Биологически активные препараты (БАДы)
Биологически активные препараты (БАДы)
• Что такое БАДы и нужны ли они нашим детям
• Как принимать биологически активные препараты
Отношение россиян к распространенным ныне биологически активным добавкам, прямо скажем, критическое и прохладное. Объяснение этому найти нетрудно. Во-первых, они пока непонятны, во-вторых, дороги, в-третьих, распространяются они у нас не лучшим образом, ну и, конечно, не последнее место занимает консерватизм мышления россиян. И, тем не менее, хотим мы этого или нет, БАДы стремительно врываются в нашу жизнь. Правильнее, однако, назвать это вторым пришествием, потому что очень многие натуральные компоненты, входящие в группу БАД, успешно применялись с лечебной и профилактической целью с древнейших времен. Одна из главных причин, которая привела к резкому росту потребности в БАД, – это качественное изменение питания людей во всем мире и в России в том числе. Мощная интенсификация производства и сельского хозяйства, применение химических удобрений и вообще все развитие цивилизации привело к резкому ухудшению экологии планеты и в том числе истощению плодородного слоя земли. Вследствие этих причин значительно ухудшилось качество продуктов, ибо в них теперь не хватает витаминов, минералов и микроэлементов, столь необходимых для обмена веществ в организме.
Результаты масштабных исследований, проведенных институтом питания Российской Академии наук, показали, что практически 100 % обследованных групп населения имеют признаки недостаточности витамина С. У большой группы обнаружена нехватка витаминов В1, В6, В12, А и даже в ряде случаев – D. Выявлен большой дефицит минералов и микроэлементов. Значимость этой проблемы настолько велика, что вышло постановление Правительства Российской Федерации от 1998 года, в котором отмечается большая роль БАД в рациональном питании и профилактике распространенных заболеваний.
Для скептиков дадим еще такую информацию. Продолжительность жизни американцев за последние 20–25 лет увеличилась в среднем на 20 лет. Все эксперты, занимающиеся этим вопросом, пришли к единому мнению, что решающую роль в такой положительной тенденции играет широкое употребление населением биологически активных добавок (заметим, что американцы одни из первых начали употреблять добавки и делают это уже более 20 лет). В настоящее время на российском рынке имеется широкий выбор БАДов как отечественного, так и иностранного производства. Поскольку авторы имеют многолетний опыт применения этих препаратов, представим основные из них, чтобы читатель мог впоследствии ориентироваться в новом для себя мире биологических добавок. Речь идет только о тех из них, которые разрешены к применению в России.
Витамины и минералы. Возвращаясь к нашей проблеме, напомним, что у детей с СДВГ обычно снижен в крови уровень многих минералов, наблюдается нехватка витаминов и микроэлементов. Как было указано раньше, этому есть совершенно объективные доказательства.
Самые важные необходимые нашим детям элементы: цинк, магний, витамины группы В (из них наиважнейший – В6). Иногда просто употребление витамина В6 практически разрешает проблему. Проводились исследования уровня серотонина на фоне употребления витамина В6 и обычного лечения нейролептиками. Как вы помните, снижение уровня серотонина, свойственное этим детям, ведет к апатии, депрессии, обжорству. Когда давали этим детям витамин В6, уровень серотонина значительно повышался и их состояние улучшалось. А у тех, кто получал нейролептики, серотонин оставался на прежнем уровне. Точно так же дети, принимавшие магниевые добавки, показали значительное снижение уровня гиперактивности.
Весьма значимы для нормализации обмена веществ в организме такие вещества, как кальций, селен, фолиевая кислота, витамин С. Ученый Ричард Карлтон выяснил, что применение пищевых добавок с витаминами и минералами значительно улучшает успеваемость и поведение детей. Он сообщает: «Некоторые дети за первый год витаминизированного питания освоили программу по чтению и литературе, рассчитанную на 3–5 лет, и все дети из классов для отстающих перешли в обычные, показав при этом хорошую успеваемость». Р. Карлтон также отметил, что, принимая пищевые добавки с витаминами и минералами, дети становились общительнее и жизнерадостнее. Ученые пришли к выводу: гиперактивные дети нуждаются в минеральных пищевых добавках. В аптеках сейчас очень много различных витаминных и минеральных комплексов, нужно только определиться с их составом, а вот тогда выбирайте те, в составе которых есть перечисленные выше элементы. Существует и отдельно как пищевая добавка детский цинк (kidzinc lozenges) фирм Natur’s plus и NSP, которые работают на нашем рынке.
