Меню

Безопасность здоровье какая потребность

Место безопасности в жизни человека и общества и её вес в системе потребностей

Дата публикации: 24.04.2018 2018-04-24

Статья просмотрена: 4791 раз

Библиографическое описание:

Место безопасности в жизни человека и общества и её вес в системе потребностей / В. Е. Скачок, И. Ю. Кожекина, Л. Ю. Петровская [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49645/ (дата обращения: 08.06.2021).

Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий.

Не случайно безопасность относится к коренным потребностям человека, а сохранение жизни и здоровья учёные называют первым и главным жизненным интересом личности. Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни индивидов каждого вида живых организмов укорачивается за счёт реализации опасностей от окружающей среды. Именно поэтому реальная продолжительность жизни, несомненно, будучи зависимой от природной видовой величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности.

Потребность — это естественное желание человека. Каждый день, выходя из дома, мы привыкли осматриваться по сторонам. Где-то любуясь чудесными восходами или закатами, где-то осмотреться, что твориться во дворе дома, но по большей части вне зависимости от цели, мы осматриваемся с основной целью — не попасть в какую-либо неприятность. Безопасность себя и своих близких, человека и гражданина, общества и государства — базовые критерии жизни. Безопасность — это то, чему учат с детства.

Согласно общему определению, безопасность — это условия, в которых находится объект, когда действие внешних и внутренних факторов не влечёт последствий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту в соответствии с существующим на данный момент потребностями, знаниями и представлениями. В более узком смысле, безопасность человека — обеспечение сохранности от угроз для жизни и здоровья человека.

Использование принципа пирамиды иерархии потребностей человека американского психолога Маслоу Абрахама Харольда наглядно показывает место безопасности. Маслоу А. Х. отнёс потребность в безопасности к базовым потребностям сразу после физиологических потребностей, таких как употребление человеком воды, воздуха, продуктов питания и др. Необходимо учитывать, что безопасность человека можно разделить на два вида: простую физическую безопасность и более сложную — духовную и социальную. Такой подход позволяет утверждать, что удовлетворение физиологических потребностей первого уровня также подразумевает соблюдение естественных жизненно необходимых требований безопасности для сохранения жизни и здоровья человеческого организма.

Потребность в безопасности касается всех сторон жизнедеятельности человека и затрагивает все области человеческих отношений: человек-человек, человек-общество, человек — государство, человек — техника, человек — среда. Однако, стремление к безопасности — естественная потребность, которая не должна становиться первостепенной задачей человека.

Понятие безопасность связано с базовыми потребностями жизнедеятельности человека. Учёные подчёркивают, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших.

Пирамида потребностей Маслоу А. Х. представляет собой следующие уровни:

  1. Физиологические потребности
  2. Потребность в безопасности
  3. Потребность в любви и в социальных связях
  4. Потребность в уважении, одобрении и признании общества
  5. Потребность в самоактуализации и развитии личности

Следовательно, под потребностью в безопасности мы должны понимать потребность сохранения и продления устойчивого удовлетворения низших потребностей, а все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности.

Рассматривая физиолого-биологический уровень продолжительности жизни, мы можем прийти к выводу, что ресурс, заложенный природой, достаточно внушительный, чтобы прожить сто и более лет. Однако различные факторы уменьшают данный срок. Существует три параметра, которые идут в рассмотрение:

  1. Продолжительность жизни индивида в целом.
  2. Личная продолжительность жизни.
  3. Средняя продолжительность жизни в конкретном обществе.

Первый пункт служит исходным показателем. Отведенный срок природой включает классические природы: рождение, становление, развитие, продолжение рода, защита и воспитание детей, старение и смерть.

После того как индивид воспроизведет себе подобных и воспитает полноценного члена общества, базовая функция человека выполнена и он может посвятить оставшееся время на благо общества либо творческое саморазвитие, достигая наивысших ступеней потребностей.

Согласно статистике, большая часть людей до отведенного природой жизненного предела не доживает. Личная продолжительность жизни уменьшается под влиянием различных угроз и опасности, в том числе, которая зависит от их поведения.

