Меню

Аюрведа что такое здоровье

Аюрведа что такое здоровье

натуральные восстановительные комплексы из индии

Аюрведа – это древняя наука о здоровой долгой жизни, в которой главным фактором благополучия считается единство тела, органов чувств и движения, ума и души (Чарака Санхите ок. 1000г. до н.э.).

Будучи одной из древнейших медицинских систем,Аюрведа оказала большое влияние на развитие арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения морскими и сухопутными торговыми путями везли в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, корица, алоэ и другие растения и благовония.

Аюрведический трактат «Аштанга Хридая самхита», написанный в IV в. до н.э. лег в основу трактата тибетской медицины Джуд Ши. На Тибет Аюрведа стала проникать с VII в. н.э., когда личным врачом правителя Тибета Сонгцена Гампо стал аюрведист.

В период расцвета Аббасидского халифата в Багдаде работало много врачей из Индии, некоторые из которых пользовались влиянием при дворе халифа. Математические, медицинские, в том числе фармакологические и аювердические, тексты переводились на арабский язык в Багдаде в конце первого тысячелетия нашей эры. Арабским переводом аюрведического трактата «Аштанкар» пользовался персидский философ и врач Ибн-Сина при написании знаменитого «Канона врачебной науки». В дальнейшем, тексты Ибн-Сины изучались европейскими алхимиками, труды которых оказали существенное влияние на формирование европейской медицины и химии.

К середине XX в. традиционная индийская аюрведическая медицина приобрела популярность на Западе, а к концу XX в. и в России. В Соединенных Штатах Аюрведу изучают в Национальном Институте Медицины Аюрведы; в Израиле — в колледже Ридман. Базовые процедуры Аюрведы (диагностика по дыханию и пульсу, лечебные диеты, очистительные клизмы, ванны и обливания) прочно вошли в медицинскую практику всех стран.

В настоящее время Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысячзарегистрированных врачей.

Аюрведа как наука о здоровье и гармонии

В Аюрведе внутренний мир человека тесно связан с его физиологией, душевное состояние с состоянием физическим. Болезнь по аюрведическим законам — это отсутствие гармонии души и тела.

С точки зрения Аюрведы, человек состоит из 5 стихий-первоэлементов – воздух, вода, земля, огонь и космос. Равновесие всех этих стихий называется»Пракрити». Состояние Пракрити — это состояние идеального здоровья.

Проявление стихий в человеке можно сравнить с делением на психотипы — кто-то больше похож на флегматика, а кто-то быст и горяч, как холерик, кто-то умеет так грустно вздыхать, как настоящий меланхолик, а кто-то подвижен и любознателен как сангвиник. Очень сложно найти человека, в котором не были бы перемешаны все психотипы понемногу, но какой-то один, как правило, преобладает.

Так же и в Аюрведе – в идеале, человек должен жить в гармонии всех 5 стихий, но какая-либо из них может быть преобладающей от рождения.

В Аюрведе определено три основных типа (доши) человека и его конституции: вата, питта и капха. Понятие Доша более глубокое, чем просто анатомическая конституция человеческого тела или его характер. В нем учитываются скорость обменных процессов, физическая и психическая подвижность, склонности и темперамент человека.

Вата – это воздух. Питта – это огонь и вода. Капха – это вода, земля и космос. В каждом человеке есть и вата, и питта, и капха, просто что-то одно выражено более явно. Все они находятся в балансе друг с другом.

Окружающий мир с его стрессами, заботами и т.п. воздействует на человека постоянно, изменяя его физическое (Доши) или психо-эмоциональное (Гуны) состояние. В этом случае баланс стихий-первоэлементов меняется. Человек постепенно выходит из гармонии и равновесия своих дош – ваты, питты и капхи. Это состояние называется «Викрити».

Цель технологий оздоровления Аюрведы — гармонизировать Викрити до Пракрити, вернув человека в его индивидуальное состояние гармонии и баланса.

Патологическое нарушение равновесия ваты, питты и капхи – это и есть основная причина отклонения в здоровье по Аюрведе.

Чем Аюрведа отличается от других систем оздоровления?

Аюрведа как система здоровья базируется не на диагнозе и поиске отдельного отклонения, а на выявлении заболевания в стадии тенденции к нарушению здоровья, т.е. в самом его зародыше. С точки зрения аюрведического врача, не может быть много питты и совсем не быть капхи, а вата быть сама по себе, т.к. они все взаимосвязаны друг с другом. Может быть дисбаланс между этими состояниями, который и будет первопричиной отклонений здоровья человека.

