«Азбука здоровья»
план-конспект занятия по зож (1 класс) на тему
Занятие о здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить с негативными факторами поведения, отрицательно влияющими на здоровье человека.
— формировать навыки наблюдения за показателями индивидуального здоровья;
— воспитывать аккуратность, чистоплотность, внимание и бережное отношение к своему здоровью;
— формировать умение осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
— учить снимать психоэмоциональное напряжение путём двигательной активности, массажа.
— Ребята, сегодня мы поговорим с вами о здоровье.
— А как выглядит здоровый человек?
— Давайте проведём игру и проверим, какое у вас здоровье.
— Если вы согласны с утверждением, то встаньте.
Тест «Твоё здоровье».
- У меня часто болит голова.
- У меня часто бывает насморк.
- У меня болят зубы.
- Иногда у меня болит ухо.
- У меня плохое зрение.
- У меня часто болит горло.
- Каждый год я болею гриппом.
- Иногда у меня болит живот.
- У меня бывает аллергия.
- Ко мне легко прилипают разные болезни.
Беседа по теме. — А вы знаете, что некоторые из этих симптомов могут проявляться из-за ваших неправильных поступков или вредных привычек. Сегодня мы познакомимся с тем, какие поступки и привычки отрицательно влияют на наше здоровье.
— Зубы могут болеть, из-за вредной привычки есть много сладостей, не чистить зубы, грызть что-либо твёрдое.
— Глазки будут плохо видеть, если есть плохая привычка много и близко смотреть телевизор, часто играть в компьютер.
— Горло может болеть, из-за вредной привычки есть снег, сосульки, есть мороженое на улице, переохлаждаться.
— Живот может болеть, если есть вредная привычка грызть ногти, совать пальцы в рот. Именно руками через рот в организм заносится инфекция.
— Давайте послушаем стихи о том, как надо поступать.
Гигиену очень строго
Надо соблюдать всегда…
Под ногтями грязи много,
Хоть она и не видна.
Грязь микробами пугает:
Ох, коварные они!
Ведь от них заболевают
Люди в считанные дни.
И бывают же на свете,
Словно выросли в лесу,
Ногти грязные грызут.
Если руки моешь с мылом,
То микробы поскорей
Потеряют свою силу
И уйдут из-под ногтей.
Не грызите ногти, дети,
Не тяните пальцы в рот.
Это правило поверьте,
Лишь на пользу вам пойдёт.
— Голова может болеть, если есть вредная привычка громко слушать музыку, шуметь, поздно ложиться спать, быть в плохом настроении.
— Ведь наше настроение может меняться как погода. А от него зависит наше самочувствие. Послушайте это слово: самочувствие. Сам себя чувствуешь, своё настроение, своё здоровье.
Стало солнце кислое,
Смотрит — небо скисло,
В кислом небе кислое
Облако повисло.
И спешат несчастные
Кислые прохожие
и едят ужасное
Кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое
Было настроение. Э. Мошковская
— От чего у вас бывает плохое настроение?
Если с другом вышла ссора,
Не кричи ты и не злись,
Ты забудь всю суть раздора,
И быстрее помирись!
— А как вы выглядите, когда у вас плохое настроение?
— Зная погоду за окном, мы избежим неприятностей: от дождя мы возьмём зонт, при морозе наденем валенки, тёплые рукавички. Зная «погоду» внутри себя, мы тоже сможем избежать многих неприятностей. Как это сделать? Да очень просто!
Секрет хорошего настроения.
Если вы скучаете.
Если вы зеваете.
Или плакать хочется.
Или носик морщится,
Значит надо…
Значит надо…
Надо весело скучать!
Так давайте…
Так давайте…
Улыбаться, не пищать!
Можно рядышком присесть,
Поболтать и песню спеть.
Глазками подмигивать,
Приседать, подпрыгивать.
И конечно…
И конечно…
Веселиться и мечтать!
И конечно…
И конечно…
Карандашики достать,
Белый листик, кисти, краски…
Фантазируйте и красьте!
Настроение увидит,
Как вам весело живётся.
Пожалеет, что сбежало
И опять домой вернётся.
Засияют ваши глазки,
И запляшет язычок.
Вот такой секрет для счастья.
Не забудь его, дружок!
— А ещё настроение поднимается, когда мы наблюдаем за животными.
