Приказ Министерства культуры РФ от 6 декабря 2019 г. N 1905 «Об утверждении правил предоставления и размещения общедоступными библиотеками находящейся в их фондах информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
В соответствии с абзацем шестым подпункта «г» пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 18, ст. 2217) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые правила предоставления и размещения общедоступными библиотеками находящейся в их фондах информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра культуры Российской Федерации О.С. Ярилову.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июля 2020 г.
Регистрационный N 59077
Минкультуры установило правила размещения в библиотеках информационной продукции с маркировкой «18+» или «запрещено для детей» и ее выдачи пользователям.
Библиотеки должны соблюдать требования к возрастной маркировке информационной продукции и выдавать ее в соответствии с возрастом читателей. Фонды детской литературы должны быть пространственно изолированы от литературы для взрослых.
Продукция для взрослых должна размещаться либо в отдаленном от общего зала помещении, закрываемом на ключ, либо в отдельном книжном шкафу вне доступа к нему детей, либо в отдельном зале для взрослых посетителей.
Сотрудник библиотеки обязан отказать несовершеннолетнему в выдаче продукции для взрослых и предложить ему имеющуюся продукцию для его возраста.
Приказ Министерства культуры РФ от 6 декабря 2019 г. N 1905 «Об утверждении правил предоставления и размещения общедоступными библиотеками находящейся в их фондах информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июля 2020 г.
Источник
План мероприятий, направленных на защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию в 2018-2019 учебном году
о видах информации, способной причинить вред их здоровью и развитию детей, и ее негативных последствиях;
о способах незаконного распространения информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания).
Обучение школьников правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях.
учителя информатики и ИКТ
Обучение правилам безопасности при пользовании компьютерными и иными электронными играми.
учителя информатики и ИКТ
Проведение специальных уроков по медиабезопасности в рамках курса ОБЖ
Проведение классных часов, направленных на предупреждение социального, расового, национального и религиозного неравенства
По плану воспитательной работы в классе
Заместители директоров по воспитательной работе
Проведение педсоветов, совещаний по вопросам обеспечения информационной безопасности детей.
Руководители общеобразовательных учреждений, учителя информатики
Внедрение в практику: формирование у обучающихся компетентности пользования Интернетом, обеспечивающее их безопасность в интернет-пространстве.
Специалисты управления образования, руководители ОУ
Проведение ревизии библиотечного фонда на выявление литературы, причиняющей вред здоровью и развитию детей, ограниченной и запрещенной для распространения среди детей
Методисты информационно- методического центра библиотекари
Проведение сверки имеющегося библиотечного фонда и поступающей литературы с федеральным списком экстремистских материалов, размещенном на сайте Минюста РФ,
Методисты информационно- методического центра библиотекари
Разъяснительная работа с родителями, направленная на защиту детей от негативного влияния СМИ (на родительских собраниях).
«О негативном влиянии агрессивного контента СМИ и иных СМК на детскую психику и способах его предупреждения».
«О нормах № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Специалисты управления образования
Заместители директоров по УВР
Индивидуальное консультирование и обучение родителей по вопросам:
— профилактика формирования интернет и игровой зависимости у детей;
— применению эффективных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и нежелательных для них контактов в сетях;
— формирования навыков защиты персональных данных.
Руководители ОУ, педагога-психологи, социальные педагоги
Привлечение родительской общественности, к организации и проведению мероприятий,
направленных против насилия и жестокости в СМИ
Специалисты управления образования. Руководители ОУ
Источник
Работа библиотеки в условиях Закона № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Вы здесь
С 1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный Закон распространяется на всех, кто по определению п. 12 ст. 2 осуществляет «оборот информационной продукции»: издатели, книготорговцы и библиотеки. Сегодня нам необходимо решить, как мы будем внедрять нормы Закона № 436-ФЗ в практику.
1. В понятийном аппарате Закона № 436-ФЗ отсутствуют определения понятий «распространитель информационной продукции» и «производитель информационной продукции». Исходя из норм закона, и издатели, и книготорговцы, и библиотеки могут одновременно выступать как в роли производителей, так и распространителей информационной продукции. А значит, согласно п. 1 ст. 6 они обязаны самостоятельно заниматься ее возрастной классификацией до начала оборота — предоставления или распространения, включая продажу, выдачу из библиотечных фондов, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях и т. д.
