Понятие об опасности и безопасности
занимательные факты по обж (11 класс) по теме
С первых лет своего образования предмет ОБЖ развивается в рамках общей теории безопасности, которая имеет множество понятий и определений.
1. Жизнедеятельность:
- способ существования человека, повседневная деятельность (учеба) и отдых;
- преобразование человеком вещества, энергии, информации в себе и в коружающей среде.
Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой обитания, окружающими предметами, людьми, образуя в достаточной степени понятную ситсему, компонентами которой являются: сам индивид и среда, в которой он обитает: биосфера, техносфера, социосфера и инфосфера.
Среда обитания может оказывать различное (благтворное или неблаготворное) влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие, работоспособность, отдых. В большинстве случаев выделяют несколько уровней воздействия на человека:
- комфортное (оптимальное), такие внешние факторы, при которых создаются наилучшие для организма человека условия жизнедеятельности;
- допустимое, когда воздействие на человека и его среду обитания не оказывает негативного влияния на здоровье, но приводит к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновеня и развития необратимых процессов у человека и в его среде обитания;
- опасное, когда сила взаимодействия превышает допустимые уровни и может оказать негативное воздействие на здоровье человека, вызвав при длительном взаимодействии заюолевания, и/или привести к деградации окружающей среды;
- экстремальное, когда сила взаимодействия меняется внезапно, что может привести к быстрому росту угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализациицелесообразной деятельности в данных условиях;
- чрезвычайное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести (нанесли) травму, привести (привели) человека к летальному исходу, вызвать (вызвали) нарушения в природной среде.
Только первые два уровня (комфортное и допустимое) соответсвуют позитивным условиям повседневной жизни, а остальные — допустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды.
Безотносительно уровней все негативные воздействия в системе «Человек — среда обитания» принято называть опасностями. Это одно из ключевых понятий теории безопасности.
2. Опасность — возможность, угроза действия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного. Опасность — это возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, после, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что это приведет к ухудшению или невозможности ее функционирования и развития. Опасность — это негативное свойство живой и неживой материи, информации, полей, способное причинять ущерб, вред самой материи.
Понятию «опасность» противопоставлено понятие «безопасность».
3. В самом общем виде безопасность — это отсутствие опасности. Содержание безопасности поясняется при рассмотрении возможных опасных и вредных факторов жизнедеятельности, реальной опасной ситуации, конкретных экстремальных условий и т.д. Для понимания содержательного наполнения понятия «безопасность» важно обратить внимание на слова, используемые для обозначения противоположных безопасности состояний и процессов: «нежелательные последствия», «негативное влияние», «потери», «ущерб», «вред», «беда» и т.д. Следует отличать опасные и вредные факторы, которые приводят к нежелательным последствям, и сами нежелательные последствия в виде вреда человеку и обществу. Иногда разные опаснные факторы могут привести к одному и тому же ущербу. Наоборот, один и тот же опасные фактор в разных условиях приводит нередко к различному ущербу или вообще не приводит к потерям.
Как опасные и вредные факторы, ак и негативные последствия по своему наполнению могут быть самыми разними. Вред могут причинить самые разнообразные по содержанию, интенсивности и масштабам явления, выделяемые в курсе ОБЖ по различным основаниям: природные, техногенные, сициальные и т.д.
Ущерб в опасных ситуациях может быть физическим, моральным или материальным. Ущерб причиняется явлениям и процессам, которые значимы для человека и фиксируются в его сознании как ценность. И чем выше в сознании человека ценнсть, которой причинен ущерб, тем больше вред, котрый этот человек усматривает в этом ущербе. К ценностям, ущерб которых представляет опасность для человека и общества, относятся не только физические (витальные), нравственные (моральные) и материальные (экономические) ценности, но и ценности этические, религиозные, национальные, политическиее, идеологические, научные, экологичекие и т.д. Данную тенденцию отражает конкретное содержание школьного курса ОБЖ, в котором раскрываются разнообразные по содержанию факторы риска и различные средства защиты в экономической, политической, культурной сферах, в семейных, производственных отношениях, в воинских, учебных коллективах и т.д.
В общем плане под вредными и опасными факторами понимаются обстоятельства, оказывающие неблагоприятное воздействие на человека и общество.
