Меню

Биология 8 класс витамины краткий конспект

Биология 8 класс витамины краткий конспект

Витамины — низкомолекулярные вещества, обладающие большой биологической активностью, необходимые для жизнедеятельности организмов. Натуральные (естественные) витамины за редким исключением не синтезируются в организме человека. Витамины бывают водорастворимые (С, Р, группы В) и жирорастворимые (A, D, Е, К).

Свойства витаминов:

  • входят в состав ферментов (коферменты) и физиологически активных веществ;
  • участвуют во всех процессах, составляющих в совокупности обмен веществ;
  • непрочные соединения: быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов;
  • действуют в малых количествах.

Отсутствие витаминов — авитаминоз; недостаток витаминов — гиповитаминоз.

Витамин А (ретинол) участвует в окислительно-восстановительных реакциях. Содержится в сливочном масле, печени, молоке, рыбьем жире. В моркови содержится провитамин А — каротин; в печени он превращается в витамин А. Суточная доза — 1,5 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: задержка роста, сухость и помутнение роговицы, «куриная слепота» (нарушение сумеречного зрения), сухость кожи, снижение иммунитета.

Витамин D (антирахитический, кальциферол) стимулирует образование костной ткани, регулирует обмен кальция и фосфора. Содержится в масле, печени трески, желтке, рыбьем жире. Может образовываться в коже из эргостерина (провитамин D) под действием ультрафиолетовых лучей. Суточная доза — 0,01-0,02 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: рахит (размягчение костей, искривление костей ног, уплощение груди, незарастание родничков, позднее появление зубов).

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных реакциях, необходим для образования коллагена. Содержится в смородине, лимонах, клюкве, зеленом луке, картофеле. Суточная доза — 50 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: цинга (повышенная утомляемость, кровоточивость десен, выпадение зубов, кровоизлияния, снижение иммунитета).

Витамин B1 (тиамин) участвует в регуляции обмена белков, жиров и углеводов. Содержится в дрожжах, орехах, нешлифованном рисе, печени, желтке яйца. Суточная доза — 2,5 мг. Признаки гипо- и авитаминоза — «бери-бери» (паралич конечностей и атрофия мышц).

Витамин В6 (пиридоксин) участвует в обмене аминокислот. Содержится в дрожжах, рисе, мясе, бобах. Суточная доза — 2,5 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: воспаление кожи и нервов.

Это конспект по теме «Витамины и их роль в обмене веществ». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Конспект по теме «Витамины»

Материал используется при проведении уроков, факультативных занятий и при подготовке к экзамену.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме «Витамины»»

Витамины и их роль в обмене веществ. Гиповитаминозы

Витамины – низкомолекулярные органические вещества, обладающие большой биологической активностью, необходимые для жизнедеятельности организмов. В 1881 г. Н. И. Лунин обнаружил, что мыши погибают, если их кормить пищевой смесью, состоящей из очищенных продуктов. Если же добавить в рацион 1 мл молока, мыши остаются здоровыми. В 1911-1912 гг. польский ученый К. Функ выделил препарат из отрубей и назвал его витамином.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D, E, P и т. д. Все витамины способны синтезировать большинство высших растений; многие бактерии и дрожжи.

Натуральные (естественные) витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения и, за редким исключением, не синтезируются в организме человека. Витамины бывают водорастворимые (С, Р, группы В) и жирорастворимые (A, D, E, K).

Свойства (значение) витаминов:

а) входят в состав молекул многих ферментов и некоторых физиологически активных веществ; участвуют практически во всех физиолого-биохимических процессах, составляющих в совокупности обмен веществ;

б) непрочные соединения: быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов;

в) действие их проявляется в малых количествах и выражается в регуляции процессов обмена веществ.

Отсутствие витаминов в организме называется авитаминозом, недостаток – гиповитаминозом. Избыточное поступление витаминов в организм – гипервитаминоз – наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов. Наиболее токсичны витамины А и D. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичен В12 (в больших дозах вызывают сильные аллергические реакции).

