Меню

Беседа с родителями психологическое здоровье ребенка

Родительское собрание «Секреты психологического здоровья»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Проведение беседы с родителями по формированию психологического здоровья дошкольников. Тренинг комфортного общения.

Скачать:

Вложение Размер
roditelskoe_sobranie.docx 20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

« Секреты психологического здоровья».

Родители приходят в группу, которая украшена плакатами, транспорантами, шарами. Звучит классическая музыка, на партах лежат памятки для родителей. Все рассаживаются по местам, педагог- психолог начинает собрание.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Я начинаю нашу встречу этим обычным приветствием. Однако в нем, в обычном для каждого слове « здравствуйте» заложен глубокий, мудрый, позитивный смысл: быть благополучным, счастливым, а главное здоровым.

Да! Действительно! Здоровье необходимо всем и всегда. От него зависит наше настроение, успехи, достижения, победы.

Сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей и тема нашей встречи «Секреты психологического здоровья».

Именно в нем, в психологическом здоровье заложен глубокий смысл успешной жизни вашего ребенка на всех ее этапах.

Сам термин « Психологическое здоровье» неоднозначен. Он связывает две науки, две области практики медицинскую и психологическую.

Давайте мы с вами, сейчас определим те качества, которые присущи психически здоровому ребенку. Он какой? ( родителям предлагается назвать эти качества. На партах лежат подсказки, предложенные психологом: дружелюбный, находчивый, веселый, смышленый, активный, самостоятельный, доброжелательный, уверенный, добрый, открытый, честный, любознательный, решительный, участливый, сопереживающий).

Психически здоровый – это прежде всего жизнерадостный, веселый, смышленый и общительный ребенок. И каждому из нас хочется, чтобы в будущем он вырос самостоятельным, активным, успешным, уверенным в себе человеком.

А основы этих качеств формируются в раннем детстве. И мы, родители обязаны знать о том, как помочь своему малышу справиться с возникающими психологическими трудностями

В большинстве своем родители не хотят думать о трудностях, которые еще могут возникнуть. « Толи возникнут, то ли нет»- думают многие. И за счет своей занятости или не внимания могут проглядеть, возможно , незначительные психические недостатки, которые в последствии могут привести к большим проблемам.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди поступающих в школу. По наблюдениям педагогов начальной школы дети оказываются все более подготовлены интеллектуально, и менее эмоционально устойчивы и спокойны.

Болезненная ранимость, плаксивость, обидчивость, конфликтность и агрессия, низкий уровень самостоятельности и одновременно с тем высокая тревожность – это только часть проблем. С которыми приходится сталкиваться педагогу начальной школы.

Комплекс этих проблем возникает у детей не в связи с поступлением в 1 кл., а за долго до этого.

Во – первых это проблема в семье. Ее можно назвать дисгармония семейных отношений. Не полные семьи, плохие бытовые условия, конфликтные ситуации между родителями, невнимание к ребенку. Все это провоцирует психофизическое напряжение, повышенную тревожность, различные детские страхи.

Во- вторых это издержки воспитания. Эдесь уместно выделить два противоположных фактора (и это безусловно факторы риска)

1. « Ребенок – кумир семьи»

Все разрешено, твои интересы – главные, ты – лучший.

Что происходит впоследствии:

Ребенка не интересуют желания и интересы других людей. Он видит мир только с позиции собственных интересов. Не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие, причем нередко хорошо интеллектуально развитые дети не могут адаптироваться в школьной среде, а в дальнейшем с трудом справляются с реальностью жизни.

У родителей нет общей жизни с детьми, нет настроения или времени ими всерьез заниматься. Подобное положение отвечает нынешней реальности. Мама и папа целый день на работе. Вместе только вечером или в выходные дни. Но и у родителей свои дела. А дети привыкли сами использовать свободное время так, чтобы не навлекать на себя лишний раз недовольство старших.

Подобное отношения приводят к неуверенности в своих силах , низкой самооценке, подавленности или агрессии и др. неблагоприятным проявлениям.

Педагог – психолог предлагает анализ теста. ( Предварительно родители отвечали на вопросы теста « Хорошие ли вы родители?». Цель теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи теста: выяснить. Насколько важна для родителей забота о детях.)

А так же поиграть в игру « Узнай своего малыша» ( Предварительно детям задавался вопрос. Чем ты любишь заниматься с родителями в свободное время? Ответы записывались на отдельный бланк. Педагог читает ответы, а родители узнают ответ своего малыша.)

