Потребности человека: биологические, социальные, духовные. Интересы человека.
Содержание:
↑ Потребности человека. Основные виды потребностей.
Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности — это внутренний побудитель активности человека.
Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.
Биологические потребности (органические) связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.
Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.
Данный вид потребностей свойственен всем живым существам. Их также называют естественные, физиологические, природные, биогенные, органические или витальные («vita» — «жизнь»).
Социальные потребности — это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
Духовные (идеальные) потребности — это потребности в самореализации, создании прекрасного, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
↑ Пирамида потребностей А. Маслоу
Из множества различных классификаций потребностей самой популярной является иерархическая (иерархия — размещение элементов от низших к высшим) пирамида психолога Абрахама Маслоу.
ПЕРВИЧНЫЕ (ВРОЖДЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ
Первые две ступени являются первичными или врожденными, так как если эти потребности не удовлетворены, человек не сможет заниматься другой деятельностью, а все его устремления будут направлены на реализацию именно этих потребностей. Например, если он голоден, то все его мысли, желания и действия будут о еде. От этого зависит жизнь человека. К таким потребностям относятся физиологические и экзистенциальные.
Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, дыхании, убежище, отдыхе и воспроизводстве рода.
Экзистенциальные включают потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
ВТОРИЧНЫЕ (ПРИОБРЕТЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ
Все остальные потребности А. Маслоу определил как вторичные или приобретенные.
Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви, в социальных связях, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности.
Престижные или, другими словами, потребности в самоуважении, оценке или уважении со стороны других людей, признании, в достижении успеха и высокой оценке, служебном росте.
Престиж — это мера признания обществом заслуг человека.
У каждого человека в большей или меньшей степени есть потребность в соперничестве, стремлении выделиться, быть лучше кого-либо, в уважении со стороны окружающих. Поэтому стремление добиться более высокого положения в обществе, поступить на престижные, популярные факультеты, сделать карьеру, добиться благополучия — и есть престижные потребности.
Следующие три вида потребностей (познавательные, эстетические и духовные) являются стремлениями «души» и считаются высшими потребностями человека.
Познавательные потребности — это исследование окружающего мира, действительности с целью получения новых знаний, впечатлений, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Также их называют когнитивными потребностями.
Эстетические потребности — это духовное стремление человека к гармонии и красоте, искусству и творчеству. Благодаря этим потребностям в мире существуют театры, выставки, музеи, картинные галереи, балет, музыка и танцы.
На самой верхней ступеньке находятся духовные потребности или потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности (саморазвитие, самосовершенствование).
Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними.
Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение
человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Если базовые потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т. п.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности — искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
↑ Интересы и склонности
Интересы возникают на основе потребностей.
Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.
Существует несколько классификаций интересов:
- по направленности: социальные, экономические, политические, духовные;
- по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные;
- по содержанию: непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);
- по характеру субъекта: национальные, государственные;
- по уровню деятельности: пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).
- по возможности их реализации: реальные, мнимые;
Рассматривая понятие «интерес», мы должны сравнить его с понятием «склонности», так как они являются результатом потребности человека в определённой деятельности. Интерес — это направленность человека на предмет, а склонность — на деятельность. Например, когда говорят, что юноша интересуется футболом, то подразумевают, что он любит смотреть футбольные матчи, собирает информацию о знаменитых футболистах или командах, а когда говорят, что у юноши склонности к футболу, то это означает, что он хорошо играет в футбол.
Склонность — направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Источник
5.2. Понятие о личности. Соотношение биологического и социального в человеке. Темперамент и характер
Основная роль в формировании психосоциального статуса человека принадлежит личности.
Проблема личности издавна интересует не только философов, психологов, но и врачей, политиков и писателей. Она относится к числу самых сложных и трудных проблем. Об этом говорит и то обилие разноречивых концепций и определений личности, которые существуют. Трудно дать всеобъемлющее определение личности. Известное определение личности, данное К. Марксом, рассматривающим личность “как совокупность общественных отношений”, выражает ту мысль, что личность не может быть правильно понята вне системы общественных отношений, ибо она возникает только с появлением человека как социального существа. Личность — это человек как член общества, с которым он вступает в неминуемые отношения. Именно личность как высшее проявление индивидуальности человека обеспечивает сложнейшую систему отношений его с действительностью, систему взаимоотношений в разных меняющихся обстоятельствах общественной среды. О важности личности гласит изречение Гете: “Народы, рабы и победители всегда признавали, что высшее благо человека- его личность”.
