п а н а ц е я
В греческой мифологии богиня исцеления, дочь Асклепия
• изначально — лекарство от всех болезней, которое искали алхимики
• легендарное снадобье, заменяющее «папазол», «колдрекс», «бленд-а-мед» и пр. вместе взятые
• снадобье от всех болезней
• средство от всего плохого, от всех бед
• средство от всех бед, на все случаи жизни
• средство, избавляющее от всех бед
• у алхимиков лекарство, якобы исцеляющее от всех болезней
• универсальное средство от всех болезней
• универсальное средство от всех зол
• лекарство, исцеляющее от всех болезней
• какое имя носила древнегреческая богиня, которая считалась покровительницей лекарственного врачевания?
• имя этой дочери Асклепия в переводе с греческого означает «Всеисцеляющая»
• «лекарство» от всех бед
• средство от всех бед (иронично)
• лекарство алхимиков в рифму с Цирцеей
• Средство от всех бед
• Лекарство у алхимиков, якобы помогающее от всех болезней
• (перен.) средство, избавляющее от всех зол
• «Лекарство» от всех бед
• ж. всеобщее лекарство, снадобье от всех болезней, зелье долголетия, чего искали век свой алхимики
• имя этой дочери Асклепия в переводе с греческого означает «Всеисцеляющая»
• какое имя носила древнегреческая богиня, которая считалась покровительницей лекарственного врачевания
• легендарное снадобье, заменяющее «папазол», «колдрекс», «бленд-а-мед» и пр. вместе взятые
Источник
Гигиея — Богиня Здоровья
Знакомое слово «гигиена» обозначает раздел медицины, посвященный предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и продлению жизни. Происходит оно от греческого «hygieia» — «здоровье».
Углубившись в мифологию Древней Греции, мы обнаруживаем богиню здоровья, которую так и звали — Гигиея. Была она старшей дочерью бога медицины Асклепия. От его имени произошло название древнегреческих «больниц», которые были лечебницами при храмах, — асклепейонов.
Храмы Асклепия в Греции обычно располагались в местности с хорошим климатом. Лечение осуществлялось с помощью музыки, молитв, правильного режима дня и питания, водных процедур, массажа и сна в храме. Здесь же делались хирургические операции, о чем свидетельствуют найденные при раскопках соответствующие инструменты.
И Асклепий, и его дочь Гигиея часто изображаются со змеей и чашей — древнейшими атрибутами исцеления, дошедшими до наших дней. Вспомним эмблему медицины — чашу, обвитую змеей. Что обозначают змея и чаша?
Змея во многих традициях является символом жизни, исцеления, ясновидения и мудрости. И, соответственно, сопровождает существ (богов или людей), обладающих этими качествами. Змея также символизирует очищение.
Змея периодически сбрасывает старую кожу, а человек способен возобновляться, освобождаясь от всего косного и отжившего: негативных мыслей и чувств, масок, привычек, стереотипов.
Яд змеи способен как убивать, так и исцелять. Все дело в дозе. Недаром, мера — один из основных принципов медицины.
Чаша — символ емкости, хранящей божественные силы, дарующие жизнь и исцеление.
В мифах разных традиций боги пьют из чаши небесный напиток бессмертия (Амриту, Сому, Амброзию).
Греческая чаша без ножки — фиал — неотъемлемый атрибут различных ритуалов, изготавливалась из дорогих металлов и украшалась изнутри изображением лепестков лотоса — символа жизни. Именно ее обычно держит в руках Гигиея.
Особый вид чаши для измерения уровня воды в Ниле изображается в Египте на голове бога Сераписа. Здесь чаша служит символом гармонии, ведь, чтобы Нил давал жизнь, воды в нем должно быть не много и не мало, а столько, сколько нужно.
Говоря о символике змеи и чаши, мы упомянули принцип гармонии — согласия, созвучия, соразмерности. И принцип очищения, благодаря которому утраченную гармонию возможно восстановить.
