Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
статья на тему
сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_chuvstva_otvetstvennosti_za_svoe_zdorove.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Чернушка
Выступление на МО
Формирование чувства ответствен6ности за свое здоровье
Составила: Хасанова Т.Н. Воспитатель 1 категории
Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
Начало XXI века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это связано со многими причинами социального характера и, главное, с возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. В связи с этим все более становится необходимым обучение населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных ситуациях. И у взрослых, и у детей необходимо воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье.
Люди различны, поэтому различаются и их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать. Это различие прекрасно видно по тому, как человек относится к своим собственным ошибкам. Ответственный человек признает свои ошибки, а избегающий ответственности пытается переложить их на кого-нибудь
Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Каждый человек за что-то отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя ответственность означает отвечать за свои действия перед другими.
Формирование ответственности – процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения.
Основные задачи формирования ответственности за свое здоровье следующие:
• сформировать у обучающихся представление о:
-позитивных факторах, влияющих на здоровье;
— правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
— рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной
• дать представление о:
— негативных факторах (с учетом принципа безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
— влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
— составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
— делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
— выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;
— представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
— потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
При выборе стратегии воспитания формирования ответственности за свое здоровья необходимо, учитывая психологические и психофизические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. Исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы.
Одним из компонентов воспитания формирования ответственности за свое здоровья является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить обучающихся ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».
Следует осуществлять простые и очень важные действия:
- Убеждать обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
- Во время учебного дня проводить подвижные игры.
- Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
- Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений.
- Обеспечивать каждого обучающегося горячим питанием в столовой.
- Следить за условиями теплового режима. Освещенности классных помещений.
- Привлекать обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
- В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учетом возрастных особенностей детей.
- Способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных и групповых коллективах.
Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
Организация работы спортивных секций, кружков;
Проведение дополнительных уроков физической культуры.
Организация спортивных перемен.
Физкультминутки для учащихся.
Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
Урочная и внеурочная работа.
Спортивные кружки и секции: волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни поможет школьнику использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Приобретение обучающимися навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.
Высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Усвоение и применение обучающимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.
Для сохранения здоровья я учу детей соблюдать режим дня.
Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.
В группе, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, а в интернате обучающиеся опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:
● внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
● с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся;
● создана медико-психологическая служба;
● созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах, интернате.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.
Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в школе-интернате являются:
● здоровье и здоровый образ жизни;
● соблюдение режима дня;
● соблюдение правил личной гигиены;
● санитарно-просветительные мероприятия (беседы, антиалкогольное и антитабачное);
● полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;
● различные формы физического воспитания:
● изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
● обязательная прогулка на свежем воздухе с большой двигательной ктивностью.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы интерната.
Таким образом, для формирования чувства ответственности за свое здоровье зависит от многих составляющих:
● активного участия в этом процессе самих обучающихся;
● создание здоровьесберегающей среды;
● высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
● планомерной работы с родителями;
● тесного взаимодействия социально-культурной сферой города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целью моей программы является: Привитие ученикам уважительного отношения к своему здоровью .В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи : Формирование мотивации к здоровому образу жиз.
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять .
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества.
сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида.
Для ребенка от 6 до 17 лет важной средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодр.
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на.
Источник
Ответственность граждан за свое здоровье (исследование в фокус- группе)
В рамках государственного задания «Анализ существующих подходов и выработка научно- обоснованных предложений по внедрению мер по повышению ответственности граждан за свое здоровье» проводилось изучение мнения населения и работников здравоохранения о критериях ответственного отношения граждан к своему здоровью и поощрении лиц, ведущих ЗОЖ.
Вопрос о степени ответственности человека за свое здоровье и выборе соответствующего поведения, по сравнению с ролью общества, которое делает этот выбор возможным, обсуждается в мире в течение нескольких десятилетий.
