Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
статья по биологии по теме
Статья о здоровьесберегающих технологиях на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_biologii.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Мяделец Маргарита Валентиновна, учитель биологии МОУ «СОШ №15», город Энгельс, Саратовская область
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%); стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников; резкое увеличение доли патологии нервной системы, органов чувств, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов).
Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.
В связи с этим, не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.
На уроках биологии использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):
— соблюдение правил ТБ на уроках и переменах
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:
А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)
— построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
Б) психолого–педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:
— учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся
— создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе
— минутка для шутки
В) учебно – воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:
— интерактивные игровые технологии,
— технология личностно–ориентированного обучения,
— педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.
Г) социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ), включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности:
— программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
Д) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)
— смена видов деятельности
— зарядка для глаз.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельностиучащихся, гармоничных взаимоотношений с природой:
-обустройство пришкольной территории,
— зеленые растения в классе,
— участие в природоохранных мероприятиях.
Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса:
-рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
-в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
— количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; Однообразие урока способствует утомлению школьников,
— в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
— в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
— обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
— должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
— необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей;
— на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
— нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью — 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Источник
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
статья по биологии по теме
Что такое здоровье? Как и когда следует обращать внимание на здоровье ребёнка? Я обращаю внимание на школьные факторы риска и силу их влияния на здоровье учащихся. И на основе знаний о здоровьесбережении , поделюсь применяемыми на уроках технологиями. Вот некоторые из них: 1. Игровые технологии. 2. Разнообразие видов и форм урока. 3. Гибкость структуры урока. Способы эмоциональной разрядки во время урока, ведь учитель легко определяет моменты, когда дети устали, когда они начинают плохо воспринимать материал. Как мотивировать учащихся на получение знаний?.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_na_urokah_biologii.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии.
Прекрасное и красивое в человеке
Немыслимо без представления
О гармоническом развитии
организма и здоровья.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья школьников сегодня вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Исследования позволяют определить школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:
- Частую смену позы
- Потягивание
- Встряхивание руками
- Зевота
- Закрывание глаз
- Подпирание головы
- Остановившийся взгляд
- Ненужное перекладывание предметов
- Разговор с соседом
- Увеличение количества ошибок в ответе
- Невосприятие вопроса
- Задержка с ответом
- Частые поглядывания на часы во время урока
Как сделать так, чтобы школьник начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Здоровьесберегающие технологии на уроках.
Уважаемые коллеги, я хочу поделиться с Вами своей формой работы по внедрению оздоровительных технологий на уроках биологии.
Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока и психологический климат на урок.
Для того, чтобы дети не уставали на уроке активно внедряю:
1-игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережение.
Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек разных цветов, обозначающего «да» или «нет», «прошу слова».
2- разнообразие видов и форм уроков
Формирование целей урока вместе с учащимися, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей
3- Гибкость структуры урока, в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса
4- При появлении признаков утомляемости- изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учащихся неожиданным примером
5- Эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие
6- Использование работы в парах постоянного или переменного состава и в малых группах (2-4 ученика)
7- Подведение итогов урока на последних 4-5 минутах урока и лучше вместе с учениками.
8. Ежеурочные разминки в начале урока 10-15 сек:
- Для слуха – различение слов, акцентов, тихой речи
- Для кистей пальцев рук – сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевых суставах
- Для зрения – поисковые движения глаз, различение цвета, размера
НАПРИМЕР: на уроке по теме «Насекомые» используем прием «НАЗОЙЛИВАЯ МУХА»
- Посмотрите на свое лицо со стороны
- Теперь на ту его часть, на которую села муха, а точнее на подбородок.
- Сгоните муху мышцами лица
- Она улетела на другое место – на щеку.
- Снова сгоните муху
- Муха перелетела на лоб
- Сгоните муху со лба
-Почувствовали, как расслабилось ваше лицо?
9- Физкультминутки на 15-20 минутах урока на снятие:
- Мышечного утомления с плечевого пояса
- Мышц спины, кистей рук
- Зрительного утомления
- Минуты релаксации
- Массаж активных точек
- Чередование поз
- Дыхательная гимнастика
Проведение физкультминуток решает следующие задачи:
- Уменьшает утомление и снижает отрицательное влияние однообразной рабочей позы
- Активизирует внимание учащихся и повышает способность к восприятию учебного материала
- Осуществляет «эмоциональную» встряску учащихся, дает возможность «сбросить» накопившийся груз переживаний и эмоций.
Внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование
Стимуляция внутренней мотивации – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
элементы соревнования на различных этапах урока
Например: при проверке домашнего задания к доске выходят 5-6 учеников, которых сменяют следующие ученики. Таким образом, учащиеся совершают движения во время трудного напряженного урока.
11- Использование проблемных творческих заданий
12- Рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенных компонентов организации урока, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать задачи школьников как в психологическом, так и в физических аспектах.. Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и снизить до минимума негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью.
Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывать свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Источник