В норме у человека не должно быть явных патологических перекосов в ту или иную дошу. Аюрведический врач диагностирует патологическую активацию какой-либо доши и подбирает терапию не для её «лечения», а для гармонизации и уравновешивания состояния человека в целом.

Именно этим принципиально аюрведическая медицина отличается от европейской. На Западе ставят диагноз, привязанный к нарушению здоровья отдельной системы, а в Аюрведе будут рассматривать заболевание как часть целого нарушения гармонии в работе организма.

Таким образом, Аюрведа — это, в первую очередь, наука о комплексном подходе к здоровью человека, к его благополучию физическому и духовному, к его образу жизни и мировоззрению.

Каждый, кто начнёт изучать и применять это знание, может получить свой результат в зависимости от приложенных усилий и стараний. То, что результат получит каждый человек, начавший применять знания Аюрведы на своём опыте, не вызывает сомнения, т.к. система, не приносящая результатов своим последователям, не просуществовала бы более 5000 лет.

Источник

Аюрведа

Аюрведа – наука о жизни и о том, как прожить ее, сохранив здоровье. Более пяти тысяч лет назад она была систематизирована и записана в Индии на санскрите на письменных носителях. Древние мудрецы писали о том, что до того, как быть записанной, она долгие годы существовала в изустной традиции.

Основные принципы аюрведы

Аюрведа – это в основном именно наука о здоровье, а не о болезнях и их лечении. Она исходит из того, что причина нашей жизни нефизическая, и физическое тело – одно из следствий нашей жизни. Живет не тело, а обитающий в нём человек. Между человеком и физическим телом есть тысячи проводников, именно этими проводниками и их функциями занимается аюрведа. В наше время эта система была вновь открыта доктором Самуэлем Ганеманом, который описал ее в своем трактате о гомеопатии. Поэтому аюрведа и гомеопатия – «родные сёстры».

Читайте также:  Виды физических упражнений для укрепления здоровья

Область исследования здоровья и болезни в аюрведе составляют жизненное тело, чувства и ум. Аюрведическая теория жизненной силы и жизненного тела тождественна гомеопатической.

Аюрведа считает, что причиной поддержания жизни в теле в течение определенного времени является равновесие между материей и жизненной силой. В жизненном теле есть три функциональных центра (на санскрите – «доша»). Свойство одного – творчество, другого – сжигание, а третьего – пульсация. На санскрите их называют соответственно капха (или шлешма, слизь), питта (огонь) и вата (ветер). По аюрведе они действуют как три водоворота, имеющих определенные функции. Первый – причина поглощения, второй – выделения, а третий – равновесия между этими двумя противодействующими силами. Первая позволяет организму принимать пищу, питье, воздух, свет, звук и мысль для использования в построении тканей, способностей и семян. Вторая сила, как считает аюрведа, использует эти продукты как топливо для машины, она их сжигает, чем заставляет энергию проявиться. При этом оставшиеся после сжигания шлаки она выбрасывает как продукты выделения. Первый центр (капха) работает над построением семи тканей тела (плазма, кровь, плоть, корковая ткань, костная ткань, костный мозг, репродуктивная ткань). Второй центр работает над разрушением тканей для их утилизации. Третий поддерживает в равновесии эти две силы.

Здоровьем аюрведа считает состояние, когда все три силы в организме человека работают в равновесии. Когда это равновесие нарушается, происходит нездоровье. Наш ум воспринимает оба состояния как чувства и ощущения. Когда человек здоров, у него есть правильное понимание, правильное поведение и правильная речь, что можно назвать верными отношениями.

По аюрведе нарушение в любом из трех функциональных центров автоматически вызывает нарушение двух других. Нарушение работы каждого из центров по-своему проявляется в отклонениях от нормы на планах ума, чувств и материи. Нарушение деятельности первого центра (капхи) на физическом уровне приводит к образованию ненужных материалов (гной, мокрота, слизь и пр.) Оно же является причиной всякого разрастания тканей, ненужного деления клеток. Нарушения второго центра (пита) приводит к перепроизводству или недостаточному производству секретов (кислот, желчи, сока поджелудочной железы и пр.) Нарушение работы третьего центра (вата) приводит к образованию газов, нарушению перистальтики, нервным расстройствам, изнуряющим болям, параличу.

