Произошло ДТП с общественным транспортом: что делать и работает ли ОСАГО?
- Общественный транспорт почти всегда принадлежит государственным учреждениям, отсюда следует, что и разбираться придётся с госструктурами.
- На все виды ОТ не исключена обязанность оформлять ОСАГО.
- Если в ДТП пострадали пассажиры маршрутного ТС, то им заплатит страховая компания перевозчика.
- Но с водителя, если он оказался виновником, могут взыскать износ и УТС.
- Также разницу между выплатой по ОСАГО с износом и ремонтом без износа можно взыскать и с организации перевозчика.
- Если имел место простой общественного транспорта, то виновный водитель заплатит за это из своего кармана.
По дорогам наших с вами городов ездит большое количество общественного транспорта, и у водителей велик риск попасть в ДТП с автобусом, троллейбусом или трамваем. Важно знать тонкости оформления данных происшествий и порядок дальнейших действий по получению выплаты за ущерб или самостоятельного его возмещения, ведь полис ОСАГО спасает не всегда и не от всего. В статье постараемся уделить внимание всем видам перевозчиков и наиболее актуальным ситуациям, а также приведём судебную практику 2021 года и выясним, могут ли получить выплату пассажирам перевозчика.
Кому принадлежит общественный транспорт?
Начнем с того, что выясним, кто же является владельцем и собственником всего этого многообразия техники. Ведь от этого будет зависеть, что делать далее после произошедшего ДТП с автобусом, трамваем или троллейбусом.
В разных городах названия организаций могут отличаться, но всех их объединяет то, что они городские, то есть владеет ими администрация или правительство города в лице различных комитетов по управлению имуществом.
Приведем примеры для трёх городов, в которых проживает наибольшее число жителей:
Москва в этом плане скорее исключение, здесь за всё отвечает одна структура – ГУП «МОСГОРТРАНС». Организация ведает всеми автобусами, троллейбусами и трамваями.
Санкт-Петербург
- СПБ ГУП «Горэлектротранс» – они занимаются трамваями и троллейбусами.
- СПБ ГУП «Пассажиравтотранс» – на них ответственность за городские автобусы.
Новосибирск
- МКП «Горэлектротранспорт» – осуществляют перевозку трамваями и троллейбусами.
- МКП «ПАТП №4» и МКП «ПАТП №5» – предприятия, которые осуществляют автобусные перевозки и перевозки маршрутными ТС (маршрутками). Отдельных сайтов этих предприятий не удалось найти, но есть сайт, где указаны все транспортные предприятия Новосибирска.
По остальным городам координаторы надземного автотранспорта легко ищутся поиском.
Есть ли у перевозчиков ОСАГО?
В соответствии с Законом об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности. Но какой транспорт подпадает под действие закона?!
В статье 1 Закона указано понятие, которое используется именно для целей ОСАГО:
Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Вспоминаем из ПДД, что дорога включает в себя не только проезжую часть, но и трамвайные пути. Получается, что автобусы, троллейбусы и даже трамваи обязаны иметь полис ОСАГО.
Попали в ДТП с общественным транспортом – что делать в первую очередь?
Хотя численность аварий с ОТ не такая и большая, риск попасть в неё есть. После происшествия необходимо выполнить необходимые требования ПДД, указанные в п. 2.5, п. 2.6 и в п. 2.6.1.
Особое внимание следует уделить возможным пострадавшим пассажирам в городском транспорте и на возможность движения других транспортных средств. Ведь за вред, причиненный жизни и здоровью людей, вы можете понести ответственность, в том числе и уголовную, а в случае простоя общественного транспорта по вашей вине придется оплатить упущенную выгоду.
И если в случае ДТП на полосе для маршрутных транспортных средств другие автобусы или троллейбусы в большинстве случаев смогут вас объехать и простаивать не будут, то если ДТП произойдет с трамваем, простоя не избежать. Однако, можно его минимизировать, убрав свой авто, если он мешает проезду трамваев во встречном направлении. Это как раз разрешается Правилами при условиях, процитированных в указанных выше пунктах.
