Меню

Азбука витаминов проект 8 класс

Азбука витаминов проект 8 класс

Полушкина Мария Ильинична , ученица 2 А класса ЧОУ Гимназия №212 «Екатеринбург — Париж» г. Екатеринбурга, 8 лет

Номинация: «Исследовательский проект»
Куратор: Парулина Светлана Викторовна

Исследовательский проект «Витаминная азбука»

Детский организм интенсивно растет, что требует высокой активности обменных процессов. Ослабленный организм ребенка очень подвержен инфекционным заболеваниям. Плохое настроение, отсутствие аппетита, раздражительность, замедленный рост и развитие ребёнка все это возникает из-за недостатка витаминов и минеральных веществ.

В прошлом году я пропустила несколько учебных дней по состоянию здоровья. Важной задачей для меня стало укрепление здоровья, так как не хотелось болеть и пропускать учёбу в школе, занятия в секции и музыкальной школе.

Родители дома, учителя и врач в гимназии всегда обращают внимание на наше полноценное питание, следят за тем, чтобы мы получили достаточное количество витаминов с пищей.

Именно поэтому мы решили провести исследовательскую работу на тему: «Витаминная азбука». Нам стало интересно узнать, что такое витамины, где они прячутся, какие витамины нужны для растущего организма и для чего нам необходимо употреблять в пищу всю витаминную «азбуку»?

Гипотеза: правильное питание, прием витаминов помогут мне быть здоровой и не пропускать занятия в гимназии, музыкальной школе и спортивной секции.

Цель проекта : изучить витаминную «азбуку», выяснить, как влияют витамины на растущий организм.

1. Познакомиться с понятием «витамины»;

2. Определить какие витамины и из каких продуктов попадают в наш организм;

3. Провести анкетирование среди родителей о витаминах;

4. Познакомить одноклассников с информацией о пользе употребления разнообразных продуктов;

5. Создать игру «Витаминная азбука».

1.Что такое витамины?

В толковом словаре Ожегова сказано:

ВИТАМИН — органическое вещество, первоисточником которого обычно служит растение, необходимое для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества.

Витамины — жизненно необходимые вещества для поддержания основных функций нашего организма, для образования новых тканей и их обновления. Без витаминов жизнь человека невозможна («вита» — значит жизнь). Недостаточное их поступление сказывается на состоянии отдельных органов и тканей (кожа, слизистые оболочки, мышцы, скелет), а также на важнейших функциях (рост, продолжение рода, интеллектуальные и физические возможности, защитные функции организма). Длительный недостаток витаминов ведет сначала к снижению трудоспособности, затем к ухудшению здоровья, а в тяжелых случаях приводит к смерти.

На середину 2018 года известно 13 витаминов. Все они изучены, известно в каких продуктах они содержатся и какие болезни бывают при их недостатке. Так же изучен их химический состав, что дает возможность получать витамины искусственным путем.

Витаминная азбука состоит из витаминов: А, группы витаминов В (В1, В2, В3, В5, В6, В7, В9, В12), витаминов С, D , Е, К.

2.Витамины в продуктах питания и в поливитаминных комплексах

Работа над проектом была направлена на расширение и закрепление знаний о питании и бережном отношении к своему здоровью. В ходе исследования мы выяснили, какие продукты, содержащие витамины необходимо употреблять в пищу каждый день для детского питания.

Основным источником витаминов для человека является пища.

Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и зависит от разных причин: от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, характера технологической обработки пищи, выбора блюд и привычек в питании. Важную роль играет состав пищи. Для учащихся нашего класса мы подготовили буклет о том, где содержатся витамины растительного и животного происхождения, какое влияние оказывают на наш организм:

Витамин A (ретинол) – жирорастворимый витамин, антиоксидант, необходим для зрения и костей, а также здоровья кожи, волос и работы иммунной системы. Ретинол участвует в окислительно-восстановительных процессах, регуляции синтеза белков, способствует нормальному обмену веществ, играет важную роль в формировании костей и зубов, а также жировых отложений; необходим для роста новых клеток, замедляет процесс старения. Витамин А хорошо борется с вирусами и бактериями, способствует укреплению ногтей, скорейшему заживлению ран.

Ретинол присутствует в продуктах животного и растительного происхождения, особенно много его в печени морских рыб и млекопитающих. Хорошими источниками являются морковь, красный перец, зелёный лук, салат, тыква и томаты.

