Меню

Было бы здоровье да совесть чиста смысл

Пословицы и поговорки о совести

Пословицы и поговорки на тему совести для детей 5 класса.

  • Про его совесть можно написать повесть.
  • Рубаха черна, да совесть бела.
  • Без рук, без ног — калека, без совести — полчеловека.
  • Есть совесть, есть и стыд; а стыда нет — и совести нет.
  • Его не было, когда стыд-совесть делили.
  • Брюхо вытрясло, да и совесть вынесло.
  • Совесть без зубов, а грызет.
  • Угрызение совести сильнее кнута.
  • Совесть с молоточком: и постукивает и послушивает.
  • Хоть мошна пуста, да совесть чиста.
  • Нечистая совесть спать не дает.
  • Без совести и при большом уме не проживешь.
  • За совесть да за честь — хоть голову снесть.
  • Добрая совесть любит обличение.
  • Платье черненько, да совесть беленька.
  • Совесть — великое достоинство.
  • Черной совести и кочерга виселицей кажется.
  • Твоя совесть, как лихая болесть.
  • Рожа кривая, да совесть прямая.
  • Пусть бранят, была бы совесть чиста.
  • К кафтану совесть не пришьешь.
  • Совесть без зубов, а загрызет.
  • Совесть спать не дает.
  • Заскорузлой совести не проймешь.
  • Совесть в карман не положишь.
  • Когда совесть спокойна, тогда и человек счастлив.
  • Больная совесть, что больной зуб.
  • Божница домашняя, а совесть продажная.
  • У него совесть в рукавичках ходит.
  • Не за страх, а за совесть.
  • Совесть — тысяча свидетелей.
  • У него совесть в рукавичках.
  • Кто без совести живет, тому пуще везет.
  • У него совесть, что розвальни — садись да катись.
  • От человека утаишь, от совести не утаишь.
  • Было бы здоровье да совесть чиста.
  • Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.
  • Есть слезы — есть и совесть.
  • С чистой совестью спокойно заснешь.
  • Худая совесть в рукавицах гуляет.
  • У кого совесть не чиста, тому и тень кочерги — виселица.
  • От людей спрячешься, от совести нет.
  • Чистая совесть не тонет.
  • Что того и совестить, у кого нет совести.
  • Волосом сед, а совести нет.
  • Чистая совесть не боится обвинений.
  • Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь.
  • Когда наелся, тогда и засовестился.
  • Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
  • У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.
  • Без зазрения совести.
  • С совестью не разминуться.
  • Чужая совесть — могила.
  • Без совести все позволительно.
  • У него совесть еще в прошлом году в бутылке задохлась.
  • От стыда человек хоть и не умрет, да совесть долго его грызет.
  • У него совесть в голике.
  • Добрая совесть злому ненавистна.
  • Бородка Минина, а совесть глиняна.
  • Надо и совесть знать.
  • Добрая совесть не боится клеветы.
  • У него ни на полушку совести нет.
  • Совесть нужна, да не всегда пользительна.
  • У него совести мешок: что хочешь клади.
  • Когда совесть раздавали, его дома не было.
  • Совесть дороже золота.
  • Совесть верный советник.
  • Глаза — мера, душа — вера, совесть — порука.
  • У него совесть — дырявое решето.
  • Водой смывают все, кроме совести.
  • Совесть не сосед: от нее не уйдешь.
  • Покоряйся совести, а овладей волей.
  • Хотя на мне платье черно, да моя совесть бела.
  • Как ни мудри, а совести не перемудришь.

Источник

Анна Каренина (Толстой)/Часть I/Глава XXVII

← Часть I — Глава XXVI Анна Каренина — Часть I — Глава XXVII
автор Лев Николаевич Толстой
Часть I — Глава XXVIII →
См. Содержание . Дата создания: 1873—1876 гг., опубл.: «Русский вестник», 1875. Источник: ФЭБ. ЭНИ «Лев Толстой» (Приводится по: Толстой Л. Н. Анна Каренина. — М.: Наука, 1970. — С. 85—86. )

Дом был большой, старинный, и Левин хотя жил один, но топил и занимал весь дом. Он знал, что это было глупо, знал, что это даже нехорошо и противно его теперешним новым планам, но дом этот был целый мир для Левина. Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Левина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьей.

