Здоровье без лекарств: метод БОС в общеобразовательной школе
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные пониманию зрительные и слуховые сигналы ( http://biosvyaz.com/ ). Автором метода является Российский ученый-физиолог, кандидат биологических наук, Президент Ассоциации Биологической Обратной Связи Сметанкин А.А.
Основная задача метода БОС – обучение саморегуляции, а «обратная связь» облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Приборы БОС помогают увидеть и услышать работу внутренних органов и систем организма через датчики, связанные с преобразователем биоэлектрических и биомеханических сигналов. Информация с датчиков передается на экран монитора и одновременно преобразуется в звуковые сигналы. Эти приборы делают доступной зрению и слуху ребенка информацию, в обычных условиях им не воспринимаемую. Освоив метод БОС, каждый может небольшим усилием воли регулировать работу организма так, чтобы улучшать состояние своего здоровья. Навык оздоровления через некоторое время закрепляется и потом уже не требуется помощь компьютера.
Работа кабинета «БОС-Здоровья» в нашей школе началась с апреля 2003 года в виде уроков оздоровительной дыхательной гимнастики. Занятия проводились два раза в неделю с учащимися начальной школы, средней школы и с учителями. Формы проведения занятий: групповые и индивидуальные.
Тренажеры БОС «Дыхание – 2,0С» установлены на база компьютерного класса школы. Они предназначены для:
— проведения дыхательных тренингов, восстановления, сохранения и укрепления здоровья путем выработки правильного диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной индивидуальной дыхательной аритмией сердца (ДАС), ДАС — разница частоты пульса на вдохе и выдохе;
— определения показателя «Паспорта Здоровья» (уровня активизации внутренних резервов организма) по величине физиологического показателя ДАС и степени гармонизации работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется в несколько этапов:
1. Обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания без приборов БОС (Подготовительный этап);
2. Освоение, постановка, формирование и закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем тренажера БОС.
Техника освоения навыка диафрагмально-релаксационного дыхания следующая:
— необходимо занять удобное комфортное положение сидя;
— плечи расслаблены и опущены, руки лежат на коленях;
— сделайте не глубокий медленный вдох через нос и постарайтесь при этом надуть живот;
— сделайте плавный, медленный выдох через рот, губы при этом должны быть полусомкнуты в виде «трубочки», живот нужно втянуть;
— следите за тем, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в дыхании. Для контроля одну руку положите на грудь, другую на живот. Двигаться должна только рука, находящаяся на животе;
— необходимо, чтобы выдох был в два раза длиннее вдоха (вдох на 1-2, выдох на 1-2-3-4). За выдохом без задержки и паузы должна наступить фаза вдоха;
— применять какие-либо усилия во время выдоха не надо, воздух свободно покидает легкие;
— при правильном выполнении частота дыхания составляет 6-12 дыхательных движений в одну минуту.
Подготовительный этап включает три теоретических занятия. Учащиеся получают в доступной форме знания о дыхательной системе человека, газообмене, правильном дыхании, методе БОС, знакомятся с приборами, учатся прикреплять датчики, обучаются этапам работы с программой, учатся приемам расслабления, осваивают технику навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.
Основной курс:
1. Подготовка к освоению диафрагмально-релаксационного типа дыхания во время сеанса БОС, включает два практических занятия. Задачи:
— освоить процесс диафрагмально-релаксационного типа дыхания под контролем тренажера БОС «Дыхание 2,0С»;
— научиться делать выдох так, чтобы пульс снижался на выдохе.
2. Постановка диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Включает четыре практических занятия. Задачи:
— освоить и закрепить навык дыхания диафрагмой (животом);
— научиться уверенно снижать пульс на выдохе.
3. Формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Включает четыре практических занятия. Задачи:
— достичь гармонии работы сердца и дыхания;
— увеличить ДАС (показатель паспорта здоровья) до возрастной нормы или превысить ее;
— снизить частоту дыхания;
— научиться использовать приобретенный навык дыхания без сигналов обратной связи;
4. Закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания. Включает два практических занятия. Задачи:
— закрепление полученного навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания;
— воспроизведение полученного навыка без приборов БОС.
Каждое практическое занятие имеет два периода: период работы (тренировки) и период отдыха. В периоды работы предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых можно научиться правильно управлять своим дыханием и величиной ДАС. Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах («столбик», «закрась забор», «раскрась картинку», «окно», «пчела»). Успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха.