В организме его запасы остаются достаточно долго.

Суточная норма для детей школьного возраста 400-600 мкг.

Известный, как витамин B1, тиамин играет важную роль в процессах метаболизмаы углеводов, жиров и белков. Вещество необходимо для нормального роста и развития и помогает поддерживать надлежащую работу сердца, нервной и пищеварительной систем. Тиамин, являясь водорастворимым соединением, не запасается в организме.

Основные количества тиамина человек получает с растительной пищей. Богаты тиамином пшеничный хлеб из муки грубого помола, соя , фасоль , горох , шпинат . Меньше содержание тиамина в картофеле , моркови , капусте . Из животной пищи содержанием тиамина выделяются печень , почки , мозг , свинина , говядина , дрожжи.

Суточная норма для детей школьного возраста 0,9 мг.

Читайте также:  Витамины для женщин при нарушении менструального цикла

Один из наиболее важных водорастворимых витаминов . Витамин B2 необходим для образования эритроцитов , антител , для регуляции роста и репродуктивных функций в организме. Он также необходим для здоровья кожи , ногтей , роста волос и в целом для здоровья всего организма, включая функцию щитовидной железы .

Суточная норма для детей школьного возраста 1,7-1,9 мг.

Продукты содержащие, рибофлавин: кедровые орешки, печень и почки, дрожжи, миндаль, грибы, яйца, творог, брокколи.

Уникальность данного элемента в том, что он единственный среди всех витаминов используется в качестве полноценного лекарства для лечения некоторых заболеваний.

Вещество присутствует в природе в двух формах – никотиновой кислоты (в продуктах растительного происхождения) и никотинамида (в продуктах животного происхождения). Самая главная функция ниацина – помощь в выработке энергии. С его помощью в организме синтезируются особые вещества, которые помогают преобразовать углеводы в запас энергии. Очень важно его значение для сердца, сосудов и нервной системы. Кроме этого витамин необходим для синтеза гормонов. Его принимают в качестве профилактики онкологических заболеваний.

Содержится в злаках (ржаной хлеб, овсянка, пшеница, ячневая крупа), ананасе, манго, свекле, гречке, фасоле, мясе, грибах, печени, почках, зеленом горошке, тунце.

Суточная норма для детей школьного возраста 10-12 мг.

Роль пантотеновой кислоты в организме обширна. Витамин B5 играет ключевую роль в процессе выработки энергии организмом человека, улучшает реакцию организма на внешние раздражители, способствует заживлению ран, повышает интеллект и иммунитет. Пантотеновая кислота принимает активное участие в процессе формирования антител. Также она участвует в метаболизме жирных кислот, активизирует окислительно-восстановительные процессы, нормализует липидный обмен и помогает организму усвоить другие витамины.

Рекомендуемая суточная потребность 4-7 мг.

Суточная потребность человека в пантотеновой кислоте удовлетворяется при нормальном смешанном питании, так как она содержится в очень многих продуктах животного и растительного происхождения (горох, дрожжи, фундук, зеленые листовые овощи, гречневая и овсяная крупы, морковь, цветная капуста, чеснок. Почки, сердце, цыплята, яичный желток, молоко, икра рыб).

Один из самых необходимых для человека веществ: поддерживает защитные силы организма, защищает от вирусов. Этот витамин хорошо растворяется в воде, а потому не находится в организме человека долго (не накапливается в органах и тканях). Потребность в нем необходимо ежедневно восполнять при помощи еды.

Витамин B6 содержится во многих продуктах. Особенно богаты им зерновые ростки, грецкие орехи и фундук , шпинат , картофель и батат , морковь, цветная и белокочанная капуста, помидоры, клубника, черешня, апельсины и лимоны, авокадо , меньше в мясных и молочных продуктах, рыбе, яйцах, крупах и бобовых.

Витамин В6 просто незаменим для сильного иммунитета. Он контролирует образование антител, защищающих организм от болезней. Если у человека пиридоксин содержится в крови в нормальном количестве, то иммунитет крепкий, человек редко болеет и чувствует себя хорошо. Также этот микроэлемент помогает выводить из организма аминокислоту, которая способствует возникновению инсульта и инфаркта. Именно пиридоксин рассасывает холестериновые бляшки, тромбы и делает кровь более жидкой.

