Классный час «Азбука здоровья»
классный час (2 класс) на тему
Классный час «Азбука здоровья»
Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, выделить компоненты здоровья: физкультура, гигиена, труд, питание, установить взаимосвязь и ценность для организма; развивать память, мышление, совершенствовать связную речь; воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Оборудование: табличка к игре, картинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_azbuka_zdorovya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
Учитель начальных классов
2016-2017 учебный год
Классный час «Азбука здоровья»
Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, выделить компоненты здоровья: физкультура, гигиена, труд, питание, установить взаимосвязь и ценность для организма; развивать память, мышление, совершенствовать связную речь; воспитывать интерес к здоровому образу жизни.
Оборудование: табличка к игре, картинки.
1. Введение в тему
— Тема нашего сегодняшнего классного часа «Азбука здоровья».
— Ребята, а что такое здоровье?
— Здоровье, это когда человек не болеет.
— Если мы правильно будем развивать свой организм, это будет укреплять наше здоровье. Человек появляется на свет слабым. Но в слабом, маленьком существе заложены изумительные возможности. Если их хорошо использовать, то человек вырастет крепким, сильным и здоровым.
Наше государство заботится о том, чтобы все дети страны были здоровыми! Сегодня мы с вами об этом поговорим.
Мы живём в стране большой, щедрой и богатой!
И не жалко ничего ей для вас, ребята!
Стадионы новые дарят вам не зря!
Чтобы каждый стал смелей
И хорошими делами помогал стране своей!
У нас бассейны, стадионы, забота Родины огромна.
Ребята, сегодня мы попадём в волшебную азбуку, которая называется «Здоровье». Эта азбука состоит из четырёх основных частей, которые помогают быть нам крепкими, сильными, здоровыми: это физкультура, гигиена, труд, питание.
2. Страничка «Физкультурная»
— Сейчас мы подъезжаем к станции «Физкультурная». Это первая часть нашей азбуки.
Физическая культура, спорт очень важны для развития и укрепления нашего здоровья.
Физкультура помогает нашему телу становиться крепким, выносливым. Основой и началом физкультуры является утренняя гимнастика. Она укрепляет наш организм, помогает ему проснуться.
Давайте вспомним, как вы это делаете.
Стихотворение о зарядке.
Каждый день по утрам
Очень нравится нам
Делать по порядку:
— Бегать и скакать.
— Здоровье в порядке!
Все: Спасибо зарядке!
3. Станция «Гигиеническая»
— После зарядки, мы обязательно, что должны сделать?
— Умыться и почистить зубы.
Обращаться к картинкам.
— Верно. Молодцы те дети, которые летом купаются в прохладной воде, зимой обтираются холодной водой; правильно пользуются мылом, чистят зубы, ухаживают за волосами. Люди делают это для того, чтобы было крепкое здоровье. Ведь грязная кожа – это слабое здоровье.
Сейчас послушайте загадки о предметах гигиены.
— Лёг в карман и караулит
Рёву, плаксу и грязнулю,
Им утрёт потоки слёз,
Не забудет и про нос. (Носовой платок)
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щётка)
Между зубок скок-скок.
Раскраснелись губки. (Зубная паста)
Пошла гулять по спинке,
Вымыть спинку докрасна. (Мочалка)
-Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
— Мудрец в нём видит мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
А обезьяна – обезьяну.
Но вот подвели к нему Федю Баранова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)
— Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи
По одежде пробежит –
Она станет чище. (Одёжная щётка)
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расчёска)
— Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Гребешок)
Ну, что, вы устали? Давайте сделаем остановку и проведем физминутку. Вы прекрасно знаете, что зарядку любят делать не только ребята, но и зверята. Я буду читать стихи, а вы постарайтесь показать какой зверёк, что делает.
— Раз — присели, два – прыжок,
И опять присядка,
А потом опять прыжок –
— Птичка скачет, словно пляшет,
Птичка крылышками машет
И взлетает без оглядки –
Это птичкина зарядка!
-А котята спинки выгнут
И неслышно с места прыгнут.
Перед тем, как прогуляться,
— Ну, а мишка косолапый
Широко разводит лапы,
То одну, то обе вместе,
То потопчется на месте.
А когда зарядки мало,
Начинает всё сначала!
— Белки скачут очень быстро,
Машут хвостиком пушистым.
Целый час играют в прятки –
Это беличья зарядка!
— А щенята, как проснутся,
Очень любят потянуться,
Ловко хвостиком махнут!
