Меню

Человек его здоровье эмоции творчество работоспособность

Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность

Главная > Курсовая работа >Психология

Ориентировочный инстинкт эмоций

Другая биологически целесообразная функция эмоций заключается в оценке происходящего вокруг – это так называемый ориентировочный инстинкт эмоций. Сигнальный характер эмоций животного и человека позволяет оценить уровень энергетического потенциала (например, появление усталости, которая, однако, может исчезнуть под влиянием страха или ярости), и осознать угрозу организму (так, реакция боли может свидетельствовать о развивающемся воспалительном процессе).

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Эмоции по своему происхождению представляют форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Люди смогли разгадать тайну молнии и грома, вычислить расстояние до звезд, создали теорию относительности, проникли в микромир, достигли Луны, но до сих пор не могут утверждать, что полностью познали самих себя, хотя всегда с упорством и настойчивостью стремились понять механизмы, определяющие возможность жить, чувствовать, мыслить. Одним из путей к самопознанию является изучение проблемы эмоций, к которым тысячи лет проявляли интерес представители самых различных профессий.

Высший продукт развития эмоций человека – это устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации, в процессе творчества. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор параметров общения и определяя его способы и средства.

Виды эмоций

Эмоции характеризуются широким спектром разнообразных форм и оттенков. Радость и печаль, тревога и разочарование, гнев и страх, тоска и удовольствие – все это различные эмоциональные состояния. По сути, у человека всегда имеются те или иные эмоции.

Древние китайцы признавали 7 основных эмоций: радость, гнев, печаль, веселье, любовь, ненависть и желание.

Эмоции принято делить на:

стенические, т.е. тонизирующие, возбуждающие (радость, злость, гнев);

астенические, т.е. подавляющие активность человека, тормозящие, расслабляющие (тоска, тревога, благодушие).

И стенические и астенические эмоции могут быть и положительными и отрицательными в зависимости от того, как оценивает их сам человек, под каким знаком они воспринимаются его сознанием.

Положительные и отрицательные эмоции – это такие разновидности эмоций, которые оцениваются по признаку доставленного удовольствия или неудовольствия. Первые из них – радость, блаженство, любовь, симпатия и т.п., содействуют, как правило, упрочению полезных навыков и действий. Вторые, к которым относятся горе, презрение, ненависть, зависть, разочарование, испуг, тревога, стыд, раскаяние, ревность и т.п., помогают уклониться от влияния неблагоприятных факторов.

Но такое альтернативное деление не всегда оправданно, так как и в отрицательных эмоциях заложено «рациональное» зерно. Это хорошо подметил К.Г. Паустовский: «Способность ощущать печаль – одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного».

В психологии принято разделять эмоции на низшие и высшие. К первым относятся эмоциональные реакции, возникающие в связи с биологическими потребностями – чувством голода, жажды, оборонительным инстинктом. Именно благодаря этим простым эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, руководствуясь древним и универсальным критерием, свойственным всему живому, – «стремлением выжить».

Высшие эмоции. На их основе происходит формирование присущих лишь человеку социальных эмоций, которые иногда еще называют интеллектуальными. Они возникают в процессе познания личностью окружающей действительности. Высшие эмоции, в свою очередь, подразделяются на:

Этические эмоции формируются в процессе обучения и воспитания. Это своего рода регуляторы поведения человека в обществе. Среди них можно выделить:

Если поведение не соответствует общепризнанным канонам, у человека возникает чувство неловкости или стыда. Интересно отметить, что Гегель назвал стыд «зачаточным, но резко выраженным гневом человека на самого себя». Люди сплачиваются в коллективы благодаря этическим эмоциям. К ним можно отнести чувство долга, ответственности, солидарности, патриотизма, товарищества, дружбы, творческого вдохновения.

Формирование эстетических чувств отражает способность человека к восприятию красоты и гармонии окружающего мира. Кроме природных задатков в их становлении существенное значение приобретает воспитание эстетического вкуса, который позволяет, как говорил Н.Г. Чернышевский, «живо сочувствовать прекрасному в сочетании с проницательным здравым смыслом».

В круг эстетических эмоций входит присущая человеку возможность оценивать возвышенное, прекрасное, способность различать оттенки трагического и комического в происходящем, получать удовлетворение от блестяще выполненного творческого труда.

Эмоции и общественное сознание человека

Формирование чувств во многом зависит от общественного сознания человека. Оно порождает многообразие палитры человеческих эмоций, позволяющее говорить об их безграничности.

