Меню

Балет для детей здоровье

Балетная школа: волшебная сказка или тяжелый труд?

Балет кажется неземным волшебством. Эффектные декорации, пышные и воздушные балетные пачки, очаровательная музыка и завораживающие танцы, напоминающие полет ангелов, покоряют с первого взгляда. Неземная красота этого представления берет в плен с первых минут, поэтому многие дети начинают бредить балетом и танцевать, подражая артистам на сцене. Да и родители, что и говорить, задумываются о том, не отдать ли своих чад в балетную студию. При этом все преследуют разные цели. Что же такое балет — секция для детей или нечто большее?

Балет для детей — это прекрасная возможность научиться чувствовать свое тело, развить гибкость и грациозность, выносливость и концентрацию внимания.

«Далеко не все станут профессиональными танцовщиками, но красивая осанка формируется у детей уже с первых занятий. Дело в том, что тренировки задействуют продольные мышцы спины, которые как раз и формируют осанку. Секция балета развивает изящество и пластичность, походка становится красивой, тело — стройным, а все движения — отточенными и плавными. Даже если ребенок не будет танцевать в Большом театре или в Мариинке, о чем мечтают многие родители, балет улучшит его физические показатели и научит понимать прекрасное. Дети соприкасаются с мировыми шедеврами классической музыки, развивают слух и актерские способности, ведь через язык танца им нужно передать целую гамму самых разнообразных эмоций. Эти способности и умения, несомненно, пригодятся в будущей жизни».

Многие родители интересуются, с какого возраста берут в балет. Обычно отбор проводится среди детей 3–12 лет, при этом чем младше ребенок, тем больше шансов попасть в балетную школу, даже если у него нет танцевальной подготовки. При отборе оценивают пропорции тела, подъем стопы, гибкость, растяжку, выворотность ног, чувство ритма, артистичность и внешние данные, включая вес. К семи годам ребенок должен хорошо сидеть на шпагате, особенно если вы решили отдать его в балетное училище. Кроме того, нужно пройти медицинское обследование, которое выявит отсутствие каких-то заболеваний, ведь в балете важно иметь крепкое здоровье — нагрузки-то нешуточные! Многие родители в три года отдают детей на спортивную гимнастику для хорошей гибкости и растяжки, ведь после такой подготовки проще оказаться в балетной школе. Если речь идет о любительских балетных студиях, то в них отбор не такой жесткий и в первую очередь учитывается желание ребенка танцевать.

Профессиональный или любительский балет — решать вам. В первом случае готовьтесь к серьезным нагрузкам, постоянным репетициям и нехватке времени. Если вы не грезите о танцевальной карьере для детей, отдавайте их в любительскую школу балета. У них будут те же самые репетиции и выступления, но уже в более спокойном режиме, без усталости и нервотрепки. И не бойтесь отдавать в балет мальчика — в наше время гендерные стереотипы уже не работают. Если ребенок интересуется балетом, пусть попробует. Ему не грозит стать женственным, поскольку тело в этом случае будет развиваться точно так же, как при занятиях легкой атлетикой, большим теннисом и плаванием.

Источник

Балет для детей здоровье

В многообразии студий танца для детей сегодня можно потеряться. Перед родителями встает непростой выбор: куда отдать ребенка и какому педагогу доверить свое чадо? Чтобы ответить на все вопросы, которые интересуют и волнуют родителей, мы провели опрос и собрали 10 самых актуальных вопросов в этой статье. Экспертами были опытные педагоги нашей студии «Русская Балетная Компания».

1) Возраст, с которого можно начинать?

Прежде всего родители хотят знать, есть ли возрастные ограничения по нагрузке, и, начиная с какого возраста появляется толк в занятиях?

