Гигиея — богиня здоровья
Гигиея, известная также под другими именами — Гигея и Гигия (др.-греч. Ὑγιεία, Ὑγεία ) — богиня здоровья.
Божественное предназначение Гигиеи относится не столько к непосредственному исцелению, сколько к профилактике болезней и сохранениею хорошего здоровья, гигиеническим рекомендациям.
Согласно древнегреческой мифологии Гигиея была дочерью бога медицины Асклепия (др.-греч. Ἀσκληπιός ).
Относительно вопроса, кто же являлся матерью Гигиеи, существует две версии. По одной из них, ею являлась богиня Эпиона (др.-греч. Ἠπιόνη ) — «облегчающая боли» и «успокаивающая», одно из божеств, олицетворявших заботу, необходимую для выздоровления. По другой, — Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ ) — богиня мудрости, военной стратегии и тактики (Афина также была и целительницей: именно она дала Асклепию кровь Горгоны, с помощью которой он получил возможность воскрешать мёртвых; указала Периклу на траву для излечения его раба).
В пользу версии о материнстве Афины свидетельствует и труд «Описание Эллады» древнегреческого писателя и географа II века Павсания.
Гигиея по преданиям была постоянным спутником своего отца, его неизменным и важным помощником, заботилась о его змее, что нашло отображение в античных статуях, барельефах и более поздних предметах искусства. Среди других «всеисцеляющих» дочерей Асклепия: Панакеи (др.-греч. Πανάκεια ), Иасо (др.-греч. Ἰασώ , Ἰησώ ) и Акесо (др.-греч. Ἀκεσώ ), Гигиея занимала особое положение.
Почитание Гигиеи известно ещё с VII века до нашей эры, хотя её имя и пребывало некоторое в тени Афины (о культовом названии Афины Гигеи упоминает Плутарх, рассказывая о случае исцеления, произошедшем при строительстве Парфеона). Культ Гигиеи как независимой богини (вышедшей из тени матери) начинается с момента, когда о ней узнал дельфийский оракул и значительно укрепляется после разрушительной чумы в Афинах (430—427 гг до н.э.) и в Риме в 293 году до н.э.
Также Павсаний, при описании входа в Афинский акрополь, отмечает статуи Гигиеи и Афины как независимых богинь.
Величие и почитаемость Гигиеи трудно переоценить. Она считается важнейшей среди всех девяти детей бога медицины Асклепия, хотя каждый из них связан с исцелением, здоровьем или врачебным искусством. Более того, она единственная из «божественных» отпрысков, в честь которой в Асклепионе возводились собственные храмы и святилища, основные из которых были в Эпидавре, Коринфе, Косе и Пергаме (о Пергамском храме упоминает известный ритор Элий Аристид в своих «Священных речах», указывая на то, что в нём же находилась и статуя брата Гигиеи, бога выздоровления Телесфора). Так, её влияние проникло в Римскую республику одновременно с культом отца, а знаменитая «Клятва Гиппократа» начинается словами «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями»…
Асклепий и Гигиея
По мотивам работы скульптора Бертеля Торвальдсена 1872 г.
Изначально образ Гигиеи ассоциировался с хорошим самочувствием, чистотой и свежестью, она олицетворяряла кристально чистый воздух и целительные источники. Позже в Риме стала отождествляться с римской богиней Салюс (лат. Salus ), а её «божественный» символизм сместился от роли хранительницы личного здоровья к обеспечению общественного благополучия и благосостояния. Интересен и тот факт, что даже после принятия Римом греческой медицины сами римляне ещё долгое время крайне презрительно и с отвращением относились к целителям (среди которых было много шарлатанов), врачебному делу и медицине, однако при этом Асклепий и Гигиея пользовались у них, а особенно у римских легионеров, исключительным почитанием.
Павсаний в своём труде приводит еще один интересный факт о богине. Так, Алексанор (др.-греч. Ἀλεξάνωρ ) — внук Асклепия, в одном из основанных им Асклепионов Титана, что расположен в Сикионе, установил статую Гигиеи. Её сложно было увидеть, поскольку вся она была покрыта женскими волосами, которые женщины отрезали в честь богини, и закутана в многочисленные ленты из вавилонских одежд (молящему следовало отрезать лоскут своих волос и полосу от одежды и укутать богиню, чтобы молитва была услышана). Зачастую Гигиею сопровождал её брат Телесфор (др.-греч. Τελεσφόρος ) — бог выздоровления.
