МБОУ гимназия №3
Пролетарск Ростовская область
Основные уровни, модели и критерии здоровья
Понятие здоровья можно рассматривать в трех уровнях:
- Общественный уровень — характеризует состояние здоровья большого контингента населения, например города, страны или всего народонаселения Земли.
- Групповой уровень — обусловлен спецификой жизнедеятельности людей, составляющих семью или коллектив, т. е. людей, объединенных профессиональной принадлежностью или условиями совместного проживания.
- Индивидуальный уровень — на этом уровне человек рассматривается как индивидуум, этот уровень определяется генетическими особенностями данного человека, образом жизни и т. п.
Каждый из рассмотренных уровней здоровья тесно связан с двумя остальными.
По современным представлениям здоровье на 50 % зависит от образа жизни, на 20-25 % — от наследственности, на 20-25 % — от действия факторов окружающей среды (включая профессиональную среду) и лишь на 5-10 % от уровня развития здравоохранения. Эти цифры очень приблизительны и недостаточно обоснованы, они базируются на экспертных оценках. На наш взгляд, роль наследственности следовало бы увеличить за счет роли образа жизни, поскольку известно, что при благоприятной генетической базе порой даже очень нездоровый образ жизни долго не приводит к серьезным заболеваниям. На бытовом уровне человеку свойственно придавать преувеличенное значение медицине и лекарствам, возлагая ответственность за свое здоровье на медицину, и недооценивать значение своих вредных привычек и образа жизни. В то же время следует иметь в виду, что человек сам отвечает за свое здоровье, медицина лишь иногда способна исправить ошибки человека в отношении к своему здоровью.
В последние десятилетия, особенно на постсоветском пространстве, в послеперестроечный период общее настроение людей таково, что им свойственно преувеличивать значение экологического неблагополучия как причины болезней. Причиной этого является изменение отношения к экологической информации, значительно большая открытость и прозрачность в данной сфере. Огромную роль сыграла в этом вопросе чернобыльская катастрофа, повлиявшая на сознание миллионов людей. Все это демонстрирует роль психологического фактора в формировании отношения к данной проблеме; разумное, взвешенное отношение к возможным причинам своих болезней у людей встречается далеко не всегда.
Возвращаясь к определению ВОЗ, следует еще раз обратить внимание, что в преамбуле устава ВОЗ здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие заболеваний или патологических состояний. Это определение, как уже говорилось, имеет несколько идеализированный характер и описывает состояние, которого следует стремиться достигнуть. Оно не предоставляет ни критериев, ни методов оценки здоровья. В то же время можно выделить ряд признаков, характеризующих состояние здоровья.
Можно сказать, что если человек здоров, то выполняются следующие условия:
- Основные функции организма на различных уровнях организации (целостный организм, органный, тканевой, клеточный, субклеточный) характеризуются динамическим равновесием в пределах статистических норм, выявленных в результате соответствующих медико-биологических исследований.
- Поддерживается динамическое равновесие организма и его функций в конкретных условиях внешней среды.
- Человек полностью социально адаптирован, способен к выполнению своих социальных функций и развитию.
- Организм способен приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, способен поддерживать гомеостаз и обеспечивать разностороннюю деятельность.
- Признаки болезни или болезненного состояния отсутствуют.
- Имеет место физическое и психологическое благополучие человека.
Помимо этих важных данных, необходимо сказать о так называемых различных концептуальных моделях здоровья (Хижняк М. И., Нагорная А. М., 1995). В каждой концептуальной модели понятие здоровья наполняется новым содержанием.
