Тезисы к статье «Безопасная образовательная среда как условие сохранения здоровья детей»
статья (средняя группа) на тему
Основной целью в работе педагога ДОУ является организация педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка. Мы считаем, что успех работы в этом направлении зависит как от общей идеологии учреждения, так и от возможности каждого субъекта образовательной системы в отдельности. Для реализации этой цели, выделим основные задачи в нашей работе:
1. формировать необходимые знания у детей и способствовать осознанию самого понятия «здоровый образ жизни»;
2. закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
3. воспитывать у взрослых ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
Отдельно выделим задачи, направленные на безопасную образовательную среду:
— закреплять шкафы, стеллажи; исключить ядовитые и колючие растения; соблюдать меры противопожарной безопасности в помещении, где находятся дети;
— соблюдать режимные моменты, ДА, закаливание и т.д.,
— правильно хранить предметы, медикаменты, моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте;
— мебель, подобрать по росту, возрасту детей, промаркировать;
— промаркировать постельное белье, полотенца и т.д.;
— соблюдать правила освещения помещений.
При реализации выше сказанного педагогами разрабатывается перспективный план работы с детьми в рамках занятий по ОБЖ; подбираются конспекты, оформляются консультации для родителей.
Следуя выше сказанному, в ДОУ создаются все условия для обеспечения безопасности воспитанников: детский сад оборудован системой пожарной сигнализации; в ночное время сад охраняется сторожами; с детьми регулярно проводятся беседы по правилам поведения в детском саду и на прогулке, о поведении во время чрезвычайных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zavadskaya_yu.s.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Безопасная образовательная среда как условие сохранения здоровья детей.
МБДОУ д/с № 57 (г. Орёл)
Основной целью в работе педагога ДОУ является организация педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка. Мы считаем, что успех работы в этом направлении зависит как от общей идеологии учреждения, так и от возможности каждого субъекта образовательной системы в отдельности. Для реализации этой цели, выделим основные задачи в нашей работе:
- формировать необходимые знания у детей и способствовать осознанию самого понятия «здоровый образ жизни»;
- закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
- воспитывать у взрослых ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
Отдельно выделим задачи, направленные на безопасную образовательную среду:
— закреплять шкафы, стеллажи; исключить ядовитые и колючие растения; соблюдать меры противопожарной безопасности в помещении, где находятся дети;
— соблюдать режимные моменты, ДА, закаливание и т.д.,
— правильно хранить предметы, медикаменты, моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте;
— мебель, подобрать по росту, возрасту детей, промаркировать;
— промаркировать постельное белье, полотенца и т.д.;
— соблюдать правила освещения помещений.
При реализации выше сказанного педагогами разрабатывается перспективный план работы с детьми в рамках занятий по ОБЖ; подбираются конспекты, оформляются консультации для родителей.
Следуя выше сказанному, в ДОУ создаются все условия для обеспечения безопасности воспитанников: детский сад оборудован системой пожарной сигнализации; в ночное время сад охраняется сторожами; с детьми регулярно проводятся беседы по правилам поведения в детском саду и на прогулке, о поведении во время чрезвычайных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение здоровья ВОЗ – трактует как такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезни или физических дефектов, но полное физическое, душевное и социальное благополучие [1.
Проблему формирования здоровья в современных условиях следует рассматривать как проблему комплексного подхода к воспитанию детей, в которой ребёнок не объект педагогического воздействия, а несформиров.
Раскрываются практические способы снижения психоэмоционального напряжения педагогов, формирование у них навыков эффективного взаимодействия с коллегами и детьми.
рЕкомендации по сохранение психологического здоровья ведагогов ДОУ.
Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соотв.
Данная статья будет полезна как педагогам дошкольных образовательных учреждений, так и родителям воспитанников.
laquo;Каким вы хотите видеть своего ребёнка?» Отвечая на этот вопрос, любой человек обязательно начнёт со здоровья, потом, видимо, добавит, что хочет, чтобы сын или дочь выросли счастливыми, та.
Источник
Статья «Организация безопасной образовательной среды в условиях дополнительного образования»
статья
Статья освещает некоторые аспекты организации безопасной образовательной среды в учреждении дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_bezopasnoy_obrazovatelnoy_sredy_v_usloviyah_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация безопасной образовательной среды в условиях дополнительного образования
В современном мире вопрос организации безопасной образовательной среды для детей как в основном так и в дополнительном образовании приобретает чрезвычайную актуальность. Целью организации безопасной образовательной среды является создание условий для формирования реалистичного отношения к здоровому образу жизни это включает и ответственное отношение к своему здоровью, к состоянию окружающей среды, формирование у обучающихся образцов безопасного поведения, высокой самооценки, осознанного принятия решений, формирование представлений о том, что иметь хорошее здоровье для любого человека, полезно, выгодно, интересно, престижно.
