически
МОУ лицей №10 Токарева Н.В.
реакций. Согласно закону сохранения энергии, человеку необходимо
поддерживать некоторый запас энергии. Расход энергии, как известно, восполняется посредством питания. Главные компоненты пищи – углеводы, белки, жиры.
Молекулы пищевых веществ служат материалом для построения всех клеток нашего организма. В то же время молекулы пищи «сгорают» внутри нас и снабжают организм энергией, необходимой для поддержания его постоянной температуры, физической и мыслительной деятельности.
Энергию даёт практически любая пища, но углеводы усваиваются быстрее других продуктов.
Белки – это важнейшие для жизни вещества. Белки – основные структурные компоненты всех живых тканей. Кожа, волосы, глаза, ногти – это белки. Кроме того, все ферменты, контролирующие химические процессы в организме представляют собой белки.
Жиры – обладают низкой теплопроводностью, поэтому играют важную роль в теплорегуляции живых организмов. Вследствие эластичности жиры выполняют защитную функцию в подкожных тканях.
Углеводы являются основным источником энергии для организма, обеспечивая до 70% общей калорийности рациона.
Другие вещества – витамины, минеральные соли не менее важны, хотя они и нужны организму в микроскопических количествах.
Ведущий: Таким образом, для нормального роста и развития организма необходимо присутствие всех компонентов пищи в рационе человека. Неправильное питание играют ведущую роль в развитии многих заболеваний. Здоровое питание выражает, определяет степень выраженности защитной функции организма. Каким основным требованиям должно соответствовать питание человека, что бы его можно было назвать рациональным?( Вопрос к аудитории )
МОУ лицей №10 Токарева Н.В.
Врач – диетолог: Что бы быть рациональным, питание человека должно соответствовать следующим основным принципам:
1. Рацион питания людей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты. Так суточная потребность подростков следующая:
2. Рацион питания ребёнка должен быть сбалансирован по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
Знаете ли вы, ребята, какие продукты должны присутствовать в вашем рационе питания?
Правильно, но вы назвали не все продукты. Вот примерный набор продуктов: Молоко, творог, сметана, сыр, мясо, рыба, яйцо, хлеб ржаной и пшеничный, крупа макаронные изделия, картофель, овощи, фрукты.
3. пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в РФ.
4. Необходимо так же учитывать индивидуальные особенности детей.
5. Большое внимание должно уделяться режиму питания.
Ведущий: В последнее время на российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания. Это гамбургеры, супы быстрого приготовления, каши – минутки, газированные сладкие напитки, картофельные чипсы, жевательные резинки……. И эти продукты стали столь популярны среди подростков, что порой вытесняют все остальные продукты из их рациона. Так что же они из себя представляют? ( Ребята а как часто вы потребляете эти продукты? )
МОУ лицей №10 Токарева Н.В.
Врач- диетолог: ( о чипсах и сухариках )
Учёные выяснили, что картофельные чипсы, картофель фри и гамбургеры
содержат такое количество канцерогенов, что любители их пожевать, практически обречены на онкологические заболевания. Речь идет о канцерогене акриламид. Раньше считали, что он содержится лишь в воде,
поэтому максимально допустимая концентрация этого вещества установлена лишь для нее. Но оказалось, что в обычном пакетике с чипсами «доза» акриламида тоже водится. И причем превышает максимально допустимую концентрацию в 500 раз! Проделав ряд экспериментов, ученые обнаружили, что когда углеводы — один из основных компонентов таких продуктов, как рис, картофель и мучные изделия — нагревают до высокой температуры, то происходит процесс образования вещества под названием акриламид. Злоупотребление жареной пищей, как известно, неблагоприятно сказывается на функционировании многих органов человека. Причина кроется в образовании целого ряда вредных соединений, поскольку при термической
обработке жиров в присутствии кислорода воздуха значительно замедляются процессы их окисления и распада с образованием гидрокислот, кетонов и альдегидов. Последние, в свою очередь, могут взаимодействовать далее с другими различными компонентами обжариваемого продукта с образованием канцерогенов.