Личность, пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.

Тем не менее индивидуальный уровень безопасности зависит и от того порядка, превентивных мер безопасности, которые созданы в определенном обществе. Если рассматривать среднюю продолжительность жизни не в отдельно взятом обществе, а по миру, то последнее время она неуклонно растет.

Естественно, что ступень физиологических потребностей является более первостепенной. Человек готов рисковать даже своей безопасностью ради утоления голода или жажды, но в то же время внутри человека происходит внутренняя борьба и, чтобы не подвергаться дополнительной опасности, человек готов отказаться от излишеств, а довольствоваться тем минимумом, который позволит поддерживать жизнеспособность организма в целом.

Человек как личность способен обеспечить свою безопасность, но человек- социальное существо и поэтому объединяется в сообщества. Без лишних доказательств мы придем к выводу, что обобщенный коллектив обеспечит защиту надежнее, чем отдельно взятая личность.

Изначально коллектив представляет собой большую семью, которая со временем увеличивается и становится полноценным сообществом. Кровные связи, основанные на любви и доверии, является самой сплоченной ячейкой коллектива. Со стремлением помогать другим тесно связано желание делиться знаниями и опытом, помогать товарищам в любой деятельности. [2, 59 стр.] Несмотря на то, что потребность в любви идет сразу после личной безопасности, уровень привязанности максимально высокий. Этот факт приводит к тому, что защита и безопасность близких приближенна к личной заинтересованности.

Объединение людей в сообщество благоприятно влияет на безопасность, возрастают социальные связи. Но вместе с тем возникают и новые заботы. Новое противоречие связано с эгоцентристными взглядами личности или определенного круга лиц. На весах оказываются интересы общества, то есть большинства, а также личностный интерес. В ряде критических ситуаций приходится приносить в жертву либо один, либо другой интерес.

Сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если решающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, иначе сообщество распадётся или даже погибнет при первой же критической ситуации, эгоистических интересов. Поэтому система общественного поощрения выражается в признании правильности действий, по мнению этого общества, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. [1, 59 стр.]

Уважение должно стать тем ключом для решения проблем между обществом и индивидом. Чтобы не подвергать сообщество и себя опасности, нужно уметь приходить к консенсусу. Конфликт индивидуальных и общественных интересов разрешается следующей естественной потребностью каждого человека — потребностью в уважении. С её помощью в сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в личные.

Как известно, права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Если бы на планете было бы всего два человека и жили они на разных полушариях, то их права были бы почти безграничны. Но население планеты уже превысило 7 миллиардов человек, а если учесть, что человек — существо социальное, то постоянный контакт и пересечение интересов является неизбежной частью нашей жизни.

Умение находить общий язык, а также разрешение спорных ситуаций повышает уровень безопасности. Ключевой момент в том, что нахождение общих точек соприкосновения происходит под влиянием внешних угроз. Чем выше внешняя опасность, тем быстрее приходит взаимопонимание. Но как еще можно уладить конфликтные ситуации и разрешать ситуации, если внешних угроз нет или почти нет? Что может регулировать внутренние интересы, если уважения может быть недостаточно?

Сформировав определенную форму управления в сообществе, одновременно с этим появляются и первые негласные правила поведения. Обычаи, традиции, а далее и законы, которые на протяжении длительного времени формируются вместе с обществом, призваны обезопасить и сохранить это общество от каких-либо эгоистических интересов. Парадокс заключается в том, что силы индивида, направленные на сохранение общества, приводят к появлению эгоистический привилегий от этого же общества.

Однако, традиций и закона может быть недостаточно. Всё вышеназванное может исполниться лишь при постоянном контроле. Как только появится возможность поступить иначе, в первую очередь в своих личных интересах, то многие именно так и поступили. Поэтому в современном обществе раскручивается культ самоконтроля, различных учений. Самая идеальная форма самоконтроля называется религией. Это комплекс установок и свод правил для каждого, призванный поступать так, а не иначе. И сложно сказать, чем больше руководствуются граждане: законами государства или религиозными сводами.

