Как спасти природу: 8 шагов, которые может сделать каждый
2017-й год объявлен в России годом экологии. Это отличный повод вспомнить, что многое в деле защиты природы зависит от нас самих. Ведь спасать планету можно не покидая собственного дома или города. Вот только несколько шагов, которые помогут делать мир лучше каждый день.
1. Экономить ресурсы
Мы даже не замечаем, сколько ресурсов каждый день расходуем напрасно. А ведь экономить электроэнергию и воду не так сложно. Достаточно выключать бытовую технику и свет, когда в них нет необходимости. Не оставлять зарядные устройства подключенными к розетке — они потребляют электроэнергию, даже когда не используются. И при покупке бытовых приборов выбирать энергосберегающие модели – на них стоит маркировка А, А+, А++.
Что касается воды, то сэкономить на коммунальных услугах и в то же время помочь природе поможет установка квартирного водосчётчика. Кроме того можно установить экономичные душевые насадки с расходом менее 10 л/минуту. А при стирке стараться загружать стиральную машину полностью и ставить более низкую температуру стирки — это поможет сократить потребление электроэнергии на 80%. Нагрев воды стоит на втором месте по энергозатратам после обогрева воздуха.
2. Раздельно собирать мусор
Люди научились справляться с мусором тремя способами: оставлять его на свалках, сжигать или перерабатывать. Все способы, кроме переработки, губят природу и опасны для здоровья людей. Поэтому так важен раздельный сбор мусора — чтобы потом переработать в новые вещи и материалы всё, что можно переработать. Например, из ненужной макулатуры можно сделать новые тетради и бумагу для офиса. А старые пластиковые бутылки превратятся в разноцветные детские горки.
Старайтесь собирать отходы раздельно. Для этого можно использовать контейнеры для вторсырья, которые ставят друг на друга. Или даже просто обойтись двумя баками: одним для вторсырья, и вторым для остального мусора. Разделить пластик, стекло и бумагу можно уже перед сдачей мусора. И не бойтесь, что вторсырьё будет занимать много места. Можно всегда уменьшить его объем: связать газеты в кипы или сплющить пластиковые бутылки и картонную упаковку.
Батарейки. Бытовые батарейки нельзя выбрасывать вместе с остальным мусором. Всего одна батарейка может загрязнить квадратный метр почвы тяжёлыми металлами. При этом только в Москве на свалках оказывается более 15 миллионов батареек в год.
3. Сдавать вторсырьё
Раздельный сбор отходов ведёт нас к следующему пункту в плане спасения природы – вторичной переработке. Ежегодно в России выбрасывают 70 млн тонн бытового мусора. По данным Greenpeace, на переработку идёт всего 3–5% твёрдых коммунальных отходов. При этом российские перерабатывающие предприятия настолько не загружены, что вынуждены покупать отходы за границей. А ведь пункты приёма стеклянных бутылок, алюминиевых банок или бумаги есть практически в любом российском городе.
Почти весь мусор в нашей стране отправляется на свалки. Экологи считают, что если не внедрять переработку, то через 10 лет площадь свалок в России станет равно двум площадям Азовского моря. При этом более 70% отходов, похороненных на свалках, можно было переработать вторично. Поэтому если начать самому сдавать отходы на переработку – это будет уже большим шагом к спасению природы. Найти ближайший пункт приёма вторсырья можно на этой карте: http://recyclemap.ru/
4. Выбирать эко-транспорт
Самые полезные способы передвижения – прогулки пешком и поездки на велосипеде. Причем полезно это не только для природы, но и для вашего здоровья. Кроме того, не так много вреда планете наносит и общественный транспорт. Но если без автомобиля вам не обойтись, то воспользуйтесь советами экологов, которые помогут сократить расход топлива и уменьшить воздействие на окружающую среду.
Заботьтесь об автомобиле: вовремя проходите техосмотр, меняйте воздушные фильтры, моторное масло и свечи зажигания. Придерживайтесь постоянной скорости и не превышайте разрешённый предел. Например, езда на 100 км/ч вместо 120 км/ч сэкономит 20% топлива. Если останавливаетесь более чем на минуту, выключите двигатель. И поддерживайте необходимое давление в колесах. Не до конца надутые колеса производят большее сопротивление и, как следствие, растёт расход топлива.
5. Пользоваться многоразовым
Сокращать отходы не менее важно, чем правильно их перерабатывать. Постарайтесь не использовать вещи с коротким жизненным циклом. Тем более что сегодня практически всему одноразовому, есть многоразовая альтернатива. Покупайте меньше того, что почти сразу полетит в мусорное ведро: одноразовой посуды, продуктов в лишней упаковке, одноразовых полотенец и салфеток. Выбирайте продукты в упаковке из экологически безвредных материалов: бумаги, стекла, ткани.
