Меню

Бог здоровья у древних греков

Боги-целители Древней Греции

Интересной особенностью древнегреческой медицины было то, что древние греки считали лекарствами для больных не только микстуры и порошки, но и театральные представления, которые вызывают у зрителя восторг, благоговение, страх и — в результате — катарсис. А театральные представления практически всегда сопровождала музыка. Что же представляла собой медицина в Древней Греции?
Здоровье является самым ценным активом для каждого человека, который старается сохранить, восстановить и улучшить его. Именно поэтому люди пытались найти причины болезней, зачастую приписывая их сверхъестественным силам, таким как магия или божественный гнев, либо естественным обстоятельствам — окружающей среде, возрасту и образу жизни, из-за которых мог нарушиться гармоничный баланс в теле.

Вера в то, что болезнь — божественное возмездие за нечестивые поступки, преобладала в античной Греции. Лечение также воспринималось как связанный с богами процесс: именно священнослужители предлагали способы умиротворения богов молитвами, жертвоприношением и искуплением вины. Такая теократическая концепция возникла преимущественно из-за неспособности противостоять неизвестным силам окружающего мира, природе и её законам. Поэтому люди обращались за помощью к всемогущим богам — Аполлону, Зевсу, Дионису, Афине, Артемиде, Афродите и другим, — чтобы восстановить здоровье. Способность к целительству также приписывалась различным местным божествам и героям.

Культ Асклепия — наиболее почитаемого бога-целителя в греко-римском мире — превзошел остальные по популярности, распространённости и продолжительности. Его святилища, известные как асклепионы, служили больницами, куда стекались люди в надежде на выздоровление, даже после появления христианства, вплоть до V в. н.э. Первое упоминание об Асклепии можно найти в поэме «Илиада» Гомера: он, смертный правитель Трикки в Фессалии, восхваляется как безупречный врач, который учился искусству врачевания и секретам применения лечебных трав у мудрого кентавра Хирона, а его дети, Махаон и Подалирий, также умелые врачеватели, лечили раненых греческих воинов, осаждавших Трою. После поэмы Гомера всевозможные версии мифа об Асклепии появляются в разных регионах.

Первые изображения Асклепия датируются концом V — началом IV в. до н.э. Его обычно представляли как бородатого мужчину среднего роста, в гиматии, перекинутом через левое плечо, с посохом, обвитым змеёй.

Змея воспринималась не только как хтонический элемент и символ возрождения, благодаря своей способности сбрасывать старую кожу, она была священным животным бога. Теперь посох, обвитый змеёй, является международным символом врачей.

Асклепия, по мере распространения культа, стали изображать с членами его семьи, которые олицетворяли здоровье, лечение и другие качества, относящиеся к врачеванию. Рядом с сыновьями Махаоном и Подалирием появились и дочери: Гигиея — богиня здоровья (слово «гигиена» происходит от этого имени), Иасо — богиня лечения, Акесо — богиня терапии и Панацея — всеисцеляющая.

Гигиею изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши.

Эти атрибуты, чаша и змея, составили современный символ медицины (сосуд Гигиеи). Кубок Гигиеи используется как основной символ фармации по меньшей мере с 1796 года, когда его выгравировали на монете, созданной для Парижского Общества Фармации (Parisian Society of Pharmacy). С тех пор его переняли многие другие фармацевтические ассоциации по всему миру.

Символ медицины — «Яд и противоядие» в виде чаши со склонившейся над ней змеёй: яд, попадая в чашу, подставленную человеком, превращается в противоядие.

Источник

Бог Асклепий

Бог Асклепий – в Древней Греции покровитель медицины. Рождённый от Аполлона, он стал не только великим врачевателем, но даже научился воскрешать мёртвых. Дети Асклепия – это целая плеяда богов здоровья, различных сторон медицины. Но именно Асклепий среди подобных божеств Греции вышел на первое место. Он сам – сын Аполлона, бога света, жизни, иселения. Его главный атрибут, посох Асклепия с обвившейся змеёй, стал позже известным символом медицины. Асклепий у римлян носил имя Эскулап.

Праздники Асклепия:

Эпидарий — 17 Боэдромиона (23 сентября 2021 года)

Бог чего Асклепий

Бог медицины

До сих пор нет единого мнения, был ли Асклепий реальным человеком, позднее обожествлённым за свои уникальные целительские способности или изначально мифическим богом Олимпа. В произведениях Гомера есть чёткие указания на первую версию. Однако к V веку до н. э. Асклепий, возможно и живший во времена великого поэта, превратился в обобщённое олицетворение врачующих сил природы. Недаром в эллинистической мифологии он рождается от бога солнца и света Аполлона.
От могущественного отца Асклепий получил в наследство дар врачевания, а медицинскому искусству обучился у кентавра Хирона, который символизирует первородную земную мудрость. Храмы бога-целителя – асклепионы, строились в местах с наиболее здоровым климатом, вблизи минеральных источников и напоминали современные санатории. Вместе с паломниками, их посещали толпы желающих исцелиться от болезней.
Когда Асклепий научился не только лечить, но и воскрешать людей, Зевс испепелил его молнией и поместил на небо в виде созвездия Змееносец. Однако позднее сделал внука главным врачевателем олимпийцев и богом медицины. До Асклепия эту функцию выполнял его отец – Аполлон. В архаичной Греции олимпийцев лечил хтонический бог Пеан. Затем его имя стало одним из эпитетов Аполлона и Асклепия.

Покровитель врачей

Жрецы бога медицины назывались Асклепиадами. Изначально они проводили только исцеляющие магические ритуалы, однако со временем стали заниматься и врачебной практикой. Пациентам предлагались диеты, термальные ванны, звуко- и змеетерапия, занятия гимнастикой. Если превентивные меры не помогали, практиковалось лечение травами, а при необходимости, и хирургическое вмешательство. Святилища Асклепия включали комплексы зданий для медицинских процедур. Методику лечения подсказывал сам бог, являясь пациентам в трансовом сне.
Асклепиады могли быть детьми или учениками божественного целителя, если за ним скрывалась историческая личность. Во всяком случае, сами они вели свой род от Асклепия. Со временем культовая медицина переродилась в светскую. Самым известным Асклепиадом был Гиппократ.

