Меню

Большинство подростков не понимают связанных со здоровьем рисков

Рискованное поведение подростков: причины и способы коррекции

По данным Всемирной организации здравоохранения , ежедневно в мире происходит более 3000 случаев смертей среди подростков – в основном по причинам, которые можно было бы предотвратить. Большая часть погибших детей обладала хорошим здоровьем, однако именно рискованное поведение стало причиной их преждевременной смерти. Потребление алкоголя, наркотиков, насилие, экстремальные увлечения – всё это формы рискованного поведения, которые подвергают опасности жизнь подростков.

Почему у молодёжи границы опасного и безопасного часто оказываются размыты, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, руководитель психологической службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Кирилл Хломов .

– Почему подростки рискуют собственной жизнью? Какие мотивы у них могут быть?

– Начнём с того, что навык рисковать – важная способность для развития и жизни человека. Люди должны уметь рисковать в разных обстоятельствах. В свою очередь, риск бывает просоциальный и антисоциальный. Просоциальный – это участие в различных конкурсах, олимпиадах, увлечение экстремальными видами спорта, профессиональная деятельность, связанная с риском, например, пожарных или спасателей, спортивная деятельность, участие в соревнованиях. Антисоциальный – это в основном деструктивное поведение: употребление наркотиков, алкоголя, суицидальное поведение, экстремизм, рискованное сексуальное поведение.

Задача человека в течение жизни научиться рисковать безопасно, выбирать правильные формы риска. Однако именно на подростковый возраст приходится пик рискованного поведения человека. Это связано, во-первых, с тем, что подростки по-другому относятся к собственной смерти и не воспринимают её как окончание жизни. Они воспринимают смерть как некий акт, после которого жизнь продолжается. У большинства из них ещё нет опыта утрат, они не сталкивались с безвозвратными потерями. Поэтому в подростковом возрасте кажется, что всё можно исправить и вернуть.

Кроме того, в различных исследованиях было установлено, что взрослые имеют высокую интолерантность к неопределённости, из-за этого выбирают те решения, которые предполагают наиболее понятный результат. Что касается подростков, они готовы к тому, чтобы принимать решения с неясными последствиями. Это объясняется тем, что ещё в детском возрасте человек привык к тому, что в этот период мир для него сам по себе неясен и непредсказуем. Такая особенность в принятии решений также может влиять на готовность к рискованному поведению ребёнка.

– Какие внешние факторы влияют на развитие рискованного поведения у подростков?

– Один из значимых внешних факторов – социальная среда. В первую очередь это семья, её конфигурация, структура, тип детско-родительских отношений, наличие одного или двух родителей. Сюда же входит район проживания ребёнка: например, в неспокойном районе уровень рискованного поведения будет гораздо выше, чем в благополучном, так как риск там воспринимается как нечто нормальное. Также значимый фактор – круг общения подростка, его отношения внутри школьной среды: наличие буллинга, других подростков с деструктивным поведением. Кроме того, структура самой школы может влиять на формирование рискованного поведения: чем крупнее школа, тем выше у подростков склонность к риску. К внешним факторам также можно отнести политическую обстановку, устройство общества, общепринятые нормы и ценности, интернет-пространство.

– Руфинг, зацепинг, паркур – чем подростков привлекают подобные экстремальные увлечения?

– Происходит влияние сразу нескольких факторов. Во-первых, это фактор адреналина. У подростков появляется возможность проверить свои способности, испытать себя, своё тело. В какой-то степени увлечение экстримом – это больше просоциальное поведение, чем антисоциальное. Например, скалолазание или парашютный спорт. Известны случаи, когда увлечение подобными вещами давало положительные результаты: трудные подростки начинали заниматься спортивной деятельностью и антисоциальное рискованное поведение становилось просоциальным.

Влияют такие факторы, как потребность в самореализации, потребность в движении, в выплеске энергии, в исследовании возможностей собственного тела, в самоутверждении и саморегуляции. Если социальная среда не предлагает безопасных способов реализации этих потребностей, появляются экстремальные увлечения в рамках городской среды. Подростки начинают находить и создавать собственные площадки для развлечений: крыши многоэтажек, общественный транспорт, стройки и так далее.

Читайте также:  Состояние здоровья кирилла после прививки

– Какие ещё существуют виды рискованного подросткового поведения?