Левин едва помнил свою мать. Понятие о ней было для него священным воспоминанием, и будущая жена его должна была быть в его воображении повторением того прелестного, святого идеала женщины, каким была для него мать.

Любовь к женщине он не только не мог себе представить без брака, но он прежде представлял себе семью, а потом уже ту женщину, которая даст ему семью. Его понятия о женитьбе поэтому не были похожи на понятия большинства его знакомых, для которых женитьба была одним из многих общежитейских дел; для Левина это было главным делом жизни, от которого зависело все ее счастье. И теперь от этого нужно было отказаться!

Когда он вошел в маленькую гостиную, где всегда пил чай, и уселся в своем кресле с книгою, а Агафья Михайловна принесла ему чаю и со своим обычным: «А я сяду, батюшка», — села на стул у окна, он почувствовал, что, как ни странно это было, он не расстался с своими мечтами и что он без них жить не может. С ней ли, с другою ли, но это будет. Он читал книгу, думал о том, что читал, останавливаясь, чтобы слушать Агафью Михайловну, которая без устали болтала; и вместе с тем разные картины хозяйства и будущей семейной жизни без связи представлялись его воображению. Он чувствовал, что в глубине его души что-то устанавливалось, умерялось и укладывалось.

Читайте также:  Социальная работа охрана здоровья семьи

Он слушал разговор Агафьи Михайловны о том, как Прохор бога забыл и на те деньги, что ему подарил Левин, чтобы лошадь купить, пьет без просыпу и жену избил до смерти; он слушал и читал книгу и вспоминал весь ход своих мыслей, возбужденных чтением. Это была книга Тиндаля о теплоте. Он вспоминал свои осуждения Тиндалю за его самодовольство в ловкости производства опытов и за то, что ему недостает философского взгляда. И вдруг всплывала радостная мысль: «Через два года будут у меня в стаде две голландки, сама Пава еще может быть жива, двенадцать молодых Беркутовых дочерей, да подсыпать к ним на казовый конец этих трех — чудо!» Он опять взялся за книгу.

«Ну хорошо, электричество и теплота одно и то же; но возможно ли в уравнении для решения вопроса поставить одну величину вместо другой? Нет. Ну так что же? Связь между всеми силами природы и так чувствуется инстинктом… Особенно приятно, как Павина дочь будет уже красно-пегою коровой, и все стадо, в которое подсыпать этих трех… Отлично! Выйти с женой и гостями встречать стадо… Жена скажет: мы с Костей, как ребенка, выхаживали эту телку. Как это может вас так интересовать? скажет гость. Все, что его интересует, интересует меня. Но кто она?» И он вспоминал то, что произошло в Москве… «Ну что же делать. Я не виноват. Но теперь все пойдет по-новому. Это вздор, что не допустит жизнь, что прошедшее не допустит. Надо биться, чтобы лучше, гораздо лучше жить…» Он приподнял голову и задумался. Старая Ласка, еще не совсем переварившая радость его приезда и бегавшая, чтобы полаять на дворе, вернулась, махая хвостом и внося с собой запах воздуха, подошла к нему, подсунула голову под его руку, жалобно подвизгивая и требуя, чтоб он поласкал.

— Только не говорит, — сказала Агафья Михайловна. — А пес… Ведь понимает же, что хозяин приехал и ему скучно.

— Отчего же скучно?

— Да разве я не вижу, батюшка? Пора мне господ знать. Сызмальства в господах выросла. Ничего, батюшка. Было бы здоровье да совесть чиста.

Левин пристально смотрел на нее, удивляясь тому, как она поняла его мысли.

— Что ж, принесть еще чайку? — сказала она и, взяв чашку, вышла. Ласка все подсовывала голову под его руку. Он погладил ее, и она тут же у ног его свернулась кольцом, положив голову на высунувшуюся заднюю лапу. И в знак того, что теперь все хорошо и благополучно, она, слегка раскрыв рот, почмокала, лучше уложив около старых зуб липкие губы, затихла в блаженном спокойствии. Левин внимательно следил за этими последними ее движениями.

«Так-то и я! — сказал он себе, — так-то и я! Ничего… Все хорошо».

Источник

Цитаты Толстого Льва Николаевича (стр. 2)

100 цитат русского писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910).