Утрата гармонии, выражающаяся в разладе с природой, с другими людьми, с самим собой, во многих традициях считается главной причиной болезни. А восстановление гармонии на всех планах — неотъемлемым фактором исцеления.
Богиня Гигиея символизирует принцип здоровья как гармонии, которой мы учимся у Природы, живущей по божественным законам. И принцип очищения, касающийся не только гигиены тела, но также «гигиены» мыслей и чувств.
Источник
Богиня Панакея
Наверное, каждый человек, хоть немного разбирающийся в мифологии Древней Греции, слышал о такой могущественной богине, как Панацея или Панакея. Её имя давно стало нарицательным — им часто называют лекарство, способное исцелить от любых болезней. Да и вообще, она является важной часть некоторых легенд. Поэтому побольше узнать о таком персонаже, как богиня Панакия будет весьма интересно многим читателям.
Кратко о функциях
Для начала стоит отметить, что такого персонажа, как Панакея мифология связывает с исцелением от любых хворей. Скорее всего это персонификация выздоровления. Неслучайно её имя переводится как «всеисцеляющая». Отчасти её можно назвать богиней здоровья, но это довольно широкое понятие, поэтому древние греки разделили его на несколько более узких направлений и каждому из них выделили конкретного бога или богиню.
Факт! Существует мнение, что Панакея изначально была самостоятельной богиней, но со временем сказители сделали её дочерью Асклепия — величайшего из целителей Древней Греции.
Кроме того, богиня прославилась тем, что всю жизнь положила на создание универсального лекарства, при помощи которого можно было бы исцелить любые болезни, раны, травмы. Увы, своей цели она так и не добилась, но в мифологии заметный след оставила. Правда, возможно именно из-за гордыни она не получила такой популярности, как родная сестра — в греческой мифологии Гигиея и Панакея регулярно соперничают, хоть и являются близкими родственницами.
Происхождение богини
В первую очередь следует рассказать о том, откуда взялась богиня Панацея в представлении эллинов.
Она была дочерью самых великих лекарей, каких только знала Эллада: Асклепия, сына Аполлона, и Эпионы. Таким образом, через отца сам Аполлон, известный не только как покровитель искусства, но и как мастер исцеления, приходится Панакее родным дедушкой.
Асклепий был не просто врачом, а лучшим из когда-либо живших. Изначально он не был богом — его матерью была простая смертная — Коронида. Но, забеременев от Аполлона, она изменила ему с простым смертным. Разгневанный покровитель искусств убил её в гневе, о чем впоследствии горько сожалел. Когда тело несчастной возложили на погребальный костер, Аполлон вырезал из её чрева ребенка, которого смог выходить, чтобы впоследствии отдать на воспитание и обучение кентавру Хирону — самому мудрому и дальновидному из своего племени.
Факт! Имя Панакеи упоминается в начале клятвы Гиппократа наравне с именами Аполлона, Асклепия и Гигиеи.
Впоследствии Асклепий постиг все азы медицины и сильно превзошел своего наставника. Его мастерство стало настолько совершенным, что он получил возможность не только исцелять самые страшные раны, но и возвращать умерших в мир живых. Это не понравилось Аиду — богу царства мертвых — и он пожаловался своему брату Зевсу на то, что некий целитель нарушает естественный ход вещей. Разгневанный громовержец тут же поразил Асклепия молнией. Но его отец Аполлон был так опечален известием о гибели сына, что впоследствии Зевс оживил врача и сделал его бессмертным богом. В его честь строились храмы асклепионы, которые выполняли роль не только религиозных, но и медицинских сооружений — в них стекались многие люди, ищущие исцеления. Общее количество асклепионов в Элладе приближалось к двум сотням. Самые известные из них располагались:
- в Лебене (на острове Крит),
- Пергаме (на острове Кос),
- Киренаике (южная Италия).
В 291 году до нашей эры культ Асклепия возник также в Риме — здесь началась страшная эпидемия чумы и местные жители считали, что таким образом смогут защититься от ужасной опасности.
