Меню

Болезнь как потеря здоровья

Болезнь как кризис потери здоровья

В ровном, размеренном течении жизни человека бывают свои водовороты, свои водопады. Одним из таких кризисных поворотов может явиться тяжелая, внезапная или затяжная болезнь, потеря здоровья. Потеря здоровья – само по себе тяжелое жизненное испытание, но вместе с тем оно тянет за собой снежный ком других проблем, среди которых центральное место занимает у взрослого человека проблема работы. Болезнь может обернуться крахом профессиональной карьеры, семейной жизни, перечеркнуть многое в планах на будущее. Увольняясь, человек теряет связь с обществом, сокращаются его взаимоотношения с другими, он остается один на один со своими проблемами. Пока здоровье есть – его ценность не осознается, оно как солнце, воздух, как данность, не нуждающаяся в размышлении о ней. Взрослый человек понимает, что здоровье – это средство, необходимое для достижения профессиональных целей, решения личных жизненных задач. Для более старшего человека часто здоровье является целью, которой подчинен остаток жизни. В результате болезни у человека происходит изменение в целом ряде сфер: физической – плохое самочувствие, слабость, снижение аппетита, потеря подвижности; эмоциональной – плохое настроение, раздражительность, обидчивость; психической – ухудшаются внимание и память, нарастают конфликты в общении, прекращается целый ряд отношений; социальной – резко возрастают денежные расходы на лечение, возникает угроза профессиональной карьере, возникает угроза в личной жизни – от здоровья супругов зависит здоровье детей и судьба брака в целом. Внезапное сообщение о том, что человек тяжело болен, приводит к ощущению, что человек потерял контроль над своей жизнью, а потеря контроля снижает сопротивляемость болезням. У человека появляется чувство беспомощности, ограниченность выбора, отсюда – высокая смертность в концентрационных лагерях и хосписах. Те больные, которые обретают веру в возможность контролировать свое состояние, меньше нуждаются в болеутоляющих и успокоительных средствах, они менее тревожны и быстрее выздоравливают.

Отношение людей к болезням противоречиво. С одной стороны, многие боятся белого халата, не говоря уже о бормашине или каких-то медицинских манипуляциях. С другой стороны, люди годами терпят боль в спине, суставах, живут с нею, привыкают и приспосабливаются, контролируют боль. Когда больше нет сил терпеть, человек обращается к врачу, иногда – когда уже поздно что-то менять. В результате серьезной болезни сильный отпечаток накладывается на все системы жизнеобеспечения человека. Боль, ограничение подвижности, изменения в ощущениях несут больному страх, безысходность, беспомощность, страдания, меняется весь уклад жизни человека. В результате осознания человеком того, что он болен, у него формируется специфическое отношение, которое называют по-разному: чувство болезни, сознание болезни, концепция болезни, тип отношения к болезни, переживание болезни, наиболее широко распространено понятие внутренняя картина болезни.

В структуре внутренней картины болезни выделяют четыре уровня: чувствительный (или сенсорный) – это ощущения, которые появляются во время болезни; интеллектуальный (или информационный), что человек знает о себе, о болезни и о себе в болезни; эмоциональный – это эмоциональное отношение к болезни, и мотивационный. А.Р. Лурия выделил следующие типы отношения к болезни – (внутренние картины болезни): нормальный (гармоничный); анозогнозический; эгоцентрический (иногда его называют истерическим или демонстративным); неврастенический; ипохондрический (депрессивно-меланхолический); тревожно-фобический (психастенический); паранояльный; апатический.

Гармоничный тип – отношение к болезни, для которого характерна трезвая оценка своего состояния без преувеличения тяжести и без недооценки тяжести болезни. Человек стремится вылечиться, активно выполняет все предписания, не надоедает другим жалобами на свое тяжелое состояние, переключается с болезни на другие интересы.

