Меню

Бог или богиня здоровья

Гигиея — богиня здоровья

Гигиея, известная также под другими именами — Гигея и Гигия (др.-греч. Ὑγιεία, Ὑγεία ) — богиня здоровья.

Божественное предназначение Гигиеи относится не столько к непосредственному исцелению, сколько к профилактике болезней и сохранениею хорошего здоровья, гигиеническим рекомендациям.

Согласно древнегреческой мифологии Гигиея была дочерью бога медицины Асклепия (др.-греч. Ἀσκληπιός ).

Относительно вопроса, кто же являлся матерью Гигиеи, существует две версии. По одной из них, ею являлась богиня Эпиона (др.-греч. Ἠπιόνη ) — «облегчающая боли» и «успокаивающая», одно из божеств, олицетворявших заботу, необходимую для выздоровления. По другой, — Афина (др.-греч. Ἀθηνᾶ ) — богиня мудрости, военной стратегии и тактики (Афина также была и целительницей: именно она дала Асклепию кровь Горгоны, с помощью которой он получил возможность воскрешать мёртвых; указала Периклу на траву для излечения его раба).

В пользу версии о материнстве Афины свидетельствует и труд «Описание Эллады» древнегреческого писателя и географа II века Павсания.

Гигиея по преданиям была постоянным спутником своего отца, его неизменным и важным помощником, заботилась о его змее, что нашло отображение в античных статуях, барельефах и более поздних предметах искусства. Среди других «всеисцеляющих» дочерей Асклепия: Панакеи (др.-греч. Πανάκεια ), Иасо (др.-греч. Ἰασώ , Ἰησώ ) и Акесо (др.-греч. Ἀκεσώ ), Гигиея занимала особое положение.

Почитание Гигиеи известно ещё с VII века до нашей эры, хотя её имя и пребывало некоторое в тени Афины (о культовом названии Афины Гигеи упоминает Плутарх, рассказывая о случае исцеления, произошедшем при строительстве Парфеона). Культ Гигиеи как независимой богини (вышедшей из тени матери) начинается с момента, когда о ней узнал дельфийский оракул и значительно укрепляется после разрушительной чумы в Афинах (430—427 гг до н.э.) и в Риме в 293 году до н.э.

Также Павсаний, при описании входа в Афинский акрополь, отмечает статуи Гигиеи и Афины как независимых богинь.

Величие и почитаемость Гигиеи трудно переоценить. Она считается важнейшей среди всех девяти детей бога медицины Асклепия, хотя каждый из них связан с исцелением, здоровьем или врачебным искусством. Более того, она единственная из «божественных» отпрысков, в честь которой в Асклепионе возводились собственные храмы и святилища, основные из которых были в Эпидавре, Коринфе, Косе и Пергаме (о Пергамском храме упоминает известный ритор Элий Аристид в своих «Священных речах», указывая на то, что в нём же находилась и статуя брата Гигиеи, бога выздоровления Телесфора). Так, её влияние проникло в Римскую республику одновременно с культом отца, а знаменитая «Клятва Гиппократа» начинается словами «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями»…

Асклепий и Гигиея
По мотивам работы скульптора Бертеля Торвальдсена 1872 г.

Изначально образ Гигиеи ассоциировался с хорошим самочувствием, чистотой и свежестью, она олицетворяряла кристально чистый воздух и целительные источники. Позже в Риме стала отождествляться с римской богиней Салюс (лат. Salus ), а её «божественный» символизм сместился от роли хранительницы личного здоровья к обеспечению общественного благополучия и благосостояния. Интересен и тот факт, что даже после принятия Римом греческой медицины сами римляне ещё долгое время крайне презрительно и с отвращением относились к целителям (среди которых было много шарлатанов), врачебному делу и медицине, однако при этом Асклепий и Гигиея пользовались у них, а особенно у римских легионеров, исключительным почитанием.