Читайте также:  Юлия самойлова сейчас здоровье

Все многоцветье эмоций также условно делят на:

Настроение – эмоциональное состояние, которое обычно не бывает чрезмерно ярким, но зато характеризуется относительной устойчивостью. По существу оно является фоновым эмоциональным состоянием. На настроение могут влиять самые разнообразные обстоятельства: погода, зубная боль, воспоминания, содержание прочитанного письма, реплика встреченного человека.

Страсть – сильное и глубокое, достаточно длительное эмоциональное состояние. Страсть подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека, целью, которой является удовлетворение совершенно определенных желаний.

Аффекты – обычно кратковременные, но предельно яркие вспышки (восторг, гнев, ярость, ужас), состояние эмоционального возбуждения высшей степени. В состоянии аффекта человек действует под влиянием, главным образом, эмоций.

Таким образом, эмоции – это свойственные каждому человеку психологические реакции на хорошее и плохое, это тревоги и радости, отчаяние и наслаждение. Эмоции обеспечивают способность к переживанию и сопереживанию, поддерживают интерес к жизни, окружающему миру. Они составляют часть нашей психической деятельности, влияют на работоспособность человека. Чем больше положительных эмоций, тем выше производительность, а значит, и работоспособность человека. Всеобщее стремление к поддержанию у себя и окружающих положительного эмоционального состояния – это залог здоровья, бодрости и счастья.

3.2 Творчество

Творчество – это целеустремленная деятельность человека к познанию того, что ещё не открыто, и результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью или уникальностью. Изучение различных свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности личности в раскрытии своих собственных возможностей.

Можно выделить два направления в осмыслении творчества:

1. Творить может любой человек, который имеет определенные знания, владеющий приемами творчества, располагающий определенными условиями, обстановкой. Согласно этой точке зрения, все люди рождены одинаковыми и начинают различаться воспитанием и т.п.

2. Человек творит неосознанно. Он – гений от природы. Таким образом, творчество – это создание на основе того, что есть, того, чего еще не было.

Развитие культуры всегда означает творчество, новаторство. Однако если новатор пытается раскрыть сущность застоя, мракобесия, реакции в обществе, если ученый пытается выступить с новыми теориями, отрицающими старые, извечные догмы, он подвергается опасности преследования властными структурами. Преследовались и осмеивались творцы нового в живописи, музыке, литературе, архитектуре. Поэтому творец нового должен быть не только «сообразившим» или открывшим что-то новое, но и достаточно сильным и гибким человеком.

С психологической точки зрения, творец нового всегда обладает сильным воображением, отличается гибкостью ума, глубоким мышлением. Разносторонние потребности, высшая критичность, большая сила воображения позволяют ему преодолевать все препятствия на пути реализации творчества.

3.3 Работоспособность

Работоспособность – это потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Она зависит от внешних условий деятельности и психофизических ресурсов индивида.

Можно выделить следующие стадии работоспособности:

некомпенсируемое и компенсируемое утомление;

В зависимости от видов труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут варьироваться вплоть до выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности – один из показателей организации процесса деятельности.

К. Маркс писал, что труд – это, прежде всего процесс, совершающийся между человеком И природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Труд облагораживает человека. Работоспособным является человек, имеющий хорошее здоровье. Для того чтобы трудиться, человек должен иметь: средства производства, т.е. орудия труда; условия труда (дороги, здания, рабочее место); определенные знания и навыки; которые постоянно совершенствуются. В процессе труда человек, владея старыми знаниями, добавляет новые и тем самым развивает не только себя лично, но и человечество. В результате трудовой деятельности происходят общение людей, самореализация и самоутверждение личности. Таким образом, труд – это сознательная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособляемость видов природы.

3.4 Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности

Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность – все это взаимосвязанные факторы. Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе.

Психологами отмечено, что чем хуже здоровье человека, тем хуже его настроение, а, следовательно, имеют место нежелание работать, понижение производительности труда. Поэтому между людьми возникают конфликты, недопонимание. Таким образом, все – и здоровье и творчество – зависит от самого человека.

Источник

7. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность;

1.Человек.

По современной биологической, конкретнее — зоологичес­кой — классификации человек — представитель типа хордо­вых, подтипа позвоночных, класса млекопитающих, подклас­са плацентарных, отрада приматов, семейства людей, рода че­ловека, вида разумного. В этом ряду человека выделяют сле­дующие отличительные свойства:

Читайте также:  Самые лучшие продукты для здоровья

-способность производить орудия труда для сознательного воздействия на окружающий мир;

-прямохождение и положение внутренних органов, соответствующее вертикальному положению тела.