4. Вредные факторы— обстоятельства, негативно действующие на человека и общество, причиняющий вред весь период взаимодействия с человеком, группой людей. Для вредных факторов характерна постепенность, протяженность во времени влияния на людей и общество. Например, вредным является табачный дым в помещении( ущерб причиняется физическому здоровью), неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе( причиняется моральный и психологический ущерб) и т.д.
5. Опасные факторы- обстоятельства, которые могут вызвать несчастье, нанеси вред человеку, ущерб( экономический, физический, нравственный и т.д.). Например, опасно входить в помещение, заполненное табачным дымом, так как он способен причинить вред здоровью.
Вредные и опасные факторы могут привести к возникновению различных ситуаций, являются их причинами. Под ситуациями целесообразно понимать естественные сегменты социальной жизни, для которых характерны место, время, субьекты, содержание их деятельности, социальный контекст. Ситуации бывают различными. С точки зрение предмета ОБЖ наибольший интерес представляют опасные ( имеющие опасные факторы, т. е. возможно причинение ущерба человеку, обществу), экстремальные ( опасность столь велика, что для ее преодоления нужно действовать на пределе возможностей) и чрезвычайные ( когда опасность уже проявилась, вплоть до прямого ущерба людям и окружающей среде) ситуации.
6. Опасная ситуация- совокупность опасных факторов, способных причинить ущерб человеку, окружающей среде.
7. Экстремальная ситуация- обстановка на определенной территории, при которой опасность для человека, окружающей среды настолько велика, что для ее устранения требуются огромные усилия.
Чрезвычайная ситуация- обстановка на определенной ситуации, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В процессе жизнидеятельности человек попадает в ситуации различного вида и типа. В зависимости от роли самого человека в возникновении опасности и от того, насколько реально причинение вреда, ситуации могут быть безопасными, когда они не содержат предпосылок к причинению вреда человеку; потенциально опасными ( субьективно или обьективно); реально опасными и др.
Иногда при рассмотрении проблемы подготовки детей к опасным ситуациям авторы учебников не поясняют, какие именно ситуации ( потенциальные или реальные) они имеют в виду. Между тем готовность к активным, адекватным действиям в реальной опасной ситуации (при пожаре, наводнении, нападении хулигана и т.д.) не всегда означаетготовность к правильным действиям в потенциально опасной ситуации. Другими словами, плохо подготовленный человек своими действиями в потенциально опасной ситуации способен причинить реальный ущерб и себе, и окружающим.
Подводя краткий итог, можно заключить следующее:
- понятие «безопасность» служит критерием( мерой оценки) защищенности человека и общества от опасностей (вреда, ущерба, потерь, нежелательных последствий);
- безопасность как обьективная реальность проявляется в отсутствии или минимальном (достаточно низком, чтобы быть приемлимым для конкретного человека в конкретной ситуации) уровне риска возникновения ущерба интересам человека ( здоровью, материальному благополучию и т. д.)
Не вызывает сомнения, что безопасность жизнидеятельности зависит и от внешней среды, и от самого человека, от его умения не попадать в опасные ситуации, готовности к принятию мер защиты, ультуры безопасности.
Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и безопасном взаимодейтвии человека со средой обитания.
Основная цель безопасности жизнидеятельности (далее БЖ) — ослабление негативных воздействий на человека опасных, вредных факторов различного происхождения и достижение комфортных условий жизнидеятельности.
В настоящее время приняты несколько аксиом БЖ:
- Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.
- Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие ее максимальной эффективности.
- Все естественные процессы, антропогенная деятельность и обекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.
- Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека его среду обитания.
- Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их коплексного воздействия.
Для научного анализа БЖ общепринято использовать различные модели, соответствующие уровням рассматриваемых обектов опасности (в порядке усложнения):
- личность (индивид);
- семья;
- группа;
- профессиональный коллектив;
- население региона;
- народ, нация;
- человечество;
- биосфера (с человечеством как своим компонентом в космической среде).
При этом при переходе от системы низшего уровня к системе более высокого порядка первая сама становится подсистемой. Такие структуры азывают «самовложенными». Кроме того, у каждой системы:
- обектами опасности и субектами безопасности являются личность и сообщества различных уровней;
- окружающую среду представляют такие природные, техногенные и социальные соствляющие, которые не изменяются при исследуемом процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В конспекте . Человеку, чтобы жить, надо постоянно решать две задачи – добывать пищу и обеспечивать защиту от опасностей. При этом с развитием человеческого общества, число опасностей и ч.
конспект урока для 5 класса по теме Криминогенные ситуации и личная безопасность с презентацией.
