Как справиться с тревогой за здоровье ребенка
Когда ребенок заболевает, особенно – с высокой температурой, у многих мам сжимается сердце: вдруг что-то серьезное? Воображение рисует страшные болезни, в голову лезут мрачные мысли. Как бороться с разрушающим чувством тревоги и где найти грань между бдительностью и мнительностью? Рассказывает Алена Кизино – психолог, руководитель отдела психологической помощи детского хосписа «Дом с маяком».
Шаг первый: признать свои чувства
Тревога родителей неизбежно влияет на то, как дети воспринимают мир: доверять ему или бояться? Наше беспокойство отнимает у ребенка уверенность в своих силах, не дает ему взрослеть и развиваться.
Взрослые не способны обезопасить детей от всех напастей, которые произойдут в будущем, однако родители могут научить ребенка справляться с возможными проблемами, если преодолеют собственные страхи.
Первое, что стоит сделать, – признать свои негативные чувства. Далеко не всем удается сказать: «Я очень боюсь за своего ребенка». Особенно часто такая проблема возникает у отцов, которые стыдятся того, что волнуются за детей.
Шаг второй: найти свой страх
За тревогой всегда стоит страх. Важно понять, что именно его вызывает. Это может быть не только сам страх потерять ребенка, но и другие страхи: одиночества, беспомощности, осуждения и даже страх быть плохой матерью или отцом.
Страх потери ребенка. Как ни мучительно признавать, но смертны даже самые дорогие нам люди. Но лишь принимая смерть как часть жизни, мы ценим сегодняшний день и все хорошее в нем – то, что остается с нами навсегда: любовь, благодарность, память.
Страх осуждения. Нам с детства внушают, что мы должны соответствовать чьим-то ожиданиям (мамы и папы, учителей). Следствие этого – неуверенность в себе, страх быть (или считаться) плохими родителями. Помните, невозможно на 100% соответствовать образцу, придуманному другими людьми (например, «у хороших родителей дети не болеют / не получают двойки»).
Страх беспомощности. Чувство бессилия перед будущим особенно страшит людей, привыкших все контролировать. От своей тревоги они подчас уходят в гиперлюбовь и гиперопеку, беспрестанно водят детей к врачам, пичкают лекарствами. За этим стоит желание удостовериться в своих силах: я контролирую ситуацию.
Шаг третий: взять эмоции под контроль
Чтобы направить тревогу в рациональное русло, обдумайте, что вы можете сделать для своего ребенка и для себя.
Для ребенка. Способны ли взрослые повлиять на то, чтобы их ребенок болел как можно реже? Во многом – да. Для этого надо обеспечить ребенку здоровый образ жизни, найти хорошего педиатра и следовать его рекомендациям. В большинстве случаев этого будет достаточно.
Для себя. Если раз за разом после визита к педиатру выясняется, что со здоровьем ребенка все в порядке, а ваше беспокойство не утихает, это повод обратиться к психологу.
Источник
Родительская тревожность: откуда она берётся и как с ней бороться
Как оценить свой уровень тревожности, и когда стоит обращаться к психологу
Клинический психолог и консультант «Фоксфорда» Лариса Осинкина рассказывает, как тревожность родителей влияет на ребёнка и можно ли справиться с ней самостоятельно.
Кстати, это вполне может стать первым шагом к ответу на вопрос, как же все-таки найти общие интересы с ребёнком.
Что такое родительская тревожность, и как она проявляется
Определённый уровень тревожности для человека нормален. Тревога необходима, чтобы вы могли оценить степень реальной опасности, она помогает адекватно реагировать на события. Если родитель совсем не тревожится, это говорит о каких-то проблемах в семье.
Бывает патологическая тревожность. Она возникает из внутренних физиологических процессов в организме, никак не связана с реальной жизнью и не приносит никакой пользы. С такой тревогой надо обращаться за помощью к специалисту.
Между нормальным и патологическим уровнем тревожности есть пограничные состояния, когда родитель ограничивает ребёнка больше, чем требует ситуация. Обычно эти ограничения неадекватны ситуации или возрасту ребёнка. Например, 15-летнего не пускают проехать две остановки на метро к друзьям. Родители обычно объясняют эти ограничения заботой, но ребёнок чувствует, что требования к нему не соответствуют реальности, и воспринимает их как давление.
Откуда берётся повышенная тревожность
Две главных причины тревожности:
Изначально высокий уровень тревожности
Если человек склонен к беспокойству по разным поводам, эта особенность перенесётся и на родительство.