НЖК (ненасыщенные жирные кислоты). Дефицит их, обычно выявляемый у гиперактивных детей, легко покрывается приемом рыбьего жира. В послевоенные времена наши бабушки активно поили своих ослабленных чад именно рыбьим жиром, во многом покрывая недостаток полезных веществ. Сейчас он продается в аптеках в удобной желатиновой оболочке, что скрывает его не всем приятный вкус. Кроме того, сейчас появилось в аптеках как пищевая добавка «масло из семени льна», оно же продается и в некоторых магазинах в отделах здорового питания. Покупайте льняное масло и ежедневно добавляйте по чайной ложке ребенку в еду: салат, кашу или другие блюда. Да и про себя не забывайте. Ваша кожа и волосы засияют новым блеском!
Cod liver oil – это тоже пищевая добавка, содержащая ненасыщенные жирные кислоты. В ее состав входят незаменимые жирные кислоты (омега-3). Она оказывает питательную поддержку головному мозгу, повышает жизненный тонус и работоспособность, активизирует иммунную систему. Эта добавка особенно необходима тем, кто употребляет мало морепродуктов, людям с заболеваниями нервной системы, органов пищеварения, костно-суставного аппарата. Очень важно для любого человека получать НЖК в достаточном количестве.
Лецитин – основное вещество нервной системы. Головной мозг на 30 % состоит из лецитина. При его недостаточном поступлении в организм может страдать умственное развитие. Лецитин – лучший источник холина, необходимого для выработки нейромедиатора ацетилхолина. Лецитин составляет основу миелиновой оболочки нервных волокон. Напомним, что дефицит лецитина в организме приводит к усталости, раздражительности, вплоть до нервного срыва. В мозге человека есть очень важный нервный путь, так называемый «путь памяти». Его формирование и функция регулируются холином, поэтому содержание холина в организме одинаково важно как для взрослых, так и для детей. Например: если у беременной женщины мало холина в пище, то холин из ее организма идет к плоду, создавая в организме матери его дефицит. Это ведет к тому, что женский мозг как бы усыхает, причем иногда настолько, что даже не может восстановиться и после родов. Именно поэтому часто женщины отмечают, что «тупеют» в период беременности, т. е. у них ухудшается память. Это происходит до 16 недель беременности. В этот период формируется «путь памяти», и плод активно забирает у матери холин. Поэтому во время беременности очень важно питание женщины. Ее организму требуется до 500 мг холина в сутки, т. е. ей надо обязательно принимать лецитин, в котором содержится большое количество холина.
В первые три месяца после рождения у ребенка собственного холина еще мало, т. к. еще не сформировалась флора кишечника, но его много в материнском молоке. Вот почему так важно грудное вскармливание ребенка. В искусственные смеси сейчас тоже добавляют холин. Надо обязательно смотреть дозировку, и если его мало, то прямо в смесь надо добавлять лецитин. Суточная доза холина для малыша – до 10 мг.
Дефицит лецитина в организме приводит к усталости, раздражительности, вплоть до нервного срыва. Гиперактивным детям, особенно если вы замечаете, что страдает память, надо проводить 2–3 курса лецитина в год, каждый курс продолжительностью 1,5–2 месяца.
