Благоприятные социально гигиенические факторы для здоровья детей
Развитие сферы образования в современных условиях сопровождается дальнейшей интенсификацией учебной деятельности школьников и студентов, широким использованием технических средств и компьютерных технологий в образовательном процессе, постоянным увеличением информационного потока, что требует от молодых людей наличия адекватного физического, умственного и психоэмоционального потенциала. Ухудшение социально-экономических условий жизни населения страны, нарастание экологического неблагополучия приводят к изменению качества жизни, что негативно сказывается на состоянии здоровья обучающейся молодежи [1,9]. Проблема охраны здоровья подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед обществом и государством, поскольку молодые люди формируют в дальнейшем кадровый потенциал страны [2]. Создание дружественного к ребенку здравоохранения обеспечивается совершенствованием нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, поддержкой успешно реализуемых в регионах проектов создания клиник, дружественных к детям и молодежи [5].
Учитывая актуальность проблемы, целью исследования является научное обоснование системы социально-гигиенического мониторинга условий обучения, показателей здоровья и ценностных ориентаций обучающихся. В связи с этим нами проводится комплексное медико-социальное и педагогическое исследование состояния здоровья школьников и студентов. Комплексная оценка состояния здоровья студентов проводится в вузах г. Уфа (Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфимский государственный авиационный технический университет, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации).
Нами также разрабатывается концептуальная медико-педагогическая модель, направленная на формирование ценностных ориентаций в отношении здорового образа жизни и профилактику девиантных форм поведения обучающихся.
Учитывая, что обучение студентов (по содержанию и интенсивности учебного процесса) существенно отличается в вышеперечисленных вузах, нами проводится сравнительное комплексное медико-социальное исследование, направленное на изучение гигиенических условий, образа жизни, системы ценностных ориентаций в отношении ЗОЖ, а также состояния здоровья студентов вузов г. Уфа.
Нами проводится комплексная гигиеническая оценка условий обучения и проживания студентов высших учебных заведений. Анализируется воздушная среда образовательных организаций в процессе проведения учебных занятий. Оцениваются такие параметры, как температура и влажность воздуха (в теплое и холодное время года), движение воздуха, шум, химический состав воздушной среды, бактериологический анализ воздуха (количественный и качественный), аэронизация. Выявляется содержание радона в помещениях. Производятся замеры электромагнитных излучений (электрических и магнитных полей) в дисплейных классах образовательных организаций. Большое внимание уделяется определению показателей освещенности в аудиториях, лекционных, читальных и спортивных залах вузов. Также производится оценка коэффициента пульсации осветительных приборов.
Выявляются основные тенденции заболеваемости студентов вузов, проводится анализ репродуктивного здоровья студенток. Определяются основные медико-статистические закономерности заболеваемости по обращаемости (в случаях и днях), по данным углубленных медицинских осмотров, госпитализированной заболеваемости и пр. Исследуется заболеваемость различных возрастных, гендерных и социальных групп студентов.
Нами также выявляется зависимость состояния здоровья обучающихся от проанализированных гигиенических и социальных факторов. Создается модель прогнозирования изменений психофизического состояния обучающихся в соответствии с заданным оценочным уровнем на основе нейросетевых технологий. Определяются прогностические риски возникновения хронической патологии у школьников и студентов в зависимости от выраженности социальных факторов и уровня сформированности здоровьесберегающего поведения. Разработка модели проводится совместно с сотрудниками Финансового университета при Правительстве РФ [5]. Оценка эффективности комплексной программы проводится с использованием нейросетевых технологий. Нейросети, в частности многослойные персептроны (Multy Lauer Perseptron (MLP), являются универсальными аппроксиматорами и кластеризаторами, способными работать в сложных условиях моделирования, т.е. при наличии триады «НЕ-факторов» (неточности, неполноты, неопределенности данных). Исследуемые в статье социально-медицинские системы отличаются именно такими сложными условиями моделирования, причем с высоким уровнем априорной непараметрической неопределенности [4]. На основе общесистемных законов агрегирования и каскадного усиления разработан метод последовательного анализа и управления адекватностью нейросетевой модели восстановления нелинейных зависимостей при формировании здоровьесберегающего поведения обучающейся молодежи. Направлением дальнейших исследований является разработка практической методики отбора медико-социальных факторов для нейросетевой модели, содержащей как количественные, так и качественные показатели.