Братья и сестры
Вообще стоит отметить, что не только богиня Панакея стала целительницей из потомства Асклепия и Эпионы. Все их дети (а их было немало) — знаменитые целители, избавлявшие от болезней и хворей как простых людей, так и царей, героев. Что и понятно, у таких персонажей, как Асклепий и, тем более, Аполлон, просто не могло быть бездарных потомков.
Вообще согласно мифам у Асклепия было несколько сыновей:
- Махаон,
- Подалирий,
- Телесфор (он же известен как Акесий и Эвамерион).
Были у него и дочери:
Конечно, каждый из них внес более или менее существенный вклад в мифологию Эллады.
Например, Махаон был не только искусным врачом, но и отважным воином. Он был женихом Елены Прекрасной, но получил отказ. Впоследствии он сражался во время Троянской войны, участвовал в десанте внутри Троянского коня. Погиб при взятии города.
Подалирий, второй сын Асклепия. Его судьба во многом похожа на судьбу брата — Махаона. Он также был воином и целителем, претендовал на руку Елены Прекрасной, находился в Троянском коне при осаде Трои. Однако, в отличие от брата он уцелел и после страшной битвы, вошедшей в историю, исцелил на поле брани многих простых солдат и бесстрашных героев. По легенде обладал удивительным талантом лечить внутренние болезни, то есть, был одним из первых терапевтов в мире.
Про Телесфора известно значительно меньше. Судя по описанию он носил остроконечную шляпу на голове и кутался в плотный, длинный плащ. Есть мнение, что он мог магически исцелять наиболее опасные раны, но больше мифы не сохранили о нем никаких данных.
Теперь пришла пора рассказать о дочерях Асклепия, внуках Аполлона и сестрах Панакеи.
Акесо, в отличие от других членов семьи, символизирует собой не само исцеление, а процесс лечения. Увы, более подробных сведений о ней до наших дней не дошло.
Иасо (также упоминается как Ясо) и Эгла вообще малоизвестны. Среди достоверных данных — первой была посвящена часть жертвенника в Оропе. Это указывает на то, что она пользовалась немалой популярностью. Об Эгле до нас дошел тот факт, что в представлении эллинов она была белокурой.
Факт! Широко известный термин «эскулап» является ничем иным, как искаженным именем «Асклепий» и происходит от имени римского бога Эскулапа.
А вот о Гигиее известно значительно больше — она оказалась куда популярней своих сестер. Даже сам термин «гигиена», который сегодня знаком каждому дошкольнику произошел именно от её имени. Она была, так сказать, богиней «превентивной» медицины. То есть, её главным призванием было не допустить заболевание, а не заниматься его лечением. Конечно, само понятие гигиены также входило в сферу её ответственности.
Возможно, из-за того, что данный персонаж был менее амбициозным, в связке Гигиея и Панакея именно первая оказалась более почитаемой среди древних греков. В её честь строили памятники и даже посвящали орфический гимн, чем могут похвастать лишь самые влиятельные и известные из богов. Также именно ей мы обязаны такому привычному предмету, как «сосуд Гигиеи» — это символ современной медицины, в котором змея оплетает кубок. Появился он не случайно — вообще змеи были символом Асклепия. Ну а в обязанности его дочери Гигиеи входил уход за ними — она кормила змей из чаши.
Богиня была настолько популярна, что в её честь даже основали культ в Пелопонессе, а уж этим могут похвастать далеко не все персонажи мифологии. Правда, существует мнение что этот культ был посвящен Афине. Неразбериха возникла из-за того, что на Акрополе была обнаружена надпись, посвященная Афине-Гигиее. Это породило немало споров — появилось даже мнении, что на самом деле Гигиея это не самостоятельный персонаж, дочь Асклепия, а лишь одно из воплощений Афины. Но всё-таки больше аргументов говорит в пользу первого.
Факт! Существует легенда, согласно которой травы приобретали лечебную силу после того, как Панацея, держа их в руках, касалась ими колпака своего брата Телесфора.
