Программа «Азбука здоровья»
Валентина Скрягина
Программа «Азбука здоровья»
Программа направлена на формирование у детей с нарушением интеллекта представлений о здоровом образе жизни, мотивации к здоровому образу жизни, воспитания культуры здоровья, а также их социализации.
Программа рассчитана на 10 часов.
Время проведения: январь- май 2014г.
Ожидаемые результаты программы:
1. Приобретенные навыки помогут умственно отсталому ребенку вести здоровый образ жизни.
2. Полученный опыт позволит умственно-отсталому ребенку избежать несчастных случаев.
Содержание программы:
Цель: — формирование у умственно отсталых детей представлений о здоровом образе жизни, ценностного отношения к здоровью, готовности к здоровому образу жизни.
1. Охрана жизни и укрепления здоровья умственно отсталых детей.
2. Всестроннее физическое развитие и совершенствование функций организма у умственно отсталых детей.
3. Фомирование у умственно отсталых детей двигательных умений и навыков
4. Развитие физических качеств
5. Получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья
6. Разностороннее развитие умственно отсталых детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
Направленность: умственно отсталые дети, младший школьный возраст
Срок реализации: 5 месяцев
Формы: утренняя гимнастика, комплекс закаливающих процедур, прогулки на свежем воздухе (подвижные игры, оздоровительные упражнения, спортивные игры, соревнования и эстафеты).
1.Словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
2.Наглядные: рассматривание иллюстраций, аудиовизуальная техника, театрализованная деятельность.
3.Практические: создание здоровьесберегающей и развивающей среды, демонстрация разных ситуация, несущих опасность для здоровья ребенка, организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность, создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.
I. Организационный момент
Артикуляционная гимнастика для языка и губ; дыхательная гимнастика, чтение стихов о временах года
II. Основная часть
1. Объявление темы
2. Рассматривание картин
3. Целевые прогулки или спортивные мероприятия
4. Релаксационная пауза
III. Дидактическая игра или подвижная игра
IV.Подведение итогов: усвоение и закрепление темы, их интерес к ней.
1 Будь осторожен»
3 «Если хочешь быть здоров»
5 «Что нужно делать, чтобы быть здоровым»
6 «Путешествие в страну здоровья»
7 «Что такое личная гигиена»
9 Игра «Вредно-полезно»
Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.
Проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Вид проекта: информационно.
Источник
Коррекционно-развивающее занятие для детей с легкой степенью умственной отсталости «Если хочешь быть здоровым»
специалист в области арт-терапии
Тема: «Если хочешь быть здоровым».
Направление: нравственно – физическое воспитание.
Форма занятия: беседа.
Цель: научиться заботиться о своём здоровье, дружить с физкультурой и спортом, закалять свой организм, правильно питаться и соблюдать режим дня.
образовательные: формировать у учащихся представления о различных аспектах здоровья;
коррекционно-развивающие: коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в адекватном эмоциональном реагировании; коррекция внимания, восприятия, мышления, памяти;
воспитательные: способствовать формированию ценностного отношения детей к своему здоровью, развивать у детей потребность в соблюдении правил ЗОЖ.
«Гуманно-личностная технология» (Ш.А.Амонашвили);
«Технология воспитания на основе системного подхода»
(Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н .Л.Селиванова);
«Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение ребёнка в
учебно- воспитательном процессе» (О.С.Газман);
«Технология физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья» (А.Ф.Пазухин);
«Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» (В.В.Воскобович).
Методы: словесный, наглядный, практический, метод контроля
и самоконтроля, метод формирования личностных результатов.
Оборудование: тематические картинки, таблица.
Словарь: микроб, правило , ЗОЖ, здоровье.
1. Организационный момент.
– Где поселяются микробы?
Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово «микроб» произошло от двух греческих слов: «микрос», что значит «малый», «биос» – «жизнь». Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочно–кислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.
– Как попадают микробы в организм?
— при чихании, кашле не прикрывает рот и нос (микробы разлетаются на 10 метров);
— не моет руки перед едой;
— пользуется чужими вещами;
— не моет овощи и фрукты;
— не закаляется и т.д.
– Почему одни всё время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – всё ни почём? (Они закаляются.)
– Как они это делают? (Им помогает вода.)
2. Вводная часть.
Воспитатель зачитывает детям загадки о ЗОЖ, о теле человека.
1. Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов (душ).
2. Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
руки мыть не ленится (мыло).
3. У двух матерей
По пять сыновей –
Одно имя всем (руки).
4. Что можно увидеть
с закрытыми глазами? (сон).
5. Ношу их много лет,
А счету им не знаю (волосы).
Ростом разные (пальцы)
Что значит слово «Здоровье»? Какого человека можно назвать здоровым?
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Игра «А вам слабо?»
