Доступная среда для детей с ОВЗ и инвалидов
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
· Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
· Инвалиды с нарушением зрения и слуха
· Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
· Люди с детскими колясками
· Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
· с нарушением слуха;
· с дисфункцией речи;
· с патологией опорно-двигательного аппарата;
· с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
· с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
· дети с сочетанными, сложными нарушениями развития
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
· закономерности психического развития,
· показатели здоровья дошкольников,
· уровень общего развития,
· коммуникативные особенности и речевое развитие,
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Модель взаимодействия специалистов ДОУ
в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Учитель-логопед
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
• составляет индивидуальные планы коррекции речевого развития
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
Воспитатель
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей.
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве со специалистами индивидуальные образовательные маршруты по реализации образовательной программы
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов
• осуществляет социализацию воспитанников через сетевое взаимодействие с ОУ города
• применяет здоровье сберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе
• организует сотрудничество с семьей по вопросам развития и воспитания детей
Музыкальный руководитель
• осуществляет музыкальноеи эстетическое воспитание детей
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по музыкальному воспитанию детей
• использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.
Инструктор по физической культуре
• осуществляет укрепление здоровья детей
• совершенствует психомоторные способности дошкольников
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по физическому развитию детей
• организует взаимодействие с семьей в вопросах физического воспитания
Медицинский персонал
• проводит профилактические и оздоровительные мероприятия в соответствии с Планом оздоровительно-профилактических мероприятий ДОУ
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм и правил
Источник
Формирование основ личной безопасности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Представлен опыт работы по формированию у дошкольников безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_lichnoy_bezopasnosti_u_detey.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ личной безопасности у детей
старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Вопросы безопасности актуальны во всех сферах жизнедеятельности человека. Вместе с этим возрастает острота проблемы безопасности жизнедеятельности наименее защищенной возрастной группы населения – детей-дошкольников. Формирование понимания ребенком опасных ситуаций неизбежно связано с рядом запретов, т.к. любая культурная среда представлена системой нормативных ситуаций, которые являются условием дифференциации правил. Для того чтобы сформировать у детей правила безопасного поведения, необходимо познакомить их с ситуациями, представляющими опасность, научить распознавать их, прогнозировать неблагоприятные последствия.
Цель по формированию у дошкольников безопасного поведения представлена в образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» и сформулирована как «формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Исходя из этого, в образовательной программе дошкольного образования должны быть прописаны задачи по формированию у дошкольников основных представлений об опасных для жизни ситуациях и правилах поведения в них. Особую актуальность эти задачи приобретают в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), от способности которых определять опасные ситуации, уметь их прогнозировать и адекватно на них реагировать зависит качество их социализации.
Задачи формирования навыков безопасного поведения:
- Формирование представлений об опасных для человека и мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Приобщение к правилам безопасного для человека и мира природы поведения, формирование готовности к усвоению принятых в обществе правил и норм безопасного поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и мира природы ситуациям;
- развитие социального интеллекта, связанного с прогнозированием последствий действий, деятельности и поведения;
- Развитие способности ребенка к выбору безопасных способов деятельности и поведения, связанных с проявлением активности.
Разделы работы по формированию навыков безопасного поведения:
- «Опасности в быту»
- «Ребёнок на улицах города»
- «Огонь друг – огонь враг»
- «Ребенок и другие люди»
- «Бережём своё здоровье»
- «Ребёнок и природа»
Такие разделы позволяют охватить все стороны окружающего мира ребенка и реализовать поставленные цели и задачи.
Тематическое планирование работы на год, разработанное по данному направлению, помогает систематизировать и распределить работу с детьми согласно лексическим темам, реализовать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей с ОВЗ.
Раздел «Опасности в быту» Главная наша задача разъяснять назначения различных видов электроприборов; сформировать у детей знания о том, что есть опасные предметы, научить детей пользоваться этими предметами, соблюдая правила безопасности: Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в квартире не только для красоты, но и для безопасности. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Не трогать бытовую химию. Учить детей называть и набирать специальные номера телефонов, четко и правильно сообщать необходимую информацию (в соответствии с возрастными и интеллектуальными возможностями).
Раздел «Ребёнок на улицах города» Разъяснять назначения различных видов транспорта. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения, о возможных опасных ситуациях: подвижные игры во дворах, катание на велосипеде, санках; дать представления о действиях инспектора ГИБДД в некоторых ситуациях. Воспитывать у детей культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Раздел «Огонь друг – огонь враг» Главная наша задача состоит в том, чтобы познакомить детей с правилами безопасного обращения с огнём, подвести к пониманию, вероятных последствий детских шалостей, чётко сформулировать правила поведения при пожаре и правила, которые должны соблюдать дети, чтобы не случился пожар.