Срок жизни одного пластикового пакета около 12 минут. При этом такие пакеты не разлагаются, и их действие на экосистему растёт с каждым днём. Что касается биоразлагаемых бумажных пакетов, то при их производстве в атмосферу выбрасывается больше вредных веществ: углеродный след бумажного пакета в 3 раза больше, чем пластикового. И в итоге использование 1000 бумажных пакетов приравнивается к сжиганию 8 литров бензина. Если хотите помочь планете – заведите для походов в магазин несколько многоразовых хлопчатобумажных авосек или термосумку.
6. Прививать эко-привычки на работе
Бережному отношению к природе можно научить на своём примере. Станьте проводником в мир экологической жизни для всего офиса. Откажитесь от лифта в пользу лестницы и не забывайте выключать компьютер в конце рабочего дня. Если покупаете обед в кафе – берите с собой многоразовые контейнеры и термокружки. И предложите начальству организовать в офисе раздельный сбор мусора по трём категориям: бумага, пластик и стекло.
Если в офисе нечем дышать, то займитесь его озеленением. Достаточно поставить несколько дополнительных горшков с растениями. Ведь даже на космических кораблях NASA разводят растения, чтобы улучшить качество воздуха. А в хорошую погоду можно и вовсе перенести совещания на природу. Взять большой плед, термос с чаем и провести рабочую встречу в ближайшем парке. Смена рабочей обстановки не только улучшит самочувствие, но и повысит продуктивность.
7. Следить за питанием
Правильный выбор продуктов тоже поможет снизить личный экологический след. Покупайте сезонные продукты и товары местного производства. Для их доставки требуется меньше топлива и производится меньше вредных выбросов. Кроме того, чем большей продукт подвергся переработке, тем его экослед тяжелее. Самыми «тяжелыми» считаются полуфабрикаты и консервы.
Другая проблема продуктов – их упаковка. В мире каждый год выбрасывается 561 млн тонн пищевой упаковки. Поэтому отдавайте предпочтение продуктам в бумажной упаковке и берите с собой в магазин термосумку. Так вы не только сохраните свежесть продуктов и сэкономите деньги на пакетах, но и сократите количество мусора.
8. Отказаться от пластика
Полностью отказаться от пластика вряд ли получится – слишком много окружающих вещей создано из этого дешевого материала. Но можно максимально сократить потребление пластика и внести вклад в спасение природы. Например, не покупать воду в пластиковых бутылках и использовать вместо них многоразовые бутылки из нержавеющей стали или другого многоразового материала.
Если вы не представляете своего утра без кофе с собой – приходите в кофейни с собственной термокружкой. Некоторые кофейни даже готовы сделать вам за это скидку на кофе. Если очень спешите, а термокружку забыли — при покупке кофе с собой откажитесь хотя бы от пластиковой крышки и ложечки.
Источник
Воспитание детей в различных духовных традициях
Семья древнее государства. Отец, мать, супруг, супруга, сын, дочь существовали прежде, неже ли семьи разрослись в народ и образовалось государство. Поэтому жизнь семейную в отноше нии к жизни государственной можно сравнить с корнем дерева. Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, необходимо, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый сок. Так, что- бы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностью, при носила плод общественного благоденствия, – для этого нужно, чтобы жизнь семейная была крепка благословенной любовью супружеской, священ ной властью родительской, детской почтитель ностью и послушанием и чтобы вследствие того из чистых стихий жизни семейной естественно возникали столь же чистые начала жизни госу дарственной.
Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных се мейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к обог ащению. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспри нимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.
Ниже мы приведем мнение основных мировых религий относительно семьи и воспитания детей.
ВЕДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Воспитание детей в ведической традиции начина ется не с момента рождения, а задолго до зачатия, с воспитания будущих родителей. Ребенок смотрит на окружающий мир глазами родителей, и у него фор мируется такое же представление о мире, какое су ществует в его семье. Все это уходит в подсознание и служит неосознанным путеводителем по жизни. Не зря есть семейная карма, где многие часто по кругу совершают одни и те же ошибки, и выйти за пределы семейных сценариев очень сложно.
Дети – это будущее, а здоровое потомство является гарантией мира и благополучия в обществе. Государ ство, в котором разрушается институт семьи, неизбеж но погибает. Всё это знали древние мудрецы, стоявшие у вершин власти в те времена, поэтому семье и воспи- танию детей придавалось огромное значение, в отли чие от современной западной культуры, где семья раз рушается пропагандой вседозволенности, поклонения телесным удовольствиям, деньгам и инстинктам.
В древнем священном писании Шримад-Бхагава там говорится: «Забота о ребёнке является главным долгом родителей, потому что, если родители будут уделять должное внимание своим детям, все обще ство будет состоять из благочестивых людей, которые смогут поддерживать мир во всем мире и заботиться о процветании своей страны и всего человеческого рода» (ШБ. 3. 31. 5).
