Здравушке (литературная викторина для 1–4-х классов по произведениям российских детских писателей, посвященная месячнику здоровья) Тема
Экскурсия по стране «ЗДРАВУШКе»
(литературная викторина для 1–4-х классов по произведениям
российских детских писателей, посвященная месячнику здоровья)
Тема. Сказочное путешествие в страну «Здравушку».
Цель: вспомнить произведения российских писателей, посвященные сохранению здоровья и героев этих произведений.
Оборудование: выставка книг, оформленная доска (надписи названий остановок, кроссворд, магические квадраты).
1. Вступительная часть .
Добрый день! Ну а что это значит?
Значит — день был по-доброму начат,
А урок принесет и удачу,
И здоровье, и радость нам всем.
Когда я говорю вам «здравствуйте», это значит, что я всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека — самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем заботиться о нем лишь тогда, когда его теряем.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие в страну «Здравушку» и помогать в этом путешествии нам будет очень спортивный помощник, всем известный сказочный герой — Буратино.
Буратино: . Давно доказано на деле:
Здоровый дух в здоровом теле,
Об этом забывать нельзя.
Зарядка всем нужна, друзья.
Давайте проведем разминку.
Посмотрим вверх, прогнули спинку.
Руки в крест перед собой.
Покажите радость встречи,
Руки положив на плечи.
Покачались, как качели.
Снова встали, сели, встали.
Пальцы сжали и разжали,
Правда, дети, не устали?
Библиотекарь: Спасибо Буратино за физминутку, но нам пора отправляться в страну «Здравушку».
Буратино: А возьмите меня с собой , я там вам очень пригожусь. Буду ребят в дороге бодрить, и зарядке учить.
Библиотекарь: Ну что ребята возьмем Буратино с собой?
Библиотекарь: Но чтобы попасть в эту страну, нам надо пройти через станцию «Грязнулька», и чтобы не завязнуть там, в непролазной грязи, надо быстро отгадать герои каких произведений живут здесь. Они не любят умываться, чистить зубы, не заботятся о чистоте и о своем здоровье. Давайте попробуем узнать кто же это:
1. В какой сказке Чуковского мальчик не хотел умываться и грязнулею остался? («Мойдодыр»)
2. От какой нерадивой хозяйки убежала вся посуда и почему? (Федора)
3. Какого героя из сказки «Золотой ключик», Мальвина заставляла мыть руки и чистить зубы? (Буратино. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
4. Как прозвали девочку из стихотворения А. Барто с грязным руками, грязными ногами, лицом, утверждавшую, что это она так загорела? (Чумазая. А. Барто «Девочка чумазая»)
5. Как звали злую волшебницу, которая боялась воды и не умывалась 500 лет. Из какого она произведения? (Бастинда. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
6. У какого героя Б. Заходера жутко разболелись зубы, потому что он их никогда не чистил? (Крокодил. Б. Заходер «Ма-тари-кари»)
2. Основная часть.
Молодцы, ребята! Вот мы и проехали эту злополучную станцию. Продолжим наше увлекательное путешествие по стране «Здравушке». А вот и первая остановка в городке «Чистюлька». А какие герои здесь живут, вы мне сейчас скажите, если конечно, вспомните, о ком идет речь в следующих строчках.
1. Кто умывается рано утром, на рассвете? (Мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки. К. Чуковский «Мойдодыр»)
Быстро вскакивал с дивана,
Чистить зубы (этот кто-то)
Никогда не забывал! (дядя Степа С. Михалков «Дядя Степа»)
3. Великий умывальник,
И мочалок командир! (К. Чуковский «Мойдодыр»)
4. Какой герой, и из какой сказки искупался сначала в молоке, затем в кипятке, а потом в воде студеной. И стал такой пригожий. (Иван. П. Ершов «Конек-Горбунок»)
А теперь попробуйте отгадать загадки о предметах, которые есть в изобилии в этом городке.
1. Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое – скорей догадайтесь.
И знайте: большая была бы беда, –
Когда бы не я, да вода.
На грязной, немытой шее
У вас поселились бы змеи
И ядовитыми жалами кололи бы вас, как кинжалами.
А в каждом немытом ухе засели бы злые лягухи,
А если бы вы, бедные, плакали – они бы смеялись и квакали.
Вот, милые дети, какая беда бы была, когда бы не я и вода.
Берите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое – скорей догадайтесь! (Мыло)
2. Костяная спинка
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
3. Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков.
Целый день идти готов. (Душ)
4. Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовая стала. (Губка)
5. Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое? (Полотенце)
6. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков, лесных зверей. (Расческа)
Умницы! И с загадками вы справились и героев всех узнали.
(Стук в дверь. Звучит мелодия песни «Кто людям помогает?». Входит учитель в костюме девушки Ша покляк.
Шапокляк. Здравствуйте, девчонки!
Вы меня узнали? (Да!)
Правильно! Я к вам пришла из книжки.
Историю хочу вам здесь рассказать,
Как из старухи получилась девушка Шапокляк.
