Беседа «О здоровом образе жизни» классный час (11 класс) по теме
В беседе рассматриваются такие вопросы, как факторы, определяющие здоровье человека; здоровье- как основная ценность человеческой жизни.
Скачать:
Вложение
Размер
beceda_zozh_1.odt
26.74 КБ
Предварительный просмотр:
Беседа «Здоровый образ жизни» для учащихся 11 класса
Цели: Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества. Сформулировать понятие “Здоровье человека”. Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека. Ведущий 1. Начнем нашу беседу с вопросов:
Что такое здоровье человека?
Какие факторы определяют здоровье человека
Кто несет ответственность за сохранение здоровья человека?
Вспомним, какие пожелания обязательно присутствуют родным и близким, товарищам в поздравительных открытках?Почему пожелание здоровья в той или иной формулировке присутствует в каждом поздравлении? Вывод: здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
При встречах, расставаниях с близкими, дорогими людьми, поздравлениях с торжественными датами мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к. это залог полноценной и счастливой жизни. — Зачем здоровье необходимо? Здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь в обществе. — Что такое здоровье? Много раз на этот вопрос отвечали представители разных наук, разных стран, времен и народов. Наиболее распространенные варианты ответов: Здоровье – это отсутствие болезни. Болезнь – это нарушение здоровья. Давайте сформулируем собственное определение понятия “здоровье”
Здоровье – это физическое и психическое благополучие человека. Всемирной Организацией Здравоохранения дано такое определение : Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Ведущий 2. А сейчас обратимся к пословицам. В них сосредоточена народная мудрость, раскроем их смысл: Пословицы:
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Паршивому поросенку и в петровки холодно.
Праздная молодость – беспутная старость.
Голова седая, да душа молодая.
А теперь давайте выделим признаки физического, психического и нравственного здоровья
Признаки физического здоровья
Признаки психического здоровь я
Признаки нравственного здоровья.
Чистая гладкая кожа.
Здоровые зубы.
Блестящие чистые ногти.
Блестящие, крепкие волосы.
Подвижные суставы.
Упругие мышцы.
Хороший аппетит.
Здоровое сердце.
Ощущение бодрости в течение дня.
Работоспособность.
Уверенность в себе.
Эмоциональная стабильность
Легкая переносимость климатических изменений
Легкая адаптация к новому сезону.
Уверенность в преодолении трудностей.
Оптимистичность
Отсутствие страхов.
Умение нравиться окружающим.
Умение делать выбор между
добром и злом.
Доброта и отзывчивость
Справедливость и честность.
Цель в жизни – образование и
саморазвитие.
Умение отвечать за совершенные
поступки.
Гуманные отношения с людьми
Стремление помочь людям.
Патриотизм.
Ведущий 1. Сегодня мы затронули одну из главных тем безопасности жизни человека — это проблема наркозависимости среди молодежи. А знаете ли вы признаки и симптомы употребления наркотиков?
Признаки и симптомы употребления наркотиков
Физиологические признаки: — бледность кожи; — расширенные или суженные зрачки; — покрасневшие или мутные глаза; — замедленная несвязная речь; — потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи; — хронический кашель; — плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).
Изменения в поведении: — нарастающее безразличие ко всему; — уход из дома и прогулы в школе, на работе по непонятным причинам; — ухудшение памяти; — трудности в концентрации внимания; — бессонница; — болезненная реакция на критику; — частая и резкая смена настроения; — повышенная утомляемость, сменяемая повышенной энергичностью; — избегание общения с людьми, с которыми раньше был близок; — постоянные просьбы дать денег; — пропажа из дома ценностей, книг, одежды; — частые телефонные звонки; — самоизоляция, уход от участия в семейных делах.
Очевидные признаки: — следы от уколов, порезы, синяки; — бумажки, свернутые в трубочки; — маленькие ложечки; — капсулы, пузырьки, жестяные банки; — лекарства снотворного или успокоительного действия; — папиросы.