В периоды отдыха сигналы обратной связи не предъявляются, то есть представляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключить свое внимание. Для этого показываются тематические слайды («города мира», «животные», «рыбы», «природные явления», «пригороды Петербурга»), сопровождаемые приятной, спокойной музыкой.
Время периода работы постепенно увеличивается от 2-х до 4-х минут. Период отдыха от 1-ой до 2-х минут. Общее время сеанса также увеличивается постепенно от 10-ти до 24-х минут.
Курс оздоровительной дыхательной гимнастики по методу БОС состоит из 3-х теоретических и 12-ти практических занятий.
Рассмотрим для примера диаграммы сеансов дыхания ученика 3-го класса. Ребенок инвалид детства, болен бронхиальной астмой, тяжелое течение, медикаментозная ремиссия. Мальчик прошел курс дыхательной гимнастики в 2003-2004 учебном году. Навык диафрагмально-релаксационного дыхания был сформирован и закреплен. Ребенок почувствовал значительное улучшение своего здоровья. В 2004-2005 учебном году он прошел повторный курс, и нас радуют его успехи.
В начале курса показатель ДАС был в период отдыха 18 уд/мин, в период работы 21 уд/мин. В конце курса ДАС стабильно высокая, как в период работы, так и в период отдыха: от 21 до 37 ударов в минуту. Также нормализовалась частота дыхания. Она снизилась с 18-ти дыхательных движений в одну минуту в начале курса, до 10-ти в конце.
Ребенок стал более активным, целеустремленным, считает себя здоровым, обходится без приема лекарств, начал посещать уроки физической культуры, занимается в кружках. Занятиям по методу БОС он посвятил стихотворение:
«БОС-Здоровья» кабинет в школе посещаю,
Не нужны лекарства мне, точно это знаю.
Животом дышать начну и не заболею,
Делать это правильно я уже умею.
Буду правильно дышать и здоровье улучшать.
Применение методики оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода БОС позволяет:
— оказывать общеукрепляющее воздействие на организм человека;
— повышать неспецифическую резистентность организма;
— повышать уровень концентрации внимания и успеваемости;
— проводить профилактику и коррекцию нарушений звукопроизношения;
— нормализовать темпы биологического созревания и показатели физического развития;
— снизить заболеваемость;
— обучить произвольной регуляции функциями организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии;
Практика использования метода показала, что после 10-12 сеансов у детей повышается показатель ДАС, что говорит об улучшении функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем и самочувствия детей.
Исключительно важное значение имеет данный курс для оздоровительной работы с учителями, так как в процессе коррекции дыхания улучшаются функции голосообразующего аппарата, уменьшается нагрузка на голосовые связки, снимается психологическое напряжение.
Технология БОС органично встраивается в образовательный процесс, сочетается и дополняет все уже применяемые в течение многих лет методы оздоровительной работы, способствуя массовому оздоровлению школьников и учителей.
Источник
Программа «БОС-здоровье»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Методологической основой рабочей программы «БОС-здоровье» является технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья, разработанная под руководством А.А. Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ «Институт БОС», президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_bos-zdorove.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Наименование дополнительной образовательной услуги
Программа дополнительной услуги для детей старшего дошкольного возраста
Основание для разработки программы
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 23.07. 2013)
САНПИН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26
Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной ассамблеей ООН 22.11.89 г.)
Закон ХМАО Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
Программа: Развитие образования города Нижневартовска на 2015 – 2020 гг.
Программа «Развитие МБДОУДС№ 64»Пингвиненок»»
Устав, образовательная программа МБДОУ
Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович .
Коллектив МБДОУ ДС № 64 «Пингвиненок».
Родители воспитанников старшего дошкольного возраста.
Организация исполнитель программы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 «Пингвиненок»
Группа воспитанников старшего дошкольного возраста в составе 12 человек.
Педагог высшей категории Якушева А.Н.
Педагог высшей категории Локосова Т.В.
Цель программы – сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения в образовательный процесс метода биологической обратной связи.
- оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния;
- использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений;
- регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;
- сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания типа с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС);
- использовать показатель здоровья для диагностики состояния системы дыхания, вегетативной регуляции, а также для формирования банка данных при осуществлении мониторинга воспитанников;
- воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма (повышение его сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);
- повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области использования здоровьесберегающей технологии » БОС-Здоровье».