Ребятам предлагается повторить несколько движений, например, дотронуться указательным пальцем правой руки до кончика носа, а указательным пальцем левой руки – до кончика правого уха, а затем наоборот – указательным пальцем правой руки – до кончика левого уха, а указательным пальцем левой руки – до кончика носа. (Развитие координации движений.)
3. Основной этап.
3.1. Если хочешь быть здоров – закаляйся !
Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши тёплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.
Утром обтирайте тело влажным полотенцем и принимайте душ.
Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая её холоднее.
– Можете ли вы себя назвать закалёнными?
Приведите примеры закалённых людей.
Вспомним волшебные слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Нужно дружить с физкультурой и спортом. Это важно для здоровья.
3.2. Шесть признаков здорового и закалённого человека .
Очень редко болеет.
Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.
Имеет хороший сон.
Живёт не менее 80 лет.
Может без одышки пробежать 5 км или подняться в гору.
Если заболел, то быстро поправляется.
– Какие признаки выбираются главными и почему?
– Какими способами можно достигнуть этих качеств?
3.3. Это интересно !
– Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почётное звание долгожитель?
В нашей стране много людей, чей возраст превысил 100 лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия.
Первый секрет – закаленное тело.
Второй секрет – хороший характер.
Третий секрет – правильное питание и режим дня.
Четвёртый секрет – ежедневный физический труд.
– Как вы думаете, трудно ли выполнять всё это и стать долгожителем?
– Выберите слова для характеристики здорового человека:
Игра «Съедобное — несъедобное».
Нужно выяснить, какие действия человека относятся к ЗОЖ.
Воспитатель произносит какое-либо действие. В зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, дети выполняют условные знаки.
Инструкция: Ребята я буду произносить какое-либо действие. Ваша задача, в зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, хлопать в ладоши (если сохранять – хлопок, если мешает – топать), как в игре «Съедобное — несъедобное».
Надо трудиться
Соблюдать чистоту
Закаляться
Делать зарядку
Весело жить
Смеяться
Заниматься спортом
Гулять побольше
Слушать родителей
Одеваться по погоде
Мыть руки
Лениться
Мало двигаться
Ходить зимой без шапки
Грустить
Простужаться
Унывать
Ссориться с друзьями
Есть много сладкого
— Вы хорошо справились с заданием. Теперь я вижу, что вы здоровые ребята. А для того, чтобы сохранить свое здоровье, необходимо вести здоровый образ жизни.
ЗОЖ – это все, что помогает нам сохранить и укрепить здоровье.
Существует немало правил ЗОЖ, которые соблюдают все люди.
Правило 1. Не переедать, питаться правильно.
Правило 2. Находиться на свежем воздухе, трудиться.
Правило 3. Соблюдать правила гигиены.
Правило 4. Необходимо посещать врача, делать профилактические прививки.
Правило 5. Необходимо поддерживать дружеские и дружелюбные отношения с людьми.
Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.
Каждый твёрдо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься.
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомни: ведь здоровье
В магазине не купить.
Номер материала: ДБ-005092
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет
Время чтения: 1 минута
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Спортивные клубы появятся в каждой российской школе к 2024 году
Время чтения: 1 минута
Апелляция ЕГЭ 2021
Время чтения: 6 минут
Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Учебно-методический материал на тему «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
специалист в области арт-терапии
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
у обучающихся с умственной отсталостью
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Воспитание обучающихся бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, — актуальная задача современного образования.
Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название «формирование культуры здоровья учащихся». Зачастую состояние уже младших школьников (а в нашем случае школьников уже с отклонениями в здоровье) вызывает большую тревогу.
К чему могут привести их проблемы со здоровьем? Разумеется, к ограничению жизненных и социальных функций. Впоследствии же всё это чревато ограничением физической независимости, мобильности, способности заниматься обычной деятельностью, возможности получить достойное образование, затруднением в вопросах интеграции в общество, подготовки к профессиональной деятельности и экономической самостоятельности.
Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Начиная именно с младшего возраста у ребёнка необходимо воспитывать волевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность и воздержанность, чувство собственного достоинства, самоуважения, своей значимости и неповторимости в этом мире.
Основные аспекты здорового образа жизни:
— научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими;
— следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму;
— научиться правильно питаться;
— негативно относиться к вредным привычкам;
— уважать физическую культуру, заниматься спортом;
— соблюдать советы гигиены, сформировать ответственное гигиеническое поведение.
Компоненты здоровьесберегающих технологий:
— Обеспечение комфортности процесса обучения, его «мажорный» лад: ученик не объект, а субъект обучения; он эмоционально вовлечён в процесс обучения.
— Построение обучения с учётом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей: личностно ориентированное обучение; переход от совместных действий к самостоятельным.
— Осознание успешности обучения: создание ситуации успеха; веры в собственные силы; включение эмоций; самовыражение и самореализация личности.
— Личность педагога: уровень преподавания; квалификация; творческий потенциал.
