Меню

Азбука здоровья питание ребенка

Консультация для родителей: «Азбука правильного питания»
консультация (подготовительная группа)

Для поддержания здоровья и работоспособности. Особенно велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит питание ребенка с первых дней его жизни, а также от режима питания. Питание ребенка должно соответствовать суточным энергетическим затратам организма.

Скачать:

Вложение Размер
azbuka_pravilnogo_pitaniya.docx 16.01 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления»

Консультация для родителей:

«Азбука правильного питания»

Для чего нужна человеку пища?

Для поддержания здоровья и работоспособности. Особенно велика роль питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего состоит питание ребенка с первых дней его жизни, а также от режима питания. Питание ребенка должно соответствовать суточным энергетическим затратам организма. Количество калорий, необходимых ребенку,во многом зависит:

— от его образа жизни (активный ребенок или малоактивный);

— от физической нагрузки.

Питание ребенка надо организовывать так, чтобы он с едой получал все вещества, необходимые для восполнения энергетических затрат растущего организма. При этом необходимо помнить, что чрезмерно обильное и дорогое питание не всегда самое полезное. Для детского питания требуются безукоризненно свежие продукты. В пищевом рационе ребенка должен соблюдаться баланс белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и воды.

Каковы же правила здорового питания?

• Предпочтение зерновым продуктам и картофелю

.• Больше овощей и фруктов.

• Предпочтение низкожировым продуктам

.• Замена мяса на рыбу.

• Ограниченность животных жиров.

• Меньше поваренной соли.

• Контроль за массой тела ребенка.

• Обваривание, но не обжаривание пищи

.•На что надо обращать внимание во время еды:

Последовательность блюд должна быть постоянной.

• Перед ребенком можно ставить только одно блюдо

.• Блюда не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.

• Полезно класть пищу в рот небольшими кусочками, хорошо пережевывать. Рот и руки вытирать бумажной салфеткой.

• Не следует допускать во время еды громких разговоров.

• Понуканий, поторапливаний ребенка.

• Насильного кормления или докармливания.

• Осуждения ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов. Неэстетичность сервировки стола, неправильного оформления блюд.

• После окончания еды ребенка нужно научить полоскать рот.

• Как не надо кормить ребенка

1. Не принуждать.Поймем и запомним: пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред и физический, и психический. Если ребенок не хочет есть – значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного – значит не нужно именно это! Никаких принуждений в еде! Никакого «откармливания»! Ребенок не сельскохозяйственное животное! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать, и в этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.

2. Не навязывать. Насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторения, предложения. Прекратить и никогда больше не навязывать!

3. Не ублажать. Еда – не средство добиться послушания и не средство наслаждения, еда – средство жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита. Вашими конфетами вы добьетесь только избалованности и извращения вкуса, равно как и нарушения обмена веществ.

4. Не торопить. Еда – не тушение пожара. Темп еды – дело сугубо личное. Спешка в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы даже корове. Если приходится куда-то спешить, то пусть ребенок лучше не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.

5. Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка припрятана. Однако, если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит он не голоден.

6. «Наверное, съел что-нибудь!» Когда мы заставляем детей есть насильно, любая трапеза вызывает у них негативные эмоции, которые, естественно, аппетита не прибавляют. Дети замедляют процесс жевания, тянут время, держат пищу во рту. На тарелке еда остывает, становясь все более невкусной. Если дать волю эмоциям и заставлять ребенка есть, его организм может ответить рвот ой. Если подсознательно рефлекс закрепится, такая реакция будет преследовать ваше чадо долгие годы. Когда ребенок «неожиданно» разлюбит некогда обожаемую гречневую кашу, вспомните, когда именно и как вы заставили его однажды проглотить «последнюю ложечку». Если человека регулярно заставлять делать что-то помимо его воли, у него возникает, естественно, протест и злость на того, кто ущемляет его свободу. Рано или поздно эти негативные реакции могут спровоцировать ребенка на ваши отношения вообще.

7. Голодать – значит голодать. Соберите всю волю в кулак и не уговаривайте, когда ребенок отказывается есть. Значит, поест позже. Только не позволяйте «кусочничать»: голодать – значит голодать. Эти нехитрые правила помогут правильно и с пользой накормить вашего ребенка и стать ему настоящим другом.

Источник

АЗБУКА ПИТАНИЯ или как сформировать у ребенка навыки здорового питания
консультация на тему

Для сохранения и приумножения количества здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него культуры питания.

А может ли ребенок дошкольного возраста самостоятельно оценивать свое питание? И может, и должен, если взрослые ему помогут. Дошкольники вполне способны владеть такими понятиями, как «разнообразная пища», «режим питания», «гигиена питания».