Кроме того, в чипсах и сухариках содержится большое количество вкусовых добавок. Главный усилитель вкуса – глутаминовая кислота. Поначалу ее применяли в психиатрии как стимулирующее и возбуждающее средство, поскольку она способствует более быстрой передаче нервных импульсов. И только значительно позже обнаружили, что глутаминовая кислота действует на вкусовые рецепторы. Вскоре было замечено, что 30% людей, часто употребляющих пищу с глутаматом натрия, жаловались на
МОУ лицей №10 Токарева Н.В.
головную боль, повышенное сердцебиение, затрудненное дыхание, слабость в мышцах и жар. Поскольку глутамат особенно активно применяется в восточной кухне, все эти симптомы объединили термином «синдром китайского ресторана».
Кроме того, пищевые добавки добавляют для маскировки низкого качества и пищевой ценности продукта. Глутамат активно используют в изделиях из низкосортного и мороженого мяса и в продуктах долгого хранения..
Люди, систематически употребляющие продукты с глутаматом, существенно чаще страдают от лишнего веса.
Ведущий: В днепропетровской школе учитель химии вместе с учениками решили провести необычный эксперимент с любимой едой школьников — чипсами и сухариками. В качестве подопытных выбрали 12 грызунов. Их разделили на четыре группы: одних кормили чипсами, вторых — сухариками, третьим в еду насыпали усилитель вкуса глутамат натрия (Е621), который производители добавляют в колбасы и в фастфуд, а четвертых кормили зернами, овощами и фруктами. Крысы, которых кормили сухариками, на двадцатый день стали одна за другой умирать. Перед смертью они ослепли и облысели. Позже экспертиза показала — животные умерли от цирроза печени, серьезного нарушения пищеварения и сетчатки глаза.
«Печень этих животных стала желтоватой. Это значит, что ее клетки стали наполняться жировыми капельками и погибать», — объяснил кандидат ветеринарных наук Валентин Ефимов. Не лучшее состояние было и у тех крыс, которые ели сухарики. Грызуны из третьей группы, уплетающие еду, сдобренную глутаматом натрия, стали агрессивными и зависимыми. И лишь те, кто питался зерном и овощами, чувствовали себя прекрасно. После эксперимента школьники сообщили, что чипсы и сухарики больше никогда
МОУ лицей №10 Токарева Н.В.
не будут есть. «Мне очень жалко крыс, но продукты, которыми мы их кормили, употребляют и люди, а людей мне жалко еще больше», — рассказала школьница Мария Каширина.
А сейчас давайте обратимся к представленным образцам чипсов и сухариков. Перед Вами находятся распечатки со значением «Е», давайте проверим, что же присутствует в наших образцах?!
Вред газированной воды
Здоровому человеку не повредит небольшое количество газировки. Но частое употребление вызовет ухудшение состояния здоровья.
Сладкая газ вода содержит очень большое количество сахара. Например, в составе 0,33 литровой баночки есть 8 кусочков сахара. Один грамм сахара дает около 4 килокалорий, большинство из которых откладываются в качестве жира.
Еще один вредный ингредиент в составе газированных напитков — кислота. Часто применяют лимонную и яблочную кислоты. От них страдают прежде всего зубная эмаль и кости. Они становятся хрупкими. При частом питье газировки могут пострадать органы пищеварения.
Из-за углекислого газа может возникнуть метеоризм, начинает обильно выделяться желудочный сок. Газированную воду не рекомендуется давать детям младше 5 лет.
Ведущий: Не только чипсы и сухарики могут принести вред нашему здоровью, но это могут сделать продукты «полезные», такие как фрукты,
МОУ лицей №10 Токарева Н.В.
овощи, молоко. Фрукты и овощи могут нанести вред нашему организму большим содержанием нитратов. А молоко наличием в его составе крахмала.