Разрабатывается и апробируется в учебном процессе образовательных организаций концептуальная медико-педагогическая модель, направленная на формирование позитивного гигиенического поведения и профилактику девиантных форм поведения обучающихся. Программа «Здоровье современной студенческой молодежи» разрабатывается в соответствии с современными инновационными педагогическими технологиями (интерактивными формами обучения). Особое внимание в данной работе уделяется вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике употребления ПАВ в молодежной среде, вопросам репродуктивного здоровья [6].
Одним из этапов нашей работы является проведение сравнительного анализа образа жизни, ценностных ориентаций и условий обучения студентов Российской Федерации (на примере г. Уфа), Великобритании (на примере г. Шеффилд, Sheffield University ) и Франции (на примере г. Руан, Université de Rouen).
Учитывая то, что здоровье в большей мере зависит от соблюдения человеком гигиенических норм и принципов здорового образа жизни [8,11], нами были разработано и внедрено в учебный процесс общеобразовательных школ республики Башкортостан методическое обеспечение гигиенического воспитания для обучающихся начальных классов и для родителей младших школьников. Курс и программа «Культура здоровья» для обучающихся начальных классов, а также курс и программа «Формирование здоровья» для родителей младших школьников утверждены как авторские Экспертным советом Управления народного образования администрации г. Уфа.
Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информационный выбор в вопросах здорового образа жизни – важный фактор в формировании личности ребенка [10]. Основой гигиенического воспитания является формирование умений и навыков позитивного гигиенического поведения, а также активная деятельностная позиция в сохранении и укреплении здоровья своего и окружающих. Организация деятельности обучающихся должна быть ориентирована на активизацию ее мотивационно-потребностной, процессуальной и содержательной стороны [7].
В дальнейшем нами проводился анализ результативности курсов. Один из этапов оценки эффективности курсов и программ был посвящен анализу данных по заболеваемости. Исследование проводилось комплексно: рассматривалась заболеваемость по данным обращаемости, с временной утратой трудоспособности в случаях и днях. Оценивалась также госпитализированная заболеваемость.
Следует отметить, что более высокий уровень заболеваемости, по данным обращаемости, был отмечен в контрольных классах по сравнению с экспериментальными. Разница средних показателей за период наблюдения составила 20,7%, причем темп убыли показателя в основной группе — -33,2%, тогда как в контрольной группе — -14,57% .
В экспериментальной группе заболеваемость, по данным обращаемости по поводу болезней органов дыхания, снизилась на 34,3%, тогда как в контрольной группе — всего на 4,2% (Р£0,05). Достоверно чаще обращаются обучающиеся контрольной группы по поводу болезней органов пищеварения (Р£0,01).
В процессе мониторинга заболеваемости выяснилось, что заболеваемость, по данным обращаемости, значительно отличается по месяцам года. Наибольший подъем заболеваемости регистрируется в феврале и первые весенние месяцы (март, апрель), что связано, видимо, с ослаблением иммунной резистентности организма, нарастанием утомления к концу учебного года. Следующий пик заболеваемости, по данным обращаемости, отмечается в октябре и обусловлен, по всей видимости, неблагоприятными погодными условиями и адаптацией обучающихся начальной школы к учебным нагрузкам.
Заболеваемость с ВУТ в днях достоверно выше в контрольной группе (Р£0,01) по сравнению с экспериментальной. Причем у школьников 2-го класса (на втором году обучения) в основной группе отмечается некоторое снижение числа дней временной нетрудоспособности (темп убыли -22,48), тогда как в контрольной группе этот показатель растет (темп прибыли +12,1). Наибольшая потеря дней трудоспособности сопровождает болезни органов дыхания. В экспериментальных классах отмечается снижение данного показателя в 1,32 раза, в контрольных классах за период наблюдения отмечается увеличение в 1,14 раза (Р£0,01). Достоверно более высокие показатели заболеваемости с ВУТ в днях были определены в контрольной группе по поводу болезней органов пищеварения (Р£0,01), болезней кожи и подкожной клетчатки (Р£0,01) по сравнению с экспериментальной группой. Следует обратить внимание на некоторое увеличение (в 2,34 раза) числа дней временной нетрудоспособности в контрольной группе при травмах, при этом в основной группе на втором году обучения не отмечаются потери в днях трудоспособности по данной причине.