Покроет ли ОСАГО, если я виновник?
Водитель, застраховавший свою ответственность по ОСАГО вправе рассчитывать, что страховая компания возместит ущерб в пределах 400 000 рублей, однако говорить о том, покроет ли ОСАГО весь ущерб, нельзя, не зная конкретный его размер.
Большинство водителей уже знает, что выплата страховке осуществляется с учетом износа. Исключением не станет и общественный транспорт. Повредив старенький автобус, водителю, возможно, придется доплатить разницу между выплатой по ОСАГО и реальной стоимостью ремонта новыми деталями.
Но это не все подводные камни, которые могут ждать водителя.
В ноябре 2018 года Останкинский районный суд г. Москвы удовлетворил иск ГУП «Мосгостранс» к водителю о взыскании утери товарной стоимости за повреждение нового трамвая. В том деле у водителя не было ОСАГО, но это особо ничего не меняет, ведь главное в этом деле – размер требуемой суммы. Государственное учреждение требовало почти 1 500 000 рублей компенсации УТС.
То есть, даже если бы у водителя было ОСАГО с лимитом в 400 000 рублей. Оно ему помогло не полностью, ведь страховая выплата включает в себя также и возмещение УТС!
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Мосгортранса и взыскал утрату товарной стоимости в размере 1 468 082 руб. 50 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 723 руб. 50 коп.
Апелляция изменила решение и взыскала с водителя только 100 000 рублей УТС вместо 1 468 082, но сделала это, вероятно, не совсем законно, поскольку апелляционное определение было отменено 2 Кассационным судом общей юрисдикции и дело было направлено на новое рассмотрение, которое состоится 28.04.2020 года (карточка дела, на дату написания статьи суда ещё не было).
Ключевой вопрос именно в размере утраты товарной стоимости, и как правильно его считать. Апелляция снизила сумму просто на своё усмотрение, право такое у них было, но должны быть и какие-то доказательства в деле, опровергающие 1.5 млн. рублей. Скорее всего, по делу будет назначена еще одна судебная экспертиза, которая и определит, как считать ущерб и его размер, ведь новая методика Минюста 2019 года для трамваев не подходит, но именно по ней изначально определяли размер утраты товарной стоимости.
Но это трамвай. Повредить новый автобус или троллейбус вероятность больше, так что практика таких дел будет только нарастать. Хотя, стоимость колесных ТС в разы меньше, чем стоимость трамвая, от которой считается УТС, но все равно внушительная, поэтому взыскиваемые суммы в 2021 году могут быть солидные.
Если пострадали пассажиры – можно ли получить выплату?
Лимит ОСАГО на выплаты пострадавшим в ДТП пассажирам в связи с причинением вреда их жизни и здоровью равен 500 000 рублей. И выплачивается каждому потерпевшему. Но в данном случае пассажирам общественного транспорта не видать выплат по ОСАГО. Объясняем, почему!
Процитируем определение потерпевшего из статьи 1 Закона об ОСАГО:
Потерпевший – лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинён вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинён вред, и пассажир транспортного средства – участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»).
Как видите, в законе прямо прописано исключение и дана ссылка на другой федеральный закон, по которому перевозчики страхуют свою ответственность.
Но это не значит, что платить за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, которые пострадали по вине водителя машины, придется этому самому водителю.
По действующему законодательству ответственность перевозчика наступает вне зависимости от вины его водителя в самом ДТП. В связи с этим, выплаты всем потерпевшим осуществляются исключительно в соответствии с Федеральным законом для перевозчиков.
Однако, сразу же встает вопрос о возмещении своих «потерь» страховщиками, которые выплачивают страховое возмещение по этому закону. И такие иски подавались страховыми и возможно подаются в 2021 году несмотря на то, что судебная практика не в их пользу.