Бог, воскрешающий мёртвых

Умение возвращать жизнь умершим, стало высшей степенью мастерства Асклепия. У разных древнегреческих авторов число воскрешённых разнится. Так, Ферекид Сиросский утверждал, что бог-целитель собирался поднять из могил всех умерших жителей Дельф. Для воскрешения Асклепий использовал кровь, которая вытекла из шейных вен Медузы Горгоны. Чудесным снадобьем с ним поделилась Афина, получившая отсечённую голову чудовища в дар от Персея.
В другом мифе говорится про возвращающие к жизни травы. Их указала Асклепию змея, когда он пытался воскресить критского царевича Главка. В тот момент, когда целитель изучал волшебные растения, его и сразил молнией Зевс. Громовержец испугался, что из-за путаницы с живыми и мёртвыми, на земле возникнет хаос. Свою роль сыграли и жалобы Аида, недовольного отсутствием в его царстве новых душ.

Рождение Асклепия-Эскулапа

О рождении Асклепия существует несколько легенд. Но у них всегда есть один схожий элемент – отцом бога называют Аполлона. Сам Аполлон относится к медицине и целительству как напрямую, так и косвенно. Он был покровителем врачевания и обладал соответствующими способностями. К тому же, Аполлон также почитался как бог света, защитник, даритель жизни, что также совместимо с его целительскими функциями.

Однако насчёт матери Асклепия у античных авторов мнения разнятся. Это же касается и конкретного места появления на свет. Возможно, такие расхождения обусловлены тем, что греки стремились приписать славу именно своему региону. Они хотели видеть Асклепия земляком. Либо же жители хотели, чтобы именно их город или местность стали источником культа божества. Они пытались привлечь таким образом славу и гостей с дарами из других мест Эллады.

По самой распространённой легенде, Аполлон полюбил девушку по имени Коронида, дочь царя Флегия, сына Ареса. Коронида зачала от бога сына, Асклепия. Однако, несмотря на страсть, что пылала между ними, девушка не осталась верна Аполлону. Не думая о последствия, девушка возлегла с простым смертным по имени Исхий.

Аполлона вскоре известил о произошедшем ворон. Разъярённый изменой любимой, бог пронзил её стрелами, хоть и пожалел об этом позже. Уже когда Коронида лежала на погребальном костре, Аполлон вынул из её чрева Асклепия, сохранив ему жизнь. Мальчика он передал кентавру Хирону, мудрейшему среди кентавров, которые обычно славились буйным нравом и были ближе к животным, чем к людям. Именно Хирон, воспитавший многих героев, обучил Эскулапа искусству медицины.

От этого происшествия пошло и имя Асклепия. В переводе «Асклепий» означало «вскрывать», что напрямую указывало на способ его появления на свет.

В некоторых легендах за брата мстит Артемида, сестра Аполлона. Именно она убивает Корониду. Из её тела ребёнка достаёт бог торговли Гермес. Имена Корониды тоже иногда называются другими. Так, спартанский поэт Исилл называет её Эглой.

В Эпидавре, центре культа Асклепия, было в ходу несколько иное сказание о Корониде. Согласно ему, отец девушки, Флегий, отличался воинственностью и проводил жизнь в походах, даже прибегал к грабежам. Однажды он отправился на полуостров Пелопоннес, Коронида же была с ним. Она скрыла, что носит ребёнка от Аполлона, а затем разрешилась от бремени на горе Миртион в районе Эпидавра, где и оставила ребёнка.

Нахождение Асклепия. Джованни Тоньолли. Художественная галерея Уолкера, Ливерпуль.

Мальчика обнаружили коза и собака пастуха Арсефана, что пас свои стада неподалёку. Коза дала Асклепию молоко, а собака верно охраняла его. Так Арсефан и обнаружил всех троих, когда отправился на поиски животных. Но мальчика он не стал забирать, увидев вокруг него сияние. Пастух понял, что то божественный ребёнок, а значит, боги о нём позаботятся.

Воспитание у Хирона

В мифологии Древней Греции есть немало историй о том, как героев и богов воспитывают не сами родители, а наставники. Кентавр Хирон – один из тех, к кому часто обращались за подобной помощью. В основном кентавры отличались буйным нравом, близким к звериному.

Хирон же сильно отличался от них. Он был скорее мудрецом, изучал науки, не позволял своей дикой природе взять верх. Поэтому именно этот кентавр стал учителем для многих персонажей мифов. Однако его новый ученик, будущий бог медицины Асклепий, отличался от предыдущих юношей. Те в первую очередь обучались военному искусству, бою, хотели становиться сильнее.

Древнегреческий бог Асклепий же желал больше изучать науки. Он не был по натуре воином. И у Хирона было то, чего желал юноша, ведь кентаврь сам славился целительским талантом. Он учил Эскулапа, как сохранять жизнь людей, как побеждать смерть, передавал свой опыт, пока, наконец, его ученик не стал даже более умелым, чем сам Хирон.

Легенда о том, как Асклепий бог врачевания провёл своё детство, несколько отличается от других мифов о божественных детях и полубогах-героях. Обычно совсем ещё детьми они совершают подвиги, отправляются убивать чудовищ. Но, судя по некоторым источникам, Асклепий всё же был больше человеком, а потому даже заговорил не сразу. Хирон воспитывал его на склоне Пелиона, горы в Фессалии, известной по многим греческим мифам. Сначала он мало участвовал в воспитании мальчика, поручив это дело своей собаке. Та вскармливала мальчика и следила за ним.

Когда же Асклепий бог врачебного искусства чуть подрос и научился говорить, Хирон стал брать его в странствия по склонам горы. Видя склонности мальчика к целительству, кентавр часто приводил его в Пелефренскуб долину, где научил различать целебные травы. Они росли там в изобилии. Хирон мог легко взрывать копытами землю, чтобы доставать каждое растение и показывать юноше, как их использовать.