( Как вы думаете, чем опасны нитраты? )
Нитраты – соли азотной кислоты, например NaNO 3 , KNO 3 , NH 4 NO 3 ,
Mg(NO 3 ) 2 . Они являются нормальными продуктами обмена азотистых веществ любого живого организма. Но почему же говорят об опасности нитратов? При потреблении в повышенных количествах нитраты в пищеварительном тракте частично восстанавливаются до нитритов (более токсичных соединений), а последние при поступлении в кровь могут вызвать метгемоглобинемию. Кроме того, из нитритов в присутствии аминов могут образоваться N-нитрозамины, обладающие канцерогенной активностью (способствуют образованию раковых опухолей). При приеме высоких доз нитратов с питьевой водой или продуктами через 4–6 ч появляются тошнота, одышка, посинение кожных покровов и слизистых. Сопровождается все это общей слабостью, головокружением, болями в затылочной области, сердцебиением. Первая помощь – обильное промывание желудка, прием активированного угля, солевых слабительных, свежий воздух.
Ведущий: Давайте проверим наличие нитратов в представленных образцах. Для этого обратимся к экспертам.
Эксперты проводят исследование.
Для проведения качественной пробы на присутствие нитритов в растениях на поверхность свежего среза наносят несколько кристалликов дифениламина и смачивают их двумя каплями концентрированной серной
МОУ лицей №10 Токарева Н.В.
кислоты. Интенсивное синее окрашивание среза указывает на наличие большого количества нитритов, розовое – на небольшое их содержание и отсутствие окрашивания – на отсутствие нитритов или на очень незначительное их содержание.
Для определения нитритов и нитратов можно воспользоваться доступными аптечными препаратами: антипирином (пирамидон) и стрептоцидом, которые выполняют функцию восстановителя, при этом появляется характерное окрашивание.
Ведущий: и проверим наличие крахмала в молоке. ( Чем вреден крахмал, входящий в состав молока )
Эксперты проводят исследование с молоком.
В молоко добавляют 2-3 капли раствора йода. Наличие синего окрашивания свидетельствует о наличии крахмала.
Ведущий: Конечно же, питание – это очень важный вопрос, равнодушное и безразличное отношение к которому влечёт за собой тяжёлые последствия: низкую сопротивляемость инфекциям, развитие заболеваний пищеварительного тракта, тормозит физическое нервно – психическое развитие подростков. В завершении конференции мы хотим дать вам несколько рекомендаций относительно здорового питания.
Основные принципы здорового питания.
- Включайте в свой рацион разнообразную пищу, чтобы организм получил все необходимые ему питательные вещества.
- Постарайтесь каждый день есть фрукты и овощи, включайте в своё меню немного бобовых
МОУ лицей №10 Токарева Н.В.
- Не увлекайтесь животными жирами.
- Не садитесь на экстравагантную диету и не стремитесь резко снизить вес: это может привести к последующему увеличению веса и тяжёлым заболеваниям.
Организму необходимы свежие овощи, но как быть ведь может подстерегать опасность перебрать «химии». Тем не менее риск хронического отравления солями азотной кислоты (нитратами) можно свести к минимуму, если вы знаете, как от них избавится. Помочь может правильный выбор овощей и их кулинарная обработка.
» Ничего не покупайте в местах несанкционированно торговли.
» Запомните: нитраты накапливаются в определенных частях плода: в корнях, стеблях, черешках или кочерыжках. Более того, разные овощи накапливают разное количество «химии». Наиболее «жадные» в этом плане редис, свекла, шпинат, сельдерей. Зато томаты, огурцы, горох содержат минимальное количество нитратов. Еще одна особенность: в тепличных овощах солей азотной кислоты в несколько раз больше.
» При обработке с целью уменьшения содержания в них нитратов, без жалости обрезайте у свеклы, редиса примерно на четверть верхушку и хвостик — именно в них находится три четверти вредных веществ. А вот капуста любит скапливать нитраты в верхних листьях кочерыжке. Выход прост — удалить эти части.
» В картофеле «с грядки» нитратов гораздо больше. Огурцы и кабачки накапливают нитраты в основном около у хвостика и в тонком слое под шкуркой.
» Даже предварительная обработка овощей — мытье и чистка — уменьшают содержание нитратов на 10 — 15 %. Хорош и такой прием — замачивание в холодной воде. В этом случае овощи теряют до 30 % вредных для нас веществ .