- Увеличение и/или стабилизация дыхательной аритмией сердца при снижении средней ЧСС и ЧСС на выдохе;
- Снижение сезонной заболеваемости ОРВИ;
- улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе, снижение реактивной и личностной тревожности, нормализация сна;
- улучшение речи.
Срок реализации программы
Оздоровление детей , освоение и формирование положительного социального опыта, ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни особенно актуальны для северных территорий, поэтому активно развернулась работа в этом направлении.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 работает с детьми, у которых, наряду со сниженной сопротивляемостью к простудным заболеваниям, гипервозбудимостью определяются парциальные нарушения речи. В ДОУ осуществляется комплексная система оздоровления детей. Оздоровительная дыхательная мероприятия с применением метода биологической обратной связи включена в систему здоровьесберегающих технологий МБДОУ №64.
Методологической основой рабочей программы «БОС-здоровье» является технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья, разработанная под руководством А.А. Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ «Институт БОС», президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи. Это метод произвольного волевого управления функциями организма для совершенствования организма в норме или коррекции организма при патологии, посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы.
Оздоровительная дыхательная методика БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса. «БОС — Здоровье» используется не только для профилактических оздоровительных целей, не менее эффективно ее применение для коррекции дефектов речи. Дошкольникам с речевой патологией необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
Компьютерные программы серии «Бос-здоровья» предназначены для обучения детей различным образовательным предметам с использованием оздоровительного диафрагмального дыхания («Здоровая Азбука»; «Здоровый окружающий мир»; «Здоровая математика»).
Рабочая программа «БОС-здоровье» ориентирована на группу детей старшего дошкольного возраста. Осмысленное ценностное отношение на к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия , а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного дыхания осуществляется на практических занятиях .
Тематическое планирование теоретических занятий.
Что такое воздух. Зачем мы дышим
Как дышит человек
Знакомство ребенка с дыханием, как основой жизни живых существ.
Знакомство ребенка с дыхательной системой человека и процессом газообмена: вдох – кислород, выдох — углекислый газ;
Что такое сердце.
Сердце и легкие- друзья.
Показать взаимосвязь работы дыхательной и сердечно –сосудистой систем человека.
Обучение технике дыхания животом.
Сформировать понятие физиологической функции сердца, как живого насоса;
Показать связь частоты дыхания и величины пульса;
Знакомство с диафрагмальным типом дыхания;
Обучение технике расслабления;
Знакомство с прибором ПБС (Побосик).
Знакомство тренажером биологической обратной связи (БОС).
Формирование понятий «измерение», «прибор».
Объяснить назначение прибора БОС (ПОБОСИК) и его датчиков;
Проведение ознакомительного занятия на тренажере БОС;
Кто сколько живет
Полезное питание Двигательная активность
Закаливание, режим дня
Сформировать понятие «паспорт здоровья».
Объяснить назначение Паспорта здоровья (как соотносится самочувствие и оценка в паспорте);
Объяснить по каким критериям выставляется оценка за урок «БОС-Здоровье»;
Объяснить каким образом по оценке за урок «БОС-Здоровье» можно определить в каком состоянии находится человек (напряжение, стресс, предболезнь, болезнь);
Объяснить, что после курса занятий навык правильного дыхания сохраняется навсегда и что им ребенок может пользоваться в любых сложных ситуациях;
Да здравствует хорошее настроение.
Давайте жить дружно
Закрепить понятие стресса и его негативного воздействия на здоровье человека.
Объяснить , почему человек, подверженный стрессу, может заболеть;
Объяснить, почему стресс и плохое настроение может привести к болезни;
Закрепить понимание физиологической особенности дыхания животом, как главной защиты от стресса и болезней;
Умеем управлять собой.
Показать связь навыка диафрагмально –релаксационного дыхания с умением управления эмоциональным состоянием и здоровьем человека.
Объяснить, что основа дружеских отношений это умение слушать и слышать друг друга.
Закрепить понимание того, что навык дыхания животом поможет ребенку в ситуациях, в которых необходимо быть спокойным и внимательным;
Систематизировать и закрепить знания, полученные во время теоретических и теоретическо- практических и тематических уроков.
Закрепление знаний детей о ЗОЖ;
Закрепление знаний о дыхательной системе организма человека;
Закрепление знаний о сердечно – сосудистой системе организма человека;
Закрепление навыка дыхания животом;
К концу учебного года освоение основными навыками самоконтроля выполнения заданий предлагаемых педагогом.