Витамин А (ретинол) участвует в окислительно-восстановительных реакциях. Содержится в сливочном масле, печени, молоке, рыбьем жире. В овощах (морковь) содержится провитамин А – каротин. Он превращается в витамин А в печени. Суточная доза – 1,5 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: задержка роста, сухость и помутнение роговицы, «куриная слепота» (нарушение сумеречного зрения), сухость кожи, снижение сопротивляемости к заболеваниям.

Витамин D (антирахитический, кальциферол) стимулирует образование костной ткани, регулирует обмен кальция и фосфора. Содержится в сливочном масле, печени трески, курином желтке, рыбьем жире. Может образовываться в коже из эргостерина (провитамин D) под действием ультрафиолетовых лучей. Суточная доза – 0,01-0,02 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: рахит (размягчение костей, искривление костей ног, уплощение груди, незарастание родничков, позднее появление зубов у детей).

Витамин Е (токоферол) предохраняет мембраны клеток и митохондрий от повреждений, участвует в окислительно-восстановительных процессах, в обмене белков, сокращении мышц, укрепляет стенки сосудов, разрушает свободные радикалы. Содержится в зеленых листьях овощей, орехах, семеч­ках, гречневой крупе, проросших ростках пшеницы, в яйцах, растительных маслах. Суточная доза – 10-12 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: дистрофия скелетных мышц, нарушение половой функции (бесплодие), нарушение зрения у детей.

Витамин К (викасол) участвует в свертывании крови. Синтезируется микрофлорой кишечника, содержится в капусте, зеленых томатах, шпинате, ягодах рябины. Из животных про­дуктов его источником является печень. Суточная доза – 1 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: замедление свертывания крови, самопроизвольные кровотечения.

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных реакциях. Содержится в смородине, лимонах, клюкве, зеленом луке, картофеле. Суточная доза – 50 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: цинга (повышенная утомляемость, кровоточивость десен, выпадение зубов, кровоизлияния, снижение иммунитета).

Читайте также:  Как вводят витамин с внутривенно

Витамин В1 (тиамин) участвует в регуляции обмена белков, жиров и углеводов. Содержится в дрожжах, орехах, неполированном рисе, печени, желтке куриного яйца. Суточная доза – 2,5 мг. Гипо- и авитаминоз – «бери – бери» (поражение нервной системы с параличом конечностей и атрофией мышц).

Витамин В2 (рибофлавин) участвует в регуляции обмена веществ, в окислительно-восстановительных реакциях. В форме коферментов он участвует в развитии эритроцитов, обеспечивая кроветворную фун­кцию организма; регенерации нервных волокон; нормализации функции печени.

Содержится в мясе, яйцах, молоке, печени, фруктах, овощах. Суточная доза – 2,5 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: поражение роговицы, «заеды» (ангулярный стоматит), задержка роста.

Витамин B3 (пантотеновая кислота) является коферментом ключевых реакций метаболизма жиров. Содержится в пчелином ма­точном молочке и пивных дрожжах. Достаточно много его в печени животных, яичном желтке, гречихе, овсе, бобовых. Суточная доза – 10-15 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: психоэмо­циональная неустойчивостью, склонность к обморокам, изменени­е походки, чувство жжения стоп.

Витамин В5 (витамин РР, никотиновая кислота) входит в состав ферментов, являющихся катализаторами окислительно-восстановительных реакций, обмена белков и т-РНК. Источником витамина являются животные (особенно печень, мясо) и многие растительные продукты (рис, хлеб, кар­тофель). Суточная доза – 10-20 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: дерматит (воспаление открытых участков кожи, диарея (поносы), деменция (слабоумие).

Витамин В6 (пиридоксин) участвует в регуляции обмена аминокислот. Содержится в дрожжах, рисе, мясе, бобах. Суточная доза – 2,5 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: воспаление кожи и нервов.