Судебная практика
Примеры судебной практики, когда страховщикам было отказано в удовлетворении их требований к виновнику ДТП или дело было направлено на новое рассмотрение:
Дело под пунктом 2 рассматривалось почти всеми инстанциями, и по нему высказал свою позицию Верховный Суд РФ в Определении от 25 июня 2019 года по делу №46-КГ19-15. Мотивировочную часть этого определения можно встретить во всех указанных выше судебных постановлениях, таким образом, можно сказать, что ВС РФ поставил точку в этом вопросе судебной практики по ДТП с пострадавшими пассажирами в общественном транспорте, и у страховщиков не будет возможности взыскать ущерб в порядке суброгации с виновника аварии.
Виновник – водитель автобуса – что делать?
В случае, когда Правила дорожного движения были нарушены водителем общественного транспорта, и он (она) виноваты в ДТП, то оформление происшествия не отличается от оформления любой другой аварии. Закон об ОСАГО не запрещает даже оформить европротокол, но водители ОТ на это, как правило, не идут, поскольку в их инструкциях прописано вызывать и дожидаться сотрудников ДПС.
Как взыскать ущерб и получить выплату?
Получить страховое возмещение в рамках ОСАГО можно по стандартному алгоритму.
- Когда на руках будут все документы из ГИБДД, подаем в страховую заявление на выплату.
- Если страховщик не платит, не ремонтирует вашу машину, выплачивает недостаточно или отказывает в возмещении, то подаем ему заявление о разногласиях.
- Если и после этого ваши требования не будут удовлетворены в полном объеме, тогда необходимо обращаться к финансовому уполномоченному.
- При несогласии с его решением или если он не рассмотрел ваше обращение, тогда подаем в суд на страховщика.
Стоит ли вообще подавать в суд?
Если по результатам экспертизы (которую вам скорее всего придется провести) будет понятно, что рыночная стоимость ремонта превышает выплату по ОСАГО, тогда вместе со страховщиком необходимо привлекать в ответчики и собственника общественного транспорта и взыскивать разницу с него.
В таких делах есть свои плюсы. У данных организаций с большой долей вероятности есть деньги, и их в конечном итоге можно будет получить, а когда подобный иск подается к виновнику физическому лицу, то не факт, что после суда удастся еще всё присужденное с него получить.
Придётся ли платить за простой?
Здесь можно сразу и коротко ответить: да, придется!
Попав в ДТП на трамвайных путях или под линией троллейбусов, вы тем самым остановите движение на них. И хорошо, если движение встанет только в одну сторону, тогда и сумма простоя будет меньше.
Поэтому, находясь на месте ДТП, учтите, что у водителя есть обязанность освободить проезжую часть если машина мешает движению другого транспорта. Хотя трамвайные пути – это не проезжая часть, но освободить их всё же не помешает.
При этом, стоит помнить о том, что смысл убирать машину есть только тогда, когда не проехать встречному трамваю. Так как тот трамвай, с которым вы попали в ДТП, не сможет освободить трамвайные пути и не поедет дальше по маршруту, пока не приедут сотрудники ГИБДД.
В случае с троллейбусами нужно смотреть по обстановке, если троллейбусы смогут объехать поврежденные авто, тогда повезло, если нет, тогда встанут и они.
С городскими автобусами проще, они в большинстве случаев смогут объехать аварию и продолжить движение по маршруту.
Время простоя будет зависеть от того, как быстро на место ДТП приедут сотрудники полиции, но, к сожалению, вряд ли на них можно будет перенести часть ответственности за долгий простой общественного транспорта.
В суд организация перевозчик может предоставить следующие документы (перечень не обязательный, просто для примера):
- справка об остановке движения общественного транспорта.
- выписка из станционной ведомости.
- акт ревизора безопасности движения и (или) диспетчера.
- расчет размера ущерба на основе Методики определения ущерба, причиненного вынужденным простоем городского транспорта.
- объяснительная водителя автобуса, трамвая или троллейбуса, участвовавшего в ДТП.
Сколько насчитают?