Личная ответственность за здоровье — это не новая концепция, тем не менее, в последнее время на ней акцентируется внимание и в Европе, и в США через политические и законодательные меры, направленные на вознаграждение (в противном случае наказания) отдельных лиц за выбор в пользу здоровья и результаты в улучшении здоровья.
Поощрение граждан, ответственно относящихся к своему здоровью, приверженных ЗОЖ, выполняющих рекомендации врачей, является наиболее приемлемым способом мотивирующего воздействия, который через интерес и сознание направляет волю людей на законопослушное поведение, на совершение полезных для гражданина и общества дел, направленных на сохранение здоровья. Предоставление людям возможностей контролировать свое здоровье и его детерминанты способствует развитию сообществ и повышению качества жизни.
— Усова Е.В., старший научный сотрудник Лаборатории интегрированных программ профилактики ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России;
— Попович М.В., к.м.н., руководитель Лаборатории интегрированных программ профилактики ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России;
— Маньшина А.В., младший научный сотрудник Лаборатории интегрированных программ профилактики ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России;
— Драпкина О.М., директор ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России, д.м.н., проф., член-корр. РАН
Источник
«Каждый в ответе за свое здоровье»
Это занятие является первым из цикла мероприятий о здоровье, разработано с максимальной доступностью проведения каждому желающему педагогу в условиях своего учреждения и рассчитано на детей среднего подросткового возраста 12-14 лет. Предполагаемое количество участников в группе около 30 человек, но в каждом случаи зависит от материально-технических условий учреждения организующего это занятие. Время проведения 1 час.
Цель: мотивировать детей на создание правильных жизненных ориентиров в отношении своего здоровья.
Задачи:
— привести краткую информационную справку о всемирном дне здоровья, ВОЗ и статистические сведения по РФ;
— раскрытие понятия «природный образ жизни»;
– развитие познавательного интереса в области здорового образа жизни человека;
– воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Пояснительная записка
Сегодня вкладывается много средств на улучшение системы здравоохранения. Очевидно, что надо развивать систему профилактики. Только надо понять, что это такое? Прививки? Санаторно-курортное лечение? Спорт и фитнес? Эстетическая медицина? Гигиена и санитария? Это у нас было всегда. Однако показатели уровня здоровья населения не улучшаются. Все перечисленное безусловно необходимо и полезно, но если человек сам отвечает за свое здоровье – он, как минимум, должен ценить и ответственно беречь его! А для этого нужны системные знания о здоровье, о способах и методах защиты организма, о правилах поведения в различных ситуациях, о питании и многое другое. Причем эти знания мы должны получать с самого детства в совокупности с другими знаниями. Потому, что важность именно этих знаний сохранит человеку здоровье и жизнь. И это уже – не медицина – это система образования. Для того чтобы жить долго и не болеть, не надо быть врачом. Поэтому образование во всех его формах должно быть здоровьеформирующим! Чему бы человек в жизни не обучался – все должно быть направлено на формирование здоровья.
С учетом вышесказанного, в роли ведущих мероприятия, представленного в данной методической разработке, выступают учитель и врач. Это занятие является первым из цикла мероприятий о здоровье, разработано с максимальной доступностью проведения каждому желающему педагогу в условиях своего учреждения и рассчитано на детей среднего подросткового возраста 12-14 лет. Предполагаемое количество участников в группе около 30 человек, но в каждом случаи зависит от материально-технических условий учреждения организующего это занятие. Время проведения 1 час.
Цель: мотивировать детей на создание правильных жизненных ориентиров в отношении своего здоровья.
Задачи:
- привести краткую информационную справку о всемирном дне здоровья, ВОЗ и статистические сведения по РФ;
- раскрытие понятия «природный образ жизни»;
- развитие познавательного интереса в области здорового образа жизни человека;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Материалы и оборудование:
- конспект занятия
- тетради (листы) и ручки для участников.
