Биология 8 класс витамины таблица рабочая тетрадь
1. Дополните текст необходимыми терминами: биологические катализаторы, ферменты, антитела, витамины. Предварительно повторите материал на с.18 и 72 учебника.
Ферментами называют биологические катализаторы . Для их синтеза или успешной работы необходимы витамины. Как правило, витамины образуются вне организма и поступают в него вместе с пищей. В частности, чтобы в ходе имунной реакции образовались белки, защищающие нас от чужеродных веществ и уничтожающие микроорганизмы (антитела), необходимые белки-катализаторы антитела , которые для своего образования требуют витамин С.
2. Заполните таблицу.
Витамины Функции фитаминов Названия продуктов, содержащих витамины А влияет на развитие и рост, улучшает зрение в сумерках, оказывает сильное воздействие на процеес ороговения кожи, состояние волос печень трески, сливочное масло, морковь, помидоры В1 влияет на работу нервной и мышечной системы, участвует в образовании окислительных ферментов хлеб, фрукты, пивные дрожжи С повышает сопротивляемость к заболеваниям, укрепляет кости, зубы цитрусовые, шиповник, черная смородина D влияет на нервнуюсистему, отвечает за улучшение костей морская рыба, рыбий жир
3. В организме часто в процессе обмена образуются перекисные соединения, относящиеся к тому же классу веществ, что и пероксид водорода Н2О2. Они ядовиты, но ряд витаминов их обезвреживате. Среди них важное значение имеют витамины С и Е. Вещества, освобождающие организм от перекисных соединений, называются антиоксидантами. К ним принадлежит и фермент каталаза, дейтсвие которого мы рассматривали в начале курса.
Вспомните опыт разложения пероксида водорода. Почему для опыта использовался сырой картофель, а не вареный?
Любой фермент — белок, а при нагревании (т.к. картофель был подвергнут тепловой обработке) белок свернулся и потерял свои свойства.
Источник
§9. Обмен веществ и энергия
165) Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.
Для чего нужен обмен веществ? У всех живых организмов есть обмен веществ?
166) Прочитайте §36 «Обмен веществ и энергии как основная функция организма». Объясните, почему обмен веществ и энергии считают важнейшим свойством всего живого.
Обмен веществ определяет цикличность жизни.
167) Дайте определения понятий.
Пластический обмен – синтез органических веществ (белков, жиров и углеводов), необходимых организму.
Энергетический обмен – биологическое окисление органических веществ, в результате которого образуется энергия.
168) Заполните таблицу, указав, какова роль белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды в обмене веществ и энергии.
Вещество | Роль в обмене веществ и энергии |
Белки | Белки в организме выполняют структурно — пластическую, опорную, каталитическую, защитную, транспортную, антитоксическую и энергетическую функции |
Жиры | Жиры выполняют структурно — пластическую, регуляторную, теплоизоляционную и энергетическую функции |
Углеводы | Углеводы выполняют структурно — пластическую и защитную функции, а так же используются в качестве источника энергии |
Минеральные соли | Минеральные соли содержатся в клеточных ядрах и цитоплазме, в жидкостях, образующих внутреннюю среду, в пищеварительных соках и других биологических жидкостях |
Вода | Вода — универсальный растворитель, среда для биохимических процессов |
169) Приведите примеры, подтверждающие использование организмом тепловой, механической и электрической энергии.
3) Электрические импульсы сердца.
170) Напишите, по какому критерию химические элементы, входящие в состав организма, подразделяют на макроэлементы и микроэлементы. Укажите элементы, относящиеся к этим группам.
В зависимости от величины потребностей организма в минеральных солях входящие в них элементы подразделяются на макро- и микроэлементы.
Макроэлементы: Ca, K, Na, Cl, P.
Микроэлементы: Fe, Co, Zn, F, l.
171) Перечислите водорастворимые и жирорастворимые витамины.
Водорастворимые витамины: С, В1, В2, В12.
Жирорастворимые витамины: А, D, Е.
172) Допишите утверждения, вписав в текст соответствующие слова в нужном падеже: отсутствие, избыток, недостаток.
Авитаминозы развиваются при отсутствии витаминов, гиповитаминозы – при недостатке витаминов, гипервитаминозы – при избытке витаминов.
173) Законспектируйте статью «Водорастворимые витамины» (§37), сведя материал в следующую таблицу.