Читайте также:  Вреден ли лишайник для здоровья человека

Вера в идеалы, духовная нравственность контролирует и оберегает лучше, чем любой писанный закон. Каждый человек становится в ответе перед Всевышним, обмануть которого невозможно. В итоге все ступени: от базовых до духовных прямо или косвенно работают на безопасность и это объяснимо. Как отмечает А. Х. Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угроз. Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества». [2, стр. 149]

Развитие индивида позволяет ему подстроиться к постоянно меняющимся условиям существования. Присущее только человеку развитие духовное имеет конечной целью формирование в сознании человека духовных ценностей — это в свою очередь всегда оказываются общественными ценностями. Поэтому потребность в безопасности заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной.

Подводя итог, можно отметить, что при важности всех уровней потребностей все они направлены на удовлетворение безопасности. В этом направлении работает система ценностей, направленных на защиту от прямых угроз жизни и здоровью человека; превентивные меры по преобразования окружающей среды обитания человека, а также меры, направленные на созидание общества в области безопасности с преобладанием интересов общественных перед индивидуальными интересами, что позволит сохранить форму общности и сохранность человеческого рода.

Следовательно, безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности. Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности.

  1. Основы практической психологии и педагогики для бакалавров: учеб. пособие для студентов технических вузов / С. А. Дружилов — М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. — 240 с.
  2. Юридическая психология: учеб. пособие / В. П. Михайлова, Н. И. Корытченкова, Л. А. Александрова — М.: ФЛИНТА, 2013. — 392 с.

Источник

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНИ

Понятие потребностей
Нормальная жизнедеятельность человека, как существа общественного, представляющего целостную, динамическую, саморегулирующуюся биологическую систему, обеспечивается совокупностью биологических, психосоциальных и духовных потребностей. Удовлетворение этих потребностей определяет роет, развитие, гармонию человека с окружающей средой.
Жизнедеятельность человека зависит от MHOI их факторов, которые упорядочены во времени и пространстве и поддерживаются системами жизнеобеспечения организма человека в условиях окружающей среды.
Потребность — это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни. (Глоссарий МАНГО под редакцией Г.И. Перфильевой).

Основные теории и классификации потребностей
Авторами потребностно-информационной теории, которая объясняет причины и движущие силы поведения человека, являются отечественные ученые Симонов и Ершов. Сущность теории состоит в том, что потребности побуждаются условиями существования организма в постоянно меняющейся окружающей среде.
Переход потребности в поступки и действия сопровождается эмоциями.
Эмоции — это индикаторы потребностей. Они могут быть положительными и отрицательными на удовлетворение потребностей. Симонов и Ершов все потребности разделили на три группы:
1 группа — витальные (потребность жить и обеспечивать свою жизнь).
2 группа — социальные (потребность занять определенное место в обществе)
3 группа — познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).
Американский психофизиолог А.Маслру, русского происхождения в 1943 году выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеням (см. рис. 3.5).

Сущность теории потребностей А. Маслоу.
Характеристики основных потребностей человека
Жизнь, здоровье, счастье, человека зависит от удовлетворения потребностей в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем организма. Заболевание вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.


I. Физиологические потребности — это низшие, управляемые органами тега потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.
II. Потребности в надежности — стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению старости и т.д.
III. Социальные потребности — удовлетворение этой потребности необъективно и трудноописуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.
IV. Потребность в уважении, осознании собственного достоинства, — здесь идет речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
V. Потребность в развитии личности, е осуществление самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Рис. 1. Иерархия потребностей (ступени развития) по А. Маслоу