Взаимоотношения в паре «родитель-ребёнок»
В этом случае повышенная тревожность развивается именно в связи с родительством. На уровень тревожности влияют:
- ситуация в семье во время беременности. Если в это время случались какие-то происшествия или поводы для стресса, тревожность возрастает.
- ход беременности и родов. Например, тяжёлые роды повышают тревожность матери, и их последствия могут сказываться на её отношениях с ребёнком спустя много лет.
- заболевания ребёнка.
Как родительская тревожность влияет на ребёнка
Он тоже становится тревожным
Очень часто ребёнок «считывает» тревожность родителей, даже когда они сами её не замечают. Он становится чрезмерно ответственным, например, очень беспокоится за свои результаты в школе, сидит допоздна за уроками, отказывается гулять с друзьями. Тревожные дети плохо реагируют на перемены в жизни, слишком переживают, если совершили ошибку или сделали что-то неправильно.
Он слишком старается быть хорошим
Иногда, чтобы не беспокоить тревожного родителя, дети ведут себя очень хорошо, демонстрируют дома только свои положительные качества. Это подавление негативных проявлений могут выливаться во внезапные вспышки агрессии или непослушания.
Он не получает поддержки
Родителю важно чутко реагировать на ребёнка, быть в контакте с ним, а тревожному родителю это сделать сложнее. На любую ситуацию он реагирует собственными переживаниями, и ребёнок остаётся без родительской поддержки. Очень часто дети тревожных родителей ничем с ними не делятся, чтобы не расстроить или не вызвать новых ограничений. При этом ребёнок остаётся один на один со своими проблемами.
Он не учится справляться с тревогой
Справиться с беспокойством помогает обдумывание ситуации. Тревожный родитель не в состоянии научить ребёнка адекватным способом справляться с тревогой — думать о ней. В этом случае ребёнок:
- избегает тревожных ситуаций. Например, отказывается выходить к доске, учить сложные предметы, поступать в вуз.
- отказывается чувствовать тревогу вообще. Это приводит к рискованным поступкам и попаданиям в опасные ситуации: например, ребёнок может увлечься экстремальными хобби или видом спорта.
Как научить ребёнка справляться с тревогой
Адекватно реагируйте на его рассказы
Не кричите, не пугайтесь, не накладывайте дополнительных ограничений. Часто дети делятся своими тревогами не для того, чтобы вы немедленно начали что-то делать, а чтобы их выслушали, поняли, подумали вместе с ними.
Поймите, чего он опасается
Чаще всего причины для беспокойства у вас и ребёнка будут очень разными. Например, он прогулял урок. Вы можете тревожиться, что он отстанет от программы и не напишет контрольную работу, а его может волновать, не будет ли учительница кричать на него на следующем уроке.
Ваши предупреждения об опасностях и последствиях должны соответствовать реальности. Если ребёнок увидит, что вы адекватно оцениваете ситуацию, он прислушается. Специально преувеличивать или транслировать собственные опасения не нужно.
Как понять, насколько вы тревожный родитель
Сравните свои требования с требованиями других родителей к детям того же возраста в аналогичной ситуации. Например, в 8-м классе никто из детей не звонит и не докладывает, что благополучно добрался до занятий, а вы этого требуете. Почему? Если все живут рядом со школой, а ваш ребёнок добирается час на разных видах транспорта, это требование оправданно, если же нет — это повод задуматься, с чем связано ваше повышенное беспокойство.
Другие признаки повышенной тревожности родителя:
- тревожность ребёнка;
- склонность ребёнка к экстремальным увлечениям и риску;
- активный бунт подростка против ограничений;
- психосоматические заболевания у родителя или ребёнка.
Психологи отмечают связь тревожности и аллергических заболеваний, включая астму и дерматиты; сюда же относятся жалобы на головную боль и боли в животе при отсутствии реальных патологий. Разумеется, причин у таких состояний может быть много, но если такие проявления есть, родителю стоит оценить, в том числе, и свой уровень тревожности.
Как справляться с тревожностью самостоятельно
Когда вы тревожитесь, то не можете адекватно оценить ситуацию, в голову лезут только всякие ужасы. Например, ребёнок опаздывает домой с занятий на 20 минут, а его телефон недоступен. Если в этот момент позвонить подруге, она наверняка скажет: «Не волнуйся, наверняка у него просто сел телефон!»
Другой человек, который не охвачен этой тревогой, помогает запустить процесс мышления. Вы начинаете обдумывать ситуацию, и тревожность снижается.
В момент, когда вы охвачены тревогой, представьте худший вариант развития событий и обдумайте стратегию ваших действий. Например, вы беспокоитесь, что ребёнок не сдаст ЕГЭ. Что тогда случится? Как вы и он будете выходить из этой ситуации? Какой план Б можно придумать? Размышляя над стратегией, вы успокоитесь.
