Проект «Азбука здоровья»
проект (старшая группа) по теме
Если ребенок с ранних лет поймет и усвоит, что движение для человека является залогом здоровья, то сможет сохранить и улучшить свое здоровье, избежать опасных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Новоселезневская СОШ филиал Ильинский детский сад «Ёлочка»
Тема проект «Азбука здоровья»
Направление практико-значимой работы: «Реализации технологии социального партнёрства с родителями». Вид проекта: творческо-исследовательский.
Актуальность проекта. Современный технический век упрощает жизнь человеку, делает её удобной, комфортной: транспорт доставит в любую точку города, лифт поднимет на нужный этаж, а пылесос почистит квартиру. Люди стали меньше двигаться! А дефицит движений приводит к нарушениям в работе сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, выделения и размножения. У человека развивается близорукость, появляется лишний вес, нарушается осанка. Просматривая мультфильм «Нехочуха», ребята весело хохотали над мальчиком, который попал в «Страну Неночуху», и у ребят возник вопрос: «А почему Великий Неночуха такой толстый и неуклюжий? Может он мало двигается?». Но тут возникли новые вопросы: «Почему мы двигаемся? Что мы знаем сами о пользе движения». И мы вместе с Валерией решили открыть секрет здоровья в движении. Появилась интересная идея: создать свой детский телевизионный канал «Движение – залог здоровья!». Сохранить здоровье – важная задача каждого дошкольника. Поэтому тема нашей работы актуальна.
Проблема: «Недостаточная заинтересованность ребенка и родителей в сохранении и укреплении своего здоровья»
Гипотеза проекта. Если ребенок с ранних лет поймет и усвоит, что движение для человека является залогом здоровья, то сможет сохранить и улучшить свое здоровье избежать опасных ситуаций.
Цель проекта: Узнать о пользе движения и заинтересовать детей и родителей в понимание необходимости заботиться о своём здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни.
Планируемая деятельность в рамках предлагаемого проекта способна решить следующие задачи:
- Формирование представлений об окружающей среде, о том, что полезно и что вредно для организма;
- Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов; привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- Заинтересовать детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью и ознакомление ребенка с ценностями здорового образа жизни;
- Воспитание привычки к ежедневным физическим упражнениям; удовлетворение природной потребности детей в движении; формирование потребности в ЗОЖ.
Срок реализации : среднесрочный (4 недели).
Целевая группа : дети старшего дошкольного возраста, родители.
Проект реализуется по двум направлениям: Совместная деятельность: ребенок и родители. Индивидуальная исследовательская деятельность ребенка.
Методы и формы работы , направленные на реализацию задач проекта
— практические: Оздоровительная работа
Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей
Источник
Проект «Азбука здоровья»
проект на тему
проект по здоровьесбережению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_valeologicheskoy_kultury_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Отдел социально-педагогического обеспечения
Воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста
через проектную деятельность
Автор: Головина Ольга Ивановна
МДОУ ЦРР-д/с №28 «Жемчужинка
Дата_________ Подпись _________
Куратор курса: Ринг Ирма Юрьевна
Дата_________ Подпись _________
«Детям совершенно так же, как и взрослым,
хочется быть здоровыми и сильными, только
дети не знают, что для этого надо делать.
Объясним им, и они будут беречься»
ЗДОРОВЬЕ – это величайшая человеческая ценность – это то, что желает иметь каждый человек. Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остается особенно острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения в XXI веке.
Статистика свидетельствует, что физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей. Соответственно доминирующая часть детей уже после рождения не готова к физиологически-полноценной жизни. Это заставляет задуматься о причинах, порождающих такие результаты. Безусловно, они связаны с политическими, социально-экономическими процессами, происходящими в России в последние годы. Но прежде всего причиной является культурный кризис общества и как его следствие – низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом.
В связи с этим актуально воспитание валеологической культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Ведь так как одно из направлений Президентской инициативы «Наша новая школа» — приоритет здорового образа жизни, который должен быть в полной мере реализован не только в школе, но и в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому задача каждого педагога ДОУ помочь детям стать телесно и психически здоровым многогранно способным, радостным и счастливым. Развитие элементарных валеологических понятий, основанных на реальных фактах о строении и работе организма, знаний о гигиенических нормах и правилах, будут способствовать развитию нравственных качеств ребенка и формированию осознанного, бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих и удовлетворению естественного интереса к данной проблеме. Ребенок не может развиваться, не зная цели и смысла своего существования, не имея представления о себе и своих возможностях. Интерес к проблеме носит личный и жизненный характер. Для решения данной проблемы необходима оптимизация образовательного процесса, разработка учебно – методического
материала по валеологии.
