Меню

Беречь воду значит беречь жизнь здоровье красоту окружающей среды

Берегите воду в природе (окружающий мир)

Скачать:

Вложение Размер
beregite_vodu_tahaudinova_rumiya.docx 316.57 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха,

тебя не возможно описать,

тобой наслаждаются, не ведая,

что ты необходима для жизни:

ты есть сама жизнь.

Ты самое большое богатство в мире.

А. Сент – Экзюпери.

Организм человека пронизан миллионами кровеносных сосудов. Крупные артерии и вены соединяют друг с другом основные органы тела, более мелкие оплетают их со всех сторон, тончайшие капилляры доходят до каждой отдельной клетки. Копаете ли вы яму, сидите ли на уроке или крепко спите, по ним беспрерывно течет кровь. Для чего же нужна кровь? Кровь соединяет разные части тела в единую систему, в слаженный и работоспособный организм.

Такая же кровеносная система есть и у нашей планеты (рис. 1). Кровь Земли – это вода, а кровеносные сосуды – реки, ручьи, озера. Вода на земле играет ту же роль, что и кровь в организме человека, и, как недавно заметили ученые, структура речной сети очень похожа на структуру кровеносной системы человека.

Рис.1 Вид Земли со спутника

«Возница природы» — так назвал воду Леонардо да Винчи. Именно она, переходя из почвы в растения, из растений в атмосферу, стекая по рекам с материков в океаны и возвращаясь с воздушными потоками, соединяет друг с другом различные компоненты природы, превращая их в единую систему. Значит, воды украинских озер текут и в Днепре и в Тихом океане.

Вода не просто переходит из одного природного компонента в другой. Как и кровь, она переносит с собой огромное количество химических веществ, транспортируя их из почвы в растения, с суши в озера и океаны, из атмосферы на землю. Все растения могут потреблять питательные вещества, содержащие в почве, только с водой, где они находятся в растворенном состоянии. Если бы не приток воды из почвы в растения, все травы, даже растущие на самых богатых почвах, погибли бы от голода, уподобивших скупцу, умершему от голода на сундуке с золотом.

2. ВЛИЯНИЕ ВОДЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Вода — важнейшая составляющая среды нашего обитания. После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Насколько важна вода, свидетельствует тот факт, что ее содержание в различных органах составляет 70 — 90%. С возрастом количество воды в организме меняется. Трехмесячный плод содержит 90% воды, новорожденный 80%, взрослый человек — 70%. Вода присутствует во всех тканях нашего организма, например:

· Мозг содержит — 75 %

Вода действительно является источником жизни на земле – ни одна клетка живого организма не может без нее существовать. Вода участвует в процессе дыхания, так как дышать сухим воздухом человек может относительно недолго. Вода выводит из организма человека шлаки, отходы и токсины. Доставляет в клетки кислород и питательные вещества (минеральные соли, витамины). Внутриклеточная жидкость регулирует температуру тела и не дает клеткам слипаться. Кроме того, она служит смазкой для суставов и костей, защищает от ударов внутренние органы. Внутриклеточная жидкость необходима для восстановления и исцеления организма природным способом, созданным Богом.

Значение воды для человека настолько велико, что для нормальной жизнедеятельности ему необходимо выпивать более 1,5 – 2 литра в день.

Интересно! Поскольку в мышцах содержится больше воды, чем в жире, то, чем мы стройнее, тем больше воды в нашем теле.

Недостаток воды тяжело переносится организмом. Обезвоживание способствует развитию многих болезней.

Следовательно, если содержание воды окажется хоть немного ниже нормы, это вызовет те же последствия, что и недостаточный полив для огорода. Конечно, многие овощи будут продолжать расти, но их состояние окажется далеким от идеального, а некоторые растения вообще засохнут. Увидеть обезвоживание невозможно, но оно чувствуется.

Вода – основа жизни всех живых организмов на Земле, одно из главных богатств на Земле. Издавна человек селился рядом с водоёмом. Там, где есть вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Человеку нужно выпивать в день около 2-х литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи и так далее.