Образовательная среда — целостная качественная характеристика внутренней жизни учреждения, представляющая собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности.
Безопасность образовательной среды следует рассматривать как интегральный показатель ее качества.
Важнейшим условием формирования безопасной образовательной среды является осмысление администрацией и педагогами сущности и структуры такой среды.
Безопасная образовательная среда предполагает, что каждому участнику образовательного процесса гарантируется соблюдение прав и норм психолого-физической безопасности, что создаются условия для индивидуального развития каждого ребёнка (подростка). При выстраивании такой образовательной среды учитываются особенности взаимодействия участников образовательного процесса, стратегии и технологии обучения и воспитания учащихся, технологии сопровождения участников образовательного процесса, систему оценивания достижений учащихся и педагогов. Важной составляющей этой деятельности является система мониторинга качества образовательной среды, гарантирующая безопасность индивидуального развития ребёнка (мониторинги достижений учащихся, их здоровья, удовлетворенности участников образовательного процесса и т.д.).
Основными условиями организации безопасной образовательной среды в учреждении дополнительного образования являются: повышение уровня психолого- педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей; эффективное применение адекватных методов и технологий работы. Важно проектировать учебные занятия в соответствии с требованиями к психологической безопасности образовательной среды используя систему учебных игр, которая способствует педагогической эффективности познавательного общения, в результате создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства в учреждении являются:
1. Реализация основных направлений действующего законодательства по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических, иных локальных актов, инструкций.
2. Накопление опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов.
3. Создание медико-социальных, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса.(аптечки, инструкции по охране труда, стенды по безопасности дорожного движения , информационные плакаты по предупреждению вирусных инфекций и т.п.)
4. Специальная оценка условий труда.
5. Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима; оснащение образовательных учреждений противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения.(сигнализация, огнетушители и т.п.)
6. Формирование у учащихся и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения.
7. Обеспечение безопасной эксплуатации зданий, оборудования
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения педагогов, родителей и учащихся безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного и природного неблагополучия. В эту работу включены все участники образовательного процесса. Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля исполнения данных инструкций. Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде консультаций, проектной деятельности.
Однако обучение детей основам здорового образа жизни, формирования у них осторожного и правильного поведения в тех или иных ситуациях не достаточно. Необходимо обеспечение безопасности самого образовательного процесса, а именно: безопасная среда (закреплѐнные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности), правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте), мебель, подобранная по росту детей;
Современное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни обучающихся и охраны труда разных категорий сотрудников.
Источник
Психологически безопасная образовательная среда — условие сохранения психологического здоровья часто болеющего ребенка
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Дата публикации: 07.05.2018
Статья просмотрена: 2036 раз
Библиографическое описание:
Шумская, А. И. Психологически безопасная образовательная среда — условие сохранения психологического здоровья часто болеющего ребенка / А. И. Шумская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 30-35. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/302/14141/ (дата обращения: 08.06.2021).
В последнее десятилетие при изучении и обсуждении проблем образования используется понятие «образовательная среда». В настоящее время в педагогической психологии под образовательной средой понимают условия, в которых осуществляется воспитание и обучение. В широком смысле под средой понимают совокупность влияний и условий, окружающих человека.
Проблема развития образовательной среды разрабатывается в исследованиях отечественных (Г. А. Ковалев, В. П. Лебедева, В. В. Рубцов, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин) и зарубежных (А.Бандура, К.Роджерс, К.Левин) педагогах и психологах.
По определению В. А. Ясвина: образовательная среда — это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Под образовательной средой рассматривают окружение учебного заведения [10].
В дошкольном учреждении образовательная среда относится к многоаспектным, сложным педагогическим явлениям, которые характеризуются качественными и количественными показателями. Образовательная среда представляет собой совокупность образовательных сред, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. В ее структуре можно выделить два уровня и вида образовательных сред: на уровне индивидуальной деятельности педагога — среда профессионального функционирования педагога; а на уровне деятельности образовательного учреждения — педагогическая среда дошкольного учреждения.
Формирование образовательной среды как системы необходимых условий для полноценного развития, обучения и воспитания должно помогать обнаружению и развитию способностей детей, а обучение должно строиться на основании их интересов и природных задатков.
К условиям создания психологически безопасной образовательной среды для часто болеющего ребенка относят: дисциплину и доброжелательные взаимоотношения. В которые входят: внимание и уважение, психологическая поддержка, доверие друг к другу, забота о безопасности каждого члена.
М. С. Мириманова рассматривает образовательную среду как систему условий и влияний, необходимых для социального развития личности.