L-глутамин. В норме в кишечнике производятся витамины группы В, холин, инозид, биотин (В17). Это возможно лишь тогда, когда флора кишечника здорова. Имеющиеся здесь микроорганизмы в нормальных условиях вполне удовлетворяют потребности человека. Но мы ведь говорили, что у гиперактивных детей почти всегда кишечник нездоров в силу его аллергического состояния, и, как правило, у них выявляется описанный нами выше дисбиоз. Следовательно, к этому вопросу должно быть очень пристальное внимание. Мы никогда не должны забывать, что от нормального состояния кишечника зависит 80 % иммунитета. Для детей с СДВГ это очень важно, поэтому необходимо найти средство для решения проблемы. Одним из таких препаратов является L-глутамин. Это уникальная аминокислота, которая помогает поддерживать нормальный уровень сахара в крови, что в свою очередь улучшает работу мозга. Ни одно другое питательное вещество не имеет такого значения для здоровья кишечника, как L-глутамин. Он способствует быстрому восстановлению слизистых оболочек тонкого и толстого кишечника. С его помощью вырабатываются белки, необходимые организму после болезни. Он служит основным источником энергии для иммунной системы и обеспечивает дополнительную защиту организма от инфекций. Наравне с лецитином, это одна из лучших пищевых добавок, особенно для детей, у которых отмечаются проблемы с кишечником. Нашим детям L-глутамин дается длительно, иногда до полугода без перерыва: 500 мг в сутки детям школьного возраста, половину этой дозы – дошкольникам.
Метилсульфонилметан (MSM) – это наилучшая форма дотации серы, которая играет важную роль в сохранении здоровья. В сере нуждается почти каждая система человека. Она дает целостность всем элементам обмена и многочисленным веществам, играющим важную роль в организме – ферментам, белкам и т. д. Состояние кожи, ногтей, связок, мышечной ткани, работа иммунной системы зависят от достаточного поступления в организм биологически доступной серы. Основная физиологическая роль серы заключается в ее способности к связыванию, созданию стойкой структуры организма. В процессе обмена веществ без этого элемента белки, ферменты и другие жизненно важные вещества утратили бы свою целостность. К сожалению, сера не синтезируется в человеческом организме. Поэтому достаточное ежедневное потребление серы с пищей или в добавках жизненно необходимо. Многочисленные исследования подтверждают, что дополнительный прием МSМ позволяет укрепить костную и хрящевую ткань, оказывает благоприятное воздействие на пищеварительную и иммунную системы. Доза для детей школьного возраста – 500 мг в сутки, длительно: 3–4 месяца.
L-тирозин входит в состав нейромедиатора фенилаланина, а также – адреналина и норадреналина. Он увеличивает уровень энергии и повышает настроение, мотивацию, способность сосредотачиваться, а также усиливает обмен веществ, помогает ребенку адаптироваться и справиться со стрессом.
Его принимают утром натощак. Детям до 10 лет дают по 200–300 мг до двух раз в сутки.
L-карнитин повышает уровень медиаторов, ответственных за память в процессе обучения, улучшает умственную сосредоточенность, снижает гиперактивное поведение. Его не надо принимать вечером, т. к. повышение умственной активности заметно уже через 20 минут после приема добавки. Доза для детей обычно 100–150 мг в сутки.
5-гидрокситриптофан (5-НТР) поднимает уровень серотонина и улучшает переключение внимания, успокаивает возбужденные отделы мозга. Детям рекомендуется принимать на пустой желудок по 50–150 мг в день.
ГАМК (гаммааминомасляная кислота) – это основной тормозной нейромедиатор, сфера действия которого – весь головной мозг. Препарат оказывает успокаивающий эффект на детей вспыльчивых, раздражительных и тревожных. Он эффективен при неусидчивости и бессоннице. Назначается по 150–300 мг в день.
В аптеках Великобритании готовится специальный коктейль для детей с СДВГ:
Источник
СДВГ. Советы детского врача-психиатра
«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.
Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода. Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная. Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.
А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.
Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации. У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят. В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?
Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?
Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода. Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога. Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.
Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.
1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)
СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%. Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив. Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.
Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.
Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.
Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.
Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности. К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.
Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.
У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.
Причины СДВГ
1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.
2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.
3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.
В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.
СДВГ или избалованность?
К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:
1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).
2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.
3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.
4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.
5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.
6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.
7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.
8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.
9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.
10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.
11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.
Гиперактивный ребенок – что будет дальше?
Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!
Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.
Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.
Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями. И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам. Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).
Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.
По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.
2. Невроз и невротические реакции
В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.
Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.
Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:
1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.
2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.
3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.
Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.
Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.
В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.
Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.
Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций. При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается. Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.