Павсаний в своём труде приводит еще один интересный факт о богине. Так, Алексанор (др.-греч. Ἀλεξάνωρ ) — внук Асклепия, в одном из основанных им Асклепионов Титана, что расположен в Сикионе, установил статую Гигиеи. Её сложно было увидеть, поскольку вся она была покрыта женскими волосами, которые женщины отрезали в честь богини, и закутана в многочисленные ленты из вавилонских одежд (молящему следовало отрезать лоскут своих волос и полосу от одежды и укутать богиню, чтобы молитва была услышана). Зачастую Гигиею сопровождал её брат Телесфор (др.-греч. Τελεσφόρος ) — бог выздоровления.

Читайте также:  Учебные заведения для детей с ограниченными возможностями здоровья

Именно Гигиее современная медицина обязана за название одной из её дисциплин — гигиене. Но, безусловно, один из самых узнаваемых символов фармации, который прошел сквозь века до наших дней, также ассоциируется с дочерью Асклепия — сосуд Гигиеи — чаша со змеёй, обвивающей её ножку и свисающей над фиалом, также является атрибутом Гигиеи. Изображение этого символа первым встречает посетителей аптеки-музея «Под чёрным орлом» во Львове, поскольку свисает над его входом на железных цепях. Также бронзовые статуи Гигиеи и Асклепия демонстрируются в экспозиции Торгового зала музейного комплекса. Богиню часто изображали в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши, а 1796 год, когда было создано Парижское фармацевтическое общество (Société de pharmacie de Paris), принято считать официальным годом утверждения символа сосуда Гигиеи. Также с 1818 общество выпускало для своих членов медальоны с изображением профиля Гигиеи.

Медальон Парижского фармацевтического общества
Изображение богини Гигиеи — Салюс. Медальер Jean Jacques Barre, 1830 год.

Для одной из старейших медицинских организаций, Медицинского общества Лондона (Medical Society of London), основанного в 1773 году, модельер John Kirk изготовил бронзовую медаль, на которой предположительно изображена Гигиея.

Многие из фармацевтов в своё время использовали мотивы с изображением богини здоровья. Так, английский аптекарь Томас Холлоуэй (Thomas Holloway) любил размещать облик Гигиеи на своей фирменной аптечной посуде, а в 1857—1858 чеканил её на токенах, которыми сначала расплачивался со своими сотрудниками, а позже эти рекламные жетоны даже были в денежном обращении в Новой Зеландии наряду с официальной валютой.

Примечательно, что среди перечня старых именных Львовских аптек есть и аптека, ранее носившая название «Под Гигиеей» (сейчас это Аптека №43). Основал её Эмиль Езерский в 1908 году, располагалась на пересечении улиц Gródecka (Городоцкая) и K. Boczkowskiego (ныне Одесская). При аптеке было собственное небольшое производство, специализировавшееся на изготовлении косметики.

В честь Гигиеи назван астероид Гигея, открытый 12 апреля 1849 года итальянским астрономом Аннибале де Гаспарисом.

Источник

Гигиея — Богиня Здоровья

Знакомое слово «гигиена» обозначает раздел медицины, посвященный предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и продлению жизни. Происходит оно от греческого «hygieia» — «здоровье».

Углубившись в мифологию Древней Греции, мы обнаруживаем богиню здоровья, которую так и звали — Гигиея. Была она старшей дочерью бога медицины Асклепия. От его имени произошло название древнегреческих «больниц», которые были лечебницами при храмах, — асклепейонов.

Храмы Асклепия в Греции обычно располагались в местности с хорошим климатом. Лечение осуществлялось с помощью музыки, молитв, правильного режима дня и питания, водных процедур, массажа и сна в храме. Здесь же делались хирургические операции, о чем свидетельствуют найденные при раскопках соответствующие инструменты.

И Асклепий, и его дочь Гигиея часто изображаются со змеей и чашей — древнейшими атрибутами исцеления, дошедшими до наших дней. Вспомним эмблему медицины — чашу, обвитую змеей. Что обозначают змея и чаша?

Змея во многих традициях является символом жизни, исцеления, ясновидения и мудрости. И, соответственно, сопровождает существ (богов или людей), обладающих этими качествами. Змея также символизирует очищение.

Змея периодически сбрасывает старую кожу, а человек способен возобновляться, освобождаясь от всего косного и отжившего: негативных мыслей и чувств, масок, привычек, стереотипов.

