«Как работать с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация
Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности . Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Именно от работы педагога и его профессионализма зависит, насколько семья с особенным ребенком понимает политику дошкольного учреждения, проводимую по отношению к воспитанию и обучению детей с ОВЗ.
Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, дети с ОВЗ необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kak_rabotat_s_roditelyami_rebenka_s_ovz.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как работать с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние.
Кроме этого, родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и реабилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и реабилитации.
При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, дети с ОВЗ необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.» (В. А. Сухомлинский) .
Старый педагогический афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности . Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Именно от работы педагога и его профессионализма зависит, насколько семья с особенным ребенком понимает политику дошкольного учреждения, проводимую по отношению к воспитанию и обучению детей с ОВЗ.
При работе педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья он руководствуется следующими принципами:
- принять ребенка с ОВЗ наравне с другими детьми;
- включить ребенка с ОВЗ в одинаковые виды деятельности, разница заключается только в постановке других задач;
- вовлечь дошкольника в групповое решение задач и коллективные формы обучения;
- применять разнообразные формы коллективного участия: разнообразные игры, конкурсы, совместные проекты и др.
К основным формам взаимодействия с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья относится групповая, индивидуальная и коллективная работа.
В первую очередь педагоги проводят изучение семейной микросреды ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для чего осуществляется диагностико-аналитическая работа.
Для быстрого получения подробных и достоверных сведений проводится анкетирование родителей. При его помощи удается выявить общий план семьи, уровень образования и возраст родителей, характер их взаимоотношений с ребенком.
Посещение семьи — лучший способ максимально близко познакомиться с ребенком и его семьей в привычной для него обстановке. В разговоре с родителями педагогу надо постараться собрать как можно больше информации об интересах ребенка, его привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности.
Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог свободно себя почувствовать в группе со здоровыми детьми, требуется проведение бесед со всеми родителями. Цель таких бесед – привитие толерантного отношения к особенным детям, так как далеко не каждый взрослый человек готов принять факт нахождения рядом с ним или его ребенком человека с ограниченными возможностями здоровья.
Беседы проводятся и для того, чтобы исключить беспокойство родителей о безопасности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Во время общения с родителями от педагога требуется проявление максимума тактичности. Разговор должен вестись с позиции того, что перед родителями и педагогом стоит общая задача и им необходимо совместно ее решать.
Проведение открытых занятий, в ходе которых осуществляется погружение родителей в учебный процесс. Во время проведения «Дней открытых дверей» родители могут оценить успехи и неудачи своего ребенка.
Демонстрация родителям фото- и видеоматериалов с праздников, досугов в детском саду, с индивидуальных коррекционных занятий с целью более подробного разбора определенных моментов воспитания и обучения ребенка.
Родительские семинары-практикумы, тренинги, которые предполагают выработку у родителей разнообразных педагогических умений по воспитанию детей и решению различных педагогических ситуаций. Темы для проведения практикумов могут быть самыми разнообразными.
Обмен опытом между родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, обычно проводится в форме круглого стола.
Универсальной формой взаимодействия детского сада с родителями дошкольников с ОВЗ, являются родительские собрания. Они позволяют повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей. Благодаря тому, что на собрания приглашаются и родители детей с ограниченными возможностями здоровья, то они могут почувствовать себя равноправными членами коллектива и при желании вступить в родительский комитет.
Проведение совместных досуговых мероприятий, праздников, разнообразных развлечений, театральных постановок направлено на повышение родительской активности на собраниях с участием воспитанников. В зависимости от заболевания ребенка для него выбирается задание, с которым он однозначно справится.
Даже если это будет несложное задание, но ребенок будет участвовать вместе с другими воспитанниками, это даст положительный эффект от мероприятия. Так, родители смогут с другой стороны посмотреть на своего ребенка и получат эстетическое удовольствие, другие родители также смогут по-новому взглянуть на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом сам ребенок тоже получит возможность проявить себя с лучшей стороны и получить ценный опыт социального общения..
Организовывая совместное участие детей и их родителей в разнообразных творческих и спортивных конкурсах, совместных проектах, необходимо учитывать, что социализация детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется не только в ходе совместного обучения со здоровыми детьми. Так, дети с ОВЗ могут проявить себя, участвуя в различных олимпиадах и конкурсах, которые проводятся как очно, так и дистанционно
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране педагогам приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями. В связи с тем, что на данном этапе нет возможности использовать традиционные методы работы с родителями, необходимо активно использовать дистанционные формы и методы взаимодействия, с помощью которых есть возможность общения с детьми и их родителями, не выходя из дома. К таким формам можно отнести:
взаимодействие с помощью электронной почты может осуществляться по двум сценариям: Первый – это организация общения педагога с семьей воспитанника, где участники ведут переписку друг с другом. Второй – единая электронная почта, которая заводится на группу и призвана служить каналом связи между специалистами и родителями. Пароль и логин доступны каждому родителю и специалисту группы. На связанный с электронной почтой диск, каждую неделю вносятся ряд образовательных контентов, содержащих информацию рекомендательного характера для родителей. Кроме того, там же содержатся рекомендации специалистов. Ряд общих педагогических рекомендаций, памятки для родителей и т. д. так же размещаются на сетевом диске и доступны для просмотра и скачивания. Так же это удобно, так как работает обратная связь, любой родитель или представитель ребенка имеет возможность задать вопрос в письменной форме специалисту, получить онлайн-рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить время консультации в случае, если это необходимо.
Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и специалистов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада (устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д.).
Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Родители могут проследить ту работу, которая проводится в саду, «видят» на сколько каждый ребенок с его индивидуальными особенностями включен в работу и жизнь сообщества сада. Эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог-родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования. Особенностями применения дистанционного обучения в ДОО является использования данной формы обучения только для родителей/законных представителей ребенка.
Переписка с родителями педагога через созданные группы в социальных сетях, позволяет оповещать родителей о предстоящей совместной деятельности в детском саду, поздравлять с праздниками, дать советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Применение разнообразных современных технологий работы с родителями воспитанников с ОВЗ позволяет поднять на новый уровень взаимодействие между детским садом и семьёй и тем самым существенно повысить эффективность всего процесса воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источник
Консультация «Работа с родителями детей с ОВЗ»
ильсия зиннатова
Консультация «Работа с родителями детей с ОВЗ»
«Работа с родителями детей с ОВЗ».
Тюлячинского детского сада №2
От того, кто будет воспитывать ребенка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада – это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя – не просто труд. Это прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования. Раньше детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посещали специализированные дошкольные учреждения и группы, в настоящее время они активно включаются в коллектив здоровых детей. Если получив на свое попечение «особого» ребенка мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, а также уделяем большое внимание работе с родителями. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
Родители детейс ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:
— изолированность родителей от родительской общественности,
— отсутствие контакта ребенка со сверстниками;
— страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;
— отсутствие объективной картины учебного процесса в образовательных учреждениях;
— нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.
Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Что же значить работать с родителями?
Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии — «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.
Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами. упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, родителями.
4. Принцип доступности
Концепция взаимодействия ОУ и семьи
1. Семья – центр жизни ребенка.
2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.
3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели приходят и уходят.
4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.
5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье.
Коллективные формы взаимодействия.
1. Общие родительские собрания.
— Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
— Решение организационных вопросов
— Информирование родителей по вопросам взаимодействия школы с другими организациями, в том числе и социальными службами.
Рекомендуется провести цикл бесед для родителей по тематике, связанной с особенностями воспитания и обучения детей.
Примерные темы бесед:
1. Речевые нарушения и причины их возникновения.
2. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Краткие советы родителям, имеющим детей с НОДА.
4. Что делать, если у ребенка плохая память?
5. Подвижные игры в системе коррекционной работы.
6. Игра — лучший помощник в занятиях с детьми дома.
7. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.
8. Труд — важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.
1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями.
— Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
— Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
— Решение текущих организационных вопросов.
-Знакомство со школой, направлениями и условиями её работы.
Тематические доклады, плановые консультации, семинары.
— Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
— Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к жизни в социуме.
Проведение детских праздников и развлечений.
Задача: — Поддержание благоприятного психологического микроклимата в классе и распространение его на семью.
Индивидуальные формы работы.
Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.
Родительский час.
— информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.
Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.
— сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
— определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
— определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.
— определение оценки родителями работы школы
Формы наглядного информационного обеспечения.
Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах
— информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы.
Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
— ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
— создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
— наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Задача педагогов, работающих в детском саду, поддержать родителей, помочь и дать надежду, подсказать и вместе найти оптимальный путь решения проблемы. Родители в свою же очередь могут помочь своему ребенку, неукоснительно выполняя рекомендации врачей, специалистов работающих с детьми, участвуя в жизни детского сада.
Консультация «Работа с родителями» «Работа с родителями» Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от.
Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей Статья в газету «Будни Буйнакска» Добрые семена взрастут в детских душах Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи,.
Работа с родителями детей раннего возраста Работа с родителями детей раннего возраста Первым шагом к сотрудничеству является работа педагогов с родителями групп раннего возраста.
Работа с родителями «Инновационные формы и методы взаимодействия с родителями соответствии с ФГОС» Муниципальное автономное образовательное учреждение Детский сад № 2 «Радуга» Тема: Инновационные формы и методы взаимодействия с родителями.
Работа с родителями. КВН для детей старшего дошкольного возраста и родителей Цель: развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению. Задачи: 1. Доставить детям радость и удовольствие от развивающих.
Работа с родителями по патриотическому воспитанию детей в ДОУ Работа по воспитанию у дошкольников патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями. Для.
Работа с родителями по приобщению детей к чтению Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвящённой.
Консультация «Работа с родителями при решении задач обучения и воспитания» Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность.
Работа с родителями: Совмесмесная работа «Малыш и мама» Утверждение, что дети копируют поведение своих родителей, давно не подвергается сомнению. С раннего детства малыш считывает и запоминает.
Консультация «Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями» Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Верить в свои возможности, никогда не опускать руки.
Источник