В последние годы экологи всех стран бьют тревогу. Из-за небрежного отношения человека к водным ресурсам на Земле происходят большие изменения вредные для здоровья человека, приводящие к гибели животных и растений.

Наше государство старается охранять водные ресурсы. Действуют законы, которые предписывают гражданам нашей страны правила обращения с водными ресурсами и использования воды в технических целях, чтобы сохранить её в чистом виде для будущих поколений людей, для растений и животных. Но встречаются нарушители законов, которые не думают не только о других людях, даже и о собственном здоровье.

Вода должна быть чистой! К сожалению, мало делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы.

Часто встречаются случаи, когда большие заводы и фабрики выбрасывают свои отходы прямо в реку или озеро, когда в воду попадают различные продукты химии, яды, нефть, бытовой мусор (рис.2, 3)

Рис.2, 3 Загрязнение воды

Берега рек часто превращаются в свалку. В загрязнённой воде погибает всё живое: рыба, раки, растения. Река болеет, и её воды не могут быть использованы человеком.

В сельском хозяйстве люди применяют удобрения и ядохимикаты. Дождевая вода переносит часть их в водоёмы. Вот и опасное загрязнение воды! Работники сельского хозяйства всегда должны правильно хранить и использовать эти вещества! (рис.4)

Рис. 4. Загрязнение реки нерастворимым осадком

Теперь представим такой случай. Водитель помыл свой автомобиль или мотоцикл в реке или озере. В воду попали бензин, смазочное масло. Нам неприятно будет купаться в такой воде. А как будут чувствовать себя в ней мальки рыб и другие обитатели водоёма? Многие из них погибнут. Нужно помнить: нельзя мыть в водоёмах машины, мотоциклы и даже велосипеды (рис. 5)

Рис. 5. Как люди загрязняют воду

Очень часто люди бросают в водоёмы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое. Представьте, как это опасно для людей, купающихся в водоёме, а особенно для тех, кто ныряет. В больницы нередко доставляют людей, получивших тяжёлые травмы.

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов (рис. 6)

Рис. 6. Загрязнённый водоём

Однажды ученые исследовали участок речного дна длиной 5 км и обнаружили:

14 крупных железобетонных плит,

16 больших труб,

34 куска рельсов,

9 мотков колючей проволоки,

27 изогнутых железных листов,

108 котелков, чайников и кастрюль,

2486 разбитых бутылок,

814 разбитых стеклянных банок,

2214 консервных банок и много другого мусора. (рис. 7)

Рис. 7. День очистки водоёмов-2011: цифры, находки.

5 июня 2011 г., уже в девятый раз дайверы (Да́йвинг (англ. «diving» от англ. «to dive» — нырять) — это подводное плавание со специальным снаряжением) отметили ежегодный праздник под названием «Международный День очистки водоёмов». В этот союз входят дайверы из России, Украины, Белоруссии и Казахстана, а также русскоговорящие любители подводного плавания из Египта и Индонезии. В этот день дайверы собрали сотни тонн мусора из водоёмов, в акции приняли участие более 25 тысяч человек.

Никогда не выбрасывайте в воду мусора! Не оставляйте его и на берегу, потому что он с берега может легко попасть в воду.

Необходимо каждому из нас – людей – изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции. Ведь даже мы – школьники – можем участвовать в этом важном деле: принимать участие в субботниках по уборке, благоустройству берегов, пляжей, мест отдыха, бережно и экономно расходовать воду.

Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Воды на Земле одновременно и много и мало.

Если взглянуть на глобус, то можно увидеть, что синего цвета больше. А если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одного цвета – голубого. А вы знаете, насколько глубоки моря и океаны?

Если бы на дно можно было спуститься на лифте, то пришлось бы ехать 5 часов, а с 10-этажного дома – всего за 1 минуту!

Но оказывается, морская солёная вода непригодна для питья и для многих технических производств и сельского хозяйства. А пресной воды существует мало.

Многие государства мира испытывают недостаток в питьевой воде. Учёные подсчитали, что её количество настолько мало, что на каждые сто литров солёной воды приходится всего лишь один литр пресной.

