Меню

Бос здоровье для детей

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «БОС-ЗДОРОВЬЕ»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Оздоровление детей, освоение и формирование положительного социального опыта,

выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни особенно актуальны для северных территорий, поэтому активно развернулась работа в этом направлении.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 30 Пушкинского района работает с детьми, у которых, наряду со сниженной сопротивляемостью к простудным заболеваниям, гипервозбудимостью ,определяются парциальные нарушения речи. В ДОУ осуществляется комплексная система оздоровления детей. Оздоровительная дыхательная мероприятия с применением метода биологической обратной связи включена в систему здоровьесберегающих технологий ГБДОУ.

Скачать:

Вложение Размер
programma_bos.docx 529.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ГБДОУ «БОС-ЗДОРОВЬЕ»

Оздоровление детей , освоение и формирование положительного социального опыта,

выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни особенно актуальны для северных территорий, поэтому активно развернулась работа в этом направлении.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 30 Пушкинского района работает с детьми, у которых, наряду со сниженной сопротивляемостью к простудным заболеваниям, гипервозбудимостью ,определяются парциальные нарушения речи. В ДОУ осуществляется комплексная система оздоровления детей. Оздоровительная дыхательная мероприятия с применением метода биологической обратной связи включена в систему здоровьесберегающих технологий ГБДОУ№30.

Методологической основой рабочей программы «БОС-здоровье » является технология биологической обратной связи (БОС), технология сознательного управления механизмами здоровья, разработанная под руководством А.А. Сметанкина, ученого-физиолога, кандидата биологических наук, директора Санкт-Петербургского НОУ «Институт БОС», президента Российской Ассоциации Биологической Обратной Связи.

Это метод произвольного волевого управления функциями организма для совершенствования организма в норме или коррекции организма при патологии, посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы.

Оздоровительная дыхательная методика БОС уникальна тем, что ребенок сознательно участвует в процессе оздоровления организма. Он учится управлять своим здоровьем, дыханием и эмоциями с помощью персонального компьютера. Компьютер превращает тренировку дыхания в увлекательную игру на компьютере. Важно и то, что сам прибор не оказывает отрицательного влияния на организм ребенка при проведении сеанса.

«БОС — Здоровье» используется не только для профилактических оздоровительных целей, не менее эффективно ее применение для коррекции дефектов речи. Дошкольникам с речевой патологией необходимо формировать диафрагмально-релаксационный тип дыхания, т.к. он является базой такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Цель рабочей программы «БОС-Здоровье»: сохранение и укрепление психосоматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения в образовательный процесс метода биологической обратной связи.

-оказывать общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие на организм ребенка для нормализации его внутреннего физиологического состояния; —— использовать способности ребенка к произвольной регуляции дыхания путем проведения оздоровительных дыхательных упражнений;

— регулировать гармоничность работы сердечно-сосудистой и дыхательной системы для выработки правильного дыхания;

— сформировать стойкий навык диафрагмально-релаксационного дыхания типа с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС);

— использовать показатель здоровья для диагностики состояния системы дыхания, вегетативной регуляции, а также для формирования банка данных при осуществлении мониторинга воспитанников ГБДОУ;

— воспитывать у ребенка осмысленное ценностное отношение собственному физическому и духовному здоровью, расширяя на этой основе адаптивные возможности организма (повышение его сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);

— повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области использования здоровьесберегающей технологии » БОС-Здоровье».

Компьютерные программы серии «Бос-здоровья» также предназначены для обучения детей различным образовательным предметам с использованием оздоровительного диафрагмального дыхания («Здоровая Азбука»; «Здоровый окружающий мир»; «Здоровая математика»).

Рабочая программа «БОС-здоровье» ориентирована на группы детей компенсирующей направленности от 5 до 7 лет и рассчитана на два года обучения.

Для того, чтобы воспитать у ребенка осмысленное ценностное отношение к собственному физическому и духовному здоровью проводятся теоретические занятия , а тренировка и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется на практических занятиях .