Некоторые студии танца приглашают на свои занятия 2-леток. В этом возрасте ребенок уже способен в форме игры воспринимать информацию и выполнять простые упражнения, но по нашему опыту и современным методикам, ребенку лучше начинать занятия танцами с 3 лет. Нужно уточнить, что с 3-х лет целесообразно начинать заниматься, именно, танцами. Занятия преподносятся через игру, работу с ритмами, знакомство с разной музыкой, направлены на общее развитие ребенка. Они учатся делать реверанс, изучают позиции рук и ног, делают шаги с носочка и держат спинку! Все это изучается с помощью игры и адаптировано на возраст 3-5 лет. Классической хореографией в этом возрасте заниматься рано (возможно изучение некоторых элементов).

Непосредственно балетом лучше начинать заниматься с 7 лет, тогда ребенок уже более требователен сам к себе, а педагог проводит занятие не только с точки зрения игры, как это делается с малышами, но и согласно методике классического танца. Говоря о профессиональном балете — это 10 лет (с 7 лет рекомендуется начинать подготовку к поступлению в хореографические училище, если есть такая цель). В возрасте 10 лет ребенок уже дорос до нагрузок и головой и телом.

2) Балет – серьезное искусство, которое требует умения преодолевать себя. Родителей волнует, как это решается в детском возрасте?

Начиная заниматься балетом, ребенок очень скоро понимает, что не все так просто, как казалось. Дети часто испытывают разочарование от несоответствия мечты и действительности. Они приходят в балетный зал с желанием крутить фуэте и прыгать в шпагат, а на деле оказываются прикованными к станку, выполняя бесконечное количество скучных батман тандю. Задача педагога: заинтересовать ребенка и постоянно стимулировать его интерес. У каждого возраста свои стимулы — от наклеек после урока до выступления на сцене в первой линии, к примеру. Также важна атмосфера здоровой конкуренции (это касается 7 и 10 лет).

3) Есть ли какие-то требования и ограничения по размеру головы, длине пальцев и т.д.?

На наш взгляд, для занятий в танцевальных детских студиях до поступления в хореографическое училище никакого отбора быть не должно. Но, когда мы говорим о балете, как о профессии, то да! Для поступления в училище существует конкурсный отбор в 3 этапа, где смотрят физические данные (растяжка, прыжок, гибкость. ), внешние данные (вес, длина ног, размер головы, размер пальцев не является прямым противопоказанием для балета), и, конечно, здоровье (зрение, сердце, слух, отсутствие сколиоза, кифоза, лордоза, плоскостопия. )

Читайте также:  Бокал за здоровье гиф

4) Многих родителей интересует также вопрос про растяжку. Какой крайний возраст ребенка для того, чтобы сесть на шпагат?

Здесь родителям нужно определиться с намерениями. Если ребенок благополучно занимается танцами, выступает на сцене и без наличия шпагата, то он ему и не особо нужен. Это говоря о любительских занятиях. Если же вы намерены заниматься профессионально и поступать в хореографическое училище, то шпагат, растяжка необходимы. Желательно к 7 годам уже сидеть на всех шпагатах. В 6-7 лет нужно начинать растягиваться активно. Отсутствие должной растяжки ограничивает возможности ребенка, и в этом для него будет сложность в освоении многих танцевальных движений. В общем, к 7 годам, желательно, чтобы шпагаты уже были.

5) На что нужно обратить внимание при выборе педагога детской студии?

Прежде всего, нужно обязательно узнать какое образование у педагога. Как минимум — это должно быть хореографическое училище, т.е. диплом о среднем специальном образовании, который позволил бы танцевать в театре. Такое образование даст некую гарантию, что детей будут учить грамотно и исключит травмы. Еще лучше, если будет диплом о высшем балетном образовании (педагог-балетмейстер, педагог-хореограф, балетмейстер, руководитель коллектива, и т.п.). О жесткости балетной школы ходят легенды, но, нужно разделить понятия профессионального обучения и любительского! В любительских студиях все зависит только от педагога: насколько он будет строг или мягок, какими методиками пользуется, насколько это воспитанный человек. Поговорите обязательно с педагогом, узнайте, какие задачи он ставит перед собой и детьми. Профессионала, как правило, сразу видно, даже если Вы ничего не смыслите в танцах. В большинстве знакомых нам студий, в том числе и нашей, родители могут присутствовать на первом уроке ребенка, чтобы посмотреть, чем занимаются дети, как общается с ними педагог, чтобы иметь возможность оценить работу педагога и уровень собственного ребенка. Присутствие родителя позволяется и на нескольких последующих уроках, если ребенку нужен период адаптации.