Требуемая сумма всегда разная и зависит в том числе от того:
- как долго стоял транспорт,
- были ли организованы пути объезда,
- конкретный город или регион, где произошло ДТП с общественным транспортом.
Вот пример дела, где Сосновский районный суд Челябинской области взыскал с водителя 52 855 рублей убытков. И дело дальше второй инстанции не ушло.
А вот пример, когда дело дошло до Шестого кассационного суда общей юрисдикции при сумме требований 913 рублей 50 копеек.
При этом, как указано в подпункте б пункта 1 ст. 6 Закона об ОСАГО, возмещение упущенной выгоды не относится к страховому риску по ОСАГО, и за простой общественного транспорта водителю придется платить из собственного кармана.
Источник
Компенсация за ДТП в общественном транспорте – куда обращаться?
Вопрос с компенсациями в принципе непростой, а если он касается получения травм, то вовсе представляет собой бюрократический квест. В статье мы разберемся, как пассажиру общественного транспорта в России получить компенсацию за попадание в ДТП и понесенный в нем ущерб, куда обратиться и с какими документами на руках.
ОСГОП – что такое и чем поможет?
Не всякая травма подлежит компенсации, но важно понимать: любой пассажир автобуса, троллейбуса, трамвая считается застрахованным с той минуты, когда переступил порог салона транспорта.
В соответствии с федеральным законом, российский общественный транспорт подчиняется системе ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика). Любой перевозчик обязуется страховать свою ответственность за дорожно-транспортные происшествия в страховой службе, а каждый пользующийся транспортными услугами человек вправе надеяться на выплаты в случае ущерба его здоровью. К системе страхования не относятся такси, электропоезда и метро – они подчиняются иным законодательным актам.
Статус пассажира
Пассажир – гражданин, заключивший договор перевозки. Такой договор заключается автоматически с момента, когда человек зашел в автобус или другое транспортное средство. Фирма, выполняющая перевозки на регулярных маршрутах, предоставляет всем одинаковые услуги. Человек, зайдя в транспорт, демонстрирует согласие с условиями, а значит, договор действителен. С этого момента пассажир – застрахованное лицо.
Билет, полученный после того, как проезд оплачен, это только часть доказательств заключенного договора. При возникновении спора проездной документ является важным – имея его на руках, гораздо проще доказать, что вы являлись пассажиром. Однако даже когда талончика нет, компенсацию за аварию получить вполне возможно. Веским подтверждением станут видеозаписи с камер в салоне – они установлены в любом транспорте общественного пользования в больших населенных пунктах, а также показания других пассажиров и протокол сотрудников автоинспекции.
Полиция и скорая помощь
Если в аварии обнаружились погибшие, раненые, то очевидцы или участники в обязательном порядке вызывают специальные службы – полицию, скорую помощь. Полицейские фиксируют факт происшествия, возбуждают дело, медработники же помогают тем, кто пострадал.
ПДД предписывают всем водителям вызывать специальные службы под страхом административной или уголовной ответственности – она зависит от масштаба вреда, нанесенного участникам дорожного движения.
К примеру, ночью рейсовый автобус на подмосковной трассе попал в ДТП, будучи пустым. Водитель не смог вызвать полицию или скорую, так как его смартфон был разбит, а сам он нуждался в помощи. Проезжавший мимо водитель мотоцикла заметил аварию и осознавал, что человеку скорее всего нужно помочь, однако не счел необходимым затормозить и позвонить в экстренные службы. В таком случае мотоциклиста по закону оштрафуют – полицейские определят его личность и отыщут его. Представим, что водитель упал в обморок, или его травмы оказались серьезными для жизни: за бездействие мотоциклиста вообще могли бы посадить за решетку.
Тот, кто пострадал, не обязательно должен дожидаться врачей или полицейских – он вправе добраться до ближайшей поликлиники сам. При попадании в дорожное происшествие вам нужно оперативно обратиться в медучреждение, чтобы зафиксировать телесный вред. Это сыграет вам на руку в случае возникновения спорной ситуации с перевозчиком: будет куда проще доказать, что травмы вы получили в результате ДТП, а не при других обстоятельствах. Чем большее время пройдет между аварией и обращением, тем труднее будет установить связь между произошедшим и травмой.
