Бизнес-образование
Учебное пособие посвящено актуальной проблеме: взаимодействию человека со средой обитания.
Автор рассматривает основные этапы развития экологии человека, теоретические аспекты адаптации. Раскрываются вопросы адаптации как взрослых, так и детей к различным природным, климатогеографическим условиям, а также к экстремальным факторам среды и др.
Библиографическая ссылка:
Гора Е.П. Экология человека: Учебное пособие для вузов / Е.П. Гора. – М.: Дрофа, 2007. – 540 с.
Литература
- Авиационная медицина / Под ред. З. М. Рудного, П. В. Васильева, С. А. Гозулова. М.: Медицина, 1986.
- Агаджанян З. Б., Торшин В. И. Экология человека. М.: Крук, 1994.
- Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. М.: Педагогика, 1982.
- Ажаев Б. З. Физиолого-гигиенические аспекты действия высоких и низких температур. М.: Наука, 1979. Т. 38.
- Алексеева Т. И. Адаптивные процессы в популяциях человека. М.: Изд-во МГУ, 1986.
- Алексеева Т. И. Адаптация человека в различных экологических нишах земли. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.
- Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968.
- Антропова М. В. Режим дня. Работоспособность и состояние здоровья школьников. М.: Просвещение, 1974.
- Аркелов Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростка. М.: Высшая школа, 1990.
- Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1967.
- Багдасарова Т. А. О физиологии высотной адаптации детей в среднегорье Малого Кавказа. М.: Просвещение, 1981.
- Баевский С. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979.
- Биологические ритмы / Под ред. Ю. Ашофф. В 2 т. М.: Мир, 1984.
- Волович В. Г. Академия выживания. М.: Толк, 1996.
- Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983.
- Воронин З. М. Основы медицинской и биологической климатологии. М.: Медицина, 1981.
- Гора Е. П. Влияние дыхания на функциональное состояние систем организма (сердечно-сосудистую систему и ЦНС). М.: Прометей, 1987.
- Гора Е. П. Изменения функционального состояния систем организма (кардиореспираторной системы и ЦНС) при произвольном управлении дыханием. М.: Прометей, 1989.
- Гора Е. П. Физиологические эффекты произвольного управления дыханием / Автореф. докт. дис. М., 1992.
- Гора Е. П. Рекомендации по проведению комплекса дыхательных функциональных проб и дыхательной тренировки. М.: Прометей, 1993.
- Гора Е. П. Экологическая физиология человека. В 2-х т. М.: ИНФРА-М, 1999.
- Гора Е. П. Экология человека. Программа учебного курса для подготовки по специальности 032400 – биология. М.: Флинта; Наука, 2001.
- Гора Е. П. О новой медико-биологической парадигме // Фундаментальные и прикладные проблемы космонавтики. 2002. № 11.
- Гуминский А. А. Методы определения и пути повышения общей физической работоспособности детей школьного возраста. М.: Изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 1984.
- Действие гипербарической среды на организм человека и животных / Под ред. А. М. Генина. М.: Наука, 1980. (Проблемы космической биологии. Т. 39).
- Доскин В. А., Куинджи З. З. Биологические ритмы растущего организма. М.: Медицина, 1989.
- Доскин В. А., Лаврентьева З. А. Ритмы жизни. М.: Медицина, 1991.
- Дубинская И. Д. Влияние состояния атмосферного воздуха на здоровье детей // Вестник АМН СССР. 1981. № 1.
- Жиронкин А. Г. Кислород. Физиологическое и токсическое действие. Л.: Наука, 1972.
- Игнатьева Т. С. Механизм действия антропогенных загрязнений воздушной среды на детский организм // Вестник РАМН. 1994. № 9.
- Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980.
- Казначеев В. П. Экология человека. М.: Наука, 1988.
- Каплан Е. Я. и др. Оптимизация адаптивных процессов организма. М.: Наука, 1990.
- Кафарова Р. 3. Возрастные особенности терморегуляции и их сезонные изменения в условиях жаркого климата. М.: Просвещение, 1981.
- Кисляков Ю. Я., Бреслав И. С. Дыхание, динамика газов и работоспособность при гипербарии. Л.: Наука, 1988.
- Коган А. Б. Адаптация организма к изменяющимся условиям существования. Ростов н/Д., 1990.
- Колчинская А. 3. Кислородные режимы организма ребенка и подростка. Киев: Наукова думка, 1973.
- Колчинская А. 3. О возрастных особенностях реакции организма на недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе. Киев: Наукова думка, 1973.
- Космическая биология и медицина / Под ред. В. И. Яздовского. М.: Наука, 1966.
- Кочеткова З. Т., Лесненко З. А. Актуальные проблемы адаптации детей школьного возраста к умственным и физическим нагрузкам. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1989.