В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих поведение человека. По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе; от физиологических до потребностей в самовыражении.
В настоящее время в странах с высоким уровнем социально — экономического развития, где значительно изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей она не столь популярна. Для наших условий сегодня эта теория остается популярной.
Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологические потребности в воздухе, пище, воде, сне, выделении продуктов жизнедеятельности, в возможности двигаться, общаться с окружающими, ощущать прикосновение и удовлетворять свои сексуальные интересы.
Потребность в кислороде — нормальном дыхании, одна из основных физиологических потребностей человека. Дыхание и жизнь — неразделимые понятия.
При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляется одышка кашель. Продолжительное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу, кожа и видимые слизистые приобретают синюшный оттенок. Поддержание этой потребности должно стать для медицинского работника приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.
Потребность в пище также имеет важное значение для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена регулярным употреблением пищи, богатой насыщенными животными жирами и холестерином. Рацион, содержащий большое количество круп и растительных волокон, снижает риск развития рака толстого кишечника. Высокое содержание белка в пище способствует заживлению ран.
Медицинский работник должен обучить пациента и дать рекомендации по рациональному и адекватному, питанию для удовлетворения потребности человека в пище.
Рекомендуется: ежедневно употреблять фрукты и овощи, каши, молочные продукты, обезжиренные мясо, рыбу, птицу, минимальное количество сливочного масла, сливок.
Ограничить: употребление яичных желтков, сахара, сладких продуктов, соли, алкогольных напитков.
Пищу лучше варить, печь, но не жарить.
Необходимо помнить, что неудовлетворенная потребность в пище, приводит к нарушению здоровья человека.
Потребность в жидкости — это выпивание жидкости 1,5-2 литра ежедневно — вода, кофе, чай, молоко, суп, фрукты, овощи. Такое количество восполняет потери в виде выделений мочи, кала, пота, испарений при дыхании. Чтобы сохранить водный баланс, человек должен употреблять жидкости больше, чем он выделяет, в противном случае появляются признаки обезвоживания, но не более 2 литров, чтобы не вызвать нарушения функции многих органов и систем. От умения медицинской сестры предвидеть опасность обезвоживания или образования отеков зависит возможность пациента избежать многих осложнений.
Потребность в выделении продуктов жизнедеятельности. Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде мочи, кала. Режимы выделения у каждого человека индивидуальны. Удовлетворение других потребностей может быть отложено, но нельзя отложить выделение продуктов жизнедеятельности на долгое время. Многие пациенты считают процесс выделения продуктов жизнедеятельности интимным и предпочитают не обсуждать эти вопросы. При удовлетворении нарушенной потребности медицинская сестра должна обеспечит, ему возможность уединения, уважать право пациента на конфиденциальность.
Потребность во сне и отдыхе — при недосыпании уменьшается уровень глюкозы в крови, ухудшается питание мозга и замедляются мыслительные процессы; рассеивается внимание, ухудшается кратковременная память. Исследования, проведенные американскими специалистами свидетельствуют, что у человека, который не спал полночи, вдвое уменьшается количество клеток крови, отвечающих за фагоцитоз. Больному человеку сон более необходим, поскольку способствует улучшению его самочувствия. Не смотря на то, что восприимчивость человека к внешним раздражителям во время сна снижена, это достаточно активное состояние. В результате исследований выделено несколько стадий сна.
Стадия 1 — медленный сон. Легкий сон и длиться всего несколько минут. При этой стадии происходит спад физиологической активности организма и постепенное снижение деятельности жизненно важных органов, обмена веществ.
Человека можно легко разбудить, но если же сон не прерывается, то вторая стадия наступает через 15 минут.
Стадия 2 — медленный сон. Неглубокий сон, продолжается 10-20 минут. Жизненные функции продолжают ослабевать, наступает полное расслабление. Разбудить человека трудно.
Стадия 3 — медленный сон. Стадия самого глубокого сна, продолжающая 15-30 минут. Разбудить спящего трудно. Продолжается ослабление жизненно важных функций.
Стадия 4 — медленный сон. Глубокий сон, продолжающийся 15-30 минут, разбудить спящего очень трудно. При этой фазе происходит восстановление физических сил. Жизненно важные функции выражены гораздо слабее, чем во время бодрствования. Вслед за 4 стадией вновь наступает 3-я и 2-я стадии, после чего спящий переходит в 5-ю стадию сна.
Стадия 5 — быстрый сон. Возможны яркие, цветные сновидения через 50 — 90 минут после первой стадии. Наблюдаются быстрые движения глаз, изменения частоты сердцебиения и дыхания, а также увеличения или колебания артериального давления. Снижается тонус скелетных мышц. При этой фазе восстанавливаются психические функции человека, разбудить спящего очень трудно. Продолжительность этой стадии около 20 минут.
После 5-й стадии сна на короткое время наступают 4, 3, 2-я, затем вновь 3, 4 и 5-я стадии, т. е. следующий цикл сна.
На сон человека могут оказывать влияние несколько факторов; физическое недомогание, лекарственные средства и наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболевание, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к нарушению сна.
Медицинская сестра должна ознакомить пациента с действием назначенных лекарственных средств и их влиянии на сон.
Отдых — состояние пониженной физической и психической активности. Отдыхать можно не только лежа на диване, но и вовремя длительной прогулки, чтения книг или при выполнении специальных релаксирующих упражнений. В лечебном учреждении отдыху может помешать громкий шум, яркий свет, присутствие других людей.