Именно так греческий и римский Асклепий или Эскулап и начал свой путь как целитель. Он много странствовал, как и врачи, позже служившие при его храме, использовал при этом посох, также ставший свящённым атрибутом.

Жизнь Асклепия как врача

Ещё до того, как Асклепий бог Древней Греции стал именно божеством, он уже снискал славу великого лекаря, творившего чудеса. В различных текстах и песнях о нём говорится, что мужчина лечил самые разные болезни, причём методы также отличались и подбирались в каждом конкретном случае. Иногда он всего лишь произносил песни, в других ситуациях использовал целебное питьё или снадобьё. В ход шло и хирургическое вмешательство, например, при помощи ножа.

Читайте также:  Сорт перца здоровье описание

Эскулапу были доступно излечение самых разных недугов:

  • он успокаивал даже сильную боль;
  • мог излечивать слепоту и глухоту;
  • сращивал сложные переломы;
  • проводил хирургические операции;
  • исцелял раны, которые все считали смертельными.

По-прежнему остаётся спорным вопрос о том, брал ли Асклепий плату за свою помощь, помогал ли он всем, или всё же целитель действовал из корысти. В некоторых текстах указывается, что он вместе со своими дочерьми лечил всех, кто только приходил к мужчине. Неважно, был ли человек богат или беден, юн или уже стар и, казалось бы, готовился уйти в мир мёртвых.

Асклепий. Палаццо Альтемпс в Римском национальном музее (Рим).

О корыстности Асклепия говорит великий лирический поэт Греции Пиндар. По его словам, врач всегда брал за любое своё действие плату. Это отрицает в своём труде «Государство» Платон. В этом тексте философ рассуждает о строении идеального полиса, т.е. государства.

Также он обращается и к роли врача в подобном совершенном обществе. И здесь он приводит доказательства того, что всё же Асклепий не был столь щедрым и милосердным лекарем. Он скорее становился тем, кто отбирает достойных жизни и полезных. Поэтому Эскулап не исцеляет слишком слабых и болезных, т.к. они не нужны другим и себе. Для них, по мнению философа, предпочтительнее смерть.

Но всё же легенды совпадают в том, что Асклепий вылечил и спас от смерти множество героев:

  • Капаней – один из участников похода семерых героев против Фив; его Эскулап оживил;
  • Ликург, царь Немеи – оживлён богом;
  • Ипполит – сын героя Тесея и царицы амазонок Антиопы – тоже был воскрешён из мёртвых;
  • Тиндарей, царь Спарты и отец Клитемнестры, сестры Елены Прекрасной – воскрешён;
  • Гименей – бог брака, олицетворение свадебной песни; тоже был возвращён из царства мёртвых;
  • также излечил Геракла, раненного в битве Гипокоонтом; герой скрывался возле горы Тайгет на полуострове Пелопоннес вместе со своими сыновьями;
  • во время похода в Колхиду за золотым руном Асклепий вернул зрение царю Финею из Фракии, который был слеп из-за дара предсказания.

Оживление мёртвых

О том, как именно Асклепий Эскулап научился воскрешать мёртвых, ходили разные легенды. По одной из них, приведённой древнегреческим автором «Космогонии» и мифографом Ферекидом Сиросским, Асклепий получил от Афины Паллады кровь Медузы Горгоны. Богиня собрала её, когда Персей отрубил Медузе голову. Это показывает, что Асклепия ценили не только люди, но и другие жители Олимпа.

В другом варианте легенды Асклепий прибыл к царю Крита, легендарному Миносу. Минос потерял Главка, своего сына, и отказывался отпускать целителя, пока тот не вернёт мальчика к жизни. Пока Асклепий пытался найти выход из ситуации, на его посох набросилась или наползла змея. Врач убил её, но появилась вторая и положила на голову первой змеи некую траву. Убитое пресмыкающееся ожило, а бог, раздобыв траву, научился с её помощью оживлять погибших.

Асклепий воскрешает сына Тесея Ипполита. Сады Боболи во Флоренции.

Смерть Асклепия и становление богом

Хотя Эскулап стал прославленным врачом и много помогал любым и даже богам, сами жители Олимпа не всегда одобряли его действия. Так, Асклепий прогневал Зевса тем, что оживлял умерших. Громовержец посчитал, что тем самым лекарь, который ещё не был тогда ещё смертным человеком, а не божеством, нарушает порядок во Вселенной.

Хотя Асклепий, казалось бы, оказал людям услугу и подарил им бессмертие, всё же отсутствие смерти на земле было неправильным. И это в первую очередь оскорбило бога Танатоса. Танатос – олицетворение смерти, юноша с крыльями, что прилетал отвести умерших в их последний путь. Лишившись, по сути, своей цели, бог возмутился и пожаловался Зевсу.

Асклепий вмешался в сами законы природы, где смерть была естественным процессом. К тому же, люди, перестав умирать, сравнялись бы с богами, а сами олимпийцы не желали этого. В итоге Зевс поразил бога-врачевателя своим оружием – молнией, созданной циклопами или киклопами, одноглазыми великанами.

Аполлон был очень опечален смертью сына. Хотя он не выступил открыто против своего отца Зевса, солнечный бог убил самих циклопов за то, что те выковали смертоносное оружие. Также Аполлон оплакивал Асклепия, и его слёзы становились янтарём. Феб в свою очередь тоже не избежал наказания – Зевс хотел было отправить его в Тартар, но вступилась мать бога Лето, и Аполлона всего лишь отправили на долгие годы служить простым слугой у царя Адмета.

Хотя Зевс убил его, сам громовержец и воскресил снова Асклепия. На этот раз он сделал врачевателя одним из богов и позволил взойти на Олимп.

С тех пор бога Асклепия почитали как покровителя медицины. Его с почестями приняли остальные небожители, так же как и многочисленное семейство Эскулапа. По другим версиям, Асклепий ожил при помощи богинь судьбы Мойр.