4. Страничка «Трудовая»
Чтобы ваш организм продолжал развиваться и крепнуть в течение всего дня вам нужно сочетать труд с отдыхом. Главный труд ученика – учёба. Поэтому, во время уроков вы должны правильно сидеть за партой как эта девочка (на плакате), на переменах проветривать класс, открывая форточки, поддерживать чистоту в классе, спальне, столовой, в коридоре. Обязательно помогать взрослым при работе во дворе, на школьном огороде. Это обязательная часть азбуки. И болезни чаще одолевают лентяев. Не зря есть такая пословица «От лени болеют, от труда здоровеют».
Труд чередуем отдыхом. Для этого необходимо много бывать на свежем воздухе – зимой проводить зимние игры: катание на санках, лыжах, коньках, игры в снежки;
— летом: гулять в лесу, парке, на лугу, на реке, озере; играть в подвижные игры.
Кто из вас знает стихи, пословицы о труде.
— Каждый город, каждый дом,
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построишь города.
— Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
5. Страничка «Пищевая»
А ещё, чтобы здоровым быть нужно правильно и вовремя питаться. Об этом говорится в 4 части азбуки.
Давайте разгадаем слово, которое спряталось в этих картинках. (Молоко)
Питательные вещества, которые находятся в хлебе, молоке, масле, яйцах, мясе, рыбе – это сила для работы нашего организма.
А молоко – это изумительная, удивительная пища. В молоке есть все вещества, из которых состоит наша пища. Ребёнок должен выпивать по два стакана молока в сутки, чтобы быть здоровым.
А ещё очень полезны овощи и фрукты – картофель, капуста, лук, огурцы, помидоры, морковь и другие – в них не только питательные вещества, но и витамины, соли.
Есть нужно вовремя и в меру. Переедание приводит к лишнему весу. На внутренних органах откладывается жир, он мешает работе органов, снижает сопротивляемость детского организма к болезням. Недаром говорят: «Съел мало – много покоя взамен. Съел много – к болезням отправился в плен»
А сейчас у нас игра на внимание и на ребятишкины знания.
«Полезные и вредные советы»
— Если мой совет хороший,
То похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите сразу «Нет!»
— Блеск зубам чтобы придать
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить пол тюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет? (Нет)
-Навсегда запомните, милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
— Чтобы зубы укреплять
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет? (нет)
— Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
-Ох, неловкая Людмила
На пол щётку уронила.
С пола щётку поднимает,
Чистить зубы продолжает,
Какой будет ваш совет?
Молодчина Люда? (Нет)
— Запомните совет полезный
Нельзя грызть предмет железный
Если мой совет хороший
Вы похлопайте в ладоши.
— Говорила маме Люба:
«Я не буду чистить зубы»
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Какой будет ваш ответ?
Молодчина Люба? (Нет)
На доске висит 2 картинки с мальчиками. (один весёлый, живой; другой хилый, неуклюжий)
— Скажите, кто нарисован на картинках?
— Почему они разные? Чем отличаются?
(Один здоровый, другой – больной)
— Почему этот мальчик здоров, как вы думаете?
— Почему второй больной?
Молодцы, ребята, все активно прошли по азбуке «Здоровья».
И в заключении я хотела бы дать вам, ребята, совет строками стихотворения:
Источник
Азбука Здоровья
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Азбука здоровья»
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» составлена на основе следующих документов:
— требования Федерального государственного образовательного стандарта;
— Закона РФ «Об образовании»;
Программа разработана с учётом:
— санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ.
— годового учебного календарного графика.
— требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования УУД.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Азбука здоровья».
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Цель: Общая характеристика курса.
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
- формировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Данная программа строится на принципах :
- Научности ; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности ; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности : определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
2-й год обучения 1 час в неделю, 4 часа в месяц.
3-й год обучения 1час в неделю, 4часа в месяц.
4-й год обучения 1час в неделю, 4 часа в месяц.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание, разучивание песен и стихов;
- организация подвижных игр;
- проведение опытов;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 — 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
Планируемые результаты освоения курса «Азбука здоровья»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с уч ѐ том требований е ѐ безопасности;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Материально-техническое обеспечение:
- Спортивный зал, актовый зал, зеркальный зал;
- Коврики;
- Мячи, обручи, кегли, скакалки;
- Музыкальный центр;
- компьютер, принтер, телевизор;
- Методические разработки праздников
- Электронные презентации по «ЗОЖ» («Вредные и полезные привычки», «Фрукты и овощи на твоём столе», «Режим дня школьника» и др.)