Если вы переживаете из-за возможной негативной оценки себя как родителя, подумайте, кто даёт вам эту негативную оценку. Какой образ возникает в вашем сознании, когда вы думаете о подобной критике? Поговорите с этим образом, вспомните, на кого он похож из вашего детства. Спросите себя, всегда ли критические оценки этого человека были адекватны? Быть может, в других вещах вы давно их переросли, а в родительстве ещё нет.
С партнёром. Тревожной матери помогает разделение ответственности с отцом ребёнка — и наоборот. Не исключайте второго родителя из процесса воспитания. Пусть он тоже принимает решения, куда можно отпускать подростка, а куда нет, как планировать его будущее и так далее.
С тренером, педагогом, преподавателем. Если ребёнок идёт в поход или на экскурсию, разделите ответственность с сопровождающим: будьте с ним в контакте, обсуждайте ситуацию и возможные меры на случай форс-мажора.
С врачом. Этот способ подойдёт, если вас беспокоит здоровье ребёнка. Консультация врача и соблюдение его рекомендаций уменьшит тревожность.
Группа поддержки. Если вы беспокоитесь, достаточно ли вы хороший родитель и правильно ли растите ребёнка, найдите группу поддержки для родителей подростков. Сейчас таких групп очень много, иногда их ведёт психолог, иногда это просто коллектив родителей, собравшихся для взаимной поддержки. Вы можете сами создать такую группу, если у вас есть подруги с детьми того же возраста.
В каких случаях нужен специалист-психолог
- Если вы так сильно тревожитесь, что не можете заниматься своими делами и решать необходимые задачи. Например, вы настолько беспокоитесь за результаты домашней работы, что отменяете поход в театр и сидите с ребёнком над учебниками.
- Если жизнь перестала радовать и превратилась в постоянную борьбу с тревогой.
- Если общение с ребёнком не доставляет никакого удовольствия и свелось к контролю и конфликту.
- Если вы слишком бурно или неадекватно реагируете на рассказы ребёнка, сами это замечаете, но не можете сдержаться. Например, он говорит, что не понимает предмет и переживает за будущую контрольную, а вы начинаете кричать, что он бездельник и никогда не найдёт работу.
- Если вы сами ребёнок тревожных родителей. Возможно, вы неосознанно повторяете этот сценарий, а отказаться от него самостоятельно очень сложно.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Как маме справляться с тревогой за ребенка?
Большинство мам испытывает различные страхи и тревогу за своих детей: они боятся за их жизнь и здоровье, развитие, за то, как будут складываться их отношения с окружающими и какими они будут, когда вырастут. Это совершенно естественно, поскольку материнский инстинкт направлен на то, чтобы сохранить жизнь потомства и защитить его, обеспечить всеми необходимыми условиями для полноценного существования.
Тревога и страх – это нормальные реакции на возможную опасность, позволяющие активировать внутренние ресурсы, это необходимо для выживания.
Повышенная (невротическая) тревога за ребенка – это постоянное чувство внутреннего беспокойства и волнения за него, мысли о том, что с ним может произойти что-то плохое, как правило, мало связанное с реальной ситуацией. Такая тревога с большой вероятностью приведет к негативному влиянию на формирование личности ребенка. В отличие от нормальной тревоги, невротическая тревога носит иррациональный характер. Причинами такой тревоги чаще всего являются субъективные переживания и волнения матери, связанные с каким-либо внутренним конфликтом в ее психике или негативным опытом.
Приведем примеры. Например, когда малыш бежит в сторону проезжей части, у мамы появляется объективная причина для тревоги за своего ребенка.
А вот когда мама боится оставлять ребенка с другими вполне адекватными родственниками или в детском саду, не отпускает его от себя на детской площадке или постоянно кутает его, звонит каждые полчаса школьнику – это уже проявления повышенной тревоги за свое чадо.
В процессе диагностики психологических проблем ребенка часто обнаруживается связь с повышенной тревогой у мамы. Как правило, ребенок, живущий с тревожной мамой, лишен возможности получения собственного жизненного опыта, так как его действия постоянно критикуются («не лезь на забор – упадешь и станешь инвалидом», «не дружи с этим мальчиком, он научит только плохому»). Большое количество запретов и предостережений, навязчивый контроль лишают ребенка инициативы, а постоянные одергивания и негативные послания снижают самооценку.
