Меню

Бог здоровья у египтян

Бог здоровья у египтян

Амон-Ра
В Фивах (Верхний Египет) Амон был местным богом ветра. После объединения Верхнего и Нижнего Египта культ Амона постепенно набрал силу и слился с культом Ра. После чего Амон-Ра стал верховным богом Египта.

Анубис
Бог — погребальных обрядов, он защищал тело в период подготовки к похоронам и оберегал мумию в гробнице. Изображали его с головой шакала.

Апис
Священный бык города Мемфис, бог силы и плодородия.

Атон
Бог Солнца. В период правления фараона Эхнатона Атон был единственным богом египтян. Считалось, что Атон сотворил все вещи и правит всем миром.

Бог заходящего солнца. Культ его слился с культом солнечного бога Ра, и Ра-Атум стал верховным богом Египта. Он считался предводителем девяти великих богов, которым поклонялись в Нижнем Египте.

Баст
Богиня, изображавшаяся в облике кошки или с кошачьей головой. Ей поклонялись как носительнице солнечного света.

Бэс
Бог танцов и пиров, которому в Древнем Египте поклонялись простолюдины. Его изображали в виде кривоногого уродца карлика с широким бородатым лицом, облаченного в львиную шкуру. Бэс защищал людей от змей, отпугивал злых духов, помогал при родах. Он охранял египтян от разных бед и как покровитель семьи почитался по всей стране. Сохранилось множество оберегов в виде фигурок Бэса.

Геб
Один из девяти великих богов («великой эннеады»), которого чтили в Гелиополе, «Городе Солнца» (Нижний Египет). Геб был богом Земли.

Гор
Сын Осириса и Исиды, бог вос

ходящего солнца. Его заклятым врагом был Сет, захвативший трон Осириса. Гор бросил С

ету вызов, и они долго состязались в силе и хитроумии. В конечном счете спор был разрешен Осирисом, который потребовал отдать трон Гору как своему законному наследнику.

Исида
Богиня любви и судьбы, дочь Геба и Нут. Исида вышла замуж за своего брата Осириса и родила от него сына Гора. Она была верной женой и любящей матерью. С помощью магии она воскресила и Осириса, и Гора, убитых Сетом. Исиду часто изображают с младенцем Гором на руках. Она воспитала в сыне ненависть к Сету, чтобы Гор отомстил за отца.

Маат
Дочь Ра, богиня истины и справедливости. Маат наблюдает за правильностью совершения религиозных ритуалов и следит за поведением людей.

Меритсегер
Местная богиня Фив, изображавшаяся в виде змеи с головой женщины. К праведникам Меритсегер была благосклонна, а грешников карала ядовитым укусом.

Месхент
Богиня деторождения, помогавшая женщине терпеть боли при родах и предопределявшая судьбу новорожденного.

Мин
Бог мужской плодовитости, тесно связанный с Амоном-Ра. Во время праздника в его честь воздвигали священный столб, на который полагалось карабкаться участникам ритуала. Мин также покровительствовал племенам охотников и собирателей, обитавшим в пустыне к востоку от Нила.

Монту
Бог войны с головой сокола. Его священным животным был бык Бухие, который считался «душой Ра».

Мут
Богиня-мать, изображавшаяся с головой коршуна. Сочетавшись браком с Амоном-Ра, она стала царицей небес.

Нейт
Богиня рукоделия, согласно некоторым мифам, соткавшая мир. Нейт также охраняет мумифицированное тело покойника до момента его погребения.

Нефертум
Сын Птаха и Сехмет. Его изображали в виде бородатого мужчины с кривым мечом в руке и цветком лотоса на голове. Согласно некоторым мифам, бог Ра каждое утро рождается из цветка лотоса.

Богиня мертвых, жена Сета. Когда Сет убил Осириса и спрятал его тело, Нефтида отправилась вместе со своей сестрой Исидой на поиски трупа.

Нехбет
Жена бога Нила Хапи, покровительница Верхнего Египта. Нехбет защищает фараона и его детей. Иногда ее изображали в виде самки коршуна, распростершей крылья над голово

Нун
Бог первозданного хаоса, олицетворение беспредельной и бесформенной водной пучины, существовавшей в начале времен, до сотворения мира. Из глубин Нуна чудесным образом родился Ра, ставший «отцом богов».