Именно Гигиее современная медицина обязана за название одной из её дисциплин — гигиене. Но, безусловно, один из самых узнаваемых символов фармации, который прошел сквозь века до наших дней, также ассоциируется с дочерью Асклепия — сосуд Гигиеи — чаша со змеёй, обвивающей её ножку и свисающей над фиалом, также является атрибутом Гигиеи. Изображение этого символа первым встречает посетителей аптеки-музея «Под чёрным орлом» во Львове, поскольку свисает над его входом на железных цепях. Также бронзовые статуи Гигиеи и Асклепия демонстрируются в экспозиции Торгового зала музейного комплекса. Богиню часто изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши, а 1796 год, когда было создано Парижское фармацевтическое общество (Société de pharmacie de Paris), принято считать официальным годом утверждения символа сосуда Гигиеи. Также с 1818 общество выпускало для своих членов медальоны с изображением профиля Гигиеи.
Медальон Парижского фармацевтического общества
Изображение богини Гигиеи — Салюс. Медальер Jean Jacques Barre, 1830 год.
Для одной из старейших медицинских организаций, Медицинского общества Лондона (Medical Society of London), основанного в 1773 году, модельер John Kirk изготовил бронзовую медаль, на которой предположительно изображена Гигиея.
Многие из фармацевтов в своё время использовали мотивы с изображением богини здоровья. Так, английский аптекарь Томас Холлоуэй (Thomas Holloway) любил размещать облик Гигиеи на своей фирменной аптечной посуде, а в 1857—1858 чеканил её на токенах, которыми сначала расплачивался со своими сотрудниками, а позже эти рекламные жетоны даже были в денежном обращении в Новой Зеландии наряду с официальной валютой.
Примечательно, что среди перечня старых именных Львовских аптек есть и аптека, ранее носившая название «Под Гигиеей» (сейчас это Аптека №43). Основал её Эмиль Езерский в 1908 году, располагалась на пересечении улиц Gródecka (Городоцкая) и K. Boczkowskiego (ныне Одесская). При аптеке было собственное небольшое производство, специализировавшееся на изготовлении косметики.
В честь Гигиеи назван астероид Гигея, открытый 12 апреля 1849 года итальянским астрономом Аннибале де Гаспарисом.
Источник
Богиня Панакея
Наверное, каждый человек, хоть немного разбирающийся в мифологии Древней Греции, слышал о такой могущественной богине, как Панацея или Панакея. Её имя давно стало нарицательным — им часто называют лекарство, способное исцелить от любых болезней. Да и вообще, она является важной часть некоторых легенд. Поэтому побольше узнать о таком персонаже, как богиня Панакия будет весьма интересно многим читателям.
Кратко о функциях
Для начала стоит отметить, что такого персонажа, как Панакея мифология связывает с исцелением от любых хворей. Скорее всего это персонификация выздоровления. Неслучайно её имя переводится как «всеисцеляющая». Отчасти её можно назвать богиней здоровья, но это довольно широкое понятие, поэтому древние греки разделили его на несколько более узких направлений и каждому из них выделили конкретного бога или богиню.
Факт! Существует мнение, что Панакея изначально была самостоятельной богиней, но со временем сказители сделали её дочерью Асклепия — величайшего из целителей Древней Греции.
Кроме того, богиня прославилась тем, что всю жизнь положила на создание универсального лекарства, при помощи которого можно было бы исцелить любые болезни, раны, травмы. Увы, своей цели она так и не добилась, но в мифологии заметный след оставила. Правда, возможно именно из-за гордыни она не получила такой популярности, как родная сестра — в греческой мифологии Гигиея и Панакея регулярно соперничают, хоть и являются близкими родственницами.
Происхождение богини
В первую очередь следует рассказать о том, откуда взялась богиня Панацея в представлении эллинов.
Она была дочерью самых великих лекарей, каких только знала Эллада: Асклепия, сына Аполлона, и Эпионы. Таким образом, через отца сам Аполлон, известный не только как покровитель искусства, но и как мастер исцеления, приходится Панакее родным дедушкой.
Асклепий был не просто врачом, а лучшим из когда-либо живших. Изначально он не был богом — его матерью была простая смертная — Коронида. Но, забеременев от Аполлона, она изменила ему с простым смертным. Разгневанный покровитель искусств убил её в гневе, о чем впоследствии горько сожалел. Когда тело несчастной возложили на погребальный костер, Аполлон вырезал из её чрева ребенка, которого смог выходить, чтобы впоследствии отдать на воспитание и обучение кентавру Хирону — самому мудрому и дальновидному из своего племени.