Яд змеи способен как убивать, так и исцелять. Все дело в дозе. Недаром, мера — один из основных принципов медицины.

Чаша — символ емкости, хранящей божественные силы, дарующие жизнь и исцеление.

В мифах разных традиций боги пьют из чаши небесный напиток бессмертия (Амриту, Сому, Амброзию).

Читайте также:  Методы повышения уровня здоровья организма

Греческая чаша без ножки — фиал — неотъемлемый атрибут различных ритуалов, изготавливалась из дорогих металлов и украшалась изнутри изображением лепестков лотоса — символа жизни. Именно ее обычно держит в руках Гигиея.

Особый вид чаши для измерения уровня воды в Ниле изображается в Египте на голове бога Сераписа. Здесь чаша служит символом гармонии, ведь, чтобы Нил давал жизнь, воды в нем должно быть не много и не мало, а столько, сколько нужно.

Говоря о символике змеи и чаши, мы упомянули принцип гармонии — согласия, созвучия, соразмерности. И принцип очищения, благодаря которому утраченную гармонию возможно восстановить.

Утрата гармонии, выражающаяся в разладе с природой, с другими людьми, с самим собой, во многих традициях считается главной причиной болезни. А восстановление гармонии на всех планах — неотъемлемым фактором исцеления.

Богиня Гигиея символизирует принцип здоровья как гармонии, которой мы учимся у Природы, живущей по божественным законам. И принцип очищения, касающийся не только гигиены тела, но также «гигиены» мыслей и чувств.

Источник

Греческие Боги Здоровья

Эллинская мифология отличается сложностью, проработкой и глубиной. Здесь имеются боги практически для всех сфер человеческой жизнедеятельности. Конечно, не является исключением и здоровье. Однако не все греческие боги здоровья широко известны людям, интересующимся мифологией. Поэтому будет полезно рассказать о них.

Аполлон

По некоторым данным он был не только богом-покровителем искусства, но и целителем. На это указывают не только мифы, в которых он исцелял героев, но и ряд его прозвищ:

  • Алексий — целитель,
  • Иатромант — врачегадатель,
  • Алексикакос — отвратитель зла.

Более того, на острове Делос Аполлона почитали именно как бога-целителя — о том, что он покровительствовал искусству здесь даже не слышали.

Асклепий

Безусловно, в Древней Греции именно этот бог медицины считался самым уважаемым и известным. Он является сыном бога Аполлона и смертной Кородины (по другим сведениям — Арсионы). Чаще всего этот греческий бог здоровья изображался как не молодой, но зрелый мужчина с бородой.
Как и большинство детей, рожденных в союзе бога и смертной, Асклепий изначально не был бессмертным. Но он достиг невероятных высот в мастерстве излечения раненных и больных. Среди его пациентов был и сам Геракл, тяжело раненный в бою с Гипокоонтом.

Факт! Асклепий является богом медицины не только в Древней Греции, но и в Древнем Риме — в отличие от большинства богов он перешел в новую мифологию без смены имени. Лишь иногда упоминается его второе имя — Эскулап.

От имени бога медицины появились асклепионы — храмы, в которых почитался бог исцеления. Культ его был очень распространен по вполне понятным причинам. Асклепионы находились в городах Афины, Эпидавр, Книд, Косе — всего известно свыше трех сотен святилищ. Так что, можно заявить, что именно культ Асклепия среди греков был одним из самых популярных.
Со временем его мастерство исцеления людей дошло до такого уровня, что он научился не только лечить живых, но и воскрешать мертвых! Конечно, это возмутило Аида — бога подземного царства мертвых. Тому вовсе не нравилось, что талантливый смертный не только лишал его притока подчиненных, но и нарушает естественный ход вещей. Аид рассказал о происходящем своему брат Зевсу, который поразил несчастного Асклепия молнией, убив на месте.

Аполлон был очень опечален гибелью сына и упросил Зевса сделать его бессмертным богом.