— Давайте посмотрим и улыбнёмся. Презентация.
— Ребята, нарисуйте дома своё хорошее настроение и принесите рисунок в класс.
— А что делает человек, когда у него что-то болит?
Лекарства должен выписывать врач. Он специалист. Принимать таблетки можно только по рецепту. Лекарства получают с помощью химических веществ, поэтому таблетки одним органам помогают, но другим органам наносят вред.
Иногда таблетки можно и нужно заменить другими средствами. Например, использовать массаж. Выполнение массажа ушей, пальцев рук, головы, гимнастика для глаз.
Массаж ушей. 8 — 10 движений в каждый приём.
1. Потянем с умеренной силой мочку уха сверху вниз.
2. Потянем ушную раковину от слухового прохода вверх.
3. Потянем среднюю часть ушной раковины от слухового прохода в наружную сторону.
4. Выполняем круговые движения ушной раковины по часовой стрелке.
5. Выполняем круговые движения ушной раковины против часовой стрелки.
Для снятия усталости особенно уделяйте внимание массажу мочек ушей и козелков (помните – они отвечают за мозговую деятельность).
Каждый палец «отвечает» за свой орган, и благодаря такому массажу происходит оздоровление всего организма.
Безымянный палец связан с нервной системой, и массаж его помогает побороть все нервные расстройства, стрессы и плохое настроение.
Гимнастика для глаз.
1. «Плечи танцуют».
И.п. — о.с. Сведение, разведение лопаток; поднимание, опускание плеч одновременно, поочередно и т.д.
И.п. — о.с., руки на поясе. Наклоны туловища в стороны с произношением звуков на выдохе «тик», «так» .
3 . «Цапля на болоте».
И.п. — о.с., руки на пояс. Ходьба, высоко поднимая колени. Не наклоняться вперед.
4. «С кочки на кочку».
И.п. — ноги на ширине плеч. Прыжки с ноги на ногу.
5. «Ноги вместе — ноги врозь».
И.п. — основная стойка. Развести носки, соединить носки. Развести пятки, соединить пятки.
— Ребята, а ведь у взрослых тоже бывают вредные привычки.
У бабули юбилей:
Полон дом у нас гостей.
Гости много говорили,
Ели, пили и курили.
Тяжело мне потому,
Задыхаюсь я в дыму.
— О какой вредной привычке говорится в стихотворении?
Взрослые курильщики не щадят своего здоровья, но и не задумываются об окружающих. Ведь они тоже вдыхают сигаретный дым. Это вредно.
— Что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом?
Ребята, предлагаю вам провести эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые лёгкие. Что же произойдет с лёгкими у тех людей, которые будут курить? Возьмём один лист и сомнём его. Сравните его с другим листом. У курильщика лёгкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как помятый лист. У человека, который не курит, — здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же лёгким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом?
Табачный дым очень вредит здоровью, он скапливается в лёгких и отравляет организм, влияет на работу сердца, печени, мозга.
Поэтому если кто-то рядом с вами курит, отойдите подальше и не дышите дымом.
Давайте повторим слова:
Дым кругом от сигарет —
Мне в дыму том места нет!
— А разные болезни перестанут прилипать к вам, если вы будете беречь здоровье, заниматься спортом и у вас будут полезные привычки.
1. Рано вставать — рано в кровать,
Завтра за партой не будешь зевать.
2. Прогоню остатки сна, одеяло в сторону.
Мне гимнастика нужна – помогает здорово.
3. С шумом струйка водяная по рукам струится.
Никогда не забывай по утрам умыться.
4. Как поел – почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты –
Очень важные продукты.
5. Чтобы ночью лучше спать, видеть сон хороший,
Всем советуем гулять вечером погожим.
Игра «Страна здоровья».
Ох! Все жители проснулись,
Побежали быстро в ванну,
Зубы чистить неустанно.
Приоделись все опрятно,
Уголки все отогнули.
Стол накрыли не спеша,
Съели кашу. Хороша!
Промокнули рот салфеткой,
Отмахнули муху веткой,
Вымыли свою посуду,
Чисто вытерли повсюду,
А потом пошли гулять,
Свежим воздухом дышать.
Рефлексия «Выбери ответ».
— Давайте проверим, что вы сегодня узнали. Если вы согласны с утверждением, хлопните в ладоши.