Мальчиков и девочек, будущих отцов и матерей, приучали к нравственности, уважению к родителям, ответственности и заботливости, учили жить в безус ловной любви, в гармонии на всех уровнях.
Современный ведический святой и проповедник Бхактиведанта Свами призывал своих последовате лей воспитывать своих детей в сознании Бога. Что значит в сознании Бога? Это означает видеть и слы шать единого Бога во всех и всех в Нём и в конеч ном счёте сознавать единство всего сущего, жить лю бовью и служить Ему. «Того, кто не презирает плоды своего труда, но и не стремится к ним, считают всегда живущим в отречении от мира. Преодолев влияние двойственности, такой человек легко сбрасывает оковы материального рабства и обретает полное ос вобождение» (Бхагавад-Гита. 5. 3).
Другой современный святой Свами Шивананда учил: «Любые действия привязывают к миру, за ис ключением тех, которые совершаются как жерт воприношение. Тому, кто все действия посвящает Господу, материальное рабство не грозит». Матери альное рабство – это зависимость от инстинктов, ког да для человека самое главное в жизни – исполне ние желаний его тела, благополучная судьба, статус, ощущение своего превосходства над другими и над собой, внутреннее неприятие любых болезненных событий и ненависть к тому, кто ущемляет ощущение комфорта. Тот, кто видит во всём Божественное при сутствие, единство, кто в любых неприятностях видит данную Богом возможность пойти к Нему, свободен от материального рабства.
Всегда считалось, что неуважение к родителям ве дёт к разрушению семейных традиций, а это приво дит к утрате веры в Бога и разруше нию нравственности.
Женщины получают свободу дей ствий, теряют целомудрие, развра щаются, вступают в беспорядочные половые связи с мужчинами и рожа ют потомство с больной ущербной душой. Безответственные мужчины становятся физически, интеллекту ально и духовно слабыми, перестают заботиться о семье, род деградирует и прекращает своё существование.
В священном ведическом писа нии «Бхагавад-Гите» так и написано: «Когда в роду воцаряется безбожие, о Кришна, женщины в нём развра щаются, а развращение женщин, о потомок Вришни, приводит к появле нию на свет нежеланного потомства. Рост числа неже- ланных детей неизбежно приводит к тому, что члены семьи и люди, разрушающие семейные традиции, по падают в ад.
С вырождением рода, праотцов ждёт падение, ибо потомки перестают подносить им пищу и воду. Гре хи тех, кто разрушает семейные традиции и способ ствует появлению нежеланных детей, останавливают деятельность на благо семьи и общества в целом. О Кришна, хранитель рода человеческого, я слышал из наставлений, что те, чьи семейные традиции раз рушены, навеки поселяются в аду….» (БГ. 1. 40–43).
Поэтому в древности цари строго следили за нрав ственностью своих подданных.
К зачатию ребенка в ведической традиции относи лись со всей ответственностью: супруги как минимум за год проходили очищение физически и ментально, с помощью астролога выбирали благоприятный день для зачатия. Сам процесс зачатия происходил в чи стом месте, в благоприятное время, в возвышенном состоянии сознания, в пространстве любви. Бере менность проходила в благости: женщина проводила её дома в атмосфере спокойствия, умиротворения.
Сразу после рождения ребенку давали грудь и не уносили его от матери. Малыша кормили грудью мак симальное время. Кормление грудью способствует установлению близких взаимоотношений между матерью и ребен ком. Возникновение теплых эмоциональных взаимо отношений очень важно для психического здоровья женщины: это завершает весь процесс изменений в психике, которые возникают во время беременности.
Если же этот процесс нормально не завершился по какой-либо причине, то у женщины может развиться некорректируемое нарушение в психике, которое называется «продолжающиеся роды». И даже когда ребенок уже вырастет, женщина будет как бы про должать его «рожать» и относиться к нему как к маленькому. Такая чрез мерная опека со стороны матери может нанести серьезный вред пси хике ребенка. Поэтому очень важно, чтобы процесс родов нормально за вершился контактом между матерью и ребенком.
Известный древний мудрец Чанакья утверждал, что к ребенку до пяти лет относятся как к царю, его не наказывают, потому что в этот пери од формируется базовое доверие, формируется психика и тип нервной деятельности ребенка. В это время нужно как можно чаще брать ребенка на руки, на колени – в общем, сделать все, чтобы он чувствовал постоянную любовь и заботу родителей.
Но с пяти лет и до пятнадцати, говорил Чанакья, нужно использовать «палку для воспитания» (это относится только к мальчикам, девочек никогда не били). Нужно проявлять строгость в воспитании, что способствует формированию у ребенка определен ной системы моральных ценностей. Но после 15 лет нужно относиться к нему, как к другу, и прекратить наказывать и контролировать, так как со стороны подростка это будет восприниматься как унижение.