Нут
Богиня ночного неба, мать звезд. Нут была сестрой и женой бога Земли Геба, но бог воздуха Шу разъединил супругов.

Осирис
Бог плодородия, научивший людей возделывать землю и поклоняться богам. Завистливый брат Осириса, Сет, убил его и выбросил сундук с телом в реку. Исида отыскала труп и спрятала его от Сета, но Сету все же удалось снова завладеть телом брата. На сей раз убийца разрезал труп на части и разбросал их по всему Египту. Исида с большим трудом собрала все части воедино и предала тело мужа погребению. Возродившись в царстве мертвых, Осирис стал судьей в загробном мире. Он выносит приговор усопшему и решает его дальнейшую судьбу.

Бог ремесла и искусства, истины и справедливости, которого изображали с посохом в плотно облегающих, длинных белых одеждах. Сначала ему поклонялись только в Мемфисе (Нижний Египет), но когда Мемфис стал столицей Египта, Птах приобрел общеегипетское значение. Ему приписали роль творца мира и создателя всех богов. Супруга Птаха — богиня Сехмет.

Ра
Солнечный бог, изображавшийся с головой сокола, увенчанной солнечным диском или коброй. Ра поклонялись как верховному богу, создателю других богов и людей. Каждого фараона считали сыном Ра.

Рененет
Богиня — покровительница детей. Она давала им имена, оберегала от несчастий и предопределяла их судьбу.

Ренпет
Богиня, управлявшая течением времени. Каждую весну она возвещала о наступлении нового года и вливала в молодых людей свежие силы.

Себек
Бог рек и озер, пресных вод и плодородия, изображавшийся в облике крокодила или человека с головой крокодила. Египтяне считали, чем больше в реке крокодилов, тем богаче будет урожай. Тем не менее Себек считался жестоким богом, умилостивить его можно было только частыми и обильными жертвоприношениями.

Селкет (Серкет)
Богиня, покровительница мертвых, изображающаяся в виде скорпиона. Она помогала своему отцу богу Ра истреблять врагов. К людям она была благосклонна и излечивала их от ран.

Серапис
Бог загробного мира, которому поклонялись греки и римляне, правившие Египтом. В образе Сераписа слились египетские боги Апис и Осирис. Серапис считался богом-целителем, спасителем от несчастий.

Читайте также:  Отказ от работы осужденного по состоянию здоровья

Сет
Бог зла, убивший своего брата Осириса и захвативший его трон. Позже боги передали власть Гору, которого Сет не смог убить. А Сет стал богом бурь и владыкой пустыни.

Свирепая богиня войны, истребляющая врагов Ра. Первоначально она была богиней любви Хатор. Но когда Ра послал ее уничтожить человечество, она превратилась в яростную Сехмет.

Сешат
Богиня письма, хранительница «библиотеки» богов. Сешат ведет записи обо всех поступках смертных и обо всем, что ожидает людей в будущем.

Бог растительности и покровитель мертвых. Его изображали в виде мумии с головой сокола. Сокар охранял врата загробного мира.

Таурт
Богиня с телом гиппопотама или крокодила и львиными лапами. Она покровительствовала будущим матерям, поэтому и изображалась с округлым животом. Таурт лечила от бесплодия, помогала женщинам при родах, следила, чтобы у них было достаточно молока.

Тефнут
Львиноголовая богиня росы и дождя, сестра и супруга Шу. Тефнут была первой богиней, сотворенной Ра.

Бог луны, владыка мудрости и магии, покровитель красноречия, изобретатель письменности. Изображался с головой ибиса и палеткой писца. Тот помогает Осирису вершить суд в загробном царстве, записывая показания весов, на которых взвешивалась душа умершего.

Упуат
Бог, сопровождавший душу покойного в загробное царство. Изображался с головой шакала или волка. Иногда отождествлялся с Анубисом.

Хапи
Бог Нила. Будучи мужского пола, Хапи тем не менее изображался с женской грудью, символизирующей плодородие, которое даровали египетским полям ежегодные разливы могучего Нила.