Пророчество об обожествлении Асклепия

О том, что древнегреческий и древнеримский Асклепий в итоге переживёт подобное становление богом, было известно ещё в его детстве. У его воспитателя Хирона была дочь Гиппа, прорицательница, которая передавала людям замыслы богов, подчас в достаточно туманной форме. Именно она первой заговорила о божественной судьбе Асклепия.

В своём пророчестве Гиппа говорила о том, как Асклепий воскрешал мертвых. По её словам, люди будут многим обязаны врачевателю, который сможет не просто исцелять даже самые серьёзные раны, но даже возвращать души, т.е. снова оживлять тела, не позволяя душам уйти в подземное царство.

Предупреждала пророчица и о негодовании богов, возмущённых нарушением вселенских законов, и о каре Зевса. Она называет громовержца дедом Асклепия, ведь последний приходился сыном Аполлона, одного из детей Зевса. Под конец предсказания есть слова о том, что сначала мужчина станет прахом, а после снова воскреснет богом, обновив два раза свой рок.

Семья Асклепия

Практически все божества, что были связаны родственными узами с Асклепием, тоже каким-либо образом относились к медицине. Это касалось и его жены. В разных источниках называют его жёнами разных богинь и смертных женщин.

Классический миф говорит о супруге Асклепия Эпионе, богине, о котором мало что известно. Но суть Эпионы можно понять по её имени – оно переводится с древнегреческого как «облегчающая боль». Поэтому, вполне возможно, богиня была помощницей Эскулапа наравне с его детьми. В тексте Гиппократа Эпиона была дочерью Геракла.

В других легендах называют ещё несколько вероятных жён Асклепия:

  • ЛампетияГелиада, одна из дочерей Гелиоса, бога солнца, сестра Фаэтона; некоторые авторы называют её не женой, а возлюбленной Эскулапа;
  • Ксанта;
  • Аглая;
  • Гиппонея.

Разным жёнам Асклепия приписывают рождение разных детей от этого бога. Их список тоже включает в себя множество божеств различных направлений медицины и близких к ней сфер.

Дочь бога Гигиея

Насчёт детей Асклепия многие источники сильно разнятся. Но почти везде указано, что одна из его дочерей – богиня Гигиея, которая почиталась едва ли не наравне с отцом. Если другим божественным сыновьям и дочерям практически не строили храмы, то у Гигиеи их было немало.

Особенность культа Гигиеи или Гигеи заключалось в том, что она была богиней не столько выздоровления или лечения, сколько профилактики болезней. Именно от имени Гигеи произошло название дисциплины «гигиена». И действительно, в Афинах, например, Гигея выступала в роли покровительницы чистого воздуха и источников, как одних из составляющих здорового образа жизни. Греки ещё в то время понимали важность таких вещей и роль гигиены в жизни.

Асклепий, Гигиея и Телесфор. Морской музей Мерсисайд, Ливерпуль, Великобритания.

Матерью Гигиеи называли как Эпиону, богиню, которую чаще всего считали женой Асклепия, так и Афину. Несмотря на то, что Паллада считалась девственной богиней, было немало персонажей, которым приписывали рождение именно от неё. Гигиея – одна из таких детей Афины.

Но иногда богинь объединяли. У Афины было даже имя – «Афина Гигиея». Такое имя она получила, когда помогла Периклу, правителю Афин, вылечить раба. Последний сорвался с крыши тогда ещё строящегося Парфенона, а Минерва подсказала Периклу во сне средство для исцеления.

Другие дети Асклепия

Боги, входящие в семейство Асклепия, были очень разными и даже необычными. Например, таким был Телесфор, бог-помощник Асклепия, навевающий целебный сон. Само изображение Телесфора было непривычным по сравнению с изящными статуями античности. Его фигурки показывают юношу в плотном покрывале, из-под которого не видно ни одной части тела.

Телесфор нередко присутствовал на изображениях, где вместе были помещены Гигея и Асклепий. Таким образом подчёркивалась важность его роли в лечении. Этот бог не сразу вошёл в семью Асклепия, но с развитием асклепионов, храмов Эскулапа, всё больше людей обращалось за медицинской помощью. Жрецы хоть и прибегали к различным методам, в том числе достаточно прогрессивным, не могли помочь всем.

Именно тогда бог медицины Асклепий и получил в спутники Телефсора. Последний увеличивал силы Эскулапа, помогал в лечении, а затем и поддерживал выздоравливающих, чтобы они быстрее набирались сил после болезней и ран.

Самое имя Телесфора переводилось как «приносящий пользу». Под ним он впервые появился в Пергаме, античном городе в Малой Азии. Там даже существовал храм с похожим названием – телесферион. Другими именами бога были Эвамерион или Акесий. Оба переводились как «целитель».

Древнегреческий бог Асклепий считался также отцом следующим божеств врачевания:

  • Махаон – знаменитый врач, хирург, участвовавший в Троянской войне; в честь него была названа бабочка махаон;
  • Подалирий – ещё один талантливый целитель, вместе с Махаоном путешествовал в Трою; его имя тоже было дано бабочке-паруснику;
  • Яниск;
  • Иасо – богиня, чьё имя переводилось как «лечение»;
  • Эгла – её имя обозначало «здоровье», «свет», «блеск», поэтому кроме связи со здоровьем также почиталась как богиня роскоши и богатства;
  • Панацея(или Панакея) – богиня, олицетворявшая исцеление;
  • Акесо – если Панацея представляла собой уже закончившееся лечение, выздоровление, то Акесо была воплощением самого процесса врачевания; она покровительствовала лечению всех недугов.

Из этих примеров видно, что Асклепий бог врачевания собрал вокруг себя божеств, олицетворяющих разные стороны медицины, этапы лечения. Каждый играл свою роль. Хотя о многих известно совсем немного, от которого осталось лишь имя, всё равно их образы играли важную роль в греческой мифологии и верованиях жителей Эллады.

Части статуи всех богов-врачевателей помещались вместе. Нередки изображения Асклепия, окружённого детьми, ещё чаще он был показан в сопровождении своей дочери Гигиеи.