1. Вводное занятие. Игра путешествия «Где живет здоровье?»
Тема 1. Урок –беседа «Умывание и купание » Как надо ухаживать за своим телом? Зачем купаются и чистят свое тело? Где скапливается грязь на теле человека? Что способствует скоплению грязи? Что случается с грязнулей? Зачем человек моется?
Тема 2. Урок-беседа «Забота о глазах». Кто самый глазастый? Как устроен глаз человека? Как беречь глаза?
Тема 3. Урок –лекция «Уход за ушами» Кто самый ушастый? Как устроено ухо человека? Как беречь уши?
Тема 4 Урок- экспедиция « Уход за зубами» Молочные и постоянные зубы. Как устроен зуб человека? Болезни зубов. Чем и как надо питаться, чтобы зубы оставались здоровыми? Как чистить зубы?
Тема 5. Мультимедиа –урок «Уход за руками и ногами» . Устройство человеческой ладони. Большой палец и его роль. Где чаще всего скапливается грязь на руках и ногах? Занозы и их извлечение. Как уберечь свои руки и ноги от порезов, ссадин, ожогов, переохлаждений, мозолей, травм? Плоскостопие. Косолапость. В каких случаях полезно, а когда опасно бегать босиком?
Тема 6. Урок-диалог «Забота о коже» . От чего защищает кожа? Как устроена кожа человека? Травмы и заболевания кожи: ожоги, сыпь, воспаления, грибковые заболевания, клещи. Как следует поступать при травмах и заболеваниях кожи? Правила ухода за кожей.
Тема 7. Комбинированный урок «Как следует питаться» . Устройство системы пищеварения человека. Какие продукты наиболее полезны растущему организму? От чего зависит количество потребляемой пищи?
Тема 8. Урок – беседа «Как сделать сон полезным» . Зачем человеку сон. Как изменяется настроение и поведение человека в зависимости от качества сна? Сколько надо спать? Чего не следует делать перед сном? Что делает сон полноценным?
Тема 9. Итоговое по разделу: игра«Это надо не только знать, но и выполнять»
УРОКИ АЙБОЛИТА: ПРАВИЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Тема 1. Урок- беседа «Почему мы болеем» . Признаки болезни: высокая температура, озноб, больное горло, головная боль, насморк, потеря аппетита, тошнота и рвота, раздражительность. Причины болезней.
Тема 2. Урок- лекция «Кто и как предохраняет нас от болезней» . Как организм защищает сам себя. Здоровый образ жизни. Как родители и учителя охраняют здоровье и жизнь детей, воспитывают у них потребность расти здоровыми.
Тема 3. Мультимедиа- урок «Кто нас лечит?» Какие есть лечебные заведения? Какие есть врачи, и какие болезни они лечат?
Тема 4. Урок –лекция «Прививки от болезней» . Защитные функции организма и как их укрепить. Детские болезни. Опасные инфекционные заболевания. Переносчики инфекции. Вакцины и их введение в организм. Реакции организма на прививки.
Тема 5. Урок –беседа «Что нужно знать о лекарствах» . Горькие и «вкусные» лекарства. Где хранить лекарства? Антибиотики. Реакции организма на прием лекарств. Аллергия на лекарства.
Тема 6. Комбинированный урок «Как избежать отравлений» . Признаки отравления. Кишечные расстройства. Срок годности продуктов питания. Почему необходимо тщательно пережевывать пищу? Регулярный стул — хорошая привычка.
Тема 7 Итоговое по разделу: конкурс знатоков «доктора Айболита»
Тема 1. Урок- беседа «Безопасность при любой погоде» . Как избежать солнечных ожогов и тепловых ударов. Безопасность при грозе. Сквозняки. Мокрые (переохлажденные) ноги. Как избежать простуды? Как вести себя на улице в гололед?
Тема 2.Урок –беседа «Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте» . Беспорядок в доме (в комнате) — причина многих травм. Не бегай по мокрому полу. Не прикасайся мокрыми руками к электрическим приборам и проводам. Правила дорожного движения. Не играй на проезжей части дороги, стройке, в местах большого скопления машин и людей. Не лезь в переполненный транспорт. Не прыгай в него на ходу. Не высовывай руку из окна автомобиля и др. транспорта во время движения. Находясь в автомобиле, не дотрагивайся до кнопок и рычагов управления.