Данная публикация иллюстрирует первый урок ОБЖ в 7 классе «Различные природные явления и причины их возникновения» (презентация, анимационные и видеофрагменты) по программе «Основы безопас.
Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе «»Общая характеристика природных явлений»» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о.
Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов .
Данная презентация иллюстрирует двадцать второй урок ОБЖ в 6 классе «Опасные погодные явления» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов общеобразовательных у.
Классный час по ОБЖ на тему «Опасные и безепасные ситуации» для учащихся 6, 7 классов.
Источник
Источники опасности для человека и окружающей среды.
Источники опасности для человека и окружающей среды.
Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности — негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек — среда обитания».
Опасность — негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.
Опасность — центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения.
Естественные повседневные опасности, обусловленные климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности практически решает все проблемы защиты от естественных повседневных опасностей.
Защита от естественных опасностей — стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.) — более сложная задача, часто не имеющая высокоэффективного решения.
Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различные производств и т.д.), генерируя в среде обитания техногенные антропогенные опасности.
Техногенные опасности создают элементы техносферы — машины, сооружения, вещества и т.п., а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.
Техногенные опасности во многом определяются наличием отходов, неизбежно возникающих при любом виде деятельности человека в соответствии с законом от неустранимости отходов или побочных воздействий производств. Отходы сопровождают работу промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики, средств транспорта, жизнь людей и животных. Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоёмы, производственного и бытового мусора, потоков механической, тепловой и электромагнитной энергии и т.п. Количественные и качественные показатели отходов, а также регламент обращения с ними, определяют уровни и зоны возникающих при этом опасностей.
Значительным техногенным опасностям подвергается человек при попадании в зону действия технических систем, к которым относятся транспортные магистрали, зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны. Уровни опасного воздействия на человека в этом случае определяются характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне.
Классификация ЧС.
Чрезвычайная ситуация — обстановка, сложившаяся в результате промышленной и иной опасной ситуации техногенного характера, аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могли повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей.
ЧС подразделяются на локальные, местные, региональные, республиканские (государственные) и трансграничные.
Локальная-ЧС, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1000 базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
Местная— ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1000, но не более 5000 базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
Региональная-ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5000, но не более 0,5 млн. базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы области.
Республиканская (гос.)- ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн. базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой выходит за пределы более чем двух областей.
Трансграничная-ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Республики Беларусь, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Республики Беларусь
Основные задачи ГО.
*укрытие населения в коллективных средствах защиты-защитных сооружениях и укрытиях;
*обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и своевременное и умелое их применение;
*организация оповещения населения об угрозе нападения противника, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, угрозе катастрофического затопления и стихийных бедствиях;
*обучение всего населения защите от оружия массового поражения, а также основам оказания первой мед.помощи пораженным.
Силы и средства ГО.
Силы ГО включают формирования, учреждения и войсковые части ГО. Они предназначены для проведения защитных мероприятий и ведения СНАВР в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.Силы гражданской обороны состоят из:
служб гражданской обороны;
гражданских формирований гражданской обороны;
сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Персоналу сил гражданской обороны выдаются международный отличительный знак гражданской обороны и удостоверение личности, подтверждающее его статус.
Средства гражданской обороны – средства оповещения, связи и управления, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты, жизнеобеспечения населения и иные материальные средства, аварийно-спасательная и другая техника, оборудование и приборы, служебные животные, предназначенные или привлекаемые для выполнения мероприятий гражданской обороны;
Опасные факторы пожара.
ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА (ОФП) — факторы пожара, воздействие которых приводит к травме, отравлению или гибели человека, а также к материальному ущербу. К таким факторам относятся (в скобках указаны предельные значения): температура окружающей среды (70°C); интенсивность теплового излучения (500 Вт/м 2 ); содержание оксида углерода(0,1% об.); содержание диоксида углерода (6,0% об.); содержание кислорода (менее 17% об.) и др.
ОсновныеОФП: повышенная температура, задымление, изменение состава газовой среды, пламя, искры, токсичные продукты горения и термического разложения, пониженная концентрация кислорода. Величины параметров ОФП принято рассматривать прежде всего с точки зрения их вреда для здоровья и опасности для жизни человека при пожаре.
К вторичнымпроявлениям ОФП относятся:
— осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;
— радиоактивные и токсичные вещества и материалы, выпавшие из разрушенных аппаратов, оборудования;
-электрический ток, возникший в результате выноса напряжения на токопроводящие части конструкций и агрегатов;
— опасные факторы взрыва, произошедшего во время пожара.