6) Не вредны ли занятия балетом в раннем возрасте?

Определенно полезны! Если ребенок здоров и нет ограничений в нагрузках, то балет воспитывает тело, улучшает осанку, положительно влияет на походку, способствует появлению красивых жестов и общение с классической музыкой тоже всегда на пользу!

7) Нужно ли ребенку сидеть с детства на диете, чтобы в будущем иметь стройную фигуру балерины?

В этом вопросе нужно помнить, что основа стройной фигуры – это сбалансированное питание в совокупности с физической нагрузкой. В возрасте 3-х лет, когда дети впервые приходят на занятия танцем, задумываться о какой-то диете, пожалуй, рано. Растущий организм должен питаться. Но вот в возрасте 5-6 лет, если ребенок уже набирает лишний вес, стоит задуматься о том, чтобы ребенок употреблял полезную пищу и питался умеренно, не растягивать ему желудок, иначе, одной физической нагрузки будет уже недостаточно для достижения стройности в будущем.

8) Есть ли студии, совмещающие классический и «Орф» подход?

Как правило, преподают или «классику» или «Орф». Соединять два подхода в одном уроке нет смысла – не получится должным образом уделить внимание «классике» на наш взгляд. «Классический танец» подразумевает определенные каноны, которые в свою очередь не подразумевают занятия на инструментах, пение и декламацию в одном уроке, но как дополнительное образование для развития ребенка эти виды деятельности очень нужны. В том числе и для освоения классического танца.

9) Еще у родителей часто есть страх, что ребенок может получить травму на уроках танца, что ему могут сделать больно, потянуть связки и т.п. Так с какого возраста лучше развивать природные физические данные ребенка (стопы, выворотность, шаг), чтобы это было безопасно?

Прежде всего нужно доверять профессионалу. Если родитель не имеет опыта и знаний в этой области, и пытается растянуть своего ребенка, то всегда есть риск нанести травму, не важно, 2 года ему или 10. Но, если родитель готов приглашать специалиста и целенаправленно развивать данные ребенка для успешного будущего в профессиональном балете, то можно и с 2-х лет. Такие занятия будут длиться 20-30 мин, т.к. в эти ранние года малыш еще не готов работать над собой и осознавать свое тело. К 3-м годам ребенок становится более сознательным и время занятий увеличивается до 45-60 мин. С 3- х лет, обычно, опытные педагоги уже включают в урок упражнения для бережного растягивания малышей. Тем более что в раннем возрасте связки лучше поддаются растяжке и не так болезненно, как в более старшем. Т.е. в возрасте 3-х лет, помимо упражнений на развитие музыкальности и чувства ритма, уже можно включать и упражнения на развитие физических данных.

10) Почему, в какую студию ни приди, все педагоги предлагают своё видение, когда лучше начинать танцевать. Каким педагогам доверять своё чадо при таком разнообразии мнений, какие места выбирать, на что опираться?

Опять повторимся, что доверять лучше своим родительским ощущениям! Задача родителя- поговорить с педагогом и понять, близко ли его видение процесса обучения лично Вам и вашему ребенку! Этот вопрос будет открыт только если ребенок не будет поступать в хореографическое училище! В профессиональных учебных заведениях большую роль имеет опыт педагога и результаты его выпускников.