Факт! Имя Панакеи упоминается в начале клятвы Гиппократа наравне с именами Аполлона, Асклепия и Гигиеи.
Впоследствии Асклепий постиг все азы медицины и сильно превзошел своего наставника. Его мастерство стало настолько совершенным, что он получил возможность не только исцелять самые страшные раны, но и возвращать умерших в мир живых. Это не понравилось Аиду — богу царства мертвых — и он пожаловался своему брату Зевсу на то, что некий целитель нарушает естественный ход вещей. Разгневанный громовержец тут же поразил Асклепия молнией. Но его отец Аполлон был так опечален известием о гибели сына, что впоследствии Зевс оживил врача и сделал его бессмертным богом. В его честь строились храмы асклепионы, которые выполняли роль не только религиозных, но и медицинских сооружений — в них стекались многие люди, ищущие исцеления. Общее количество асклепионов в Элладе приближалось к двум сотням. Самые известные из них располагались:
- в Лебене (на острове Крит),
- Пергаме (на острове Кос),
- Киренаике (южная Италия).
В 291 году до нашей эры культ Асклепия возник также в Риме — здесь началась страшная эпидемия чумы и местные жители считали, что таким образом смогут защититься от ужасной опасности.
Братья и сестры
Вообще стоит отметить, что не только богиня Панакея стала целительницей из потомства Асклепия и Эпионы. Все их дети (а их было немало) — знаменитые целители, избавлявшие от болезней и хворей как простых людей, так и царей, героев. Что и понятно, у таких персонажей, как Асклепий и, тем более, Аполлон, просто не могло быть бездарных потомков.
Вообще согласно мифам у Асклепия было несколько сыновей:
- Махаон,
- Подалирий,
- Телесфор (он же известен как Акесий и Эвамерион).
Были у него и дочери:
Конечно, каждый из них внес более или менее существенный вклад в мифологию Эллады.
Например, Махаон был не только искусным врачом, но и отважным воином. Он был женихом Елены Прекрасной, но получил отказ. Впоследствии он сражался во время Троянской войны, участвовал в десанте внутри Троянского коня. Погиб при взятии города.
Подалирий, второй сын Асклепия. Его судьба во многом похожа на судьбу брата — Махаона. Он также был воином и целителем, претендовал на руку Елены Прекрасной, находился в Троянском коне при осаде Трои. Однако, в отличие от брата он уцелел и после страшной битвы, вошедшей в историю, исцелил на поле брани многих простых солдат и бесстрашных героев. По легенде обладал удивительным талантом лечить внутренние болезни, то есть, был одним из первых терапевтов в мире.
Про Телесфора известно значительно меньше. Судя по описанию он носил остроконечную шляпу на голове и кутался в плотный, длинный плащ. Есть мнение, что он мог магически исцелять наиболее опасные раны, но больше мифы не сохранили о нем никаких данных.
Теперь пришла пора рассказать о дочерях Асклепия, внуках Аполлона и сестрах Панакеи.
Акесо, в отличие от других членов семьи, символизирует собой не само исцеление, а процесс лечения. Увы, более подробных сведений о ней до наших дней не дошло.
Иасо (также упоминается как Ясо) и Эгла вообще малоизвестны. Среди достоверных данных — первой была посвящена часть жертвенника в Оропе. Это указывает на то, что она пользовалась немалой популярностью. Об Эгле до нас дошел тот факт, что в представлении эллинов она была белокурой.
Факт! Широко известный термин «эскулап» является ничем иным, как искаженным именем «Асклепий» и происходит от имени римского бога Эскулапа.
А вот о Гигиее известно значительно больше — она оказалась куда популярней своих сестер. Даже сам термин «гигиена», который сегодня знаком каждому дошкольнику произошел именно от её имени. Она была, так сказать, богиней «превентивной» медицины. То есть, её главным призванием было не допустить заболевание, а не заниматься его лечением. Конечно, само понятие гигиены также входило в сферу её ответственности.
Возможно, из-за того, что данный персонаж был менее амбициозным, в связке Гигиея и Панакея именно первая оказалась более почитаемой среди древних греков. В её честь строили памятники и даже посвящали орфический гимн, чем могут похвастать лишь самые влиятельные и известные из богов. Также именно ей мы обязаны такому привычному предмету, как «сосуд Гигиеи» — это символ современной медицины, в котором змея оплетает кубок. Появился он не случайно — вообще змеи были символом Асклепия. Ну а в обязанности его дочери Гигиеи входил уход за ними — она кормила змей из чаши.