Оценивалась также степень влияния гигиенического воспитания на заболеваемость обучающихся. Для этого был проведен корреляционный анализ между уровнем сформированности гигиенических навыков и заболеваемостью, по данным обращаемости, в результате которого была выявлена c ильная корреляционная связь между соблюдением режима дня школьниками и заболеваниями сердечно-сосудистой системы (= 0,9), нервной системы (
= 0,74). Определено влияние закаливания на показатели заболеваемости по классу болезней органов дыхания (
= 0,87), инфекционных и паразитарных болезней (
= 0,73). Доказана c татистически значимая связь между физической подготовкой и заболеваниями костно-мышечной системы (
= 0,88), сердечно-сосудистой системы (
= 0,67), нервной системы (
= 0,64). Итак, анализ показателей заболеваемости доказывает, что планомерное и целенаправленное формирование позитивного гигиенического поведения способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Один их этапов нашего исследования был посвящен оценке изменения умственной работоспособности обучающихся в процессе учебной деятельности. С этой целью были использованы фигурные таблицы по методике, разработанной в НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН. Был произведен анализ 965 фигурных таблиц в контрольной и основной группах. Динамика изменения состояния нервной системы детей определялось по трем категориям коэффициента x :
1) «Функциональное состояние» — x ;
2) «Проявление утомления» — 1,5 ;
3) «Заметное утомление» — x>4 .
Наиболее значительное различие между результатами основной и контрольной групп было достигнуто в категории «Функциональное состояние» в начале учебной четверти. Темп убыли показателя от первого к последнему уроку (в начале недели) был в экспериментальной группе -9,8%, тогда как в контрольной группе — -39,3%. В конце недели данное преимущество в основной группе сохранялось от первого к последнему уроку (-11,4% против -40,1% соответственно). Однако следует отметить, что в конце учебной четверти отличие между показателями «Функционального состояния» изучаемых контингентов становится менее существенным. Темп убыли от первого к последнему уроку в начале недели в экспериментальной группе достигает –17,2%, в контрольной — –26,2%. В категории «Заметное утомление» положительных результатов в экспериментальной группе (по сравнению с контрольной) достигнуть не удалось.
Вывод: таким образом, изучение показателей заболеваемости и утомляемости доказывает, что формирование позитивного гигиенического поведения и улучшение гигиенических показателей среды способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся в процессе учебной деятельности.
Источник
Благоприятные социально гигиенические факторы для здоровья детей
Детское население подвергается воздействию многообразных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются в качестве факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. Социальные и средовые факторы действуют не изолированно, а в сложном взаимодействии с биологическими, в том числе наследственными факторами. Это обусловливает зависимость заболеваемости детей и подростков как от среды, в которой они находятся, так и от генотипа и биологических закономерностей роста и развития.
Материал и методы исследований
Источником информации явились анкетные данные родителей, имеющих детей в возрасте до 14-ти лет. Для определения достоверности различий между долевым соотношением здоровых и больных детей использовался критерий Стьюдента (t). Различия считались достоверными, если (t) был равен или превышал 1,96.
Результаты исследований и их обсуждение
С целью определения некоторых факторов риска на состояние здоровья детей было проведено выборочное социологическое исследование на базе дошкольно-школьных учреждений. По специально разработанной программе было опрошено 389 семей, имеющих детей. Группа формировалась методом случайной выборки (рандомизация). В анкету также вошли данные о группе здоровья, взятые из медицинской карточки ребенка.
Состояние здоровья матери во многом определяет здоровье рожденного ею ребенка. Проведенный социологический опрос показал, что на момент рождения ребенка 12,0 % матерей имели те или иные хронические заболевания. Чаще это были гинекологические заболевания, болезни глаз и сердечно-сосудистой системы. У женщин, имевших хроническую патологию при рождении ребенка, на момент опроса здоровыми (1 и 2 группы здоровья) оказались 32,5 % детей, тогда как среди не имевших хронических заболеваний доля здоровых детей была 47,4 %. Критерий Стьюдента (t) равен 2,02.
Производственные вредности, которые родители имели до зачатия ребенка, в дальнейшем могут негативно сказываться на течении беременности, родов, здоровье ребенка. В Астраханской области 8,5 % матерей и 14,6 % отцов работали, имея профессиональные вредности. Чаще всего это были химические факторы, производственная пыль, производственный шум и различные виды ионизирующих излучений. В семьях, где матери на момент рождения ребенка имели профессиональные вредности, здоровыми оказались 31,5 % детей, тогда как в семьях, где матери не имели профессиональных вредностей, доля здоровых детей составляла 48,4 % (t = 1,99). В семьях, где отцы имели профессиональные вредности, здоровых детей оказалось несколько меньше, чем в семьях, где отцы не имели профессиональные вредности – 36,6 и 42,4 % соответственно (t = 0,83).