Сейчас очень много различной литературы и других источников, описывающих, когда и что лучше начинать для ребёнка. По существу, психологи и педагоги выделяют несколько периодов развития (взросления), каждый из которых имеет свои характеристики. В институте будущие педагоги изучают такие специализированные предметы, как «балетная психология» и «педагогика балета», где основной задачей является изучение темы, именно, с точки зрения танца, т.е как в том или ином возрасте ребенок воспринимает информацию (движение, музыка, ритм. ). Но многое зависит еще и от самого ребенка. Некоторые в 3 года уже достаточно сознательны и способны двигаться впереди «программы», другие созревают в процессе, который из-за этого может быть затянут. Опытный педагог умеет справляться с такими задачами.

Читайте также:  С прекрасным весенним утром счастья здоровья тепла

Почему все педагоги имеют разные мнения? Сейчас очень много различных методик, как наших, так и западных, и каждый тянет одеяло на себя. Мы в «Русской Балетной Компании» склонны придерживаться своей русской школы. Чтим традиции русского классического танца и продолжаем опыт своих собственных педагогов, которые являлись носителями академической школы.

Источник

Как учат маленьких балерин: «Выпрямляешь спину – выпрямляешь душу»

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Мир балета, такой возвышенный, неизведанный и волшебный, ближе к нам, чем может показаться. Благодаря школе Илзе Лиепа, заниматься им могут все – не обязательно иметь профессиональные данные. Занятия этим искусством научат держать спину, привьют культуру движения и внутреннюю дисциплину. А если у ребенка настоящий талант, то школа поможет достичь и карьерных высот. М24.ru расскажет о том, как учат маленьких балерин и что из этого выходит.

«Принцесса Диана занималась балетом всю свою жизнь, причем настолько серьезно, что делала прыжки. По ее осанке можно понять, что ей это дало. Выпускниц Смольного института, когда те сидели за столом, всегда можно было узнать. И девочки, которые занимаются у нас в школе, совершенно по-другому выглядят: одухотворенное выражение лица, иное ощущение себя в мире. Они продолжают оставаться девочками, не опережая свое развитие внешне и внутренне, что, мне кажется, очень ценно. Не зря говорят: «Выпрямляешь спину – выпрямляешь душу». Поэтому занятия балетом – это возможность облагородить облик», – рассказывает создатель школы Илзе Лиепа.

Фото: M24.ru/Александр Авилов

Вступить в это прекрасный мир девочки, и даже мальчики могут уже в 2,5 – 3 года. Именно с этого возраста их принимают в балетную школу, где они занимаются до 15–16 лет. Строгих экзаменов нет: в школу берут всех желающих.
Малыши обычно занимаются по утрам по программе группы раннего развития. Помимо занятий балетом у них есть и общеобразовательные предметы: английский, русский, математика, ритмика, рисование и танец. По вечерам приходят дети 6-12 лет, которые уже учатся в средней школе: они занимаются только танцем по два часа в день минимум 3 раза в неделю.

Чему учат маленьких балерин

Обязательные балетные предметы – это ритмика, работа у станка и занятия с хореографом.

«Ритмика – это предмет, которым начинают заниматься самые маленькие детки. Это возможность научиться существовать в пространстве музыки, слышать музыкальную фразу, различать forte и piano и передавать это движениями. Удивительное дело, когда ребенок пытается движением соответствовать музыке, то начинает очень глубоко ее ощущать и понимать очень тонко», – говорит Илзе Лиепа.

По ее словам, не менее важна работа с хореографом. Это должен быть знающий педагог, который поставит композиции, подберет музыку, образы, которые соответствуют детскому возрасту. Все это дает ребенку возможность растанцеваться и понять, что через танец он может выразить себя, проявить свой характер и темперамент.

«Мой отец, когда-то отдав нас с Андрисом в кружок при клубе Чкалова, сказал: «Я очень хочу, чтобы дети сначала растанцевались». И это важно, ведь если сразу начать заниматься только движением, гимнастикой, совершенствованием тела без элемента творчества, оно в ребенке может и не расцвести», – уверена создательница школы.