Тревожный тип – отношение к болезни, для которого характерно постоянное беспокойство в отношении неблагополучного течения болезни, возможных осложнений, даже опасности лечения, человек активно ищет дополнительную информацию о болезни, о вероятных осложнениях, ищет авторитеты в данной области, нетрадиционные способы лечения. Больше ориентируется на объективные данные: результаты анализов, заключения специалистов, данные обследования, чем на собственные ощущения. Настроение постоянно тревожное, угнетенное.

Ипохондрический тип – отношение к болезни, при котором человек полностью сосредоточен на субъективно переживаемых болезненных и неприятных ощущениях, постоянно рассказывает о них окружающим, выискивает несуществующие штрихи, подтверждающие болезнь и страдание, преувеличивает вредное действие лекарств. Для такого человека характерно одновременно страстное желание лечиться и неверие в успех лечения, он требует тщательного обследования и в то же время боится болезненности процедур, боится того вреда, который процедуры могут нанести организму.

Меланхолический тип – отношение к болезни, при котором человек удручен, не верит в выздоровление, возможное улучшение, основной фон настроения – депрессивный, вплоть до суицидальных мыслей. При взгляде на окружающее – сплошной пессимизм, даже при наличии объективного улучшения человек не верит в возможность выздоровления и выискивает признаки ухудшающегося состояния.

Апатический тип – отношение к болезни, при котором больной проявляет полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к процессу и результатам лечения. Выполняет все процедуры только при настойчивом побуждении со стороны близких или лечащего персонала, полностью теряет интерес к тому, что раньше вызывало радость, волновало, налицо полная потеря интереса к жизни.

Неврастенический тип – отношение к болезни, когда для больного характерны вспышки раздражения, гнева, особенно при болях, неприятных ощущениях, при неудачных способах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение выливается на первого попавшегося и нередко сопровождается последующим раскаянием. Болевые ощущения человеком не переносятся, такие больные нетерпеливы.

Обсессивно-фобический тип – отношение к болезни, при котором человек тревожно переживает все, что касается не только реальных, а даже маловероятных осложнений болезни, а также возможных последствий болезни для жизни, семейной ситуации. Воображаемые опасности волнуют человека больше, чем реальные. Человек очень много времени уделяет всевозможным ритуалам, приметам, которые, по его мнению, облегчат его состояние в болезни.

Сензитивный тип – отношение к болезни, при котором человек чрезмерно озабочен возможным неблагоприятным впечатлением, которое может произвести на окружающих сведениями о своей болезни. Такой человек боится, что окружающие станут его избегать, станут считать неполноценным, распускать сплетни или сведения о причине и природе болезни. Такие люди боятся стать обузой для своих близких из-за болезни и всячески скрывают болезненную симптоматику.

Эгоцентрический тип – отношение к болезни, при котором характерен уход в болезнь, страдания и переживания выставляются напоказ с целью привлечения внимания. Все должны исключительно заботиться о таком больном, бросить все и только выполнять предписания, благоприятные для данного больного. Все разговоры переводятся на себя, на свою болезнь. В других, также требующих внимания и заботы, видят только конкурентов и относятся к ним неприязненно. Всякая болезнь вводится в ранг исключительной.

Эйфорический тип – отношение к болезни, при котором характерны пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению, надежда на то, что все само пройдет, все само собой обойдется, желание получать от жизни все, несмотря на болезнь, нежелание ограничивать себя в чем-либо, повышенное, нередко наигранное веселое настроение. Такие больные легко нарушают режим, хотя нарушения могут сказываться на течении болезни.

Анозогнозичский тип – отношение к болезни, характеризующееся активным отбрасыванием всяких мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, отказы от обследования и лечения, желание обходиться проверенными народными средствами, возможные проявления болезни приписываются случайным обстоятельствам или не серьезным заболеваниям. Человек не принимает саму мысль о том, что он может заболеть.

Эргопатический тип – отношение к болезни, при котором характерен уход от болезни в работу. Такие больные стремятся во что бы то ни стало продолжать работу. Несмотря на тяжелые проявления болезни и страдания, трудятся с большим ожесточением, чем до болезни, стараются лечиться и подвергаться обследованию таким образом, чтобы это не мешало привычному распорядку рабочего дня.