В карточке учета пожара среди причин гибели людей при пожарах указываются также психические факторы, падение с высоты, паника и т. п. Особую опасность для жизни представляет токсичность продуктов горения полимерных материалов. Высокая коррозионная активность дыма наносит существенный ущерб радиоэлектронной аппаратуре, особенно при пожарах на АТС и подобных объектах.
НАЛОЖЕНИЕ ЖГУТА
Среди различных способов временной остановки кровотечения наложение жгута является наиболее надежным и достаточно быстрым. Наложением жгута осуществляется круговое сдавливание мягких тканей конечности вместе с кровеносными сосудами и прижатие их к кости. Наложение жгута показано лишь при сильном артериальном кровотечении из артерии конечности,во всех остальных случаях применять данный способ не рекомендуется.
Наибольшее распространение получил эластический жгут Эсмарха. Он представляет собой крепкую эластичную резиновую трубку или полоску длиной до 1,5 м, к концам которой прикреплены цепочка и крючок, используемые для его закрепления, либо другие приспособления .
При отсутствии стандартного жгута возможно использование различных подручных устройств (закрутка, жгут с пелотом, любая прочная резиновая трубку диаметром 1-1,5 см, резиновый бинт, ремень, платок, кусок материи и др.)
А) По причине возникновения
1. Травматические.
Возникают при действии значительной травмирующей силы.
2. Патологические.
Возникающие при минимальном внешнем воздействии (при обычной нагрузке) вследствие разрушения кости каким-нибудь патологическим процессом, например, туберкулёзным, опухолевым или другим.
Б) По тяжести поражения
1. Полные.
Разрушение происходит по всему поперечнику кости. Полные переломы могут быть:
— без смещения отломков (например, под надкостницей);
— со смещением отломков. Смещения отломков зависят от действия травмирующей силы и сокращения мышц, прикрепленных к центральному и периферическому отломкам. Выделяют следующие виды смещений отломков:
Может быть и сочетание отдельных видов смещений.
2. Неполные.
Кость теряет целостность не по всему поперечнику. К таким переломам относятся трещины и надломы.
В) По форме и направлению перелома
Г)по целостности кожных покровов: открытые, закрытые
Д)по кол-ву отломков: единичные, множественные
Е)по осложнениям: осложненные, неосложненные
Переломы костей таза относятся к тяжелым переломам. Это связано с возможностью повреждения внутренних органов, с большой кровопотерей при переломах костей таза, с возникновением шока вследствие кровопотери и болевого синдрома.
Таз располагается в основании позвоночника. Он служит опорой позвоночнику и всему скелету человека. С помощью таза нижние конечности соединяются с туловищем. Кроме этого тазовые кости и образованное ими костное ложе – тазовое кольцо – являются вместилищем части внутренних органов, которые называют тазовыми.
Переломы костей таза бывают:
— при переломах нужно прежде всего обеспечить неподвижность поврежденных костей, по возможности зафиксировав их с помощью специальных шин или подручных предметов: палок, досок, солнцезащитных козырьков автомобиля, пучков камыша или ветвей. Если таких средств не будет, а пострадавшего нужно срочно доставить в лечебное учреждение, то можно в крайнем случае сломанную руку прибинтовать к туловищу, больную ногу к здоровой.
Крепление шины или подручных средств бинтом, косынкой, например, к травмированной руке, ноге должно быть таким, чтобы обеспечить неподвижность суставов находящихся выше и ниже области травмирования. Для закрепления шины или подручных средств необходимо принять все меры осторожности, чтобы исключить возможность дальнейшего травмирования тканей больного органа и обеспечить по возможности его щадящее положение.
Химическое оружие.
Химическое оружие – оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах отравляющих веществ, и средства их применения: артиллерийские снаряды, ракеты, мины, авиационные бомбы , газометы, система баллонного газоспуска, гранаты, шашки. Наряду с ядерным и биологическим оружием относится к оружию массового поражения..
Виды: ОВ нервно-паралитического действия, кожно-нарывного действия, общеядовитого действия, удушающего действия, психохимического действия, раздражающего действия.
Биологическое оружие.