Ведущий 2. Прослушайте советы : как распознать, что ваш друг, родственник начал принимать наркотики.
— Он (она) стал часто исчезать из дома. Причем эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. — Он (она) начал очень часто врать. Версии обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны. — За достаточно короткий промежуток времени у него (нее) практически полностью поменялся круг друзей. Новые товарищи забегают на секундочку о чем-то пошептаться у двери. Появилось большое количество таинственных звонков и переговоров по телефону. — Его (ее) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Он изменился, стал по отношению к вам более холодным, недоверчивым, “чужим”. — У него (нее) изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда всю ночь проходит по комнате. — Стали пропадать деньги или вещи. — Чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, пытается спрятать глаза и быстро убежать в комнату.
Как себя вести, если вы подозреваете, что ваш друг или родственник употребляет наркотики: — не впадать в панику; — внимательно наблюдать за ребенком, не демонстрируя чрезмерного волнения; — не читать мораль и ни в коем случае не угрожать и не наказывать его; — не верить обещаниям, что он сам сможет справиться со своим влечением; — попытаться уговорить его обратиться к специалистам; — самое главное — поддержать друга, проявив внимание и заботу.
Ведущий 1. Помните опасности, связанные с употреблением наркотиков — передозировка ведет к потере сознания и даже смерти; — аварии в состоянии наркотического опьянения; — привыкание, физическая и техническая зависимость; — растерянность, плаксивость, галлюцинации; — эмоциональная возбудимость и неадекватное поведение; — провалы в памяти; — головокружение и тошнота после принятия; — СПИД и другие заболевания в результате пользования одной иглой; — потеря стремлений, лень; — врожденные дефекты у детей; — эмоциональные и физические нарушения
список литературы:
1.Абросимова М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова и др. –Казань: «Медицина», 2007.-220 с.
2. Назарова Е.Н.Здоровый образ жизни и его составляющие/ Е.Н.Назарова, Ю.Д.Жилов. –М.: Издательский центр «Академия»,2007
3.Филиппов П.И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни/ П.И.Филиппов, В.П.Филиппова. –М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.-288 с.
Источник
Беседа на тему ЗОЖ для старшеклассников
Беседа-размышление для учащихся 10-11 классы на тему «Здоровый образ жизни молодежи»
Задачи:
1. Познакомить подростков-призывников с определением понятия «здоровый образ жизни».
2. Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности.
3. Подвести к самостоятельному выводу о том, что только сам человек формирует свой здоровый (или нездоровый) образ жизни.
4. Побудить учащихся к размышлению о состоянии своего здоровья.
Ход классного часа
На доске: «Человек — украшение мира».
При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою (В. А. Жуковский).
Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри (Ф. Купер).
Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою (Л. Н. Толстой).
Жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя (Ф. Геббель).
Вопросы к учащимся:
— Как вы считаете, какое отношение эти высказывания имеют к теме нашей беседы?
— Как связаны понятия: «Человек — здоровье — красота»?
— Что вы в первую очередь желаете себе?
— Что вы в первую очередь желаете своим близким?
— Что вы в первую очередь желаете своим врагам?
Объяснение понятия «здоровье».
Здоровье — плод воздействия разнообразных факторов на уникальную систему природы «человек». Каждый человек должен уметь управлять своим здоровьем с учетом риска заболеваний и особенностей психологического и физического факторов. Для самостоятельного управления здоровьем каждому необходимо уметь создать комфорт души и тела, что достигается определенным образом жизни, отношением к средствам оздоровления и исцеления от недугов.
Здоровье (определение) — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.
— Насколько тесно связаны компоненты? (Все эти компоненты тесно взаимосвязаны: если человек физически здоров, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.)
— От чего зависит здоровье человека? (Здоровье человека зависит от образа жизни, поведения, образа мыслей.)
— Согласны ли вы с мнением: какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни? Докажите свои ответы примерами.