Если упустить возможность для воспитания, которая существует с 5 до 15 лет, потом уже будет поздно вос питывать, тогда ребёнок уже сам начнет воспитывать своих родителей.
В ведической традиции считается, что мальчиков должен воспитывать отец, а девочек – мать. Когда матери воспитывают сыновей, а отцы воспитывают дочерей, то дети не могут получить в необходимой мере то, что им нужно. Хотя внутренне родители име ют очень горячее желание дать любовь ребенку, но получается, они дают ее не в том виде, в котором она приемлема для ребенка.
Например, такой фактор, как предложение помощи родителями ребенку. Если помощь предложить маль чику, он чувствует себя оскорбленным. Мужчины по своей природе знают, насколько это серьезное оскор бление – услышать от кого-то предложение о помощи, если он о ней не просил. Это значит признать его не компетентность, несостоятельность, его слабость.
Для девочки предложение помощи означает за боту, что позволяет ей чувствовать себя любимой. Поэтому девочкам всегда нужна повышенная доза заботы и любви, чтобы она могла больше доверять мужчинам и полагаться на них. Это помогает ей полу чить правильное мужское покровительство и очень ценное для каждой женщины качество – способность следовать, что, по Ведам, обеспечивает ей возмож ность быть счастливой в браке.
Следовать – это означает, что женщина не оспари вает решения мужа или то направление, в котором двигается человек, за которым она следует. В браке это называется верность. Само слово «верность» имеет тот же корень, что и слово вера, т. е. хранить верность означает верить. «Для жен не существует отдельно жертвоприношения, обета, поста; в какой мере она повинуется мужу, в такой же она прославля ется на небе» (Законы Ману. 5. 155).
Девочек учат доброте, состраданию, мягкости ха рактера, чуткому отношению к окружающим, способ ности проявлять снисходительность, скромности, склонности служить и принимать взгляды мужа. Де вочка тем больше становится способной проявлять верность, веру в близкого человека, чем больше забо ты она получила в детстве. В свою очередь, мальчику нужна большая доза доверия, признания, поощрения. Если женщина груба, холодна, своенравна, не ува жает и критикует своего мужа, не дорожит им, то это приводит к разным негативным изменениям в жен ском организме, прежде всего к гормональным.
Такая женщина уже вряд ли сможет нормально рожать, вскармливать и воспитывать ребёнка (дети подсознательно не будут уважать отца, если его не уважает жена). Она теряет всю свою красоту, её муж может уйти от неё или начать пить спиртное. «Из-за неверности мужу жена в мире снискивает презрение, [а] после смерти оказывается в чреве шакала и муча ется ужасными болезнями» (Законы Ману. 5. 164).
По сути, воспитание детей происходит автоматиче ски: если дом наполнен атмосферой любви, радости, служения, искренности, чистых отношений, ребенок впитывает эту атмосферу с рождения, его мировоз зрение и отношение к миру формируется на этой благодатной почве.
Для такого ребенка весь его мир наполнен сча стьем. И мать, и отец – его духовные учителя – спо собны дать своему чаду истинное знание, воспиты вать его на основе любви и культивировать в нем благостные качества характера, возможно, даже ло мая стереотипы его прошлых жизней.
Поэтому воспитание детей родителями начинается с воспитания самих родителей и отношений между самими родителями. Ребёнок является просто зерка лом отношений родителей в семье. Именно поэтому для родителей, не знающих этого простого правила, воспитание детей становится невыносимой мукой.
ХРИСТИАНСТВО
Из семейств составляется государство. Поэтому, «если отцы и начальники семейств, по выражению Апостольскому, непорочны, одной жены мужья, трезвы, целомудренны, благочинны, честны, хорошо управляющие домом своим, если в своем комнатном владычестве правильно и верно действуют разумно употребляемой властью, опытным словом, добрым примером; если содержат своих домашних в по рядке и послушании» (1 Тим. 3), учат любви к Богу и к ближним, отслеживают и охраняют их нравы, то об ретают семейное счастье, душевный покой и выпол няют своё предназначение.
По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан «таинством любви», в котором уча ствуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.
Для каждого из своих членов семья является шко лой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабуш- кам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви. Такое супруже ство становится благословлённым Богом.
Напротив, от нарушения законов семейной жизни, измен и погони за наслаждениями происходят дур ные последствия для детей, общества и государства.
Так, «неблагословенный» брак лишает благослове ния Божия семейство. Дети узнают, что их родители не уважали закона, и легко приходят к мысли, что и им не нужно уважать закон более, нежели их роди телям. Упадок нравственности, начатый родителями, продолжается в детях и далее.
