ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по коррекционной педагогике на тему
В данной статье подниматеся проблема прав детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuziya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Понятие «инклюзивное образование» вошло в мировую педагогическую науку и практику сравнительно недавно. Проблемы, связанные с инклюзивным образованием детей с особыми образовательными потребностями, в последние десятилетия активно обсуждают педагоги, психологи, представители медицины, родители детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вопросами инклюзивного образования занимались, такие западные исследователи, как Л. Бартон, Дж. Депплер, Е. Дорис, Т. Лореман, Е.К. Сликер. Среди российских ученых, выделяются С.В. Алехина, Д.В. Зайцев, Е.Н. Кутепова, Н.Н. Малофеев, Е.Р. Ярская-Смирнова.
Анализ проблемы инклюзивного образования во многом будет определяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Поэтому, прежде всего, чем дать определение инклюзивного образования, нужно рассмотреть понятие «инклюзия».
Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (Е.А. Екжанова).
В специальном образовании под инклюзией понимается процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, в первую очередь имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни (А.А. Наумов).
На наш взгляд, данные особенности определения инклюзии связаны с тем, что это процесс, требующий удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий каждого ребёнка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям.
Развитие инклюзивного образования в настоящее время в России – это узел проблем и противоречий, решение которых требует специальных мер комплексного характера.
По мнению А.А. Фурсенко, «…инклюзивное образование предполагает обучение детей как в обычных образовательных учреждениях, так и сохранение сети коррекционных школ и интернатов». Такой же точки зрения придерживается и директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования академик Н.Н. Малофеев. Он считает, что подавляющее большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, которые сегодня обучаются в специальных школах, могут и должны интегрироваться в общеобразовательные учреждения [2, с.4].
В.Р. Соколова, считает, что в основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Е.Н. Кутепова характеризует инклюзивное образование как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Д.В. Зайцев определяет инклюзивное образование как передовую систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанную на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
Ведущий специалист службы раннего образования детей с особыми потребностями Джеймс Леско отмечает, что инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении.
Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом. Такое определение данного понятия дает Т.Л. Чепель.
Похожих определений можно назвать очень много, но есть и такие ученые, кто считает, что инклюзивное образование – это шаг к культуре, в которой ценность человека определяется не его полезностью в узком прагматическом смысле – а его достоинством – возможностью жить, верить, любить, быть любимым.
Так Б.М. Жебровский предлагает следующее определение: «…Инклюзивное образование – это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию для детей с образовательными потребностями путем организации их обучения в общеобразовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей». При этом автор считает: «…определение оптимальных путей и средств внедрения инклюзивного образования базируется на основе соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения» [3, с.5].
Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира, цель которой – реализация права на образование без дискриминации.
Проблема инклюзивного образования нашла отражение в таких нормативно-правовых документах, как: «Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994), «Конвенции о правах ребенка», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ».
Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Декларация признает «необходимость и безотлагательность обеспечение образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования и призывает принять «принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе…»
Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1989 г. приняла Конвенцию о правах ребёнка, которая сводится к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Статья 23 Конвенции о правах ребенка посвящена детям с ограниченными возможностями, а также подтверждению права «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на достойную жизнь в обществе». Пункт 3 статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.
Статья 24 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования гласит: «В настоящей Конвенции выражение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождение, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования».
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» предполагает решение ряда задач, регулирующих вопросы организации инклюзивных процессов в образовании:
— создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
— создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Главным целевым ориентиром концепции является расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях [1].
Исследования показывают, что вполне реально к 2020 г. дать возможность практически всем детям-инвалидам, родители которых изъявят такое желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа.
Таким образом, инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе. В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки нормативно-правовой базы, определения норм и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
- Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Седегова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 147 с.
- Концепция развития инклюзивного образования. – Украина, 2010.– 9 с.
Источник
Каков порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья?
Краткое содержание:
Порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В организациях, обучающих таких детей, должны быть созданы специальные условия.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273)).
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются соответствующей адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Закона № 273).
Справка. Адаптированная образовательная программа
Адаптированная образовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Закона № 273).
Образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Детям с ОВЗ также предоставляется доступ к инклюзивному образованию — совместному обучению (воспитанию), в том числе совместным учебным занятиям, досугу, различным видам дополнительного образования, с обучающимися, не имеющими ограничений возможностей здоровья (п. 27 ст. 2, ч. 4 ст. 79 Закона № 273; п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16).
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ (ч. 2, 10 ст. 79 Закона № 273).
Справка. Специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ — это условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ч. 3 ст. 79 Закона № 273).
Педагогические работники при обучении детей с ОВЗ обязаны учитывать особенности их психофизического развития, состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования детей с ОВЗ, при необходимости взаимодействовать с медицинскими организациями (п. 6 ч. 1 ст. 48 Закона № 273).
Специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков предоставляются обучающимся с ОВЗ бесплатно (ч. 11 ст. 79 Закона № 273).
По общему правилу форму получения образования и форму обучения до завершения получения ребенком основного общего образования выбирают родители (законные представители) ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона № 273).
Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях (ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 41, ч. 10 ст. 66 Закона № 273; ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
К обучающимся с ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости) не применяются меры дисциплинарного взыскания (например, таких детей нельзя отчислить) (ч. 4, 5 ст. 43 Закона № 273).
Рассмотрим некоторые особенности получения образования детьми с ОВЗ на примере общего образования.
Особенности получения общего образования детьми с ОВЗ
Обучающиеся с ОВЗ получают общее образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ч. 2 ст. 79 Закона № 273).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Закона № 273).
В штатное расписание организаций, в которых обучаются дети с ОВЗ, вводятся штатные единицы различных специалистов (например, учитель-логопед) (п. 21 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 (далее – Порядок № 1014); п. 32 Порядка, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (далее – Порядок № 1015)).
Для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и других обучающихся с ОВЗ создаются отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (ч. 5 ст. 79 Закона № 273).
Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении (п. 13 ст. 60 Закона № 273).
1. Особенности получения дошкольного образования
Условия для получения образования детьми с ОВЗ определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (п. 16 Порядка № 1014).
Реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, осуществляется в группах компенсирующей направленности.
Совместное образование детей с ОВЗ и здоровых детей осуществляется в группах комбинированной направленности. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более трех категорий детей с ОВЗ; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе (п. п. 13, 20 Порядка № 1014).
При этом количество детей в группах не должно превышать установленного количества (п. 20 Порядка № 1014).
2. Особенности получения начального общего, основного общего и среднего общего образования
Родители (законные представители) детей с ОВЗ вправе выбрать для обучения своего ребенка школу по месту проживания, в которой должны быть созданы необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии) (Письмо Минобрнауки России от 21.06.2018 № ТС-1529/07 «О направлении информации»).
При обучении в школе исходя из категории учащихся с ОВЗ их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек (п. 22 Порядка № 1015).
В школах обеспечиваются специальные условия для получения образования, в частности, учащимся с ОВЗ по зрению, по слуху, а также учащимся, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата (п. 23 Порядка № 1015).
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создаются: необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения; условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (п. 24 Порядка № 1015).
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (п. 31 Порядка № 1015).
В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (п. 28 Порядка № 1015).
По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Источник