Необходимость отдыха и сна для жизнедеятельности человека, знание его стадий и возможных причин, вызывающих нарушение привычных функций человеческого организма, дадут возможность сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить доступными ей средствами его потребность в сне.
Потребность в движении. Ограничение подвижности или не подвижность создают много проблем для человека. Такое состояние бывает продолжительным или непродолжительным, временным или постоянным. Оно может быть обусловлено травмой с последующим наложением шины, вытяжением конечностей с применением специальных аппаратов. Болью при наличие хронических заболеваний, остаточных явлений нарушения мозгового кровообращения.
Неподвижность — один из факторов риска развития пролежней, нарушение функции опорно-двигательного аппарата, работы сердца и легких. При длительной неподвижности наблюдаются изменения в системе пищеварения; диспепсия, метеоризм, анорексия, понос или запоры. Интенсивное натуживание во время акта дефекации, к которому пациент должен прибегать, может привести к геморрою, инфаркту миокарда, остановке сердца. Неподвижность, особенно в лежачем положении, нарушает мочевыделение и может привести к инфекции мочевого пузыря, к образованию камней в мочевом пузыре и почках.
И главная проблема пациента, он не может общаться с окружающей средой, которая оказывает значительное влияние на формирование личности человека. От степени и продолжительности состояния неподвижности у пациента могут появиться те или иные проблемы в психосоциальной сфере; изменяются способность к обучению, мотивация, чувства и эмоции.
Сестринская помощь направленная на максимально возможное восстановление подвижности, самостоятельности при движении с использованием костылей палок, протезов, имеет огромное значение для улучшения качества жизни пациента.
Сексуальная потребность. Она не прекращается даже при заболевании или достижении преклонного возраста.
На сексуальное здоровье человека прямо или косвенно могут влиять его болезнь, дефекты развития. Но тем не менее многие люди говорят на эту тему неохотно даже, при наличии серьезных сексуальных проблем.
Решение действительных или потенциальных сексуальных проблем может помочь пациенту добиться гармонии во всех аспектах здоровья.
Необходимо при беседе с пациентом:
• выработать твердую научную основу для понимания здоровой сексуальности и наиболее распространенных ее нарушений и дисфункции;
• понимать, как влияет на сексуальность сексуальная ориентация, культура, религиозные убеждения человека;
• научиться определять проблемы, выходящие за рамки сестринской компетенции, и рекомендовать пациенту помощь соответствующего специалиста.
Потребность в безопасности. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобство. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в том, кто может оказать помощь. Пациент чувствует себя в безопасности, если кровать, кресло-каталка, каталка зафиксированы, покрытие пола в палате и в коридоре сухое и на нем нет посторонних предметов, помещение в темное время суток достаточно освещено; при плохом зрении есть очки. Человек одевается соответственно погоде, а в жилище достаточно тепло, и при необходимости ему будет оказана помощь. Пациент должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Избегать стрессовых ситуаций.
Социальные потребности — это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т.д.
Люди хотят чтобы их любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.
При тяжелой болезни, нетрудоспособности или в преклонном возрасте часто возникает вакуум, социальные контакты нарушаются. К сожалению, в таких случаях потребность в общении не удовлетворена, особенно у пожилых и одиноких людей. Следует всегда помнить о социальных потребностях человека даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом.
Помогая пациенту решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.
Потребность в самоуважении и уважении. Общаясь с людьми, мы не можем быть равнодушными к оценке своего успеха со стороны окружающих.
У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Но для этого необходимо, чтобы труд ему приносил удовлетворение, а отдых был насыщенным и интересным, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении. Нетрудоспособные и пожилые пациенты теряют это чувство, так как больше ни для кого не представляют интереса, некому порадоваться их успеху, а поэтому у них нет возможности удовлетворить свою потребность в уважении.
Потребность в самовыражении — это наивысший уровень потребности человека. Удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что он делает лучше чем другие. Для одного самовыражение — это написание книги, для другого — это вырастить сад, для третьего воспитание детей и т.д.
Итак, на каждом уровне иерархии у пациента могут быть одна или несколько неудовлетворенных потребностей. Медицинская сестра составляя план ухода за пациентом, должна помочь ему реализовать хотя бы некоторые из них.
Условия и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей.
Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку надо постоянно удовлетворять твои потребности:
• соблюдать здоровый образ жизни:
• жить в гармонии с социальным и культурным окружением;
• повышать материальные и духовные ценности.
Переход любой потребности в действия или поступки сопровождается изменением в психоэмоциональной, познавательной, психомоторной сфере человека и зависит от свойств личности, возраста человека, уровня его образования и способности осознать дефицит чего-либо.
Потребности влияют на переживания, волю человека, формируют направленность личности. Доминирующая потребность подавляет остальные потребности, определяет основное направление деятельности человека. Человек сознательно регулирует потребности и этим отличается от животных.
Регулируя потребности, необходимо учитывать внешние факторы.
К внешним факторам, от которых зависит степень удовлетворения потребностей, относятся условия окружающей человека среды.
К факторам которые изменить нельзя, относятся возраст, пол человека, наследственность.
Факторы риска, влияющие на образ жизни человека могут привести к нарушению — удовлетворения потребностей. К ним относятся; экология, гиподинамия, избыточный вес, вредные привычки, стрессовые ситуации и другие, которые можно сгруппировать следующим образом (см. табл. 3.5-1):