Возраст матери при рождении ребенка является одним из факторов, оказывающих влияние на здоровье потомства. Здесь имеет значение и степень зрелости детородной функции, и накопленный к моменту беременности и родов «груз патологии», и моменты ухода за ребенком, а также многое другое. Неблагоприятным для матери является возраст старше 35 лет и моложе 18 лет (в большей степени это касается первородящих). Среди обследованных семей 94,5 % матерей на момент рождения ребенка были в возрасте 18–34 года, 3,8 % – старше 35 лет, и 1,7 % – моложе 18 лет. Среди матерей, родивших в возрасте 18–34 года, здоровыми оказались 43,9 % детей. Среди матерей, родивших в возрасте старше 35 лет, только 39,7 % детей были здоровыми. Среди матерей, родивших в возрасте моложе 18-ти лет, здоровыми оказались всего лишь 34,6 % детей (t1,2 = 0,32; t1,3 = 0,51; t2,3 = 0,23).
По мнению большинства педиатров, грудное вскармливание ребенка является наиболее полноценным. Грудное молоко является натуральным продуктом, полностью соответствующим потребностям ребенка первых месяцев жизни. Оно содержит не только все необходимые малышу пищевые вещества, причем в легкоусвояемой форме и оптимально сбалансированных между собой количествах, но и целый ряд биологически активных соединений, иммунных комплексов и гормонов, которые оказывают мощное благотворное влияние на детский организм, обеспечивают нормальное течение процесса обмена веществ и повышают устойчивость к кишечным и острым респираторным инфекциям, а также к другим вредным внешним факторам. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, реже болеют. Большое преимущество грудного молока заключается и в его стерильности. Кроме того, его температура, соответствующая температуре человеческого тела, наилучшим способом содействует усвоению пищевых веществ. Весьма существенным аргументом в пользу естественного вскармливания является то, что во время акта кормления между матерью и ребенком устанавливается глубокая духовная связь, сохраняющаяся на многие годы. Этот бесценный эмоциональный контакт оказывает уникальное биологическое воздействие на здоровье малыша, способствует его правильному психологическому поведению и доброжелательному отношению к людям.
Начиная с 50-х годов прошлого века, неуклонно снижается доля естественного вскармливания. Причиной этого является нехватка молока в результате влияния как генетического, так и средового факторов. Причем в последние годы средовой фактор имеет определяющее значение.
По нашим данным, 9,2 % детей находились на искусственном вскармливании с рождения, 15,1 % отлучены от груди в возрасте до 2-х месяцев, 43,8 % – в возрасте от 2 до 6 месяцев, 19,2 % – в возрасте от 6 до 12 месяцев, и только 12,7 % детей получали грудное вскармливание более года. Наиболее выраженно прослеживается доля здоровых и больных детей в двух группах: группе, находившейся на искусственном вскармливании, и группе, получавшей грудное вскармливание более года.
Таким образом, среди «искусственников» здоровыми оказались лишь 37,5 % детей, тогда как среди получавших грудное вскармливание более года доля здоровых детей составляла 59,8 % (t = 2,08).
Общеизвестно отрицательное влияние вредных привычек родителей на состояние здоровья детей. Особенно негативно их воздействие в период беременности, когда закладывается организм ребенка.
Малыши, рожденные курящими мамами, более восприимчивы к болезням дыхательных путей, к респираторным заболеваниям, на треть чаще, чем все остальные, рискуют заполучить диабет или ожирение.
Употребление алкоголя во время беременности значительно повышает риск рождения недоношенных детей, а в наиболее тяжелых случаях – приводит к развитию фетального алкогольного синдрома, который характеризуется специфическими аномалиями лица, отставанием в физическом и интеллектуальном развитии (вплоть до идиотии), а также поражением сердца и других органов.
Из числа опрошенных в Астраханской области 3,7 % матерей регулярно употребляли алкоголь до беременности, в том числе 2,6 % – один-два раза в месяц, 1,1 % – раз в неделю и чаще.
Во время беременности 0,7 % женщин регулярно употребляли алкоголь, в том числе 0,5 % один-два раза в месяц, 0,2 % – раз в неделю и чаще. Из отцов 8,2 % злоупотребляли алкоголем до зачатия ребенка.