Цитаты Льва Толстого (полный список)

Без веры же человек не живет, он умирает естественной смертью или убивает себя
Без поспешности и без отдыха

Из романа «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть I, глава XXXIII. Это девиз Каренина Алексея Александровича (муж Анны карениной).

Бог дает крест и дает силу нести его

Из романа «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть II, глава XXXIV. Мадам Шталь говорит эти слова, обращаясь к князю.

Бойся быть нарушителем единения людей, вызвав в них словами недобрые чувства друг против друга
Бойтесь всего, что становится между вами и Богом — духом, живущим в вашей душе
Большею частью бывает, что споришь, горячо только оттого, что никак не можешь понять, что именно хочет доказать противник

Из романа «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть IV, глава XIII. Слова Левина в разговоре с Кити.

Большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть I, VII. Слова французского императора Наполеона из разговора с русским посланником Александра I – Балашовым.

Было бы здоровье да совесть чиста

Из романа «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть I, глава XXVII. Слова Левина в разговоре с экономкой Агафьей Михайловной.

Читайте также:  Кому ставят свечку за здоровье детей
В бесконечном времени, в бесконечности материи, в бесконечном пространстве выделяется пузырек-организм, и пузырек этот подержится и лопнет, и пузырек этот — я

Из романа «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть VIII, глава IX. Неверующий в Бога Левин задает себе вопросы и смысле жизни, назначении души и не может найти ответа.

В военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы, все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, все зависит от того, как и кем ведется все дело

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть I, IX. Из размышлений князя Андрея Болконского.

В знаниях важно не количество, а правильная расценка им. Важно знать, какие знания самые важные, какие второй важности, третьей и т. д. и какие самой последней
В городе несчастным людям жить лучше

Из повести «Крейцерова соната» (1890 г.). Слова Позднышева, гл. XVIII.

В каждом есть два человека. Один — духовный, ищущий блага себе только такого, которое было бы благо и других людей, и другой — животный человек, ищущий блага только себе и для этого блага готовый пожертвовать благом всего мира

Из романа «Воскресение» (1889 – 1899 гг.), ч. 1, гл. 14.

В любви между мужчиной и женщиной бывает всегда одна минута, когда любовь эта доходит до своего зенита, когда нет в ней ничего сознательного, рассудочного и нет ничего чувственного

Из романа «Воскресение» (1889 – 1899 гг.), ч. 1, гл. 14.

В нерешительных делах остается победителем тот, кто упрямее

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть II, XXXV. Слова Раевского, сказанные главнокомандующему русской армией Михаилу Кутузову, в ходе Бородинской битвы 1812 года.

В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), том 1 часть 1 глава 6. Писатель рассуждает о дружбе князя Андрея Болконского и Пьера Безухого.

В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою

Из романа «Воскресение» (1889 – 1899 гг.), ч. 3, гл. 4.

В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма

Из романа «Война и мир» (1863 — 1869 гг.), Том 3, часть II, VI.

В этом и спасенье и казнь человека, что, когда он живет неправильно, он может себя затуманивать, чтобы не видать бедственности своего положения

Из повести «Крейцерова соната» (1890 г.). Слова Позднышева, гл. XVII.

Вер много, а дух один

Из романа «Воскресение» (1889 – 1899 гг.). Слова старика, с которым встретился Нехлюдов на переправе (ч. 3, гл. 21).

Вера отвечает на те вопросы, на которые разум не может дать ответа, но которые он же не может не ставить себе
Вера суть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей
Верить себе, а не другим

Из романа «Воскресение» (1889 – 1899 гг.), ч. 1, гл. 13.

Весь этот мир наш — это маленькая плесень, которая наросла на крошечной планете. А мы думаем, что у нас может быть что-нибудь великое, — мысли, дела! Все это песчинки

Из романа «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть IV, глава VII. Слова Левина в разговоре с Облонским.

Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть II, XVI. Эти слова произносит главнокомандующий русской армией Кутузов Михаил Илларионович, обращаясь к князю Андрею Болконскому, про то, что Кутузову не раз советовали дать французам неподготовленного сражения.

Власть, деньги, почести: их-то ищут женщины

Из романа «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть IV, глава X. Слова Песцова в разговоре о правах женщин.

Влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), том 1, часть 1, глава 4. Из рассуждений Князя Василия.