Здоровье — главный дар, данный нам нашими предками и нерасточительно расходуемый нами. Как распорядиться этим бесценным (действительно бесценным — ведь нам он достается совершенно бесплатно) даром? Очень важно, как можно раньше прийти к выводу и пониманию необходимости сохранения и умножения своего здоровья, а для этого надо очень мало.
Ученые определяют такое стремление как движение в два шага:
1-й шаг — состоит в выборе жизненных установок, определении своих целей в жизни.
2-й шаг- это выбор путей для реализации тех жизненных установок и целей, которые вы для себя определили в первом случае.
Сложно это? — Да, очень сложно.
Возможно выполнить это? — Да, возможно.
Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни — личная заинтересованность человека. Необходимо понять, что ничего в жизни даром не дается. Что результат будет тем лучше и выше, чем раньше вы начнете работать над собой.
Человек это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои. Образ жизни — показатель, как условия жизнедеятельности человек реализует для своего здоровья. Здоровье человека в 60 % зависит от образа жизни, в 20 % — от окружающей среды, в 8 % — от наследственности.
От рождения человек обладает определенными резервами здоровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни).
При оценке здоровья используют 4 основных критерия:
1. Наличие или отсутствие хронических заболеваний.
2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития.
3. Состояние основных систем организма — дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и т. д.
4. Степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.
Существует комплекс факторов, определяющих как здоровье отдельного человека, так и общества в целом.
— Какие это факторы, на ваш взгляд? (Социально-экономические, определяемые уровнем развития общества: производство, образование, медицина, характер питания, население, досуг и т. д.)
— Как факторы природной среды (климат, растительный и животный мир, космос, уровень солнечной активности) влияют на состояние здоровья? (Влияние этих факторов состоит в распространении определенных заболеваний в определенных географических зонах — рак кожи в зонах с высокой солнечной радиоактивностью, зоб (щитовидная железа) — в районах с недостаточным содержанием йода в воде и т. д.)
— С чем связано влияние биологических и психологических факторов? (С наследственностью, темпераментом, поведением человека, его телосложением, психологическим складом личности, то есть с тем, что характеризует врожденные свойства и индивидуальность человека.)
Вот эти факторы и определяют условия жизни человека, сказывающиеся на его здоровье.
Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ) и их характеристика.
• Достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движении.
• Закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям.
• Рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов.
• Соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного труда.
• Грамотное экологическое поведение.
• Психогигиена, направленная на умение управлять своими эмоциями и профилактику неврастенических состояний.
• Отказ от вредных привычек — курения, употребления алкоголя и наркотиков.
• Безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечивающее предупреждение травм и отравлений.
Рекомендации по ЗОЖ
— Попытайтесь самостоятельно сформулировать рекомендации и советы по ЗОЖ.
Примерные рекомендации по здоровому образу жизни
• Познай самого себя.
• Содержи свое тело в чистоте.
• Играй с осторожностью.
• Выбирай друзей правильно.
• Содержи свой мир в чистоте.
• Научись говорить «нет».
• Лекарство — не игрушка.
• Если ты чувствуешь себя больным, обратись к врачу, родителям.
Справка о росте заболеваний среди молодежи
Молодежью по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считаются люди в возрасте от 16 до 29 лет, и таких сейчас на земле насчитывается около 30 %. Заболеваемость этой категории за последние 5 лет увеличилась на 26,3 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83 %. Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у молодежи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода. Основные задачи следующие: привитие навыков ЗОЖ, формирование сознательного отношения к своему здоровью, здоровью будущих детей, подготовка к дальнейшей деятельности на благо Отечества.
Экспресс-оценка состояния здоровья
Для эффективного самоуправления состоянием своего здоровья необходимо систематически (можно раз в месяц) проводить экспресс-оценку состояния здоровья по следующим показателям:
— измерение частоты пульса (ЧП);
— определение индивидуальной конституции в сочетании с реальным весом.