Грызть ногти, делать зарядку, есть снег, чистить зубы, дышать дымом от сигарет, гулять перед сном, много есть сладкого, есть овощи и фрукты, мыть руки, поздно ложиться спать, долго смотреть телевизор, делать массаж пальцев рук, ушей, злиться, быть добрым.
Если вы откажетесь от вредных привычек, то поможете сохранению своего здоровья.
Игра «Цветок здоровья».
Дети под музыку передают воображаемый Цветок здоровья друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Руководитель кружка мама ученика, врач. P10100022.JPG.
Викторина «Азбука здоровья» (по формированию ЗОЖ) для 1 – 5 классов.
Цели:Формировать ЗОЖ. Воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.Формировать у детей устойчивый интерес к за.
Программа для учащихся классов-групп.
Познакомить учащихся с компонентами здорового образа жизни. Содействовать сохранению здоровья школьников и окружающих его людей,развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интер.
Конспект занятия по программе «Азбука здоровья» беседа «Пейте дети молоко — будете здоровы».
Источник
Азбука здоровья конспект занятия 1 класс
Автор: Ястребова Наталья Васильевна
Организация: ГКОУ КК школа — интернат ст-цы Николаевской
Населенный пункт: Успенский район
Цель: Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся.
Задачи:
Формировать правильное представление о здоровье.
Закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.
Воспитывать общую культуру здоровья.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, подборка мультфильмов из серии « Уроки тётушки Совы», памятки, картинки, иллюстрации на тему здоровья, клей, ножницы, фломастеры, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1.Вводное слово педагога.
Воспитатель : здравствуйте дорогие ребята.
Здоровье – это богатство, самая большая ценность, которая дана человеку. О здоровье надо думать не тогда, когда оно потеряно, а всю жизнь, начиная с малых лет.
А сейчас послушайте сказку. ( Слайд 2)
Сказка «Толстячок и Хилячек»
Жили — были два неуклюжих человечка – Толстячок и Хилячек. Один с утра до вечера что-то ел, перекусывал, жевал, заедал. Другой вздыхал, стонал, капризничал и от любой еды отворачивался.
Однажды сидели они на скамеечке, смотрели по сторонам, скучали. Вдруг видят, идет озорной мальчишка – Здоровячок. ( Слайд 4)
Песенки напевает, бодрым шагом шагает, мяч покидывает, сам подпрыгивает. Завидно стало Толстячку и Хилячку, что так весело живется Здоровячку. Стали расспрашивать, в чем секрет его силушки, ловкости да хорошего настроения.
Рассказал Здоровячок о необыкновенно вкусной и полезной гречневой каше и чудодейственной силе физкультуры. ( Слайд 5)
Стали Толстячок и Хилячек каждое утро делать зарядку, купаться в речке, бегать, прыгать, кувыркаться. Стали есть гречневую кашу да нахваливать: «Ай, да каша, сила наша!».
Так два неуклюжих человечка превратились в веселых, озорных мальчишек. ( Слайд 6-8)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята , о чём будет наш сегодняшний разговор?
Высказывания учащихся:
— О здоровом образе жизни.
— О здоровье человека.
2.Сообщение темы и цели мероприятия ( Слайд 9)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о здоровье человека.
— Ребята, для чего человеку нужно быть здоровым?
(ответы детей) ( Слайд 10)
Воспитатель:
Для того чтобы быть здоровым, надо знать некоторые правила, и соблюдать их.
Ребята, а какие правила здоровья знакомы вам?
Воспитатель: А сейчас слушайте внимательно и запоминайте!
Правило №1 «Организуй свой режим дня» ( Слайд 11)
«Спать, гулять, делать уроки, принимать пищу необходимо в одно и тоже время. Твой организм быстро привыкнет к режиму, ему легче будет справляться с любой нагрузкой.
Правило №2 . «Правильное питание» ( Слайд 12)
Законы природы требуют от нас определённых усилий. Чтобы организм был здоров, большое значение имеет правильное питание. Питание должно быть сбалансированным, регулярным, умеренным. «Будь умён в пище. Не принимайся за еду, если не голоден. Ешь медленно, тщательно пережевывай пищу. Пей чистую воду», — учил нас русский писатель-просветитель князь Енгалычев.