Сотрудники полиции навестят пострадавшего в стационаре либо дома, с целью уточнить обстоятельства для корректной квалификации правонарушения. Что делать, если почему-то полиция еще не приехала? Наберите по телефону ГИБДД сами и сообщите о себе: сотрудники обязаны зафиксировать, что пассажир пострадал в дорожной аварии – вам это пригодится для получения медицинского заключения и выплат.
Объяснения пострадавшего оформляют в протокол об административном правонарушении. Протокол работники ГИБДД забирают, чтобы приложить к материалам дела. Внизу протокола пострадавший ставит подпись, но предварительно перепроверяет данные. Там должно быть прописано, что вы пострадали именно в аварии – это необходимо вам для получения компенсации. Удостоверьтесь, что в бумагах верно указаны место, время происшествия, государственные номера, если вы их запомнили.
Протокол об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении
Медицинское освидетельствование
Если пострадавшего не забирают на скорой с места ДТП и он приходит в приемный покой самостоятельно, ему нужно проинформировать доктора, где именно получено увечье. Правоохранительная структура и здравоохранение начнут сотрудничать – это значительно ускорит процесс выдачи документов.
Полиции для отчетности понадобится справка о здоровье пострадавшего, и медперсонал сразу будет в курсе, что подготовить.
От врачей требуется лишь справка – из текста должно быть понятно, что потерпевший получил ущерб в результате дорожно-транспортного происшествия. Справку выдадут уже после выздоровления, так как в процессе терапии могут возникать осложнения.
Пример справки
Черепно-мозговая травма – однозначно страховой случай. Но не любое увечье может быть компенсировано. К примеру, потеря одного зуба еще не повод для выдачи денег. Потерять кусочек языка до 1 см (например, прикусить во время столкновения двух транспортных средств) – тоже, а вот если больше сантиметра, то случай признается страховым и имеет основание для оплаты. Ожоги или обморожение должны занимать до 3% всей площади кожи, чтобы человек мог получить возмещение.
Если потерпевший умер, то компенсацию получают его родные, но по его страховому полису. Обычно эти деньги идут на организацию достойных похорон – чтобы провести процедуру погребения, накрыть поминальный стол, в последствии заказать памятник. Полученные средства расцениваются как возмещение расходов на похороны, и получателем не обязательно становится родственник. Выбрать и заказать надгробие из гранита и других материалов можно на сайте pamiatnikgrodno.by.
Когда человек попадает в аварию, он и его близкие испытывают сильнейший стресс, и в такое время ему совсем не до компенсаций – выжил, и на том хорошо. Однако важно не растеряться и совершить ряд действий, которые потом помогут получить деньги за ущерб: не из соображений корысти, а например, для лечения и реабилитации – на покупку лекарств, процедуры, обследования, уход. Для этого необходимо озаботиться сбором документов еще в процессе разбирательства, по горячим следам.
Список страховых случаев
Какие документы необходимы для компенсации за ДТП?
Центробанк РФ издал специальное указание, содержащее список необходимой документации, чтобы получить страховую выплату по ОСГОП.
- Заявление на выплату страхового возмещения. Тут следует указать число, время и место аварии, название перевозчика, реквизиты для денежного перевода.
- Ксерокопия паспорта пострадавшего либо любой документ, удостоверяющий личность (к примеру, военный билет или водительское удостоверение).
- Документы, полученные от сотрудников органов правопорядка – копии протокола об административном правонарушении или постановление о прекращении делопроизводства. Их выдаст ГИБДД после того, как будут выяснены необходимые детали и выздоровеют все потерпевшие.
- Справки – подтверждение вреда здоровью. Их выдаст медик в общем порядке.