Тематическое планирование теоретических занятий.

1.Что такое воздух.

* Как дышит человек

Знакомство ребенка с дыханием, как основой жизни живых существ.

Знакомство ребенка с дыхательной системой человека и процессом газообмена: вдох – кислород, выдох — углекислый газ;

2. Что такое сердце.

*Сердце и легкие- друзья

Показать взаимосвязь работы дыхательной и сердечно –сосудистой систем человека.

Обучение технике дыхания животом.

Сформировать понятие физиологической функции сердца, как живого насоса;

Показать связь частоты дыхания и величины пульса;

Знакомство с диафрагмальным типом дыхания;

Обучение технике расслабления;

3. Знакомство с прибором ПБС (Побосик).

Знакомство тренажером биологической обратной связи (БОС).

Формирование понятий «измерение», «прибор».

Объяснить назначение прибора БОС (ПОБОСИК) и его датчиков;

Проведение ознакомительного занятия на тренажере БОС;

4. Паспорт Здоровья.

*Кто сколько живет

*Закаливание, режим дня

Сформировать понятие «паспорт здоровья».

Объяснить назначение Паспорта здоровья (как соотносится самочувствие и оценка в паспорте);

Объяснить по каким критериям выставляется оценка за урок «БОС-Здоровье»;

Объяснить каким образом по оценке за урок «БОС-Здоровье» можно определить в каком состоянии находится человек ( напряжение, стресс, предболезнь, болезнь);

Объяснить, что после курса занятий навык правильного дыхания сохраняется навсегда и что им ребенок может пользоваться в любых сложных ситуациях;

5. Да здравствует хорошее настроение.

*Давайте жить дружно

Закрепить понятие стресса и его негативного воздействия на здоровье человека.

Объяснить , почему человек, подверженный стрессу, может заболеть;

Объяснить, почему стресс и плохое настроение может привести к болезни;

Закрепить понимание физиологической особенности дыхания животом, как главной защиты от стресса и болезней;

6. Умеем управлять собой.

Показать связь навыка диафрагмально –релаксационного дыхания с умением управления эмоциональным состоянием и здоровьем человека.

Объяснить, что основа дружеских отношений это умение слушать и слышать друг друга.

Закрепить понимание того, что навык дыхания животом поможет ребенку в ситуациях, в которых необходимо быть спокойным и внимательным;

7. Что мы узнали?

Систематизировать и закрепить знания, полученные во время теоретических и теоретическо- практических и тематических уроков.

Закрепление знаний детей о ЗОЖ;

Закрепление знаний о дыхательной системе организма человека;

Закрепление знаний о сердечно – сосудистой системе организма человека;

Закрепление навыка дыхания животом;

К концу учебного года освоение основными навыками самоконтроля выполнения заданий предлагаемых педагогом.

Включение полученных навыков в повседневную жизнь, повысить уровень здоровья, по средствам развития диафрагмального- релаксационного дыхания.

Планируемые результаты по программе «БОС-здоровье» за год обучения.

1.Пременять в повседневной жизни правила здорового образа жизни.

Основные понятия о здоровом образе жизни.

2. Работать с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.

Правила работы с компьютерным комплексом и тренажером дыхания.

3.Активизировать и систематизировать диафрагмально – релаксационное дыхание.

О диафрагмально-релаксационном дыхании.

4. Пользоваться диафрагмальным релаксационным типом дыхания в повседневной жизни.

Необходимость и положительные стороны применения диафрагмально-релаксационного дыхания.

Содержание программы «БОС-здоровье»

Рабочая программа «БОС-здоровье» предполагает сотрудничество с педагогами ГБДОУ и родителями по коррекции и развитию здоровья детей, поэтому структуру оздоровительного курса дополняют занятия по ЗОЖ (проводят воспитатели ), постоянная тренировка и закрепление навыка правильного дыхания в домашних условиях.