Возможные причины невроза:
- ослабление физического здоровья;
- расхождение уровня школьной программы с интеллектуальными возможностям ребенка;
- вовлечение ребенка в решение семейных проблем с выполнением ребенком несвойственных ему ролей;
- закрепление семьей болезненных форм поведения или реагирования ребенка.
1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.
2. Всплески чрезмерной активности возникают перед публикой. Наедине с родными или учителем подросток ведет себя спокойно и тихо. В некоторых случаях возбуждение проявляется в виде хлопанья дверями, как реакция на какой-либо комментарий или оценку педагога, шутку одноклассников.
3. Тревожность, беспокойство, рассеянность, невнимательность усиливается после каникул или нескольких дней, проведенных дома. Возможно усиление перечисленных явлений именно в контакте с кем-то конкретным из близких.
4. Нарушение внимания и повышение двигательной активности усиливается в «значимые и ответственные моменты» – контрольная работа, открытые уроки, публичные выступления.
5. Состояние сохраняется от 1-2-х месяцев и более.
Как ни странно звучит, но шизофрения часто «сопровождается» гиперактивностью и нарушением внимания.
Шизофрения – хроническое психическое расстройство, причина которого остается до конца не изученной. Данное заболевание характеризуется разнообразием проявлений: расстройстве познавательных функций, речи, поведения, эмоций, нарушением социальных отношений и адекватного восприятия реальности.
Шизофрения. Отличительные признаки:
1. О таком ребенке можно сразу сказать, что он странный, значительно отличается от сверстников, в первую очередь, своим поведением.
2. Особенности поведения наблюдались не с рождения, а появились позже. Чаще — в 5-6 лет или после 12 лет.
3. Бросается в глаза его неумение общаться с другими ребятами. Он держится в стороне, не принимает участия в коллективных играх и занятиях.
4. Бесцельная активность. Это может быть однотипные хлопки, подпрыгивание, бег по определенной траектории. Поведение импульсивное и нелепое, мотив, логическое объяснение которому трудно найти.
5. На уроках продуктивность снижена за счет нарушения распределения внимания, а также за счет смещения фокуса внимания на свои внутренние переживания. Ребенок может не решить достаточно простую логическую задачу, но при этом отлично справляется с примерами, в которых присутствуют крупные числа. Со стороны может казаться, что он как бы не присутствует на уроке, погружен в свою реальность.
6. Возбуждение появляется приступообразно. Моменты спокойствия сменяются внезапным возбуждением, криками, чрезмерной «болтливостью», веселым и «дурашливым» настроением.
7. Школьная дисциплина – не для такого ребенка. Он не может понять и приспособиться к социальным требованиям, подчинить им свое поведение и желания.
8. При общении ребенок может избегать взгляда в глаза, закрывать уши, или, наоборот, не соблюдать личную дистанцию по отношению к собеседнику, придвигаться к нему очень близко, создавая психологический дискомфорт.
Заметили 4 признака и более – стоит обратиться за помощью к детскому врачу-психиатру, т.к. подобные нарушения психолого-педагогическими методами крайне слабо корректируются, необходимо медикаментозное лечение.
Гиперактивный ребенок. Что делать педагогам?
Гиперактивный ребенок (СДВГ) требует к себе особого отношения, стандартные школьные программы для него не подходят, т.к. особенности заболевания непосредственно влияют на усвоение учебного материала. Итак, что нужно сделать, чтобы помочь ребенку с СДВГ освоить школьную программу?
- Дайте ему в начале урока четко структурированный по времени план. Хорошо при этом использовать часы со звонком, чтобы отделять одно задание от другого.
- По возможности поощряйте ученика.
- Дайте возможность при необходимости обращаться к вам за помощью. Посадите его за первую парту, чтобы периодически контролировать и направлять деятельность в нужное русло.
- Ответственность и дисциплина. Давайте мелкие поручения, которые он может выполнить, и общественную нагрузку, чтобы смог показать свою значимость. Отпускайте на переменку только после того, как рабочее пространство приведено в полный порядок.
- Устраивайте небольшие двигательные разминки в течение занятий.