Как сохранить психическое здоровье дошкольника

Прежде всего родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей своего малыша и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной системы.

Опасность развития неврозов часто заключается в том, что взрослые, пытаясь выработать у малыша сдержанность, умение затормозить свои желания применяют метод запретов. Но в силу возраста ребенок подвижен, активен, любознателен, он стремиться познать окружающий мир, проявить самостоятельность. Но эти активные действия наталкиваются на жесткий запрет: « Нельзя», « Не делай», « Не ерзай» .

Постоянный контроль и запреты создают перегрузку тормозного нервного процесса, который у ребенка очень слаб . Желание « действовать и говорить» наталкивается на торможение процесса активности. Если такие перегрузки повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.

Дошкольный возраст невропатологи называют колыбелью неврозов, периодом упрямства. Потому, что ребенок бурно протестует против многочисленных запретов . которые ставят взрослые на пути его познавательной и двигательной активности.

А если это сопровождается окриком, угрозой или телесным наказанием запрет приобретает характер психотравмы. Возникает конфликт между ребенком и родителями. Отсюда возникает истеричность, плач, крики или замкнутость и агрессивность.

Конечно, при необходимости, детей надо наказывать. Предварительно объяснив « за что». Можно временно лишить игрушек, сладостей и т.д. Если ребенок наказан например отцом, лучше, чтобы наказание отменил тоже он. Иначе в дальнейшем, дети перестают считаться с требованиями взрослых.

Следствием потрясения или конфликта с окружающими может быть невроз навязчивых состояний.

Навязчивыми бывают страхи, воспоминания, поступки, действия в виде дурных привычек (бесконечного шмыгания носом, постукивания рукой или ногой, кивания головой и т.д.)

Ребенок может сильно испугаться во время пожара или грозы. Ужас охватывает малыша при внезапном появлении лающей собаки. Чувство страха может появиться в зоопарке или в цирке, где демонстрируются крупные хищники.

Следует учитывать, что психика особенно ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, часто болеющих. Этим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующей ситуации. Если ребенку предстоит встреча с не понятным, но впечатляющими воздействиями ( посещение зоопарка), то малыша надо к этому подготовить и по необходимости ограничивать зрелищные и другие впечатления.

Невроз детского страха возникает иногда в результате просмотра кинофильмов, телевизионных передач. Родителям необходимо контролировать, какие передачи смотрит ребенок. В какие игры он играет.

Сказки, рассказы, стихотворения, песни должны быть понятными и доступными и не устрашающими.

Телевизор и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Во многих семьях телевизор включен целый день. Зачем? Просто так. Для фона « чтобы не было скучно». А рядом играют дети и то – же просто так смотрят все подряд. Однако « что» и в каких количествах льется на ваших детей из современного « голубого экрана», никому объяснять не надо.

Тяжелой психической травмой для ребенка является распад семьи. Он не может еще правильно оценить происходящее, не в состоянии без потрясения перенести уход из семьи матери или отца.

У таких детей часто наблюдается резко выраженное истощение нервной системы.

У детей – невротиков отмечается неуверенность в своих силах. Ослабление воли, памяти, внимания, нарушения сна.

Основной принцип профилактики неврозов у детей – это разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок.

Если ребенок на ваше распоряжение реагирует отрицательно, нет смысла настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях, подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям не следует приказывать, лучше попросить, сопровождая эту просьбу словами « пожалуйста», « будь добр» Предложения и просьбы взрослые должны произносить без ноток раздражения, а тем более гнева. Наиболее уместен ровный, спокойный тон.

Родителям полезно помнить простую истину: неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно лечить.

А кто, как не вы, родители, лучше знаете своих детей. И не даром говорится, что человек узнается лучше всего по общению со своими детьми.

Дайте ребенку возможность участвовать в своей жизни, разделите с ним его радости и переживания. Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него – это естественное состояние. Играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности.

Поощряйте игру детей. Пусть играют в одиночку или с друзьями. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят. Пусть это будут настольные игры, игры со строительным материалом, сюжетно- ролевые , музыкальные и театрализованные. Все они служат развитию всех познавательных процессов, находчивости, умению управлять собой и подчиняться правилам.

Мой призыв на сегодняшнем собрании к вам « Играйте с детьми – это замечательно оздоравливает отношения!».

Педагог – психолог предлагает провести с родителями тренинг комфортного общения.

Тренинг комфортного общения

Сколько раз статистика пыталась подсчитать. Какое количество времени родители уделяют ребенку каждый день? Цифры не утешительны: самое большое – 3 ч. В день. И это не целенаправленное общение с ребенком. А только время, которое он проводит с родителями – завтрак. Ужин, дорога в детский сад и обратно, укладывание спать и т.д.