Правило №3 «Больше двигайся» ( Слайд 13)
Утро начинай с водных процедур и сделай гимнастику. Обязательно гуляй не менее 2-3 часов в день. Не пропускай уроки физкультуры.
Правило №4. « Гигиена тела» ( Слайд 14)
Правила личной гигиены, как и правила дорожного движения, нужно соблюдать всегда беспрекословно и безотлагательно.
Правило №5 «Берегите зубы» ( Слайд 15)
Чистить зубы нужно 2 раза в день: утром – после завтрака, и вечером – перед сном. Важно правильно чистить зубы, этому тебя научит врач-стоматолог, которого необходимо посещать 2 раза в год.
Правило №6. « Здоровый сон» ( Слайд 16)
Если погулять до сна хотя бы пятнадцать-двадцать минут, то организм вам скажет: «Спасибо». Крепкий, здоровый сон – именно он даёт полный отдых организму. Помните об этом!
Воспитатель: Вот видите, быть здоровым – это и просто, и сложно. И для того, что бы быть здоровым, сильным, ловким нужно обязательно соблюдать « Правила здоровья!» ( Слайд 17)
Для того, чтобы не забывать эти правила я изготовила для вас памятки.
(Педагог раздаёт памятки воспитанникам)
Воспитатель:- Как хорошо, что мир на планете. Как хорошо, что солнышко светит, и мы хотим, чтоб были здоровыми дети. Тем более что, ваше здоровье – в ваших руках. Здоровье – это счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и здоровым, как можно дольше сохранить бодрость, энергию и долголетие. ( Слайд 18)
Воспитатель: А сейчас у нас игра на внимание и на ваши знания !
« Закончи пословицу» ( Слайд 19)
Здоров — скачет, захворал — (плачет).
Аппетит от больного бежит, а (к здоровому катится).
У кого что болит, тот про то и (говорит).
Чистота — (залог здоровья).
Было бы здоровье — (остальное будет).
Воспитатель:- Молодцы! Отлично справились с заданием
А сейчас немного отдохнём. ( Слайд 20)
Оздоровительная минутка « Каждый день по утрам»
Каждый день по утрам
Очень нравится нам делать по порядку:
Приседать и вставать,
(приседание 4-6 раз)
Прыгать и скакать.
Воспитатель: Присаживайтесь. Мы немного отдохнули, и продолжим наше занятие.
— Ребята давайте представим, что мы с вами художники, и получили задание от главного редактора изготовить плакат для детей « Азбука здоровья». На столе у меня лежат картинки, и для выполнения задания вам нужно выбрать подходящие, т.е. на тему здоровье.
(Воспитанники совместно с воспитателем подбирают картинки и оформляют плакат)
Воспитатель: Посмотрите, какой замечательный получился у нас плакат. Как вы думаете, чему можно научиться, познакомившись с ним?
— Вести здоровый образ жизни.
Воспитатель: Правильно. ( Слайд 21)
Ученик:
Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться.
(А. Гришин)
Воспитатель: Купить здоровье невозможно, его нужно беречь с самого малого возраста! ( Слайд 22)
Предлагаю провести игру «Вредные и полезные привычки» ( Слайд 23)
Кто ногтей не чистит
И не подстригает,
Тот своих знакомых
Здорово пугает.
Педагог делит группу на 2 команды.
Воспитатель: Задание для каждой команды назвать как можно больше вредных и полезных привычек.
Воспитатель: Кто бы – это мог быть? Да, да войдите.
(В дверь входит « Гигиена») ( Слайд 24)
Воспитатель: Здравствуйте, Вы кто? Зачем пожаловали?
Гигиена: — Я слышала у вас тут проходит занятие о здоровье?
Воспитатель: Да, вы правы.
Гигиена : Вот и я хотела бы рассказать вам, о том, что бы быть здоровым обязательно нужно соблюдать правила личной гигиены! Можно?
Воспитатель: Конечно можно, проходите.
Гигиена:
Добрый день! Я Гигиена.
Я пришла вас научить,
Как здоровье сохранить.
Много грязи вокруг нас,
И она в недобрый час
Принесёт нам вред, болезни.
Но я дам совет полезный.
Мой совет совсем несложный —
С грязью будьте осторожны!
Гигиена: Ребята, а знаете ли вы правила гигиены?
Дети: да знаем.
Гигиена: Это мы сейчас проверим! ( Слайд 25)
Конкурс загадок.