Эпиона

Эпионой звали супругу Асклепия — эта богиня была вполне под стать своему мужу. Поклонялись ей преимущественно женщины, и в целом она была не так известна, как Асклепий. Но все-таки храмы возводили и в её честь.
Само имя богини переводится как «Облегчающая боль». Чаще всего обращения (гимны) ей возносили роженицы и беременные женщины.
К самой медицине она отношения не имела, но была весьма популярна. Но вообще о ней известно сравнительно мало.

Читайте также:  Состояние здоровья ларисы гузеевой

Их дети

Брак Асклепия и Эпионы подарил Древней Греции целую вереницу величайших врачей и целителей. Богами они не были, так как на момент гибели Асклепий был простым смертным. Но это не помешало им вписать свои имена в эллинский эпос. Хотя некоторые исследователи считают, что все они — греческие боги здоровья.

Каждый из них имел интересную биографию, прожил непростую, но очень насыщенную жизнь. И все сыновья и дочери стали целителями.

Махаон

Сын Асклепия Махаон был женихом Елены Прекрасной. Правда, жениться на ней так и не удалось, зато он участвовал в битве при Трое как простые солдаты. К сожалению, Махаон был убит в одном из сражений.

Подалирий

А вот Подалирий, как и Махаон, был женихом Елены и участвовал в походе на Трою. Однако он выжил и впоследствии лечил многих героев, получивших раны во время этого ожесточенного сражения. К тому же его особенно славили в Южной Италии, а также Карии и Фессалии — здесь он считался героем-целителем.

Телесфор

Он также известен под именами Акесий и Эвамерион по некоторым данным все-таки стал богом и получил собственный культ. Был не совсем богом медицины — ему приписывалась более узкая обязанность, а именно — даровать выздоровление людям.

Иасо (имя переводится как «лечение») — дочь Асклепия. Храмов в её честь не возводили, но жертвенник был установлен в Оропе.

Гигиея

Безусловно, Гигиея — самая известная из потомков Асклепия (из-за путаницы переводов иногда её называют его женой). Именно от её имени появился современный термин «гигиена». Культ Гигиеи был довольно распространенным.

Факт! Асклепий, несмотря на непревзойденные навыки целителя, никогда не занимался лечением болезненных — инвалидов, людей с хроническими болезнями, так как считал их жизнь бесполезной.

Изображали её молодой женщиной, кормящей из чаши змею — от него произошел известный современный символ «сосуд Гигеи», являющийся атрибутом фармации. Храм существовал в Оропе, а статуи можно было увидеть в Мегаре. В честь Гигиеи был составлен орфический гимн, чем обычно удостаивались лишь самые влиятельные и могущественные богини.
Однако тут иногда возникают споры. Некоторые специалисты считают, что Гигиея была не самостоятельным божеством, а лишь одной из ипостасей Афины. Дело в том, что на Акрополе археологи обнаружили надпись, датированную примерно 475 годом до нашей эры. Надпись посвящена Афине-Гигиее. Но все-таки большинство экспертов полагают, что речь идет об отдельных богинях, у каждой из которых была своя специализация.

В некоторых источниках её имя пишется как Огла. Сведений о ней до нашего времени практически не дошло. Но то, что её имя переводится как «здоровье», позволяет вписать Эглу в число богов здоровья.

Панакея

Панакея (также известна как Панацея или «всеисцеляющая») — богиня, лишь немного уступающая по популярности Гигиее. В её честь в Оропе был построен жертвенник, к которому стекались люди, желающие избавиться от телесных недугов. По легенде потратила всю жизнь, чтобы создать универсальное лекарство, которое исцеляло бы от любых болезней и залечивало раны. Увы, так и не добилась желаемого результата. Однако её имя «Панацея» стало нарицательным.

Акесо

Акесо — ещё один персонаж мифологии, о котором почти ничего неизвестно. До наших дней дошло только мнение о том, что она отвечала не за сам факт выздоровления, а непосредственно за процесс.
Конечно, часть фактов о персонажах мифологии обрывочна и неполна. Но все-таки они позволяют составить хоть какое-то впечатление о том, какими были греческие боги здоровья — их имена, где и кому из них поклонялись, о чем просили. А это уже немало.

Источник

Adblock
detector