Принцип взаимозависимости физиологического и психического развития был реализован в трудах отечественных психологов П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. Впервые о необходимости валеологической культуры и ее сущности высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач И.И. Мечников. Он считал, что самое главное – это научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Сегодня содружество валеологической и педагогической наук накопило некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (К.Г. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, Л.Г. Татарникова), опыт формирования представлений у дошкольников о себе как представителе человеческого рода (С.А. Козлова), опыт формирования основ безопасности детей дошкольного возраста (М.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина), опыт формирования необходимых знаний, умений и навыков у дошкольников в организации здорового образа жизни (В.Г. Алямовская, Г.А. Баранчукова, Л.Н. Лагуткина и др.).
Анализ литературы и самоанализ деятельности по данной теме привели к выводу, что отсутствует система по валеологическому воспитанию дошкольников, выявлен недостаток теоретического и практического материала.
Поэтому мы решили использовать в своей работе проективный метод, так как он является эффективным средством активизации познавательного и творческого интереса не только детей, но, как показывает практика, и родителей, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. В связи с этим обозначилась тема проекта: «Азбука здоровья» .
II Механизмы реализации
В 2007 году в рамках Программы развития «Ради будущего детей» разработан проект «Азбука здоровья» по воспитанию валеологической культуры детей дошкольного возраста.
Цель проекта: создание условий для сохранения и стимулирования здоровья детей и приобщение их к ценностям здорового образа жизни.
- Формировать у детей представления о строении тела человека и функциях основных органов и систем.
- Научить некоторым приемам первой медицинской помощи.
- Развивать у детей мотивацию здорового образа жизни, потребность в освоении способов сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей.
- Формировать ценностное отношение к своему организму.
- Создать оптимальные условия педагогического воздействия между взрослыми и детьми.
- Воспитывать потребность быть здоровыми.
Сроки реализации проекта: 2007-2010гг.
Целевые группы, на которые направлена деятельность по проекту: дети, педагоги ДОУ, родители.
Новизна проекта заключается в том, что в проект включена исследовательская деятельность для того, чтобы помочь ребенку лучше узнать себя, свой организм, научиться бережно, относиться к себе, своему здоровью и здоровью других людей, знать и использовать возможности своего организма.
Инновация проекта в том, что организация образовательного процесса строится на принципах здоровьесбережения и на внедрении парциальной программы «Здоровье с детства», под редакцией Т.В. Козаковцева.
- у детей сформируются основы здорового образа жизни, ценностное отношение к своему организму;
- повышение уровня валеологических знаний у педагогов и родителей;
- создание комплекса методических и наглядных пособий по теме проекта;
- создание комплекса методических и наглядных пособий по теме проекта;
- обобщение педагогического опыта работы по использованию валеологических занятий в развитии мотивации здорового образа жизни у дошкольников.
Краткое описание мероприятий, направленных на осуществление проекта:
- проанализирована научно-методическая литература по теме проекта;
- изучены потребности педагогов в совершенствовании форм и методов работы по приобщению детей дошкольного возраста к ценностям здорового образа жизни;
- выявлены потребности родителей в повышение уровня валеологической культуры через опрос и анкетирование;
- разработан цикл занятий по валеологии для детей дошкольного возраста;
- разработан перспективный план работы с педагогами ДОУ и родителями;
- мониторинг исследования уровня физического развития детей.
Механизм реализации проекта «Азбука здоровья»: взаимодействие педагогов, родителей, детей.
В результате реализации данного проекта в работе с детьми использовали:
- занятия;
- здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе;
- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, словесные, игры-состязания, подвижные игры);
- чтение художественной литературы;
- праздники и развлечения.
Проект предусматривает повышение уровня педагогов по валеологическому образованию, взаимосвязь с узкими специалистами и педагогами дополнительного образования:
- творческая группа «Неболейка»;
- открытые мероприятия;
- ГМО «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе»
- индивидуальное и групповое консультирование.
В рамках проекта проводится работа с родителями по следующим направлениям:
- информационно-аналитическое: опрос, анкетирование;
- познавательное: семинары-практикумы, индивидуальное консультирование, родительские клубы;
- досуговое: праздники, развлечения, творческие отчеты.