Представьте себе сразу 500 литровых банок, наполненных водой. Они, наверное, даже не поместились бы в этом классе. Вот столько воды пропадает зря, если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь струйка толщиной всего лишь со спичку.

Таким образом, главная жидкость нашей планеты — вода Мирового океана загрязняется и меняет свои свойства. А это означает нарушение круговорота воды в природе, а нарушение круговорота воды приводит к гибели жизни на Земле. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистные сооружения.

Каждый человек должен беречь воду!

  1. ОХРАНА ВОДОЁМОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

В реках и других водоемах происходит естественный процесс самоочищения воды. Однако он протекает медленно. Пока промышленно- бытовые сбросы были невелики, реки сами справлялись с ними. В наш индустриальный век в связи с резким увеличением отходов водоемы уже не справляются со столь значительным загрязнением. Возникла необходимость обезвреживать, очищать сточные воды и утилизировать их.

Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Интересно, что во многих очистных сооружениях помогают очищать воду особые микробы, не опасные для людей. Эти микробы обезвреживают ядовитые вещества.

Сейчас строятся и такие предприятия, которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют, затем опять очищают и опять используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду. Это самые современные предприятия, и их становится всё больше.

Для очистки жидких стоков применяют специальные системы очистных сооружений. Для очистки бытовых стоков, а также для каждого предприятия проектируются свои очистные сооружения.

Охрана вод представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, их рациональное использование. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается экологическое благополучие водных ресурсов. Водное законодательство регулирует не только водопотребление, но и условия, которые должны соблюдаться на территориях, прилегающих к водоемам.

Источник

Проектно-исследовательская работа «Берегите воду»

I. Выбор темы исследования.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

II. Цель исследования.

Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ. Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.

III. Задачи исследования.

Проанализировать научную информацию по теме;
описать причины загрязнения водоемов;
познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения;
доказать необходимость бережного отношения к воде;
выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.

IV. Объект, предмет и база исследования:

Объект исследования: экология;

Предмет исследования: вода – источник жизни;

База исследования: учащиеся, их родители.

V. Гипотеза исследования.

Человек неразумно относится к воде и загрязняет ее. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Каждый человек должен беречь воду!

VI. Методы исследования:

анализ;
– наблюдение;
– сбор информации из книг, журналов, газет;
– анкетирование;
– сравнение;
– обобщение.

VII. Результаты исследования:

Вода – источник жизни.

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

С развитием человечества от самых древних времен до наших дней вода приобретала все большее значение. Сначала она несла на себе первые утлые суденышки. Потом ею начали орошать поля, создали первые примитивные водопроводы. И вот она уже вращает турбины современных гидростанций, несет на себе гигантские корабли…

Вода в опасности!

В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д., возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.

Водоемы загрязняются сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, при заготовке, обработке и сплаве лесоматериалов, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

Широкое применение синтетических моющих средств в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации в сточных водах. При концентрации 1 мг/л погибают мелкие планктонные организмы, такие как водоросли, дафнии, коловратки. При концентрации 5 мг/л гибнет рыба. Синтетические моющие средства практически не удаляются очистными сооружениями, поэтому они довольно часто попадают в водоемы, а оттуда – в водопроводную воду.

Для очистки жидких стоков применяют специальные системы очистных сооружений. Для очистки бытовых стоков, а также для каждого предприятия проектируются свои очистные сооружения.

Охрана вод представляет собой систему мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения вод, их рациональное использование. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается экологическое благополучие водных ресурсов. Водное законодательство регулирует не только водопотребление, но и условия, которые должны соблюдаться на территориях, прилегающих к водоемам. Нормы качества питьевой воды содержаться в специальном документе – Государственном стандарте “Вода питьевая”.

Почему воду надо беречь.

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.

Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, проведя практическое занятие “Как очистить загрязненную воду”, а также, узнав о водоочистных сооружениях в нашем городе (очистные сооружения водопровода и канализации МУП г. Астрахани “Водоканал”) мы провели игру-интервью среди родственников. Проанализировав ответы наших родных, мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение других учащихся наших классов и их родителей к данной проблеме.

