Меню

Безопасное поведение при зож

Здоровый образ жизни и безопасность

Здоровый образ жизни и безопасность — звучит как лозунг, если с понятием «здоровый образ жизни» как-то более или менее понятно, то по поводу безопасности образа жизни у многих возникают различные ассоциации.

Здоровый образ жизни и безопасность

Будем исходить из самого понятия слова «безопасность» — степень защищённости человека, его здоровья и жизни. А опасностей у нас более, чем предостаточно. Это экология, это внешнее воздействие со стороны других народов и государств, например, войны.

Здоровый образ жизни и безопасность внутри страны могут обеспечить системы здравоохранения, социальной политики, образования, физической культуры и спорта.

Что происходит в нашей стране с демографией? Катастрофа! Те, кто нарушает здоровый образ жизни и безопасность, платят высокой ценой. Смертность превышает рождаемость. Причём люди умирают не только по естественным причинам.

Умирают ещё не родившиеся дети во время абортов, умирают наркоманы, срок жизни которых от начала употребления наркотиков до 4-х лет. Алкоголь и курение – занимают лидирующие позиции по смертности. Миллионы россиян болеют и умирают от СПИДа.

Сколько по статистике уходят насильственной смертью?! Люди гибнут в ДТП, при пожарах, от рук насильников и бандитов, от отравлений некачественным алкоголем. Много в последнее время произошло техногенных катастроф со смертельными случаями. Десятки тысяч кончают жизнь самоубийством.

Этим нужно заниматься, конечно, с детства.

Здоровый образ жизни и безопасность — правила

1. Соблюдение правил личной гигиены, гигиены дома или рабочего места поможет справиться со многими вирусными заболеваниями. Здесь, конечно, не нужна излишняя стерильность, иначе ослабнет иммунная система.

2. Правильное питание — залог здоровья. Именно в детстве формируются эти привычки здорового питания. Натуральные продукты, чистая питьевая вода, никаких консервантов в продуктах, никаких излишеств.

3. Питание в соответствии с возрастом, желательно использовать продукты, полученные и выращенные в той местности, в которой живёте.

4. Отказ от вредных привычек не требует комментариев. В настоящее время есть много вариантов помощи людям, страдающим от наркотической зависимости. Главное – желание самого человека.

А в детских учреждениях непременно должны быть включены мероприятия, направленные на профилактику этих пороков. В семьях, в которых алкоголь табак – обязательные атрибуты, только сами родители во имя здоровья и благополучия детей должны принять концепцию здорового образа жизни и следовать ей.

5. Необходимо слушать свой организм, вовремя лечить или профилактировать заболевания. Используйте, конечно, современные методы излечения с помощью традиционной медицины, и накопленный опыт народной медицины. Так много в природе средств, трав и пр. – всё натуральное и безвредное.

6. Обязательно нужно проходить профилактические осмотры в соответствии с возрастом, особенно после 40 лет.

Во многих клиниках существуют специальные программы для мужчин и женщин по возрастам, где рекомендуются посещение кардиологов, гинекологов, маммологов, урологов, сдача анализов на сахар и холестерин, рак.

7. В детских дошкольных и школьных заведениях, и в семье необходимо постоянно проводить беседы, практические занятия и игры, где объяснять детям, как устроен организм человека, как работают органы, почему нужно делать прививки, принимать витамины и правильно вовремя питаться, роль лекарств. Что дают физические занятия!?

8. Необходимо постоянно напоминать детям правила дорожного движения, как вести себя при пожаре. Научить оказывать первую медицинскую помощь, вызывать соответствующие службы.

9. Много работы представляет и сексуальное воспитание со стороны взрослых. Эту часть воспитательного процесса зачастую игнорируют. А потом имеем ранние аборты, беспорядочные половые связи, совершение насилия и прочие неприятности.

10. Духовное развитие и взрослых и детей – это наше нравственное здоровье. Воспитание и укрепление праведного образа жизни, нравственности, повышение интеллекта.

Здоровый образ жизни и безопасность можно ещё добавлять и разъяснять по каждому пункту.

Мы рассмотрели здоровый образ жизни и безопасность, рекомендуем почитать про нормальный здоровый сон.

Источник

Здоровый образ жизни — необходимое условие безопасности жизнедеятельности

педагогические науки

  • Кашаева Ольга Игоревна , студент
  • Садретдинова Индира Ирфановна , студент
  • Федосеева Яна Юрьевна , студент
  • Шепельков Андрей Алексеевич , студент
  • Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
  • ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
  • БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ
  • СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

Похожие материалы

Для сохранения здоровья взаимодействие человека с окружающей средой должно соответствовать определенным требованиям. Система жизни, в достаточной степени удовлетворяющая этим требованиям, получила название здорового образа жизни [1,2].