Отсутствие в Законе № 436-ФЗ разграничения зон ответственности между «производителем» и «распространителем» информации обязывает общедоступные библиотеки проводить возрастную классификацию всего библиотечного фонда.
2. В понятие «информационная продукция» (п. 5 ст. 2) включены и печатная, и аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, базы данных, а также продукция средств массовой информации, которыми комплектуются библиотеки.
В соответствии с нормами Закона № 436-ФЗ возрастной маркировки требует вся информационная продукция, независимо от срока ее поступления в фонды, за исключением печатной, выпущенной в оборот до дня его вступления в законную силу (п. 2 ст. 23).
Впрочем, несмотря на то что закон разрешает не размещать знак маркировки на такой печатной продукции, выдача документов из библиотечного фонда все равно должна осуществляться в соответствии с возрастом, поэтому библиотекам придется либо заниматься маркировкой каждого документа, либо преодолевать правовые барьеры каким-либо иным способом.
3. Невыполнимые дополнительные требования к обороту информационной продукции — размещение в стенах одной библиотеки отделов, обслуживающих детей, и отделов, работающих со взрослыми, на расстояние не менее чем 100 м друг от друга. В пункте 3 ст. 16 Закона № 346-ФЗ установлено, что «информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций».
Обслуживание взрослых и детей зачастую ведется в стенах одной библиотеки, что противоречит нормам.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 78-ФЗ «О библиотечном деле» граждане, достигшие 14-летнего возраста и имеющие паспорт, имеют право записаться в библиотеку. Но по возрастной градации, положенной Законом № 436-ФЗ в основу классификации информационной продукции, эти граждане отнесены к категории «дети».
Закон вступил в законную силу, и его неисполнение наказуемо в соответствии со ст. 4.5, 6.17, 13.21, 19.5, 23.1 и 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Не вдаваясь в детали, акцентируем внимание лишь на том, что нарушение норм Закона № 436-ФЗ (если действие не содержит уголовно наказуемого деяния) влечет за собой для юридических лиц наложение значительных сумм штрафа и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В связи с этим игнорировать Закон № 436-ФЗ невозможно, и придется принимать меры по его исполнению.
Необходимо принять управленческие решения на тех участках библиотечной работы, которые попадают под действие Закона № 436-ФЗ, а именно: комплектование библиотечного фонда, каталогизация, обслуживание пользователей, организация массовых (зрелищных) мероприятий.
Комплектование и каталогизация
Начиная с 1 сентябрям 2012 г. библиотек должны комплектоваться документами, снабженными возрастной маркировкой.
Вопросы маркирования информационной продукции в печатных и сетевых СМИ, информационных агентствах, электронных периодических изданиях, распространяемых на электронных носителях, разъяснены в рекомендациях, принятых Роскомнадзором и Минсвязи.
«Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции» были утверждены Минкомсвязи России 22.01.2013 № АВ-П17-531. В них ответственность за оборот печатной (книжной) продукции без знака информационной продукции или с нарушением положений о возрастных ограничениях возложена в равной степени на распространителя и на производителя.
Ввиду этого библиотекам рекомендуется при заключении договоров с поставщиками печатной продукции включать в эти договоры специальный пункт, который перекладывал бы ответственность за размещение знака информационной продукции на поставщика, а в случае несоблюдения им этого пункта договора предусматривал требование возместить убытки, понесенные в результате допущенного нарушения.
Поскольку механизмы реализации Закона № 436-ФЗ в отношении возрастной маркировки четко не определены, а согласно его нормам библиотеки участвуют в обороте информационной продукции и несут ответственность за наличие возрастной маркировки на информационной продукции наравне с издателями и книгораспространителями, нам необходимо организовать проведение классификации печатной и аудиовизуальной продукции, поступившей в библиотеку без соответствующего знака после 1 сентября 2012 г. — даты вступления Закона № 436-ФЗ в законную силу.
Из-под действия Закона № 436-ФЗ выведена научная, научно-техническая и статистическая информация, а также информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную и культурную ценность. В связи с этим библиотека сама составляет перечень объектов библиотечного фонда, не подлежащих классификации, и утверждает его внутренним нормативным актом.
Обязанность по размещению знака информационной продукции следует возложить на отдел комплектования или специалистов, занимающихся комплектованием библиотечного фонда.