Хатор
Богиня любви и плодородия. Ее изображали либо в облике коровы, либо в виде женщины, чью прическу украшал солнечный диск между коровьими рогами. Один из мифов повествует о том, как Ра послал Хатор уничтожить человечество, и тогда эта богиня превратилась в Сехмет, богиню войны и разрушения.

Хонсу
Сын Амона-Ра и Мут, бог луны. Хонсу наделяет фараона властью и могуществом. Его изображают в облике прекрасного сильного юноши с прической, увенчанной лунным серпом.

Бог-горшечник, создавший людей из глины на гончарном круге. Жизнь в тела людей вдохнула жена Хнума, Хегет. Согласно некоторым мифам, Хнум сотворил также богов. Хнума изображают с головой барана.

Шу
Бог воздуха и солнечного света, первое порождение Ра. Он разделил Геба и Нут, слившихся в супружеских объятиях. Так образовались Земля и Небо.

Источник

Древнеегипетские боги — врачеватели

Египтологам, расшифровавшим древние письмена, стало известно имя легендарного египетского врача Имхотепа, жившего в начале III тысячелетия до н. э. Его труды по медицине переписывались следующими поколениями медиков, а самого искусного врача Имхотепа египтяне стали считать земным богом врачевания.


Главными небесными богами врачевания в Древнем Египте были бог мудрости Тот (др.-греч. Θώθ, Θόουτ от др.-егип . ḏḥwty -Тахути, или ḏiḥautī -Джехути), считавшийся «сердцем бога Ра», и богиня материнства и плодородия Исида – Великая богиня Мать, восседающая на троне.

Женой боги Тота была богиня истины и порядка Маат («справедливость», «порядок»). Бог врачевания Тот, считавшийся автором огромного количества книг по астрологии, алхимии, медицине и химии, изображался в виде человека с головой ибиса, птицы олицетворяющей в Древнем Египте мудрость.

Древнеегипетский бог Тот, по легенде, создал систему лечения болезней природными средствами, создал египетскую письменность и записал на папирусах самые древние медицинские трактаты, религиозные обряды, астрономические наблюдения.


Одна из самых почитаемых богинь Древнего Египта, ставшая образцом египетского идеала женственности и материнства была Исида (Изида; егип. js.t, др.-греч. Ἶσις, лат. Isis).

Сестра и жена бога возрождения и царя загробного мира Осириса (др.егип. jst jrt, Усир; этрусс. Usil — Усил; др.-рус. Авсень (Усень); сабинским названием солнца – Ausel ; др.-греч. Ὄσιρις, лат. Osiris), Исида — богиня Луны, плодородия, воды, ветра и мореплавания, считалась создательницей лекарств, магических основ врачевания и покровительницей детей.

Лекарства, носившие имя Исиды, были известны даже в Древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II век н. э.).

Сын Исиды и Осириса бог Хор (Гор), его египтяне изображали в виде сокола или человека с головой сокола, он почитался властелином неба и воздуха, покровителем фарона. Искусство врачевания Хор (Гор) воспринял от своей матери Исиды.

По одной из легенд, после смерти Осириса от руки брата, бога зла Сета (егип. Stẖ — Сетх, Сутех, Сута, Сети), Исида собрала все части тела Осириса, и возродила его к жизни. Используя свою целительную силу, Исида зачала от Осириса царя богов Гора (егип. ḥr — «высота», «небо», Хор, Хорус) — владыку небес и солнца.

Египтянки рожали детей, сидя на корточках.

Исиду почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей. Культ богини Исиды распространился и в Древней Греции, Риме и даже повлиял на христианское искусство — Исида с младенцем Гором, стали прообразам Девы Марии с младенцем Иисусом. Гора считали пастырем Божьим, истиной, агнцем Господним.

Помимо главных божеств, в древнеегипетской мифологии были и боги врачевания. Это покровительница врачевателей могучая Сохмет («Могущественная») — богиня войны, супруга верховного бога города Мемфиса Пта — она почиталась в образе львицы или львиноголовой женщины.

В древнеегипетской медицине были и другие божественные покровители. Могучая богиня-воин, божественная охотница, в облике Львицы Сохмет (др.егип. sɛkˌmɛт — «могучая»; sækmɪs — Секмис) — богиня исцеления, защитница женщин и рожениц.