Здоровый образ жизни – необходимое условие безопасной жизнедеятельности человека. Только при разумном подходе к своему поведению и привычкам возможно физическое, духовное и социальное благополучие [3,4].

В настоящее время усложняются социальные взаимоотношения между людьми. Возрастает темп жизни, сокращаются сроки «износа» зданий, техники, «устаревают» некоторые профессии, убыстряется развитие науки, культуры. Все это предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его здоровью [5,6]. В связи с этим увеличивается значение социально-психологических, так называемых психогенных факторов, порождающих, прежде всего, невротические расстройства и патологию вегетативной нервной системы, особенно в тех случаях, когда человек оказывается в экстремальной или чрезвычайной ситуациях [7,8].

Читайте также:  Лечение геморроя газета зож

Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней свое поведение. Каждый день ставит перед человеком новые проблемы, которые необходимо решать, и эмоционально устойчивые люди спокойно воспринимают большинство изменений, происходящих с ними [9,10]. Эта способность человека объясняется его психологической уравновешенностью, которая зависит от возможностей его организма приспосабливаться к различным жизненным ситуациям. Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, получило название «стресс». Канадский ученый Ганс Селье определил стресс как совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов. Действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни человека в данный период, тем выше уровень стресса. Стресс – это важное, полезное и необходимое свойство организма, обеспечивающее приспособление к разнообразным условиям внешней среды и, следовательно, жизнеспособность. Однако при длительном действии вызвавшего стресс фактора наступают истощение жизненных сил организма, резкое снижение сопротивляемости, поломка ряда систем, что и приводит к болезням [11].

Природа предложила человеку надежный путь снятия стрессовых проявлений – движение. Неблагоприятные условия среды, эмоциональные реакции, связанные с острыми жизненными ситуациями, всегда требовали действия. Интенсивные мышечные нагрузки позволяют утилизировать, как бы «пережигать» гормоны стресса, очищая наше тело. Кроме того, движение стимулирует выработку в центральной нервной системе особых веществ – эндорфинов (их также называют «гормонами радости»), которые повышая эмоциональный и жизненный тонусы, увеличивают сопротивляемость организма, расширяют пределы его адаптивности. Поэтому можно сказать, что движение не только главный способ борьбы со стрессом, но и его профилактики, поскольку оно повышает устойчивость организма к действию стрессогенных факторов [12,13].

Важный фактор здорового образа жизни и эффективный способ укрепления здоровья — закаливание. Он практически не имеет противопоказаний и может быть рекомендован как физически крепким лицам, так и больным. Необходим только подбор оптимальной для каждого человека дозы закаливающего воздействия и режима закаливания. Кратковременное воздействие на организм холодной воды вызывает в нем мощную активизацию защитных сил. В ответ на него кожа розовеет благодаря работе капилляров, берущих на себя функции сердца, легких и почек одновременно. Прохладная вода снимает утомление и придает бодрость; теплая вода успокаивает и снижает возбуждение.

После водных процедур полезно сделать массаж, активизирующий кровообращение в периферической кровеносной системе. Массаж – это лечебное и профилактическое средство. Он оказывает рефлекторное влияние на функцию внутренних органов, в результате чего ликвидируются застойные явления за счет ускорения кровотока и лимфотока (микроциркуляции), нормализуются обменные процессы, ускоряется регенерация тканей. Массаж в сочетании с лечебной гимнастикой увеличивает подвижность в суставах.

Более сильного воздействия на кожу и соответственно закаливающего эффекта можно добиться с помощью бани с сухим и влажным паром. Банный жар как бы вытапливает, выжигает из организма все те шлаки, которые возникают в нем в результате распада белков и которые не до конца удаляются обычным способом. Вместе с потом из организма удаляются адреналин и норадреналин, дающие нервозность и раздражительность. Молочная кислота, накапливающаяся в мышцах и дающая чувство утомления, также хорошо удаляется в процессе воздействия на тело высокой температуры. Поэтому после бани человек чувствует себя расслабленным, умиротворенным и отдохнувшим. Именно поэтому баня прекрасно лечит депрессию и прогоняет душевную тоску.

Существенное влияние на здоровье не только отдельного человека, но и всего населения в целом оказывает правильно организованное питание. Питание является нормальным, если пища отвечает в полной мере запросам организма, обеспечивает постоянство массы тела и способствует нормальной работе всех органов и систем организма. Каждому человеку следует стремиться правильно организовать режим своего питания. При этом рацион питания должен отвечать возрастным особенностям, а качественный состав пищи – в полной мере соответствовать химическому составу биологически активных веществ (ферментов) организма. Пища должна быть безвредной для организма, т.е. экологически чистой, не содержать болезнетворных микроорганизмов и токсических веществ, восполнять потребность организма в энергии, содержать все вещества, необходимые для роста и развития организма, быть разнообразной. Питание должно быть сбалансировано по содержанию различных пищевых веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды [14,15].