Причины всех этих болезней, как считает аюрведа, – в нашем неверном поведении, касающемся еды, питья, сна, работы и секса. Верное поведение поддерживает здоровье, которое понимается как лёгкость, комфорт, счастье и вкус к добродетельной жизни. Неверное поведение приносит болезни, приводящие к той или иной форме страдания. У страдания или дискомфорта двойная функция. Оно указывает, что в организме и поведении что-то не так. Нужно понять, что боль или дискомфорт — это не болезнь, а сигнальная система нашего тела и его Создателя. Аюрведа учит нас, что боль и дискомфорт лишь сообщают нам о том, что следует что-то исправить в организме и поведении. Если же мы будем лечить саму боль, мы подвергнем пациента большой опасности. Об этом забыла медицина 20 века. Боль – это предупреждение и сигнал, и лечить ее – все равно что убить гонца, который прискакал сказать, что территория подверглась нападению. Лечение следует понимать не как устранение боли и дискомфорта, а как восстановление здоровья, то есть равновесия сил в организме. Согласно аюрведе, чтобы восстановить это равновесие, необходимо убрать причину, вызвавшую дисбаланс. Когда здоровье будет восстановлено, боль и дискомфорт исчезнут, так как больше не нужны будут телу.

Нарушение равновесия функций организма вызывается тремя вещами:

  • неверным применением;
  • чрезмерным применением;
  • неприменением.

Примером неверного применения могут быть неверная трата времени (сон днем, бодрствование ночью, размышления во время отдыха), неправильная реакция на времена года (попытка ослабить жару ледяными напитками, прием горячего душа зимой и т. п.). Чрезмерное применение функций организма, согласно аюрведе, наиболее очевидно, оно может быть в еде, сексе, работе и др. Неприменение характеризуется неиспользованием тела, откладыванием того, что необходимо сделать (еда, жажда и т. д.), склонность избегать обязанностей и ответственности.

Простые физические нарушения легко выправить диетой, возвратом к правильному поведению, приемом общеукрепляющих растительных препаратов аюрведы. Болезни, глубоко угнездившиеся в уме, требуют длительного медикаментозного лечения (аюрведическими препаратами или гомеопатией), а также помощи духовных практик, бесед, диет и медитации.

Принципы питания в аюрведе

По аюрведе, соблюдение правильного рациона и режима приема пищи является краеугольным камнем в сохранении здоровья. Также большую часть уже возникших заболеваний можно вылечить изменением диеты на более правильную.

Базовые принципы питания аюрведы:

  • основной прием пищи должен быть в полдень по местному времени;
  • не приступать к обеду в возбужденном или расстроенном состоянии, сначала нужно успокоиться;
  • обстановка во время приема пищи должна быть спокойной, ничего не должно раздражать (шум телевизора, например), не стоит также отвлекаться или что-то читать;
  • после окончания трапезы аюрведа учит нас еще минут 5 посидеть за столом;
  • перерывы между приемами пищи — не менее 3 часов;
  • кушать нужно в положении сидя;
  • согласно аюрведе, принимать пищу следует лишь при наступлении чувства голода;
  • необходимо тщательно пережевывать еду;
  • не нужно торопиться во время трапезы;
  • следует воздерживаться от переедания (согласно аюрведе, рассчитывать порцию нужно так, чтобы не доедать ¼ до состояния сытости);
  • рекомендуется кушать еду, только что приготовленную (либо приготовленную в тот же день, а не вчерашние и позавчерашние блюда);
  • во время еды стоит воздерживаться от обильного питья (можно пить чистую теплую кипяченую воду);
  • молоко нужно употреблять отдельно, не смешивая с другими продуктами;
  • следует следить за сочетаемостью пищевых продуктов;
  • нужно использовать специи (в аюрведе считается, что они стимулируют пищеварение);
  • меню должно отвечать потребностям организма и текущему времени года;
  • важно соблюдать принцип аюрведического вкуса (в аюрведе выделяется 6 вкусов, которые должны быть в составе обеда или иного приема пищи);
  • кислые и соленые блюда, а также кефир нельзя употреблять на ночь;
  • стоит отказаться от соленой, жирной, кислой пищи.

Совместимость продуктов, согласно аюрведе

Несовместимыми считаются кисломолочные продукты и цитрусовые фрукты. Молоко нельзя совмещать с кислыми блюдами. Дыню нельзя одновременно есть с другими продуктами.