Длительность занятий по системе « БОС-Здоровье» : 9-15 минут в зависимости от вида занятия (теоретического или практического); количество тренингов (оздоровительного курса) — не более 2 раз за учебный год.

Автором настоящей рабочей программы разработана специфическая методика проведения практических индивидуальных и групповых занятий в кабинете БОС — «Здоровье».

Данная методика предполагает три этапа :

— На этом этапе педагог вводит в компьютерный тренажер фамилию, имя и дату рождения ребенка. Под этим именем с ребенком проводятся все занятия;

-далее педагог закрепляет на грудной клетке ребенка с помощью специального ремешка датчики, предварительно обработанные дезинфицирующим средством.

Датчики регистрируют частоту сердечных сокращений.

— Затем педагог надевает наушники ребенку, чтобы слушать во время сеанса релаксационную музыку;

-педагог включает прибор «ПБС»;

2 этап- собственно оздоровительный

Каждое занятие состоит из трех обязательных частей, каждая из которой, решает определенные задачи и имеет определенный временной промежуток (от 1 до 9 минут).:

Вводная часть . Задачи: повторение правил кабинета «БОС – Здоровье» — формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания без прибора ПБС до 3-х минут).

Основная часть . Задачи: формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания с помощью прибора ПБС происходит на сюжетном материале, который выводится на мониторе ПК. Выбор сюжета определяется педагогом в зависимости от тематики познавательных занятий, проводимых воспитателем или учителем-логопедом, но на последних тренингах учитывается желание ребенка поработать (до 9 минут).

Заключительная часть. Задачи: профилактика зрительного утомления при работе с ПК; развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации; использование упражнений д ля снятия физического и психического напряжения; совместное обсуждение результата собственной деятельности; подведение итога выполнения задания и его оценка; работа с Паспортом Здоровья

3 этап — итоговый

Подведение итогов работы ребенка на занятии.

К концу курса БОС — тренинга при условии успешного овладения ребенком навыка ДРД могут быть достигнуты следующие результаты:

Увеличение и/или стабилизация ДАС при снижении средней ЧСС и ЧСС на выдохе;

Снижение сезонной заболеваемости ОРВИ;

улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе, снижение реактивной и личностной тревожности, нормализация сна;

улучшение речи и т.д.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа оснащена комплектом пособий для дошкольников «Будь здоров малыш»

-«Букварь здоровья» Л.В. Баль, В.В. Ветрова М.6 ЭКСМО, 1995г.

-«Здоровье на 5+» А. Сметанкин СПБ БИОСВЯЗЬ 2007г.

-«Будь здоров малыш» А. Сметанкин, А. Межевалов, В. Рмодин СПБ БИОСВЯЗЬ 2008г.

-«Дыхание по Сметанкину» А. Сметанкин СПБ БИОСВЯЗЬ 2007г.

-пособие «Здоровая Математика» серии «Учимся и оздоравливаемся». А.Сметанкин,

С. Сметанкина СПБ БИОСВЯЗЬ 2009 г.

-пособие «Здоровая Азбука» серии «Учимся и оздоравливаемся»

А. Сметанкин, С. Сметанкина СПБ БИОСВЯЗЬ 2009 г.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ

1.Заключение договора с родителями ( согласие на проведение занятий «БОС-Здоровья» с их детьми);

2. тихое помещение;

3.наличие компьютеров, приборов и программного обеспечения БОС;

5. удобная и свободная одежда на ребенке;

6.занятия проводятся либо до приема пищи, либо после приема пищи через 40минут ;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаемая программа представляет собой систему оздоровительно-профилактической ра­боты с часто длительно болеющими детьми и детьми с ослабленным состоянием здоровья.Данная концепция является .

«ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ С ДЕТСТВА»В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре з.

Программа разработана с целью привлечения педагогов, воспитанников и их родителей к формированию навыков здорового образа жизни в повседневности. Большое внимание в программе уделяется организации пра.

Физкультурно-оздоровительная программагруппы оздоровительной направленностина 2015 – 2020 годы.