Витамин | Функции | Симптомы авитоминоза и гиповитаминоза | Источники витамина для организма |
С | Входит в состав многих ферментов, антител, предохраняет от окисления клеточные мембраны и другие органоиды | Слабость, ухудшение иммунитета, кровоточивость десен, выпадение зубов (развитие цинга) | Плоды шиповника, черной и красной смородины, лимоны, капуста |
В1 | Участвуют в работе окислительных ферментов | Паралич, судороги, сердечная недостаточность, отеки, слабость | Оболочки зерен злаковых растений, зеленый горошек, гречневая и овсяная крупы, хлеб грубого помола |
В2 | Влияет на состояние эпителия (особенно пищеварительного кнаала), влияет на функции слизистой оболочки ротовой полости и других органов пищеварения | Восполение слизистой оболочки ротовой полости, белки глаз и внутренняя поверхность век, трещинки на уголках рта, нарушение зрения, малокровие | Молочные продукты, яйца, печень, почки, гречневая крупа |
В12 | Созревание клеток крови в красном костном мозге | Малокровие | Продукты животного происхождения |
174) Законспектируйте статью «Жирорастворимые витамины» (§37), сведя материал в следующую таблицу.
Витамин | Функции | Симптомы авитоминоза и гиповитаминоза | Источники витамина для организма |
А | Зрение в темноте, рост эпителиальной ткани | «Куриная слепота», слабость эпителиальных оболеч | Продукты животного происхождения, вареные красные овощи |
D | Развитие костей | Искривление костей, сниженный тонус мышц, неустойчивость к инфекциям | Рыбий жир, печень , яичный белок |
Е | Нормальное функционирование органов размножения | Анемия, неврологические растройства | Рыбий жир, печень , яичный белок |
175) Прочитайте статьи «Основной обмен» и «Общий обмен» (§38). Опишите, в чём различие между основным и общим обменом. Результаты сведите в следующую таблицу.
Основной обмен | Общий обмен |
Объем энергозатрат в нормальных комфортных усовиях | Фактические энергозатраты, совершаемые человеком за единицу времени |
176) Подсчитайте калорийность приведённых в таблице продуктов, используя данные статьи «Энергетическая ёмкость (калорийность) пищи» (§38).
* Решите задачу и впишите результаты расчётов в таблицу.
Петя съел на завтрак яичницу из двух яиц и выпил стакан кефира с сахаром, а Миша – сосиску с капустой и стакан чая. Сколько килоджоулей (кДж) получил каждый из них?
177) Отчёт о лабораторной работ «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического баланса по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» (с. 245–247 учебника).
Исходя из сравнения результатов опыта с нормативными данными, приведёнными в таблице учебника, испытуемого можно отнести к категории здоровые тренированные.
* Допишите ответы на вопросы.
При задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ, потому что кислород не поступает, газообмен не происходит.
При определённой концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается непроизвольно, потому что срабатывает безусловный рефлекс.
Эти воздействия называются гуморальными, потому что регуляция осуществляется с помощью гормонов.
После работы удаётся задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя, потому что после работы наблюдается учащенное сердцебиение , организм быстрее расходует кислород, поэтому и потребност в нем возникает быстрее
У тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного, потому что при регулярных тренировках и правильном питании возникает тренировочный эффект, в результате которого синтез обгоняет биологическое окисление
178) Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.
Я узнал о правильном питании, о здоровье своего организма. Эти знания пригодятся мне в жизни (правильное питание, необходимость тренировок).
Источник
Витамины
Что это такое?
Большинство витаминов не синтезируются клетками и поступают в организм вместе с пищей. Исключениями являются витамины D, К и В3. Витамин D синтезируется в коже под действием ультрафиолетовых лучей, а К и В3 синтезируют бактерии кишечника.
Многие витамины являются составной частью ферментов и участвуют в ускорении биохимических реакций, влияя на обмен веществ. К витаминам не относятся микроэлементы и незаменимые аминокислоты.
О витаминах можно сформулировать несколько тезисов:
- обозначаются латинскими буквами, за которыми стоят названия органических веществ;
- при недостатке развивается гиповитаминоз;
- при избытке развивается гипервитаминоз;
- долгое отсутствие витаминов вызывает авитаминоз;
- суточная потребность колеблется от 1,5 мкг до 600 мг в зависимости от витамина;
- детям и подросткам некоторые витамины требуются в большем количестве, чем взрослым, что связано с интенсивным ростом и развитием организма;
- требуются в течение всей жизни.
