Меню

Будь ответственен за свое здоровье

Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
статья на тему

сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_chuvstva_otvetstvennosti_za_svoe_zdorove.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Чернушка

Выступление на МО

Формирование чувства ответствен6ности за свое здоровье

Составила: Хасанова Т.Н. Воспитатель 1 категории

Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.

Начало XXI века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это связано со многими причинами социального характера и, главное, с возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. В связи с этим все более становится необходимым обучение населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных ситуациях. И у взрослых, и у детей необходимо воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье.

Люди различны, поэтому различаются и их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать. Это различие прекрасно видно по тому, как человек относится к своим собственным ошибкам. Ответственный человек признает свои ошибки, а избегающий ответственности пытается переложить их на кого-нибудь

Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Каждый человек за что-то отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя ответственность означает отвечать за свои действия перед другими.
Формирование ответственности – процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения.

Основные задачи формирования ответственности за свое здоровье следующие:

• сформировать у обучающихся представление о:

-позитивных факторах, влияющих на здоровье;

— правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

— рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной

• дать представление о:

— негативных факторах (с учетом принципа безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

— влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

— составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

— делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

— выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;

— представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

— потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

При выборе стратегии воспитания формирования ответственности за свое здоровья необходимо, учитывая психологические и психофизические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. Исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы.

Одним из компонентов воспитания формирования ответственности за свое здоровья является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить обучающихся ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».

Следует осуществлять простые и очень важные действия:

  1. Убеждать обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  2. Во время учебного дня проводить подвижные игры.
  3. Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  4. Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  5. Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
  6. Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений.
  7. Обеспечивать каждого обучающегося горячим питанием в столовой.
  8. Следить за условиями теплового режима. Освещенности классных помещений.
  9. Привлекать обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
  10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учетом возрастных особенностей детей.
  11. Способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных и групповых коллективах.

Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

Организация работы спортивных секций, кружков;

Проведение дополнительных уроков физической культуры.

Организация спортивных перемен.

Физкультминутки для учащихся.

Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

Урочная и внеурочная работа.

Спортивные кружки и секции: волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.

Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни поможет школьнику использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

Приобретение обучающимися навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.

Высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Усвоение и применение обучающимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.

Для сохранения здоровья я учу детей соблюдать режим дня.

Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.

В группе, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, а в интернате обучающиеся опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:

● внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;

● с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся;

● создана медико-психологическая служба;

● созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах, интернате.

Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в школе-интернате являются:

● здоровье и здоровый образ жизни;

● соблюдение режима дня;

● соблюдение правил личной гигиены;

● санитарно-просветительные мероприятия (беседы, антиалкогольное и антитабачное);

● полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;

● различные формы физического воспитания:

● изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;

● обязательная прогулка на свежем воздухе с большой двигательной ктивностью.

Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.

В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы интерната.

Таким образом, для формирования чувства ответственности за свое здоровье зависит от многих составляющих:

● активного участия в этом процессе самих обучающихся;

● создание здоровьесберегающей среды;

● высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

● планомерной работы с родителями;

● тесного взаимодействия социально-культурной сферой города.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целью моей программы является: Привитие ученикам уважительного отношения к своему здоровью .В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи : Формирование мотивации к здоровому образу жиз.

Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять .

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества.

сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида.

Для ребенка от 6 до 17 лет важной средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодр.

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на.

Источник

Ответственность граждан за свое здоровье (исследование в фокус- группе)

В рамках государственного задания «Анализ существующих подходов и выработка научно- обоснованных предложений по внедрению мер по повышению ответственности граждан за свое здоровье» проводилось изучение мнения населения и работников здравоохранения о критериях ответственного отношения граждан к своему здоровью и поощрении лиц, ведущих ЗОЖ.

Вопрос о степени ответственности человека за свое здоровье и выборе соответствующего поведения, по сравнению с ролью общества, которое делает этот выбор возможным, обсуждается в мире в течение нескольких десятилетий.