Сехмет дочь бога солнца Ра, несомненно солнечное божество, на её голове солнечный диск и царский головной убор урей (др.егип. j’r.t — ярет — «выращивание кобры»; jʊəriːəs — «урай; уреус» — «вставшая на дыбы»), символ царской власти, с изображением богини-кобры Уаджит (Уто; иероглиф: дт — ḏt — кобра; др.егип. Уто — Wḏt; Удит — Wḏjt — зелёная).

Сехмет часто ассоциируется с богинями Хатор и Бастет.

Богиня Тауэрт (Верет; егип. Twrt — «Великая») — в древнеегипетской мифологии богиня-покровительница беременных женщин и рожениц. Таурт изображалась в виде оскалившей зубы самки гиппопотама с выраженной женской грудью, и с женским париком на голове. Известно, что детёныши гиппопотам рождаются крошечными.

Читайте также:  Угма кафедра общественное здоровье

Каждому новорожденному египтянину дарили в качестве оберега небольшую статуэтку богини Тауэрт.

Врачевание в древнем Египте.

Магию древние египтяне использовали в одном случае – при чуме, перед лицом Чёрной смерти древние врачи были бессильны.

Интереснейший древнеегипетский медицинский документ – «Папирус Смита»- настоящий учебник военно-полевой хирургии 16 века до нашей эры с довольно точным описанием 48 видов травм и методов их лечения.

Отрывок из «Папируса Смита»: Инструкции, касающиеся зияющей раны в голове, с разбитым черепом. Осмотр: Если ты осматриваешь мужчину, имеющего зияющую рану в голове, проникающую до кости, (и) с расколотым черепом; ты должен ощупать рану. Желательно найти то, что разбило череп, если части этого находятся в глубине раны (и); извлечь плавающие под твоими перстами осколки. В то время над раной может находиться опухоль, кровь может течь из обоих ноздрей (и) и обеих ушей, (и) человек страдает чувством жесткости в его шее, так что он не в состоянии смотреть на оба своих плеча и грудь (в современной неврологии это называется «ригидность мышц затылка»).
Диагноз: ты должен сказать по поводу него: «Это зияющая рана в голове, проникающая до костей, (и) разбитый череп, с жесткостью в шее, не связанной с другим недугом».
Лечение: ты не связываешь слишком туго, но соединяешь и фиксируешь осколки, на все время, пока ранение не излечится».


В системе медицинских знаний и врачевания в древнем Египте было известно благотворное влияние прогревания и горячего обёртывания, египетские врачи использовали прогревающие процедуры при лечении заболеваний суставов, бронхолёгочных заболеваний.

Знающий толк в термальных процедурах древней Греции историк Геродот, путешествуя по северному Причерноморью, познакомился с обычаем скифов устраивать бани-парилки в специальных шатрах из меха. В «Истории» Геродот описал несколько способов, как мылись и парились скифы, поливая водой разогретые до красна камни, они получали горячий пар в парилке.


Во время строительства в Древнем Египте таких гигантских сооружений, как пирамиды, величественные храмы, среди строителей не было массовых заболеваний, несмотря на большое скопление людей — около 10 тысяч человек одновременно работали на строительстве.

Египетские врачи строго следили за тем, чтобы рабочие на строительстве ежедневно мылись после работы, меняли набедренные повязки, из которых состояла вся их одежда. Больных рабочих немедленно изолировали, а бараки, где жили строители пирамид, ежегодно сжигали и строили новые временные жилища на другом месте.

Оказывается, всемирно известные египетские пирамиды возводили не рабы, как считалось раньше, а вольнонаемные граждане, в том числе представители власти, которые должны были отработать на стройке по три месяца. Строители работали вахтовым методом.

Рабочие, занятые на строительстве древнеегипетских пирамид, имели нормированный рабочий день, получали зарплату, были неплохо обеспечены едой в рабочих столовых. В ежедневном рационе питания строителей пирамид был чеснок и лук, лимоны, овощи, фрукты, мясо птицы, овец и коров.

Самое главное — строители пирамид не были рабами. Одно из веских доказательств этого — захоронения строителей, обнаруженные в Гизе — в непосредственной близости от великих пирамид. Находкам — четыре с половиной тысячи лет. Учёные относят их ко времени строительства усыпальницы фараона Хеопса. На стене одной из гробниц сохранилась надпись: «Друзья Хеопса», так как умершие при строительстве пирамиды рабочие получили почётное право — быть захороненными в тени пирамиды.