Богиня была настолько популярна, что в её честь даже основали культ в Пелопонессе, а уж этим могут похвастать далеко не все персонажи мифологии. Правда, существует мнение что этот культ был посвящен Афине. Неразбериха возникла из-за того, что на Акрополе была обнаружена надпись, посвященная Афине-Гигиее. Это породило немало споров — появилось даже мнении, что на самом деле Гигиея это не самостоятельный персонаж, дочь Асклепия, а лишь одно из воплощений Афины. Но всё-таки больше аргументов говорит в пользу первого.
Факт! Существует легенда, согласно которой травы приобретали лечебную силу после того, как Панацея, держа их в руках, касалась ими колпака своего брата Телесфора.
Кстати, Гигиея один из немногих детей Асклепия, которого изображали в скульптурах и на полотнах неизвестные мастера античности и великие художники эпохи Ренессанса.
Как читатель мог убедиться, у эллинов существовало очень четкое разделение здоровья — за каждую отдельную часть отвечал отдельный бог, в основном из семьи Асклепия.
Культ
Вообще бог Панакея не настолько известна, чтобы в её честь посвящали отдельный культ — этого в семье были удостоены только Асклепий, Гигиея и, отчасти Иасо. Однако определенной популярностью всё-таки пользовалась и она.
Хотя собственного храма она так и не получила, в святилище Амфиарая находился жертвенник, разделенный на несколько частей. Каждая из них посвящена одному из богов, отвечающему за избавление от болезней. В их число входят:
- Панацея,
- Гигиея,
- Иасо
- Афина Пеония (это можно перевести как «целительница» — обращение к одной из ипостасей богини мудрости).
Никаких сведений о том, что в честь Панакеи устраивали праздники или как-то ещё выделяли из семьи богов-целителей, до наших дней не дошло.
Аналоги в других мифологиях
Конечно, далеко не каждый народ настолько скрупулезно подходил к столь важному делу, как составление пантеона богов, когда дело касается здоровья и исцеления. Ведь мифология Панакеи персонифицирует её как исцеление и даже всеисцеление. В большинстве других культур здоровье идет как нечто более широкое, всеобъемлющее.
Но, конечно, боги здоровья существовали практически у всех народов. Некоторых из них стоит привести:
- Белен у кельтов,
- Баба (она же Бау) у шумеров,
- Бригита у ирландцев,
- Вамматар у карелов,
- Дханвантари у индусов,
- Иш-Чель у майя,
- Тоси у ацтеков.
Так что, у большинства народов были боги, у которых можно было попросить здоровье, вознеся соответствующие восхваления (гимны) и принеся жертвы.
Изображения
Вообще богиня Панакия в отличие от многих других представителей пантеона греческих богов, не может похвастать обилием скульптур и картин, изображающих её. Поэтому сказать что-то объективное о её облике, возрасте нет возможности. Но тем более ценным является каждый артефакт, имеющий к ней хоть какое-то отношение. Конечно, наиболее интересные из них обязательно стоит привести.
Факт! Асклепий был несравненным врачом, но он отказывался от лечения «болезненных» — инвалидов, а также людей, страдающих от хронических заболеваний. Он считал, что их жизнь бесполезна, так как не может принести пользы ни окружающим, ни им самим.
К примеру, вот этот рельеф, изготовленный из мрамора, называется «Асклепий с детьми». Здесь изображено десять персонажей, поэтому можно с уверенностью сказать, что мастер не забыл ни одного из членов семьи. Он постарался уделить внимание каждому из них:
Изготовлен рельеф ориентировочно в 375-350 годах до нашей эры. Сегодня бесценный артефакт хранится в Национальном археологическом музее, в Афинах.
А вот эта скульптура интересна в первую очередь тем, что является как бы не единственным сохранившимся до наших дней изображением героини статьи. Определить, что это именно богиня Панацея позволяет лишь чудом сохранившаяся надпись в основании статуи. Создана скульптура примерно во втором веке нашей эры. Сегодня находится в Археологическом музее Диона, Греция.
Эта статуэтка не имеет, конечно, никакой исторической ценности — она была изготовлена уже в наше время и является символом одной известной фармацевтической компании. Однако, тот факт, что богиню не забывают и изображают столь привлекательной даже сегодня, является весьма серьезным доказательством её популярности.