Была старуха вредная,
До всего хорошего ненавистная.
Лариска у меня была страшная, серая,
А теперь, посмотрите-ка, совсем почти белая.
За лето это пятнышко обязательно пройдет.
(Показывает детям домашнюю крысу,)
Околдовал меня своим ядом
-Всем известный гадкий
Никотин. Чудище он ужасное,
За мною гонялся,
На жизнь покушался.
Злым ядом околдована,
Жила я много лет,
Травил он нас с Ларискою Дымом сигарет.
Поняла: так больше не могу!
Все, щас лягу — и помру.
Хорошо, что встретился
Мне доктор Айболит,
Дал совет, как жить,
Чтоб Никотина победить.
Стала каждый день.
Книг читаю много,
Прочь прогнала лень.
А еще хожу по свету
И людям помогаю —
От пагубной привычки
И сегодня не случайно
В гости к вам, друзья, пришла.
Стало мне известно, что настигла
Вас страшна я беда.
Разве что-то есть такое,
Что надолго можно скрыть?
Второклассник в вашей школе
Потихоньку стал курить.
У парнишки к сигаретам
Так и тянется рука.
Отстает по всем предметам,
Не узнать ученика.
Начал кашлять этот дурачок
-Вот что значит ядовитый табачок.
Есть у вас такой ребенок? (Нет!)
Хорошо! Раз не травите себя сигаретами,
Я угощу вас сегодня конфетами.
Ребята, если о курящем ребенке вы только услышите,
Обещайте, что письмо мне сразу напишете.
А если промолчите, когда узнаете,
Уваженье, друзья, к себе потеряете.
Библиотекарь : Спасибо Шапокляк, за поучительную историю. Я думаю, что писем Шапокляк от ребят не получит, потому, что наши ребята хорошие, и вредить своему здоровью они никогда не будут.
Буратино : А чтобы здоровье сберечь, я предлагаю сделать зарядку для глаз.
. «Буратино» (зарядка для глаз)
Закрыть глаза и «посмотреть» на кончик своего носа. Считаю медленно от 1 до 8. Представьте, что ваш носик начинает расти, и продолжайте следить за ним закрытыми глазами. А сейчас я буду считать от 8 до 1, а вы, ребята, следите за уменьшением своего носика. Молодцы, можно продолжать!
Библиотекарь : Спасибо тебе Буратино. А наша экскурсия по стране «Здравушке» продолжается. Ну, что?! Отправляемся дальше в путь.
Ехали мы, ехали, и добрались до станции «Не болей-ка». Здесь речь пойдет о докторах, которые помогают справляться с недугами героям сказок и их пациентах:
1. Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Это доктор… (Айболит. К. Чуковский «Доктор Айболит»)
2. Как зовут двух докторов в сказках Носова про Незнайку? (Пилюлькин в Цветочном городе. Медуница в Зеленом городе)
3. Как зовут птичку-стоматолога, которая помогла одному крокодилу, когда у него болели зубы. (Птичка Тари. Ма-Тари-Кари)
4. Кто изобрел «приторный порошок», который готовится следующим образом: надо взять немного шоколаду, немного конфет, добавить печенья, все истолочь и хорошенько перемешать. Средством против чего он является? (Карлсон. Средством против жара)
5. Какой старик-волшебник из сказки Лагина съел за 5 минут 43 порции мороженого и, естественно, заболел. (Старик Хоттабыч)
6. В какой сказке итальянского сказочника героями являются продукты питания, богатые витаминами и растущие в садах и огородах. (Д. Родари. Приключения Чиполлино).
Буратино: А про зарядку вы забыли?
Библиотекарь : Да, ребята, пора нам с вами провести оздоровительную минутку. Буратино, начинай.
Буратино : Упражнение для осанки: стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижмите к полу, руки опустите, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваше тело наливается силой, бодростью, здоровьем. Выполняется 15-20 секунд. Опустите руки и расслабьтесь.
Библиотекарь : Молодец Буратино, я надеюсь, ребята возьмут на вооружение твои упражнения и будут всегда стройными и красивыми.
А мы продолжаем путешествие, последняя остановка «Будь здоров!»
А теперь решим кроссворд.
1. Как называется смесь газов, которой дышат все живые организмы?
2. Перерыв в занятиях, работе для восстановления физических сил.
3. Прозрачная бесцветная жидкость, необходимая всем живым организмам.
4. Точно установленный распорядок дня, жизни.
5. Атлетика, футбол, баскетбол, плаванье и т. д. одним словом.
6. Полезные вещества, которые содержаться в большом количестве в овощах и фруктах.
7. Какой предмет в школе направлен на укрепление здоровья.
8. Гигантский раскаленный газовый шар, который излучает свет и тепло, необходимые человеку для жизни.
В выделенных клетках должно получиться слово «Здоровье».
Вот и подошло к концу наше путешествие на волшебном школьном автобусе по стране «Здравушке». Много станций мы посетили, еще раз встретились с героями всеми любимых книжек. Ну, а теперь скажите мне, что надо делать, чтобы быть здоровым?
