Биомедицинская модель болезни.
Биомедицинская модель боли восходит к древним грекам и в XVII веке была внесена в медицинские представления Декартом.
Вiomechanical (or biomedical) model of illness — модель болезни, основанная на концепции тела как физической системы, которая может разрушаться и нуждается в лечении для возвращения в рабочее состояние.
Хотя имеется много видов неформального здравоохранения, осуществляемых вне медицинских учреждений, данная модель предполагает обращение людей к врачам при возникновении болезненного или угрожающего жизни состояния, не поддающегося самолечению.
Она состоит из следующих элементов:
a) люди либо не имеют признаков заболевания, либо не осознают, что больны;
b) болезнь состоит в отклонении от совокупности биологических норм;
c) эмоциональные или физические изменения биологического происхождения дают знать, что что-то не так;
d) первоначальная реакция, в той или иной мере неверная, заключается в дилетантском использовании лекарств, например, остававшихся или собственных;
e) если симптомы сохраняются или ухудшаются, люди обращаются к доктору;
f) на данном этапе человек получает либо диагноз болезни и лечение, либо удостоверяется, что нет причин для беспокойства;
g) те, у кого была выявлена болезнь, следуют курсу лечения, пока их не объявят здоровыми.
Суть ее состоит в том, что жалобы пациентов связаны с конкретным заболеванием, обусловленным биологическими изменениями (повреждение, воспаление). В соответствии с биомедицинской моделью интенсивность боли коррелирует с интенсивностью повреждения: чем больше выраженность повреждения, тем интенсивней боль (рис. 1).
Рис. 3. Биомедицинская модель боли.
Рис. 4. Фестиваль Тайпусам. Ежегодно на фестивале Тайпусам в Индонезии тысячи людей вонзают в спины крючки, прокалывают язык и щеки копьями. При этом они не испытывают боль, а ощущают радость и благоговение, поскольку в соответствии с их представлениями этот ритуал избавляет их от злых демонов-асуров и приближает к богу.
Однако многочисленные наблюдения и экспериментальные исследования указывают на то, что тяжесть выявленной физической патологии не всегда коррелирует с интенсивностью боли или степенью нетрудоспособности. Рис 2.
Восприятие боли во многом зависит:
· от социокультурного контекста, сопровождающего повреждение (ранение, полученное во время сражения, ожидаемая /неожиданная травма),
· от представлений, мыслей человека о причинах и последствиях полученной травмы (существует ли угроза для жизни, угроза потери трудоспособности),
· от его эмоционального состояния (тревога, депрессия усиливают восприятие боли)
· других психологических и социокультурных факторов (пол, возраст, культурные традиции, религиозные взгляды).
Биомедицинская модель центрирована на изучении природных факторов как внешних причин заболевания. Ее характеризуют четыре основные идеи:
1) теория возбудителя;
2) концепция трех взаимодействующих сущностей — «хозяина», «агента» и окружения;
3) клеточная концепция;
4) механистическая концепция, согласно которой человек — это прежде всего тело, а его болезнь — поломка какой-то части организма.
В рамках этой модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни. Дефект (в том числе и психический), какими бы факторами он ни вызывался, всегда имеет соматическую природу. Поэтому и ответственность за лечение здесь, целиком и полностью возлагается только лишь на врача, а не на больного.
Социологи подвергли эту модель сомнению и разделили болезнь на биологическую категорию (перелом конечностей или туберкулез легких) и социальную (субъективное ощущение нездорового образа жизни и социальный статус больного).
В начале XX в. биомедицинская модель была подвергнута пересмотру под влиянием концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье.
Согласно адаптационной концепции болезнь есть неправильно направленная либо чрезмерно интенсивная адаптационная реакция организма. Однако многие нарушения могут быть рассмотрены как разновидность адаптивных реакций организма.
В рамках концепции Г. Селье даже возник термин маладаптация (от лат. malum + adaptum — зло + приспособление — хроническая болезнь) — длительное болезненное, ущербное приспособление.
К тому же применительно к психическим нарушениям в адаптационной модели состояние болезни (как дезадаптацией [15] или как разновидности адаптации) не соотносится с особенностями личности и ситуации, в которой происходит нарушение психической сферы.