Человек, выступая как личность, как индивидуальность, привносит свою уникальность в социальные ситуации и события. Это свидетельствует о непрерывном взаимодействии и взаимопроникновении внешних факторов и внутренних условий, иными словами “социальные обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят эти обстоятельства” (К. Маркс и Ф. Энгельс). Внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия. Невозможно поэтому рассматривать человека, его поведение, его деятельность без учета его личности. Так, реакция на различные обстоятельства жизни у человека будет обуславливаться не только их объективным значением, но и личным субъективным отношением к ним человека, иначе говоря, “явления внешнего мира влияют на него (человека) постольку, поскольку ими вызываются явления во внутреннем мире” (А. Шопенгауэр).
Проблема личности включает в себя вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. В характеристику личности входят такие врожденные ее элементы как темперамент и характер.
Темперамент (от лат. temperamentum — возбудимость, восприимчивость) характеризует темп реагирования и течения психической жизни. Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны индивидуальные их качества. Не существует двух одинаковых людей, двух однотипных индивидуальностей.
Попытка классифицировать индивидуальность человека на основании психофизических особенностей предпринималась на протяжении всей истории развития учения о человеке. Со времен великих медиков Гиппократа и Галена говорят о четырех темпераментах: живом, подвижном или сангвиническом; бурном, порывистом или холерическом; вялом, медлительном или флегматическом и грустном, робком, нерешительном — меланхолическом темпераменте. Но темперамент является лишь основой, из которой формируются другие более специфические, совершенные, значимые для человека качества индивидуальности. Таким более высоким уровнем индивидуальности является характер.
Характер — это психическое своеобразие человека, индивидуальный тип психических реакций в ответ на действие непосредственных раздражений и впечатлений действительности. Характер больше всего зависит от меняющихся влияний среды, более полно, чем темперамент, адаптирует человека к действительности.
Издавна исследователи отмечали связь между конституцией человека и его характером. В 1921 г. появилось исследование немецкого психолога Э. Кречмера “Строение тела и характер”, где он показал зависимость между телесным складом и психическим обликом человека. Он подметил существующие неразрывные отношения между пикническим типом телосложения и общительностью, добродушием, склонностью к жизнеутверждающему оптимизму этих лиц. Наоборот, лицам с астеническим типом телосложения, как правило, оказывались присущи большая степень замкнутости, погруженности в мир собственных переживаний. Промежуточный тип — атлетический — характеризовался как наиболее гармоничный в его физическом и психическом содержании.
Чрезвычайно ценные работы по медицинской характерологии принадлежат нашим выдающимся психопатологам С.А. Суханову и П.Б. Ганнушкину, которые дали яркое описание истерического, психастенического или тревожно-мнительного, эпилептического и циклотимического характеров, сохраняющее значение до сих пор.
С учетом темперамента и характера, этих врожденных свойств организма, определяющих его индивидуальность, можно говорить, что “личность у каждого человека имеет такие же определенные признаки, как формы его тела, черты его лица” (С.С. Корсаков). Таким образом, характер реагирования человека на внешние условия, диапазон его жизненных возможностей, наконец, “мера возможного для него счастья” (А. Шопенгауер) зависят от личности, ее индивидуальности.
Способы жизненного реагирования представляют собой констелляцию разных факторов, среди которых личность, темперамент играют определяющую роль. Так, меланхолик примет за трагедию то, в чем сангвиник увидит лишь интересный инцидент, а флегматик — нечто, не заслуживающее внимания. С этих позиций находит объяснение и тот факт, что различные жизненные потрясения, как смерть близких, измена, конфликты, незаслуженные оскорбления, являясь психическими травмами, вместе с тем могут вызывать или не вызывать невроз. Исход в болезнь определяется особенностями личности, ее отношений, ее нестойкостью и неспособностью правильной переработки событий и впечатлений реальной действительности.
Вот эта значимость субъективного отношения человека к социальным воздействиям обретает особый смысл применительно к жизни людей в пожилые и старые годы. Жизненный путь — это индивидуализированное преломление личностью движения социально-исторической действительности. Поэтому любой период жизни, особенно предстарческий и старческий, следует рассматривать в концепции целостности жизненного пути.
Источник