Читайте также:  Как здоровье пола маккартни

Паранояльный тип – отношение к болезни, для которого характерна уверенность в том, что болезнь – это результат чьего-то злого умысла. Проявляется крайняя подозрительность к лекарствам, процедурам, невыздоровление приписывается халатности или злому умыслу врачей, и, как следствие, обвинения и требование наказания в связи с этим. Семья терроризируется тем, что она недостаточно хорошо заботится о больном.

На формирование внутренней картины болезни оказывает влияние ряд факторов:

1. Характер заболевания, степень его тяжести, время наступления болезни, характер болезни – острая, внезапная или хроническая; какое требуется лечение – амбулаторное или клиническое, консервативное или хирургическое, наличие сильных болей, ограничение в подвижности, в диете, неприятные косметические симптомы, например, при кожных заболеваниях, ранах.

2. Представление о болезни, о лечении, о врачах как результат воспитания, личного опыта и мнения окружающих. Эти представления могут быть как адекватными, так и совершенно мифологизированными, основанными на вере в чудо.

3. Личность больного. Здесь имеет значение возраст, степень общей чувствительности к различным факторам, темперамент, характер, шкала ценностей, социальное положение больного.

Рассмотрим некоторые из этих составляющих чуть более подробно.

Возраст является важным фактором отношения к болезни и ее переживания. Маленький ребенок боится, что болезнь разлучит его с родителями, он боится всего, что связано с болезнью и ситуацией вокруг нее: боль, боязнь всего неизвестного, ограничение свободы передвижения, страх медицинских манипуляций. Подросток боится, что болезнь испортит его внешность, обезобразит, сократит контакты со сверстниками. В среднем возрасте люди боятся болезни из-за страха потерять работу, а также всего, что сопровождает болезнь: например, перевод на другую работу, проблемы с дальнейшей жизнью, пенсией, изменением отношений в семье, реакции партнера на болезнь и так далее. В пожилом возрасте человек боится болезни из-за страха смерти и невозможности изменить свою жизнь.

Степень обшей чувствительности к разным факторам предполагает рассмотрение тех из них, которые сопровождают заболевание: боль, шум, непривычная обстановка, запахи, которые нередки в больнице. Больные с повышенной чувствительностью реагируют на неприятные импульсы более выражено, чем другие, но с другой стороны, люди с повышенной сопротивляемостью, наоборот, недооценивают свои жалобы и зачастую переносят на ногах болезни, подавляя болезненные симптомы. Поэтому необходимо объяснять им возможность неприятных последствий пренебрежительного отношении к себе и к болезни.

Темперамент (особенно его эмоциональная составляющая) оказывает большое влияние на отношение к болезни. Эмоционально-лабильные люди больше подвержены страху, больше колеблются между безнадежностью и оптимизмом. Менее эмоциональные люди относятся к болезни более рассудительно, однако необходимо помнить, что внешнее проявление эмоций не всегда соответствует внутреннему эмоциональному состоянию человека.

Еще один важный параметр – шкала ценностей и чувство ответственности. Люди с низкой степенью ответственности используют болезнь для получения определенных выгод, например, во время нахождения на больничном выполняют «левую» работу. Люди с повышенным чувством ответственности нередко уклоняются от обследования и лечения, стараются быстрее выздороветь и снова приступить к работе. Во многом это зависит от того, как человек оценивает ценности, такие как удобство, здоровье, личный успех, чувство ответственности, повышение жизненного уровня. Имеет значение личный опыт больного и отношение к болезни окружающих. Если мать, ухаживая за больным ребенком, сверх меры балует его, то в дальнейшем ребенок может пытаться извлечь выгоду из болезни, для того чтобы пропустить школу или получить повышенное внимание со стороны матери.