Читайте также:  Классный час для 1 класса с презентацией мое здоровье

Таблица 3.5-1

Сферы Значение для здоровья, примерно в % Группы факторов
Образ жизни 49-53 Курение, употребление алкоголя Потребление наркотиков Злоупотребление лекарствами Отказ от приема лекарственных средств Вредные условия труда Стрессовые ситуации Несбалансированное питание Адинамия гиподинамия Плохие материально-бытовые условия Неполная семья Одиночество Низкий образовательный и культурный уровень Чрезмерно высокий уровень урбанизации
Генетика, биология человека 18-22 Предрасположенность к наследственным болезням Предрасположенность к дегенеративным болезням
Внешняя среда, природно-климатические условия 17-20 Загрязнение воздуха концерагенами Загрязнение воды Загрязнение почвы Резкие смены атмосферных явлений
Здравоохранение 8-10 Неэффективность профилактических мероприятий Низкое качество медицинской помощи Несвоевременность медицинской помощи.

Роль медицинской сестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении потребностей
Потребность в сестринском уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Медицинская сестра должна активно привлекать пациента, членов его семьи в удовлетворении потребностей в самоуходе, помогая ему сохранить свою самостоятельность, независимость.
Термин «самоуход» употребляется, когда речь идет о деятельности служб здравоохранения, участии членов семьи пациента, его друзей, групп самопомощи и взаимопомощи. Самоуход предполагает участие самого пациента направленную на удовлетворение его жизненно важных потребностей, в результате чего обеспечивается достаточный для него уровень здоровья.