Личная ответственность за здоровье — это не новая концепция, тем не менее, в последнее время на ней акцентируется внимание и в Европе, и в США через политические и законодательные меры, направленные на вознаграждение (в противном случае наказания) отдельных лиц за выбор в пользу здоровья и результаты в улучшении здоровья.

Поощрение граждан, ответственно относящихся к своему здоровью, приверженных ЗОЖ, выполняющих рекомендации врачей, является наиболее приемлемым способом мотивирующего воздействия, который через интерес и сознание направляет волю людей на законопослушное поведение, на совершение полезных для гражданина и общества дел, направленных на сохранение здоровья. Предоставление людям возможностей контролировать свое здоровье и его детерминанты способствует развитию сообществ и повышению качества жизни.

— Усова Е.В., старший научный сотрудник Лаборатории интегрированных программ профилактики ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России;

— Попович М.В., к.м.н., руководитель Лаборатории интегрированных программ профилактики ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России;

— Маньшина А.В., младший научный сотрудник Лаборатории интегрированных программ профилактики ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России;

— Драпкина О.М., директор ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, д.м.н., проф., член-корр. РАН

Источник

«Каждый в ответе за свое здоровье»

Это занятие является первым из цикла мероприятий о здоровье, разработано с максимальной доступностью проведения каждому желающему педагогу в условиях своего учреждения и рассчитано на детей среднего подросткового возраста 12-14 лет. Предполагаемое количество участников в группе около 30 человек, но в каждом случаи зависит от материально-технических условий учреждения организующего это занятие. Время проведения 1 час.
Цель: мотивировать детей на создание правильных жизненных ориентиров в отношении своего здоровья.
Задачи:
— привести краткую информационную справку о всемирном дне здоровья, ВОЗ и статистические сведения по РФ;
— раскрытие понятия «природный образ жизни»;
– развитие познавательного интереса в области здорового образа жизни человека;
– воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Пояснительная записка

Сегодня вкладывается много средств на улучшение системы здравоохранения. Очевидно, что надо развивать систему профилактики. Только надо понять, что это такое? Прививки? Санаторно-курортное лечение? Спорт и фитнес? Эстетическая медицина? Гигиена и санитария? Это у нас было всегда. Однако показатели уровня здоровья населения не улучшаются. Все перечисленное безусловно необходимо и полезно, но если человек сам отвечает за свое здоровье – он, как минимум, должен ценить и ответственно беречь его! А для этого нужны системные знания о здоровье, о способах и методах защиты организма, о правилах поведения в различных ситуациях, о питании и многое другое. Причем эти знания мы должны получать с самого детства в совокупности с другими знаниями. Потому, что важность именно этих знаний сохранит человеку здоровье и жизнь. И это уже – не медицина – это система образования. Для того чтобы жить долго и не болеть, не надо быть врачом. Поэтому образование во всех его формах должно быть здоровьеформирующим! Чему бы человек в жизни не обучался – все должно быть направлено на формирование здоровья.

С учетом вышесказанного, в роли ведущих мероприятия, представленного в данной методической разработке, выступают учитель и врач. Это занятие является первым из цикла мероприятий о здоровье, разработано с максимальной доступностью проведения каждому желающему педагогу в условиях своего учреждения и рассчитано на детей среднего подросткового возраста 12-14 лет. Предполагаемое количество участников в группе около 30 человек, но в каждом случаи зависит от материально-технических условий учреждения организующего это занятие. Время проведения 1 час.

Цель: мотивировать детей на создание правильных жизненных ориентиров в отношении своего здоровья.