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека [16]. Среди законов, принципов и правил экологии можно отметить те, которые непосредственно имеют отношение к здоровью человека, например:

  1. Слабые воздействия могут и не вызывать ответных реакций природной системы, но, накопившись, они приведут к развитию бурного, непредсказуемого динамического процесса. Для человека слабые воздействия различных загрязнений вызывают долгое время незаметные разрушения в организме, которые, накопившись, через несколько лет выливаются в «пышный букет» различных заболеваний.
  2. Вид организма может существовать до тех пор и постольку, поскольку окружающая его природная среда соответствует генетическим возможностям приспособления этого вида к ее изменениям. Человеческий организм эволюционно не приспособлен к такому мощному воздействию антропогенных загрязнений, которое испытывает в настоящее время. Итог — снижение иммунитета и рост заболеваемости, сокращение продолжительности жизни.
  3. Экологическая ниша, т. е. место вида в природе, обязательно заполняется. Например, возникновение новых заболеваний: СПИД был предсказан учеными за 10 лет до его выявления, как гриппоподобный вирус с высоким летальным исходом. Основанием для предсказания послужило то, что победа над многими инфекционными заболеваниями человека высвободила экологическую нишу.
  4. Биосферный ответ: в ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить пределы, позволяющие этим системам сохранять свойства самоподдержания (самоорганизации и саморегуляции). Ответная сила противодействия природы равна силе антропогенного воздействия.
Читайте также:  Работа по зож с детьми раннего возраста

В настоящее время во многих странах вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания) стали не только медицинской, но и серьезной социальной проблемой. Вредные привычки уносят 70% здоровья человека, являются основной причиной летальных исходов и снижения продолжительности жизни. Состояние человека, вызванное употреблением наркотиков и спиртных напитков, опасно такими серьезными последствиями, как травма, ДТП, утопление, обморожение, ограбление, заражение вензаболеваниями и т. д. Злоупотребляя алкоголем и наркотиками человек лишается важнейшего средства самозащиты — способности контролировать и реально оценивать происходящее. Курение табака – одна из самых распространенных вредных привычек, приводящая к серьезным нарушениям здоровья. Продолжительность жизни курильщиков на 7-15 лет меньше, чем некурящих. Курение уменьшает физическую силу, замедляет реакцию, ухудшает память, заметно снижает половую потенцию. У курильщиков чаще, чем у некурящих, рождается неполноценное потомство. Все это и позволяет говорить: «Курить – здоровью вредить» [3,12,17].

Еще в XIX веке известный публицист Д.И.Писарев писал: «Усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой образ жизни, при котором организм как можно меньше приходил в расстроенное положение и, следовательно, как можно реже нуждался в починке».

Согласно этому высказыванию, рациональная организация жизнедеятельности есть система жизни данного конкретного человека, которая с учетом необходимых и возможных условий обеспечивает ему высокий уровень здоровья и благополучия в сферах социального, профессионального, семейного и культурного бытия. Поэтому особенно важно организовать жизнедеятельность таким образом, чтобы она учитывала, с одной стороны, необходимость включения в нее всех компонентов здорового образа жизни, а с другой — личность данного человека во всем многообразии его гено- и фенотипических особенностей, социально-экономического, семейно-бытового и профессионального бытия [1,3,18].

Учет профессиональных факторов при формировании рациональной жизнедеятельности предполагает, что выполнение человеком своих профессиональных функций часто сопряжено:

  • с определенным временным режимом работы;
  • с длительным поддержанием высокого уровня психоэмоционального напряжения;
  • с необходимостью выполнения однообразных движений или поддержания статических, неблагоприятных для здоровья поз;
  • с увеличением нагрузки на мозг при снижении двигательной активности (гиподинамии) и т. д.

Задачами рациональной организации жизнедеятельности в отношении профессионального статуса человека должны быть:

  • во-первых, обеспечение высокого уровня профессиональной работоспособности,
  • во-вторых — минимизация неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, влияющих на здоровье человека [2,3,15,19].

Учет социальных факторов предполагает, что данный человек является членом общества, принадлежит к определенной социальной группе и имеет ряд определенных социальных притязаний. Поэтому задачей рациональной организации его жизнедеятельности должно быть сохранение высокого уровня жизнеспособности человека в соответствии с его социальным статусом и уровнем объективно обоснованных социальных притязаний [18,20].