- буклеты (по количеству участников занятия или на представителя от учреждения)
- электронная презентация «Каждый в ответе за свое здоровье»
- экран, ноутбук и мультимедийный проектор
- костюмы учителя и врача
Ожидаемые результаты
- дети должны осознать масштаб проблемы беспечного отношения человека к своему здоровью;
- возникнет желание поучаствовать в следующих мероприятиях по здоровью, а также самостоятельно изучать проблемные вопросы по этой теме;
- дети будут более внимательно относиться к формированию своего образа жизни.
Ход мероприятия
Под музыку выходит ведущий «Врач», на экране слайд №1
«Очень многим из нас хотелось бы прожить долгую, интересную жизнь, насыщенную событиями, реализоваться в своих лучших качествах. Что же может нам в жизни помешать сделать это? Одна из самых главных причин – здоровье, вернее – его отсутствие. На это жалуется большинство людей. И показатели здоровья продолжают ухудшаться. Кто виноват? И что делать?»
На экране слайд №2
Всемирная организация здравоохранения – специальное учреждение Организации Объединенных Наций, состоящее из 194 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения Земли. Дата основания: 7 апреля 1948г., штаб-квартира: Женева, Швейцария. Всемирный день здоровья отмечается каждый год в день основания ВОЗ, является уникальной возможностью мобилизовать действия в отношении какой-либо темы здоровья.
На экране слайд №3
«Причин для того, чтобы заболеть много, и они действуют на нас, к сожалению, одновременно. В их числе: плохая экология, стрессы, вредные привычки, травмы, некачественное питание, плохая вода, биоэнергетика, наследственность, агрессия биологического мира (вирусов, грибов, бактерий, паразитов), химические и физические токсины. Все это разрушает наше здоровье. Кто виноват в этом? Нам бы хотелось думать, что все, кроме нас. Но это не так. Никто не заставляет нас пить грязную воду, переходить дорогу на красный свет, употреблять в пищу некачественные продукты, игнорировать любую физическую активность. Только мы сами разрушаем свое здоровье! Каждый день, методично, последовательно. И когда заболеваем, делаем вид, что не понимаем в чем дело. Все причины в нашем образе жизни. Сегодня он «здоровьеразрушающий» фактор для большинства из нас!
Второй вопрос – что делать в этой ситуации? Это более сложный вопрос. Но на него тоже есть ответ! Осознать проблему и изменить образ жизни. На это не потребуется много денег и времени. Для этого требуется понять, что такое «природный образ жизни». Более привычное для нас словосочетание – «здоровый образ жизни», однако, не всегда легко найти ответ на вопрос «что такое «здоровье»? Существует более 80 определений этого состояния. И нет конкретных проверенных и доказанных, гарантированных рекомендаций как добиться этого «здорового образа жизни». Предлагается много версий на эту тему. Поэтому, на наш взгляд, слово «природный» более понятно «как в природе».
Сделаем выводы (на экране слайд №4):
- Каждый человек имеет право на долгую, здоровую жизнь.
- В каждом из нас заложена наследственная программа, которая должна определить количество и качество нашего здоровья на долгие годы.
- Очень много причин вокруг и внутри нас способствуют разрушению здоровья.
- Каждый может создать оптимальные условия для того, чтобы быть здоровым.
- Каждый из нас несет персональную ответственность за количество и качество своего здоровья и своей жизни.
- Надо понять, что такое «ПРИРОДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» и постараться себе его обеспечить.
Выходит ведущий «Учитель», (на экране слайд №5)
«Что же такое «природный образ жизни»? Как в школе, когда вам надо решить простую задачку. Цена этой задачки – наше здоровье и долгая жизнь, если мы найдем ответ на этот вопрос. Что же нам дано природой?
Дано всем поровну: нам, животным, птицам, рыбам. Мы все должны беречь все это и любить. Брать столько, сколько необходимо и ровно столько, сколько достаточно! Это основной закон природы. Этим надо научиться пользоваться во благо себе и всем. Тогда мы получаем и здоровье, и жизнь! Если хоть что-нибудь из перечня уйдет – мы умрем. Это непременные условия нашей жизни.