Военная служба развращает людей, ставя поступающих в нее в условия совершенной праздности, то есть отсутствия разумного и полезного труда, и освобождая их от общих человеческих обязанностей, взамен которых выставляет только условную честь полка, мундира, знамени и, с одной стороны, безграничную власть над другими людьми, а с другой — рабскую покорность высшим себя начальникам

Из романа «Воскресение» (1889 – 1899 гг.), ч. 1, гл. 13.

Военное искусство — это искусство быть сильнее неприятеля в известный момент

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть II, XXIX. Слова императора Франции Наполеона, обращенные к своему генералу Раппу.

Читайте также:  Информационные ресурсы здоровья населения
Война есть наитруднейшее подчинение свободы человека законам бога

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть III, IX. Мысли Пьера Безухова во сне.

Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть II, XXV. Слова Андрея Болконского сказанные Пьеру Безухову накануне Бородинского сражения.

Апофеоз войны, художник Василий Верещагин, 1871, Государственная Третьяковская галерея

Война противна человеческому разуму и всей человеческой природе

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть I, I.

Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света

Из романа «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть I, глава XI. Слова Облонского Левину.

Все смешалось в доме Облонских

Из романа «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.). Это вторая фраза романа (ч. 1, гл. 1).

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему

Первая фраза романа «Анна Каренина» (1875 г.), ч. 1, гл. 1.

Всегда лучше перекланяться, чем не докланяться

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), том 1, ч. 2, I.

Вспоминай все дурное, сделанное тобой. Это поможет тебе не делать дурного. Если же будешь вспоминать сделанное тобою хорошее, это помешает тебе делать доброе
Вся история человечества с тех пор, как мы знаем ее, есть движение человечества все к большему и большему единению. Единение это совершается самыми разнообразными средствами, и служат ему не только те, которые работают для него, но даже те, которые противятся ему
Вся нравственность жизни сводится к тому, чтобы как можно меньше брать от людей и как можно больше давать себя, свою душу

Из незаконченной повести «Мать» (первая публикация 1912 г.). Об учителе – Петре Никифоровиче.

Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.). Слова Пьера Безухова из его речи перед масонами (Том II, Часть III, Глава VII).

Всякий прогресс совершается только властью

Из романа «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть III, глава XXVII. Слова помещика, в споре о том, почему вести хозяйство помещикам было очень трудно.

Всякий человек, зная до малейших подробностей всю сложность условий, его окружающих, невольно предполагает, что сложность этих условий и трудность их уяснения есть только его личная, случайная особенность, и никак не думает, что другие окружены такою же сложностью своих личных условий, как и он сам

Из романа «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть III, глава XIX. Автор пишет о Вронском, который встречался с замужней Анной Карениной.

Высшая мудрость основана не на одном разуме, не на тех светских науках физики, истории, химии и т. д., на которые распадается знание умственное. Высшая мудрость одна. Высшая мудрость имеет одну науку – науку всего, науку объясняющую всё мироздание и занимаемое в нем место человека.

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.). Слова масона из разговора с Пьером Безуховым (Том 2, Часть 2, глава 3).

Главная задача философии всех веков состоит именно в том, чтобы найти ту необходимую связь, которая существует между личным интересом и общим

Из романа «Анна Каренина» (1873 – 1877 гг.), часть III, глава III. Слова Кознышева Сергея Ивановича (единоутробный брат Левина).

Главная причина дурного устройства жизни — ложная вера
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Из стихотворения русского писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910), которое он написал во время Крымской войны (август 1855 г.), в ходе обороны Севастополя.

Глаза – зеркало души

Слова русского писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910).

Город, занятый неприятелем, подобен девушке, потерявшей невинность

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть III, XIX. Слова, сказанные Наполеоном, перед тем, как войти в Москву (2 сентября 1812 года).

Господи Великий, помоги мне ходить по стезям Твоим, 1) побеждать часть гневну – тихостью, медлением, 2) похоть – воздержанием и отвращением, 3) удаляться от суеты, но не отлучать себя от а) государственных дел службы, b) от забот семейных, с) от дружеских сношений и d) экономических занятий

Из романа «Война и мир» (1863 – 1869 гг.). Слова из дневника Пьера Безухова (запись от 24 ноября), который он стал вести по совету брата масона.

Источник

Adblock
detector