Витамин В6 (пиридоксин) очень важен для организма, поскольку улучшает усвоение ненасыщенных жирных кислот. Вместе с кальцием он способствует нормальному функционированию мышц и сердца и эффективному их расслаблению.

Суточная норма для детей школьного возраста 1,6 мг.

Витамин В7 в организме нужен для:

— Синтеза жирных кислот;

— Метаболизма жиров, белков, углеводов и аминокислот;

— Поддержания нормального уровня глюкозы в крови;

— Нормального функционирования нервной системы;

— Поддержания нормальной кожи и слизистых оболочек;

— Поддержания здоровья волос и ногтей.

В малых количествах биотин содержится во всех продуктах, но больше всего этого витамина содержится в печени , почках , дрожжах , бобовых ( соя , арахис ), цветной капусте, орехах. В меньшей степени он содержится в томатах , шпинате , яйцах (не сырых), в грибах .

С пищей поступает достаточное для организма количество биотина.

Суточная норма для детей школьного возраста 20 мкг.
ВИТАМИН В9

Фолиевая кислота – водорастворимый витамин, необходимый для роста и развития кровеносной и иммунной систем. Фолиевая кислота в организме человека играет важную регулятивную роль. Основные функции вещества в крови заключаются в:

стимуляции работы органов кроветворения и сердечнососудистой системы;

регуляции артериального давления;

профилактике рака молочной железы;

восстановлении функций печени;

нормализации процессов пищеварения, которые заключаются в синтезе углеводов, жиров, протеина и ДНК;

выработке серотонина (гормона удовольствия);

восстановлении работы головного и спинного мозга;

очищении от токсинов.

Кроме всего сказанного выше, существуют подтверждения того, что витамин помогает восстановлению целостности кожных покровов и участвует в работе иммунной системы.

Фолиевая кислота участвует в репродуктивной функции. Также вещество отвечает за правильную работу органов желудочно-кишечного тракта и ускоряет процессы метаболизма.

Суточная норма для детей школьного возраста 150-200 мкг.

Фолиевая кислота в значимых количествах содержится в зелёных овощах с листьями, в некоторых цитрусовых , в бобовых , в хлебе из муки грубого помола, дрожжах , печени , входит в состав мёда .

Читайте также:  Супрадин жевательные витамины для женщин

Основная польза кобаламина заключается в помощи развития эритроцитов, он необходим для нормального процесса деления клеток (кроветворения) и образования ДНК. Он влияет на состояние быстро обновляющихся тканей – крови, иммунной системы, кожи и слизистой желудочно-кишечного тракта. Также приносит неоценимую пользу в формировании нервных волокон и оказывает положительное влияние на обмен веществ, движение липидов и углеводов в организме. Предотвращает появление анемии. У детей способствует росту и улучшению аппетита. Увеличивает энергию. Поддерживает нервную систему в здоровом состоянии. Снижает раздражительность. Улучшает концентрацию, память и равновесие.

Лучшие натуральные источники кобаламина: печень и почки говяжьи, говядина , свинина , баранина , яйца , молоко , сыр , треска , кета , скумбрия , креветки , мидии.

Суточная норма для детей школьного возраста 1,8 мкг.

Витамин С (аскорбиновая кислота) является мощным антиоксидантом, укрепляет иммунную систему человека, предохраняет её от вирусов и бактерий, ускоряет процесс заживления ран, оказывает влияние на синтез ряда гормонов, регулирует процессы кроветворения и нормализует проницаемость капилляров, необходим для роста клеток тканей, костей и хрящей организма, регулирует обмен веществ, выводит токсины, улучшает желчеотделение, восстанавливает внешнесекреторную функцию поджелудочной и щитовидной железы. Витамин С замедляет процесс старения, снижает интоксикацию организма. Аскорбиновая кислота применяется как общеукрепляющее средство при различных болезнях.

Продукты богатые аскорбиновой кислотой: киви , шиповник , красный перец , цитрусовые, чёрная смородина , лук , томаты , листовые овощи ( салат , все виды капусты), картофель .

Суточная норма для детей школьного возраста 45-50 мг.

Витамин C хорошо растворим в воде. В целом это очень нестойкое вещество.

На сегодняшний день витамином D считаются два соединения – холекальциферол ( D3) и эргокальциферол (D2).