Это обусловлено тем, что именно она была главной помощницей отца. Сохранились подобные барельефы, мозаики, где вместе члены божественной семьи помогают людям.

Атрибуты божества

В древнегреческой мифологии практически все божества имели какие-либо символы или атрибуты. По ним можно было понять функции божества, узнать какие-либо особенности. Тем более, что с возникновением этих атрибутов обычно были связаны очень интересные легенды. Каждая деталь имела своё значение, символизировала что-то конкретное. Не стал исключением и Асклепий. Его посох со змеёй – самый известный атрибут. Но есть у бога и другие символы, а также священные животные.

Посох Асклепия

Древнейший символ медицины, посох Асклепия, пережил немало изменений. О происхождении этого атрибута существуют также разные версии. Причём они связаны как с историями из мифологии о самом боге и том, как Аклепий воскрешал мертвых, так и с вполне медицинскими фактами:

  1. Мифы рассказывают, что однажды Асклепий шёл к царю Древнего Крита Минасу, в древний город Кносс. Минос попросил лекаря вернуть к жизни сына. Чтобы путь был лёгким, мужчина опирался на свой посох. Но вышло так, что на палку заползла змея, обвила её своими кольцами. Асклепий убил пресмыкающееся, но следом появилась ещё одна змея. Она воскресила первую при помощи загадочной травы, что сжимала в пасти. Найдя траву, Асклепий научился воскрешать при помощи её мёртвых.
  2. По другой версии, символ связан с палочкой, которую использовали для извлечения паразита под названием «дракункулёз» или «ришта». Паразита наматывали на неё, неторопливо и аккуратно. Однако такое заболевание не типично для Греции, поэтому и версию многие исследователи ставят под сомнения.
Читайте также:  За здоровье не пьют за него бороться

Детали посоха у разных изображений Асклепия могут сильно отличаться. Так, иногда бог держал совсем небольшую палку, похожую на скипетр, иногда посох был достаточно длинным. Ещё одна интересная особенность – наличие сучьев и листьев у самых ранних вариантов. Возможно, они появились как символ связи целителя с природой и силами земли. Ведь они также были важны для здоровья людей. Природа давала людям силы, так же как и мать-земля, великая богиня.

Асклепий. Музей в Эпидавре.

Посох постепенно стал также символом всех врачей-асклепиадов, которые использовали учение Асклепия. Их называли «периодевтами», т.е. странниками, которые постоянно путешествовали, никогда надолго не оставались на одном месте. Так они могли помогать как можно большему числу людей. Палка или посох в этом случае служили неизменной поддержкой.

Посох снова стал значимым предметом для врачей в XVIII в., более того, приобрёл ещё одну интересную функцию. Те палки, что использовали врачи Средневековья и Нового времени, имели сверху полый набалдашник. В нём было достаточно места, чтобы спрятать небольшие склянки с лекарствами и другие нужные для лечения вещи. В результате посох превращался в удобную и компактную походную аптечку.

Официально посох Асклепия стал символом медицины в 1948 году. Тогда его утвердила Всемирная организация здравоохранения.

Змея как священное животное Асклепия

Змею не зря выбрали как священное животное богов-врачевателей и символ медицины как таковой. Это пресмыкающееся издревле считалось воплощением бессмертия, вечной жизни, постоянного обновления. Такие ассоциации возникли из-за способности сбрасывать кожу. Люди сочли это не просто обновлениями в организме животного, но и настоящим перерождением.

К тому же, важную роль в медицине играет и яд змеи. Он может убивать, но в нужных дозировках становится бесценным лекарственным средством.

Из всех богов медицины не только Асклепий имел змею в качестве своего символа и священного животного. Змея также была неразрывно связана и с дочерью бога, покровительницей врачевания и чистоты Гигиеей. Её тоже часто изображали с этим животным в руках, только на этот раз змея уже обвивалась не вокруг посоха, а пила из чаши. Изображение этих двух символов в будущем также аптечного дела.

Другие священные животные

Асклепия часто изображали вместе с другими животными, каждое из которых показывало какой-либо аспект его жизни или функцию. Их могли держать также в храмах. Среди таких спутников стоит назвать:

  • собаку;
  • козу;
  • петуха (одно из значений – бдительность, важная для врача);
  • мудрые птицы – орёл, сова, ворона.

Асклепий в период архаики и классики

Асклепий бог Древней Греции стал почитаться именно как бог далеко не сразу. Его культ прошёл долгий путь через века:

  1. Ещё в VIII в. до н. э. в «Илиаде» Гомер называет Асклепия всего лишь царём Фессалии. Но уже тоже он считается одарённым врачом, который передал знания своим детям.
  2. В VII в. до н.э. происходит обожествление Асклепия и начинается его путь по Древней Греции. Но перед этим он некоторое время почитается как местное фессалийское божество.
  3. По разным текстам можно понять, что культ Эскулапа затем начал распространяться в Аркадии, Эпидавре, Беотии и нескольких других местах.
  4. VI в. до н.э. – основание святилища в Эпидавре, т.е. появление главного культового места почитания Асклепия.
  5. Лишь в V в. до н.э. храмы стали строиться и в других местах.

Но всё равно бог ещё не играл такую значимую роль в жизни древних греков, а древнеримский Асклепий по имени Эскулап и вовсе не существовал. Перед появлением Асклепия в Греции почитали бога-врачевателя Пэана. Позже Пэанами стали называть всех богов, кто так или иначе помогал людям в излечении болезней.

К тому же, помимо Асклепия сначала существовало много других олимпийских богов и даже просто полугероев, которым поклонялись как целителям и помощникам в выздоровлении. Например, одним из главных был отец Асклепия Аполлон, и это видно даже по клятве Гиппократа, которая начинается с имени Феба. Среди других богов почитали Геру, Афину и даже Гефеста. Но в итоге Асклепий вытеснил практически всех и занял главенствующую позицию. Именно больницы Асклепия почитались как места выздоровления.