Фото: M24.ru/Александр Авилов

Если балетмейстер ставит танец, то педагог на уроке репетирует необходимые для танца элементы и просто работает над техникой. Занятия у станка скучны и утомительны, но именно они помогают выработать чистоту движения.

В филиале в Жуковке хорошо найден необходимый баланс между скучными упражнениями и творческим танцем. Педагог Валентина Горская рассказывает: «Детишки здесь светятся. Они сюда прибегают с удовольствием. Конечно, им у станка не очень нравится стоять, им больше нравится заниматься хореографией, но мы объясняем, что без усилий, без определенного навыка, без определенных упражнений не будет получаться то, что вы танцуете».

Чего нельзя маленьким балеринам

Профессиональный балет требует безусловных ограничений в еде и образе жизни. «В мое время нам вообще запрещали кататься на лыжах, коньках, роликах, потому что в балете работают мышцы на разворот, а в спорте – прямые, и это может отразиться на постановке ног, – рассказала Валентина Горская. — Конечно, нужно следить и за едой, но дети в нашей школе занимаются для общего развития, и поэтому мы можем такие ограничения только порекомендовать, а не потребовать», – добавляет она.

Фото: M24.ru/Александр Авилов

Но, что, безусловно, требуется для обучения в балетной школе от всех детей, – это дисциплина. Нужно успевать ходить в обычную школу, делать уроки, приходить в балетную школу и заниматься там два часа подряд. «Даже иногда бывает, что родители отменяют какие-то занятия в средней школе, если ребенок очень хочет заниматься балетом», – отмечает педагог.

«Я хвалю только тех, кто совсем не уверен в себе»

Увлеченных танцем детей не бывает без увлеченных преподавателей. «Преподавая классический танец, надо безумно любить детей. Будешь их любить — они будут из тебя знания забирать, — признается Валентина Горская. – Я преподаю 19 лет, за это время я научилась детей сортировать. Он пришел – и я сразу уже вижу: этот сразу воспринимает, с этим надо поработать, с этим надо поласковее, а с этим построже.

Бывает, я вижу, что у ребеночка не очень получается, но я ему говорю: «Сегодня ты просто молодец!». И смотришь – он подтянулся, почувствовал к себе тепло и внимание, и у него потом получается. Но вообще это непросто. Дети все забирают от тебя. Приходишь домой, как тряпочка. Но я безумно люблю эту школу», – делится Горская.

Читайте также:  Здоровье человека пословицы поговорки

Фото: M24.ru/Александр Авилов

В свою очередь, балетмейстер Елена Барышникова предпочитает, чтобы на уроках было всегда весело, даже если приходится детей поругать. «Я хвалю только тех, которые совсем неспособны и не уверены в себе. Остальных я ругаю, – рассказывает она. – Главное, чтобы им было интересно, ведь это единственный стимул у людей, которые не обучаются быть профессионалами в этом деле».

«Конкурс – итог того, что мы делаем»

Участие в конкурсах – очень важный этап в становлении артиста, профессионального или непрофессионального, поэтому дети из школы-студии Илзе Лиепа участвуют в них нередко. Для того, чтобы был стимул для занятий, конкурс очень важен, потому что туда приезжают разные коллективы, и сильные, и слабые. Видя, как работают другие люди, дети больше заинтересовываются.

Фото: Андрей Бардин

«На конкурсах нужно уметь и максимально собраться. У нас были дети, которые, казалось бы, не очень были готовы к таким мероприятиям, но на сцене собирались, показывали хороший результат, а потом в классе начинали работать еще лучше. Конкурсы – некий итог того, что мы делаем», – говорит Елена Барышникова.

Учащиеся школы в Жуковке в конкурсах участвовали четыре раза, и все четыре раза был неплохой результат: в Испании два раза брали гран-при, а недавно стали лучшими на конкурсе-фестивале «Жемчужина Востока» в Китае.

«Я хочу стать балериной!»