Основная функция, выполняемая витамином – обеспечение полноценного всасывания фосфора, кальция и магния, необходимых для нормального развития костной системы. Данное вещество способствует достаточному отложению кальция в дентине и костях, осуществляя профилактику появления остеопороза и рахита, препятствуя размягчению (остеомаляции) костей. Роль витамина D защитой костей не ограничивается: он повышает иммунитет, предупреждает слабость мускулов, обеспечивает нормальную свертываемость крови и функционирование щитовидной железы. Улучшая минеральный обмен, витамин D принимает участие в восстановлении защитных оболочек, окружающих нервы, включаясь, таким образом, в состав комплексной терапии и профилактики рассеянного склероза. Кроме того, витамин D эффективно регулирует сердцебиение и артериальное давление, в том числе, у беременных, препятствует росту раковых клеток.

Витамин D вырабатывается в клетках кожи под воздействием солнца. Тем не менее, содержится он и в продуктах: яичном желтке, рыбьем жире, сельди, икре, кисломолочных изделиях, сливочном масле, печени.

Активность препаратов на основе витамина выражается в МЕ – международных единицах (1 МЕ содержит 0, 025 мкг витамина D в химически чистом виде). Суточная норма для детей школьного возраста 400-500 МЕ.

Витамин Е является уникальным веществом, обладающим способностью омолаживать организм, замедляя процессы старения. Именно поэтому его называют витамином молодости и красоты. Также витамин Е уменьшает свертываемость крови, а значит, улучшает микроциркуляцию и не допускает кровяного застоя в различных органах и тканях. Кроме того, витамин Е делает стенки кровеносных сосудов гладкими, вследствие чего на них не откладываются холестериновые бляшки, за счет чего профилактируется атеросклероз. Улучшение свойств крови и состояния сосудов, а также профилактика атеросклероза в совокупности обеспечивают предотвращение сердечнососудистой недостаточности при регулярном употреблении витамина Е. Витамин Е улучшает функционирование иммунной системы, за счет чего предупреждаются инфекционно-воспалительные заболевания любых органов. В сочетании с витамином А предохраняет легкие от негативного воздействия загрязненного воздуха. Также витамин Е улучшает тонус и работоспособность мышц, купирует судороги и ускоряет заживление различных ран и ожогов. При применении витамина Е раны заживают с меньшими рубцами или вовсе без таковых.

Максимальное количество токоферола содержится в следующих продуктах питания: масла (соевое, хлопковое, кукурузное, подсолнечное и оливковое); пророщенные зерна кукурузы и пшеницы; соя; горох; кукуруза в зернах; фасоль; крупы (перловая, овсяная, кукурузная, гречка); креветки; кальмары; яйцо; судак; скумбрия.

Суточная норма для детей школьного возраста 8-10 мг.

Витамин К – жирорастворимое соединение, необходимое для синтеза белков , которые обеспечивают достаточный уровень свертывания крови – коагуляцию. Вещество выполняет первостепенную роль в протекании обменных реакций в соединительной ткани, костях и необходимо для поддержания здоровой работы почек. Витамин К обеспечивает усвоение кальция и взаимодействие макроэлемента с витамином D . Он разрушается под воздействием прямого солнечного освещения, щелочной среды.

Витамин K обнаружен в зелёных листовых овощах (шпинат, латук); в зелёном чае; в капусте (белокочанной, цветной, брюссельской, брокколи); в пшенице (отруби) и других злаках; тыкве; авокадо; в некоторых фруктах (киви, банан); в мясе; коровьем молоке и молочных продуктах; яйцах; сое; петрушке.

Суточная норма для детей школьного возраста 40-60 мкг.

Читайте также:  Витамин с химически синтезированный

У детей школьного возраста основным источником витаминов являются продукты питания, поэтому нужно серьёзно подойти к составлению меню ребёнка. Необходимо помнить, что питание должно быть не только полезным, но разнообразным и сбалансированным. В детском питании нужно широко использовать самые разнообразные продукты, так как все витамины жизненно необходимы детям.