Рассмотрим и прокомментируем эти модели:
- Медицинская, или функциональная модель здоровья. Эта модель находится на вооружении у практической медицины. Здоровьем в данном случае считается отсутствие болезни, выявляемой объективными методами. Врач в результате медицинского осмотра и инструментального обследования либо ставит диагноз (указывает название болезни), либо делает заключение, что пациент «практически здоров» (т. е. не наблюдается явных признаков какой-либо болезни). Инициатором для взаимодействия врача и пациента, как правило, является сам пациент, предъявляющий те или иные жалобы. Очень часто, несмотря на наличие большого количества жалоб, врач не находит болезненных изменений в организме. В таком случае пациент часто обращается к другому врачу. Хорошо известно, что несмотря на убежденность врачей в отсутствии заболевания и разъяснение этого пациентам, некоторые пациенты не чувствуют себя лучше
Наоборот, многие люди, явно страдающие хроническими заболеваниями, часто не обращаются к врачу, пока симптомы не слишком их беспокоят. Иными словами, не следует забывать, что здоровье — это еще и то, что человек чувствует (насколько здоровым он сам себя ощущает). Отсюда становятся понятными ограничения функциональной модели здоровья. - Биологическая модель здоровья — основана на представлении о том, что здоровым считается человеческий индивид, у которого не выявлено отклонений от определенного биологического показателя (нормы). Нужно отметить, что большинство биологических и иных наук практически стоят на службе у медицины, и их достижения быстро внедряются для лучшего понимания сути заболеваний и разработки способов их раннего выявления и эффективного лечения. Сегодня существует огромное количество инвазивных и неинвазивных методов исследований, позволяющих довольно точно определить степень повреждения различных органов и систем, характер нарушений обмена веществ, накопления в организме токсических компонентов и т. д. Современная молекулярная генетика позволяет с абсолютной точностью указать наличие в организме дефектных генов или каких-то вариантов генов и генных констелляций (сочетаний), имеющих отношение к определенным видам заболеваний. В самом грубом варианте у больного берут какие-то анализы и сопоставляют их результаты с нормативными показателями, в самом тонком и изощренном — результаты детального изучения органов и систем больного (в том числе на молекулярном уровне) сопоставляются со всей имеющейся мировой информацией о том или ином заболевании, его признаками и характеристиками, причем часто с привлечением консультаций лучших специалистов, например по Интернету, в он-лайновом режиме. К недостаткам такой модели относятся сложность в установлении норм биологического здоровья (порой неясно, где кончается норма и начинается патология) и недостаток наших знаний о многих заболеваниях, несмотря на весь прогресс медицины. Нетрудно видеть также, что эта модель — самая затратная и дорогостоящая при ее практической реализации.
- Биосоциальная модель здоровья — рассматривает комплекс биологических и социальных признаков здоровья в их единстве, причем социальным признакам придается первостепенное значение. При этом имеется в виду, что человека нельзя рассматривать только как биологический объект. Человек — существо социальное, характеризующееся интеграцией в обществе, связями с другими людьми, социальными функциями и т. д. С этих позиций особенно важным становится психическое здоровье человека, его психологическая устойчивость, поведение человека как элемент его социальной интеграции. В настоящее время имеется ряд международно-признанных инструментов (опросников, шкал, тестов), позволяющих оценить социальный и психологический аспект здоровья человека.
- Ценностная модель здоровья — предусматривает оценку значимости здоровья для человека и общества. Преобладание тех или иных ценностей влияет на процесс принятия решений в обществе и семье. Например, если семья рассматривает здоровье как ведущую ценность, то в этой семье, очевидно, много внимания будет уделяться здоровому образу жизни, здоровому питанию, будут систематически тратиться определенные средства на оздоровление
В обществе же, в котором преобладают другие ценности, люди, как правило, предпочитают не задумываться о состоянии здоровья до тех пор, пока не потребуется срочное медицинское вмешательство. Здесь мы вновь сталкиваемся с психологическим аспектом восприятия ценностей высокого порядка. - Интегральная модель здоровья — по идее она должна включать всю сумму факторов: медицинских, биологических, социальных, личностных и т. д. По сути, это больше философская, чем практическая модель. Тем не менее, возможно, будут разработаны критерии, которые позволят объединить очень большое число параметров, отражающих все возможные измерения здоровья, и интегрировать их в единую модель, имеющую в том числе и некую числовую оценку.