Биологическое оружие – это патогенные микроорганизмы или их споры, вирусы, бактериальные токсины, зараженные люди и животные, а также средства их доставки (ракеты, управляемые снаряды, авиация), предназначенные для массового поражения живой силы противника, с/х животных, посевов с/х культур, а также порчи некоторых видов военных материалов и снаряжения.
Поражающее действие основано в первую очередь на использовании болезнетворных свойств патогенных микроорганизмов и токсичных продуктов их жизнедеятельности.
Способы применения: боевые части ракет, авиационные бомбы, артиллерийские мины и снаряды, пакеты, мешки сбрасываемые с самолетов, спец. аппараты рассеивающие насекомые с самолетов, диверсионные методы.
Лучевая болезнь.
Лучева́яболе́знь — заболевание, возникающее в результате воздействия различных видов ионизирующих излучений и характеризующееся симптоматикой, зависящей от вида поражающего излучения, его дозы, локализации источника излучения, распределения дозы во времени и теле живого существа (напр. человека).
У человека лучевая болезнь может быть обусловлена внешним облучением (внутренним — при попадании радиоактивных веществ в организм с вдыхаемым воздухом, через желудочно-кишечный тракт или через кожу и слизистые оболочки, а также в результате инъекции).
Общие клинические проявления лучевой болезни зависят, главным образом, от полученной суммарной дозы радиации. Дозы до 1 Гр (100 рад) вызывают относительно лёгкие изменения, которые могут рассматриваться как состояние предболезни. Дозы свыше 1 Гр вызывают костно-мозговую или кишечную формы лучевой болезни различной степени тяжести, которые зависят главным образом от поражения органов кроветворения. Дозы однократного облучения свыше 10 Гр считаются абсолютно смертельными.
Требования к производственному освещению, газовому составу воздушной среды, микроклимату.
Для определения количественных и качественных показателей производственного освещения используют фотометры, люксметры, измерители видимости.
Контроль освещенности производится в наиболее темный период года после чистки светильников.
Основной задачей производственного освещения является поддержание на рабочем месте освещенности, соответствующей характеру зрительной работы.
При организации производственного освещения необходимо обеспечить равномерное распределение яркости на рабочей поверхности и окружающих предметах. Производственное освещение должно обеспечивать отсутствие в поле зрения работающего резких теней. Для улучшения видимости объектов в поле зрения работающего должна отсутствовать прямая и отраженная блескость. При организации производственного освещения следует выбирать необходимый спектральный состав светового потока. Осветительные установки должны быть удобны и просты в эксплуатации, долговечны, отвечать требованиям эстетики, электробезопасности, а также не должны быть причиной возникновения взрыва или пожара. Обеспечение указанных требований достигается применением защитного зануления или заземления, ограничением напряжения питания переносных и местных светильников, защитой элементов осветительных сетей от механических повреждений и т.п.
Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к показателям микроклимата рабочих мест производственных помещений с учетом интенсивности энергозатрат работающих, времени выполнения работы, периодов года и содержат требования к методам измерения и контроля микроклиматических условий.
Показатели микроклимата должны обеспечивать сохранение теплового баланса человека с окружающей средой и поддержание оптимального или допустимого теплового состояния организма.
Показателями, характеризующими микроклимат в производственных помещениях, являются:
· температура воздуха;
· температура поверхностей * ;
· относительная влажность воздуха;
· скорость движения воздуха;
· интенсивность теплового облучения.
62. Естественные и искусственные источники неионизирующих электромагнитных излучений. Защита от неионизирующих электромагнитных излучений.
Неионизирующие излучения – это электромагнитные излучения различной частоты, не вызывающие ионизацию атомов и молекул вещества
Естественные источники ионизирующего излучения:
Спонтанный радиоактивный распад радионуклидов.
Термоядерные реакции, например на Солнце.
Индуцированные ядерные реакции в результате попадания в ядро высокоэнергетичных элементарных частиц или слияния ядер.
Искусственные источники ионизирующего излучения:
Ускорители элементарных частиц (генерируют потоки заряженных частиц, а также тормозное фотонное излучение).
Рентгеновский аппарат как разновидность ускорителей, генерирует тормозное рентгеновское излучение.