Исследование социального положения больного предполагает, что для большинства людей болезнь означает социальные невыгоды и экономические потери, но иногда болезнь становится источником получения различных выгод: получение инвалидности; появление свободного времени (имея больничный лист, можно заняться разрешением текущих накопившихся дел) и т.д. Большое значение имеет эмоциональная поддержка окружающих. Своим отношением к больному семья и близкие могут как способствовать выздоровлению, так и затягивать болезнь, осознанно или неосознанно утяжеляя ее.

Большое количество социально-психологических исследований показало влияние психологических факторов на заболеваемость и смертность.

К таким факторам относятся: алекситимия, соответствие между уровнем притязаний и уровнем реализации планов, эффективность деятельности, конформизм, уровень удовлетворенности собственной жизнью, наличие группы поддержки, независимость (внутренний или внешний локус контроля), контроль судьбы, он же контроль будущего. Такое многообразие типов реакций на болезнь зависит от целого ряда перечисленных факторов.

При возникновении болезни происходит изменение личности человека в целом. Болезнь затрагивает все системы человека, но наиболее подвержена изменениям эмоциональная сфера. Она никогда при болезни не остается неизменной. Чаще всего проявления носят негативный характер. И такими центральными проявлениями являются страх и тревога. Болезнь проявляется как препятствие на пути к достижению прежних целей. Поэтому у хронических больных отмечается неадекватная модель ожидаемых результатов лечения. У многих больных наблюдается сужение интересов и полное погружение в болезненное состояние. Реакция личности на болезнь зависит от целого ряда факторов: характера диагноза; изменения в результате болезни физической полноценности и внешности; изменения положения в семье и обществе; жизненного ограничения и лишения, связанного с болезнью; необходимости длительного лечения (амбулаторного, стационарного, операции и т.д.); остроты и темпа развития заболевания; представления об этом заболевании у самого заболевшего; характера лечения и обстановки; структуры личности заболевшего; отношения к болезни родственников и сослуживцев, т.е. общественного резонанса на заболевание.

Врачам приходится сталкиваться с отрицанием самого факта болезни. Отрицание болезни бывает при тяжелых опасных заболеваниях: новообразованиях, туберкулезе, психических заболеваниях. Такие больные либо вообще игнорируют заболевание, либо придают значение менее тяжелым симптомам, либо ими объясняют свое со стояние и стремятся лечиться от той болезни, которой сами придают значение. Реакция отрицания болезни часто наблюдается и у близких родственников больного, особенно если речь идет о психическом или онкологическом заболевании. Широко известны случаи, когда родители, образованные, культурные люди, даже врачи, какбы не видят явных признаков болезни у ребенка, при этом они, отрицая факт болезни, соглашаются на проведение необходимых исследований и лечения.

У некоторых людей наблюдается чрезмерное, трагическое переживание болезни. Такая ситуация возникает, когда заболевание обрушивается внезапно, резко изменяется трудоспособность и весь жизненный стереотип, происходит коренное изменение жизненных и производственных планов. Чаще всего такая реакция наблюдается у спортсменов и у физически здоровых и крепких людей. Особенно тяжело переживаются людьми заболевания, которые приводят к выраженным изменениям внешнего вида: при ранениях, ожогах лица с обезображивающими рубцами, тяжелых экземах, нейродермитах. У таких людей фиксируются тяжелые депрессивные реакции, проявляются такие качества характера, как взрывчатость, ранимость, чувствительность, очень часто появляются суицидальные мысли. У людей с тяжелыми хроническими заболеваниями возможна фиксация на своем состоянии и ощущениях, появляется много жалоб, которые не соответствуют соматическому заболеванию. Человек становится хмурым, мрачным, вид здоровых людей, улыбки и смех, житейские заботы вызывают раздражение. Такие люди конфликтуют с врачами, с членами семьи, своими жалобами они стремятся привлечь к себе внимание. Убеждение их в том, что болезнь не опасна, легкая, нестрашная, приводит к утяжелению состояния и даже появлению истерических реакций.