Тема 3. Урок – лекция «Правила безопасного поведения на воде» . Не купайся один (в реке, озере, море). Не ныряй вниз головой в незнакомом месте. Не купайся в грозу. Купайся только в отведенных для этого местах. Никогда не соглашайся на спор прыгнуть в воду с большой высоты или преодолеть вплавь большое расстояние. Не ходи зимой по тонкому льду.
Тема 4. Мультимедиа- урок «Правила обращения с огнем» . Не играй со спичками и зажигалками. Не садись близко у горящей печки, камина, костра. Не разжигай костер, если рядом нет взрослого. Не бросай в костер патроны, снаряды, не лей в него бензин, керосин и другие воспламеняющиеся жидкости. Соблюдай правила пользования газовой плитой.
Тема 5. Урок-беседа «Как уберечься от ударов электрическим током» . Что такое электрический ток? Не трогай руками висящий или торчащий откуда-то провод, не наступай на него ногой! Не стой под деревом во время грозы. Не прикасайся к человеку, находящемуся под действием электрического тока. Не купайся в реке, озере, море во время грозы. Не прикасайся мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.
Тема 6. Комбинированный урок «Как уберечься от порезов, ушибов, переломов» . Не высовывайся в открытые окна. Не прыгай с большой высоты. Не ходи по высоким и узким карнизам. Не бегай в темноте. Не бегай с острыми предметами в руках. Как следует обращаться с острыми, режущими и колющими предметами.
Тема 7. Комбинированный урок «Как защититься от насекомых» . Чем опасны мухи, комары, блохи, клещи и другие насекомые? Как бороться с мухами? Как избежать укусов комаров и других насекомых? Как защититься от клещей?
Тема 8. Урок –беседа «Предосторожности при обращении с животными» Чем опасны домашние (или одичавшие) животные? Животные как переносчики болезней. Укусы животных. Правила обращения с животными.
Тема 9. Комбинированный урок «Первая помощь при отравлениях жидкостями, пищей, парами, газами, дымом» . Первая помощь при отравлении щелочными и кислотными ядами. Первая помощь при отравлениях недоброкачественной пищей. Первая помощь при отравлениях угарным газом и дымом.
Тема 10. Комбинированный урок «Первая помощь при перегреваниях и тепловых ударах, при ожогах и отморожениях». Что такое тепловой удар? Что происходит в организме при тепловом ударе? Как следует вести себя человеку, получившему тепловой удар? Чем поить и кормить пострадавшего? Как избежать теплового удара (одежда, поведение, питание)? Ожоги различной степени. Первая помощь при ожогах. Что такое отморожение? Как избежать отморожений в морозную погоду? Какие меры принимать при отморожении?
Тема 11. Комбинированный урок «Первая помощь при травмах» . Переломы и вывихи костей, растяжения и разрывы связок. Что испытывает человек при травмах? Первая помощь при переломах костей, травмах суставов и связок. Шины и способы их наложения. Перевозка (транспортировка) человека с переломом руки или ноги. Первая помощь при порезах и ссадинах. Ушибы и их последствия. Как остановить кровоизлияние от ушиба и не дать образоваться шишке? Как остановить кровотечение из носа?
Тема 12. Комбинированный урок «Первая помощь при попадании инородных тел в глаза, уши, нос, горло» . Инородные тела: пыль, занозы, осколки стекла, насекомые и др. Случаи, когда они попадают человеку в глаз, ухо, нос или горло. Способы извлечения инородных тел из организма. Что может произойти с человеком, если он своевременно не освободится от инородного тела?
Тема 13. Урок- беседа «Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек». Опасны ли укусы насекомых. Как и чем следует обрабатывать место укуса насекомых. Укусы змей. Ядовитые и неядовитые змеи. Первая помощь при укусе ядовитой змеи. Что следует предпринять, если укусит собака, укусит или оцарапает кошка.
Тема 14 Итоговое по разделу: в икторина «Знай и умей»
Тема 15 Итоговое по предмету: интеллектуальный конкурс по ЗОЖ
V РАЗДЕЛ «ПОЗНАЕМ ИГРАЯ»
Тема№1 игра «Витамины»
Тема №2 Интеллектуальный конкурс по «ЗОЖ»
Тема №3 Веселые эстафеты «Спорт любить, здоровым быть!»
Источник