Защита от воздействия неионизирующих излучений:
— защита от статических электрических полей обеспечивается путем заземления или экранирования источников и самих работников, применения антистатических препаратов, замены легко электризующихся материалов на неэлектризующиеся;
— при работах с источниками постоянных магнитных полей снижение неблагоприятного воздействия достигается путем автоматизации и механизации производственных процессов, применения манипуляторов и захватов из немагнитных материалов;
— применение для защиты от неионизирующих излучений индивидуальных защитных средств (антистатическая обувь и одежда), индивидуальные экранирующие комплекты одежды, а так же стационарные или переносные защитные экраны;
— работы по настройке и регулировке источников неионизирующих излучений радиочастотного диапазона проводятся в экранированных помещениях;
— снижение напряженности электромагнитных полей на рабочих местах в аппаратных залах телерадиостанций достигается путем рационального размещения оборудования, экранирования передатчиков, использования коаксиальных линий передачи энергии и организации дистанционного управления;
— на участках регулировки, настройки, испытания СВЧ-генераторов и комплексов СВЧ-аппаратуры защита обеспечивается путем ограничения в цехах работающих радиосредств с излучением на антенну или открытый волновод, экранирования источника СВЧ-излучения и применения СИЗ — костюмы, шлемы, лицевые щитки и очки;
— при испытаниях электронных СВЧ-приборов снижение уровней облучения достигается направлением их работы на поглощающую нагрузку, либо с применением экранов и средств индивидуальной защиты (СИЗ);
— при проведении испытаний и эксплуатации радиосредств на открытых территориях полигонов и аэродромов, метеостанций и судах морского и речного флота, принимаются меры, направленные на ограничение степени облучения окружающей территории, путём подъёма антенн на насыпи и естественные возвышенности, обеспечение безопасных условий передвижения людей в зонах излучения антенн;
— для защиты медперсонала в физиотерапевтических кабинетах используется рациональное размещение аппаратуры, экранирование источников излучения, дистанционное управление, автоматизация процессов включения и выключения аппаратов;
— при работах, связанных с воздействием инфракрасного и ультрафиолетового излучения защита обеспечивается путем организации дистанционного управления оборудованием, экранирования, применения средств индивидуальной защиты.
Источники опасности для человека и окружающей среды.
Негативный результат взаимодействия человека со средой обитания определяют опасности — негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек — среда обитания».
Опасность — негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.
Опасность — центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Различают опасности естественного, техногенного и антропогенного происхождения.
Естественные повседневные опасности, обусловленные климатическими и природными явлениями, возникают при изменении погодных условий и естественной освещенности в биосфере. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности практически решает все проблемы защиты от естественных повседневных опасностей.
Защита от естественных опасностей — стихийных явлений, происходящих в биосфере (наводнения, землетрясения и т.д.) — более сложная задача, часто не имеющая высокоэффективного решения.
Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различные производств и т.д.), генерируя в среде обитания техногенные антропогенные опасности.
Техногенные опасности создают элементы техносферы — машины, сооружения, вещества и т.п., а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей.
Техногенные опасности во многом определяются наличием отходов, неизбежно возникающих при любом виде деятельности человека в соответствии с законом от неустранимости отходов или побочных воздействий производств. Отходы сопровождают работу промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики, средств транспорта, жизнь людей и животных. Они поступают в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоёмы, производственного и бытового мусора, потоков механической, тепловой и электромагнитной энергии и т.п. Количественные и качественные показатели отходов, а также регламент обращения с ними, определяют уровни и зоны возникающих при этом опасностей.
Значительным техногенным опасностям подвергается человек при попадании в зону действия технических систем, к которым относятся транспортные магистрали, зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны. Уровни опасного воздействия на человека в этом случае определяются характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне.
Классификация ЧС.
Чрезвычайная ситуация — обстановка, сложившаяся в результате промышленной и иной опасной ситуации техногенного характера, аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые повлекли или могли повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей.
ЧС подразделяются на локальные, местные, региональные, республиканские (государственные) и трансграничные.
Локальная-ЧС, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1000 базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
Местная— ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1000, но не более 5000 базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
Региональная-ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5000, но не более 0,5 млн. базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой не выходит за пределы области.
Республиканская (гос.)- ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн. базовых величин на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона которой выходит за пределы более чем двух областей.
Трансграничная-ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Республики Беларусь, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Республики Беларусь
Основные задачи ГО.
*укрытие населения в коллективных средствах защиты-защитных сооружениях и укрытиях;
*обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и своевременное и умелое их применение;
*организация оповещения населения об угрозе нападения противника, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, угрозе катастрофического затопления и стихийных бедствиях;
*обучение всего населения защите от оружия массового поражения, а также основам оказания первой мед.помощи пораженным.
Источник