На верхних уровнях захоронения найдены останки мастеровых, художников, составителей чертежей. Нижние захоронения предназначались для рабочих, которые осуществляли доставку камней.

На древнем папирусе изображены костоправы — хирурги, вправляющие вывихи и лечащие переломы.

Древние египтяне практиковали обрезание крайней плоти у мальчиков в раннем детстве. В жарком климате Египта, в клубах пыли жаркой пустыни эта процедура было необходимой. На картинке египтяне, видимо, делают обрезание взрослых — рабов из варварских племён.

Из-за постоянной пыли египтяне страдали болезнями глаз.

Для защиты от палящего солнца египтяне, как женщины, так и мужчины обводили глаза зелёной пастой, содержащей сурьму и жир, при этом глазам придавалась миндалевидная форма.

Чёрные стрелочки, нарисованные вокруг глазах фараонов и их жён – это не просто косметическое средство. Египтяне наносили на верхнее и нижнее веко густой слой пасты на основе тертого малахита, которая защищала глаза от попадания пыли.

Египтяне носили парик, который надевался поверх коротко остриженных волос, что способствовало предупреждению вшивости; парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор.

Туберкулез был настоящим бичом древнего Египта, от него страдали многие египтяне, имевшие большие семьи и жившие скученно в тесных жилищах. Смертность от туберкулёза в древнем Египте была высокой и среди детей, и среди взрослых.

Лабораторные исследования мумий из египетских захоронений обнаруживают и бычьи, и человеческие микобактерии туберкулеза. Учёные предполагают, что возбудитель туберкулёза появился тысячи лет назад из-за мутации возбудителя инфекции крупного рогатого скота. В захоронениях обнаружены останки со следами самых разных форм туберкулеза, не только лёгочных, довольно распространённым был костный туберкулез.

Третий десяток лет Циммерман изучает египетские мумии. Исследовав около 300 мумий, Циммерман выявил определенную статистику. Он с удивлением обнаружил, что только у двух пациентов были онкологические заболевания. Возможно, короткая средняя продолжительность жизни египтян не давала им дожить до того возраста, когда частота онкологических болезней возрастает.
Циммерман возражает, ведь ему попадались мумии 90-летних стариков, и у них часто встречались болезни связанные с обменными процессами у людей пожилого возраста – диабет, атеросклероз, остеопороз, артроз. Циммерман сделал вывод, что низкая заболеваемость раком у египтян подтверждает то, что онкологические заболевания – болезни современной цивилизации, вызванная перееданием и курением.

сбор урожая винограда — виноделие

Исследователи обнаружили во многих мумиях древних египтян атеросклероз сосудов, болезни суставов – артриты, артрозы, инфекции, гельминтозы, цирроз печени. Возможно, это было связано с какими-то особенностями питания, например, известно, что египтяне в большом количестве потребляли пиво.

Египтяне пили пиво чуть ли не вместо воды. Не отсюда ли такое широкое распространение атеросклероза?

В древнем Египте довольно распространён был шистосомоз – тропическое заболевание, вызываемое небольшим паразитом-нематодой, проявляющееся в кожной сыпи, а затем поражением и других органов, особенно часто – мочеполовой системы. Такая болезнь, к примеру, была у фараона Рамзеса Пятого.

Читайте также:  Формулировка здоровья которая дает всемирной организации здравоохранения

Генетические заболевания египтян были связаны с традицией близкородственных браков.

Интересное открытие было связано и с древнеегипетской стоматологией. Не только царица Хатшепсут страдала от зубного абсцесса, вероятно, от абсцесса скончался и египетский фараон Рамзес Второй. Его мумия тоже хорошо изучена учёными, обнаружен атеросклероз, много следов от боевых ранений и старых переломов, и возрастной артрит. Оказалось, что в молодости фараон Рамзес Второй был рыжеволосым.

При упоминании о врачебных профессиях в древнеегипетских текстах встречаются выражения: «он, который имеет дело с зубами», «он, который заботится о зубах», «главный зубоврачеватель Великого дома», то есть фараона.