- Справка о произошедшем в транспорте событии. Эту бумагу оформляют на основании приказа Министерства транспорта РФ. С вашей стороны достаточно уведомления, что данная справка нужна. Контакты перевозчика вы можете посмотреть в самом транспортном средстве или спросить у сотрудников дорожной инспекции. Выдать вам справку – обязанность перевозчика, а не право.
Перевозчик может проигнорировать требование выписать вам справку, особенно если вы обратитесь к нему устно, поэтому необходимо сделать официальный запрос в письменной форме. Есть вариант запросить такую же справку у сотрудников ГИБДД и сделать копию.
Так выглядит выписка из медицинской карты больного
Куда идти за выплатами и сколько есть времени?
За получением денег придется идти в страховую компанию, но не вашу, а перевозчика. Узнать о том, где именно обслуживается перевозчик, вы можете на сайте Национального союза страховщиков, заполнив специальную форму: введите дату и государственный номер автобуса, троллейбуса или иного транспортного средства. Госномер указан в протоколе о правонарушении, поэтому записывать или пытаться запомнить комбинации не придется.
Пострадавший в ДТП имеет право обратиться за выплатой в любое время, когда ему удобно – на следующий день или спустя полгода. Для страховщика срок куда строже – он должен выплатить компенсацию либо дать обоснование отказа в течение 30 календарных дней с того дня, как к нему обратился потерпевший.
Если этот срок упустить, то начнет начисляться пеня – 1% суммы, которую задолжал страховщик. Пеня не может превышать сумму выплаты.
Форма запроса сведений о договоре обязательного страхования перевозчика
Расчет суммы компенсации
Минимальная страховая выплата высчитывается согласно постановлению правительства № 1164. В соответствии с общим правилом, всю сумму выплаты потерпевший получает по завершении лечения. Если здоровью был нанесен тяжкий вред, то частично деньги можно требовать заранее. Для этого необходимо получить медсправку до завершения терапии и отправить ее в страховой орган вместе с заявлением о выплате, протоколом об административном правонарушении и справкой о случившемся инциденте.
Минимальная сумма, на которую перевозчик страхует свою ответственность, составляет 2,5 млн руб. 2 млн – на страхование здоровья. То, каким будет процент от двух миллионов, положенный потерпевшему, будет зависеть от степени серьезности нанесенных в ходе аварии травм и периода восстановления.
К примеру, в постановлении указано: сотрясение мозга гражданин получил в результате ДТП, лечение составит от 10 до 28 дней, и компенсация будет равняться 3% от суммы страхования.
Расчет будет следующим:
- х = 3 х 2 00 000 / 100 = 60 000 (руб.).
60 тысяч рублей – вот минимум, на который может рассчитывать пострадавший в ходе аварии пассажир с сотрясением мозга.
Что нужно запомнить?
- Сразу же обращайтесь к медикам – вызывайте скорую или езжайте в больницу в кратчайшие сроки сами.
- Попросите оригиналы медицинских заключений – выписки из амбулаторной карточки.
- Соберите документы из полиции и ГИБДД: копии протоколов и постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
- Запросите документ от перевозчика о случившемся: напишите ему официальное письмо, сообщите, кто вы такой и что вы попали в аварию, проезжая на принадлежащем ему транспорте.
- Весь пакет документов отправьте в страховую службу в подходящее вам время. Чтобы узнать, куда отправлять, воспользуйтесь поиском на сайте Национального союза страховщиков или обратитесь к сотрудникам ГИБДД.
- В заявлении пропишите свои реквизиты в банке, чтобы вам направили деньги. Остается дождаться выплаты средств – это займет не более 30 дней.
Бесплатная юридическая консультация по телефону!
Если у Вас возникла ситуация, в которых требуется квалифицированная помощь специалистов, досконально владеющим законодательством — позвоните по одному из указанных номеров. Лучшие юристы ежедневно приходят на помощь в самых сложных жизненных ситуациях.
Специалисты Юридического бюро окажут бесплатную юридическую консультацию и необходимые юридические услуги для разрешения Ваших проблем.
Источник