- Кузнецова Т. Д. Возрастные особенности дыхания детей и подростков. М.: Медицина, 1986.
- Кучер Т. В., Колпащикова И. Ф. Медицинская география. М.: Просвещение, 1996.
- Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Изд-во политической литературы, 1989.
- Лопу-ова В. В. Физиологические основы адаптации. Томск.: Изд-во Томского ун-та, 1982.
- Мазурин А. В., Григорьев К. И. Метеопатология у детей. М.: Наука, 1990.
- Малкин В. Б. и др. Острая и хроническая гипоксия. М.: Наука, 1977 (Проблемы космической биологии. Т. 35).
- Малкин В. Б., Гора Е. П. Гипервентиляция. М.: Наука, 1990. (Проблемы космической биологии. Т. 70).
- Малкин В. Б., Гора Е. П. Проблема адаптации к космическому полету // Авиакосмическая и экологическая медицина. Т. 30. 1996. № 6.
- Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982.
- Меерсон Ф. 3. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981.
- Моисеева З. И. и др. Воздействие гелиогеофизических факторов на организм человека. Л.: Наука, 1986. (Проблемы космической биологии. Т. 53).
- Муина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.
- Основные механизмы адаптации человека. М.: Наука, 1993.
- Основы космической биологии и медицины / Под ред. О. Г. Газенко, М. Кальвина. М.: Наука, 1975.
- Раппопорт Ж. Ж. Адаптация ребенка на севере. Л.: Медицина, 1979.
- Руководство по физиологии труда / Под ред. 3. М. Золиной. М.: Медицина, 1983.
- Савельева Е. В. О влиянии смены климатических условий на организм подростков. М.: Просвещение, 1981.
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.
- Сердюковская Г. З., Серенко А. Ф. Биологические и социальные факторы в развитии ребенка // Вестник АМН СССР. 1981. № 1.
- Слоним А. Д. Экологическая физиология животных. М.: Высшая школа, 1971.
- Справочник по космической биологии и медицине / Под ред. А. И. Бурназяна, О. Г. Газенко. М.: Медицина, 1983.
- Тарасов В. В. Экология человека в чрезвычайных ситуациях. М.: Изд-во МГУ, 1992.
- Тупицын И. О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. М.: Педагогика, 1985.
- Физиология адаптационных процессов. М.: Наука, 1986.
- Холопов А. П. Экология детства: социальные и медицинские проблемы. Новосибирск: Сибирь, 1994.
- Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976.
- Шмальгаузен И. И. Пути и закономерности эволюционного процесса // Избр. тр. М.: Наука, 1983.
- Экологическая физиология человека. Адаптация человека к различным климатогеографическим условиям. Л.: Наука, 1980.
- Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М.: Наука, 1979.
- Greksa Lawrence P. Developmental responses to high-altitude hypoxia in children of European ancestry // Amer. J. Hum. Biol. 1990. V. 2. № 6.
- Lean G. Radiation, doses, effects. Oxford Press, 1990.
- Pelech Z., Dolgner R. Environmental pollution and school children. Zentrabl. Hyg. und Umweltmed. 1989. V. 189. № 1.
- Ronchetti R. Passive smoking in childhood – tobacco smoke. Lung, 1990.
- Taylor B. Prevention of pediatric pulmonary problems: the importance of maternal smoking. Lung, 1990.
Источник
Экология человека, Культура здоровья, 8 класс, Федорова М.З., Кумченко В.С., Воронина Г.А., 2012
Экология человека, Культура здоровья, 8 класс, Федорова М.З., Кумченко В.С., Воронина Г.А., 2012.
В пособии рассматриваются вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям, а также влияния природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. В книгу включены лабораторные работы по оценке функционального состояния организма, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья. Материалы по проектной деятельности позволят разнообразить формы организации учебного процесса, расширить рамки учебного предмета.
История развития представлений о здоровом образе жизни.
Вспомните! Здоровье, здоровый образ жизни.
Какой образ жизни вел человек 20-30 тыс. лет назад? Ответа на этот вопрос нет, так как люди каменного века не имели письменности. Археологические раскопки свидетельствуют, что физические качества древнего человека развивались и совершенствовались в борьбе за существование в процессе труда и охоты. Охота развивала силу, выносливость и умственные способности. Древние люди не делали утренней зарядки и упражнений типа «поднять руки — вдох, опустить — выдох». Но наскальная живопись свидетельствует, что первобытные люди были всегда в движении, всегда в действии (рис. 3).