В итоге ребенок вырастает несамостоятельным, инфантильным человеком, с ограниченными путями развития, неуверенным в себе, с множеством различных страхов, в том числе страхом совершать ошибки, повышенной тревожностью. Пребывание мамы в тревожном состоянии на протяжении длительного времени, как правило, провоцирует возникновение повышенной тревоги и у ребенка, что может вызвать у него нервные подергивания, навязчивые движения, психосоматические заболевания (заикание, энурез и т.п.), ночные кошмары, плохой сон, истерики и т.п. Кроме того, запреты на проявление физической активности и общение с друзьями могут замедлить его физиологическое развитие и социализацию. Чрезмерная опека, тревога и навязчивый контроль над действиями ребенка могут вызвать в подростковом и взрослом возрасте негативное отношение к матери и нежелание поддерживать с ней эмоционально близкие отношения и делиться тем, что происходит в жизни, поскольку это сопровождается с ее стороны неадекватной реакцией на события.
Какие же внутренние конфликты у матери лежат в основе тревоги за детей? Во-первых, отсутствие реализации себя как личности, когда женщина отдает своему ребенку все свои силы, время и внимание, превращает его воспитание в единственное дело в своей жизни. Это, в свою очередь, может быть связано с неудовлетворенностью супружескими отношениями или с отсутствием профессиональной самореализации. Во-вторых, повышенная тревога может возникнуть в том случае, если женщина пережила смерть другого ребенка, в т.ч. перинатальную потерю (выкидыши, внематочные или замершие беременности), смерть других близких родственников или если в роду были похожие ситуации, когда умирали дети. Еще тревогу у матери могут спровоцировать очень тяжелые роды, угроза жизни малыша в первые месяцы жизни, проблемы с зачатием. В- третьих, невротическая тревога может сформироваться, если родители женщины также проявляли невротическую тревогу по отношению к ней.
Причин повышенной тревоги за детей может быть много и в каждом случае они индивидуальны. Но самое главное в этой ситуации дифференцировать реальную угрозу для ребенка и свои субъективные эмоции и переживания на этот счет.
Рекомендации для снижения тревоги за ребенка могут быть следующие:
- Попытайтесь понять истинную причину вашей тревоги в каждой конкретной ситуации – почему вы боитесь именно этого? (это можно делать ежедневно в письменной форме, чтобы потом проанализировать и сделать выводы)
- Подумайте, какова вероятность того, что события будут развиваться именно так, как вы думаете?
- Проанализируйте, насколько уровень вашего контроля за ребенком соответствует его возрасту?
- Не зацикливайтесь на ребенке и его интересах, уделяйте больше времени себе: займитесь своей внешностью и здоровьем, найдите увлекательное хобби, встречайтесь и общайтесь с подругами, по возможности проводите время наедине с супругом, поделитесь своими тревогами по отношению к ребенку с ним.
- Если в вашем окружении есть тревожные люди, которые доводят вас до паники, по возможности сократите время общения с ними или переводите разговор на другие менее тревожные для вас темы.
- Постарайтесь исключить просмотр передач и чтение сообщений СМИ, которые усиливают у вас тревогу.
Отдельно хотелось бы сказать про мам особых детей, которые имеют вполне объяснимое беспокойство, смогут ли их дети жить без них. Каждый случай здесь индивидуален. Задача родителей – максимально подготовить ребенка к самостоятельной жизни, адаптировать к социуму, научить ухаживать за собой и обслуживать свои нужды. Многие диагнозы, такие как алалия, синдром Дауна, СДВГ, РАС, ДЦП, слабые слух и зрение, не являются приговорами. Общество знает много примеров, когда даже люди с инвалидностью имеют высокое качество жизни. Важно объективно оценить физические и умственные возможности ребенка, для этой цели можно проконсультироваться у специалистов, у которых ребенок наблюдается.
Материнская тревога может усугубить ситуацию, если мама не может с ней совладать. Также не стоит забывать о таком понятии, как вторичная выгода, когда мама получает повышенное внимание к себе и своему ребенку из-за особенностей его развития, играет роль Жертвы, подсознательно делает ребенка еще более зависимым от себя, не дает произойти процессу сепарации. Это не пойдет на пользу ребенку. Важно понять и проанализировать свои чувства и чувства по отношению к ребенку, проработать негатив, взять ответственность за свою жизнь, но при этом не «утонуть» в чувстве вины.
Кроме вышеперечисленных рекомендаций можно также обратиться к психологу для прохождения личной психотерапии с целью снижения уровня тревоги за ребенка и разрешения сопутствующих проблем.
Также опыт работы с психологическими проблемами и психосоматическими заболеваниями у детей показывает, что динамика положительных изменений во много раз выше, если их мамы проходят личную психотерапию.
Источник