– Это, безусловно, злоупотребление алкоголем, потребление наркотических веществ, самоповреждение, суицидальное поведение, поведение, связанное с киберагрессией, всевозможные правонарушения, экстремизм. Помимо выше названых руфинга и зацепинга, можно также упомянуть экстремальное вождение автомобиля или любого другого транспорта. Всё это антисоциальные формы рискованного поведения, в результате проявления которых может создаваться серьёзная негативная перспектива, которая может повлиять на всю жизнь подростка.

– Каким образом должна строиться профилактическая работа с подростками с рискованным поведением?

Одним из важных элементов системы профилактики должен быть регулярный мониторинг ситуации в обществе в связи с подростковыми рисками. Например, тестирования или опросы подростков помогают оценить динамику развития рискованного поведения. Это, в свою очередь, помогает определить эффективные формы воздействия. Кроме того, в профилактику должны быть вовлечены школьные психологи, необходимо вести работу не только с подростками, но и с их семьями. Взаимодействие с семьёй должно строиться по принципу помогающей модели. Как показывает мировой опыт, это наиболее эффективная форма. Организация досуга, вовлечение детей в различную творческую и полезную деятельность, внедрение различных интерактивных материалов, предполагающих коммуникацию, – всё это в комплексе поможет снизить риски в подростковой среде.

Источник

Рискованное поведение подростков

Рискованное поведение подростков

«Воспитание детей – это не милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей…» (Я.Корчак)

«Только не надо думать, что правильное воспитание столь трудно, что большинству людей совершенно недоступно. По своей трудности это дело доступно каждому человеку. Хорошо воспитать ребенка может каждый, если он этого действительно хочет, кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое…» (А.С.Макаренко)

Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Многие дети в подростковом возрасте разительно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться со злом, давайте разберемся в причинах его возникновения. Проблем у переходного возраста много: неуверенность в себе, тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей.

За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть.

Каковы причины вызывающего поведения подростков?

Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть? А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни? Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях.

Если ребенок постоянно критикуется, он учится….(ненавидеть)

Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)

Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)

Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)

Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)

Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)

Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)

Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)

Читайте также:  Тяжкий вред здоровью повлекший смерть по неосторожности статья

Причины вызывающего поведения подростков:

Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. «Отстань!», «НЕ лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» — часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

Высокий уровень тревожности. В семье не правильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности. («Ничего хорошего из тебя не получится! Ты не сможешь справиться с этим заданием!»). Либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Педагоги и психологи, юристы и социологи единодушно называют подростковый период самым трудным.

Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Это означает, что во время самого этого периода, у подростка нет чуткого ощущения «кто он?». Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя «не ребенком», но еще и не взрослым. И этот фактор является одним из тех, что заставляют подростка вступать в конфликты со взрослыми, так как он (подросток) стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя.

Рискованное поведение – это поведение, которое возникает в результате воздействия тех или иных факторов риска и является явно или потенциально опасным как для самого индивида, так и для окружающих его людей и общества в целом.

Возраст 14-16 лет, помимо гормонального всплеска, характеризуют обострённая социальная чувствительность. Каким меня видят другие, какие мои «игры» нравятся, а какие нет, каковы моё положение и статус – основные вопросы этого сложного подросткового периода. Следует заметить, что если до этого периода для ребёнка очень важным было мнение взрослых (родителей, учителей), то в подростковом возрасте для него более значимым становится мнение ровесников. И, прежде всего, его беспокоит не статус вообще, а та социальная позиция, которую он занимает в повседневном окружении ровесников.

Это период активного осознания себя и своего возможного жизненного пути, формирование в мыслях образа дальнейшего профессионального и жизненного становления, развития. Очень важно, чтобы профессиональное и жизненное самоопределение было действительно самостоятельным выбором самого молодого человека. К сожалению, часто взрослые очень активно вмешиваются в этот психологический процесс, чем привносят дополнительную путаницу в жизненные и профессиональные планы молодого человека.

В период подросткового возраста мозг молодого человека или девушки подвергается довольно значительной перестройке. Нервные скопления, ядра и связи, ответственные за эмоции и связанные с социальными ситуациями, становятся более активными, чем раньше. Довольно интересно, что при общении с группой ребят, близких по возрасту, мозг подростка отвечает ярче, чем при общении со взрослыми, в том числе и родителями. Друзья становятся для подростка более значимыми, и это отражается на работе мозга.