Государство состоит их семейств. Расстроенные составные части расстроят и целое. Поэтому есте ственно ожидать от нарушения законов брака и целомудрия тех общественных последствий, какие изображает пророк: «клятва и обман, убийство и во ровство, и прелюбодейство крайне распространи лись, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля сия, и изнемогут живущие на ней со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» (Ос. 4, 2. 3).
Особая роль семьи – «домашней церкви» в хри стианской культуре (Рим. 16, 4; Флм. 1, 2) – заключа ется в исполнении исконной функции – духовно- нравственном воспитании детей. По учению Церкви «чадородие» (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать», содействуя рас крытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христиан ской жизни.
В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключитель ная роль в содействии становле нию детской личности. В семей ном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что та кое хорошо и что такое плохо».
Известный философ И. А. Иль-ин называет семью «первичным лоном человеческой культуры». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной.
В общении с близкими взрослыми у ребенка фор мируются собственно человеческие формы поведе ния: навыки мышления и речи, ориентации и деятель ности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стрем ления, идеалы.
В семье рождается чувство живой преемственно сти поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Только семья может воспитать семьянина: по му дрому слову И. А. Ильина, добрая семья дарит чело веку «два священных первообраза, в живом отноше нии к которым растет его душа и крепнет его дух:
– первообраз чистой матери, несущей любовь, ми лость и защиту;
– и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение».
Эти родительские образы философ называет источ никами духовной любви и духовной веры человека.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, на сколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:
– святитель Василий Великий: «Если хочешь вос питывать других, воспитай сначала самого себя в Боге»;
– святитель Феофан Затворник: «Отец и мать ис чезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти»;
– святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: «Знай, что паче всех твоих на ставлений словами жизнь твоя будет самым сильным настав лением для дочери»;
– священник Александр Ель чанинов: «Для воспитания де тей – самое важное, чтобы они видели своих родителей жи вущими большой внутренней жизнью».
Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского наро да: «Мать праведная – ограда каменная», «Отец сына не на худо учит» и много других примеров.
Отцовская и материнская линии поведения в рус ской семье органически соединялись в иерархиче ски выстроенном семейном укладе (установившем ся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.
Традиционный семейный уклад помогал ребен ку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей.
На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социаль ная и духовная состоятельность личности.
Почитание родителей, послушание им восприни малось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педаго гического общения в семье. Таким образом, любая древняя традиция отводит семье и воспитанию де тей особую роль в формировании общества и че ловечества в целом. Основой же воспитания детей является воспитание родителями самих себя, потому что только своим примером человек может научить своих детей любить, уважать родителей, быть нрав ственными, ответственными, искренними, быть гото выми служить другим людям и заботиться о них.
ВЗГЛЯД НА СЕМЬЮ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИУДАИЗМА
Для своих родителей мы остаемся детьми, мы супру ги, мы сами родители. Три роли – три различные си стемы поведения.
В отношениях со своими родителями мы часто вы ступаем в роли зависимых: следуем их советам (а ино гда и подчиняемся прямым указаниям), выслушиваем их мнения, насколько хватает терпения. При этом мы далеко не всегда готовы вникать в глубинную суть их слов, оказываемся не способными черпать их мудрость и только с годами начинаем понимать, какого богатства лишились.
В отношениях с собственными детьми лидерами уже становимся мы сами и видим свою роль в том, чтобы вдохновлять их на житейские подвиги, служить для них примером.
Отношения супругов являются сочетанием этих двух ролей, и самое трудное – верно их распределить и со ответствующим образом выполнять. Целью этих отно шений является не руководство и подчинение, а рав ноправие, поддержка, вера друг в друга.
Тора говорит, что первая женщина была создана как существо независимое, того же уровня, что и мужчина, она была дана в «помощь ему, стоящему напротив», и ее судьба уже была переплетена с его судьбой.
Задача мужа и жены – помочь друг другу исполнить роли мужчины и женщины и максимально реализовать ся в этих ролях. Задача нелегкая, особенно на первых этапах совместного пути, когда только идет взаимная «притирка». Чтобы преодолеть этот путь, надо научить ся принимать и смиряться.
В понимании иудаизма семья не является и ни когда не была продуктом только человеческого интеллекта. Прежде всего она –Божественное провидение, следовательно, в спектакле под на званием «Институт семьи» мы играем те роли, ко торые подарил нам Творец. Именно Он предписал принципы семейной жизни с самого начала тво рения, а значит, наша миссия – с благодарностью следовать им, выполняя Его волю, осуществляя Его идею. Живя с этой идеей, мы обнаруживаем, насколько легче дается нам переключение с одной роли на другую.