Рис. 1. Признаки авитаминоза.
Разные продукты содержат разные витамины, поэтому, чем разнообразнее рацион, тем больше возможности получить все необходимые вещества в суточной норме. Однообразное питание (только каши или только мясо) приводит к гиповитаминозу.
Часть витаминов теряется при приготовлении пищи. Например, витамин С разрушается уже при 60°С. При этом некоторые витамины не усваиваются без термической обработки.
«Натуральные» витамины, т.е. полученные из продуктов питания, абсолютно идентичны синтетическим.
Виды и действие
Витамины делятся на два вида:
- водорастворимые– не накапливаются, избытки вымываются водой (С, группы В);
- жирорастворимые– могут накапливаться в организме в жировой ткани (К, А, Е, D).
Общее действие, норма и нахождение в продуктах представлено в таблице “Витамины”.
Название
Действие
Суточная норма
Где находятся
Регулирует синтез белка, влияет на рост волос, ногтей, участвует в поддержании иммунных реакций, функции зрения, способствует эластичности кожи, является антиоксидантом.
Печень, молочные продукты, яичный желток.
Помогает извлекать энергию из углеводов, способствует нормальному функционированию нервной системы.
Бобовые, фундук, печень, отруби
Необходим для образования эритроцитов, антител, для регуляции роста и репродуктивной функции в организме, важен для здоровья кожи, ногтей, роста волос.
Куриная печень, дрожжи, яйца, молочные продукты.
Участвует в обмене липидов и углеводов, улучшает память.
Фасоль, гречка, ржаной хлеб, мясо, печень.
Способствует обмену жиров, прохождению нервных импульсов, регулирует уровень инсулина и холестерина.
Рис, овсянка, проросшие зёрна пшеницы, шпинат, печень, молоко.
В5 – пантотеновая кислота
Участвует в белковом и жировом обмене.
Рис, дрожжи, субпродукты
Участвует в обмене веществ и кровообращении.
Регулирует белковый и жировой баланс, участвует в синтезе ферментов.
Печень, яйца, сыр, мясо, зелёный горошек, яблоки, картофель.
Влияет на передачу генетической информации и уровень гемоглобина.
Зелёные овощи, яйца, бананы, орехи.
Участвует в кроветворении, поддерживает уровень гемоглобина.
Морепродукты, морская капуста, икра, творог.
С – аскорбиновая кислота
Влияет на образование коллагена, способствует защитным реакциям организма, делает кровеносные сосуды эластичными.
Смородина, шиповник, цитрусовые, капуста и картофель.
Группа D – эргокальциферол, холекальциферол, дигидротахистерол.
Участвует усвоение кальция и фосфора организмом, в формировании и росте костей, способствует развитию зубов.
Солнечный свет, рыба, яйца.
Защищает мембраны клеток от повреждающего действия кислорода, способствует кровообращению, участвует в формировании мышц.
Растительные масла, орехи
Способствует свертываемости крови.
Цветная капуста, шпинат, куриное мясо.
Рис. 2. Содержание витаминов в продуктах питания.
Бета-каротин находится в овощах (морковь, петрушка, перец) и является предшественником ретинола, а триптофан (аминокислота) – ниацина. Попав в организм, бета-каротин синтезирует витамин А, как триптофан – витамин В3.
Значение
Несмотря на то, что большинство витаминов поступает в организм исключительно из внешней среды, они играют значительную роль в метаболизме. Без витаминов нарушается работа органов, ослабевает иммунитет, развиваются различные заболевания.
Витамины выполняют следующие функции в организме человека:
- участвуют в обменных процессах в составе ферментов и гормонов;
- обладают антиоксидантными свойствами, защищая организм от воздействия свободных радикалов;
- участвуют в синтезе гормонов;
- регулируют работу органов;
- способствуют усвоению химических элементов.
Рис. 3. Участие витаминов в метаболизме.
Что мы узнали?
Из урока биологии 8 класса узнали об особенностях витаминов – органических веществ, участвующих в обмене веществ. Рассмотрели их действие на организм человека, суточную норму, источники основных витаминов, а также их значение для организма.
Источник