Кстати, Гигиея один из немногих детей Асклепия, которого изображали в скульптурах и на полотнах неизвестные мастера античности и великие художники эпохи Ренессанса.
Как читатель мог убедиться, у эллинов существовало очень четкое разделение здоровья — за каждую отдельную часть отвечал отдельный бог, в основном из семьи Асклепия.
Культ
Вообще бог Панакея не настолько известна, чтобы в её честь посвящали отдельный культ — этого в семье были удостоены только Асклепий, Гигиея и, отчасти Иасо. Однако определенной популярностью всё-таки пользовалась и она.
Хотя собственного храма она так и не получила, в святилище Амфиарая находился жертвенник, разделенный на несколько частей. Каждая из них посвящена одному из богов, отвечающему за избавление от болезней. В их число входят:
- Панацея,
- Гигиея,
- Иасо
- Афина Пеония (это можно перевести как «целительница» — обращение к одной из ипостасей богини мудрости).
Никаких сведений о том, что в честь Панакеи устраивали праздники или как-то ещё выделяли из семьи богов-целителей, до наших дней не дошло.
Аналоги в других мифологиях
Конечно, далеко не каждый народ настолько скрупулезно подходил к столь важному делу, как составление пантеона богов, когда дело касается здоровья и исцеления. Ведь мифология Панакеи персонифицирует её как исцеление и даже всеисцеление. В большинстве других культур здоровье идет как нечто более широкое, всеобъемлющее.
Но, конечно, боги здоровья существовали практически у всех народов. Некоторых из них стоит привести:
- Белен у кельтов,
- Баба (она же Бау) у шумеров,
- Бригита у ирландцев,
- Вамматар у карелов,
- Дханвантари у индусов,
- Иш-Чель у майя,
- Тоси у ацтеков.
Так что, у большинства народов были боги, у которых можно было попросить здоровье, вознеся соответствующие восхваления (гимны) и принеся жертвы.
Изображения
Вообще богиня Панакия в отличие от многих других представителей пантеона греческих богов, не может похвастать обилием скульптур и картин, изображающих её. Поэтому сказать что-то объективное о её облике, возрасте нет возможности. Но тем более ценным является каждый артефакт, имеющий к ней хоть какое-то отношение. Конечно, наиболее интересные из них обязательно стоит привести.
Факт! Асклепий был несравненным врачом, но он отказывался от лечения «болезненных» — инвалидов, а также людей, страдающих от хронических заболеваний. Он считал, что их жизнь бесполезна, так как не может принести пользы ни окружающим, ни им самим.
К примеру, вот этот рельеф, изготовленный из мрамора, называется «Асклепий с детьми». Здесь изображено десять персонажей, поэтому можно с уверенностью сказать, что мастер не забыл ни одного из членов семьи. Он постарался уделить внимание каждому из них:
Изготовлен рельеф ориентировочно в 375-350 годах до нашей эры. Сегодня бесценный артефакт хранится в Национальном археологическом музее, в Афинах.
А вот эта скульптура интересна в первую очередь тем, что является как бы не единственным сохранившимся до наших дней изображением героини статьи. Определить, что это именно богиня Панацея позволяет лишь чудом сохранившаяся надпись в основании статуи. Создана скульптура примерно во втором веке нашей эры. Сегодня находится в Археологическом музее Диона, Греция.
Эта статуэтка не имеет, конечно, никакой исторической ценности — она была изготовлена уже в наше время и является символом одной известной фармацевтической компании. Однако, тот факт, что богиню не забывают и изображают столь привлекательной даже сегодня, является весьма серьезным доказательством её популярности.
А вот эта картинка снята с медной гравюры, сделанной в городе Базель неизвестным художником ещё в семнадцатом веке. Гравюра изображает дочерей Асклепия. В правом углу однозначно находится Гигиея — именно в её обязанности входил уход за змеями, питомцами отца. На переднем плане расположилась именно Панакея. Почему художник сделал её символами аиста и косу остается неизвестным. Кто же ещё представлен на гравюре — Акесо, ЭГла или Иасо — остается неизвестным, так как сведений об определенных атрибутах, по которым можно было бы безошибочно установить их, до наших дней не дошло.