На поведение и реакцию человека на болезнь оказывает влияние структура личности человека до болезни. Многие авторы считают, что адекватность реакций на болезнь зависит от степени зрелости личности, ее интеллектуальных возможностей. Так, у незрелых, инфантильных людей с чертами детскости часто наблюдаются отрицание болезни или, наоборот, длительный уход в болезнь. У лиц мнительных часто даже не очень серьезное заболевание вызывает бурную реакцию тревоги, беспокойства, с последующими депрессивными расстройствами.

Читайте также:  Факторы определяющие здоровье человека литература

Большое влияние на личность заболевшего человека оказывает болевой синдром. Боль имеет амбивалентное значение для человека. В положительном смысле боль является сигналом опасности для организма. В хирургии, например, не снимают боль при так называемом «остром животе». Но боль может отсутствовать даже при угрожающих жизни состояниях: инфаркте миокарда, травматическом шоке. Иногда, наоборот, боль гораздо сильнее тяжести заболевания. В этом качестве всем известна зубная боль. Если болевой синдром сохраняется более 6 месяцев, тогда говорят о хронической боли. Для болевых ощущений характерно явление сенсибилизации, когда даже слабые сигналы могут вызывать повышение болевого симптома. Так, даже неяркий свет или слабые звуки усиливают зубную боль у человека. Неожиданная боль неизвестной причины вызывает более сильную психическую реакцию, чем та боль, причина которой уже известна. Большое значение для степени ощущения боли имеют интересы человека, его эмоциональное состояние, а также особенности воспитания и традиции. Известно, что путем медитативных тренировок и упражнений можно очень сильно снижать болевой порог, и даже подавлять болевой синдром. Встречается так называемая психогенная боль, слова могут как вызывать боль, так и снимать ее. Наиболее тяжело люди переносят острую приступообразную боль спастического характера, – типа колик, исходящих из желчного пузыря или почек. Тяжелее переносят боль люди физически крепкие, не сталкивающиеся с ней.

Хроническая боль, особенно неопределенной локализации, ведет к субъективному снижению восприятия боли. Снимать боль или снижать ее интенсивность необходимо только после того, как установлена ее причина.

Фактором, усиливающим кризис от переживания болезни, является госпитализация. Существует даже такой термин синдром госпитализма, который характеризует изменения в поведении, личности и в эмоциональной сфере людей, находящихся в больницах или на излечении.

Чаще всего наблюдается у детей. Реакция ребенка на госпитализацию зависит от целого ряда факторов, основными которыми являются: возраст ребенка, личные особенности, уровень интеллектуального развития, поведение родителей, резкое изменение жизненного стереотипа. Дети говорят, что при поступлении в больницу им было грустно, хотелось плакать. Проявление синдрома госпитализма у детей – это также понижение фона настроения, удрученности, шумный злобный протест, поиск матери, реже – аутизм, замкнутость, общее интеллектуальное снижение. Дети в возрасте младше 10 лет не дифференцируют свое отношение к больнице, они просто говорят, что им очень, очень хочется домой. Отрицательные эмоции с каждой последующей госпитализацией усиливаются, травматизация, связанная с повторными поступлениями в больницу, бывает более глубокой, длительной и усиливающейся. На начальных этапах болезни госпитализация в большинстве случаев является дополнительной психической травмой для детей.

Чтобы этого явления не возникало, необходимо сделать пребывание ребенка в лечебном учреждении как можно более коротким и менее напоминающим больничную среду, максимально приближенным к естественной ситуации развития ребенка. Поэтому во многих клиниках оборудуются специальные игровые комнаты для детей, больничные палаты обустраиваются по типу детских комнат. Взрослые, находясь в больнице, тем не менее иногда демонстрируют парадоксальные реакции, в частности, отказ от приема лекарств. Отказ от приема лекарств несет свои психологические причины: в силу экономических проблем, в силу негативного отношения к врачам или медицинскому учреждению в целом, чаще всего это происходит из-за недоверия, из-за опасения различных осложнений, в том числе, и привыкания, из-за отрицания болезни, из-за боязни утраты своего «Я», уважения к себе; прием лекарств символизирует болезнь, «костыль примирения с беспомощностью», исходя из позиции, что болезнь – это справедливое наказание за существующие или несуществующие грехи, влияние предрассудков или религиозных взглядов на прием лекарств, при различных психических нарушениях, когда неприем лекарств выгоден больному по целому ряду причин.