МОУ лицей №10 Токарева Н.В.
Спасибо всем, кто принял участие в нашем разговоре. Всегда помните о том, что здоровье в ваших руках, а правильное питание – залог вашего долголетия. Будьте здоровы.
Источник
Классный час «Мы есть то, что едим»
Цель: сформировать правильное отношение к своему здоровью через понятие здоровое питание.
Задачи: научить выбирать полезные и безопасные продукты питания, составлять меню школьника.
Ход классного часа
1. Вступление.
Здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь вам даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с любыми предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете. Если вы полагаете, что поскольку здоровы сейчас, то будите здоровы всегда, вы ошибаетесь. Внимательно посмотрите на окружающих вас людей, на фотографии, картинки людей различного телосложения (заранее развесить) на доске.
На кого вы хотите быть похожими? (Обсудить). Поймите, что необходимо заботиться о себе именно сейчас.
Многие болезни, неважное самочувствие, состояние кожи, ногтей, волос и даже порой плохое настроение – всего лишь результат неправильного питания. Не кажется ли вам, что можно сохранить здоровье, если проследить за характером питания и позаботиться о своём организме?
Оказывается, качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию. Пища- это источник энергии, витаминов, строительный материал.
Какие питательные вещества, входящие в состав пищи, вам известны?
Правильно, это белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода.
Заслушать сообщения учащихся (значение, суточная норма, в каких продуктах питания содержатся, заболевания, связанные с неправильным потреблением).
Учитель дополняет, если это требуется.
Белки — важнейший компонент пищи. От них зависят основные жизненные процессы в организме: обмен веществ, способность к росту, размножению, мышлению. Несмотря на то, что белки составляют одну четвёртую часть человеческого тела, единственным источником их образования в организме является – пища. Вот почему совершенно необходимы в питании человека. Потребность человека в белке зависит от возраста, пола, характера трудовой деятельности. Не все белки являются равноценными. Благоприятными являются сочетания растительных и молочных продуктов, например сочетание куска хлеба и стакана молока, мучных изделий с творогом, мучных блюд с мясом. Полезна рыба, очень полезны молочные продукты, сливочное масло, в котором немало и витаминов, нерафинированное растительное масло. Употребление качественных жиров служит профилактикой против туберкулёза.
Углеводы занимают исключительное важное место в питании, их доля по калорийности в продуктах питания составляет от 50 до 80%. Главным энергетическим углеводом является глюкоза, поэтому она должна являться необходимым компонентом пищи. Нервные клетки и клетки головного мозга работают только на глюкозе. Нужно есть много овощей, фруктов, которые содержат ещё и клетчатку, служащую средством очистки организма.
Есть ещё и другой энергетический ресурс – жиры. Сердце, например, использует в качестве топлива почти исключительно жиры. Пищевые жиры являются подлинными концентратами энергии. Полное исключение жиров из питания приводит к серьёзным нарушениям здоровья, их недостаток приводит к задержке развития растущего организма, воспалению кожных покровов, но избыток жиров приводит к повышению уровня холестерина в крови. В этом случае ухудшается состояние сосудов. В составе пищевых продуктов различают видимые жиры ( растительные масла, животные жиры, сливочное масло..) и невидимые ( в мясе, молоке, рыбе, крупах, хлебе …). На партах разложить раздаточный материал.
- Анализ проведенной заранее анкеты школьников. Обработать результаты совместно с медицинским работником. Выяснить наличие сбалансированного питания.
- Работа в парах по составлению суточного меню школьника. Обсудить.
- Питание должно быть адекватным, сбалансированным, экологически чистым и разнообразным. Только такое питание является синонимом понятия «здоровье». Те, кто пренебрегает данными законами, к вопросам питания относятся несерьёзно. Любой организм вплоть до старости должен развиваться, и это обеспечивается питанием.
Адекватность – значит соответствие традициям, характерным для конкретного народа. Русский человек испокон веков ел каши, щи супы, картошку с мясом — именно такая пища соответствует генетике.