Образовательная среда является частью социальной и жизненной среды человека. Учебные учреждения являются субъектами безопасности. В образовательной среде важность изучения психологической безопасности личности определяется тем, что образовательные учреждения включая в себя подрастающее поколение, семью и взрослых, могут строить частную систему безопасности через воспитание и обучение, а также через решение задач развития.
Проблема безопасности существовали всегда. В настоящее время они сильно обострились и оказались в центре внимания.
Под определением безопасности понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества от внешних и внутренних угроз.
В настоящее время психологическую безопасность определяют как:
- Состояние сохранности психики человека;
- Сохранение целостности личности, адаптивности социальных групп, общества и функционирования человека;
- Возможности личности и среды по предупреждению и устранению угроз;
- Состояние среды, создающее свободное от проявлений психологического насилия по взаимодействии и состояние защищенности, которое будет способствовать удовлетворению потребностей в личностно — доверительном общении, а также создающее важную причастность и значимость к среде и обеспечивающее психическое здоровье входящих в нее участников.
- Нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой.
По определению И. А. Баевой под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1].
Моделирование психологической безопасности образовательной среды должно строиться на основании следующих принципов: принцип психологической защиты личности; опоры на развивающее образование; помощь в социальной и психологической умелости.
В основе модели лежит психологически здоровая личность. В ее компоненты входит: отказ от психологического насилия, диалог и сотрудничество. А также референтная значимость, психологическая защищенность, удовлетворенность потребности в личностно-доверительном общении.
В дошкольном учреждении образовательная среда относится к многоаспектным, сложным педагогическим явлениям, которые характеризуются качественными и количественными показателями. Образовательная среда представляет собой совокупность образовательных сред, которые находятся в тесном взаимодействии друг с другом. В ее структуре можно выделить два уровня и вида образовательных сред: на уровне индивидуальной деятельности педагога — среда профессионального функционирования педагога; а на уровне деятельности образовательного учреждения — педагогическая среда дошкольного учреждения.
Формирование образовательной среды как системы необходимых условий для полноценного развития, обучения и воспитания должно помогать обнаружению и развитию способностей детей, а обучение должно строиться на основании их интересов и природных задатков.
К условиям создания психологически безопасной образовательной среды для часто болеющего ребенка относят: дисциплину и доброжелательные взаимоотношения. В которые входят: внимание и уважение, психологическая поддержка, доверие друг к другу, забота о безопасности каждого члена.
По определению И. В. Дубровиной: «психологическое здоровье — это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации» [2, с.70].
О сниженном психологическом здоровье часто болеющих детей свидетельствует повышенная тревожность, агрессивность, низкая самооценка, а также трудности в общении со взрослыми и сверстниками и повышенная утомляемость. Портрет психологически здорового часто болеющего ребенка характеризуется жизнерадостностью, уравновешенностью, высокой самооценкой, любознательностью, эмпатичностью, честностью. Наивысшим уровнем психического здоровья является психологическое здоровье. В заботу о психологическом здоровье входит: внимание к внутреннему миру ребенка, его увлечениям и интересам, переживаниям и чувствам, знаниям и способностям, отношению к себе и окружающим. Он живет в гармонии с собой, не чувствует внутреннего дискомфорта и умеет защищаться, но никогда не нападет первым.
- Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с.
- Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие / под ред. И. А. Баевой. М., 2009. 247 с.
- Башкин М. В. Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды. Учебное пособие. Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова — Ярославль: ЯрГУ, 2014. 108 с
- Дубровина И. В. Психологическое здоровье детей и подростков. — М.: Академия, 2000 256 с.
- Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. N. 3. С. 17–21.
- Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. /Л. Я. Гозман — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. 175 с.
- Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. — М.: Педагогика. 2005.
- Никифоров Г. С. Психология здоровья: учебник для ВУЗов. — Спб.: Питер. 2008. c. 94
- Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб., 2006. С. 62.
- Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. М. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. 368 с.
Похожие статьи
Работа психолога по созданию психологически безопасной.
образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык.
Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ
Таким образом, психологически безопасная среда дошкольного образовательного учреждения — это важнейшая составляющая полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Обеспечение психологической безопасности.
образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков.
Психолого-педагогические условия создания безопасной.
образовательная среда, безопасная образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, образовательное учреждение, творческая самореализация подростков.
Управление психологической безопасностью образовательной.
Психологически безопасная образовательная среда — результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании)
Психологическая безопасность образовательной среды.
образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык.
Пути совершенствования безопасной образовательной среды
Проблема возрастающей защищенности личности от психологического насилия в образовательной среде. Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, психологическое насилие, безопасность личности, защищенность.
Изучение психологической безопасности образовательной.
образовательная среда, психологическая безопасность, психологическое насилие, психологическое здоровье, школа, психическое здоровье, образовательный процесс, референтная значимость среды, русский язык.
Система мониторинга психологической безопасности.
Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в.
Источник