Широко известен специалистам тот факт, что здоровье для ребенка не является ценностью, отношение ребенка к самому себе и собственному здоровью напрямую зависит от отношения взрослых и их реакции на болезнь. Дети с серьезными заболеваниями (онкологическими, кардиологическими, сахарным диабетом), не отрицая серьезности своего заболевания, тем не менее, отмечают его особенности.

Дети с небольшим стажем болезни (до года) относятся к болезни как к трудной, нехорошей, но которая вот-вот закончится.

Дети с большой продолжительностью болезни характеризуют свою болезнь как самую главную, самую отрицательную среди всех болезней. Рано или поздно любой ребенок поднимает, вопрос о жизни и смерти. Чем старше ребенок, тем реальнее переживается серьезность заболевания, появляется страх по этому поводу. Это связано с многочисленными визитами в больницу, болезненными процедурами, подавленностью родителей, а также теми знаниями, которые есть у ребенка о болезни. Во многих исследованиях было показано, что, несмотря на попытки защитить детей от знания о возможном неблагоприятном прогнозе заболевания, тревога осведомленных взрослых передается детям в результате изменяющегося эмоционального климата вокруг них. Дети страдают не только от проявлений заболевания, но и от неприятных диагностических и лечебных процедур, а также изменения внешнего вида в результате лечения. Многие дети болезненно относятся к социальным ограничениям. В ряде исследований было показано, что одним из важных факторов социализации ребенка является школа. Для детей, больных тяжелыми заболеваниями, невозможность посещения школы, непонимание со стороны одноклассников и трудности в усвоении материала являются более значимыми факторами, чем для их здоровых сверстников.

Представление детей об отношении родителей к их болезни достаточно разнообразно – от «мои родители переживают за меня», до – «в моей семье горе».

Наблюдения за детьми показывают возникновение и изменение сложных отношений во время болезни между ребенком и его семьей. Выделяют различные типы отношений больных детей с родителями: деспотичное поведение, полное игнорирование интересов семьи, требование от членов всей семьи обслуживания себя в болезни; безразличное отношение к семье, уход в себя, проблемы, связанные с болезнью; полная зависимость от семьи, полное послушание, чувство вины перед родителями; отношения в семье не меняются или меняются соответственно ситуации. Серьезное заболевание у ребенка – это всегда серьезное испытание для всех членов семьи. Первая и последующие реакции на болезнь ребенка во многом зависят от личностных особенностей, их эмоционального состояния, уровня культурного развития, образования, а также от ситуации, в которой родители узнают о диагнозе. Первая реакция на тяжелый диагноз у родителей вызывает шок и отказ от веры в случившееся. Как следствие этого родители ощущают необходимость активных решительных действий и начинают метаться от врача к врачу, обращаются к магам, экстрасенсам, колдунам, пытаясь найти тот шанс, который даст выздоровление их ребенку. Одной из постоянных и мощных реакций родителей является страх перед тяжелым исходом болезни, потеря мужества, чувства беспомощности и в результате – развитие депрессивных состояний. Через какое-то время у родителей возникает реакция агрессии, которая распространяется на всех окружающих. Горечь, боль, страх за ребенка, обида на судьбу – все это требует выхода, и. это озлобление начинает проецироваться на врачей, окружающих, раздражение вызывает вид здоровых детей у здоровых родителей. В качестве компенсации у родителей проявляется стремление обеспечить ребенка чрезмерным количеством игрушек, модной одеждой, бытовой техникой и так далее. Родители пытаются уйти от эмоциональных проблем и их обсуждения, от глубокого чувства вины, которое возникает сразу после того, как стало известно о болезни ребенка, и сознательно или подсознательно сопровождает родителей весь период болезни. Если родители застревают, фиксируются на болезни ребенка, это приводит к тому, что меняется манера воспитания и поведения с ребенком. Многие родители считают себя не вправе наказывать или ругать ребенка, пытаются выполнять все его требования и желания, а это приводит к новым затруднениям в воспитании. Исследования показали, что тяжелое заболевание наносит удар по супружеским отношениям, и в семьях, где ребенок неизлечимо болен, риск разводов резко возрастает.