Кроме того, комплектаторам необходимо вменить в обязанность рассылку поставщикам уведомлений об обязательности размещения знака информационной продукции на изданиях, поставляемых в библиотеку. При отсутствии такого знака на изданиях, поступающих в библиотеку, сведения о возрастной классификации должны запрашиваться у поставщика, который указывает их в сопроводительных документах.
Комплектаторам и каталогизаторам с привлечением специалистов, отвечающих за автоматизацию библиотеки, следует обеспечить наличие знака информационной продукции при создании библиографической записи и формировании электронного каталога библиотеки.
Обслуживание пользователей
Выдача изданий, имевшихся в фондах до 1 сентября 2012 г., должна осуществляться в соответствии с возрастной классификацией.
Печатные издания, имевшиеся в фондах до 1 сентября 2012 г., не требуют наличия знака информационной продукции. Тем не менее их выдача из библиотечных фондов должна производиться в соответствии с возрастной классификацией. В связи с этим во исполнение норм Закона № 436-ФЗ при обслуживании пользователей печатные (книжные) издания, имеющие указание на целевую возрастную группу, целесообразно соотнести с соответствующими возрастными категориями, предусмотренными п. 3 ст. 6 и обозначаемыми знаками информационной продукции в графической форме согласно требованиям, изложенным в п. 1 ст. 12. Издания для дошкольного возраста (0-6 лет) будут соответствовать знаку информационной продукции 0+, для младшего школьного возраста (7-11 лет) — 6+, для среднего школьного возраста (12-15 лет) — 12+, для старшего школьного возраста (16 и старше) — 16+.
Целесообразно также размещать информацию о введенной возрастной классификации информационной продукции на кафедрах выдачи литературы в читальном зале и абонементе.
Доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-коммуникационных сетей (в т. ч. сети Интернет), организуется в соответствии с требованиями ст. 14, в которой основным условием ее предоставления является применение технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Работники, связанные с обслуживанием пользователей в сети Интернет, должны нести персональную ответственность за информационную безопасность детской читательской аудитории.
Если библиотека имеет веб-сайт, зарегистрированный в качестве средства массовой информации, то в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 346-ФЗ на основном меню сайта обязательно должен содержаться знак возрастной классификации. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно.
Массовые (зрелищные) мероприятия
Соблюдать основные положения Закона № 436-ФЗ придется и при организации массовых мероприятий в библиотеке, работа над которыми традиционно начиналась с определения темы, читательского и целевого назначения, формы проведения и т. д. С введением в действие Закона № 436-ФЗ обязательными элементами станут возрастная классификация информации, распространяемой посредством зрелищного мероприятия, и нанесение знака информационной продукции при подготовке афиш или иных объявлений о зрелищных мероприятиях и выставках (п. 6 ст. 11).
При этом сама информационная продукция, демонстрируемая посредством зрелищного мероприятия, наличие знака возрастной маркировки не потребует (подп. 4 п. 4 ст. 11).
Организация кино- или видеопоказа в библиотеках должна осуществляться в соответствии с порядком, разработанным Министерством культуры РФ.
Необходимым условием для проведения зрелищного мероприятия является наличие знака информационной продукции у демонстрируемых кино- или видеофильмов и звуковое сообщение о недопустимости или об ограничении присутствия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий перед началом кино- или видеопоказа.
Роскомнадзора «Рекомендации средствам массовой информации по применению Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (вместе с «Рекомендациями по применению Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»)
3. При производстве и распространении периодических печатных изданий
Знак информационной продукции указывается: на первой полосе периодического печатного издания и должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационной продукции, распространяемой в данном выпуске периодического печатного издания.
В соответствии со ст. 27 Закона РФ «О средствах массовой информации» каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше логотипа издания или шрифтов, используемых на полосе, при этом шрифт знака информационной защиты по начертанию, цвету должен отличаться от основного шрифта и цветных подложек, используемых на первой полосе периодического печатного издания.
Выпуск и распространение периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера, допускается без размещения знака информационной продукции.
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
2. Порядок размещения знака информационной продукции и текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании (утв. приказом Министерства культуры РФ от 16.08.2012 № 893).
3. Рекомендации средствам массовой информации по применению Федерального закона «О защите дет от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (информационное сообщение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор и Министерства связи и массовых коммуникаций от 04.09.2012).
4. Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите дет от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции (утв. Минкомсвязи России 22.01.2013 № АВ-П17-531).
5. Порядок проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей (утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 29.08.2012 № 21.
Источник