Плещет теплая волна
В берегах из чугуна.
Что за море в комнате?
Ответ: Ванна
Просыпаюсь утром рано,
Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю …(Зарядку)
Мною можно умываться.
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я — …(Вода)
Говорит дорожка,
Два вышитых конца:
— Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица.
Иначе очень быстро,
Испачкаешь меня.
Ответ: Полотенце
Хвостик из кости,
А на спинке – щетинка.
Ответ: Зубная щётка
Гладко, душисто,
Моет чисто.
Ответ: Мыло
Гигиена: Да, оказывается, вы всё знаете, молодцы!
Воспитатель: Спасибо Вам большое! Приглашаем на наше занятие.
Гигиена: Ой, спасибо ребята, я конечно останусь.
Воспитатель: А вот и ещё гости, посмотрим, кто к нам пришёл?
Дети: Да
(В класс входит «Спокойствие») ( Слайд 26)
Спокойствие
Меня зовут спокойствие.
Можно в гости к вам?
Воспитатель: Милости просим.
Спокойствие
Ребята, я слышала, что у вас проходит увлекательное занятие. Вот только немного забыла чему она посвящено? Помогите вспомнить!
Дети: Здоровью.
Спокойствие
А знаете ли вы, что если оставаться спокойными, сдержанными, добрыми, то и здоровье ваше будет в порядке?
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь, иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга.
С добром всегда светла душа.
Спокойствие ( Слайд 27)
— Предлагаю вам немного расслабиться.
— Сядьте «в позу кучера»: слегка сдвиньтесь вперед на стуле, не опираясь на спинку, ноги обоприте на всю ступню, согните колени. Руки свободно лежат на коленях, но кисти рук не свисают с бедер. Голова слегка наклонена. Закройте глаза и слушайте мои команды.
(Под спокойную музыку выполняются психомышечные упражнения)
— Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
— Мои руки расслабляются и теплеют.
— Мои руки полностью расслаблены. теплые. неподвижные.
— Мои ноги расслабляются и теплеют.
— Мои ноги полностью расслаблены. теплые. неподвижные.
— Мое туловище расслабляется и теплеет.
— Мое туловище полностью расслаблено. теплое. неподвижное.
— Моя шея расслабляется и теплеет.
— Моя шея полностью расслаблена. теплая. неподвижная,
— Мое лицо расслабляется и теплеет.
— Мое лицо полностью расслаблено. теплое. неподвижное.
— Состояние полного, глубокого, приятного покоя.
Спокойствие
Молодцы, мы отдохнули, у нас хорошее настроение.
Воспитатель: Спасибо тебе милое спокойствие, что порадовала нас своим визитом, просим пройти на наше занятие.
Воспитатель: А ещё к нам в гости прилетела тётушка Сова.
( Появляется Сова) ( Слайд 28)
Сова: — Добрый день, меня зовут тётушка Сова.
Тот, кто с солнышком встаёт,
Делает зарядку,
Чистит зубы по утрам
И играет в прятки, —
Тот спортивный человек,
И вполне весёлый.
Постарайся быть таким
В школе или дома.
Сова:- Пришла я к вам не с пустыми руками, внимание на экран.
(Просмотр мультфильма « Уроки тётушки Совы о здоровом образе жизни)
Воспитатель: — Ребята понравился вам мультфильм, давайте поблагодарим тётушку Сову.
Дети: Спасибо!
Итог занятия : ( Слайд 29)
Воспитатель:
Вот и закончилось наше путешествие по азбуке здоровья. Вы отлично работали.
— Чему научились сегодня?
— Кто посетил наше занятие?
— Что показалось особенно интересным?
— Что нового хотите узнать ещё?
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно.
Мне бы хотелось вам всем пожелать, чтобы вы обязательно вели, здоровый образ жизни. Будьте здоровы!
Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. — М.: Мир, 2016.
Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. ФГОС 15г.. — Москва: Гостехиздат, 2015.
В здоровом теле — здоровый дух. Сценарии праздников, конкурсов, вечеров, посвященных здоровому образу жизни. — М.: Феникс, 2016.
Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. — М.: Флинта, 2016.
Трча, Станислав Искусство вести здоровый образ жизни / Станислав Трча. — М.: Медицина, 2016.
Жирова Т.М. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Москва.: Панорама, 2005
Источник