Меню

Биология 8 класс функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья конспект

План конспект по биологии 8 класс Урок 29 Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни органов дыхания.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни органов дыхания. Влияние курения на организм.

Цели урока: показать элементарные приемы самооб- следования дыхательной системы (измерение жизненной емкости легких, изучение частоты дыхательных движений в разных физиологических состояниях — в состоянии по­коя и после физической нагрузки); разъяснить значение флюорографии в ранней профилактике болезней легких, в том числе туберкулеза и рака легких; познакомить уча­щихся с причинами остановки дыхания, приемами оказа­ния первой помощи утопающему, получившему электро­травму; рассмотреть понятия «клинической и биологиче­ской смерти» и методах реанимации при остановке сердца и дыхания.

Тип урока: комбинированный, с элементами лабора­торных исследований.

Методы обучения: информационно-рецептивный, про­блемного изложения материала, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индиви­дуальная, фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиа­проектор, ЦОР о жизненной емкости легких.

Предметные результаты обучения:

  • овладеть приемами самообследования дыхатель­ной системы, называть признаки клинической и биологи­ческой смерти;
  • характеризовать понятие «жизненная емкость лег­ких»;
  • уметь оказывать первую помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, при электротравме;
  • уметь проводить искусственное дыхание и непря­мой массаж сердца.

Метапредметные результаты обучения:

  • познавательные — анализировать, осуществлять элементарный учебный эксперимент, обрабатывать и ин­терпретировать информацию;
  • регулятивные — контролировать и оценивать резуль­таты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
  • коммуникативные — полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, всту­пать в диалог и дискуссию; эффективно работать в паре и группе при решении учебной задачи.

Личностные результаты обучения:

  • осваивать и проявлять первичные исследователь­ские навыки посредством учебных экспериментов;
  • проявлять и укреплять эмоционально-негативное отношение к курению;
  • осознавать практическую ценность знаний по ана­томии, физиологии и гигиене.

I. Организационный этап и проверка домашнего задания

1. Терминологический диктант или понятийная разминка (дыхание, аденоиды, альвеолы, дифтерия, гайморит, легочная плевра, трахея, газообмен в тка­нях, трахея, диафрагма).

2. Индивидуальный опрос — три ученика у доски:

— построить и объяснить схему, иллюстрирую­щую процесс газообмена в легких;

— построить и объяснить схему, иллюстрирую­щую процесс газообмена в тканях;

— построить и объяснить схему, иллюстрирую­щую нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

II. Актуализация знаний и изучение нового ма­териала

1. Используя схему «Легочные объемы», учитель раскрывает понятия «жизненная емкость легких», «дополнительный объем вдоха», «резервный объем выдоха».

Обсуждаются поисковые вопросы.

— Почему у спортсменов, особенно занимающих­ся плаванием, жизненная емкость легких может до­стигать 5 л?

— Каковы преимущества людей, имеющих высо­кую жизненную емкость легких?

Учащиеся по ходу объяснения составляют в те­тради опорный конспект.

1. Дыхательный объем — это______________________________________

2. В состоянии покоя человек вдыхает и выдыхает около______

3. Дополнительный дыхательный объем — это_________________

4. Резервный дыхательный объем — это_________________________

5. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) —___________________________

Жизненная емкость легких зависит от__________________________________________

(у мужчин — у женщин — . )

Дыхательный Дополнительный Резервный объем, 0,5 л + объем, 1,5 л + объем, 1,5 л

2. Сообщения учащихся на тему «Влияние спор­та и физических упражнений на дыхательную сис­тему человека» и обсуждение вопросов.

— Как влияет мышечная активность на легоч­ную вентиляцию?

— Как спорт и физическая нагрузка способству­ют развитию мышц, участвующих в дыхательных движениях?

3. Организация и проведение практической ра­боты «Функциональные пробы с задержкой дыха­ния на вдохе и выдохе». Цель работы — доказать экспериментальным путем, что интенсивность вен­тиляции легких зависит от физической нагрузки.

Исследовательская деятельность организуется в парах. Учащиеся выполняют задания, предложен­ные в инструктивной карточке.

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ЧАСТОТА ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В РАЗНЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ

1. Положите руку на грудь и подсчитайте количество дыхательных движений в положении лежа, сидя, стоя и пос­ле 3-минутного бега. Запишите данные в таблицу и сделай­те вывод о влиянии нагрузки на частоту дыхания.

Количество дыхательных движений в положении

лежа сидя стоя после 3-минутного бега

  1. Определите, сколько секунд вы можете не дышать в состоянии покоя, после ряда быстрых глубоких вдохов и выдохов и после 3-минутной физической нагрузки (бег). Запишите полученные данные в таблицу и сделайте вывод.

Задержал(ла) дыхание на . секунд

в состоянии после глубоких после 3-минутного

покоя вдохов и выдохов бега

  • Почему организму необходимо большее количест­во кислорода?
  • Как и почему изменяется частота и глубина ды­хательных движений в разных физиологических состоя­ниях?
Читайте также:  Ландшафт как фактор здоровья реферат

4. А знаете ли вы?