В своём исследовании мы выяснили, какие продукты, содержащие витамины необходимо принимать в пищу каждый день для детского питания:

500 мл молока или кисломолочного напитка;

50 г творога или творожных изделий;

150 – 200 г мясных продуктов;

25 – 30 г сливочного масла, 10 – 15 г растительного масла;

15 – 20 г сметаны;

70-100 г хлеб ржаной, 150-200 г хлеб пшеничный;

45-50 г крупа (макаронные изделия);

70-80 г сахар (кондитерские изделия);

200 г картофель;

275-300 г другие овощи;

200-500 г фрукты, ягоды.

Синтетические и натуральные витамины

В организм детей могут поступать витамины, полученные химическим путём. Это различные поливитаминные комплексы, которые продаются в аптеках нашего города. Хотя многие витамины могут быть синтезированы искусственно, большинство витаминных препаратов (таблеток, капсул, порошков, жидкостей) производят, используя естественные источники.

Например, витамин А получают из масла печени рыб; витамины группы В—из дрожжей или печени; витамин С считается самым лучшим, если он изготовлен из ягод шиповника; витамин Е извлекают главным образом из соевых бобов, зародышей пшеницы или других зерновых и т. д.

Химический анализ показывает, что получаемые препараты не отличаются от природных витаминов, но, как правило, последние оказывают более выраженное положительное действие и не вызывают побочных реакций. Почему?

Во-первых, в пищевых продуктах обычно содержится целый комплекс веществ, обладающих сходной витаминной активностью, а не одно вещество. Например, натуральный витамин Е может включать в себя все существующие в природе токоферолы, а не только один токоферол, поэтому он более эффективен, чем его синтетический двойник.

Во-вторых, в продуктах питания содержатся различные витамины и биологически активные вещества, усиливающие действие друг друга (улучшающие усвоение и замедляющие выведение). Синтетический витамин С — это только аскорбиновая кислота и ничего больше. Натуральный же витамин С, извлеченный из плодов шиповника, содержит целый комплекс витаминов С, а также биофлавоноиды (витамин Р). Поэтому натуральный витамин С гораздо более эффективен.

Очень часто особенности питания не позволяют полностью удовлетворить потребности во всех витаминах только за счет пищи. В связи с этим желательно дополнительное поступление витаминов в детский организм. Оно может быть обеспечено за счет индивидуального приема детских поливитаминных препаратов.

Поливитаминные комплексы способствуют:

— повышению работоспособности, выносливости;

— повышению сопротивляемости к заболеваниям;

— улучшению состояния кожи, ногтей и волос;

— улучшению памяти и усвоения учебного материала.

В ходе исследования мы решили поинтересоваться у наших родителей про витамины и провели анкетирование. В результате мы выяснили, что из 14 опрошенных родителей нашего класса:

  • 93 % покупают витамины ребенку (13 чел.)
  • 50 % принимают витамины 3-4 раза в год (7 чел.)
  • 36 % принимают витамины 1 раз в год (5 чел.)
  • 14 % принимают витамины от случая к случаю или когда ребенок заболел (2 чел.)
  • 36 % считают, что в их семье есть реальная возможность давать суточную норму витаминов только из натуральных продуктов (5 чел.)
  • 86 % считают, здоровье ребенка зависит от потребления витаминов (12 чел.)

Подводя итог, можно сказать, что витамины играют очень важную роль в жизни человека. Поэтому нужно питаться правильно и постоянно есть свежие фрукты, овощи и другие продукты, содержащие большое количество полезных веществ.

Для детей витамины особенно важны, от них зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.

Нами были составлены буклеты «Витамины — что это?», в которых собрана основная информация о витаминах, (где содержится большее количество, прописана суточная норма для детей 8-10 лет, а также описано их действие на организм).

Для расширения кругозора учащихся о полезном влиянии комплекса витаминов мы придумали игру «Витаминная азбука». Её можно использовать и в качестве учебного пособия на уроках окружающего мира при изучении тем: «Укрепление здоровья», «Витамины в нашей жизни», «Полезные свойства овощей и фруктов». В своем проекте мы достигли цели, выполнили задачи и подтвердили гипотезу, что правильное питание и регулярный прием витаминов помогают мне быть здоровой и не пропускать занятия в гимназии, музыкальной школе и спортивной секции. С нашим мнением согласны и наши родители.

4. Список использованной литературы

1. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. “Толковый словарь русcкого языка”

2. Полная медицинская энциклопедия. Здоровье ребенка. Том 4. Питание и закаливание детей / Аникеева Л.Ш.

3. Общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия — Википедия.

Источник

Adblock
detector