Внеклассное мероприятие по биологии (8 класс) «Азбука витаминов»
методическая разработка (8 класс) по теме
Данное мероприятие посвящено теме «Витамины».Цель : сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vneklassnogo_mepropriyatiya_po_teme_vitaminy.docx | 147.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Азбука витаминов»
сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.
- развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между веществами и организмом, умения сравнивать обосновывать свою точку зрения, развивать в детях способность к логическому мышлению;
- показать значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ;
- разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом;
- определить присутствует ли у детей витаминная недостаточность;
- научить применять теоретические знания на практике.
Формы и методы (методические приемы):
- частично-поисковый;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- работа с научной литературой;
- работа с таблицами, презентациями.
Проектор, таблицы, видеофильм, презентация, витаминные препараты, фрукты и овощи, продукты животного происхождения, богатые витаминами.
У: Какое время года вам нравиться больше всего? (осень, зима, лето)
У: Какие ассоциации возникают у вас со словом «весна»?
-Тепло, удлинение светового дня, снег тает, прилет птиц.
У: Почему некоторым людям не нравится весна?
У: Чего не хватает организму весной?
У: Как называется нехватка витаминов в организме?
У: Какой теме будет посвящена сегодняшняя викторина?
У: В сегодняшней викторине принимают участие команды 8-классов.
У: уважаемые родители, почему команды названы латинскими буквами A, B,C,D?
-это названия витаминов.
2 слайд. Эпиграф: Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждение.
— Сегодня вы их должны продемонстрировать.
3 слайд. Этапы викторины:
2.Роль витаминов в организме человека. (презентацию готовит каждая команда)
5.Результаты анализа тестирования в классе «Есть ли у меня авитаминоз»?
6.Реклама витаминов. (Домашнее задание каждой команде)
Вначале ставим проблему, которую должны решить в конце нашей викторины.
4 слайд. Постановка проблемы. Почему витамины являются основой жизни человека?
Итак, приступаем к разминке. Послушайте условия: должна быть тишина, поднимаем руки. За правильный ответ получаете жетон.
Оценивать будут жюри, ученицы 9 класса.
5 слайд. 1.РАЗМИНКА
1. Кто ввел впервые понятие витамин? (польский биохимик Казимир Функ)
- Какого витамина много в рыбьем жире? (Д)
- Недостаток, какого витамина вызывает куриную слепоту? (A)
- Какой витамин необходим для свёртывания крови? (К)
- Какой авитаминоз чаще других возникал у мореплавателей? (С)
- Томаты, морковь, апельсины и петрушка содержат витамин… (А)
- При отсутствии, какого витамина возникает цинга? (С)
- Недостаток, какого витамина вызывает сухость кожи? (Е)
- При недостатке, какого витамина развивается рахит? (Д)
- Недостаток, какого витамина вызывает заболевание бери-бери? (В)
- Какой витамин разрушает табачный дым? (С)
- Группа питательных веществ, содержащихся в шоколаде, мучных изделиях? (углеводы) .
- Питательные вещества – строительный материал клетки (белки).
- Сложный растительный углевод (целлюлоза).
- “Кладезь” витаминов (фрукты).
- “Животный крахмал” (гликоген)
- Приём пищи (завтрак).
- Макроэлемент нашего организма (кальций).
6 слайд. 2.РОЛЬ ВИТАМИНОВ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ от каждой команды)
7 слайд. 3.ЗАЩИТА ПЛАКАТА.
8 слайд. 4.МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Задание 1. Опыты Лунина с мышами.
Задание 2. Опыты Лунина с мышами.
Задание 3. Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
(потому что витамины и питательные вещества выполняют разные функции: питательные вещества являются строительным материалом и источником энергии, а витамины входят в состав биологических катализаторов-ферментов, или сами являются ферментами, которые ускоряют химические организации в организме.
Задание 4. Назовите важное свойство живых организмов. Почему оно важное?
Первый опыт Лунина с мышами.
Выбери лучшую формулировку вывода из опыта
Варианты ответов:
1. Что мышам давали, то они и ели.
2. Мыши, получавшие искусственную пищу, состоящую из белков молока, жиров молока, углеводов молока и воды, умирали через семь дней.
3.Мыши предпочитают естественную пищу.
4.Мыши, получавшие искусственную пищу, умирали через семь дней.
Второй опыт Лунина с мышами.
Выбери лучшую формулировку вывода из опыта
Варианты ответов:
1. Минеральные вещества жизненно необходимы животным.
2.Искусственная пища всегда хуже естественной.
3.В молоке в малом количестве есть еще какие-то жизненно необходимые вещества.
9 слайд. 5.РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ТЕСТА В КЛАССЕ «ЕСТЬ ЛИ У МЕНЯ АВИТАМИНОЗ»? (предварительное тестирование в каждом классе)
При длительном недополучении организмом какого-либо витамина, возникает заболевание – авитаминоз.
Если организм всё-таки получает витамин, но недостаточно, то возникает заболевание – гиповитаминоз.