Распространение культа Асклепия за пределы Греции

Очень быстро культ Асклепия вышел за пределы европейской Греции. Его начали почитать по всему Средиземноморью. Это видно, например, по храму в Пергаме на территории современной Турции, построенному в IV в. до н. э. Это святилище было известно именно благодаря реальной помощи врачей-жрецов.

Жрецы-асклепиады не останавливались лишь на мистических ритуалах и орбащениях, но дарили людям облегчение при ранах и болезнях. Это и прославило Асклепия и в Пергаме, и в других местах, где строили храмы-лечебницы.

Это способствовало и проникновению культа Асклепия в Египет и Вавилон. Хотя там были собственные божества целителя, образ Эскулапа смог вытеснить некоторых или же объединиться с ними. Например, в Египте Асклепия стали звать Имут, он отождествлялся с Имхотепом, богом медицины, обожествлённым мудрецом, зодчим и визирем. В Северной Африке ему соответствовал бог Эшмун из Финикии.

Всего вне территории Эллады насчитывалось около сотни асклепионов. Это ещё раз показывает значимость божества для многих стран древнего мира.

Асклепий в период эллинизма и развития различных учений

Эллинизм был также важным периодом и для развития культа Асклепия, и для медицины как таковой. В ней сочеталась и светская, и храмовая врачебная практика, что обеспечивало её эффективность. Не только жрецы-асклепиады почитались в святилищах, обычные врачи тоже прославлялись, им ставили статуи. Некоторые могли приходить, чтобы оказать помощь или проконсультировать.

Образ Асклепия интересно проявился и в учении неоплатоников, хотя всё же и остался больше классическим, таким, какой он известен из мифов. К этому приложил руку и сам Платон. Известно, что философ уважал и самого бога, и его жрецов-врачей. Очень интересен взгляд Платона на Асклепия в его труде «Государство» об идеальном полисе. Он говорит, что Эскулап может вылечивать тело и при этом не трогать душу.

То есть это было целительство, направленное лишь на физический аспект, но не духовный, как обычно бывает в философских и мистических учениях. Они чаще всего делают упор на то, что без исцеления духа не может быть выздоровления тела.

Интересные идеи высказывали и другие неоплатоники:

  1. Прокл Диадох писал, что Асклепию служат демоны, которые также помогают ему в исцелении и выполняют другие приказы. К этим существам он относил и священных змей Эскулапа, которые приходили к больным во снах и приносили облегчение.
  2. В текстах Порфирия Асклепий именуется «лунным умом». Под этим подразумевалось умение врача использовать лунные циклы для исцеления.

Больше изменений претерпевает Асклепий в учении герметизма, который имел эзотерический и оккультный характер. Он зовётся Асклепий Имуфет и становится старшим учеником Гермеса Трисмегиста (трижды величайшего). Эскулап становится сыном египетского бога Птаха и учителем божества воздуха Амона. К тому же, образ вбирает в себя функции и других египетских богов (например, Анубиса, бога погребальных обрядов) и обожествлённых героев.

Герметики писали, что перед Асклепием открылись тайны астрологической медицины. Ему посвящались трактаты, а некоторые из герметических текстов считались связанными с божеством или даже написанными им.

Особенности почитания в Древнем Риме

Мифологии Древней Греции и Рима были очень близки, переплетались с веками, боги заимствовались из одного пантеона в другой. В некоторых случаях небожители и вовсе не имели практически никаких отличий, а их греческие и римские имена становились фактически синонимами. Оба варианта активно использовались.

То же самое коснулось и Эскулапа. Легенды из разных текстов рассказывают, что во время эпидемии чумы бог Древнего Рима Асклепий был призван в эту страну для помощи и принят как полноценное римское божество. О необходимости такого шага сами римляне узнали из Книг Сивилл. Эти сборники стихов, как считалось, содержали в себе пророчества сивилл, ясновидящих. К помощи этих текстов не раз прибегали персонажи различных легенд.

В Грецию из Рима отправили посольство из десяти человек. Именно ими Асклепий Эскулап, а точнее его статуя из главного святилища в Эпидавре была перевезена в Рим. С этим тоже связывают интересную легенду.

Когда римляне подошли к скульптуре, они увидели, что на ней лежит змея. При храмах, где почитался Асклепий бог врачебного искусства, часто жили подобные животные, так как они были его священным символом. Но змея практически тут же соскользнула с лица статуи, где находилась, затем она спряталась в палатке Квинта Огульния, военачальника, который прибыл во главе посольства. Так пресмыкающееся в итоге попало на римский корабль.

Послы посчитали, что змея и есть воплощение бога, ведь Асклепий у римлян тоже ассоциировался со змеёй. Хотя они и заметили, как животное проникло к ним на судно, прогонять её не стали. Наоборот, члены экипажа внимательно следили за поведением, стараясь так узнать, что же им делать. И в итоге змея указала им, где нужно было построить храм Эскулапу.

В первый раз она покинула корабль, когда тот проплывал мимо Анцио, и, по наблюдениям, направилась в ближайшее святилище Асклепия. Но позже животное снова вернулось на корабль. В следующий раз оно выползло уже при подходе к Риму, затем проплыло по Тибру до острова Тиберина, и там и осталась.

Остров имел дурную славу. Считалось, что в нём покоится тело римского тирана Тарквиния Гордого. Жители, недовольные его правлением, убили правителя и скинули в реку, где он оброс грязью и илом. Поэтому сначала показалось странным, почему римский Асклепий пожелал, чтобы храм был установлен именно там.

Тем не менее, после этого чума прекратилась, а самому острову придали форму лодки. В дальнейшем на него привозили рабов, которых считали смертельно больными. Если те выздоравливали, считалось, что рабов благословил сам бог, и они получали свободу.

Греческая медицина и образ Асклепия в Древнем Риме

Хотя бог Древнего Рима Асклепий был совсем новым божеством для пантеона, не нашлось другого бога, кто мог бы составить ему конкуренцию. Понемногу Асклепий становился всё более важным богом для Рима, а его имя изменилось на Эскулапа или Эскулапия. В честь него сочинялись гимны, причём в них упоминались греческие дети врачевателя и Эпидавр, главный город его культа в Греции.