Отечественная клиническая психология, будучи тесно связанной с психиатрией, долгое время ориентировалась на биомедицинскую модель психических болезней, поэтому особенности воздействия социальной среды на процесс психических нарушений, в ней практически не исследовались.
Источник
Биомедицинская и социальная модель медицины: основные характеристики и критика.
Биомедицинская модель — теоретическая структура болезни, которая исключает психологические и социальные факторы. Последователи этой модели вместо этого сосредотачиваются только на биологических факторах, таких как бактерии или генетика. Например, диагностируя болезнь, большинство докторов сначала не просит психологическую или социальную историю пациента. Биомедицинская модель, как полагают, является доминирующей современной моделью болезни.
Согласно этой модели, хорошее здоровье — свобода от боли, болезни или дефекта. Это сосредотачивается на физических процессах, которые затрагивают здоровье, такое как биохимия, физиология и патология болезней. Это не принимает социальные или психологические факторы во внимание.
Веление времени заключается в том, что важные решения по поводу трансформаций человеческого тела не может принимать один врач, а только сообщество, включающее специалистов разного профиля.
Социальная модель медицинской этики предполагает, что решение по поводу методов лечения принимается коллективом врачей совместно с другими заинтересованными лицами, способными оценить степень риска этого решения для будущих поколений. В социальной модели акцент смещается на волю пациента, который на основании консультаций с разными специалистами принимает решение «что делать». «Тем самым между “знанием” и “силой” в дополнение к традиционным устанавливаются новые отношения, структурированные дискурсами и практиками обыденной жизни.
Основная цель и задачи биоэтики, сформулированные В. Р. Поттером и дальнейшая трансформация понятия биоэтики.
Этот термин родился только в 1971 г., и его ввел в философский оборот американский врач-онколог Ван Ранселер Поттер (1911-2001). Однако он ему придал значение тех усилий, которые мировое сообщество должно предпринять ради улучшения условий жизни людей. Получилось, что в первом варианте «биоэтика» как «этика жизни» понимала жизнь как совместное существование людей. Но очень скоро «жизнь» стала трактоваться именно как биологическое состояние человека, а само рассуждение начало вращаться вокруг проблем, порожденных различными явлениями медицинской практики.
Обсуждаемыми являются следующие проблемы: определение критериев жизни и смерти, модели взаимодействия медицинских работников и пациентов, нравственная оценка эвтаназии, аборта, трансплантации органов, суррогатного материнства, моральная допустимость клонирования человека, экспериментов с его геномом, защита прав ВИЧ-инфицированных и психически больных пациентов. На сегодняшний день вокруг каждой из них существует столь значительное количество мнений, суждений, оценок и наблюдений, что применительно к ним можно говорить о самостоятельных исследовательских направлениях
Задача биоэтики при рассмотрении указанных тем заключается в том, чтобы дать высказаться всем заинтересованным сторонам, не забывая при этом отстоять точку зрения самой человечности. Поэтому, кроме философско-этического рассуждения, она включает в себя множество других контекстов, например научно-исследовательский, профессионально-медицинский, юридический, экономический и даже политический.
Швейцер. Принципы этики «благоговение перед жизнью».
Уяснил связь между культурой и мировозрением. Катастрофа культуры-следствие катастрофы мировозрения. Культура – это духовный прогресс, которому сопутствует нравственное развитие человека. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию. Это и есть абсолютный принцип этики»…Этика благоговения перед жизнью, таким образом, объемлет все, что можно назвать любовью, преданностью, сопереживанием в горе и в радости и сопричастностью.
Особенности современного пациента (тип заболеваний, отношение к здоровью, отношение к институту здравоохранения). Основные права пациента в международных документах (ВМА, ВОЗ, Совет Европы).
Современный пациент достаточно образован, часто имеет собственное представление об организме и его функциях, понимание своей болезни и поэтому склонен к самолечению. К медицине относится скептически, к врачам – с недоверием. Охотно пользуется всевозможными «народными», «магическими» и прочими методами лечения.