Задачи:

  • привести краткую информационную справку о всемирном дне здоровья, ВОЗ и статистические сведения по РФ;
  • раскрытие понятия «природный образ жизни»;
  • развитие познавательного интереса в области здорового образа жизни человека;
  • воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Материалы и оборудование:

  • конспект занятия
  • тетради (листы) и ручки для участников.
  • буклеты (по количеству участников занятия или на представителя от учреждения)
  • электронная презентация «Каждый в ответе за свое здоровье»
  • экран, ноутбук и мультимедийный проектор
  • костюмы учителя и врача

Ожидаемые результаты

  • дети должны осознать масштаб проблемы беспечного отношения человека к своему здоровью;
  • возникнет желание поучаствовать в следующих мероприятиях по здоровью, а также самостоятельно изучать проблемные вопросы по этой теме;
  • дети будут более внимательно относиться к формированию своего образа жизни.

Ход мероприятия

Под музыку выходит ведущий «Врач», на экране слайд №1

«Очень многим из нас хотелось бы прожить долгую, интересную жизнь, насыщенную событиями, реализоваться в своих лучших качествах. Что же может нам в жизни помешать сделать это? Одна из самых главных причин – здоровье, вернее – его отсутствие. На это жалуется большинство людей. И показатели здоровья продолжают ухудшаться. Кто виноват? И что делать?»

На экране слайд №2

Всемирная организация здравоохранения – специальное учреждение Организации Объединенных Наций, состоящее из 194 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения Земли. Дата основания: 7 апреля 1948г., штаб-квартира: Женева, Швейцария. Всемирный день здоровья отмечается каждый год в день основания ВОЗ, является уникальной возможностью мобилизовать действия в отношении какой-либо темы здоровья.

На экране слайд №3

«Причин для того, чтобы заболеть много, и они действуют на нас, к сожалению, одновременно. В их числе: плохая экология, стрессы, вредные привычки, травмы, некачественное питание, плохая вода, биоэнергетика, наследственность, агрессия биологического мира (вирусов, грибов, бактерий, паразитов), химические и физические токсины. Все это разрушает наше здоровье. Кто виноват в этом? Нам бы хотелось думать, что все, кроме нас. Но это не так. Никто не заставляет нас пить грязную воду, переходить дорогу на красный свет, употреблять в пищу некачественные продукты, игнорировать любую физическую активность. Только мы сами разрушаем свое здоровье! Каждый день, методично, последовательно. И когда заболеваем, делаем вид, что не понимаем в чем дело. Все причины в нашем образе жизни. Сегодня он «здоровьеразрушающий» фактор для большинства из нас!

Второй вопрос – что делать в этой ситуации? Это более сложный вопрос. Но на него тоже есть ответ! Осознать проблему и изменить образ жизни. На это не потребуется много денег и времени. Для этого требуется понять, что такое «природный образ жизни». Более привычное для нас словосочетание – «здоровый образ жизни», однако, не всегда легко найти ответ на вопрос «что такое «здоровье»? Существует более 80 определений этого состояния. И нет конкретных проверенных и доказанных, гарантированных рекомендаций как добиться этого «здорового образа жизни». Предлагается много версий на эту тему. Поэтому, на наш взгляд, слово «природный» более понятно «как в природе».

Сделаем выводы (на экране слайд №4):

  • Каждый человек имеет право на долгую, здоровую жизнь.
  • В каждом из нас заложена наследственная программа, которая должна определить количество и качество нашего здоровья на долгие годы.
  • Очень много причин вокруг и внутри нас способствуют разрушению здоровья.
  • Каждый может создать оптимальные условия для того, чтобы быть здоровым.
  • Каждый из нас несет персональную ответственность за количество и качество своего здоровья и своей жизни.
  • Надо понять, что такое «ПРИРОДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» и постараться себе его обеспечить.

Выходит ведущий «Учитель», (на экране слайд №5)

«Что же такое «природный образ жизни»? Как в школе, когда вам надо решить простую задачку. Цена этой задачки – наше здоровье и долгая жизнь, если мы найдем ответ на этот вопрос. Что же нам дано природой?

Дано всем поровну: нам, животным, птицам, рыбам. Мы все должны беречь все это и любить. Брать столько, сколько необходимо и ровно столько, сколько достаточно! Это основной закон природы. Этим надо научиться пользоваться во благо себе и всем. Тогда мы получаем и здоровье, и жизнь! Если хоть что-нибудь из перечня уйдет – мы умрем. Это непременные условия нашей жизни.