Читайте также:  Может ли перелом ноги считаться тяжким вредом здоровью

Некоторые родители, боясь взаимных упреков или в критические периоды болезни избегают друг друга. Для многих родителей такой период эмоционального оцепенения, отсутствия восприятия друг друга может продолжаться многие месяцы, а иногда и годы. Родители как бы делят свою жизнь на периоды – до болезни и после. Они перестраивают ее так, чтобы как можно больше уделять внимания больному ребенку, и на долю других детей, супруга, профессиональной деятельности остается все меньше и меньше сил, времени и желания. Как правило, роли родителей четко разделяются. Матери больше общаются с ребенком, а отцы вынуждены работать, чтобы обеспечить процесс лечения. При этом женщины хотят, чтобы мужья больше участвовали в эмоциональной поддержке ребенка. В связи с тем, что мать держится ближе к ребенку, отец может первым давать невротические срывы или впадать в депрессивное состояние, так как чувствует себя неспособным или не имеющим возможности заняться больным ребенком. Время от времени у обоих родителей наступает депрессивное состояние. Если родители не знают о такой особенности, не обращаются к специалистам, то они пытаются найти выход различными способами, такими как алкоголизация (вплоть до формирования четкой алкогольной зависимости), злоупотребление психотропными препаратами, «походы на сторону», отказ от привычных социальных связей. Все это, в конечном итоге усугубляет семейную ситуацию и отрицательно влияет как на взаимоотношения родителей, так и на эмоциональное состояние ребенка. Дети, чьи родители и члены семьи ведут обычную жизнь, поддерживают привычные социальные связи чувствуют себя лучше, увереннее, чем те дети, родители которых резко меняют семейный уклад.

Ситуация осложняется, если в семье помимо заболевшего есть еще и здоровые дети. В этой связи поведение родителей может входить в один из нескольких вариантов.

1-й вариант. Один из родителей, чаще всего мать, фиксирует все свое внимание на больном ребенке, а другой родитель или бабушка с дедушкой занимаются здоровым ребенком.

2-й вариант. Оба родителя полностью фиксируют внимание на больном ребенке, а здоровый остается без эмоционального тепла, поддержки и контроля.

3-й вариант. Оба родителя как бы ставят крест на больном ребенке, формально занимаясь им, а все надежды и чаяния вкладывают в здорового ребенка. В такой ситуации здоровые дети изменяют свое поведение, становятся агрессивными, раздражительными, выходят из-под контроля. У детей младшего возраста возникают симптомы, такие как снижение успеваемости в школе, страх школы, невротические страхи, энурез, головные боли, нарушение пищевого поведения и так далее.

Ученые говорят о трех типах основных семейных ситуаций, связанных с болезнью ребенка.

1. Реалистический подход. В данной ситуации родители демонстрируют ответственное отношение к ребенку, вне зависимости от тяжести его состояния и прогноза. Между членами семьи складываются нормальные, адекватные отношения, беспокойство и тревога поддерживаются на определенном уровне и не являются патологическими.

2. Оптимистический подход. При этой ситуации родители как бы игнорируют серьезное заболевание. При ухудшении состояния семья может стремиться сменить лечащего врача или клинику. Столкнувшись с тяжелым состоянием, родители впадают в тяжелое психологическое состояние: суицидные попытки, затяжные депрессии. Их поведение не помогает, а усугубляет состояние больного ребенка и других членов семьи.

