Методическая разработка «Безопасность и здоровье наших воспитанников»
Евсеенко Оксана
Методическая разработка «Безопасность и здоровье наших воспитанников»
Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. Поэтому правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольного учреждения.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.
Именно в это время закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Жизнь и здоровье ребенка – важнейший приоритет для каждого человека. Одним из условий является обеспечение безопасности, создание условий, в которых минимизированы риски травм и заболеваний.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному,но очень важному требованию: быть здоровым!
Каждый из вас слышал такую фразу: «Здоровье за деньги не купишь» и начинает ее осознавать лишь тогда, когда заболеет. Из всех ценностей, сопровождающих человека в течение его жизни, здоровье оказывается самой главной ценностью. Как научиться быть здоровым всю жизнь? Ведь только здоровый человек ведет полноценную жизнь. Только здорового ребенка можно полноценно развивать.
А что же такое «здоровье»?
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим.
• Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
• Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
• Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
• Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
• Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.
В последнее время учеными доказано, что здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% — от окружающей среды, на 16 – 20% — от наследственности и на 10 – 15% — от уровня развития здравоохранения в стране.
Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
Что такое безопасность?
Безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса,а именно:
Безопасная среда – закрепленные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности.
Правильное хранение различных материалов, медикаментов – ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте.
Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели.
Маркировка постельного белья и полотенец.
Неслучайно эти два термина, здоровье и безопасность, объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.
Как обеспечить безопасность и здоровье наших воспитанников?
• Дать необходимые знания детям об общепринятых нормах безопасного поведения.
• Научить детей действовать осознанно в сложившейся обстановке (элементарные правила поведения) : дома, на улице, в парке, в транспорте.
• Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
В нашем детском саду уделяется большое внимание формированию основ безопасности жизнедеятельности.
• Сюжетно – ролевые игры;
• Ознакомление с художественной литературой;
Воспитать у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью нелегко.
Нашей задачей является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у них элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения.В нем говорится:
«Здоровьесберегающая компетентность позволит заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к своему здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств».
Существует 10 золотых правил здоровьесбережения.
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
(Это касается всех нас, не только детей)
Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов.
Все это осуществляется ежедневно через:
— непосредственно организованную деятельность;
— художественно – речевую деятельность;
— познавательно – практическую деятельность;
— максимальное использование наглядности.
Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т. е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
Методическая разработка «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.
Консультация для родителей «Безопасность и здоровье детей в наших руках» Самое ценное в жизни — это наши дети. Каждый из нас желает видеть своего ребёнка здоровым и невредимым. Часто опасности подстерегают наших.
Методическая разработка интегрированного занятия «За безопасность вместе» Актуальность темы: Представленный материал поможет воспитателям организовать активное взаимодействие с родителями и детьми по закреплению.
Методическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.
Методическая разработка «Как научиться пересказывать» Методическая разработка «Научиться пересказывать? Это просто!» Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста научить.
Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.
«Пожарная безопасность». Методическая разработка с использованием игровой инновационной технологии «Лэпбук» Пояснительная записка. В условиях реализации нового Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, в котором выделены.
Проект «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Источник
Педсовет на тему «Безопасность и здоровье наших детей»
методическая разработка
Педсовет на тему «Безопасность и здоровье наших детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет №4 на тему «Безопасность и здоровье наших детей»
Воспитатель МБДОУ Калтасинский
детский сад №3 «Сказка»
Валтиева Олеся Сергеевна
от 18 марта 2016 года
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и здоровья
— формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
— приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
— передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
— формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
1. Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте
2. Принципы организации психолого-педагогической работы
3. Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности
4. Методы ознакомления детей с основами безопасности
5. Взаимодействие с родителями
Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте
Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни — это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Итак, актуальность темы – «Безопасность и здоровье наших детей» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.
Принципы организации воспитательно-образовательной работы
Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.
• Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.
• Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.
• Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.
• Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.
• Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.
Необходимо также создать условия для ознакомления детей с основами безопасности
• Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.
• Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.)
При работе необходимо применять следующие методы ознакомления детей с основами безопасности
Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.
Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни .
Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
Составление творческих рассказов Способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.
Взаимодействие с родителями
В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями.
Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.
Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, сельских мероприятиях.
Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст — период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
1. Авдеева Н.Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста, М., 1997
2. Абаскалова Н.П. «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности», 2008
3. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения», СПб, Детство-Пресс. 2008
4. Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры», СПб, Детство-Пресс, 2010.
5. Методические рекомендации по обучению детей Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице, Владимир, 2006
6. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (региональный стандарт), Казань, 1995
7. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, планирование работы. Беседы. Игры», СПб, Детство-Пресс. 2010
8. Шипунова В.А. «Детская безопасность», 2013
Источник