Греческие врачи к тому времени достигла больших успехов. В результате учение Асклепия и его последователей-жрецов, изучавших медицину, проникло в Рим. Но всё же там они столкнулись с серьёзной проблемой.

Из-за обилия шарлатанов в античное время сами римляне с пренебрежением или даже отвращением смотрели на настоящих врачей и врачебную науку. В результате коренные жители не хотели самостоятельно изучать её, и большинство целителей были выходцами из Греции.

Но всё же понемногу медицина завоевала уважение и хотя бы минимальное доверие римлян. Видя, что врачи и правда помогают, жители всё же обращались к ним. К тому же, Эскулап вошёл в римский пантеон не в одиночестве. Гигиея и Асклепий вместе почитались в Римской Империи, и чаще всего гимны к ним возносили легионеры, прося защитить от ран.

Читайте также:  Что такое общесоматическое здоровье

Во время династии императоров Северов Асклепий и вовсе стал одним из самых важных римских богов. Император Септимий Север, интересующийся мистическими учениями, даже принимал участие в мистериях, проводимых в честь этого божества.

Храмы Эскулапа — асклепионы

Немного было богов медицины, которые имели бы собственных храм. Фактически, такой чести удостоился лишь сам Эскулап и его дочь Гигиея. У Асклепия было по меньшей мере 300 храмов по всей Древней Греции. Это подчёркивало его значимость для всей Эллады. Культ бога практически не имел границ.

Уже тогда греки понимали важность здоровья, врачевания. Это проявлялось и в том, что храмы Асклепия имели не только религиозное значение, но также были и центом развития медицины, науки.

Храм Асклепия носил название асклепион. Поклонение самому богу, подношения ему, накопление и хранение знаний по медицине – вот основные цели, которые преследовали жрецы, которые становились служителями в святилище. Но также каждый храм Асклепия мог служить и стационаром. Люди приходили туда, как в современные больницы, могли спрашивать о своих недугах или даже оставаться на время.

Но религиозная и мистическая сторона храмов тоже была очень известна. О самом возникновении святилища могли ходить легенды. Население места, где он располагался, стремились прославить свой город или регион. Поэтому сочинялись истории о том, что Асклепий либо родился там, либо совершил какое-либо известное деяние. Иногда чествовали самих жителей, будто те достигли особых успехов в служении Асклепию, в лечении.

Реконструкция храма в Эпидавре.

Есть три наиболее интересных мифа такого рода:

  1. Эпидавр, город, где культ Асклепия достиг самого расцвета, считался также и местом рождения бога. Якобы его мать Коронида после родов оставила мальчика неподалёку от города.
  2. Жители полиса Сикион, на северо-востоке Пелопонесса, рассказывали историю о прибытии к ним Асклепия в виде дракона. В Сикион он попал прямо из Эпидавра.
  3. Народ острова Кос в Эгейском море были теми, кто воздал Асклепию особые почести. Сам бог тоже однажды посещал это место. В результате император Клавдий I даже вынес на обсуждение сенату предложение освободить жителей от любых налогов.

Процедура лечения в асклепионах и накопление знаний

Несмотря на то, что греки оказались достаточно продвинутыми в медицине, и храмы Асклепия стали по сути больницами, науки в них всё равно соседствовала с магией и мистикой. Поэтому процесс лечения, особенно на ранних этапах существования лечебниц, проходил следующим образом:

  1. Первым шагом было проведение ночи в асклепионе, во время которой больной должен был как можно подробнее запоминать свои сны.
  2. После он рассказывал сны жрецу, служившему при храме.
  3. Жрецы анализировали сон и по нему составляли лечение.

Больрой ребёнок, которого привели для лечения в храм Эскулапа. Джон Уотерхаус. Частная коллекция.

Что интересно, служители каждой больницы Асклепия даже вели своеобразные карточки болезней. Они представляли собой таблицы, где описывалось протекание болезней. Не забывали жрецы и фиксировать все процедуры, благодаря которым больной пошёл на поправку. Именно таким образом каждый храм бога становился местом хранения медицинских знаний. Они накапливались, изучались, жрецы становились всё более опытными. Их вклад в итоге оказался очень ценен.

Например, храм в Эпидавре, центре культа бога Асклепия, известен тремя мраморными плитами с такими описаниями. Они были найдены на руинах святилища и датируются примерно 320 г. до н. э. На них есть истории болезней 70 пациентов, что немало. Неудивительно, что полученные в результате знания обогатили науку того времени.

Руины храма в Эпидавре.

Ещё одна важная задача, которую выполняли асклепионы – обучение будущих врачей. Последние, изучая накопленную информацию по болезням, могли воспользоваться опытом жрецов, которые лечили пациентов до них.

Так поступал, например, Гиппократ, который позже получил прозвище «отец медицины». Сначала он был учеником жрецов в асклепионе острова Кос, а позже путешествовал и по другим храмам, подробно исследовал записи в каждом.

Ещё один знаменитый врач и хирург Гален был выпускником асклепиона в городе Пергам. Сведения, собранные им, позволили узнать многое об анатомии, физиологии, неврологии и других дисциплинах. Сам Гален не только лечил знать в Риме, но позже стал даже личным врачом нескольких императоров, включая Марка Аврелия.

Асклепиады – жрецы Асклепия

Главным отличием жрецов Асклепия от служителей других богов было то, что они не только справляли обряды и выступали проводниками божественной воли.

Жрецы храмов Асклепия или асклепиады – это также врачи, к которым могли обращаться все греки. Асклепиады действительно помогали больным и к тому же способствовали развитию медицины.

Образ Асклепия в астрономии и других науках

Как и многие другие из богов, Асклепий, его имя использовались для научных исследований, открытий. В первую очередь жителей Олимпа всегда «помещали» на небо, так как ещё сами древние греки видели в созвездиях героев из легенд и даже целые сцены, разворачивающиеся высоко над ними. А позже, с развитием астрономии, именами из мифологии стали называть различные объекты в космосе.