Скачать:

Вложение Размер
azbuka_pitaniya.doc 31 КБ
igra.poleznye_vitaimny.doc 30.5 КБ

Предварительный просмотр:

или как сформировать у ребенка навыки здорового питания

Для сохранения и приумножения количества здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него культуры питания.

А может ли ребенок дошкольного возраста самостоятельно оценивать свое питание? И может, и должен, если взрослые ему помогут. Дошкольники вполне способны владеть такими понятиями, как «разнообразная пища», «режим питания», «гигиена питания».

Режим питания – это устойчивая повторяемость приемов пищи в фиксированные часы суток. Физиологические особенности организма ребенка дошкольного возраста диктуют необходимость 4 – 5 приемов пищи в день с интервалом в 3 – 4 часа. Нерегулярное питание приводит к ухудшению как работы внутренних органов, так и психических функций. Педагоги отмечают, что при «вольном» графике приема пищи у детей более высок уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликтные ситуации со сверстниками и воспитателями.

В основе привычки к регулярному питанию лежит выработка рефлекса «на время», когда ребенок начинает испытывать голод в «нужные часы». Родители и сам дошкольник должны знать, что ежедневная еда складывается как минимум из завтрака, обеда и ужина, а лучше – из завтрака, второго завтрака, обеда, полдника и ужина.

Ребенок должен потреблять как можно более разнообразную пищу. Не рекомендуется в течение суток употреблять одни и те же блюда или предлагать их ежедневно. Но что делать, если ребенок просит только картошку, или макароны, или сосиски? Для преодоления его пищевого консерватизма можно попробовать «поиграть» с цветом и запахом блюд.

Яркие цвета овощей и фруктов позволят не только возбудить интерес к блюду, но и познакомить ребенка с понятиями «цвет пищи» и его «оттенки». Положив на поднос листья салата, веточки укропа, огурчик, зеленый виноград, вы можете увлечь ребенка обсуждением оттенков зеленого и увязать их с понятием «зрелость».

Всякая пища имеет запах. У детей в возрасте от 5 до 10 лет появляется особо повышенная чувствительность к запахам. Особенно обостряется обоняние на голодный желудок. Импровизируйте на темы цвета и запаха за обеденным столом, используйте их возможности управлять аппетитом ребенка и расширять его кругозор.

Вкус. Известно, что аппетит и процессы пищеварения в большой степени зависят от вкуса пищи. У каждого ребенка есть свои вкусовые предпочтения. Это очень важный фактор, влияющий на выбор пищи детьми. Чем богаче у ребенка вкусовой опыт, тем легче он принимает новые виды пищи. Научите ребенка распознавать оттенки вкусов, предлагайте ему их описывать и определять («мягкий», «острый», «кисло-сладкий», «с горчинкой» и т.д.).

Тренируйте тонкое восприятие гаммы ощущений от пищи, вы не только повысите интерес ребенка к еде, но и разовьете его наблюдательность и эрудицию. В вопросах формирования навыков здорового питания чрезвычайно высока роль семьи. Хорошо, если взрослые в процессе еды используют разнообразные игровые приемы. На кухню можно «приехать на поезде» или «прилететь на самолете». Иногда можно устроить пир после сражения с ужасным чудовищем. Почаще привлекайте ребенка к сервировке стола (что сделал сам, то вдвойне интереснее!), вводите в нее забавные элементы (детскую посуду с картинками, цветные салфетки), давайте блюдам смешные названия. Если поставить сыр с дырочками с помощью зубочистки на кусочек хлеба вертикально, то может получиться пиратский бутерброд «Рваные паруса». Изобразите на пюре или бутерброде смешную рожицу с помощью соуса, изюминок или кусочков овощей. Из половинки болгарского перца удобно соорудить лодку, нагруженную овощным пюре или кашей. Нелюбимый творог можно подкрасить в розовый цвет свекольным соком и предложить съесть его цветными палочками, нарезанными из овощей (моркови, сельдерея, огурца) или подсушенного хлеба. Кусочки мяса и овощей должны быть небольшими, разнообразными по цвету и по форме. Дети любят грызть, поэтому на тарелку можно положить несколько кусочков сырых овощей. Смакуйте вместе с ребенком и обсуждайте достоинства новых блюд.

Контролировать качество и количество питания – задача взрослых, но дошкольник способен овладеть общими понятиями недостаточности и избыточности пищи. Обратите особое внимание на проблемы безопасности пищи, поскольку ребенок нередко пытается самостоятельно утолять голод, вытаскивая что-нибудь съестное из холодильника или шкафа. Важно, чтобы он понимал – пища может быть опасной! Познакомьте его с наиболее явными признаками, свидетельствующими о порче продукта (изменение цвета, запаха, консистенции). Сформируйте настороженность к незнакомой пище. Дети с некоторыми заболеваниями, например, аллергией, должны твердо знать перечень опасных для них продуктов.