Читайте также:  Витамины отвечающие за здоровье кожи

В аюрведе не рекомендуется употреблять теплый мед. В разогретом до более 40 градусов виде он превращается в клейкую массу, которая прикрепляется к стенкам сосудов и становится причиной неблагоприятных изменений в организме. Мед очень полезен, если не подвергался нагреванию.

Нельзя употреблять одновременно молоко и продукты, богатые белком. В аюрведе считается, что молоко охлаждает, а белок согревает, сочетание эти групп продуктов ведет к образованию токсинов.

Не сочетаются между собой молоко и бананы. Согласно аюрведе, оба этих продукта охлаждают и являются тяжелыми для переваривания. Их сочетание вызывает многие болезни.

Источник

Аюрведа для чайников. 5 правил, которые продлевают жизнь и укрепляют здоровье

Чтобы мы имели крепкий иммунитет, пища должна быть не только полезной, но и хорошо усваиваться. С точки зрения аюрведы существует множество факторов, от которых зависит, сколько витаминов из еды мы получим. О всех тонкостях нам рассказала аюрведический диетолог Анна Лебедева, основатель проекта «Этика вкуса».

Что такое аюрведа?

Аюрведа — это древняя наука, которой уже более пяти тысяч лет. Ее основы были прописаны в самхитах (священных текстах индуизма), написанных на санскрите, не все из которых даже переведены на английский язык. Аюрведа рассматривает человека как единое целое, представляющее собой связь физического тела и ума. Она очень близка к природе, и так как пища — это наша основная связь с внешним миром, то в аюрведе очень хорошо разработана диетология, объясняющая, как пища может стать лекарством. Аюрведа показывает причины болезни: в отличие от традиционной медицины, данная наука различает шесть стадий болезней, и с ее помощью можно не только лечить заболевания, но и предупреждать их. Учитывание законов природы позволит пище хорошо усваиваться, а нам получать энергию, здоровье и иммунитет.

Конечно, пять тысяч лет назад экология и образ жизни человека были совершенно другими. Но уникальность аюрведы в том, что она не дает четкие инструкции, но описывает принципы, конституцию человека, первоэлементы природы, природу продуктов, климаты, местности. Эти принципы помогают улучшить качество жизни и на физическом, и на психическом уровнях. Они работают везде, вне зависимости от страны, города, времени.

Аюрведические манускрипты

Баланс первоэлементов по аюрведе

Согласно аюрведе, существует пять основных первоэлементов, которые в разных пропорциях находятся во всём — в продуктах, природе и человеке — это земля, вода, огонь, воздух, эфир. Одни продукты, например, яблоки, имеют более сухую природу — в них больше воздуха и эфира, а в авокадо с тяжелой, маслянистой природой — земли и воды. Есть эти первоэлементы и в каждом человеке, и от их баланса напрямую зависит наше здоровье.

Каждый человек имеет свою индивидуальную конституцию, в которой проявлены наиболее ярко три доши:

Вата доши — это люди худые, сухие, беспокойные, творческие, быстрые, коммуникабельные, легкие на подъем, иногда тревожные и беспокойные. У них много воздуха и эфира в теле.

Питта доши — яркие, темпераментные, лидеры, решительные, целеустремленные, иногда гневливые и вспыльчивые, с блестящей кожей и хорошими волосами. У них много огня и воды.

Капха доши — полные, тяжелые, добрые, любвеобильные, сострадательные, иногда нерешительные, ленивые. У них много земли и воды.

Вата, питта и капха доши

Интересно, что доши могут меняться в течение жизни: в детстве больше капхи – это возраст воды и земли, когда ребенок набирает структуру тела. Поэтому дети любят сладости, макароны – все то, что формирует их строение, поэтому совершенно необязательно запрещать детям сладкое – можно оставить сладкий вкус в виде натуральных сухофруктов, топинамбура и т.д. А еще в детстве можно употреблять больше молочных продуктов, в зрелом возрасте – меньше, а совсем свести к минимуму в старости, когда уже нет достаточной силы пищеварения.

Для каждой доши есть и свой режим питания. Вате следует питаться чаще, четыре раза в день небольшими порциями. Капха может легко остаться без завтрака или без ужина, им рекомендуется поститься один раз в неделю. Питта обычно питается три раза в день, но бОльшими порциями, чем вата.