Исследование египетских мумий, в том числе и царских, показало, что болезни зубов были широко распространены в Древнем Египте. Часто они сопровождались тяжёлыми воспалительными заболеваниями надкостницы, деформацией челюсти и прижизненным выпадением зубов.

Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием «червя, который растет в зубе». К заболевшему зубу и деснам прикладывали пасты и растворы, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаления десен и снимали зубную боль.

На египетских кладбищах нередки находки больных зубов, почти выпавших из воспаленных полостей, или кариозных зубов, которые являлись причиной обширных заболеваний челюсти. Однако пациент умирал без облегчения, которое могло бы быть результатом простой операции…

Даже у фараонов, при которых служили зубные врачи, не обнаружено следов пломбирования кариозных зубов, заполнения полостей золотом или другими металлами.

Единственным свидетельством использования золота в этих целях является находка двух массивных нижних зубов, соединенных между собой тонкой золотой проволокой.

У многих других египтян были очень распространены тяжёлые зубные инфекционные осложнения – абсцессы, пародонтоз и кариес, нескольких зубов не достает почти у каждой мумии. Найдены и следы работы древних дантистов — в захоронениях иногда обнаруживают искусственные зубы из кости, скрепленные золотой проволокой.

Исследователи полости рта отмечают сильную стёртость жевательной поверхности зубов. Есть гипотеза, что это связано с особенностями мукомольного производства того времени: в хлебе, употребляемом египтянами, был большой процент пылеобразного песка, стирающего зубы. Зато у жителей берегов Нила почти не обнаружено проблем с зубным рядом и прикусом, у египтян были сильные, хорошо развитые челюсти, вероятно из-за употребления жёсткой грубой пищи.

ТАЙНЫ СВЯЩЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕКСТОВ

В 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма.

До этого времени многочисленные древнеегипетские тексты, записанные на стенах пирамид, на гробницах, стелах и папирусных свитках, оставались «немыми» в течение столетий.

Сегодня известно десять папирусных свитков, содержащих медицинские тексты; большинство из них относятся к эпохе Нового царства.

Самую обширную информацию о лекарственном врачевании даёт большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI век до н. э.), найденный в 1872 году в Фивах, и названный по имени изучавшего его учёного.

Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 метра и вполне оправдывает своё название «Книга приготовления лекарств для всех частей тела».

В медицинском папирусе Г. Эберса содержится 900 прописей лекарств для лечения различных заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, глаз, кожи, паразитарных болезней, среди них мочеполовой шистосомоз, широко распространённый в Древнем Египте, и многих других заболеваний.

В состав лекарств широко вводились растения — лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус, минеральные вещества — сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра и части тела многих животных.

Лекарство для изгнания глистов — «умерщвления червей» содержало: косточек фиников — 1/8, растения дисарт — 1/8, сладкого пива — 25 частей. Пропись заканчивалась словами: «сварить, смешать, выпить — выйдет тот час».

Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия.

В теоретической части папируса Эберса описаны сердце, почки, кишечник, мышцы и другие органы и ткани, и изложены представления о происхождении болезней: естественные причины болезни, что отражало рациональный эмпирический опыт народа, и «сверхъестественные» — в чём выражалось бессилие человека перед грозными и непонятными силами природы.

Особая роль отводилась сердцу и сосудам: «Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам…»

Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в другом большом медицинском памятнике Древнего Египта середины XVI века до н. э.— папирусе Э. Смита, — самом древнем из дошедших до нас сочинений о строении человеческого тела — анатомии, и оперативном лечении — хирургии.

На папирусной ленте длиной 4,68 метра и шириной около 33 сантиметров описаны 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, а также способы их лечения.

Древние египтяне умирали, в основном, из-за инфарктов и инсультов, случающихся в результате атеросклероза, а также от различных инфекций – малярии, шистосомоза и туберкулеза.

Древние папирусы считались в Египте священными. Они хранились и переписывались в «Домах жизни» — высших школах писцов при крупных храмах, где обучали математике, архитектуре, ваянию, медицине, астрономии, а также тайнам культов и обрядов.

Египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием в древнем мире. Правители многих стран мира приглашали их на службу ко двору. Египетская цивилизация оказала огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки.

Источник

Adblock
detector