Белки жиры углеводы витамины это что окружающий мир 3 класс
Белки жиры углеводы витамины это что окружающий мир 3 класс
Наше питание
С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества. Белки — вещества, которые служат основным «строительным материалом» для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям — для роста и развития. Белками богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Жиры обеспечивают организм энергией, а так же служат «строительным материалом» для тела. Источником жиров являются сливочное и растительно масло, маргарин, сметана. Углеводы — главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты. Витамины необходимы для сохранения и укрепления здоровья. Их много в овощах и фруктах.
Измельчение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система.
Мы уже знаем, что для получения энергии, роста и регенерации телу нужна пища. Наша еда состоит из сложных материалов — питательных веществ, которые надо разделить на более простые элементы для того, чтобы тело могло ими воспользоваться. Это и есть главная задача пищеварительной системы. Простые питательные вещества проникают в кровь и переносятся ко всем клеткам тела. Первая стадия процесса пищеварения происходит во рту. Пища разрезается на кусочки и перемалывается зубами, а затем смешивается со слюной для того, чтобы превратиться в мягкую массу. Язык проталкивает ее в горло, откуда еда заглатывается, а затем входит в пищевод. После проглатывания пища проталкивается через пищевод в желудок, где превращается в пастообразное вещество и попадает в тонкий кишечник. Здесь происходит самый важный этап пищеварения — простые элементы попадают в кровь. Большую роль в пищеварении играет печень. Она выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, — желчь. Отходы попадают в толстый кишечник и остаются в прямой кишке до тех пор, пока не покинут тело.
Подпиши на рисунке органы пищеварения
животного происхождения
хлеб
мясо
орехи
рыба
растительное масло
молоко
грибы
яйца
картофель
творог
Назови изображенные продукты. Напиши, какими питательными веществами они богаты.
Заполни кроссворд названиями продуктов, которые получают из коровьего молока.
Источник
Урок по окружающему миру в 3-м классе по теме «Наше питание. Питательные вещества, содержащиеся в разных продуктах
1. Познакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами. 2. Через исследование качественного и количественного состава питательных веществ в различных продуктах, вывести способ выбора рационального питания. 3. Воспитание полезных привычек и внимательного отношения к своему здоровью.
Оборудование: тетрадь “Проверим себя”, таблицы для исследования количественного состава питательных веществ, этикетки от продуктов питания, карточки с меню, картинки с изображением овощей и фруктов, сообщение о ценности витаминов.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
— На прошлом уроке мы говорили о пищеварении и пищеварительной системе человека. Давайте вспомним какие органы образуют пищеварительную систему.
— Какую работу в организме человека выполняет пищеварительная система?
— Сейчас откройте тетради “Проверим себя” на стр. 38 и выполните задание № 1.
— Проверьте, правильно ли вы справились с заданием, по учебнику на стр. 147
— Поднимите руку, кто не допустил ошибок?
— У кого 1-2 ошибки?
II. Подготовка к усвоению нового материала.
— Продолжим работу в тетради. Найдите задание №2. Прочитайте текст,
— Как можно назвать такие советы? (Вредные)
— Вам нужно исправить некоторые слова, заменить их другими так, чтобы советы стали полезными.
— Какой же у вас получился текст?
— В связи с теми советами, которые мы сейчас услышали, у меня есть вопросы:
(Вопросы записаны на доске)
1. Какие питательные вещества получает человек с пищей?
2. Почему полезны овощи и фрукты?
3. Почему нужно питаться разнообразной пищей?
4. Что нужно помнить, чтобы правильно выбрать пищу?
— Цель нашего урока получить полные ответы на эти вопросы.
III. Усвоение нового материала.
— Для того, чтобы ответить на первый вопрос, прочитаем статью в учебнике на стр. 146
— Какие питательные вещества необходимы нашему организму?
— Для того, чтобы узнать сколько питательных веществ находится в продукте, нужно изучить данные на этикетке.
— Сейчас мы проведем практическую работу. (Задания практической работы в учебнике на стр. 146)
(На каждом столе этикетка от продуктов, таблица у каждого ученика. Точно такая же таблица на доске. Заполняется одновременно учениками и учителем. Идет коллективная работа.)
Название продуктов
Углеводы
1. Рис
5. Сырок творожный
6. Масло подсолнечное “Олейна”
7. Масло сливочное “Пастушок”
8. Свинина тушеная
9. Мясо цыпленка
12. Шоколад
Рассмотрите таблицу и сделайте вывод:
— Какие продукты богаты белками?