- При синдроме дефицита внимания и гиперактивности необходимо рекомендовать родителям обратиться за специализированной помощью к детскому неврологу, психиатру и психологу, т.к. более эффективного результата в данном случае можно достичь, сочетая педагогическую коррекцию с медикаментозной терапией и психологической помощью. При неврозе желательно пообщаться с родителями ученика в неформальной, доверительной обстановке. Проблема «растворится» только в том случае, если будет устранена первопричина – психотравмирующая ситуация, в которой находится ребенок. Важно быть на связи с родными, близкими, чтобы помогать ребенку сообща. Не менее важна и помощь семейного психолога. Желательно получить консультацию детского врача-психиатра, ведь в определенных случаях назначение очень легких, как правило, растительного происхождения препаратов, может значительно улучшить состояние ребенка. Когда невроз становится более длительным, принимает форму хронического заболевания, процесс лечения становится существенно тяжелее и сложнее. Шизофрения. В этом случае основные помощники – детский врач-психиатр и медицинский психолог.
Ребенок с СДВГ. Советы родителям
1. Заведите четкий и понятный режем дня и совместно с ребенком его соблюдайте: надо, значит надо, компромиссы здесь не уместны. Добивайтесь результата твердо, последовательно и спокойно. Дайте возможность ребенку почувствовать личную ответственность, не забывайте хвалить за сделанную работу или задания. Не выполнит, что было задумано – не ругать, а помочь.
2. По возможности не ходить вместе с ребенком в места с большим скоплением людей: гипермаркеты, крупные рынки, массовые мероприятия.
3. Переутомление – перевозбуждение. Сильно уставший ребенок может перевозбудиться. Чтобы этого не допускать, необходимо давать ему короткий отдых через каждые 20 минут занятий. Также урок можно поделить на отдельные задания, чтобы он их смог выполнить до конца. Стоит быть готовым к тому, что первые несколько лет обучения в школе вам придется делать уроки вместе с ребенком. Подсказывать совсем не обязательно. Ваша задача следить, чтобы ученик выполнял задание и не отвлекался. Хорошо проговорить задание вслух, при этом рассуждая, как можно найти решение данной задачи. В случае необходимости – нанять педагога, который будет помогать.
4. Находите поводы, чтобы похвалить своего ребенка даже за самую, казалось бы, незначительную победу. Это придаст ему силы и уверенность в себе.
Дополнительно об СДВГ можно прочитать: https://familyland.ru/library/publicarticle/publicarticle_112.html
Лечебное питание и фитотерапия при повышенной активности и возбудимости
1. Обилие сахара и вкусностей способствует усилению возбуждения. Старайтесь избегать в рационе питания сладостей, замените их фруктами и сухофруктами. Исключите газировку, чипсы, фаст-фуд.
2. Желательно, чтобы питание было сбалансированным и богатым витаминами группы В, С, фолиевой и пантотеновой кислотой, магнием, калием, цинком. Эти витамины и микроэлементы содержаться в цельнозерновом хлебе, овсяной каше (не быстрорастворимой), печени, яйцах, цельном молоке, рыбе, креветках, фасоли, абрикосах и кураге, кисломолочных продуктах, цитрусовых, смородине, зелени. При этом, не рекомендуется по личной инициативе давать ребенку биологически активные добавки, препараты железа, витамины. Для начала стоит проконсультироваться с педиатром и сдать необходимые анализы.
3. При переносимости эфирных масел и отсутствии на них аллергии, можно каждый день, утром и вечером, растирать запястья, голеностопные, коленные и локтевые суставы смесью: 2 капли масла лаванды, 2 капли масла ромашки, 1 капля масла розмарина, 2 чайные ложки растительного масла.
4. Настойка боярышника помогает нормализовать внутричерепное давление. Принимать следует утром за 20 минут до еды по 1 капле на год жизни. К примеру: 5 лет – 5 капель.
5. Перед сном можно сделать успокоительные ванны из мяты, хмеля, пустырника, зверобоя, шалфея. Для этого необходимо взять по 1 чайной ложке перечисленных сухих трав, залить 0,5 литра кипятка, настаивать 2 часа в термосе и добавить полученный раствор в ванну. Время приема процедуры – 15-20 минут.
Шапошникова Антонина, врач-психиатр, заведующий Отделением №9 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Источник