В семьях, где матери употребляли алкоголь до и во время беременности, здоровыми оказались 32,7 % детей, тогда как в семьях, где матери совсем не употребляли алкоголь, доля здоровых детей составляла 49,2 % (t = 1,41).
В семьях, где отцы злоупотребляли алкоголем до зачатия ребенка, здоровыми были 38,5 % детей, тогда как в семьях, где отцы не злоупотребляли алкоголем, 47,6 % детей росли здоровыми (t = 1,01).
Среди опрошенных 7,9 % матерей интенсивно курили до беременности, 4,2 % – иногда курили во время беременности, а 0,9 % – регулярно курили во время беременности. Таким образом, 5,1 % матерей регулярно курили во время беременности.
В семьях, где матери регулярно курили во время беременности, здоровыми росли 42,4 % детей. В семьях, где матери не курили, доля здоровых детей составляла 47,6 % (t = 0,45).
Данные ряда исследований свидетельствуют о том, что течение беременности существенно влияет на здоровье рожденного ребенка [3, 4]. Осложнения беременности могут вызвать у детей нарушения неонатальной адаптации, перинатальной заболеваемости и смертности. Осложнения беременности также влияют на частоту невынашивания.
По результатам нашего исследования, у 38,1 % женщин Астраханской области беременность протекала с осложнениями.
Регуляция рождаемости в России по-прежнему осуществляется в основном путем производства абортов, которые негативно влияют на здоровье женщины, последующие роды и здоровье ребенка. Социологический опрос показал, что до рождения данного ребенка 38,2 % женщин имели аборты по желанию, в том числе 12,8 % – один аборт, 11,1 % – два аборта, 14,3 % – три аборта и более. У 4,6 % женщин были аборты по медицинским показаниям, а у 15,2 % – выкидыши.
Некоторые женщины пытаются прервать беременность самостоятельно или с помощью знакомых. При неудачной попытке это, с одной стороны, может негативно сказаться на здоровье плода, а с другой – привести к рождению нежеланного ребенка. В Астраханской области 1,1 % женщин предпринимали попытку прервать беременность самостоятельно.
Течение родов в дальнейшем оказывает существенное влияние на перинатальную заболеваемость и смертность детей, а также на кратность заболеваний в раннем возрасте. Осложненные роды были у 22,9 % женщин. 7,0 % новорожденных родились с родовой травмой, 5,8 % – в асфиксии, 10,1 % – с другими осложнениями.
В связи с социально-экономическим кризисом в стране, обнищанием большей части населения, особое внимание должно быть уделено питанию женщин в период беременности. Питание матери – опосредованный путь реализации социальных факторов на антропометрические показатели новорожденных. Социологический опрос показал, что большинство женщин в период беременности питались хорошо – 56,8 % однако 41,8 % опрошенных питались удовлетворительно, а 1,4 % – плохо.
Регулярно принимали пищу 78,2 % беременных, 15,4 % питались не всегда регулярно, а 6,4 % питались, как придется.
Основными причинами плохого и нерегулярного питания женщины назвали: режим работы (учебы) – 34,7 %, материальные трудности – 26,4 %, желание не набрать лишнего веса – 18,2 %, другие причины – 20,7 %. Причем 17,0 % женщин из-за материальных трудностей не могли соблюдать рекомендованную врачом диету беременной, а 9,4 % не могли приобретать рекомендованные врачом лекарства, витамины. Таким образом, у 26,4 % беременных материальные трудности не позволяли соблюдать рекомендации врача.
Согласно статистическим данным, у 3–20 % женщин из числа всех беременных отмечаются преждевременные роды. Недоношенные дети составляют 3–16 % среди всех родившихся, а их смертность – 45–60 %. Доношенность существенно влияет на заболеваемость детей, их физическое развитие.
По данным социологического опроса, 6,8 % детей родились недоношенными.
Среди опрошенных семей преобладали матери рабочих специальностей – 26,6 %, служащие – 39,3 % и домохозяйки – 27,4 %. Среди отцов – рабочие и служащие – 46,6 % и 32,1 % соответственно. Из числа опрошенных учащимися являлись 6,7 % матерей и 8,2 % отцов.
По уровню образования как среди матерей, так и среди отцов преобладали родители со средним специальным и высшим образованием.