Источник

Азбука здоровья: питание детей от года до трех лет

Годовалая Маша активно тянет ручки к рукколе, двухлетний Вася отнимает у папы чипсы. И на каждом приеме у педиатра родители задают врачу вопрос: «Что можно, а что нельзя?» За ответом мы обратились к педиатру GMS Clinic Дарье Тарасовой и детскому гастроэнтерологу Алене Гавриной.

Следите за нами
в социальных сетях

Питание ребенка от 1 года до 3 лет жизни крайне важно, поскольку это переход от грудного вскармливания к взрослой еде. Именно с года до трех у детей формируются пищевые стереотипы. Внимание стоит уделить не только тому, что есть, но и тому как — ребенок должен уметь вести себя за столом, иметь полных набор своей посуды и удобное место.

педиатр GMS Clinic Дарья Тарасова

Сколько вешать в граммах?

Большинство детей до полутора лет нуждаются в пяти кормлениях (завтрак, обед, полдник, ужин, а также молочное питание на ночь). После полутора лет детей переводят на 4-разовое питание, при этом перерывы между приемами пищи не должны превышать 4 часов (в среднем интервал 3-3,5 часа). В возрасте 12-23 мес. разовый объем пищи составляет около 345 г.

Ответы на вопросы

Какую основную ошибку чаще всего совершают родители?

Основная ошибка в питании детей делается раньше года. Это преждевременное введение прикорма. Часто бабушки и дедушки настаивают на прикорме уже в четыре месяца. Мы рекомендуем начинать в полгода.

Что делать, если когда пока спать, ребенок начинает канючить: «Мама, я хочу есть, мама, я хочу пить»?

Пить можно дать детский чай, компот, морс. Чай, конечно, успокаивающий, с мятой, ромашкой. Желание есть — это на 99% просто нежелание спать. Но лучше помнить, что есть и пить перед сном вредно.

Правда ли, что бутерброды это вредно?

Да, правда. Если говорить про бутерброды с колбасой, то колбаса в принципе не входит в питание детей до трех лет. Бутерброды с сыром допустимы, но только с питьем.

Применим ли к детям принцип взрослого питания — завтрак плотный, ужин легкий?

Да, применим. Но с той разницей, что для детей рекомендовано 4-5 разовое питание.

Насколько мелко надо резать пищу, или измельчать в блендере?

Измельчение в блендере — это еще одна частая ошибка родителей. Безусловно, полугодовалому ребенку мы даем пюре, но когда появляются зубы, ребенок должен учиться жевать. Сначала крошим вилкой, потом начинаем мелко резать.

Какие продукты можно давать?

Что касается молочных продуктов, то лучше брать специализированные молочные продукты промышленного производства (до 500 мл ежедневно). Для детей старше 1 года разработаны специальные сухие молочные смеси: детское молочко Нестле, Энфамил Юниор, Хипп 3, Фрисогроу, Хумана 3. Из кисломолочных продуктов можно выбрать кефир, йогурт — они должны включаться в рацион ежедневно, а творог, сливки, сметана и сыр – через 1-2 дня, но в большем количестве.

Мясо. Нежирная говядина или телятина, курица, индейка, свинина и баранина. Мясные субпродукты: язык, печень, сердце. С 1,5 лет детям можно готовить паровые котлеты, с 2,5 лет неизмельченное мясо.

Рыба. Филе морских и речных рыб нежирных сортов (судак, треска, хек, морской окунь, навага и др.).

А что нельзя категорически?

Жирные виды мяса и птицы; субпродукты – почки, легкие, мозги; сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы; сгущенное молоко; жареные в масле продукты; соленая рыба, соленые огурцы; арахис и продукты, в состав которых входит арахис; кофе натуральный, а также продукты, содержащие кофеин, другие стимуляторы, алкоголь; горчица, хрен, перец острый,, кетчупы, закусочные консервы и маринованные овощи и фрукты; костные бульоны; пищевые добавки и консерванты на основе искусственных ароматизаторов.

Можно ли давать шоколад?

На этот вопрос я отвечу как мама: немного молочного шоколада никому не повредит.

А что про мандарины? Сейчас же сезон.

Если нет реакции, то почему бы и нет, но рекомендую не превышать норму и есть по одному мандарину в день.

Источник

Читайте также:  Памятки для школьников по охране здоровья
Adblock
detector