Историческая ценность следующей иллюстрации также невысока. Это лишь рисунок из книги Грибанова А.Д. под названием «Медицина в символах и эмблемах», вышедшая в 1990 году. Однако определенный интерес иллюстрация всё-таки представляет. Ведь она изображает богиню Панакею в момент её длительных поисков — она тратит всё свободное время и силы, чтобы создать лекарство от всех болезней. Да, вероятность успеха крайне мала. Но если с задачей удастся справиться, это не только позволит Панацее превзойти свою сестру и даже отца, но и подарить исцеление тысячам и тысячам страждущим смертным. Столь благородная цель действительно стоит того, чтобы посвятить ей всю свою жизнь.
Наконец, ещё одна отлично сохранившаяся скульптура, датированная примерно вторым веком до нашей эры. Специалисты сходятся во мнении, что она изображает одну из дочерей Асклепия, вот только не могут однозначно сказать какую именно — Панакею или Гигиею. Никаких атрибутов, по которым можно было бы безошибочно установить это, увы, нет. Находится статуя в Археологическом музее Иераполиса.
Что и говорить, археология и изучение науки — вещь очень интересная. Но зачастую именно из-за отсутствия различных мелочей или плохо сохранившихся доказательств, не удается выстроить стройную и стопроцентно точную версию. Остается лишь надеяться на то, что в будущем раскопки и изыскания дадут более богатую пищу для анализа и удастся больше узнать о богине Панацее и её братьях, сестрах.
Богиня Панакея в цитатах из классических произведений Древней Греции
Гиппократ (греческий врач с 5 по 4 век до н. э.), “Клятва Гиппократа”:
«Я клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием (Эскулапом), Гигиеей и Панакеей (Панацеей), а также всеми богами и богинями, что, согласно моим способностям и суждениям, я буду соблюдать эту Клятву и придерживаться этого условия… «
Аноним (греческая лирика, перевод Кэмпбелла):
“(Асклепий), самый знаменитый бог! От него родились Махаон и Подалирий и Ясо (Целительница), — и светловолосая Эгле и Панакея (Панацея), и дети Эпионы, вместе с Гигиеей (Здоровье), всеславные, непорочные”.
Павсаний, Описание Греции 1. 34. 3. Рассказ о путешествии по Греции, 2 год нашей эры (пер. Джонс):
“[В храме Амфиарая в Оропе в Аттике] Показаны части алтаря… Четвертая часть алтаря предназначена Афродите и Панакее (Панацее), а также есть части алтаря, посвященные Ясо, Гигиее и Афине Паионии (Целительнице)”.
Аристофан (пер. О’Нил) (греческая комедия, дата создания – с 5 по 4 гг. до н. э.):
«[Комедийная пьеса, в которой двое афинян приводят слепого бога Плутоса в храм Асклепия для исцеления. Бог появляется в сопровождении своих дочерей, Ясо и Панакеи (Панацеи)]:
Женщина: А бог [Асклепий] не приходил?
Карион: Он не задержался; и когда он был рядом с нами, о! Уважаемые! Получилась такая хорошая шутка. Меня начало сильно пучить, и я испустил громовой пук!
Женщина: Несомненно, бог скривился?
Карион: Нет, но [его дочери] Ясо немного покраснела, и Панакея (Панацея) отвернулась, зажав нос; мой пердеж – это не духи.
Женщина: А что сделал бог? . . .
Карион: Асклепий обошел пациентов и внимательно осмотрел их всех… Он подошел и сел у изголовья кровати Плутоса, взял идеально чистую салфетку и вытер ему веки; Панакея накрыла ему голову и лицо пурпурной тканью. А потом бог свистнул, и две огромные змеи выползли из святилища”.
Источник