Гипервитаминоз – это реакция организма на избыток витаминов (одного или нескольких). Так, например, суточная потребность
витамина А должна быть 0, 4 – 0, 7 мг у взрослого человека, а у детей – 1, 0 мг. В 12 — суточная норма у взрослого человека 2-3 мкг, детей — 0, 5 – 2 мкг.
Учитель: Анализ результатов тестирования показал:
небольшой витаминный голод наблюдается в 8а,в,г-69-82%,меньше всего в 8б-19%.Высокий недостаток витаминов выражен в 8а( 23%).
10 слайд. 6.РЕКЛАМА ВИТАМИНОВ.(каждая команда приготовила рекламу)
11 слайд . Решение проблемы: Почему витамины являются основой жизни человека?
- участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей;
- усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.
Группа витаминов В
- в регуляции деятельности ЦНС;
- уменьшает отложения холестерина на стеках кровеносных сосудов;
- регулирует образование эритроцитов и тромбоцитов;
- участвует в обмене Са и Р;
- обеспечивает нормальное протекание обмена веществ;
- регулирует обмен белков и углеводов.
12 слайд 7.Правильное питание – залог здоровья, красоты и успеха.
Источник
Витамины
Что это такое?
Большинство витаминов не синтезируются клетками и поступают в организм вместе с пищей. Исключениями являются витамины D, К и В3. Витамин D синтезируется в коже под действием ультрафиолетовых лучей, а К и В3 синтезируют бактерии кишечника.
Многие витамины являются составной частью ферментов и участвуют в ускорении биохимических реакций, влияя на обмен веществ. К витаминам не относятся микроэлементы и незаменимые аминокислоты.
О витаминах можно сформулировать несколько тезисов:
- обозначаются латинскими буквами, за которыми стоят названия органических веществ;
- при недостатке развивается гиповитаминоз;
- при избытке развивается гипервитаминоз;
- долгое отсутствие витаминов вызывает авитаминоз;
- суточная потребность колеблется от 1,5 мкг до 600 мг в зависимости от витамина;
- детям и подросткам некоторые витамины требуются в большем количестве, чем взрослым, что связано с интенсивным ростом и развитием организма;
- требуются в течение всей жизни.
Рис. 1. Признаки авитаминоза.
Разные продукты содержат разные витамины, поэтому, чем разнообразнее рацион, тем больше возможности получить все необходимые вещества в суточной норме. Однообразное питание (только каши или только мясо) приводит к гиповитаминозу.
Часть витаминов теряется при приготовлении пищи. Например, витамин С разрушается уже при 60°С. При этом некоторые витамины не усваиваются без термической обработки.
«Натуральные» витамины, т.е. полученные из продуктов питания, абсолютно идентичны синтетическим.
Виды и действие
Витамины делятся на два вида:
- водорастворимые– не накапливаются, избытки вымываются водой (С, группы В);
- жирорастворимые– могут накапливаться в организме в жировой ткани (К, А, Е, D).
Общее действие, норма и нахождение в продуктах представлено в таблице “Витамины”.
Название
Действие
Суточная норма
Где находятся
Регулирует синтез белка, влияет на рост волос, ногтей, участвует в поддержании иммунных реакций, функции зрения, способствует эластичности кожи, является антиоксидантом.
Печень, молочные продукты, яичный желток.
Помогает извлекать энергию из углеводов, способствует нормальному функционированию нервной системы.
Бобовые, фундук, печень, отруби
Необходим для образования эритроцитов, антител, для регуляции роста и репродуктивной функции в организме, важен для здоровья кожи, ногтей, роста волос.
Куриная печень, дрожжи, яйца, молочные продукты.
Участвует в обмене липидов и углеводов, улучшает память.
Фасоль, гречка, ржаной хлеб, мясо, печень.
Способствует обмену жиров, прохождению нервных импульсов, регулирует уровень инсулина и холестерина.
Рис, овсянка, проросшие зёрна пшеницы, шпинат, печень, молоко.
В5 – пантотеновая кислота
Участвует в белковом и жировом обмене.
Рис, дрожжи, субпродукты
Участвует в обмене веществ и кровообращении.
Регулирует белковый и жировой баланс, участвует в синтезе ферментов.
Печень, яйца, сыр, мясо, зелёный горошек, яблоки, картофель.
Влияет на передачу генетической информации и уровень гемоглобина.
Зелёные овощи, яйца, бананы, орехи.
Участвует в кроветворении, поддерживает уровень гемоглобина.
Морепродукты, морская капуста, икра, творог.
С – аскорбиновая кислота
Влияет на образование коллагена, способствует защитным реакциям организма, делает кровеносные сосуды эластичными.
Смородина, шиповник, цитрусовые, капуста и картофель.
Группа D – эргокальциферол, холекальциферол, дигидротахистерол.
Участвует усвоение кальция и фосфора организмом, в формировании и росте костей, способствует развитию зубов.