Особой заботы заслуживают школьники и студенты из неполных семей, т.к. ученые-педиатры, изучающие состояние их здоровья, заключают, что дети, имеющие одного родителя, значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. В таких семьях мать вынуждена, прежде всего, заниматься материальным обеспечением в ущерб вопросам воспитания и укрепления здоровья. В России неполные семьи являются одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки. Их права и обязанности в основном определяются Конституцией РФ и Семейным кодексом РФ, а также рядом специальных законодательных и нормативно-правовых документов [21,22,23].

При характеристике здорового образа жизни было отмечено, что он включает в себя такие компоненты, как: психофизиологическая регуляция, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, тренировка иммунитета и закаливание, массаж, соблюдение принципов и правил экологии, отказ от вредных привычек, рациональная организация жизнедеятельности.

Жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы, и создание комфортной искусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей. Опасности для человека вызывают его собственная жизнедеятельность, разрушение духовно-нравственных основ человеческого общества в условиях искусственного комфорта. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся условиях приводит к тяжелым последствиям.

Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности — предупреждение и упреждение потенциальной опасности. Потенциальная опасность является непременным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии) обладают способностью генерировать наряду с положительными свойствами и результатами опасные и вредные факторы. При этом новому положительному результату, как правило, сопутствует новая потенциальная опасность или группа опасностей [5,9,18,24].

Читайте также:  Физминутка по теме зож

Решение проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для его высшей работоспособности и продуктивности. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости.

Исходя из этого, для сохранения и укрепления здоровья и для безопасной жизнедеятельности, необходимо включать в свой образ жизни все эти компоненты, причем необходимо привести их в оптимальное соответствие, предполагающее, что каждый из этих факторов учитывает роль и место всех остальных в жизни данного человека.

Список литературы

  1. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы здорового образа жизни: учебное пособие для бакалавров. – М.: Изд.центр «Академия», 2013. – 256 с.
  2. Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов / С.В. Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, Д.Борзенко // Молодой ученый. 2014. №18-1. С. 64-65.
  3. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. – 4-е изд., пераб. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2008. – 560 с.
  4. Физиологические характеристики современных школьников / Е.А.Калюжный, В.Н.Крылов, Ю.Г.Кузмичев, А.И.Сабурцев, С.А.Сабурцев С.В.Михайлова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С.508.
  5. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник / С.В.Белов. – 2-е изд. испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 680 с.
  6. Особенности морфофункционального развития сельских школьников в современных условиях (на примере Нижегородской области) / С.В.Михайлова, Е.А.Калюжный Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С.519.
  7. Автономное выживание человека в природе. Методическое пособие / Сост. Ниретин Н.И. – Арзамас: АГПИ, 2005. – 46 с.
  8. Особенности физического развития сельских школьников в современных условиях / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов, С.В.Михайлова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. Т. 31. С. 21-31.
  9. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов / Е.А.Калюжный [и др.] — Арзамас: АГПИ, 2012. – 316 с.
  10. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Характеристика физического развития современных школьников города Арзамаса // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 (34). С.3.
  11. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г.Селье. – М.: Медгиз, 1960. – 254 с.
  12. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. – 6-е изд. – М.: Физика: Наука, 2008. – 416 с.
  13. Прохорова Э.М. Валеология: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 255 с.
  14. Studying nutrition of students // S.V.Mikhailova, A.A.Shepelkov, O.I.Kachaeva, A.V.Lubae // Science Time. 2014. № 11 (11). С.213-218.
  15. Комплексная оценка физического развития школьников: методические указания / разр. Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова [и др]; НГМА, АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 80 с.
  16. Влияние экологического фактора на уровень физического развития сельских школьников Нижегородской области / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Н.Крылов, В.А.Басуров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3-1. С. 41-47.
  17. Исследование распространенности табакокурения среди студенческой молодежи / С.В.Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, К.Глаголева // Исследования в области естественных наук. 2014. № 5 (29). С.5.
  18. Безопасность жизнедеятельности: Энцикл. словарь. / Под ред. О.Н.Русака. – СПб.: ЛИК, 2003. – 502 с.
  19. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.С. Кукушкина .- М.: ИКЦ «Март»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2005 .- 528 с.
  20. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Социально-правовой статус и культура здоровья личности // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 9 (13). С.5.
  21. Калюжный Е.А., Михайлова С.В. Сравнительная оценка физического здоровья студентов в зависимости от состава семьи // Приволжский научный вестник. 2014. № 7 (35). С.5-8.
  22. Михайлова С.В., Денисов Р.А. Характеристика студентов из неполных семей // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6.
  23. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Особенности студентов из неполных семей // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 9 (13). С.13.
  24. Здоровая молодежь – здоровое общество / Л.Н.Галанкин, Г.С.Корчагина, А.М.Куликов и др.; под ред. Л.П.Симбирцевой. – СПб.: Нордмедиздат, 2005. – 368 с.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Adblock
detector