-высокая степень развития руки, позволяющая изготавливать орудия труда,

-высокая степень развития головного мозга и его, вместилища — черепа.

-кожа, большая часть которой лишена волосяного покрова.

2.Физиология человека.

Физиология человека — наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регуляции на клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях. Начало физиологии как науке было положено трудами английского врача У. Гарвея (1578-1657), создавшего учение о кровообращении. Первые работы по физиологии в России были предприняты в XVIII в. М. В. Ломоносовым, изучавшим особенности цветного зрения и давшим классификацию вкусовых ощущений. Неоценимый вклад в развитие физиологии внесли русские учёные И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, В. М. Бехтерев, А. А. Ухтомский и др. Одним из основных методов физиологии является эксперимент, благодаря использованию которого развитие науки идет параллельно развитию физики, химии и биологии. Сегодня науку физиологию подразделяют на общую физиологию (изучает природу процессов, единых для организмов различных видов, а также общие закономерности реакции организма на воздействие внешней среды) и частную физиологию, которая изучает физиологию отдельных органов (печени, почек, сердца) или систем (нервной, кровеносной, пищеварительной и т. д.). Специальными физиологическими дисциплинами являются патологическая физиология (изучает органы и процессы, отклоняющиеся от нормы) и прикладная физиология (рассматривает особенности жизнедеятельности человека в специфических условиях, например в космосе, под водой, высоко в горах).

Органы пищеварения: пищеварение- процесс механической и химической

4.Эмоции, творчество, работоспособность,

В различных отношениях сознание человека выступает его ум, честь и совесть, как его рассудок, разум и как самосознание и душа, как индивидуальное проявление времени — общественного сознания на конкретном этапе исторического развития. И все это является особыми формам отражения и выражения природы, общества и внутреннего мир каждого отдельного человека. Субъективный мир человеку представляющий для него самого его собственное Я, являющийся его внутренним миром, можно назвать информационной (инстинктивно-эмоциональной, духовно-чувственно интеллектуальной) надстройкой над индивидуальным телесныи материальным общественным бытием человека. Это определение вполне соответствует тому, что сознание человека и по способу существования и по содержанию есть отражение материи в той мере, в какой она проявилась в его собственном бытии.

Дадим теперь краткую характеристику основным компонентам психики и сознания человека.

Эмоции.В эмоциональной сознания различают элементарные эмоции (голод, жажда, усталость. ), чувства (любовь, ненависть, горе, радость. ), факты (ярость, ужас, отчаяние. ), страсти и эмоциональное самочувствие, настроение (веселое, подавленное), особо сшц^ ные состояния эмоциональной напряженности — стрессы.

В чувствах человека объекты отражаются в форме переживания и оценочного отношения к ним. Отражение объекта отношение к нему связаны, но не совпадают полностью. Отражение может быть одинаковым, а отношение — разным. В чувствах человека наряду с объективными свойствами оцениваем со значимость вещей для самого его и для других людей. В разных культурах одни и те же объекты могут иметь замету различающиеся значения, могут выступать символами совершенно различных отношений.

Чувства и сознание взаимосвязаны. Нарушение сознания начинается с расстройства сначала эмоциональной сферы, за­тем нарушается мышление, за ним самосознание. Если чело­век не осознает опасности, он не испытывает и страха. Если кто-либо не сознает нанесенного оскорбления, он не пережи­вает и гнева. Если нет совести, то нет и осознания своей вины

С участием мышления и чувств осуществляется вся деятель­ность людей. Источником активности является потребность — предметно определенная зависимость человека от внешнего мира. Потребности переживаются в виде желаний и влечений. Влечение — психофизический феномен. Человек зависит от того предмета, к которому его влечет. Когда этот предмет находит­ся, то влечение приобретает характер желания. Желание есть влечение с сознанием его в той мере, в какой потребности осознаются человеком, они становятся его интересом и непо­средственным стимулом определенной деятельности.

Работоспособность. Познание человеком самого себя развивалось вместе с раз­витием его трудовой деятельности и вместе с познанием ее са­мой. История естествознания свидетельствует, что человек разобрался в устройстве глаза лишь после того, как были сконст­руированы оптические приборы. Механизм слухового восприя­тия с помощью кортиевого органа, своего рода струнного инст­румента раскрыт по аналогии с арфой или роялем. И.П. Пав­лов в анализе рефлекторной деятельности мозга использовал терминологию физики электричества и электротехники. И во­обще знание электрических и магнитных явлений оказалось очень полезным в развитии физиологии мозга. Сейчас же огромную роль в познании мозга играет кибернетическое моделирование.