Хотя здоровье представляет собой состояние, противоположное болезни, оно не имеет четких границ, так как существуют различные переходные состояния. Здоровье не исключает наличие в организме еще не проявившегося болезнетворного начала. Недавно появились сведения, позволившие медикам выявить три типа людей, имеющих свое особое строение внутренних органов и систем, которые и определяют характер, поведение и структуру болезни.
Три типа людей с различным риском заболеваний:
— Тип «А» (их около 16 %) — полные, солидные люди, с короткой шеей, широкой грудной клеткой, повышенной массой тела. Они, как правило, спокойны, медлительны. Склонны к анализу и тугодумы. Этот «тип — накопитель» (причем они и в жизни любят копить). Они копят в организме шлаки, вот почему чаще всего именно у этих людей бывают камнеобразования в органах, ожирение, склероз. И все за счет того, что они любят поесть, поспать, все делать обстоятельно, не торопясь. Сосудистые спазмы у этих людей, возникающие под действием сильных нервно-эмоциональных раздражителей, носят очень стойкий характер. В медицине этот тип людей получил статус «инфарктного».
— Тип «Б» — полная противоположность первым. Люди этой группы «излучатели» (их 27 %). Это часто одаренные люди, стройные, худые, импульсивные, с преобладанием процессов возбуждения. Это люди порыва, эмоциональные, часто некоммуникабельные, склонные к конфликту с социальной средой. Они же высокомнительные, быстро «схватывающие», с хорошей памятью. Главный характерный признак их — преобладание духовного начала. Они чувствуют себя в психологическом комфорте лишь при наличии комплекса внешних и внутренних раздражителей высокой интенсивности и силы.
Однако люди «Б» — типа часто бывают беспомощны в обычных жизненных ситуациях, жалостливы, легко ранимы. Следствием этого может произойти быстрое нервное истощение, срыв нервной деятельности; здоровье уносят, как правило, такие болезни, как неврастения, бессонница и другие психосоматические заболевания.
— Тип «АБ» — третья, самая большая группа (их около 46-48 %). Их типовой портрет: средний рост, правильные черты лица, хорошая приспосабливаемость к различным жизненным ситуациям. Они любят жить в «контрастном» режиме, уверены во всем, и процессы возбуждения и торможения у них сбалансированы.
Только с учетом возрастной и индивидуальной конституции подбирайте питание, средства оздоровления, нагрузку и многое другое, от чего зависит ваше здоровье.
Задание. Главный критерий — пульс. Чтобы любые занятия принесли пользу, нужно правильно выбрать нагрузку. Сделать это можно только в том случае, если знаешь свой индивидуальный тренировочный пульс. Определить его несложно.
Для начала сосчитайте пульс в покое (на запястье, шее, или виске утром, после пробуждения, лежа в постели). Теперь определите ваш индивидуальный тренировочный пульс, для этого:
а) от цифры 220 отнимите свой возраст в годах;
б) от полученной цифры отнимите количество ударов своего пульса в покое;
в) умножьте полученную цифру на 0,6 и прибавьте к ней величину пульса в покое.
Итог беседы.
— Какое значение для здоровья человека имеет здоровый образ жизни? (Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.)
— От чего зависит состояние здоровья человека? (Состояние здоровья зависит от психологического климата в семье, в школе; соблюдения режима дня, учебы и отдыха; рационального питания, отношения к табаку, алкоголю, наркотикам; соблюдения правил личной гигиены и др.)
— Какие выводы можете сделать по теме сегодняшнего урока? (Практика показывает, что у многих людей, в особенности у молодежи, размылось, утратило ценность и цельность представление о здоровье. В сознании же многих людей оно накрепко связано именно с лечением.)
Но ведь лечить можно бесконечно, здоровья это не прибавит! Между тем здоровье человека зависит, прежде всего, от условий и образа жизни. Необходимо выработать в себе привычку проявлять элементарную заботу о сохранении здоровья, об укреплении и создании его резервов.
Сберечь и увеличить резервы физического и психического здоровья людей — означает, без всякого преувеличения, преумножить потенциал могущества страны.