Родители привлекались к проведению всех мероприятий (праздники, экскурсии, выставки, оформления группы и т.д.)
Работа по теме началась с создания условий для валеологического воспитания и образования воспитанников. Создан центр «Расти здоровым», который оснащен оборудованием содержит демонстрационный материал, дидактические игры и материал для поисково-исследовательской деятельности. Для решения поставленных задач разработаны циклы тематических занятий по валеологии: «Я — человек», «Познай себя», «Питание», «Профилактика заболеваний», «Помоги себе и другим» и разработан перспективный план для системной работы с педагогами и родителями. Данная система работы направлена на решение проблемы формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников, которая поможет развитию у детей мышления, нацеленного на здоровый образ жизни и на сохранение индивидуального здоровья.
В рамках проектной деятельности осуществляется преемственность по валеологическому воспитанию детей с ОУ-лицеем №7. Ежегодно проводятся совместные мероприятия. В 2008 году проведены социальные встречи с детьми «Научного общества малышей» (по экспериментальной – исследовательской деятельности с мультимедийным сопровождением). Выпускники – учащиеся начальных классов презентовали проекты по здоровьесбережению по темам: «Здоровое сердце – источник долголетия», «Здоровые зубы – веселая улыбка». В 2009 году в рамках преемственности со школой было организовано и проведено совместное физкультурно-оздоровительное мероприятие «Спортивный огород» с детьми коррекционной образовательной школой №8. Осуществляется социальное партнерство с другими образовательными учреждениями города. В 2009 году проведена экскурсия в физкультурно – оздоровительный комплекс с целью
обучения детей мини-баскетболу. Посещение музея и библиотеки осуществляет информационно – ориентационную деятельность. Партнерство с детской
поликлиникой координирует деятельность по профилактике и оздоровлению воспитанников.
Социальное партнерство предполагает укрепление внешних связей ДОУ с широким кругом учреждений на основе единого планирования и организации участия в комплексном решении задач по формированию навыков здорового образа жизни.
Для решения валеологических образовательных задач у детей старшего дошкольного возраста, было проведено опытно – экспериментальное исследование в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании участвовали дети группы «Солнышко» — экспериментальная группа (далее ЭГ) и группа «Незабудка» — контрольная группа (далее КГ). Для диагностического обследования дошкольников использовались методики обследования по выявлению уровня сформированности валеологических представлений Е.А.Терпуговой, комплексная диагностика культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста В.А.Деркунской, диагностика физического развития и физической подготовленности детей Т.С.Козаковцева (см. Приложение №1)
Таким образом, в ЭК высокий уровень повысился на 51%, средний на 8%, низкий – отсутствует. В КГ высокий уровень повысился на 4%, средний на 24%, низкий понизился на 28%. Контрольный этап эксперимента подтвердил, что внедрение Программы «Здоровье с Детства», под редакцией Т.С.Казаковцева позволило добиться позитивных результатов. У детей сформировалось мышление, нацеленное на здоровый образ жизни, на сохранение и укрепление здоровья. Опыт использования системы работы по формированию валеологических представлений апробирован в работе с детьми и распространен среди педагогов ДОУ, города, республики, региона.
Выбранная тема важна, сложна и значима. Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни. Он должен получить базовые знания,
которые помогут ему в дальнейшей жизни. Созданная комплексная система работы по формированию валеологических основ у дошкольников эффективна, о чем свидетельствуют результаты диагностического обследования воспитанников. За основу взяты Закон РФ «Об образовании» (ст.51) и положение об охране и
укреплении здоровья детей в Концепции дошкольного воспитания, где сказано, что целостное развитие дошкольника является основным смыслом всего дошкольного воспитания, которое должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическим благополучии. Наряду с этим концептуальной основой являются: методы активного формирования здоровья; требования к самому человеку как регулятору здоровья; развитие установки у детей на укрепление, сохранение здоровья, усвоение определенных гигиенических умений, а также существующие в дошкольной педагогике положение о ценностях здорового образа жизни. Согласно Проекту об инициативе Президента РФ «Наша новая школа» — работа по данной теме будет продолжаться. Включение данного опыта в образовательную среду связано с необходимостью определения оптимальных условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников, определения технологии вспомогательного валеологического сопровождения дошкольника, механизмы создания валеологически развивающей среды в семье.
Выявленные и проанализированные факты становятся основанием для замысла дальнейшего продолжения работы в валеологическом направлении.
Источник