Таблица 3.5-2
Помощь пациенту в удовлетворении физиологических потребностей

Потребности Сестринские вмешательства при удовлетворении нарушенной потребности
В воздухе Поднять изголовье кровати, придать пациенту положение «Фаулера». Обучить пациента: — технике кашля, дыхательным упражнениям — приемам самопомощи при приступе удушья — самостоятельно пользоваться ингалятором.
В пище Помочь пациенту принимать пищу. Обучить пациента адекватному питанию. Дать рекомендации пациенту и его родственникам в соблюдении диеты.
В жидкости Помочь пациенту пить, обеспечить достаточным количеством витаминизированной жидкости.
В выделении продуктов жизнедеятельности Обеспечить пациента индивидуальным судном и мочеприемником. Научить пациента и его родственников пользоваться памперсами, калоприемником, мочеприемником. Помочь пациенту дойти до туалета. Обеспечить пациенту безопасность и уединение во время акта дефекации и мочеиспускания.
В сне Обеспечить комфортные условия для сна. Выяснить причины нарушения сна. Обучить пациента навыкам, способствующим регулированию сна (стакан теплого молока с ложкой меда, прогулки перед сном). Обучить пациента составлению режима дня (частая смена деятельности и отдыха).
В движении Определить, насколько ограничение подвижности влияет на состояние зависимости человека. Определить, насколько ограничение подвижности влияет на состояние зависимости человека. При разрешении пациенту двигаться, обучить приемам вставания с постели, хождению на костылях или с палкой.
В прикосновении Беседуя с пациентом, взять его за руку, поправить одеяло или подушку. Посоветовать близким чаще его обнимать.
Читайте также:  Разработка модели школы здоровья

Таблица 3.5-3
Помощь пациенту в удовлетворении потребностей в безопасности

Потребности Сестринские вмешательства при удовлетворении нарушенной потребности
В надежности Опустить кровать на максимально низкий уровень. Рекомендовать вставать и передвигаться с помощью медсетры или родственников. Обучить пациента пользоваться палочкой при ходьбе.
В защите Определить состояние зависимости пациента от окружающих факторов, вызывающих проблемы в отношении поддержания безопасности окружающей сферы. Обучить пациента и его родственников мерам поддержания безопасности окружающей среды. Помочь вырабатывать адекватное отношение пациента к проблемам, которые невозможно решить.
В крове При выписке из стационара необходимо убедится, что у пациента есть дом. Если пациент лишен крова, побеспокоится о направлении пациента в дом для инвалидов и стариков.
В одежде Определить физические и умствен особенности пациента зависеть от других при выборе одежды. Помочь пациенту одеваться и раздеваться. Поощрять желание пациента в самоуходе, в одевании и снятии одежды.

Таблица 3.5-4
Помощь пациенту в удовлетворении социальных потребностей

Потребности Сестринские вмешательства при удовлетворении нарушенной потребности
В одобрении Поощрять пациента при достижении успеха в достижении поставленной цели, в желании самостоятельно проводить самоуход.
В понимании Выбрать метод общения с пациентом. Слушать пациента проявляя интерес, внимание и сострадание к его проблемам.
В привязанности и любви Объяснить родственникам о необходимости проявлять внимание и любовь к близкому им человеку, посещать регулярно, проявляя заботу о его состоянии.
В семье Дать понять пациенту, что они ждут его выздоровления и желают в этом участвовать. Помочь пациенту позвонить домой или друзьям.

Таблица 3.5-5
Помощь пациенту в удовлетворении потребностей в самоуважении и уважении

Потребности Сестринские вмешательства при удовлетворении нарушенной потребности
В уважении Обращаться к пациенту по имени и отчеству независимо от его социального положения. Дать понять пациенту, что все волнующие его проблемы очень важны, как для пациента, так и для вас.
В самоуважении Помочь пациенту осознать важность выполнения той манипуляции, которая составляла для пациента трудность, но была им выполнена.
В успехе Похвалить пациента при успешном выполнении манипуляций по самоуходу его родственникам или другим пациентам, или дать возможность поделиться самому своим успехом