Актер получает премию не потому, что определенная роль хороша или плоха, и не благодаря своим чело веческим качествам (нередко злодеи играют героев и наоборот), а потому, что он предельно хорошо выпол нил роль, задуманную и данную ему режиссером. То же самое происходит и тогда, когда мы вступаем в семей ную жизнь. Выбор может быть (или поначалу казаться) хорошим или плохим, но в любом случае мы должны помнить о Том, Кто его нам предоставил, и постараться выполнить свою задачу.
В то же время в иудаизме существуют определенные правила и ограничения в семейной жизни, выполнение которых позволяют человеку не быть в абсолютной за висимости от данной ему роли, не раствориться в ней, сохранить свою индивидуальность.
Мы должны научиться в какой-то момент отой ти, например, от родительской роли, перейдя больше к дружеским отношениям. Оставаясь в душе со своими детьми, мы при этом не обязаны полностью прирастать к ним, опекать их до старо сти, всю дорогу поддерживать тот велосипед, на котором когда-то научили кататься.
Нужно постараться именно с такими взглядами вос питывать детей, с самых ранних шагов готовить их к ролям, которые им предстоит играть в дальнейшем. При этом важнейшим навыком становится умение пе реключаться, чтобы в нужном месте и в нужное время оказаться в правильной роли.
Осознание Божественного аспекта в семейной жизни дает человеку силы, защищает его и его близких, помо гает достойно выйти из любой самой сложной ситуации.
В иудаизме существует понятие духовной чисто ты. Готовность строить свою жизнь в соответствии с ней является одним из важнейших критериев создания еврейской семьи. Будут ли будущие су пруги соблюдать кашрут, шаббат, будет ли жена достаточно скромно выглядеть – утвердительные ответы на эти и многие другие вопросы, затраги вающие основы еврейского образа жизни, стано вятся и фундаментом новой семьи.
И еще один вопрос из разряда первостепенных: го товы ли муж и жена в таком же духе воспитывать своих детей?
Процесс воспитания начинается еще во время бере менности. В это время желательно, чтобы женщина по грузилась в атмосферу гармонии, окружала себя цве тами, слушала красивую музыку – все это благотворно влияет на будущего ребенка. И наоборот, тяжелый рок, лицезрение людей низкого уровня, отвратительных животных (крокодилов, акул и т. д.) оказывает на ребен ка негативное влияние. Считается, что еще в утробе ма тери над ребенком стоят два ангела, которые учат его Торе, и эти знания «всплывают» в его сознании после рождения. Женщина в этот период уподобляется ков чегу, оберегающему скрижали. В быту это проявляется в еще большей скромности в одежде и поведении, в предельно лаконичном общении с мужем.
На первом этапе жизни ребенка мы прежде все го общаемся с его душой, которая, согласно тради ции, не «сжимается» внутри тела, а просвечивает сквозь него. Как сделать, чтобы уважение, любовь к Богу закрепилось в сознании и чувствах малень кого человека? Достичь этого можно созданием атмосферы макси мальной чистоты. В комнате малыша должны быть пор треты мудрецов, молитвенники, книги Торы, должны звучать еврейские мелодии, и лучше, чтобы их напевала мама. Именно на маме лежит ответственность за эмоци ональное состояние ребенка на первых порах его жизни.
Второй этап развития наступает в три года. Для маль чика он сопровождается первой стрижкой. Раньше из- за боязни нарушить тончайший баланс между душой и неокрепшим телом этого делать было нельзя (так же и в ведической традиции). Кроме того, его сознание уже подготовлено для восприятия мысли о глубоком духовном содержании этого ритуала. В три года на мальчика надевают кипу – символ того, что над ним существует Высшая сила, и цицит – напоминание о за поведях, которые следует исполнять. Его настраивают на то, что он – с радостью и благодарностью – должен произносить благословение на еду.
Девочка в три года скромным стилем своей одежды начинает больше походить на маму, зажигает свои пер вые субботние свечи. В этом тоже таится глубочайший смысл: она как бы освещает часть того пути, по кото рому ей предстоит пройти самостоятельно. Период до бар-мицвы у мальчиков и бат-мицвы у девочек харак ерен тем, что они постепенно, с помощью старших, н аращивают навыки к учебе. Идет изучение Торы и языка, на котором она изложена, запоминаются молит вы. Надо сказать, что в среде приверженцев некоторых направлений иудаизма общеобразовательные дисци плины в этот период отступают на второй план.
Третий этап приходит с наступлением тринадцати лет у мальчиков и двенадцати у девочек. Тора счита ет этот возраст совершеннолетием, и, значит, отныне молодые люди способны и должны отвечать за свои поступки. Теперь уже они ведут за собой младших се стер и братьев и готовятся постепенно к супружеским отношениям. Они уже постигли ценность пребывания в этом мире, где главная их задача – служить Б-гу. Имен но Он вместе с родителями является третьим «партне ром» в процессе воспитания, именно к Нему обраще ны наши помыслы и молитвы в трудные минуты и в минуты счастья, в полной преданности и любви. И эти чувства передаются еврейским народом из поколения в поколение.