Как сделать общение с ребенком позитивным и конструктивным, чтобы даже полчаса приносили пользу и радость родителям и ребенку?

Перед тренингом психолог просит родителей ответить на вопросы ( в письменном виде )

1. О чем Вы говорите с ребенком по дороге в детский сад?

2. О чем Вы говорите с ребенком по дороге из детского сада?

3. Знаете ли Вы какая из воспитательниц нравится вашему ребенку больше?

4. Знаете ли Вы, с кем дружит ваш ребенок?

5. Знаете ли Вы любимую сказку вашего ребенка?

6. Во что любит играть Ваш ребенок?

7. Чего боится Ваш ребенок?

8. куда Вы в последний раз ходили вместе с ребенком?

9. Что больше всего огорчает Вашего ребенка?.

10. Что больше всего радует Вашего ребенка?

Тренинг комфортного общения проходит в форме проигрывания и анализа ситуации, принятия решений.

Ситуация 1. « Купите мне собаку, пожалуйста». Один из родителей – ребенок. По очереди он подходит к каждому и просит купить собаку. Задача родителей – объяснить ребенку, почему они не могут этого сделать, и предложить ребенку альтернативу покупки собаки.

Ситуация 2. « Это не я». Один из родителей – «ребенок», он совершил что-то недозволенное. Его в этом уличают. Задача ребенка – не сознаваться, задача родителей сделать так, чтобы ребенок сказал правду.

Ситуация 3. « Меня обижает Сережа». Трое родителей – «дети»: одна « девочка» и два « мальчика». «Дети» по очереди подходят к родителям и жалуются: «Меня обижает Сережа. Что мне делать?» Родители по очереди выясняют, как их обижает Сережа, и дают советы, как с ним справиться.

Ситуация 4. « Я в сад не пойду». Несколько родителей – «дети». «Дети» сидят на полу и хором говорят я «Я в сад не пойду!» Задача родителей – сказать или сделать нечто такое, после чего дети спокойно пойдут в детский сад.

Проигрывая различные ситуации, психолог помогает родителям посмотреть на мир глазами ребенка, найти с ним общий язык. Избежать конфликтов.

Источник

Родительское собрание «Секреты психологического здоровья детей»

Татьяна Муковникова
Родительское собрание «Секреты психологического здоровья детей»

Родительское собрание «Секреты психологического здоровья детей»

Ход собрания:

Воспитатель: Добрый вечер! Уважаемые родители, мы рады вас видеть сегодня на нашем собрании. В этом году мы переходим на новую образовательную программу которая называется Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС

Ведущие цели Программы:

— создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

-формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

-подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе,

-обеспечение безопасности жизнедеятельности до-школьника.

программы «От рождения до школы»

-Направленность на развитие личности ребенка

Приоритет Програм

-Воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями: является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

В начале нашей встречи хочу провести небольшой опрос. … Является ли тема нашего собрания для вас актуальной, интересной? Если «да» то приклейте жёлтый листок на любую ветку нашей березки, если «нет» — положите вниз. (вывод)

Вначале собрания вы посмотрели слайд-шоу и увидели, какие дети у нас закаленные, гибкие, ловкие, быстрые, здоровые. А как вы думаете уважаемые родители : Что такое здоровье?

По определению ВОЗ.

Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие.

А не только отсутствие болезней и физических дефектов. Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения образовательной программы. Сегодня мы поговорим о психологическом здоровье детей.

В глазах ребенка, родители выступают в нескольких ролях:

• как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

• как власть, распорядитель благ, наказаний и поощрений,

• как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств;

• как старший друг и советчик, которому можно доверять.

В настоящее время, учёными выдвинуто 4 стиля воспитания. (Слайда №4)

Авторитарный: характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

Демократический: предполагает умеренный уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Либеральный: предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации- от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.

Индифферентный: с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остаётся сил для воспитания детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся от норм поведению.

Тест с родителями. И так вы определили какой в вашей семье стиль воспитания. Но так как дети берут пример с нас родителей, так и мы в свою очередь многому научились у своих родителей. Вспомните, какие слова ваших родителей в детстве, помогли вам в вашей жизни какие помешали и до сих пор мешают. Выслушиваем родителей. Свои примеры. Установки родителей оказывают большую роль на качество жизни детей.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь

«Горе ты моё!» Чувство вины, низкая самооценка,

враждебное отношение к окружающим,

отчуждение, конфликты с родителями. «Счастье ты моё, радость моя!»

