Меню

Беседа безопасность залог здоровья

Беседа»Чистота — залог здоровья»
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс)

Внеклассное мероприятие Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о правилах здорового образа жизни формирование убеждения о пользе здорового образа жизни.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word_otkrytoe_meropriyatie17.docx 26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по теме «Чистота – залог здоровья».

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о правилах здорового образа жизни формирование убеждения о пользе здорового образа жизни.

  • познакомить с принципами здорового образа жизни;
  • закрепить знания и умения по соблюдению личной гигиены;
  • прививать навыки аккуратного обращения с принадлежностями личной гигиены;
  • развивать внимание, воображение, творческое мышление, умение слушать и уважать мнение своих товарищей;
  • воспитывать стремление к чистоте, бережное отношение к жизни и здоровью;

Есть в нашей речи пословица: «Чистота – залог здоровья».

Скажите, как бы вы объяснили смысл этих слов?

Что на свете дороже всего? (здоровье).

— А что такое здоровье?

Получен от природы дар-

Не мяч и не воздушный шар.

Не глобус это, не арбуз —

Здоровье. Очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить.

Сейчас я вам скажу,

Что знаю сам – все расскажу.

4 « Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.» -так говорил Шопенгауэр А.

Другой великий человек говорил: Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. Нельзя не согласиться со словами: Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Быть здоровым — нормальное желание любого человека. Ж. Руссо писал: «Большая часть болезней наших — это дело наших собственных рук; мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили образ жизни простой, однообразный, уединенный, который предписан нам был природою». Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от окружающей среды. Здоровье — это один из источников счастья и радости каждого человека и вместе с тем достояние целого общества, потребность заботиться о своем здоровье в человеке надо воспитать. Это происходит в семье, в детском саду и в школе. Обучаясь в школе, вы получаете знания, которые помогают вам лучше организовать свой здоровый образ жизни, правильно работать, рационально питаться, правильно отдыхать, помнить правила гигиены.

89 Что такое гигиена? В широком понимании гигиена это наука, изучающая условия, необходимые для сохранения здоровья.

Личная гигиена школьника – это значит уход за своим телом, содержание его в чистоте.

М.Стельмах «Аист моется».

По воде под ивняком

Ходит аист босиком,

Потому что эта птица

По утрам привыкла мыться.

Клювом трогает лозу,

На себя трясет росу.

И под душем серебристым

Моет шею чисто – чисто,

И не хнычет: «Ой, беда,

Ой, холодная вода!»

Очень важно уделять внимание чистоте тела. Вы понимаете, что грязные, неопрятные, неряшливые люди неприятны всем .Многие ребята в погоне за модой начисто забывают об элементарных вещах, а именно – о соблюдении личной гигиены. Они делают стильные стрижки, надевают очень дорогую одежду и обувь, поливают себя экзотическим одеколоном. И при этом не моют голову, не чистят зубы, не принимают душ. В этом вся беда! Ведь никакой дезодорант или одеколон не перебьет запах немытого тела, а сальные пряди волос .как не старайся, в прическу не уложишь.Так,что лучше еще раз напомнить простую истину, чтобы она прочно вошла в ваше сознание: Чистота –это основа всего, и красоты ,и здоровья, и привлекательности для окружающих. -Как же вы ежедневно выполняете правила личной гигиены

Как правильно умываться.

— При нормальной коже надо умываться ежедневно.

— С мылом умываться 2 – 3 раза в неделю, так как частое умывание с

мылом обезжиривает кожу.

— Нельзя умываться холодной водой, так как сужаются сосуды, и кожа становится сухой и бледной, дряблой.

— Нельзя умываться все время очень теплой водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, вызывает расширение сосудов, тогда кожа становится слабее, кожа становится вялой.

— Надо умываться то горячей, то холодной водой.

— После умывания надо тщательно вытирать лицо. Иначе кожа будет обветриваться, шелушиться

1.Подготовка к умыванию (мыло, полотенце).

2.Умываться лучше всего раздетым до пояса.

3.Сначала хорошо с мылом вымыть руки под струей воды, проверить чистоту ногтей.

4.Затем уже чистыми руками мыть лицо, уши, шею.

5. После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем

К сожалению, людей, которые правильно моют руки, по-прежнему немного .И потому ,по инициативе Детского фонда ООН с 2008 года объявили 15 октября –всемирным днем мытья рук.

Эксперты не раз заявляли, что привычка мыть руки, которая считается очень банальной, может спасать тысячи детских жизней ежедневно. Особенно высока смертность «из- за грязных рук» в Азии и Африке. Именно поэтому ООН и, в частности, ЮНИСЕФ призвали выделить один день в году, чтобы обратить внимание на необходимость приучить детей к этой простой процедуре.

15 Какие бывают болезни.?