Программа по фитбол-гимнастике в детском саду.

Физкультурно-оздоровительная программа «Радуга здоровья&raquo.

Источник

Здоровьесберегающая БОС-технология в МБДОУ

Светлана Александрова
Здоровьесберегающая БОС-технология в МБДОУ

Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. В связи с этим становится актуальной проблема поиска эффективных методов воздействия на организм ребёнка с целью его оздоровления и поддержки, которые можно использовать в ДОУ.

В феврале 2010 года прошла подготовку на курсах повышения квалификации, организованные Институтом биологической обратной связи в «СОИРО»по теме: «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС-Здоровье» для системы дошкольного и общего образования».

В настоящее время Санкт-Петербургская фирма “Биосвязь” является мировым лидером в разработке и внедрении технологий здоровья. Институт биологической обратной связи — первое в России образовательное учреждение, где готовят специалистов БОС-технологий и школьных учителей здоровья. Российская ассоциация БОС — общественное объединение ученых, врачей, педагогов, представителей власти, цель которой заключается в развитии и продвижении БОС-технологий к каждому гражданину России.

В 2011 году начала применять на практике оздоровительную инновационную технологию Александра Сметанкина «БОС –Здоровье» — учимся и оздоравливаемся. Данная технология направлена на повышение сопротивляемости организма детей дошкольного возраста к простудным заболеваниям, улучшение психоэмоционального состояния ребёнка, улучшение внимание и памяти, развитие необходимых для дальнейшего обучения функций, таких как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация.

Научно доказано, что особое значение функции дыхания проявляется в том, что – дыхание единственная физиологическая, вегетативная функция доступная для произвольной регуляции уже с 3-4 летнего возраста, поэтому в процессе реализации данной оздоровительной технологии основной задачей является сохранение и укрепление здоровья детей, путём формирования у них навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания, то есть «дыхания без усилий», так как оно является естественным и физиологически наиболее оптимальным для организма человека.

В связи с тем, что в нашем детском саду имеется только программно-методическое обеспечении технологии «БОС – Здоровье» дыхательная гимнастика проводится без прибора биологической обратной связи.

При четком соблюдении правил дыхательного тренинга выполняются главные условия для образования правильной речи, повышается иммунитет, укрепляется здоровье в целом.

Необходимым условием реализации технологии БОС является включение игры с целью мотивации дошкольника, так как игра в дошкольном детстве является ведущим видом детской деятельности. Применение игры является базой инновационной технологии А. А. Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся», предназначенной не только для оздоровления, но и для обучения по различным направлениям воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Учебно-электронные пособия («Здоровая математика», «Здоровая азбука», «Окружающий мир») дают возможность ребенку изучать материал в ритме оптимального дыхания детей 3-7 лет – 12 дыханий в минуту. Длительность одного дыхания 5 секунд, из которых вдох составляет 1,5 секунды, а выдох – 3,5 секунды. Дидактический материал открывается на экране компьютера или телевизора в заданном ритме на фоне игровых сюжетов. Материал представлен в соответствии с образовательной программой обучения и воспитания в ДОУ.

Воспитанники ДОУ знакомятся с элементарными математическими понятиями «высокий и низкий» по схеме игрового сюжета «Закрашивание»: когда на экране монитора слева полоска поднимается вверх, ребенок делает вдох. Как только широкая полоска начинает двигаться слева направо, по принципу выделения части из целого все предметы, стоящие слева закрашиваются, за исключением ключевого объекта – «высокого дерева», и диктор произносит «дерево высокое», а малыш делает выдох. Это первое дыхание. На втором дыхании по аналогичному принципу изучается понятие «низкий», и соответствующее изображение «дерево низкое» выделяется на экране справа. По такому же принципу построены игровые занятия «Азбука», «Счёт», «Сравнение», «Цифры» и т. д.