Питание экологически чистое, значит, прежде всего, натуральное. Поэтому, безусловно, предпочтение нужно отдавать пище, без консервантов. Покупая продукты питания, необходимо обращать внимание на то, что написано на упаковке, особенно на букву Е с индексом, означающую виды пищевых добавок. Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующую характеристику: запрещённые (Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152), опасные (Е102, Е110, Е120, Е 124, Е127), подозрительные (Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477). Покупатель должен решать сам, приобретать ему данный продукт или нет.
Питание должно быть разнообразным. Нельзя всё время есть одно и тоже, необходимо употреблять разные продукты.
Питание сбалансированное – это достаточное количество в нём белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ
- Сегодняшняя беседа состоялась для того, чтобы мы осознали важность проблемы собственного питания и принимали бы разумные меры предосторожности при потреблении пищи растительного и животного происхождения, а также следовали бы следующим советам: Каким? Разработайте самостоятельно, через 5 минут сообщите. Обсуждая, записать советы на лист и повесить в классный уголок.
- ешьте разнообразную пищу, поддерживайте нормальный вес;
- включайте в рацион больше овощей, фруктов;
- ограничивайте употребление соли, сахара;
- соблюдайте режим питания.
- Выберите из предложенных высказываний о еде одно, связанное с темой сегодняшней беседы. Аргументируйте (наглядность).
- Домашнее задание: проанализируйте содержание этикеток, которые есть на продуктах питания у вас дома, на содержание пищевых добавок (раздать информацию с индексом Е). Подготовить сообщения на тему: «Потребление пищи и энергозатраты», «Ожирение».
На следующем классном часе обсудить собранные сведения.
Наглядность:
- высказывания о здоровом питании написать на доске.
- «Мы живём, чтобы есть, или едим, чтобы жить?»,
- «Человек из еды живёт»,
- «Мы есть то, что едим»,
- «Что пожуёшь, то и повезёшь».
- фотографии, картинки из журналов людей различного телосложения.
- анкета для учащихся.
- раздаточный материал.
Анкета для учащихся.
- Завтракаешь ли ты?
- Что ты ешь на завтрак?
- Считаешь ли ты завтрак необходимым?
- Какие овощи ты любишь больше всего?
- Какие овощи ты ешь?
- Ешь ли ты сырые овощи?
- Сколько раз в день ты ешь овощи?
- Любишь ли ты фрукты?
- Какие фрукты ты любишь больше всего?
- Сколько раз в день ты ешь фрукты?
- Какой сорт хлеба ты ешь чаще всего?
- Пробовал(а) ли ты хлеб грубого помола?
- Сколько раз в день ты пьёшь молоко?
- Что ты ешь чаще всего между приёмами пищи?
- Что ты пьёшь чаще всего?
- Считаешь ли ты вредным для себя избыточное потребление соли?
- Любишь ли ты рыбу?
- Любишь ли ты мясо курицы?
- Любишь ли ты другие сорта мяса?
- Ты считаешь свой вес: нормальным, избыточным, недостаточным?
- Придерживаешься ли ты мнения, что здоровые привычки питания помогут тебе оставаться здоровым?
- Считаешь ли ты, что ешь полезные продукты?
Раздаточный материал.
В рационе школьника обязательно должны присутствовать следующие продукты:
- молоко или кисломолочные напитки;
- творог;
- сыр;
- рыба;
- мясные продукты;
- яйца;
- сливочное масло;
- растительное масло;
- сметана;
- хлеб;
- крупы;
- картофель;
- мед;
- сухофрукты;
- сахар.
Продукты, богатые витамином А:
- морковь;
- сладкий перец;
- зеленый лук;
- щавель;
- шпинат;
- зелень;
- плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.
Продукты-источники витамина С:
- зелень петрушки и укропа;
- помидоры;
- черная и красная смородина;
- красный болгарский перец;
- цитрусовые;
- картофель.
Витамин Е содержится в следующих продуктах:
- печень;
- яйца;
- овсяная и гречневая крупы.
Продукты, богатые витаминами группы В:
Источник