Читайте также:  Эликсир компас здоровья стоп геморрой 200 мл

Самосознание базируется на способности человека к абст­рактному мышлению, на способности отделять общее от от­дельного, отношения от соотносящихся вещей. Сама эта спо­собность родилась именно в трудовой деятельности, требую­щей постоянно соотносить образ—цель с ходом ее достижения, чтобы не сбиться с пути, ведущего к намеченной цели. Так рождается способность сначала оперировать с идеальным пла­ном вещей, а затем уже и с самими вещами.

Творчество. Творчество — высшее проявление работоспособности. Все люди, так или иначе добывают себе пропитание. Но одни тяготятся своей работой, другие находят в ней удовольствие. По отношению к работе можно выделить два психологических типа: отвлеченное, механическое повторение операций и увлеченность, поиск наилучших решений. Во втором случае мы имеем дело с творчески мышлением. Такой стиль мышления присущ людям с развитым воображением — фантазией. Фантазия, отраженная в делах, приводит к творчеству — высшему проявлению способностей человека.

Социальное поведение. Безусловно, поведение человека не ограничивается врож­денными животными программами. Ведь человек живет и дей­ствует, побуждаемый множеством потребностей. Каждый человек стоит ровно столько, сколько он хлопочет. Иными словами, че­ловеческую личность определяют его потребности.

Физиологические потребности это низшие, управ­- ляемые органами тела потребности: дыхательная, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

Потребность в надежности — стремление к материаль-­ ной надежности, здоровью, обеспечению его старости и т.п.

Социальные потребности — удовлетворение этой по­- требности не объективно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контракты с другими людьми, в другом человеке эта потребность выражается очень сильно.

Потребность в осознании собственного достоинства — здесь речь идет об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли

эта потребности удовлетворяется отдельным лицом, для этого требуются группы.

Потребность в осуществлении самого себя -это потребность в развитии лич­ности, в самореализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Самоактуализация и есть полное ис­пользование всех возможностей человека. Обычно человек стремится выразить себя в той области, в которой он обладает наибольшими задатками и способностями, но подлинное на­слаждение приносит только творческая! работа. Творческая работа человека над самим собой — главный механизм удов­летворения потребности стать всем тем, кем он может и по своей свободной мотивации должен стать.

9. Биоэтика, человек, биосфера и космические циклы:

Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 7О-х гг. в Западной Европе и США. Большую роль в становле­нии биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможны. Новый уровень технологических и практических возможностей медицины и экспериментальной науки поставил перед учеными новые этические проблемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические вы­зовы в медицине. Технологии трансплантации органов и поддержания жизни вступили в противоречие и даже в конфликт с традиционными культурными ценностями.. Например, для христианства сердце это не только важ­нейший биологический, но и духовный орган человека.

Можно сказать, что биоэтика это форма защиты прав человека в том числе его права на жизнь, на здоровье, на от­ветственное и свободное самоопределение своей жизни. Если рассматривать биоэтику не просто как анализ норм взаимоот­ношений врача и пациента, а в более широком контексте тех ментальных и ценностных форм, которые определяют отношение к жизни и смерти, к детству и старости, то в таком случае эта наука включит в себя врачебную этику, этические нормы отношения к животным, но и экологичес­кую, лику отношений человека с биогеоиинозами и со всей биосферой. Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции.

Человек, биосфера и космические циклы.

Циклические изменения солнечной активности проявляются на Земле в частоте и интенсивности магнитных бурь, полярных сияний, в колебаниях ультрафиолетовой радиации, степе­ни ионизации верхних слоев атмосферы и т.п. Все это неизбежно сказывается на биосфере в целом, на телесном и психическом состоянии людей. В XX в. ученые все больше стали обращать внимание на зависимость и социальных процессов (войн, революций, эпидемий, самых разнообразных массовых потрясений) от солнечной активности.

В 1924 г. А.Л. Чижевский предупреждал: «Мы должны помнить, что влияние космических факторов отражается более или менее равномерно на всех двух миллиардах человечес­ких индивидов, ныне населяющих Землю, и было бы пре­ступно игнорировать изучение их влияния, как бы тонко и неуловимо с первого взгляда оно ни было.

Источник

Adblock
detector