Солнечный свет, рыба, яйца.
Защищает мембраны клеток от повреждающего действия кислорода, способствует кровообращению, участвует в формировании мышц.
Растительные масла, орехи
Способствует свертываемости крови.
Цветная капуста, шпинат, куриное мясо.
Рис. 2. Содержание витаминов в продуктах питания.
Бета-каротин находится в овощах (морковь, петрушка, перец) и является предшественником ретинола, а триптофан (аминокислота) – ниацина. Попав в организм, бета-каротин синтезирует витамин А, как триптофан – витамин В3.
Значение
Несмотря на то, что большинство витаминов поступает в организм исключительно из внешней среды, они играют значительную роль в метаболизме. Без витаминов нарушается работа органов, ослабевает иммунитет, развиваются различные заболевания.
Витамины выполняют следующие функции в организме человека:
- участвуют в обменных процессах в составе ферментов и гормонов;
- обладают антиоксидантными свойствами, защищая организм от воздействия свободных радикалов;
- участвуют в синтезе гормонов;
- регулируют работу органов;
- способствуют усвоению химических элементов.
Рис. 3. Участие витаминов в метаболизме.
Что мы узнали?
Из урока биологии 8 класса узнали об особенностях витаминов – органических веществ, участвующих в обмене веществ. Рассмотрели их действие на организм человека, суточную норму, источники основных витаминов, а также их значение для организма.
Источник
Азбука витаминов.
Цель урока: Организовать такие способы умственных действий учащихся, которые способствовали бы формированию знания биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.
Изучить группы витаминов и их биологическую роль для осуществления обмена веществ в организме человека.
Исследовать наличие витамина С в свежевыжатом яблочном соке и готовом яблочном соке из тетрапака.
Доказать значимость витаминов для жизни и здоровья человека.
Показать основные продукты питания наиболее богатые витаминами, научить эффективно использовать витамины в зимний период времени.
Просмотр содержимого документа
«Азбука витаминов.»
«Человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия». К.Э. Циолковский.
- Доказать значимость витаминов для жизни и здоровья человека.
- Изучить группы витаминов и их биологическую роль для осуществления обмена веществ в ор-ганизме человека.
- Исследовать наличие витамина С в свежевыжа-том яблочном соке и готовом яблочном соке из тетрапака.
- Показать основные продукты питания наиболее богатые витаминами, научить эффективно ис-пользовать витамины в зимний период времени.
Витамины – органические вещества, поступающие с пищей, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.
имеет активный центр,
в отдельности лишены активности
В 1 – тиамин А – ретинол
В 2 – рибофлавин D – кальциферол
В 12 – цианкобаламин Е – токоферол
С – аскорбиновая к-та К – филлохинон
РР – никотиновая к-та
- Научное название.
- Продукты, содержащие данный витамин.
- Суточная потребность в витамине.
- Заболевание, возникающее при недостатке витамина в организме.
Гиповитаминоз – недостаток витаминов, приводящий к нарушению обмена веществ.
Авитаминоз – тяжелое заболевание, возникающее при отсутствии витамина в организме.
А – “ куриная слепота ”
Гипервитаминоз – избыток витамина в организме, приводящий к нарушению обмена веществ.
витамина С в яблочном соке.
Цель : исследовать йодометрическим способом натуральный яблочный сок и яблочный сок в упаковке Tetra Pak на предмет содержания витамина С.
Оборудование : натуральный яблочный сок, яблочный сок в упаковке Tetra Pak , йод, штатив для пробирок, пробирки
Содержание витамина С в различных сортах яблок продаваемых в сети магазинов г. Нефтекамск.
Содержание витамина С в мг на 100 гр съедобной части
- Витамины В1 и В12, попадая в организм, вместе могут вызвать аллергическую реакцию.
- Вместе не должны встречаться элементы кальция и железа, содержащиеся в витаминных препаратах.
- Повышается эффективность действия витаминов, если вместе окажутся витамин D и кальций; витамин Е и селен.
- Алкоголь вымывает из организма витамины А, всей группы В, а также кальций, цинк, калий, железо, магний.
- Никотин разрушает витамины А, С, Е и селен.
- Кофеин (более 3 чашек кофе в день) убивает витамины В, РР, снижает содержание в организме железа, калия, цинка, кальция.
- Аспирин уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, также калия и кальция.
- Снотворные средства затрудняют усвоение витаминов А, D , Е, В12 сильно снижают уровень кальция.
- Антибиотики разрушают витамины группы В, железо, кальций, магний.
- Биологическая роль витаминов заключа-ется в том, что они являются важной сос-тавной частью ферментов.
- В свежевыжатых соках наличие витаминов максимально.
- Витамины обеспечивают нормальное про-текание обмена веществ, укрепляют имму-нитет и здоровье человека.
- Источник витаминов – свежие овощи и фрукты, продукты животного происхождения.
Определите уровень своей успешности на занятии.
— Я не понял материал, не смог выполнить задания,
Источник