В первую очередь с легендами об Асклепии связано созвездие «Змееносец». Его даже иногда соотносят с 13-м знаком зодиака. Древние греки считали, что на небе виден именно бог-врачеватель со своим известным символом и священным животным змеёй.

Также в науке по имени Асклепия были названы:

  • астероид «Эскулапия» (открыт в 1923 г.);
  • астероид«Асклепий» (1989 г.);
  • род растений Asclepias (ваточник), который в свою очередь входит в семейство Asclepiadaceae или ласточневые, ваточниковые;
  • вид ужейZamenis longissimus – их держали в качестве священных животных в храмах бога, отчего произошло другое название – «эскулапова змея» или «эскулапов полоз».

Клятва Гиппократа

Эта клятва произносилась врачами и содержала основные правила морали и этики, касающийся врачебной деятельности. В ней упоминался Асклепий и другие боги медицины.

Клятва на русском.

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Гимны в честь Асклепия

Орфический гимн LXVII Асклепию (русский перевод).

Всем исцелитель, Асклепий, Пеан всевластитель,

Горестных ты испытанья болезней людей заклинаешь,

Сладостнодарный, властитель, приди, принеси нам здоровье,

И прикрати ты болезни тяжелые смертного сердца.

Юнона ростоцветочный, счастливый, гонитель печали,

Сильный, блестящепочетный цветок Аполлона ты Феба,

Варч ты болезней, супруга твоя — безупречная Гигиея

Шествуй, блаженный, спаситель, дай жизни конец благородный.

Оригинал на древнегреческом.

Ἰητὴρ πάντων Ἀσκληπιέ, δέσποτα Παιάν,

θέλγων ἀνθρώπων πολυαλγέα πήματα νούσων,

ἠπιόδωρε, κραταιέ, μόλοις κατάγων ὑγίειαν,

καὶ παύων νούσους χαλεπὰς θανάτοιο τε κῆρας.

αὐξιθαλής κόρε, ἀπαλεξίκακ’, ὀλβιόμοιρε,

Φοίβου Ἀπόλλωνος κρατερὸν θάλος ἀγλαότιμον,

ἐχθρὲ νόσων, Ὑγίειαν ἔχων σύλλεκτρον ἀμεμφῆ,

ἐλθέ, μάκαρ, σωτήρ, βιοτῆς τέλος ἐσθλὸν ὀπάζων.

Вариант на английском языке.

Great Esculapius, skill’d to heal mankind,

All-ruling Pæan, and physician kind;

Whose arts medic’nal, can alone assuage

Diseases dire, and stop their dreadful rage:

Strong lenient God, regard my suppliant pray’r,

Bring gentle Health, adorn’d with lovely hair;

Convey the means of mitigating pain,

And raging, deadly pestilence restrain.

O pow’r all-flourishing, abundant, bright,

Apollo’s honor’d offspring, God of light;

Husband of blameless Health, the constant foe

Of dread Disease the minister of woe:

Come, blessed saviour, and my health defend,

And to my life afford a prosp’rous end.

Гомеров Гимн XVI. К Асклепию (перевод В.В. Вересаева)

Всяких целителя болей, Асклепия петь начинаю.

Сын Аполлона, рожден Коронидою он благородной,

Флегия царственной дщерью, на пышной Дотийской равнине,

Радость великая смертных и злых облегчитель страданий.

5 Радуйся также и ты, о владыка! Молюсь тебе песней.

Статуи Асклепия

Древнегреческие и древнеримские статуи бога можно найти в разных собраниях мира.

Москва

Асклепий, Гигиея и Эрот-Гипнос (либо Телесфор). Музей А. С. Пушкина.

Санкт-Петербург

Асклепий. Государственный Эрмитаж.

Ватикан

Асклепий и Гигиея. Музей Пио-Клементино в Ватикане.

Фото Асклепия

Статуи бога сейчас украшают многие парки и достопримечательности.

Скульптура Асклепия в Российском научном фонде Москвы.

Санкт-Петербург

Эскулап. Летний сад, Санкт-Петербург.

Челябинск

Фонтан с Гигиеей и Асклепием в Челябинске на территории Городской клинической больницы № 1.

Афины

Асклепий и его супруга Эпиона, дети Панакея, Ясо, Акесо и Ианискос. Национальный археологический музей, Афины.

Асклепий и Гигиея. Музей Торвальдсена, Копенгаген.

Картины с Асклепием

Художники разных эпох обращались к легендам об Асклепии.

Санкт-Петербург

Храм Эскулапа во дворце Диоклетиана в Спалато. Шарль-Луи Клериссо. Государственный Эрмитаж.

Берлин

Асклепий. Альбрехт Дюрер. Берлинская картинная галерея, Берлин.

Частные коллекции

Унтербергер Кристофер, Аполлон отдает младенца Асклепия Хирону. Частная коллекция.

Асклепий возвращает к жизни Ипполита. Денис Александр Абель де Пуйоль. Частная коллекция.

Общие сведения

Родители

Аполлон и фессалийская принцесса Коронида (реже Арсиноя)

Функции

Бог-покровитель медицины, целительства и врачей

Жена

Эпиона – богиня успокоения боли

Дети, составившие символическую свиту

Гигиея (здоровье), Панацея (действенные лекарства), Иасо (исцеление, как свершившийся факт), Акесо (процесс исцеления), Эгла (образ пышущего здоровья).

Место обитания

Символы

Посох, обвитый змеёй; фиал (разновидность сосуда), омфалос («пуп земли»)

Священные животные

Змея, собака, коза, петух. А также птицы, символизирующие мудрость: сова, ворон, орёл.

Священные растения

Ваточник сирийский (Asclepias syriaca) и его разновидность – Ваточник тубероза (Asclepias tuberosa).

Свита

Бог сна Гипнос и демоны сновидений Онейры, Телесфор (гений выздоровления)

Дополнительные имена

Пеан (целитель), также одно из имён Аполлона

Источник

Adblock
detector