Одним из важных медико-демографических факторов риска является многодетность семьи. Дети из многодетных семей чаще отстают в физическом развитии от своих сверстников, заболевания у них чаще протекают в осложненной форме, имеют тяжелое течение, выше распространенность хронических заболеваний.
В Астраханской области семьи по числу детей распределились следующим образом: имеющие одного ребенка – 51,3 %, двух детей – 42,2 %, трех-четырех детей – 4,5 и 1,7 % респондентов указали на пятерых и более детей.
К семьям медико-демографического риска также относятся неполные семьи. У женщин, не состоящих в браке, отмечается большая частота недоношенности или рождения детей с низкой массой тела. Дети, рожденные вне брака, чаще болеют. Брачно-семейное положение матерей оказывает также достоверное влияние на уровень перинатальной и младенческой смертности.
Среди опрошенных матерей Астраханской области 14,2 % родили ребенка, не будучи замужем, и до настоящего времени замуж не вышли, 6,2 % родили ребенка без мужа, но после рождения ребенка вышли замуж, 9,5 % матерей были в разводе, 1,6 % составили вдовы. Таким образом, 25,3 % семей на момент опроса характеризовались как неполные.
Среди детей, воспитывающихся в неполных семьях, здоровыми оказались 37,9 %, тогда как в полных семьях доля здоровых детей составляла 42,1 % (t = 0,73).
Влияние уровня материального благосостояния семьи на здоровье детей отмечают большинство авторов, изучавших эту проблему [1, 5, 6 и др.]. В настоящее время, в период после социально-экономического кризиса, роль этого фактора существенно возрастает.
Анализ распределения семей по уровню материального благосостояния показал, что у 7,0 % семей денег не хватает даже на нормальное питание.
У 16,7 % денег хватает только на нормальное питание, большинству – 54,8 % – денег хватает только на питание и приобретение товаров первой необходимости, 18,7 % отметили, что живут достаточно хорошо, а 2,8 % указали, что у них проблем с деньгами нет. Таким образом, 23,7 % семей Астраханской области могут быть отнесены к бедным, а 21,5 % – к обеспеченным семьям.
В результате опроса установлено, что доля здоровых детей из бедных семей была значительно меньше, чем из богатых семей, и составляла 32,2 % и 44,7 % соответственно (t = 2,06).
По мнению Н.Г. Веселова [2], жилищные условия находятся на восьмом месте среди факторов риска, влияющих на здоровье детей. При плохих жилищных условиях часто болеющих детей в 1,4 раза больше, чем при нормальных жилищных условиях. Уровень патологической пораженности детей из плохих жилищных условий значительно выше, чем у детей, проживающих в оптимальных условиях. На связь жилищных условий и здоровья детей указывает и ряд других авторов.
По результатам социологического опроса, 38,5 % семей проживают в плохих и 14,6 % – в удовлетворительных жилищных условиях, тогда как 43,2 % семей живут в хороших и 3,7 % – в отличных жилищных условиях.
В семьях, проживающих в хороших и отличных жилищных условиях, доля здоровых детей составляла 46,5 %. В семьях, назвавших свои жилищные условия как удовлетворительные, доля здоровых детей составляла 45,2 %. В семьях, оценивавших свои жилищные условия как неудовлетворительные, доля здоровых детей была 38,5 % (t1,2 = 0,17; t1,3 = 1,47; t2,3 = 0,87).
На здоровье ребенка оказывает влияние психологический климат в семье. В большинстве обследованных семей (86,4 %) сложились хорошие, доброжелательные внутрисемейные отношения, однако в 3,5 % семей внутрисемейные отношения безразличные, в 7,2 % – напряженные, в 2,9 % возникают частые конфликты. Таким образом, в 86,4 % семей сложились доброжелательные отношения и в 13,6 % семей отношения были не доброжелательными. В семьях с доброжелательным климатом здоровыми оказалось 47,4 % детей, тогда как в семьях с недоброжелательным климатом здоровых было 46,2 % (t = 0,16).
Таким образом, в результате проведенного исследования статистически достоверно установлено влияние на здоровье детей таких социально-гигиенических факторов, как состояние здоровья матери при рождении ребенка, профессиональные вредности родителей до рождения ребенка, искусственное вскармливание, материальное благосостояние.
Полученные данные легли в основу практических рекомендаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей из подобных групп риска.
Рецензенты:
Симонов С.Н., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой физиологии, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Медицинского института Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, г. Тамбов;
Кирюшин В.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой профильных гигиенических дисциплин, ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань.
Источник