По статистике, курящие заболевают раком лег­ких в 20 раз чаще, чем те, кто не курит.

Человек, который находился в течение часа в силь­но накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как и выкуривший 4 сигареты.

Продолжительность жизни в результате курения сокращается на б—8 лет.

Сообщения учащихся о том, какие болезни лег­ких можно выявить с помощью флюорографии.

— История открытия и борьба с туберкулезом лёгких.

5. Просмотр видеофильма «Первая помощь при остановке сердца и дыхания».

6. Ролевая игра «Скорая помощь».

Работа организуется в четверках. Класс делится на 6 групп.

Учащиеся в процессе решения ситуативных прак­тических задач развивают навыки оказания первой помощи при нарушениях дыхательной функции.

Решение ситуативных задач

Ситуация 1. Вы стали свидетелем трагедии — на реке тонет человек. К счастью, пострадавшего удалось вытащить на берег. Человек без сознания. Вы предполагаете состояние клинической смерти. По каким признакам? Каковы ваши дальнейшие действия?

Ситуация 2. Человека, пораженного электри­ческим током, односельчане, в качестве первой по­мощи, пытались закопать в землю. Почему без вме­шательства врачей «скорой помощи» человек мог бы погибнуть? Какую первую помощь нужно было ока­зать пострадавшему до приезда врачей?

Ситуация 3. У молодого человека произошла внезапная остановка сердца и дыхания. Ваши дейст­вия.

Ситуация 4. Двое малышей надышались угар­ным газом. У вас 5 минут. Действуйте!

III. Закрепление нового материала и рефлексия

Методический прием «Микрофон».

Самооценка учащимися учебной деятельности на уроке:

Я доволен (или недоволен) результатами своей работы, так как . Я научился . понял . запом­нил .

Я хотел бы узнать .

IV. Домашнее задание

§ 29 учебника; опережающее задание — подгото­вить сообщение:

— Роль белков, жиров и углеводов в организме человека; заполнить таблицу.

Первая помощь при нарушениях и остановке дыхания

Источник

Биология. Человек и его здоровье (8-й класс). Конспект урока «Значение дыхания. Органы дыхательной системы.»

Разделы: Биология

Класс: 8

На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разных людей отличаются друг от друга, познакомятся с болезнями верхних дыхательных путей и их профилактикой.

(Прим. К уроку прилагается компьютерная презентация.)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт.

Задачи урока: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”.

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Изучение нового материала

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

(Учитель вместе с классом обсуждает данный вопрос и переходит к сообщению целей урока, подводит к нужным выводам.)

I. Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Ответ: Через кровь.

Читайте также:  Тест мое здоровье для учителей

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.)

Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

(Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.)

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

II. Строение органов дыхания

Воздухоносный путь начинается с носовой полости.

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

1. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости.

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

2. Строение гортани. Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником.

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

Задание. На рисунке 65 вашего учебника изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт.

(Ученики дают ответы.)

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Читайте также:  Здоровье дороже чем работа

(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

Ответ: При выдохе.

Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?)

В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

3. Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

III. Заболевания дыхательных путей.

Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Иногда они вызывают различные заболевания: грипп, ангину, дифтерию, гайморит, фронтит.

В некоторых костях черепа имеются воздушные полости – пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной – гайморовы пазухи. Они усиливают звуки речи и придают им дополнительные оттенки. Форма голосовых связок и гайморовых пазух индивидуальна. Поэтому голос каждого человека неповторим, и мы различаем людей по голосу.

Грипп, ангина, ОРЗ могут вызвать воспаление слизистых оболочек пазух – гайморит и фронтит. У человека нарушается носовое дыхание, выделяется гнойная слизь из носа.

Профилактика. Необходимо лечение у отоларинголога.

Голосовые связки могут пострадать от крика, курения, алкоголя.

Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (из лимфоидной ткани), они содержат множество лимфоцитов и служат для защиты от инфекции. Воспаление миндалин называют тонзиллитом.

За мягким нёбом находятся глоточные миндалины – аденоиды. При их воспалении затрудняется дыхание.

При дифтерии (в пер. петля) воспаляются миндалины: на них возникают дифтерийные плёнки-налёты серо-белого цвета. Опухает шея. Из-за токсинов страдает сердце – миокардит.

Профилактика. Людям делают прививку от дифтерита.

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

Закрепление изученного материала

Просмотр учебного видеофильма (5мин.).

Вопросы на повторение

1. Для чего мы дышим?
2. Почему нельзя разговаривать во время еды?
3. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?

Тест “Дыхательная система”

1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

4. Как влияет крик на голосовые связки?

А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи.

Итоги урока. (Оценки за активную работу на уроке, за тест. Домашнее задание: п. 26, ответить на вопросы стр.138-139)

Источник

Adblock
detector