Роль медицинской сестры в оздоровлении образа жизни пациента и его семьи
В программных документах ВОЗ сестринский персонал рассматривается как реальная сила, способная удовлетворить растущие потребности в доступной медицинской помощи. Появляются новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья. Многие проблемы здоровья связаны с образом жизни и привычками семьи, люди нуждаются в советах по вопросам профилактики заболеваний, здорового образа жизни.
В продолжении проводимой ВОЗ глобальной политике в области здравоохранения мировым сообществом принята новая программа «Здоровье для всех в 21 столетии», которая направлена на укрепление и охрану здоровья людей на протяжении всей их жизни, а не только в определенные ее периоды. При этом здоровье определяется как право всех людей и необходимое условие для благополучия, высокого качества жизни, и устойчивого экономического развития.
Особое место отводится укреплению семьи. Семья рассматривается как важнейшая ячейка общества, в рамках которой медицинские работники смогут решать не только соматические проблемы пациентов, но и учитывать психологические и социальные факторы, определяющие состояние их здоровья и качество жизни.
Здоровое начало жизни, скорее всего, можно обеспечить в условиях здоровой семьи, оно создает фундамент для хорошего здоровья на протяжении всей жизни. На основании всего выше изложенного делается вывод, что ориентация на семью — это эффективный подход к изменению нездорового образа жизни.
Роль медицинской сестры в профилактических мероприятиях определяет наличие вредных стрессовых факторов или иных пагубных для здоровья воздействий и принимает активные меры для того, чтобы предотвратить их влияние на здоровье семьи. Она помогает семье усилить резистентность к болезням, предоставляя необходимую поддержку и проводя соответствующую санитарно-просветительную работу, а также помогая членам семьи мобилизовать свои собственные ресурсы. Благодаря знаниям о семье и доверительным отношением с членами семьи, медицинская сестра сможет выявлять проблемы пациента со здоровьем на самом раннем этапе их формирования и будет содействовать принятию неотложных мер для того, чтобы свести к минимуму воздействие этих проблем на пациента или на семью.
Все действия медицинской сестры должны быть основаны на высоких принципах нравственности и справедливости.
Роль медицинской сестры определяется целями сестринского дела, которые в различной степени должны разделять и другие работники системы здравоохранения. К таким целям относятся следующие.
• Помощь пациенту, его семьи в определении и достижении физического, умственного и социального здоровья в связи с их социальным и экологическим окружением.
• Укрепление и сохранение хорошего здоровья, а также профилактике его отклонений.
• Вовлечение пациента в заботу о своем здоровье.
• Удовлетворение потребностей в физической, эмоциональной или социальной заботе в случае нездоровья, немощности или смерти.

3.6. МОДЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

3.6.1. Понятие модели сестринского дела

Модель — это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела — это направление на достижение цели.
Значение моделей сестринского дела для развития сестринской специальности очень велико, оно помогает по-другому взглянуть на функции медицинской сестры. Если раньше она только ухаживала за тяжелобольными пациентами, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями.
Действуя подобным образом, новая концепция заменит давно установившуюся иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, а также уверенности, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухода, отвечающего потребностям конкретного пациента. При этом делает особый акцент на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровлении, восстановлении здоровья.
На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психологии.
В каждой модели по разному отражено понимание сущности пациента как объекта сестринской деятельности, цели ухода, набора сестринских вмешательств и оценки результатов сестринского ухода.
Модели сестринского ухода называют концептуальными поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций. Согласно определению Барнум 1990 года, назначение теории сестринского дела заключает в стремлении описать или объяснить феномен (процесс, явление, событие) именуемый сестринским делом.
Велико значение теории сестринского дела для научной, образовательной и практической деятельности,
В основе теории сестринского дела лежат основополагающие понятия, которые определяют сущность сестринской практики. К ним относятся:
• пациент как один из объектов деятельности сестринского персонала;
• источник проблем пациента;
• направленность сестринского вмешательства;
• цель ухода;
• способы сестринского вмешательства;
• роль сестры;
• оценка качества и результатов ухода.
Каждое из этих понятий представлено и описано в работах теоретиков сестринского дела, и хотя эти понятия присутствуют во всех теориях сестринского дела, их толкование и способы взаимодействия между собой существенно различаются.
Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель.
Сегодня не существует единой модели сестринского дела, но и единого мнения о необходимости использования одной или нескольких моделей.
В связи с вышеизложенным предлагаем обзор некоторых моделей сестринского дела.

Источник

Adblock
detector