— В каких продуктах больше всего жиров?
— Какие продукты богаты углеводами?
— Какие питательные вещества мы не исследовали в таблице?
— А о витаминах нам расскажет…(сообщение ребенка)
В овощах, фруктах и ягодах много полезного и необходимого для человеческого организма. Главное их “богатство” — витамины.
Витамин С. Это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Больше всего этого замечательного витамина содержится в черной смородине, облепихе, лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке, петрушке.
Витамин А. Необходим для роста и развития человека. Помогает нам видеть, делает нашу кожу гладкой. Больше всего этого витамина в моркови, облепихе, зелёном луке, помидорах, абрикосах и петрушке.
Витамин B1. Помогает мышцам быть сильными. Улучшает память, поднимает настроения. Витамин B1 есть в помидорах, чесноке, сливах, винограде.
Витамин В2. Чтобы кожа и волосы были красивыми и здоровыми, зрение – хорошим, а настроения – всегда отличным, нужен витамин В2. Его много в свежем шиповнике, зелёном луке и укропе, капусте.
Витамин В6. Так называют витамин, который делает здоровой нашу кровь, улучшает память, повышает настроение, придает силы. Он содержится в свекле, зелёном горошке, петрушке, землянике.
И так мы узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Давайте представим себе дом из кирпича. Кирпичи – это белки. Но дом не будет построен без пола, потолка и крыши. Для этого нужны доски. Доски – это жиры. Но их нужно гораздо меньше, чем кирпичей. В доме должны быть двери и окна. Двери – углеводы, окна – витамины. Если мы построим дом с большим количеством дверей, то дом будет не красивым, но и без них дом не построишь. А вот если в доме будет только одно окно, этот дом будет не уютным. Окон должно быть больше, чем дверей. [1]
Из этого нужно сделать вывод:
— Для того, чтобы построить крепкий организм, ему нужны разные питательные вещества. Значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной. В выборе продуктов питание нам поможет таблица, которую мы составили.
— Но мало знать о питательных веществах, еще нужно знать и соблюдать правила правильного питания. О них мы прочитаем на стр.148. (Обсуждение с детьми каждого правила)
— Давайте сделаем вывод о том, что нужно знать и помнить, чтобы правильно питаться?
Знать содержание питательных веществ в продуктах.
Помнить правила правильного питания.
IV. Первичная проверка.
— Пользуясь способом, который мы получили, выполните задание “Подумай” на стр.149.
— Вам предлагается меню завтрака, обеда и ужина. Обведите в кружочек те блюда, которые бы вы выбрали с учетом тех знаний, которые получили на уроке.
Ужин
Рисовая каша
Творог
Бутерброд с маслом и сыром
Какао
Чай с лимоном
Суп – лапша с курицей
Борщ
Картофельное пюре с рыбой
Котлета мясная с рисом
Салат из овощей
Компот
Чай
Плов
Омлет
Кефир
Сок
Фрукты
V. Итог урока.
— Давайте вернемся к тем вопросам, которые записаны на доске.
— Дайте на них полные ответы. (Ответы детей на каждый вопрос)
VI. Домашнее задание.
— Расскажите о питательных веществах, содержащихся в разных продуктах питания и правила правильного питания своим родителям.
Окружающий мир 3 класс 1 часть Наше питание стр. 138 – 141
Подумай, для чего нужно есть.
Человеку для жизни нужны различные питательные вещества, а получить их он может только с едой. Поэтому есть человеку нужно, чтобы нормально жить и развиваться.
Практическая работа
1. Изучи этикетки на упаковках от различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в этих продуктах. Результаты исследования занеси в рабочую тетрадь.
Сравним этикетки нескольких популярных продуктов.
1. Шоколад. В 100 грамм шоколада содержится 50 грамм углеводов, 35 грамм жиров и 6 грамм белков.
2. Йогурт. В 100 грамм йогурта содержится 5 грамм белков, 2 грамма жиров, 4 грамма углеводов.
3. Сыр швейцарский. В 100 граммах сыра содержится 25 грамм белков, 35 грамм жиров, 0 грамм углеводов.
4. Сервелат. В 100 граммах сервелата содержится 28 грамм белков, 27 грамм жиров,0 грамм углеводов.