Настраиваясь на физиологический ритм дыхания, ребёнок, заинтересованный с помощью игрового компонента технологии самостоятельно приводит в норму важнейшие функции организма, что в свою очередь даёт возможность организовать подготовку к школе на высоком уровне без потери здоровья и интереса ребёнка к образовательному процессу.

В результате: использования в практике моей работы здоровьесберегающей технологии по методу биологической обратной связи (БОС) у детей формируется положительный социальный опыт, вырабатываются ценностные ориентации на здоровый образ жизни, происходит оздоровление организма и снижение заболеваемости, улучшается психоэмоциональное состояние и мотивация к занятиям.

Тематическое планирование теоретических занятий.

тема Цель и задачи

1. Что такое воздух.

* Как дышит человек Знакомство ребенка с дыханием, как основой жизни живых существ.

Знакомство ребенка с дыхательной системой человека и процессом газообмена: вдох – кислород, выдох — углекислый газ;

2. Что такое сердце.

*Сердце и легкие- друзья

*Дыхание животом Показать взаимосвязь работы дыхательной и сердечно –сосудистой систем человека.

Обучение технике дыхания животом.

Сформировать понятие физиологической функции сердца, как живого насоса;

Показать связь частоты дыхания и величины пульса;

Знакомство с диафрагмальным типом дыхания;

Обучение технике расслабления;

3. Знакомство с компьютером. Проведение ознакомительного занятия на компьютере,;

4. Да здравствует хорошее настроение.

*Давайте жить дружно Закрепить понятие стресса и его негативного воздействия на здоровье человека.

Объяснить, почему человек, подверженный стрессу, может заболеть;

Объяснить, почему стресс и плохое настроение может привести к болезни;

Закрепить понимание физиологической особенности дыхания животом, как главной защиты от стресса и болезней;

5. Умеем управлять собой. Показать связь навыка диафрагмально –релаксационного дыхания с умением управления эмоциональным состоянием и здоровьем человека.

Объяснить, что основа дружеских отношений это умение слушать и слышать друг друга.

Закрепить понимание того, что навык дыхания животом поможет ребенку в ситуациях, в которых необходимо быть спокойным и внимательным;

6. Что мы узнали? Систематизировать и закрепить знания, полученные во время теоретических и теоретическо — практических и тематических уроков.

Закрепление знаний детей о ЗОЖ;

Закрепление знаний о дыхательной системе организма человека;

Закрепление знаний о сердечно – сосудистой системе организма человека;

Закрепление навыка дыхания животом

Детский туризм как здоровьесберегающая технология в ДОУ Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «МАЯЧОК», детский сад № 142 город Нижний Тагил «Детский туризм как.

Игры, которые лечат. Современная здоровьесберегающая технология — криотерапия Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Говоря о здоровье, мы используем определение,.

Технология организации театрализованной деятельности в ДОУ «Технология организации театрализованной деятельности в ДОУ» Игра, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, интересна ребенку,.

Стретчинг как здоровьесберегающая технология 1 — ДОКЛАД К ПРЕЗЕНТАЦИИ «Стретчинг, как здоровьесберегающая технология» 2 — Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной.

Консультация для педагогов «Что такое педагогическая технология», «Что такое здоровьесберегающая технология» Педагогической технологией – называют направление педагогики, цель которого – повышение эффективности образовательного процесса, гарантированное.

Технология ТРИЗ Идея основоположника ТРИЗ — Генриха Сауловича Альтшуллера — состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой.

Проект «Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология» На современном этапе проблема профилактики здоровья детей раннего возраста является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями.

Технология драмогерменевтика ДРАМА (от греч. drama – букв. «действие») ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий, искусство толкования текстов.

Технология проектной деятельности старший воспитатель Булгакова Н. В. МБДОУ детского сада №423 г. о. Самара Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо.

Здоровьесберегающая технология «Оздоровление детей через музыку, движение, речь» «Оздоровление детей через музыку, движение, речь» Человек- высшее творение природы. Но для того, чтобы насладиться ее сокровищами он должен.

Источник

Читайте также:  Душица для мужского здоровья
Adblock
detector