Росписи на стенах древнеегипетских храмов, возраст которых превышает 5 тыс. лет, воспроизводят физические упражнения, которые мы сегодня назвали бы гимнастическими или акробатическими. Сохранилась фреска, где участник игры с разбегу хватается за рога быка (рис. 4). Бык движением головы поднимает человека в воздух, и тело смельчака опускается на спину животного.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Окружающая среда и здоровье человека
1. Что изучает экология человека 1
§ 2. Здоровье и образ жизни 9
3. История развития представлений о здоровом образе жизни 15
§ 4. Из истории развития взаимоотношений человека с природой 18
5. Различия между людьми, прожинающими в разных природных условиях 23
§ 6. Влияние климатических факторов на здоровье 26
§ 7. Экстремальные факторы окружающей среды 2S
Глава II. Влияние факторов среды на системы органов
§ 8. Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия) 32
§ 9. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы 36
§ 10. Воздействие двигательной активности на организм человека 40
§ 11. Природные и антропогенные факторы. влияющие па состав крови 48
§ 12. Иммунитет и здоровье 51
§ 13. Условия полноценного развития системы кровообращения 57
§ 14. Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы 61
15. Правильное дыхание 66
§ 16. Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты — важный экологический фактор 69
S 17. Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний 70
§ 18. Рациональное питание и культура здоровья 79
19. Воздействие солнечных лучей на кожу 83
§ 20. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание 86
§21. Средства и способы закачивания 89
22. Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы 93
§ 23. Условия нормального функционирования зрительного анализатора 96
§ 2 4. Внешние воздействия на органы слуха и равновесия 99
§ 25. Стресс как негативный биосоциальный фактор L08
S 26. Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности 107
§ 27. Биоритмы и причины их нарушений 111
§ 28. Гигиенический режим сна — составляющая здорового образа жизни 116
S 29. Влияния окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции 120
Глава III. Репродуктивное здоровье
S 30. Особенности развития организма юноши и летчики под действием биосоциальных факторов 122
31. Проблемы взросления и культура здоровья 125
§ 32. Факторы риска внутриутробного развития 127
§ 33. Гендерные роли 129
§ 34. Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся ПОЛОВЫМ путем 131
§ 35. Ответственное поведение как социальный фактор 135
Заключение 137
Словарь терминов и понятий 139.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экология человека, Культура здоровья, 8 класс, Федорова М.З., Кумченко В.С., Воронина Г.А., 2012 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Экология и здоровье человека
Дата публикации: 03.11.2015 2015-11-03
Статья просмотрена: 5302 раза
Библиографическое описание:
Виноградова, Н. В. Экология и здоровье человека / Н. В. Виноградова, А. А. Сайфуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22807/ (дата обращения: 08.06.2021).
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество — лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни — Homo sapiens (человек разумный). Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье — это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье — это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем [1,2,3].
В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая, в конце концов в организм человека.
На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не присутствовали в той или иной концентрации загрязняющие вещества. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов. Экологическое загрязнение. До поры до времени человек относился к океанам с благоговением и страхом, а потом начал сбрасывать в воду всевозможные отходы — твердые, жидкие и газообразные. Пароходы и баржи увозят твердый мусор подальше в море. Через борт корабля выбрасываются отходы из камбуза, прямо в море сливают воду из туалета. Реки выносят в прибрежные воды свой груз сточных вод, биогенных веществ и взвешенного твёрдого материала. Пестициды, соединения свинца и многие другие загрязняющие вещества, поллютанты, разносятся в атмосфере, оседают и выпадают вместе с дождём, добавляя грязь в океан. Загрязнение моря нефтепродуктами вызывает беспокойство, но нефть, в силу своего органического происхождения, со временем может всё — таки быть переработана морскими организмами, а вот такие тяжёлые металлы, как свинец, кадмий и ртуть, сохраняют токсичность бесконечно долго. Причем морские организмы делают их ещё более ядовитыми. Долгое время считалось, что токсичность ртути, попавшей в прибрежные воды Японии, не представляется опасной. Однако здесь произошло превращение ртути в метиловую ртуть, сильнейший яд, губительно действующий на нервную систему. Как это нередко случается, яд концентрировался в рыбе и моллюсках, употребляемых в пищу, и вызывал вспышки болезни, известной теперь, как болезнь Минимата; причины, породившие её, почти десятилетие оставались невыясненными. В заливе Минимата и в некоторых других бухтах Японии, где ртуть всё ещё остаётся в морской воде, рыболовный промысел никогда теперь не будет безопасен.