На этом мы вплотную подходим к проблеме измерения (оценки уровня) здоровья. Несмотря на всю сложность и неоднозначность самого понятия здоровья, на самом деле существует множество подходов и приемов, позволяющих его измерить и выразить количественно. Последнее имеет большое значение для наблюдения за динамикой здоровья, оценки его связи с изменениями качества окружающей среды, что интересует нас в первую очередь.
Copyright © 2015 МБОУ гимназия №3 Пролетарск Ростовская область
Источник
Рефераты по медицине
Показатели индивидуального здоровья
ГОУ ВПО «Сибирская государственная
автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»
Кафедра физического воспитания
Тема: Показатели индивидуального здоровья.
Выполнил: студент 1 курса
заочной формы обучения
Глава 1. Понятие здоровья
1.1 Виды здоровья
1.2 Признаки здоровья
1.3 Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях
1.4 Здоровый образ жизни
Глава 2. Показатели индивидуального здоровья
2.1 Группы здоровья
2.2 Факторы здоровья
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья. Как правило занятия физкультурой у бакалавра и специалиста проходят в форме активного отдыха.
Отдых — состояние покоя или такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Труд и отдых неразрывно связанны между собой в учебной, производственной и других сферах деятельности человека. Недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности. Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени.
Глава 1. Понятие здоровья
Здоро́вье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.
Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.
На 2011 год в сфере психологии здоровья изучается преимущественно поведение, связанное со здоровьем — виды, факторы, способы изменения.
Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля. Всемирный день психического здоровья — 10 октября.
В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
При этом под физическим здоровьем понимается текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
1.1 Виды здоровья
Психическое здоровьерассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.
Социальное здоровьепонимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Однако определение понятия здоровья, данное экспертами ВОЗ, не раскрывает цель его сохранения и важность для человека. С точки зрения целевой функции здоровья, В.П. Казначеев (1975) дает следующее определение данного понятия: «Здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, психических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни».
Исходя из этого определения, целью здоровья является: «обеспечение максимальной продолжительности активной жизни».
1.2 Признаки здоровья
Анализ существующих определений понятий здоровья позволил выявить шесть основных признаков здоровья.
1. Нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации — клеточном, гистологическом, органном и др. Нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
2. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов внешней среды или статическое равновесие (гомеостаз) организма и среды. Критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.
3. Способность к полноценному выполнению социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
4. Способность человека приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). Здоровье отождествляют с понятием адаптация, так как, чтобы система могла сохраняться, она должна изменяться, приспосабливаться к переменам, происходящим в окружающей среде.
5. Отсутствие болезней, болезненных состояний и болезненных изменений.
6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов.
Считают, что оценку здоровья следует проводить в динамике для каждого отдельного человека, в соответствии с его индивидуальными особенностями и текущим состоянием. Понятие индивидуального здоровья отражает здоровье, свойственное конкретному человеку. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д. Для полного представления, учета индивидуальных показателей здоровья человека в настоящее время выделяют восемь основных групп показателей индивидуального здоровья (таблица 1), значительная часть их может быть выражена количественно, что позволяет получить суммарную величину уровня здоровья, кроме того, динамика показателей индивидуального здоровья позволит судить о состоянии и перспективах здоровья данного человека.
1.3 Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях
1) Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.
2) Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.
3) Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.
4) Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом; определяется как «наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья через организованные усилия и осознанный выбор общества, организаций, государственное и частное, общинное и индивидуальное». Методы профилактики общественного здоровья — внедрение образовательных программ, разработка политики, обслуживания, а также проведение научных исследований.
С понятием общественного здоровья связано понятие вакцинации. Большое положительное воздействие государственных программ в области здравоохранения широко признаётся. Отчасти в результате политики в области здравоохранения в XX веке зарегистрировано снижение смертности младенцев и детей, а также постоянное увеличение продолжительности жизни во многих частях мира. Например, подсчитано, что средняя продолжительность жизни американцев увеличилась с 1900 г. на 30 лет, а во всём мире — на шесть лет.
1.4 Здоровый образ жизни
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций [23], для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Глава 2. Показатели индивидуального здоровья
Генетические — генотип, отсутствие дизэмбриогенеза, наследственных дефектов.