Раздел «Ребенок и другие люди» подвести детей к пониманию того, что приятная внешность и добрые намерения не всегда совпадают, установить правила поведения при встречи с незнакомцем, уточнить представление о различных бытовых ситуациях.
«Бережём своё здоровье» Формировать представления детей: О человеческом организме; О зависимости здоровья от двигательной активности и закаливания; О внимательном отношении к своему здоровью.
«Ребёнок и природа»
Расширять и уточнять представления о некоторых источниках опасности для окружающего природного мира; опасные природные явления гроза; о безопасном для окружающей природы поведением6 не ходить по клумбам, не рвать растения, не распугивать птиц, не оставлять мусор в парке.
Предметно – развивающая среда
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Мы организовали ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В группе создан «Центр безопасности», в оснащении которого подобраны дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения. Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Средства и формы деятельности по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников:
В своей работе по данной теме мы используем следующие:
— Сама социальная действительность. Главное — это показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт.
— Предметы рукотворного мира . По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов мы ведем беседы, рассуждения.
— Произведения детской художественной литературы. Являются одновременно источником знаний и источником чувств. Нами отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.
— заучивание правил безопасного поведения;
— беседы; беседы по иллюстрациям, сюжетным картинам («Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице», «В городском транспорте», «Катание на самокате (роликах, велосипеде) в черте города», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Безопасное поведение на улице», «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице», «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли ты объяснить, где живешь?).
— экскурсии, целевые прогулки;
— эксперименты и опыты;
— моделирование заданных ситуаций («Прогулка по городу»; «Я потерялся на улице»; «Я пешеход»);
— Словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры.
— Ежедневные «минутки безопасности », включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.
— Примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.
— Организация встреч с представителями различных служб (врач, медсестра, сотрудники МЧС, ГИБДД и т.п.).
— Показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций.
— досуги и развлечения;
— изготовление тематических коллажей;
— просмотр фильмов, мультфильмов.
В своей практике мы активно использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами безопасного поведения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил и формированию устойчивых навыков безопасного поведения.
Качественные иллюстративные материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.
Для систематизации знаний о правилах безопасности мы демонстрируем детям обучающие мультфильмы. Мультфильмы в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро учат ребенка навыкам безопасного поведения, и помогают избежать многих опасных ситуаций! Развлекаясь с героями мультфильмов, ребенок одновременно получать полезные знания, необходимые в его еще начинающейся жизни. Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.
Обучающие мультфильмы для детей дошкольного возраста по теме «Формирование основ безопасного поведения:
* обучающие мультфильмы для детей «Уроки тетушки Совы» ;
* научно-познавательный мультсериал «Фиксики»;
* цикл познавательных мультфильмов «Азбука безопасности со Смешариками» «Азбука безопасности, этикет и хорошие манеры» ;
* учебные мультфильмы:- «Пешеходный переход», «Что такое светофор»
«Правила дорожного движения для детей»
Взаимодействие с родителями
. В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. Для родителей подготовили консультации, такие как: «Правила безопасности для детей»; «Безопасность на дорогах»; «Что читать детям о безопасности» и др. А так же в Центре имеется информационный стенд по основам безопасности.
Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения осуществляется:
— через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);
— через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).
Параметрами количественной диагностики могут быть:
— усвоение знаний правил поведения в быту;
— усвоение знаний правил поведения в природе;
— усвоение знаний правил поведения на улице;
— усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.
Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников:
— беседа по картинкам;
— фиксация высказываний детей;
— сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;
— рисунки с заданиями, творческие рисунки;
— обсуждение литературных произведений .
Эффективности работы Центра по формированию навыков безопасного поведения дошкольников
Осуществляется через следующие критерии:
— Формирование представлений об опасных для человека и мира природы ситуациях и способах поведения в них;
— Приобщение к правилам безопасного для человека и мира природы поведения;
— Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
— Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и мира природы ситуациям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются.
Описаны приемы в тестопластике для речевого развития детей.
Программа определяет значимость работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, так как на этапе завершения дошкольного образования ребенок различает условную и реальную ситуацию.
Вид занятия: формирование элементарных количественных представлений.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Сравнение».Цель занятия: Закрепление понятий о равенстве и неравенстве совокупн.
laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность .
Источник