Надо отметить, что подростки могут рассуждать и строить логические связи на уровне взрослого человека. Человек правильно рассуждает, строит прогнозы своего поведения и поведения других, разрабатывает планы достижения тех или иных целей. Но если тинэйджер испытывает сильные эмоции или находится в группе сверстников, способность использовать логику и предвидеть последствия своих поступков падает.

Выделяют 2 типа рискованного поведения:

Положительный риск. В этом случае подросток рискует с пользой для себя. Это рискованное поведение, которое помогает развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум и т.п. Здесь «поведение» включает в себя множество ситуаций, а не только то, как себя подросток ведет. Это и достижение целей, определенных результатов, опробование нового, общение с людьми разного возраста и социальных групп. Дети оспаривают авторитет взрослых конструктивными способами. В том числе и тем, что демонстрируют свою самостоятельность и способность решать поставленные перед ними жизнью вопросами.
Положительный риск можно подразделить на несколько категорий:
1. Риск, связанный с повседневной жизнью:

Читайте также:  Пища для здоровья сосудов

— Социальный (вступление в группы, клубы, организация собственных социальных объединений)
— Эмоциональный ( признания в любви, приглашения на свидания, разделение своих чувств с друзьями)
— Физический ( занятия экстремальным спортом с учетом безопасности)

2. Школьный риск
— академический ( выбор занятий и заданий повышенной сложности)
— атлетический ( умение играть в команде, побеждать в соревнованиях, принимать поражение и т.п.), внеклассная деятельность ( участие в кружках, научных клубах, помощь учителям и одноклассникам в учебе)
3. Социальный риск
— участие в волонтерской деятельности, работа с младшими по возрасту детьми и помощь им в обучении.
— начало деятельности, связанной с финансами, начало своего бизнеса, участие в благотворительности, связанной с пожертвованием.

Поведение, включающее опасные для жизни и здоровья виды деятельности. Это употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона, пищевые расстройства, незащищенный секс. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом и т.п. В этом случае тинэйджеры быстро перестают удовлетворяться недавней степенью риска и пытаются вести себя более рискованно, чем до этого: выпивать больше, пробовать разные наркотики, сочетать психотактивные вещества, вести беспорядочную половую жизнь. И даже негативные последствия такого поведения их не останавливает.

Профилактика рискованного поведения несовершеннолетних представляет собой стратегию, направленную, во-первых, на снижение факторов риска, оказывающих негативное влияние на развитие ребёнка и провоцирующих социально-рискованные виды поведения у несовершеннолетних, во-вторых, на усиление других факторов (защиты от риска), которые понижают степень возникновения рисков и способствуют формированию компетенций и успешной социализации школьников.

Выделяют следующие факторы риска:

· отчуждённость детей от семьи, школы и общества;

· частые случаи раннего асоциального поведения;

· неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребёнке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребёнком);

· экономическая и социальная обделённость;

· педагогическая запущенность ребёнка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению);

· влияние дурной компании, окружения, социума (последний фактор является особенно актуальным, так как недостаточно стабильная организация социальной жизни микрорайона, отсутствие культурных и досуговых центров не способствуют формированию физически и нравственно здорового молодого поколения);

· близость компьютерных клубов и игровых залов, в которых многие несовершеннолетние проводят большую часть своего свободного, а иногда и ночного времени;

· продажа алкоголя частными лицами и сбыт наркотиков в микрорайоне школы – серьёзные причины, ухудшающие криминогенную обстановку.

Наличие вышеуказанных факторов не означает, что подросток обязательно совершит правонарушение или проявит признаки ассоциального поведения. Наличие их повышает вероятность подобного поведения. Чем больше подобных факторов, тем выше степень риска.

Поэтому профилактика рискованного поведения несовершеннолетних становится одним из важных направлений воспитательной работы школы.

Факторами защиты от риска могут быть следующие условия:

· семейная стабильность и сплочённость, адекватное воспитание, тёплые, близкие отношения с членами семьи;

· средний и высокий уровень дохода в семье, обеспеченность жильём, высокое качество медицинской помощи, низкий уровень преступности в микрорайоне, доступность служб социальной помощи;

· высокий уровень интеллекта и стрессоустойчивость, физическое и психическое благополучие;

· высокая самооценка, навыки самостоятельного решения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать своё поведение.

Таким образом, своевременное выявление факторов риска в различных сферах деятельности ребёнка позволяет на ранних этапах выявлять все риски у учащихся, включать их в процесс комплексной профилактики, организовывать и проводить адресную профилактическую работу.

Источник

Adblock
detector