5. Сок апельсиновый. В 100 граммах содержится 1 грамм белков, 0 грамм жиров, 35 грамм углеводов.
Сравни данные о содержании питательных веществ в разных продуктах.
Видно, что больше всего углеводов содержится во фруктовом соке, значит их много во фруктах.
Больше всего жиров содержится в продуктах мясных и молочных, ведь жиры — животного происхождения.
А больше всего белка содержится также в мясных и молочных продуктах.
Пищеварительная система
1. Изучи по рисунку и тексту учебника строение и работу пищеварительной системы. Приготовься сделать сообщение классу.
Сообщение “Строение и устройство пищеварительной системы” для 3 класса
Пищеварительная система человека состоит из нескольких органов.
Первым является ротовая полость, через которую человек принимает пищу. В ней же находится язык и зубы. Зубами мы измельчаем пищу, а язык помогает её перемешивать. В ротовой полости происходит выделение слюны, которая начинает переваривать пищу.
Далее через глотку и пищевод пища попадает в желудок. Там она продолжает перевариваться.
Из желудка пища попадает в кишечник, где окончательно переваривается под действием жёлчи, особого вещества, которое в тонкий кишечник поставляет печень, ещё один орган пищеварительной системы.
Переваренная пища через стенки кишечника всасывается в кровь и разносится по всему организму.
2. Прочитайте и обсудите правила рационального питания. Какие из них вы выполняете, а какие стали для вас новыми?
1. Я всегда стараюсь есть разнообразную пищу, потому что это не только полезно, но и приятно.
2. Я ем много сладкого, потому что очень люблю шоколад и конфеты. Но склонности к полноте у меня нет, я много двигаюсь и занимаюсь спортом.
3. Я люблю иногда есть жареное, копчёное, солёное и острое. Но ем такую пищу довольно редко, потому что это вредно для организма.
4. Я не ем слишком горячую пищу и часто жду, пока слишком горячее блюдо остынет.
5. Чаще всего я ем в одно и то же время.
6. Утром я люблю плотно позавтракать, чтобы дотянуть до обеда.
7. Иногда я ем перед сном, но что-нибудь вкусное, например фрукты, и в небольших количествах.
Обсудим!
Вот что один мальчик съел на обед: кашу с сахаром, какао со сладкой булочкой, кусок торта, шоколадку. Хороший у мальчика был обед? Почему? Какие блюда предложите вы?
Мальчик съел на обед очень много сладкого. При этом он получил много углеводов и жиров, но почти не получил белков. Его рацион оказался несбалансированным.
Я бы предложила на обед обычную кашу без сахара, но с котлеткой, суп с мясом, зелень, чай с лимоном, и кусочек торта. Такой рацион был бы более сбалансированным и дал организму все нужные ему питательные вещества.
Проверь себя
1. Какие питательные вещества человек получает с пищей?
С пищей человек получает жиры, углеводы, белки и витамины.
2. Как устроена пищеварительная система?
Пищеварительная система состоит из ротовой полости, в которой находятся зубы и язык, глотки, пищевода, желудка, кишечника тонкого и толстого, печени.
3. Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?
Пища измельчается, перемешивается, смешивается со слюной, переваривается и превращается в однородную жидкую массу, которая всасывается в кровь.
4. Как правильно питаться?
Правильно питаться нужно так, чтобы в рационе имелись разные блюда, не есть много, не употреблять много сладкого, мучного, острого, солёного, жареного и копчёного. Питаться нужно в одно и то же время и не есть за два часа до сна.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: белки, жиры, углеводы, пищеварительная система.
Белки — строительные вещества для тела
Жиры — обеспечивают организм энергией, являются строительным материалом для организма.
Углеводы — главный поставщик энергии для организма.
Пищеварительная система — система органов, предназначенная для измельчения и переваривания пищи.
2. Запомни, как надо правильно питаться. Выполняй эти правила. Попроси взрослых помочь тебе в этом.
Я выполняю почти все правила правильного питания, потому что в моей семье все взрослые также выполняют эти правила.
На следующем уроке
Вспомни, какой газ необходим для дыхания. Покажи, где расположены в организме лёгкие и сердце. Какую работу они выполняют?
Для дыхания человеку необходим кислород.
Лёгкие находятся в грудной клетке человека, справа и слева. Сердце находится в грудной клетке слева.
Лёгкие позволяют человеку дышать, насыщают кислородом кровь.