Однако бедствия, причиняемые загрязнением океана, пока ещё мало кого волнуют. Потребовалось много усилий, чтобы установить причину печально известной массовой гибели морских птиц в Ирландском море. В конце концов выяснилось, что виной всему полихлоридфенилы — органические соединения, постоянно сбрасываемые промышленными сточными водами в эстуарий реки Клайд. Некоторые из токсических веществ, попадающих в море, переносятся очень далеко от источника загрязнения, да к тому же рыбы и птицы могут разносить сильнейшие инсектициды в самые отдаленные уголки земного шара. А даже совсем незначительное содержание, например, печально известного ДДТ может остановить фотосинтез, играющий важную роль не только в жизни морских водорослей, но и в кислородном балансе Земли. Кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом человеке. Наиболее опасны возбудители инфекционных заболеваний. Они имеют различную устойчивость в окружающей среде. Одни способны жить вне организма человека всего несколько часов; находясь в воздухе, в воде, на разных предметах, они быстро погибают. Другие могут жить в окружающей среде от нескольких дней до нескольких лет. Для третьих окружающая среда является естественным местом обитания. Для четвертых — другие организмы, например дикие животные, являются местом сохранения и размножения.
Часто источником инфекции является почва, в которой постоянно обитают возбудители столбняка, ботулизма, газовой гангрены, некоторых грибковых заболеваний. В организм человека они могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены. Болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды и стать причиной инфекционных болезней человека. Поэтому воду из артезианских скважин, колодцев, родников необходимо перед питьем кипятить. Особенно загрязненными бывают открытые источники воды: реки, озера, пруды. Известны многочисленные случаи, когда загрязненные источники воды стали причиной эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии. В жарких странах широко распространены такие болезни, как амебиаз и другие, которые вызываются различными паразитами, попадающими в организм человека с водой. При воздушно-капельной инфекции заражение происходит через дыхательные пути при вдыхании воздуха, содержащего болезнетворные микроорганизмы. К таким болезням относится грипп, коклюш, свинка, дифтерия, корь и другие. Возбудители этих болезней попадаю в воздух при кашле, чихании и даже при разговоре больных людей. Особую группу составляют инфекционные болезни, передающиеся при тесном контакте с больным или при пользовании его вещами, например, полотенцем, носовым платком, предметами личной гигиены и другими, бывшими в употреблении больного. К ним относятся венерические болезни (СПИД, сифилис, гонорея), трахома, сибирская язва, парша. Человек, вторгаясь в природу, нередко нарушает естественные условия существования болезнетворных организмов и становится сам жертвой природно-очаговых болезней. Люди и домашние животные могут заражаться природно-очаговыми болезнями, попадая на территорию природного очага. К таким болезням относят чуму, туляремию, сыпной тиф, клещевой энцефалит, малярию, сонную болезнь.
Особенностью природно-очаговых заболеваний является то, что их возбудители существуют в природе в пределах определенной территории вне связи с людьми или домашними животными. Одни паразитируют в организме диких животных-хозяев. Передача возбудителей от животных к животному и от животного к человеку происходит преимущественно через переносчиков, чаще всего насекомых и клещей. Возможны и другие пути заражения. Так, в некоторых жарких странах, а также в ряде районов нашей страны встречается инфекционное заболевание лептоспироз, или водяная лихорадка. В нашей стране возбудитель этой болезни обитает в организмах полевок обыкновенных, широко распространенных в лугах около рек. Заболевание лептоспирозом носит сезонный характер, чаще встречаются в период сильных дождей и в жаркие месяцы (июль — август). Человек может заразиться при попадании в его организм воды, загрязненной выделениями грызунов. Такие болезни, как чума, орнитоз, передаются воздушно-капельным путем. Находясь в районах природно-очаговых заболеваний, необходимо соблюдать специальные меры предосторожности.
Изучение адаптивных возможностей человека и разработка соответствующих рекомендаций имеет в настоящее время важное практической значение. Тема показалась мне очень интересной, поскольку проблема экологии очень меня волнует, и хочется верить, что наше потомство не будет так подвержено негативным факторам окружающей среды, как в настоящее время. Однако, мы до сих пор не осознаем важности и глобальности той проблемы, которая стоит перед человечеством относительно защиты экологии. Во всем мире люди стремятся к максимальному уменьшению загрязнения окружающей среды, также и Российской Федерации принят, к примеру, уголовный кодекс, одна из глав которого посвящена установлению наказания за экологические преступления. Но, конечно, не все пути к преодолению данной проблемы решены и нам стоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать.
- Анализ воздействия загрязненной окружающей среды на здоровье населения. Виноградов В. Ю., Сайфуллин А. А., Назиманова А., Молодой ученый, 2015г.№ 12–1 (92). С.20–21.
- Глушитель шума автотранспортных средств. Чернобровкина А., Виноградов В. Ю., Сайфуллин А. А., Джанибеков О.Т в сборнике: Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в российской авиационной и ракетно-еосмической промышленности. Международная научно-практическая конференция. Казань, 2014г. С.68–69.
- Негативное влияние компьютера на человека и окружающую среду. Герасимов Н. Е., Виноградов В. Ю., в сборнике: Поиск эффективных решений в процессе создания и реализации научных разработок в российской авиационной и ракетно-космической промышленности. Международнаянаучно-практическаяконференция. Казань, 2014г. С.236.
Источник