(на экране слайд №6)
Для того, чтобы быть здоровым необходима жизненная энергия. Эту энергию мы можем взять только от природы. К сожалению, мы перекрыли себе практически все энергетические источники. «Схоронили» живую энергию природной натуральной еды и употребляем в пищу разрушенную денатурированную белковую массу, непригодную для возобновления клеток. Запиваем ее кислотной деструктурированной водой, которая, в свою очередь, поглощает энергию наших клеток. Ощущая энергетический голод, употребляем огромное количество углеводов и стимуляторов. Это наносит колоссальный вред нашему здоровью. Как результат болезни: диабет, депрессии, сосудистые заболевания и другие.
Культивируются генномодифицированные растения, не дающие потомства, разрушаются почвы ядохимикатами и пестицидами. Уничтожается огромное количество животных, употребляется в пищу большое количество мяса, нарушая экологию планеты. Человек загрязняет источники чистой питьевой воды, отравляет основу нашей жизни – воздух!
Возвращаясь к условиям задачи, задумаемся о том, что все данное нам – ДАНО РАЗ И НАВСЕГДА НАМ И НАШИМ БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ.»
Ведущий «Врач» продолжает (на экране слайд №7)
«Немногие из нас задумываются над тем, почему мы болеем, теряем силы, почему наш иммунитет даёт сбои, откуда берутся лишние килограммы? Мы привыкли считать все эти неприятности обыденным и неминуемым обстоятельством даже в активном возрасте, а уж в старости-то и подавно. Между тем, состояние нашего организма – это не что иное как результат образа жизни, питания, питьевого режима, мероприятий по уходу за организмом не только снаружи, но и внутри.
Доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения, и более чем наполовину от его образа жизни.
Так может не стоит перекладывать ответственность за своё здоровье? А следует разобраться, в чём причина возникновения многих заболеваний.
(на экране слайд №8)
По данным Росстат численность населения РФ на 1 января 2017 г. 146 838 993 человека. Средняя продолжительность жизни в 2016 году достигла 71,87 года. (в 2007г.-67,65 лет) Разница между продолжительностью жизни мужчин и женщин составляет девять лет в пользу женщин.
Основные факторы риска в РФ
- высокое артериальное давление
- высокий уровень холестерина
- табакокурение
- чрезмерное потребление алкоголя
Это 87,5% от общей смертности.»
Ведущий «Учитель» (на экране слайд №9)
«Алгоритм природного образа жизни. Что мы должны делать в жизни для того, чтобы жить долго, не болея? Все просто: то, что делают живые существа в мире. У них нет врачей, массажистов, косметологов, психоаналитиков. У них есть, как и у нас, наследственная программа. Ее можно проследить, когда она запускается, а именно – у ребенка. Ребенок родился. и.
- Начал движение. И длиться оно должно всю жизнь.
- Поел, попил – и так всю жизнь.
- Очистился, – и так ежедневно.
- И заснул. А во сне он совсем беззащитный и надо его защищать.
Вот и все – все просто! В слове ПРОСТО – корень»рост». В слове СЛОЖНО – корень «ложь». Не может ошибаться великий русский язык. Нам необходимо простое понимание главных жизненных функций. Необходимых и достаточных.
Как в примере с ребенком, эти ЧЕТЫРЕ главных действия мы должны делать всю жизнь. И чем лучше мы их делаем, тем дольше и счастливее мы живем. Остальное придумали сами, даже не понимая, что это не всегда нужно нам вообще. Сложно доказать, например, очевидную пользу обливания холодной водой. Животные этого не делают. В прорубь не ныряют. Значит без этого, наверное, можно обойтись. Мы сами придумали себе «здоровый образ жизни», не задумываясь о содержании этого понятия.
(на экране слайд №10) Итак, «природный образ жизни» включает четыре вида действий:
Источник