Как сочетать ингредиенты по аюрведе

Аюрведа учит гармонизировать каждое блюдо и продукт с точки зрения превоэлементов. Например, брюссельская капуста, самая яркая из крестоцветных, имеет сухую и легкую природу, в ней много воздуха и эфира. Поэтому она может вызывать вздутия. Ее хорошо балансировать с помощью ингредиентов, в которых больше воды и земли — со сливочными соусами или с ризотто.

Также с помощью продуктов человек может гармонизировать себя. Например, тучным людям нужно употреблять больше подсушивающих и легких продуктов, тех же крестоцветных. Людям же худым и сухим лучше, наоборот, ограничить потребление брюссельской капусты, это может вызвать избыточный воздух и дисгармонию.

Существует шесть основных вкусов: сладкий, горький, соленый, острый, вяжущий, кислый. Каждый из них также связан с первоэлементами — горький состоит из эфира и воздуха, острый – из воздуха и огня, кислый – это огонь и земля, сладкий – вода и земля, соленый – вода и огонь. То есть вкус может оказывать непосредственное воздействие на наши первоэлементы в организме, и мы можем с их помощью находить баланс. Также аюрведа описывает 20 основных качеств продуктов: тяжелая, легкая, водянистая, жидкая и т.д.

Тепловое воздействие. Существуют продукты, специи, травы охлаждающие и согревающие. Например, два похожих цитрусовых — лайм и лимон, по своим действиям они совершенно разные: лайм будет охлаждать, а лимон согревать. Поэтому лайм лучше употреблять летом, а лимон — зимой. Кстати, людям с огненной природой, у которых при дисбалансе огня могут быть проблемы с ЖКТ, гастриты, повышенная кислотность, лучше всегда лимон заменять на лайм.

Эффект после переваривания. Пища может менять свои свойства в процессе переваривания. Например, банан и молоко — оба эти продукта имеют сладкий вкус, но если съесть молоко с бананом, то в процессе переваривания мы получим брожение, так как банан в кишечнике приобретает кислый вкус и молоко от него будет закисать. И вместо усвоения и получения полезных веществ, мы получим накопление токсинов.

Читайте также:  Признаки плохого состояния здоровья

Молоко вообще очень сложный продукт, его называют «лунным», так как употреблять его лучше утром или вечером — в другое время оно усваивается тяжелее. Молоко нужно пить только в теплом виде и со специями, куркумой, шафраном, кардамоном, которые способствуют лучшему перевариванию и снижению количества слизи. В свежие несладкие йогурты также рекомендуется добавлять свежую зелень и специи, кориандр, мускатный орех. Сыр тоже тяжелый для усвоения продукт — особенно его не рекомендуется сочетать с пасленовыми и бобовыми.

Молоко по аюрведе всегда употребляется со специями

Время употребления продуктов. Важно и то, когда и в какое время нужно есть тот ли иной продукт. Например, фрукты рекомендуется есть до обеда — в первой половине дня они лучше усваиваются, а во второй половине могут способствовать подбраживанию. Это связано с энергией солнца. Также фрукты не стоит есть после основного приема пищи, так как они быстрее перевариваются, и вместе со свежими овощами — для переваривания фруктов и овощей нужны разные ферменты. А вот сухофрукты и приготовленные фрукты (чатни, соусы) имеют другую природу, поэтому их можно добавлять в блюда с овощами.

Внимание к особенностям сезона

Аюрведа описывает шесть сезонов, а не четыре – это ранняя зима и поздняя зима, весна, лето, сезон дождей, осень. Каждый сезон имеет свои климатические особенности и рекомендации по употреблению продуктов и образу жизни. Согласно аюрведе, мы накапливаем иммунитет с августа по январь, а с января по июль расходуем его. Это касается не только питания, но и спорта, закаливания – так как с января по июль человек живет на «остаточном» иммунитете, поэтому рекомендуется активные занятия спортом и закаливания начинать с августа, а весной поддерживать приобретенную форму в более легком режиме на регулярной основе.

Весной, когда все тает, начинается сезон простудных и аллергических заболеваний — это «выходят» наши накопления за зиму. Человеку нужно уравновестить себя ровно противополжными качествами, то есть добавить подсушивающие продукты с горькими, вяжущими, острыми вкусами. Если человек и сам такой конституции, где много воды и земли, то ему не только весной, но и в другие времена года нужно обратить на это внимание. Если тучный человек будет весной есть молочные продукты, которые являются утяжеляющими, водянистыми, то потом не нужно удивляться, что у него отеки, ожирение, атеросклероз, депрессивное настроение, ленность и апатия.