3. Пессимистический подход. Родные практически отвергают больного ребенка, оставляют его надолго в больнице, редко навещают, и все члены семьи находятся в состоянии хронической эмоциональной усталости и напряжения. В такой ситуации наибольшее облегчение приносит общение родителей больных детей между собой. Этот уровень общения недоступен для профессионалов или окружающих, не имеющих больного ребенка. Родители больных детей делятся опытом, как справиться с болью, страхом, оказывают друг другу эмоциональную и материальную помощь.

Рассматривая деонтологический аспект проблем, выделяют четыре типа моделей отношений врача к больному: технический тип (врач-ученый), сакральный тип, коллегиальный тип, контрактный тип.

При техническом типе отношений врач относится к больному бесстрастно и безоценочно. Он предоставляет ему полную информацию о болезни без всяких эмоций. На отношение пациента к врачу сильно влияет то, как поведет себя врач при первом знакомстве, что он скажет, как он скажет и как он выглядит. Внимание, сочувствие, моральная поддержка, расположение больного к врачу вселяет в него надежду, веру в выздоровление и меняет отношение к болезни.

При сакральном типе отношений моральный авторитет врача оказывает такое доминирующее влияние на пациента, которое подавляет его свободу и достоинство.

Коллегиальный тип отношений. Врач и пациент видят друг в друге коллег, стремящихся к общей цели – ликвидации болезни и защите здоровья пациента.

Контрактный тип. Действия врача и пациента складываются на основе взаимных обязательств и ожидаемой взаимной выгоды, а предпосылкой такого отношения служит доверие – врача к пациенту и пациента к врачу.

Интересным является такой вопрос, как отношение врача к собственной болезни. Теоретически, состояние здоровья у врачей и медицинских работников должно быть лучше, чем у остального населения (знания о болезнях должны помогать при индивидуальной профилактике заболеваний). Однако практика показывает совершенно противоположное. Как правило, врачи недооценивают начальные признаки заболевания. По данным американских авторов, врачи, заболевшие раком, делают первое обследование гораздо позже, чем другие больные. Сложная субъективная позиция врача может быть обусловлена еще и тем, что врач знает ограниченные возможности современной медицины и не может иметь в себе ту меру надежды, которую имеет неспециалист.

В переживании человеком своей болезни выделяется ряд этапов.

Первый – премедицинская фаза. Когда появляются только заметные признаки болезни, возникают вопросы: что делать, я болен или нет, надо ли обращаться к врачу?

Второй этап – резкая перемена жизненного стиля при установлении диагноза или госпитализации. Для людей, бывших до начала заболевания вполне здоровыми, болезнь является сильнейшим психическим потрясением.

Следующий этап – этап активной адаптации. Острые мучительные симптомы болезни постепенно уменьшаются или снижаются применением лекарств и процедур. Приблизительно 75% госпитализированных адаптируются к больнице в первые 5 дней. Лучше адаптируются те, кто уже неоднократно бывал в медицинских учреждениях.

Но если состояние человека не улучшается или наступает ухудшение, то происходит наступление четвертой стадии – стадии психической декомпенсации. У человека возникает чувство обманутых надежд, нарастают отрицательные ощущения, такие как неуверенность, страх, он теряет веру в лечение, в персонал, становится нетерпеливым, несправедливым, склонным провоцировать медицинский персонал. Становится нетерпимым и требовательным к родственникам и знакомым.

Следующая стадия пассивной адаптации и капитуляции. Если болезнь необратима, человек примиряется с тяжелой судьбой, перестает внутренне бороться, становится равнодушным или негативно угрюмым.

Одной из закономерных реакций на заболевание является стресс. Однако степень его проявления зависит от ряда условий: особенности заболевания, степени тяжести, возраста и пола человека, особенностей семейной ситуации и других. Выздоровление зачастую находится в руках самого заболевшего – «дорогу осилит идущий».

Источник

Adblock
detector