Включение полученных навыков в повседневную жизнь, повысить уровень здоровья, по средствам развития диафрагмального- релаксационного дыхания.
Планируемые результаты по программе «БОС-здоровье» за год обучения.
1.Пременять в повседневной жизни правила здорового образа жизни.
Основные понятия о здоровом образе жизни.
2. Работать с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.
Правила работы с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.
3.Активизировать и систематизировать диафрагмально – релаксационное дыхание.
О диафрагмально-релаксационном дыхании.
4. Пользоваться диафрагмальным релаксационным типом дыхания в повседневной жизни.
Необходимость и положительные стороны применения диафрагмально-релаксационного дыхания.
Содержание программы «БОС-здоровье»
Рабочая программа «БОС-здоровье» предполагает сотрудничество педагога и родителей по коррекции и развитию здоровья детей, поэтому структуру оздоровительного курса дополняют занятия по ЗОЖ (проводят воспитатели), постоянная тренировка и закрепление навыка правильного дыхания в домашних условиях. Длительность занятий по системе « БОС-Здоровье» : 9-15 минут в зависимости от вида занятия (теоретического или практического); количество тренингов (оздоровительного курса) — не более 2 раз за учебный год.
Данная методика предполагает три этапа:
- Вносим в компьютерный тренажер фамилию, имя и дату рождения ребенка. Под этим именем с ребенком проводятся все занятия;
- Педагог закрепляет на грудной клетке ребенка с помощью специального ремешка датчики, предварительно обработанные дезинфицирующим средством. Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений.
- Затем педагог надевает наушники ребенку, чтобы слушать во время сеанса релаксационную музыку;
- педагог включает прибор «ПБС»;
2 этап- собственно оздоровительный
Каждое занятие состоит из трех обязательных частей, каждая из которой, решает определенные задачи и имеет определенный временной промежуток (от 1 до 9 минут):
Вводная часть . Задачи: повторение правил кабинета «БОС – Здоровье» — формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания без прибора ПБС до 3-х минут).
Основная часть . Задачи: формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с помощью прибора ПБС происходит на сюжетном материале, который выводится на мониторе ПК. Выбор сюжета определяется педагогом в зависимости от тематики познавательных занятий, проводимых воспитателем или учителем-логопедом, но на последних тренингах учитывается желание ребенка поработать (до 9 минут).
Заключительная часть. Задачи: профилактика зрительного утомления при работе с ПК; развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; использование упражнений для снятия физического и психического напряжения; совместное обсуждение результата собственной деятельности; подведение итога выполнения задания и его оценка; работа с Паспортом Здоровья
3 этап — итоговый
Подведение итогов работы ребенка на занятии.
К концу курса БОС — тренинга при условии успешного овладения ребенком навыка диафрагмально-релаксационного дыхания могут быть достигнуты следующие результаты:
- Увеличение или стабилизация ДАС при снижении средней ЧСС и ЧСС на выдохе;
- Снижение сезонной заболеваемости ОРВИ;
- улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе, снижение реактивной и личностной тревожности, нормализация сна;
- улучшение речи и т.д.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа оснащена комплектом пособий для дошкольников «Будь здоров малыш»
-«Букварь здоровья» Л.В. Баль, В.В. Ветрова М.6 ЭКСМО, 1995г.
-«Здоровье на 5+» А. Сметанкин СПБ БИОСВЯЗЬ 2007г.
-«Будь здоров малыш» А. Сметанкин, А. Межевалов, В. Рмодин СПБ БИОСВЯЗЬ 2008г.
-«Дыхание по Сметанкину» А. Сметанкин СПБ БИОСВЯЗЬ 2007г.
-пособие «Здоровая Математика» серии «Учимся и оздоравливаемся». А.Сметанкин,
С. Сметанкина СПБ БИОСВЯЗЬ 2009 г.
-пособие «Здоровая Азбука» серии «Учимся и оздоравливаемся»
А. Сметанкин, С. Сметанкина СПБ БИОСВЯЗЬ 2009 г.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ
- Заключение договора с родителями ( согласие на проведение занятий «БОС-Здоровья» с их детьми);
- Тихое помещение;
- Наличие компьютеров, приборов и программного обеспечения БОС;
- Желание ребенка;
- Удобная и свободная одежда на ребенке;
- Занятия проводятся либо до приема пищи, либо после приема пищи через 40 минут ;
Источник
➤ Adblockdetector