В опросе участвовало 28 человек: 16 детей и 12 взрослых.

Вопросы Опасно ли загрязнение воды для человека? Знаете ли вы о водоочистных сооружениях в нашем городе? Есть ли у вас в семье собственная система очистки воды? Должен ли каждый человек беречь воду?
Ответы да нет не знаю да нет да нет не знаю да нет не знаю
Взрослые 12 8 4 8 4 12
Дети 12 4 2 14 9 4 3 15 1

Из результатов таблицы мы сделали вывод, что взрослые и большинство учащихся осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды. Но не все участники опроса знают о водоочистных сооружениях нашего города.

Помимо анкетирования мы разработали классный час на тему: “Почему воду надо беречь”, который провели во 2 “а” и 3 “а” классах, где поделились с учениками результатами своих исследований, рассказали о том, какие меры по охране и очистке воды применяются в нашем городе, чем мы – дети можем помочь в решении данной проблемы.

Классный час “Почему воду нужно беречь?”

Цели: дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.

Ход классного часа

Сообщение темы и целей классного часа.

Учитель. Подводя итоги проектно-исследовательской работы по теме “Берегите воду! ”, сегодня мы проводим классный час по теме “Почему воду нужно беречь?”

Введение в тему.

Ученик. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Ученик. Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.

Ученик. Вода – важное для организма вещество: на 1кг тела коровы – 600 г воды, утки – 700 г воды, у медузы на 100 г тела – 99 г воды. Таким образом, мы видим, что вода входит в состав любого организма.

Учитель. Планеты, вращающиеся вокруг Солнца, имеют свои цвета. Венера ярко – белая. Это цвет окутывающих облаков. Марс красноватый. Это цвет марсианских песков. Нептун синеватый, это цвет его газов. А наша Земля на снимках из космоса выглядит голубой. Это цвет ее океанов и морей. А какие-нибудь еще водоемы вы знаете? Мы сейчас это проверим, отгадав загадки и решив кроссворд “Водоем (искусственный и естественный)”

6. Посреди поля лежит зеркало – стекло голубое, рама зеленая.

7.
Кто бежит по горным склонам,
Тараторит сам с собой
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой?

8.
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды – в нем все отражается.
Как это зеркало называется?

9. Искусственное русло, наполненное водой.

10. Часть водного пространства, вдающаяся в сушу.

1.
Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь.

3. Водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.

4. Кругом вода, а с питьем беда.

5.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе:
Узкий кончик – в родничке,
А широкий – в море.

6. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части.

По горизонтали: 6. Пруд. 7. Ручей. 8. Озеро. 9. Канал. 10. Залив.

По вертикали: 1. Болото. 3. Океан. 4. Море. 5. Река. 6. Пролив.

В выделенных клетках – слово ВОДОЕМ.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом проползает,
Ледником в горах зовется,
Речкой серебристой вьется.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет…

Учитель. Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?

Ведущий. Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.

Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!

Учитель. Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!

Ученики. Наверное, вода в речке была грязной.

Учитель. Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?

Ученик. Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.

Рыбы, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.

Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

Результаты исследовательской работы.

Учитель. У нас в городе тоже не все благополучно с чистотой водоемов. В реку Волгу сбрасывают отходы производства. Мусор вдоль берегов реки попадает в воду и засоряет ее. Мойка машин около реки вносит свой вклад в загрязнение.

Знакомство с результатами и выводом проведенного анкетирования.

Прослушивание докладов учеников по теме исследования.

Просмотр экологических знаков, показывающих, как нужно беречь воду.

Учитель. А теперь давайте подведем итоги нашего классного часа и сформулируем правила бережного отношения к воде.

  1. Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран.
  2. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
  3. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!
  4. Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.
  5. Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.
  6. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

Учитель. Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования воды, мы поможем сберечь воду.

Вода – это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились у воды, в долинах великих рек: “уходила” вода – пустели города и деревни.

Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, не будем загрязнять водоемы мусором, будем беречь и экономить каждую каплю воды!

Источник

Читайте также:  Группы здоровья детей для чего они нужны
Adblock
detector