Правильно ,ребята , дизентерия ,брюшной тиф ,холера ,диарея– это болезни грязных рук 1 На одном квадратном сантиметре грязной кожи можно насчитать большое количество микробов.

18 Кто такие микробы?

Микроб – ужасно вредное животное

, Коварное и, главное, щекотное

Такое вот животное попадёт в живот,

И спокойно там живёт.

Залезет, и где ему захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот,

И насморк, и чихание, и пот.

19 Микробы – это часть нормальной жизни . Но ведь телерекламы как раз и пугают нас такими захватчиками – обитателями песочниц, поручней, ночных такси и помоек.

Ты берёшь руками различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки, гладишь животных (кошек, собак), берешься за дверные ручки, притрагивается к различным предметам (ручкам, цепочкам, крючкам и т.д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом и она остается на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т.д.), то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм.

Самые грязные вещи – телефоны. деньги и дверные ручки, На них живут миллиарды микробов.

Каждый из которых может спровоцировать заболевание .Расплатившись за продукты или подержавшись за поручни в автобусе, будьте готовы помыть руки ,иначе вы рискуете собственным здоровьем. Бороться с микробами может каждый, ведь для этого достаточно соблюдать элементарные правила гигиены : мыть руки и отказаться от вредных привычек.

К примеру ,привычка грызть ногти ,может стать причиной многих болезней.

Ногти защищают кончики пальцев от травм. Но они могут стать и вредными для человека, если их отращивать и не соблюдать чистоту. Тогда под ногтями может скапливаться большое количество болезнетворных микробов. Ногти следует регулярно стричь. На руках раз в неделю, на ногах раз в 2-3 недели (растут медленнее). Перед процедурой рекомендуется подержать кисти и стопы в теплой мыльной воде. Ногти размягчаются. Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти обрезать неправильно, острые края могут врасти в кожу и вызвать боль и воспаление

Несомненно ,ребята, мы должны заботиться о своих зубах. Зубы помогают нам переваривать пищу. Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте прорезались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянным. Если человек потеряет постоянный зуб — новый на его месте уже не вырастет .Поэтому нужно регулярно чистить зубы, правильно выбирать зубную пасту.

— Кто знает, сколько раз в день необходимо чистить зубы?
(Ответы детей)

— Правильно, зубы надо чистить два раза в день своей личной зубной щеткой с пастой. Зубы надо чистить тщательно, долго, не менее 2-4 минут. Давайте вспомним как надо чистить зубы. Представим, что в руках у нас зубная щетка и давайте почистим зубы

Вы позавтракали вкусно?

Зубы вам почистить нужно.

В руку щёточку возьмем,

Зубной пасты нанесем.

И за дело взялись смело,

Зубы чистим мы умело:

Сверху вниз и справа влево.

Снизу — вверх и снова влево

. Их снаружи, изнутри

Ты старательно потри.

Чтоб не мучиться с зубами,

Щётку водим мы кругами.

Зубы чистим осторожно,

Ведь поранить десны можно.

А потом Зубы мы ополоснем.

Чтобы зубы стали белы!

Волосы тоже должны быть в порядке. Ученые определили, что волосы живут до четырех лет. За год они успевают отрасти на 12-15 сантиметров. Чтобы волосы были здоровыми, густыми, за ними нужно ухаживать, и прежде всего ежедневно расчесывать. При расчесывании волосы очищаются от пыли и грязи. Раз в неделю голову следует мыть горячей водой с шампунем. Волосы надо регулярно подстригать.

Помимо общегигиенических мероприятий, личная гигиена включает уход за наружными половыми органами. Эти специальные гигиенические мероприятия следует начинать не со времени наступления половой зрелости, а с момента рождения ребенка и проводить постоянно.

Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья , одежды , ежедневная смена носков (чулок), особенно при повышенной потливости.

Мыться в ванне или бане с применением мыла и мочалки необходимо не реже одного раза в неделю; после мытья обязательно меняют нательное белье. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение и общее самочувствие человека. После мытья полезно протирать складки кожи туалетным уксусом или лосьоном, выпускаемым парфюмерной промышленностью . Ноги моют с мылом на ночь, лучше ежедневно, особенно летом. При возникновении потертости , опрелости в межпальцевых складках нужно обратиться к врачу. Следует помнить, что при нарушении целости кожи ног легко могут возникнуть грибковые заболевания кожи и гнойничковые заболевания кожи

Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию.

В заключении нашей беседы я хочу напомнить вам, что ежедневное соблюдение личной гигиены — это залог здоровья и соблюдения этических норм поведения в обществе; чистый и опрятно одетый человек, соблюдающий нормы этикета дома, в школе, на дороге и в общественных местах, всегда будет привлекать к себе внимание со стороны окружающих.

Мы желаем всем ребятам быть здоровыми всегда.

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.

И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам.