Витамин В9 (фолиевая кислота, витамин Вс) участвует в обмене белков и нуклеиновых кислот. Витамина много в ли­ственных овощах, например, в шпинате. Он содержится в салате, ка­пусте, томатах, землянике. Богаты им печень и мясо, яичный желток. Суточная доза – 0,3-1 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: анемия – в крови появляются большие незрелые кроветворные клетки. Снижается количество эритроцитов и гемоглобина в крови.

Витамин В12 (антианемический) – участвует в регуляции обмена белков, жиров и углеводов. Содержится в печени, мясе, твороге, яйцах. Суточная доза – 200-300 мкг. Гипо- и авитаминоз – злокачественное малокровие (анемия).

Витамин Н (биотин) – участвует в транспорте диоксида углерода, в обмене углеводов и жиров. Содержится в молоке, яйцах, печени; цветной капусте, грибах, синтезируется бактериями кишечника. Суточная доза – 150-200 мкг. Гипо- и авитаминоз – заболевания кожи, выпадение волос.

Методами сохранения витаминов в пищевых продуктах являются:

консервирование (метод сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов);

замораживание (быстрое замораживание хорошо сохраняет витамины);

вакуумная сушка. Проводится в условиях разряжения при температуре не выше 50 0 С;

квашение овощей и фруктов (образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С).

Список рекомендуемой литературы:

Романовский В.Е., Синькова Е.А., Витамины и витаминотерапия. Серия «Медицина для вас». — Ростов н/д: «Феникс», 2000, 320 с.

Т. С. Морозкина, А. Г. Мойсеенок. Витамины. Краткое руководство

Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. «Биологическая химия», М.: «Медицина» 1983 год,129с.

“Энциклопедический словарь юного химика” — Москва 1990 Педагогика,650с.

Источник

Конспект урока по биологии 8 класса «Витамины»

Тема урока: Витамины.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы: фронтальная, в группах.

Методы: словесные (беседа, сообщения учащихся, диалог); наглядные (работа с рисунками в презентации); практические (составление схем, таблиц).

Цель: познакомить обучающихся со свойствами витаминов, их биологической ролью и влиянием на организм.

-сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;

-дать представление о гиповитаминозе, авитаминозе;

— раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания;

— воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике;

-показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;

-прививать навыки здорового образа жизни;

-развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои творческие работы;

— развивать творческое мышление и интеллектуальные способности обучающихся, обосновывать свою точку зрения;

— развивать умения и навыки самостоятельной работы.

— называть роль витаминов A, C, D, E и группы B в обмене веществ, признаки недостатка витаминов в организме;

— понимать разницу в понятиях « авитаминоз» и « гиповитаминоз»;

— ориентироваться в текстах, анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию из различных источников;

контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы и их выполнение;

-полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию;

— эффективно работать в группе при решении учебной задачи.

осознавать практическую ценность витаминов для здоровья человека.

Готовы к уроку, приветствуют учителя. Настрой на учебную деятельность

2. Мотивация учебной деятельности.

— Что помогает нам сохранить здоровье?

— Остановимся на питании.

— Какие питательные вещества содержатся в пище?

В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились.

Читайте также:  Какие витамины можно дать ребенку полутора лет

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

Перечисляют факторы здоровья.

Перечисляют питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли.

Предполагают, что мыши гибли от нехватки каких-то ещё веществ.

3.Изучение нового материала (поста-новка учебной задачи).

Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

— Какова цель нашего урока?

Точнее помогут нам разобраться в этом вопросе наши гости, люди в белых халатах, те, кто способствуют сохранению нашего здоровья …(представление гостей).

Предполагают цель нашего урока: узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов.

4. Изучение нового материала( решение поставленных задач)

-Что же такое витамины?

В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D ) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В 1 , В 6 , В 12 ). Сейчас их известно около 80 видов.

Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D , Е, К).

-Познакомимся с некоторыми витаминами. Послушаем выступления групп, запишем информацию в таблицу.