«Не твоего ума дело!». Низкая самооценка, задержки в

психическом развитии, отсутствие

своего мнения, робость, отчуждённость,

конфликты с родителями. «А ты как думаешь?».

«Ты совсем, как твой

папа (мама…». Трудности в общении с родителями, «Папа у нас замечательный

идентификация с родительским поведением, человек!» «Мама у нас

неадекватная самооценка, упрямство, умница!».

повторение поведения родителя

«Ничего не умеешь

делать, неумейка!». Неуверенность в своих силах, «Попробуй ещё, у тебя

низкая самооценка, страхи, обязательно получится!».

задержки психического развития,

мотивация к достижению.

оглохнешь!» Скрытая агрессивность,»Скажи мне на

повышенное психоэмоциональное ушко, давай пошепчемся!».

напряжение, болезни горла и ушей,

«Уйди с глаз моих,

встань в угол!» Нарушения взаимоотношений с родителями, «Иди ко мне, давай

«уход» от них, скрытность, недоверие, во всём разберёмся

озлобленность, агрессивность. вместе!»

«Не ешь много сладкого,

а то зубки будут болеть,

и будешь то-о-ол-стая!». Проблемы с излишним весом, «Давай немного оставим

больные зубы, самоограничение, папе (маме) ит. д. «

низкая самооценка, неприятие себя.

«Нельзя ничего самому Робость, страхи, неуверенность «Смелее, ты всё

делать, спрашивай в себе, безынициативность, можешь сам!».

разрешения у старших!». боязнь старших, несамостоятельность,

нерешительность, зависимость от

чужого мнения, тревожность.

«Всегда ты не вовремя

подожди…». Отчуждённость, скрытность, «Давай, я тебе помогу!»

ощущение беззащитности, ненужности,

«уход» в себя», повышенное

Как часто вы говорите детям. . ?

Я сейчас занят (а?

Посмотри, что ты натворил!

Это надо делать не так.

Когда же ты научишься?

Сколько раз я тебе говорила!

Ты сведешь меня с ума!

Что бы ты без меня делал!

Вечно ты во все лезешь!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравиться, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребенка:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Что бы мы без тебя делали!

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы не случилось, твой дом — твоя крепость.

Расскажи мне, что с тобой.

Игра на позит ив.

Родители встают вкруг, играет музыка, ведущий говорит правила

«Я говорю утверждение, если вы согласны с ним, то выходите на середину и делаете движения по примеру ведущего»

«Я люблю поспать»

«Чтение книг моё любимое занятие»

«Я люблю танцевать» и т. д.

Обсуждение текущих вопросов.

«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .

Родительское собрание «Взаимодействие ДОУ и семьи в сохранении физического здоровья детей» Инструктор по физической культуре МБДОУ ДС ОВ №16 МО Темрюкский район Овдиенко Г. П. Цель наша должна состоять в том, чтобы не сделать из.

Досуг для старших дошкольников в День здоровья «В стране Болючке, или Секреты здоровья» Действующие лица: Неболейка, Инфекция, Объедалка, Куталка, – взрослые. Декорации: Макет города из домов, «дерево здоровья» Звучит музыкальная.

Консультация для педагогов «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. В качестве одной.

Родительское собрание «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей» Тема; «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через оптимизацию двигательного режима в ДОУ и семье.» Главными.

Родительское собрание с элементами тренинга «Секреты психологического здоровья дошкольника» Цель: побудить родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка. Задачи: 1. Выявить факторы, влияющие на психическое здоровье.

Родительское собрание в старшей группе «Толерантное воспитание детей к людям с ограниченными возможностями здоровья» Родительское собрание в старшей группе на тему: «Толерантное воспитание детей к людям с ограниченными возможностями здоровья». Аннотация.

Родительское собрание во второй младшей группе «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья» Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья Форма проведения: школа для пап и мам Цель: формирование устойчивой мотивации к сохранению.

Секреты психологического здоровья. «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» (для педагогов) Упражнение. Продолжить фразу «Сегодня замечательный день, потому что….». Психологическое здоровье человека. Сегодняшняя тема, бесспорно,.

Сообщение на районное родительское собрание «Здоровое питание-залог здоровья» Уважаемые мамы и папы!. Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о питании наших детей. Каждого родителя заботит, чем кормят ее ребенка.

Источник

Читайте также:  Здоровье отравление пищевыми продуктами
Adblock
detector