Мириам Рэйбин – мать шесте рых детей, жена раввина. Родилась в России, высшее образование в области философии иудаизма получила в Нью-Йорке, живет в Торонто. В своей работе педагога и консультанта в области семейной жизни и воспитании детей строит на основе рекомендаций Торы и иудей ских мудрецов, а также изучает и использует лучшие современные научные наработки в психологии и педагогике, изучала и преподавала систему Монтес сори, прошла полный курс восточной психологии.
ИСЛАМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Ислам уделяет большое внимание воспитанию детей в соответствии с нормами и правилами религии и мо рали. Приобщение ребенка к ним начинается с самого момента его рождения. При рождении младенца при сутствуют только женщины. Муж, если пожелает, может также находиться рядом с женой.
Новорожденного сразу омывают, читая при этом по ложенные молитвы. В правое ухо ребенку читают азан (призыв на молитву), включающий установленные формулы: такбир («Аллах велик!»), шахада («Я свиде тельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – посланник Аллаха») и другие. Каждая из них произносится два–четыре раза. В левое ухо гово рят молитву. После этого ребенок становится мусуль манином. Важным является наречение ребенка хоро шим благоприятным именем. Многие имена, даваемые в мусульманском мире, имеют арабские корни.
На седьмой день от рождения выполняется еще ряд необходимых обрядов. Днем голову ребенка обрива ют. Затем раздают милостыню деньгами бедным. Обя зательно устраивается угощение. На него обычно со бираются родственники, соседи и друзья родителей.
Но главный смысл его состоит в том, чтобы угостить бедных, раздать им пищу.
Лучшей пищей для новорожденного считается груд ное молоко. Срок кормления составляет не менее 11 месяцев.
Традиционно попечение о младенце в течение пер вых двух–семи лет целиком принадлежит матери. В дальнейшем отцы принимают на себя основное по печение о сыновьях и их воспитании, а девочки оста ются при матери. На практике такое разграничение не соблюдается, и родители вместе занимаются воспита нием детей. Если нет родителей, заботиться о ребенке должны бабушки и дедушки. Если нет и их, то эта обя занность переходит к семье дяди и тети ребенка.
Пророк Мухаммед, сам выросший в сиротстве, про являл заботу о том, чтобы права ребенка не были на рушены. Об этом же много сказано и в Коране, содер жащем строгие установки на этот счет.
Ислам учит детей почтительности к родителям. «И завещали Мы человеку добро к его родителям», – го ворится в Коране (29:7). Любовь, уважение и забота об отце и матери – главное, чему наставляет детей Коран.
«И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись ни кому, кроме Него, и к родителям – благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им «тьфу!» и не кричи на них, а говори им слово благородное. И преклоняй перед ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким». (17:24-25).
Родители же должны учить своего ребенка исламу, вере в Аллаха и его посланника Мухаммеда. Если же они отступились от веры, ребенок вправе покинуть их.
Вера в Бога выше любви к родителям.
Во всех иных случаях почитание родителей и стар ших – непреложный религиозный и нравственный долг мусульманина. «Послушание отцу – такое же бла гое дело, как покорность Аллаху», – говорится в одном из хадисов.
Касабулатов Нурлан. Родился в 1962 г. в Казахстане. Врач, проффесор, доктор медицинских наук. Старший научный сотрудник Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. акаде мика В.И.Кулакова, г. Москва
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СУФИЗМЕ
Суфизм (арабское «суф» – грубая шерстяная ткань, одежда, символ аскетической жизни) – философско мистическое направление в развитии ислама, возник шее в VIII веке и ставящее целью достижение высшего богопознания путем предания себя воле Аллаха в духе бескорыстной любви, в благочестивом подвижниче стве, нравственной чистоте, углубленном самопозна нии и в личном духовном опыте экстатического созер цания Бога.
Характерным для раннего суфизма исламской моди фикации было строжайшее соблюдение норм Корана, отрешенность от мира и предание себя воле Аллаха.
Суфизм – это путь Любви и преданного служения, это путь к Богу через Любовь. Бог провозглашает: «Те, кто верят, обладают великой Любовью к Богу» (Коран). – «Обладающий сильной Любовью к Богу беспорочен в Любви и хранит свою влюбленность в тайне от других: он, несомненно, умрет святым».
Суть воспитания ребёнка в суфизме – это подход к нему через сердце, а не через ум. Ум необходим, что бы планировать практические дела в жизни: обеспечи вать приятную домашнюю обстановку, здоровую пищу, подходящую одежду, хорошее образование и богатый культурный опыт.