Работают с книгой, выписывают определение. Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

Класс предварительно поделен на 4 группы. Обучающиеся заранее готовят информацию об одной группе витаминов (А, В, С, Д). Отчёт представляют в виде доклада (2-3 минуты) и плаката «Визитная карточка витамина».

Все обучающиеся заполняют таблицу

5. Закрепление изученного материала

Вопросы – задания для групп:

Набрать из предложенных продуктов те, которые содержат нужный витамин за 15 секунд.

Определить за 1 минуту, отсутствие какого витамина приводит к таким последствиям:

— Экспедиция В.Беринга закончилась трагически. Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков? (Гиповитаминоз витамина С вызвало цингу. Были необходимы свежие овощи, кровь животных).

— Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? ( Гиповитаминоз витамина В).

— Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся, а волосы стали ломкие и секутся. Что бы вы ответили своей знакомой? ( Гиповитаминоз витамина А, необходимо есть овощи и фрукты, содержащие этот витамин).

-Ваш знакомый жалуется, что постоянно болит голова, язвочки на слизистой рта, немеют руки и ноги. Что бы вы предположили? Гипервитаминоз витамина А, необходимо обратиться к врачу).

2 представителя от группы выполняют задание.

Работа в группе: определяют, нехватка какого витамина привела к данной проблеме.

Выдают задания и оценивают гости!

Подведение итогов (наши гости).

Самоанализ своей деятельности.

Будьте все здоровы! Всем спасибо за работу!

Каждый обучающийся заполняет анкету «Анализ своей работы в группе»

Какую работу в группе ты выполнял?

Оценка работы группы (1-5)

Оценка твоей работы (1-5)

Что тебе сегодня понравилось?

Что тебе сегодня не понравилось?

Изучить параграф №38.

По желанию сообщения о других витаминах.

Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.

Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.

Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Читайте также:  Специфичные катализаторы химических реакций это ферменты гормоны витамины

Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.

При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.

Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.

Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,

на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.

При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.

Различают несколько видов данной группы: В 1, В 2, В 6, В 12. Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина В 1 . Витамин В 1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.

Отсутствие витамина В 2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.

Витамин В 12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В 6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.

Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.

Приложение 5. Слова для гостей.

Организму человека витамины требуются в очень малых количествах, составляющих миллиграммы. Избыточное или недостаточное содержание витаминов в организме приводит к тяжелым последствиям.

Авитаминоз – полное отсутствие витаминов.

При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.

Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина в организме.

Гиповитаминоз чаще всего выражается в ослаблении иммунитета.

При гиповитаминозах почти всегда наблюдается снижение физической и умственной трудоспособности.

Итак, мы стараемся есть побольше продуктов, содержащих витамины, покупаем и витаминные препараты. Но есть факторы, которые вызывают недостаточность витаминов даже при их поступлении в организм в необходимом количестве.

-загрязненная окружающая среда

-воздействие радиоактивных и химических веществ, ядов

— длительный прием антибиотиков

-недостаточное пребывание на свежем воздухе

— алкоголь и табакокурение.

Витамины в основном непрочные соединения: они быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов.

Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания. Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.

Загадки: О каком витамине идет речь?.

Этот витамин едим со щами и с плодами, овощами,

Он в капусте и шпинате, он в шиповнике, томате.

Поищите на земле: он в салате, щавеле.

Лук, чеснок, редиска, брюква. И укроп, петрушка, клюква.

И лимон, и апельсин. В них во всех его едим. (Витамин С).

Рыбий жир всегда полезный, хоть противный, надо пить.

Витамин там есть: поможет от рахита защитить. (Витамин D).

Свекла, яблоко, картофель, репа, тыква, помидор.

Витамин они имеют и отдать его сумеют.

Он в наружной части злаков, хоть он там неодинаков.

Очень важно, спозаранку съесть за завтраком овсянку. (Витамин В).

Где нам витамин найти, чтобы видеть и расти?

В моркови, печени, желтке он есть.

Вобщем, все не перечесть. (Витамин А).

Источник

Adblock
detector