Источник

Программа по профилактике детского травматизма «Безопасность — залог здоровья»
учебно-методический материал по обж

Здоровье подрастающего поколения является основной ценностью нашей страны. Данная программа помогает сохранять и улучшать здоровье учащихся школы.

Скачать:

Вложение Размер
programma_po_profilaktike_detskogo_travmatizma.doc 96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по профилактике детского травматизма

«Безопасность – залог здоровья»

Создание программы «Безопасность – залог здоровья» направлено на формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

  • воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;
  • формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
  • разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
  • воспитание уважения к людям старших поколений, навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

Учитывая требования Федеральных Законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.

Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности:

  • инструктирование учащихся по технике безопасности,
  • инструктирование по охране труда сотрудников,
  • организация и проведение классных часов,
  • беседы,
  • проведение обучающих семинаров,
  • организация встреч с работниками ГИБДД,
  • участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий,
  • просмотр видеофильмов по данной тематике,
  • проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях,
  • организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма среди детей,
  • создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей,
  • организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения.

Ожидаемые результаты внедрения программы

Реализация программы позволит повысить безопасность образовательного учреждения, сохранить жизнь и здоровье всех участников образовательного процесса, обеспечит организацию и осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда.

Конкретные мероприятия по программе «Безопасность – залог здоровья» определяются Федеральным Законом об основах охраны труда в Российской Федерации и планом работы школы по профилактике детского травматизма.

Направления работы, характер травмы, причины травматизма, профилактические мероприятия

Виды детского травматизма

— повреждения связочного аппарата локтевого сустава

— повреждения острыми предметами

— термическое и химическое воздействие

— Не правильный уход и не достаточный надзор за ребенком;

— отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (не закрытые выходы на крыши, не защищенные перилами лестничные проемы, открытые люки подвалов, колодцев;

— недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадках;

— употребление табака и алкоголя родителями;

— применение пиротехнических средств;

— отсутствие воспитания родителями и навыков правильного поведения;

— бесконтрольное использование столовых, бытовых и электрических приборов

— Родительское собрание на тему «Профилактика бытового детского травматизма»;

— беседы с участковым инспектором полиции;

— посещение квартир для

выявление социально-опасных, социально -незащищенных семей

— оценка безопасности домашней среды

Родители, социальный педагог,

психолог, заместитель директора по безопасности, классные руководители

Уличный (связанный с транспортом)

— ушибы головного мозга

— ожоги разной степени тяжести

— Нарушение правил дорожного движения (переход улицы в неположенном месте),

— нарушение правил езды на велосипеде, самокате, скейте, роликовых коньках

— Проведение классных часов по правилам дорожного движения;

— организация и проведение конкурса рисунков «Мы рисуем улицу», «Безопасный город»;

— оформление стендов, классных уголков по профилактике детского травматизма;

— участие в конкурсах по знанию правил дорожного движения;

— беседы с инспектором полиции

заместитель директора по безопасности,

— ранения мягких тканей туловища и конечностей

— Нарушение учащимися правил уличного движения;

— отсутствие разметки и дорожных знаков;

— узкие улицы с интенсивным движением;

— недостаточная освещенность, не корректная сигнализация;

— неисправное состояние уличных покрытий, гололед и другие природные явления

— Надзор за детьми и их досугом;

— ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;

— освещение улиц и площадей;

— применение песка во время гололеда

органы местного самоуправления

— Нарушение учащимися правил поведения на перемене (в коридорах, рекреациях), на уроках, в столовой, при проведении внеклассных мероприятий;

— нарушение требований техники безопасности на уроках физики, химии, биологии, информатики, технологии, в спортивных залах;

— нарушение инструкций по охране труда при проведении занятий математического, гуманитарного циклов и в начальной школе

Создание безопасных условий обучения в образовательном учреждении

Участники образовательного процесса

— повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей,

— травмы головы, туловища и конечностей

— Нарушения в организации учебно-тренировочных занятий, соревнований;

— неудовлетворительное состояния спортивного инвентаря и оборудования;

— не знание педагогом групп здоровья учащихся;

— слабая физическая подготовленность учащихся (в результате длительного отсутствия на занятиях);

— нарушение дисциплины во время учебного процесса;

— не выполнение требований безопасности на уроках физической культуры и во время внеурочной деятельности

— Контроль за организацией учебно- тренировочных занятий;

— технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием спортивного зала, спортивного инвентаря;

— защита от неблагоприятных метеорологических условий при проведении занятий и соревнований на воздухе;

— проведение вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте;

— медицинские осмотры учащихся

Директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

учитель физической культуры,

специалист по охране труда

Создание безопасных условий обучения

в образовательном учреждении

ОХРАНА ТРУДА – это система сохранения жизни и здоровья учащихся во время учебно-воспитательного процесса, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ – это система организационных мер, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на учащихся опасных производственных факторов.

БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ – условия обучения, при которых воздействие на учащихся вредных или опасных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор, воздействие которого на учащегося может привести к его заболеванию или снижению его трудоспособности.

ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор, воздействие которого на учащегося может привести к травме.

К опасным производственным факторам на территории школы относится:

  • плохое закрепление водосточных труб;
  • сломанные ступеньки;
  • разбитые стекла;
  • открытые люки канализационных колодцев;
  • мусор

В учебных кабинетах

к опасным производственным факторам относится:

— плохое закрепление стендов;

— поврежденное покрытие парты;

— цветы и другие предметы на шкафах;

— слабое крепление каркасов парт, стульев;

— не соответствие проходов и расстановки мебели СанПиН;

— сломанные ручки у шкафов, выступающие винты, шурупы;

К опасным производственным факторам относится также:

  • слабая организация дежурства по школе (учителей на этажах, учеников по школе);
  • продолжительность перемен не соответствует нормам СанПиН (продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой перемены 20 мин, перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в начальной школе – организация подвижных игр с детьми).

— не выполнение гигиенические требования к условиям обучения в образовательном учреждении, которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм учащихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность:

— не соблюдение: требований к санитарному состоянию территории учреждения, его здания и сооружений, помещений;

— требований к оборудованию помещений школы;

— водоснабжению и канализации образовательного учреждения;

— обеспечению нормального светового, воздушного и теплового режима в помещениях;

— низкий уровень организации питания;

— неудовлетворительное состояние физического воспитания и организации физической культуры;

— низкое качество медицинского обслуживания;

— не соответствующая современным требованиям организация учебно-воспитательного процесса.

Требования, предъявляемые к организации

  1. Требования к помещениям и оборудованию образовательного учреждения.
  1. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной расстановкой столов.
  2. Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка.
  3. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
  4. Детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
  1. Требования к воздушно-тепловому режиму.
  1. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице.

Длительность сквозного проветривания учебных помещений

в зависимости от температуры наружного воздуха.

Длительность проветривания помещения в малые перемены, мин

Длительность проветривания помещения в большие перемены, мин

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

— не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

— грамотное использование штор и жалюзи;

— очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

Если во время учебно-воспитательного процесса происходит травма, вызвавшая у учащихся потерю работоспособности (здоровья) не менее одного дня в соответствии с медицинским заключением, то производится расследование несчастного случая в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи:

— острые отравления, возникшие после воздействия вредных и опасных факторов;

— травмы из-за нанесения телесных повреждений другим лицом;

— повреждения в результате контакта с представителями фауны и флоры;

— иные повреждения здоровья при авариях и стихийных бедствиях, происшедшие:

во время проведения лекций, уроков, лабораторных занятий, спортивных, кружковых, внеклассных, внешкольных мероприятий в соответствии с учебными, воспитательными планами, при проведении общественно полезного труда, в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти мероприятия осуществлялись под непосредственным руководством работника образовательного учреждения (учителя, воспитателя, классного руководителя) или лица, назначенного приказом руководителя школы. Во время экскурсий, перевозок учащихся к месту проведения мероприятий и обратно, а также при организованном следовании их на запланированное мероприятие на общественном транспорте или пешком. В том числе и при нарушении пострадавшим дисциплины несчастный случай также подлежит расследованию.

Действия руководителя и педагогических работников

по расследованию причин несчастного случая с учащимися

  1. Немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в медицинское учреждение.
  2. Сообщить руководителю образовательного учреждения о случившемся.
  3. Сообщить родителям пострадавшего лица.
  4. Руководитель образовательного учреждения обязан незамедлительно принять меры по предотвращению причин, вызвавших несчастный случай, сообщает о несчастном случае в комитет образования.
  5. Приказом по образовательному учреждению назначается комиссия по расследованию несчастного случая.
  6. Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить объяснение от пострадавшего.
  7. Составить акт о несчастном случае по форме Н-2 в четырех экземплярах, в котором дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай, указать, какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего; описать действия пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю, как протекал учебно-воспитательный процесс, кто руководил этим процессом, что произошло с пострадавшим. Указать характер травмы, степень ее тяжести, предварительный диагноз и меры, принятые по оказанию первой помощи пострадавшему. Разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая и направить на утверждение председателю комитета образования. К акту прилагаются объяснительные очевидцев, пострадавшего, медицинское заключение и другие документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая.

Основными направлениями профилактики травматизма

в образовательном учреждении являются:

— соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность образовательного и воспитательного процесса в школе;

— организация дежурства педагогов;

— организация подвижных игр на переменах;

— выполнение гигиенических требований к условиям обучения в образовательном учреждении;

— организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников образовательного учреждения;

— проведение инструктажей: на рабочем месте, целевых и внеплановых.

Источник

Читайте также:  Вторая функциональная группа здоровья
Adblock
detector