ВМА
на выбор врача,инфор.будет конфиденциальной,умереть достойно,пользов духовной или моральной поддержкой ,на адекват информ,на помощь врача
ВМАприняты Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения, среди которых заслуживает внимание следующий: «Любая система здравоохранения должна обеспечивать пациенту право выбора врача, а врачу — право выбора пациента, не ущемляя при этом прав ни врача, ни пациента. Принцип свободного выбора должен соблюдаться и в тех случаях, когда медицинская помощь полностью или частично оказывается в медицинских центрах. Непременная профессиональная и этическая обязанность врача — оказывать любому человеку неотложную медицинскую помощь без каких-либо исключений».
«а) Пациент имеет право на самоопределение и на принятие независимых решений относительно своего здоровья. Врач обязан сообщить пациенту о последствиях его решения.
б) Умственно полноценный совершеннолетний пациент имеет право соглашаться на любую диагностическую процедуру или терапию, а также отказываться от них. Пациент имеет право на получение информации, необходимой для принятия им решений. Пациент должен иметь четкое представление о целях и возможных результатах любого теста или лечения, а также о последствиях своего отказа.
в) Пациент имеет право отказаться от участия в каком-либо исследовании или медицинской практике».
В пункте 10Лиссабонской декларации указано:
«а) Следует всегда уважать человеческое достоинство и право пациентов на неприкосновенность частной жизни, а также их культурные и моральные ценности при оказании медицинской помощи и в ходе практического медицинского обучения.
б) Пациент имеет право на облегчение своих страданий с использованием существующих знаний в области медицины.
в) Пациент имеет право на гуманный уход в случае неизлечимой болезни и предоставление возможностей для достойного и наименее болезненного ухода из жизни».
ВОЗ устанавливает международные стандарты на пищевые продукты, лекарственные препараты; пересматривает каждые 10 лет международную статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти: организует по широкой международной программе совместные исследования по изучению состояния здоровья населения, организации медпомощи, подготовке медперсонала, обеспечивает координацию этих исследований; проводит международные конференции, симпозиумы и др. по проблемам медицины
В этой сфере Советом Европы разработано и принято более десятка различных документов, включая многосторонние конвенции, которые концентрируются на трех основных направлениях: равенство в доступе к службам здравоохранения; качество и безопасность медицинских компонентов человеческого происхождения (кровь и органы); непосредственное участие пациента в лечебном процессе.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник
Биомедицинская модель — Biomedical model
Биомедицинская модель медицины является текущей моделью доминирующей болезни , используемой в большинстве западных медицинских учреждений, и построена из восприятия , что состояние здоровья определяются исключительно в отсутствии болезни. Биомедицинская модель контрастирует с социологическими теориями ухода и, как правило, связана с худшими результатами и большим неравенством в отношении здоровья по сравнению с моделями, производными от общества.
Формы биомедицинской модели существовали еще до 400 г. до н.э., когда Гиппократ , «отец медицины», отстаивал физическую этиологию болезней. Несмотря на это, модель не формировала доминирующего представления о здоровье до 1800-х годов во время Научной революции .
Критика модели обычно связана с ее восприятием того, что здоровье не зависит от социокультурной среды, в которой оно возникает, и может быть определено одним способом для всех групп населения. Точно так же модель также подвергается критике за то, что она рассматривает систему здравоохранения как социально и политически нейтральную, а не как источник социальной или культурной власти или встроенный в структуру общества.
Особенности биомедицинской модели
В своей книге « Общество, культура и здоровье: введение в социологию для медсестер» социологи доктора Карен Уиллис и доктор Шенделл Элмер описывают восемь «особенностей» подхода биомедицинской модели к болезни и здоровью. Они есть:
- доктрина особой этиологии: все болезни и недуги связаны с определенной физиологической дисфункцией.
- тело как машина: тело состоит из механизмов, которые должны ремонтировать врачи.
- различие между разумом и телом: разум и тело — отдельные сущности, которые не связаны между собой
- редукционизм
- узкое определение здоровья: состояние здоровья — это всегда отсутствие поддающейся определению болезни
- индивидуалистический: источники плохого здоровья всегда находятся в человеке, а не в окружающей среде, в которой возникает здоровье
- лечение против профилактики: здоровье сосредоточено на диагностике и лечении болезни, а не на профилактике.
- обязательное лечение: это лекарство может «починить сломанный механизм» нездоровья
- нейтральный научный процесс: системы здравоохранения и агенты здоровья социально и культурно обособлены и неактуальны
Источник