Несмотря на то, что школа не ставит задачей готовить профессиональных танцовщиц, восьмилетние ученицы из школы в Жуковке все, как одна, хотят стать балеринами. А если нет, так пианистками и певицами. Девочкам больше нравится танец, чем работа у станка, а еще они все с нетерпением ждут момента, когда их поставят на пуанты. Это очень важный момент в жизни маленькой балерины. Маленькие Лика, Лада, Маргарита и Федя рассказывают, что совсем не устают от занятий, а некоторые из них ради балета даже пропускают занятия в школе.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

«Уже в 5 лет понятно, есть профессиональные данные или нет»

На практике же за 9 лет существования школы в хореографическое училище, чтобы стать профессиональными балеринами, поступили только четыре девочки. По мнению Илзе Лиепа – и это очень много. Эта цифра хорошо отражает тот жесткий отбор, который приходится проходить каждому, кто решил посвятить себя балету. «По ребенку уже лет в пять понятно, есть у него физические данные или нет, – говорит Елена Барышникова. – Музыкальность, прыжок, стопа – все это имеет значение. Это все можно, конечно, сделать, но в балет берут способных детей», – подчеркнула она.

При этом ребенок должен быть психологически готов к работе, а, это значит, должен любить ее рутинную сторону – упражнения у станка. «В 10 лет ты начинаешь каждый день делать скучные упражнения, ломать свои ножки и не очень понимаешь, для чего это и что из этого будет. Ты не совсем понимаешь, какое отношение эти скучные движения имеют к тому, как ты танцуешь дома под музыку… Соединить эти две точки очень непросто. Даже у меня, у ребенка, родившегося в балетной семье, это соединение произошло только лет в 12–13, когда я вдруг поняла, что я люблю занятия. Я засыпала и думала, когда же настанет утро, и я опять пойду в зал и смогу встать к станку. Мне было 13 лет, а наши дети это чувствуют уже с первых шагов в профессиональном училище, лет в 10, потому что они уже понимают, ради чего это. Они уже растанцованы, они уже маленькие артистки», – говорит Илзе Лиепа.

Фото: Андрей Бардин

Теперь эти девочки возвращаются на концерты школы, ставят для них свои номера. «Очень радостно и приятно их видеть, поэтому мы не прерываем с ними связь, тем более что в этом году нами создан детский балетный театр, поэтому, я думаю, наши девочки будут принимать в его работе большое участие. Польза будет и нам, и им, – надеется Илзе Лиепа. – Моя большая мечта, чтобы они не прекращали занятия никогда».

Сейчас Школа Илзе Лиепа проводит первый в своей истории набор профессионально одаренных детей для обучения на бесплатном отделении. В двух отборочных турах приняло участие более 130 детей. Для финального тура, который состоится 16 мая было отобрано 37 детей. Оценивались: телосложение, лицо, шаг, прыжок, вывортность, гибкость, координация, умение слушать музыку, состояние здоровья. Теперь с этими девочками в школе будут заниматься до 10 лет, а потом они будут пробовать поступать в профессиональные хореографические училища, откуда к 18 годам должны выйти настоящими балеринами.

Фото: Андрей Бардин

Илзе Лиепа отмечает, что такой большой конкурс, практически 15 человек на место, объясняется тем, что требования к балеринам сейчас стали более высокими, чем раньше. «Например, в России появилась когда-то Анна Павлова, которая поднимала ножку и касалась уха. А несколько десятилетий спустя в Париже появилась Сильви Гиллем, которая пришла из художественной гимнастики и была невероятно гибкая и растянута. И современные хореографы хотят работать с именно таким материалом, когда физические возможности беспредельны. Я понимаю, что детей надо к этому готовить уже сейчас. Поэтому мы не только ищем талантливых детей, но и берем на вооружение новые технологии, для того, чтобы наши ученики соответствовали этим требованиям», – заключает Илзе Лиепа.

Источник

Adblock
detector