А вот эта картинка снята с медной гравюры, сделанной в городе Базель неизвестным художником ещё в семнадцатом веке. Гравюра изображает дочерей Асклепия. В правом углу однозначно находится Гигиея — именно в её обязанности входил уход за змеями, питомцами отца. На переднем плане расположилась именно Панакея. Почему художник сделал её символами аиста и косу остается неизвестным. Кто же ещё представлен на гравюре — Акесо, ЭГла или Иасо — остается неизвестным, так как сведений об определенных атрибутах, по которым можно было бы безошибочно установить их, до наших дней не дошло.
Историческая ценность следующей иллюстрации также невысока. Это лишь рисунок из книги Грибанова А.Д. под названием «Медицина в символах и эмблемах», вышедшая в 1990 году. Однако определенный интерес иллюстрация всё-таки представляет. Ведь она изображает богиню Панакею в момент её длительных поисков — она тратит всё свободное время и силы, чтобы создать лекарство от всех болезней. Да, вероятность успеха крайне мала. Но если с задачей удастся справиться, это не только позволит Панацее превзойти свою сестру и даже отца, но и подарить исцеление тысячам и тысячам страждущим смертным. Столь благородная цель действительно стоит того, чтобы посвятить ей всю свою жизнь.
Наконец, ещё одна отлично сохранившаяся скульптура, датированная примерно вторым веком до нашей эры. Специалисты сходятся во мнении, что она изображает одну из дочерей Асклепия, вот только не могут однозначно сказать какую именно — Панакею или Гигиею. Никаких атрибутов, по которым можно было бы безошибочно установить это, увы, нет. Находится статуя в Археологическом музее Иераполиса.
Что и говорить, археология и изучение науки — вещь очень интересная. Но зачастую именно из-за отсутствия различных мелочей или плохо сохранившихся доказательств, не удается выстроить стройную и стопроцентно точную версию. Остается лишь надеяться на то, что в будущем раскопки и изыскания дадут более богатую пищу для анализа и удастся больше узнать о богине Панацее и её братьях, сестрах.
Богиня Панакея в цитатах из классических произведений Древней Греции
Гиппократ (греческий врач с 5 по 4 век до н. э.), “Клятва Гиппократа”:
«Я клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием (Эскулапом), Гигиеей и Панакеей (Панацеей), а также всеми богами и богинями, что, согласно моим способностям и суждениям, я буду соблюдать эту Клятву и придерживаться этого условия… «
Аноним (греческая лирика, перевод Кэмпбелла):
“(Асклепий), самый знаменитый бог! От него родились Махаон и Подалирий и Ясо (Целительница), — и светловолосая Эгле и Панакея (Панацея), и дети Эпионы, вместе с Гигиеей (Здоровье), всеславные, непорочные”.
Павсаний, Описание Греции 1. 34. 3. Рассказ о путешествии по Греции, 2 год нашей эры (пер. Джонс):
“[В храме Амфиарая в Оропе в Аттике] Показаны части алтаря… Четвертая часть алтаря предназначена Афродите и Панакее (Панацее), а также есть части алтаря, посвященные Ясо, Гигиее и Афине Паионии (Целительнице)”.
Аристофан (пер. О’Нил) (греческая комедия, дата создания – с 5 по 4 гг. до н. э.):
«[Комедийная пьеса, в которой двое афинян приводят слепого бога Плутоса в храм Асклепия для исцеления. Бог появляется в сопровождении своих дочерей, Ясо и Панакеи (Панацеи)]:
Женщина: А бог [Асклепий] не приходил?
Карион: Он не задержался; и когда он был рядом с нами, о! Уважаемые! Получилась такая хорошая шутка. Меня начало сильно пучить, и я испустил громовой пук!
Женщина: Несомненно, бог скривился?
Карион: Нет, но [его дочери] Ясо немного покраснела, и Панакея (Панацея) отвернулась, зажав нос; мой пердеж – это не духи.
Женщина: А что сделал бог? . . .
Карион: Асклепий обошел пациентов и внимательно осмотрел их всех… Он подошел и сел у изголовья кровати Плутоса, взял идеально чистую салфетку и вытер ему веки; Панакея накрыла ему голову и лицо пурпурной тканью. А потом бог свистнул, и две огромные змеи выползли из святилища”.
Источник