— Обеспечение адекватного восстановления сил: смена видов деятельности; использование физкультминуток, динамических пауз.
Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:
— глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
— дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
— методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путём, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.
Работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни направлена на реализацию следующих задач:
— формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
— расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
— формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение) и других людей;
— формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
— развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
— формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
— пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
— привлекать психолого-медико-педагогическую службу школы-интерната для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся.
Значительная часть из общего бюджета времени режима дня отводится отдыху детей на воздухе . При проведении послеобеденных прогулок необходимо иметь в виду, что дети после уроков устали, утомлены, поэтому необходима умеренно подвижная деятельность и дифференцированный подход к учащимся, располагающими разными физическими возможностями. В период пребывания детей на воздухе важно проводить различные подвижные игры . Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь класс, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют более быстрому и полному переключению детей на другой вид деятельности, а следовательно, и более полноценному отдыху. Самостоятельные игры и спортивные развлечения в малых группах или в парах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к различным двигательным действиям, выявляют и развивают их социальные способности. Творческую инициативу детей необходимо направлять и контролировать. Я контролирую, чтобы воспитанники во время подвижных игр не перегружались, не имели повода для обид, тренирую их в доброжелательности и умении замечать настроение окружающих, помогать им.
Самоподготовка – особый вид самостоятельной деятельности, поэтому она также нуждается в создании соответствующих условий для успешного выполнения домашнего задания.
В условиях школы-интерната выполнение домашнего задания происходит во второй половине дня после проведения послеобеденной прогулки . У отдохнувшего школьника выше уровень работоспособности, и он потратит меньше времени на приготовление уроков.
Самоподготовка протекает наиболее эффективно, если правильно выбран объём домашнего задания . При проведении самоподготовки я учитываю индивидуальные особенности учащихся, организовываю индивидуальную помощь более слабому ученику, обязательно стараюсь провести физкультминутку .
Одним из здоровьесберегающих направлений внеурочной деятельности является организация досуга, который можно рассматривать, как:
— занятия в спортивной секции «Спорт»;
— отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия;
— средство активной физической деятельности;
— просвещение и самообразование, которое формируют нравственную и интеллектуальную культуру, художественный вкус;
— вид творчества, выступающего в виде эмоционально – познавательной активности;
-праздник, необходимый для поддержания важнейших традиций, сплочения детского коллектива.
Большую пользу приносят детям кружки , отвечающие их индивидуальным интересам и склонностям. Задача воспитателя – помочь воспитаннику в выборе нужной и интересной темы для занятий, кружка, художественно-творческой деятельности. После уроков воспитанники должны быть заняты творческим трудом, играми, танцами, художественной самодеятельностью, активно участвовать в спортивных секциях.
Одной из задач по охране и укреплению здоровья обучающихся с интеллектуальными нарушениями является содействие социализации личности ребёнка через формирование культуры здоровья как интегративной формы современных видов культуры и реального воплощения «культуры жизненного самоопределения».
Большая роль в решении этой задачи принадлежит воспитательной и просветительной работе, пропаганде ценностей здорового образа жизни.
— декады здорового образа жизни;
— спортивные мероприятия в школе;
— участие в спортивных соревнованиях;
— выставки плакатов и рисунков о ЗОЖ;
— акции, спортивные эстафеты
— классные часы, посвящённые здоровому образу жизни;
— проведение ролевых игр;
— рисование, выпуск газет, плакатов по здоровому образу жизни;
— просмотр тематических презентаций.
Такие воспитательские мероприятия решают следующие задачи:
— профилактика социальных вредностей;
— формирование у воспитанников представлений и понятий «культуры и ценности здоровья»;
— повышение социальной активности воспитанников;
— внедрение традиций, пропагандирующих ЗОЖ и способствующих ему;
— воспитание у учащихся потребности в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);
— формирование устойчивых навыков и установок на ЗОЖ.
Свою работу я разделила на этапы:
— 1 этап я помогала детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, учила рассказывать о себе другим, учила не стесняться своих чувств и управлять ими.
Внеклассная работа позволяла детям увидеть изменения в своём физическом развитии и работоспособности, дети должны понимать важность соблюдения режима дня. Чередования труда и отдыха (сна, прогулок, занятий и т.д.).
— 2 этап работа направлена на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей, выработку своего мнения, способности отстоять свой выбор или линию поведения; на умение детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками.
Содержание занятий я стараюсь наполнять сказочными, игровыми сюжетами и персонажами. Введение сказки или игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста, это способствует эмоциональному сопереживанию героям, а у меня больше шансов научить детей действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. На поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, я не реагирую отрицательно на их ответы. Ребёнок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Имейте терпение и уважение к самым неожиданным ответам. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова.
Моя работа по «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на достижение следующих результатов:
— полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
— дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
— дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
— дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к вредным привычкам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.
Источник