Остальные дела – работа сердца. Цель суфизма – от крыть сердце, чтобы видеть мир глазами сердца. И по этому целью родителя-суфия является раскрыть серд це своего ребёнка. Суфий относится к миру и ко всем живым существам с точки зрения служения: как он мо жет служить другим. Всё, что делает суфий, – он делает, не помня себя. Суфия нет. Всё, что он делает, происхо дит под руководством Бога, который действует через сердце суфия.
Поэтому в основе воспитания ребёнка с точки зре ния суфизма лежит любящая доброта (loving kindness), милосердие. Связь суфия с Богом основывается на любви, и поэтому он настолько полон этой любви, что излучает любящую доброту на всех вокруг себя. Таким образом, когда такой родитель воспитывает ребёнка, каждое его действие выражает любовь, включая, если нужно, наказание («твердую любовь»), при условии, что это диктуется сердцем.
Важным подходом, которому родитель учит ребёнка, является отношение, которое в суфийской терминоло гии называется «исар», т. е. предпочтение себя другим или признание первенства других над собой. Это явля ется одним из главных столпов суфийского поведения в отношении общества. Взгляд родителя на своего ре бёнка таков, что он считает ребенка доверенным ему Богом, о котором он должен заботиться, которого дол жен лелеять и которым должен дорожить до момента достижения ребенком зрелости. Важно, что он не счи- тает его своей собственностью. Суфий – только приём ный родитель ребёнка, ответственный за него, за его благосостояние и его восприятие мира и жизни.
Разумеется, самый лучший способ воспитания – его собственный пример. Когда своей любовью родитель завоёвывает доверие ребёнка, между ними устанав ливается тонкая, нежная связь, при которой ребёнок наблюдает за родителем и учится у него правильному поведению. Воспитывать на своём примере – наилуч ший метод из всех возможных и намного более эффек тивный, чем проповедничество.
Родитель старается быть смиренным и уважитель ным к другим, независимо от их положения в обществе или вероисповедания, честным в делах, не унывающим в час испытаний, сохраняющим спокойствие во время катастрофы и полностью самодостаточным при любых условиях (положение, которое известно в суфийской терминологии как «гано-ат»).
Родитель учит ребёнка двум основным аспектам в суфизме. Первый из них – это такое понимание жиз ни, где внешняя сторона жизни со всеми её земными проявлениями не отличается от духовной, внутренней, стороны, которая сосредоточена на едином бытии и на том, что всё происходящее в жизни берёт начало от одного Источника. Таким образом, как бы ни разво рачивались жизненные события и что бы ни происхо дило, суфий доволен, он знает, что всё – от Бога и всё делается для его развития на этом пути, где главной целью является слияние с Богом, как с Абсолютным Возлюбленным.
Второй аспект – это гуманность, человеколюбие. Этот внешняя сторона отражения мистического пути суфизма. Конечно, человеку не нужна мистическая вера, чтобы практиковать гуманность. Это – ощущение Единства всех существ, вдохновившее возникновение гуманности среди человечества несколько веков тому назад, в суфизме же оно существовало со дня его воз никновения и является одним из его основных идей. Отсюда суфийское воспитание детей – гуманисти ческое, основанное на философии единого бытия и взаимной связи всех существ, и поэтому ребёнок чувствует себя частью единого целого, готового про тянуть руку помощи другим. И совсем не обязательно, что ребёнок встанет в будущем на путь суфизма, хотя в большинстве случаев так и бывает, а важно то, что родитель учит ребёнка законам гуманизма, которые дадут правильное жизненное направление и сделают ребенка нужным и полезным миру, в котором он станет жертвующим членом человеческой общины.
БУДДИЗМ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Буддизм исторически представлен несколькими на правлениями и течениями, часто они очень отлича ются друг от друга. Несмотря на это, существует круг идей, которые характерны для всех ответвлений буд дизма.
Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой Шакьямуни, что озна чает «просветленный мудрец из рода шакьев».
Сиддхартха Гаутама был принцем царства шакьев, и с детства отец оберегал его от всех негативных прояв лений этого мира, построил для него три идеальных дворца, которые принцу было запрещено покидать.
Принц Гаутама имел все возможные богатства мате риального мира, хорошую жену и сына. Несмотря на это, он чувствовал, что все это не является конечной целью жизни. В 29 лет он выбрался за пределы двор ца и увидел четыре зрелища, которые потрясли его и изменили всю жизнь: нищего, больного, мертвого че ловека и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни: что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны, и ни богатства, ни знатность не мо гут защитить от них, и что путь самопознания – един ственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло его оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от стра даний. Гаутама стал отшельником, начал практиковать медитацию и аскезы (практики самоограничения).
После долгой практики он достиг Наивысшего Про буждения (нирваны) – осознал истинную природу и причину человеческих страданий (невежество) и шаги, которые нужно предпринять для освобождения от них.
Источник