Также весной важно избегать переедания и не употреблять тяжело перевариваемую пищу, холодную, жирную, кислую и сладкую. А вот немного острого, горького, сухого, вяжущего вкуса не повредит. Весной хорошо вводить в рацион свежие травы, ягоды, мед — они имеют подсушивающие и детоксицирующие свойства.

Летом накапливается жар, земля высушивается, поэтому не рекомендуются вкусы острые как чили перец, кислые, пряные, перченые, очень жирные, жареные.

Осенью хорошие вкусы — горький (полынь, куркума), сладкий и вяжущий. В рацион хорошо включать имбирный чай, специи, фенхель. Теплая вода и напитки улучшают пищеварение. Не нужно большое количество холодных и сухих продуктов.

Зимой мало разнообразной пищи, поэтому специи очень важны. Больше масла гхи (топленое масло) в рационе, чтобы согреваться. Важны зерновые, бобовые, но важно также не переедать. Теплые согревающие продукты в рационе. Полные люди и склонные к накоплению слизи, впадают в депрессию. Физические нагрузки помогают не накапливать слизь.

Во все сезоны продукты рекомендуется употреблять спелые, сезонные, которые не везли долго издалека.

По аюрведе любой продукт имеет собственную энергию

Разнообразие текстур, цветов и вкусов в блюде

Аюрведа не рекомендует есть безвкусную еду – она должна радовать глаз и вызывать эмоции. Контраст различных текстур, встречающихся в одном блюде – хрустящей, твердой, плотной, жидкой – дает определенное позитивное воздействие и от этого лучше вырабатываются ферменты. В западной кулинарии чаще всего встречаются сладкий, кислый и соленый вкусы, и часто не хватает горьковатого, вяжущего и острого. Такое сочетание может развивать в людях жадность, гедонизм и постоянно растущее недовольство.

Очень часто вкусы, которые мы предпочитаем, связаны с качествами нашего характера и нашим физическим самочувствием. Если человек хочет скорректировать характер и эмоции, то можно это сделать с помощью еды. Например, если мы слишком ленимся, то лучше есть меньше сладкого. А слишком темпераментным людям надо употреблять меньше острого.

Идеальное блюдо по аюрведе содержит все шесть вкусов, максимум текстур и цветов

У пищи должна быть правильная энергия

Необходимо заменять некоторые традиционные приправы, обладающие негативными свойствами, на более здоровые. Если человек культивирует энергию благости в своей жизни, то он будет здоров без лекарств. Если он живет невежественным образом жизни и питается невежественной пищей, то у него всегда будут проблемы на физическом и психическом уровне.

Всем известные лук и чеснок, которые являются ингредиентами множества блюд во всех кухнях мира, вводят в дисгармонию работу головного мозга и ухудшают концентрацию. По этой же причине эти продукты запрещено употреблять американским летчикам за сутки до полета. Аюрведа рекомендует использовать лук и чеснок в терапии при заболеваниях, в остальное время лучше использовать более здоровые альтернативы, например, асафетиду и др.

У каждого вида пищи есть энергия, от которой зависит, что мы получим из пищи:

Пища в благости. Даёт силу и жизненную энергию, здоровый иммунитет, делает счастливым и продлевает жизнь

  • Свежая пища с праной (жизненной энергией), проростки
  • Исключает невежественную пищу (ниже)
  • Молочные свежие качественные продукты
  • Спелые и зрелые продукты. Например, спелые и приятные на вид/вкус фрукты

Пища в невежестве. Притупляет, придаёт лень, ослабляет здоровье

  • Мясная пища, рыба и морепродукты (кроме водорослей), яйца
  • Грибы, лук, чеснок
  • Спиртное и интоксикации
  • Старая пища, несколько раз разогретая, замороженная

Продукты в страсти. Все со словом «слишком»

  • Слишком острая, слишком соленая, перченая, сухая
  • Кислые фрукты
  • Кислое молоко, сметана

Аюрведа рекомендует употреблять продукты преимущественно в энергии благости и исключать невежественную пищу, что со временем приведет к улучшению здоровья на физическом и психологическом уровне, и как следствие, улучшению качества жизни.

Источник

Adblock
detector