Источник
Викторина «Азбука здоровья»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (341 кБ)
Цели: Формировать ЗОЖ. Воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- Формировать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Место проведения: классная комната.
Время проведения: 40 минут.
Возраст: 1-4 классы.
Участвуют 2 команды по 10 человек.
“Название” (до 3 баллов)
Придумать название командам, с учетом тематики данной викторины.
“Дай ответ” (по 2 балла за ответ)
1) Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и для лечения от простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа).
2) В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).
3) Кто такие “моржи”? (Люди, купающиеся зимой в проруби).
4) Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво и под ногтями – микробы, можно заболеть).
5) Назовите зимние виды спорта?
6) Назовите летние виды спорта?
7) Можно ли давать свою расческу другим людям? (Нет, т.к. можно подхватить вшей, кожные заболевания).
8) Кто такие йоги? (Люди, занимающиеся гимнастикой, медитацией).
9) Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник).
10) Сок этого растения используют вместо йода? (Чистотел).
11) Почему нельзя пить воду из реки или лужи? (В грязной воде находятся различные микробы, которые переносят опасные заболевания).
12) Почему нельзя гладить бездомных и чужих кошек и собак? (Можно подхватить блох, клещей, лишай).
3. “Угадай-ка” (по 2 балла за ответ)
Загадки о спорте и здоровье.
1) Его бьют, а он не плачет,
Веселее только скачет. (Мяч)
2) Два колеса подряд,
Их ногами вертят. (Велосипед)
3) Михаил играл в футбол
И забил в ворота . (гол).
4) Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в . (волейбол).
5) гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было.
Что это такое? (Мыло)
6) Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу прыгала,
Всю грязь повымыла. (Зубная щетка)
7) Зубаст, а не кусается.
Как он называется? (Гребень, расческа)
8) Я несу в себе водицу.
Нам водица пригодится.
Можно мыться без хлопот,
Если есть . (водопровод).
4. Ответьте на вопросы: На слайде. Смотреть презентацию.
1. Как называются эти продукты? Какой из этих продуктов предпочтительнее употреблять в пищу? (сосиски, мясо, колбаса, сардельки)
2. Какой молочный продукт благоприятно действует на пищеварительный процесс? (сыр, кефир, мороженное, масло)
3. Какой из этих фруктов богат железом?. Его очень полезно употреблять при анемии. (апельсин, яблоко, груша, мандарин)
4. Какой фрукт полезно употреблять во время простуды? (слива, яблоко, лимон, банан)
5. В каком из этих овощей много фермента роста- каротина? (лук, огурец, картофель, морковь)
6. Как называются эти продукты? Какой из этих продуктов богат кальцием и полезен для укрепления костей, зубов? (масло, сметана, сыр, творог)
5. Конкурс “Анаграммы” На листочках
Нужно собрать слово, связанное со здоровьем. Кто быстрее?
6. Собери пословицу. На листочках.
ЧИСТОТА – ЛУЧШАЯ (КРАСОТА)
ЧИСТО ЖИТЬ — (ЗДОРОВЫМ БЫТЬ)
КТО АККУРАТЕН — (ТОТ ПРИЯТЕН)
ЗДОРОВЬЕ — (ДОРОЖЕ ВСЕГО)
НЕ ДУМАЙ БЫТЬ НАРЯДНЫМ,
А ДУМАЙ БЫТЬ (ОПРЯТНЫМ)
7. Конкурс “Загадки – помощники гигиены”
Соблюдение здорового образа жизни неразрывно связано с правилами гигиены. А в соблюдении правил гигиены нашими помощниками могут быть, кто вы узнаете, отгадав загадки и нарисовав отгадки.
1.Вафельное, полосатое,
Гладкое, лохматое,
Всегда по рукою,
Что это такое? (полотенце)
2. Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам. (зубная щётка)
3.Только ей судья кивнёт
По бревну скакать начнёт!
С длинной ленточкой попляшет
С брусьев ножками помашет
А потом попьёт воды
И ждёт оценок за труды. (гимнастка)
4.Есть лужайка в нашей школе
А на ней козлы и кони
Кувыркаемся мы тут
Ровно 45 минут
В школе кони и лужайка,
Что за чудо угадай-ка? (спортзал)
5.Двухметровая детина
Мяч к мячу, за ним второй
Ведь корзина – то с дырой! (баскетбол)
6.10 плюс один кого-то
Мяч хотят загнать в ворота
А 11 других
Не пустить стремятся их. (футбол)
7.Зелёный луг,
100 скамеек лишь вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ
На воротах этих
Рыбацкие сети. (стадион)
8.Лёд вокруг прозрачный, плоский
Две железные полоски
А над ними кто-то пляшет
Прыгает, руками машет. (фигурист)
9. Кто по снегу быстро мчится
Провалиться не боится? (лыжник)
10.Вроде ёжика на вид
Но не просит пищи
По одежде побежит
Она станет чище. (щётка)
Наша викторина закончилась. Жюри подсчитывает баллы.
Источник