(на экране слайд №6)

Для того, чтобы быть здоровым необходима жизненная энергия. Эту энергию мы можем взять только от природы. К сожалению, мы перекрыли себе практически все энергетические источники. «Схоронили» живую энергию природной натуральной еды и употребляем в пищу разрушенную денатурированную белковую массу, непригодную для возобновления клеток. Запиваем ее кислотной деструктурированной водой, которая, в свою очередь, поглощает энергию наших клеток. Ощущая энергетический голод, употребляем огромное количество углеводов и стимуляторов. Это наносит колоссальный вред нашему здоровью. Как результат болезни: диабет, депрессии, сосудистые заболевания и другие.

Культивируются генномодифицированные растения, не дающие потомства, разрушаются почвы ядохимикатами и пестицидами. Уничтожается огромное количество животных, употребляется в пищу большое количество мяса, нарушая экологию планеты. Человек загрязняет источники чистой питьевой воды, отравляет основу нашей жизни – воздух!

Возвращаясь к условиям задачи, задумаемся о том, что все данное нам – ДАНО РАЗ И НАВСЕГДА НАМ И НАШИМ БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ.»

Ведущий «Врач» продолжает (на экране слайд №7)

«Немногие из нас задумываются над тем, почему мы болеем, теряем силы, почему наш иммунитет даёт сбои, откуда берутся лишние килограммы? Мы привыкли считать все эти неприятности обыденным и неминуемым обстоятельством даже в активном возрасте, а уж в старости-то и подавно. Между тем, состояние нашего организма – это не что иное как результат образа жизни, питания, питьевого режима, мероприятий по уходу за организмом не только снаружи, но и внутри.

Доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения, и более чем наполовину от его образа жизни.

Так может не стоит перекладывать ответственность за своё здоровье? А следует разобраться, в чём причина возникновения многих заболеваний.

(на экране слайд №8)

По данным Росстат численность населения РФ на 1 января 2017 г. 146 838 993 человека. Средняя продолжительность жизни в 2016 году достигла 71,87 года. (в 2007г.-67,65 лет) Разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин составляет девять лет в пользу женщин.

Основные факторы риска в РФ

  • высокое артериальное давление
  • высокий уровень холестерина
  • табакокурение
  • чрезмерное потребление алкоголя

Это 87,5% от общей смертности.»

Ведущий «Учитель» (на экране слайд №9)

«Алгоритм природного образа жизни. Что мы должны делать в жизни для того, чтобы жить долго, не болея? Все просто: то, что делают живые существа в мире. У них нет врачей, массажистов, косметологов, психо­аналитиков. У них есть, как и у нас, наследственная программа. Ее можно проследить, когда она запускается, а именно – у ребенка. Ребенок родился. и.

  • Начал движение. И длиться оно должно всю жизнь.
  • Поел, попил – и так всю жизнь.
  • Очистился, – и так ежедневно.
  • И заснул. А во сне он совсем беззащитный и надо его защищать.

Вот и все – все просто! В слове ПРОСТО – корень»рост». В слове СЛОЖНО – корень «ложь». Не может ошибаться великий русский язык. Нам необходимо простое понимание главных жизненных функций. Необходимых и достаточных.

Как в примере с ребенком, эти ЧЕТЫРЕ главных действия мы должны делать всю жизнь. И чем лучше мы их делаем, тем дольше и счастливее мы живем. Остальное придумали сами, даже не понимая, что это не всегда нужно нам вообще. Сложно доказать, например, очевидную пользу обливания холодной водой. Животные этого не делают. В прорубь не ныряют. Значит без этого, наверное, можно обойтись. Мы сами придумали себе «здоровый образ жизни», не задумываясь о содержании этого понятия.

(на экране слайд №10) Итак, «природный образ жизни» включает четыре вида действий:

Источник

Читайте также:  Соматическое здоровье ребенка с дцп
Adblock
detector