Биохимические — показатели биологических тканей и жидкостей.
Метаболические — уровень обмена веществ в покое и после нагрузок.
Морфологические — уровень физического развития, тип конституции (морфотип).
Функциональные — функциональное состояние органов и систем:
резервные возможности, функциональный тип
Психологические — эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы:
тип доминирующего инстинкта
Социально-духовные — целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и степень признания и т.д.
Клинические — отсутствие признаков болезни.
Для индивидуальной оценки здоровья детей и подростков используют группировку детей по состоянию здоровья, разработанную С.М. Громбах и др. В основу группировки положено состояние здоровья организма, оцениваемое по отсутствию или наличию функциональных нарушений, морфологических отклонений, хронических заболеваний и степени их тяжести.
2.1 Группы здоровья
Выделены следующие группы здоровья:
I группа — здоровые;
II группа — здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими отклонениями, функциональными отклонениями после перенесенных заболеваний, страдающие частыми острыми заболеваниями, имеющие нарушения зрения средних степеней;
III группа — больные с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, а также дети с физическими недостатками, значительными последствиями травм, не нарушающими, однако, приспособляемости к труду и иным условиям жизни;
IV группа — больные с хроническими заболеваниями в субкомпенсированном состоянии, затрудняющими приспособление к труду и иным условиям жизни;
V группа — больные в декомпенсированном состоянии, инвалиды I и II групп.
Для характеристики состояния здоровья детских и подростковых контингентов приняты следующие показатели:
заболеваемость по обращаемости определяется путем учета всех случаев заболеваний за год на 100 обследуемых детей и подростков;
индекс здоровья — удельный вес лиц, совершенно не болевших за год в процентах к числу обследованных;
количество часто болеющих детей в течение года. Этот показатель определяется в процентах отношением часто болеющих детей к числу обследованных. При этом часто болеющими считают тех детей, которые в течение года болели четыре раза и более;
патологическая пораженность или болезненность — распространенность хронических заболеваний, функциональных отклонений в процентах к общему числу обследованных. Выявляется в результате углубленных медицинских осмотров.
2.2 Факторы здоровья
В психологии здоровья выделяется три группы факторов, влияющих на здоровье: независимые (предшествующие), передающие и мотиваторы.
Независимые: корелляции со здоровьем и болезнью наиболее сильны.
Факторы, предрасполагающие к здоровью или болезни
Поведенческие паттерны; факторы поведения типа A (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность, мышечное напряжение, убыстренный тип деятельности; высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний) и B (противоположный стиль)
Поддерживающие диспозиции (напр., оптимизм и пессимизм)
Эмоциональные паттерны (напр., алекситимия)
Когнитивные факторы — представления о здоровье и болезни, о норме, установки, ценности, самооценка здоровья и т.п.
Факторы социальной среды — социальная поддержка, семья, профессиональное окружение
Демографические факторы — фактор пола, индивидуальные копинг-стратегии, этнические группы, социальные классы
Совладание с разноуровневыми проблемами
Употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые расстройства)
Виды поведения, способствующие здоровью (выбор экологической среды, физическая активность)
Соблюдение правил здорового образа жизни
Существование в болезни (процессы адаптации к острым эпизодам болезни).
Факторы физического здоровья:
Уровень физического развития
Уровень функциональной готовности к выполнению нагрузок
Уровень мобилизации адаптационных резервов и способность к такой мобилизации, обеспечивающие приспособление к различным факторам среды обитания.
При исследовании различий в здоровье мужчин и женщин Всемирная организация здравоохранения рекомендует использовать не биологические критерии, а гендерные, так как именно они наилучшим образом объясняют существующие различия. В процессе социализации поощряется отказ от самосохранительного поведения у мужчин, реализация рискогенного поведения, направленного на больший заработок; женщин ориентируют на сохранение здоровья как будущих матерей, однако при акценте на такое проявление здоровья, как внешняя привлекательность, вместо здорового функционирования могут возникать характерные женские нарушения — как правило, пищевые расстройства.
Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин зависит от страны проживания; в Европе она достаточна, а в ряде стран Азии и Африки практически отсутствует, что в первую очередь связано с женской смертностью от обрезания половых органов, осложнений беременности, родов и плохо сделанных абортов.
Показано, что врачи предоставляют женщинам менее полную информацию об их заболевании, нежели мужчинам.
К факторам здоровья относятся доходы и социальный статус, социальные сети поддержки, образование и грамотность, занятость / условия работы, социальная среда, физическая среда, личный опыт и навыки сохранения здоровья, здоровое развитие ребенка, уровень развития биологии и генетики, медицинские услуги, гендер, культура.
Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека
Частота сердечных сокращений — 60-90 в минуту.
Артериальное давление — в пределах 140/90 мм рт. ст.
Частота дыхательных движений — 16-18 в минуту
Температура тела — до 37°C (в подмышечной впадине)
С точки зрения здоровья можно определить два уровня артериального давления:
оптимальное: САД менее 120, ДАД менее 80 мм. рт. ст.
нормальное: САД 120-129, ДАД 84 мм. рт. ст.
САД — систолическое артериальное давление.
ДАД — диастолическое артериальное давление.
Заключение
Быть здоровым — естественное желание каждого человека. Здоровье — понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье — это радостное восприятие жизни, высокая трудоспособность. В нашей стране здоровье каждого человека.
Для сохранения и поддержания здоровья людей важное значение имеют условия труда, прожиточный минимум, образ жизни, состояние здравоохранения. Все эти условия жизни людей определяются социальным строем общества. В конечном итоге социальный строй определяет уровень рождаемости, заболеваемости, смертности, продолжительности жизни населения. Эти факторы в свою очередь оказывают положительное или отрицательное влияние на социально-экономический прогресс общества.
Охрана здоровья населения и принципы организации здравоохранения в социалистических и капиталистических странах различны.
Болезни — бич человечества. Сколько сотен и тысяч жизней они уносят безвременно. У скольких людей отнимают радость созидательного труда.
Борьбу с болезнями ведет медицина — одна из самых гуманных наук. Она возникла на заре человеческой культуры и достигла больших успехов. Но далеко еще не все недуги побеждены ею.
На протяжении многих веков главной и единственной задачей врачей было лечить больных. Но вот в медицине появилась новая точка зрения: надо не только лечить, но и предупреждать болезни. Выдающиеся русские врачи еще в прошлом веке считали, что будущее принадлежит предупредительной (профилактической) медицине.
Есть два рода болезней. Одни происходят от заражения микробами и вирусами, проникающими в организм извне. Это инфекционные заболевания. А другие возникают большей частью от нарушения режима труда и отдыха, неправильного питания, от охлаждения, перегрева, плохого освещения, неправильной осанки, вредных привычек.
Если человек крепок, закален, то его организм может активно сопротивляться и тем и другим болезням. У ослабленных же людей сопротивляемость снижена, и они часто болеют.
Итак, самое верное средство борьбы с любыми болезнями — укрепление здоровья. Как же его укрепить? Для этого есть немало средств: физкультура и спорт, закаливание, соблюдение правил гигиены, хорошее питание.
Библиографический список
1) Здоровье, состояние организма // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907.
2) Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение». Учебное пособие (под редакцией В.С. Лучкевича и И.В. Полякова). — СПб., 2005.
3) Денисов Б.П. Оценка состояния здоровья населения России // Международный журнал медицинской практики, 2005, № 3.
4) Яблоков А.В. Здоровье человека и окружающая среда. — М. 2007. — 186 с. — ISBN 978-5-903709-01-4.
5) Физкультура и труд”.А. B. Жеребцов. Москва. 1986.
6) «Популярная медицинская энциклопедия”. Главный редактор академик Б.В. Петровский. Москва. 1981.
7) «Быт и культура”. Составитель Ф.А. Александров. Редактор Н. Султанова. Москва. 1978.
Источник